Спросить
Войти

Трансформация системы органов государственной власти и управления в Туве (конец XVIII – первое десятилетие XX вв. )

Автор: указан в статье

УДК 929.733

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10046

Салимаа Сергеевна Ховалыг, Тувинский государственный университет,

г. Кызыл, Россия

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ТУВЕ (КОНЕЦ XVIII - ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВВ.)

В статье на основе архивных источников и этнографических материалов изучаются проблемы трансформации системы государственной власти и управления в Туве в конце XVIII - первом десятилетии XX вв. Автор раскрывает формирование и трансформацию системы органов государственной власти и управления Тувы. Новизна статьи в том, что впервые проанализированы проблемы и противоречия, вызванные совмещением властных и управленческих функций, рассмотрено взаимодействие созданных органов управления с традиционными.

Salimaa Khovalyg Tuvan state university, Kyzyl, Russia

TRANSFORMATION OF THE SYSTEM STATE POWER AND ADMINISTRATION IN TUVA (THE END XVIII - THE FIRST DECADE Of XX CENTURIES)

The article aims to study the transformation of the system state power and administration in Tuva (the end XVIII - the first decade of XX centuries). Based on archival sources and ethnographic materials, the article studies the problems of transformation of the system of state power and administration in Tuva at the end of the XVIII - the first decade of XX centuries. After the establishment of the domination of the Manchu Ch &ing dynasty on the territory of Tuva tribes was held administrative and territorial reform, and introduced new military ranks, titles of nobility, insignia, which gradually began to displace the old titles and ranks. The author reveals the formation and transformation of the system of public authorities and administration of Tuva. The novelty of the article is that for the first time the problems and contradictions caused by the combination of power and management functions are analyzed, the interaction of the established management bodies with traditional ones is considered.

В современной России, когда продолжается процесс реформирования органов государственной власти и управления немаловажным представляется обращение к историческому прошлому и изучение истории возникновения и дальнейшего развития системы органов государственной власти и управления. Изучение системы государственных органов власти и управления Тувы занимает важное место в понимании процесса принятия государственных решений, способствующих эффективному управлению делами общества и эффективному функционированию государства. Государство осуществляет свои задачи по управлению различными сферами жизни общества при помощи, специально созданного механизма - государственного аппарата. Неотъемлемым элементом государственного аппарата является государственный орган. Государственный орган создается по воле государства и действует от его имени.

Формирование системы государственных органов власти и управления в Туве происходит в конце XVIII в., после завоевания тувинских племен маньчжурской династией Цин в 1757 году. С целью закрепления власти императора на вновь завоеванных землях среди кочевников была проведена административная реформа, преобразовавшая княжеские уделы в хошуны [5] -военизированные административно-территориальные единицы. Хошуны были разделены на сумоны [4], а сумоны состояли из арбанов [2]. В случае необходимости один арбан должен был выставить в солдаты 10 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет [2. 1828: 100], а один сумон - 150 всадников в полной боевой экипировке. Шесть сумонов образовывали один полк, пять полков составляли дивизию, а пять

дивизий - корпус [1. 1910: 371]. В 1759 г. тувинские племена были разделены на четыре хошуна: 1) Тесийнгольский (Тес-Хемский, Оюннарский); 2) Хемгольский (или Салчакский); 3) Тоджинурский (Тоджинский); 4) Хубсугульский (Хасутский) [4. С. 38-39].

Государственное управление тувинскими хошунами было организовано путем создания в 1762 г. института Бугуде-дарга (Всеобщего управителя) амбын-нойона [1]. Сам амбын-нойон с 1768 г. был подчинен цзянцзюню - наместнику китайского императора в Северо-западной Монголии, ставка которого находилась в г. Улясутай [5. С. 19 - 28].

В 1764 г. в результате раздела тувинских племен, подчиненных монгольскому князю, между его сыновьями было образовано еще два хошуна: Даа (Хемчикский) и Бээзи. Управление Даа (Хемчикским) хошуном было передано Бугуде-дарга амбын-нойону, а Бээзи хошун остался под властью монгольского князя.

В 1787 г. амбын-нойоном впервые стал тувинский зайсан [3] Дажы, сын Хурулмая, в начале ХУШ в. поднявшего восстание против маньчжур. Таким образом Дажы становится родоначальником династии тувинских правителей.

В 1878 г. Хубсугульский хошун был переименован в Хасутский и перешел под непосредственное управление цзяньцзюня в Улясутае, сохранив погранично-податные повинности по отношению к тувинскому амбын-нойону [3. 1883: 12].

Кроме упомянутых шести хошунов были еще тувинские хошуны, входившие во владения северомонгольских князей (Маады-Чооду, Шалык-Сартул), а также хошуны тувинцев, кочевавших в Монгольском Алтае, управлявшиеся наместником императора, находившегося в г. Кобдо.

Таким образом, в результате проведенной реформы к концу ХУШ в. в Туве была создана военизированная административно-территориальная система органов власти и управления. Свое юридическое оформление эта структура получила в 1789 году в кодексе законодательства манчжурской династии Цин - «Лифаньюань цзэли» («Уложение китайской палаты внешних сношений»). Основой единицей образованной государственной власти на территории Тувы стала система управлений, охватывавшие несколько уровней: всеобщее управление, хошунное, сумонное и арбанное. Ранее было уже сказано, что институт Бугдийн-дарга (Бугуде-дарга) амбын-нойона возглавил все тувинские хошуны. Главой хошуна после проведенной реформы стал угердаа (угерда) [6], утверждаемый в должности в Улясутае по представлению амбын-нойона. Управление сумонами было передано чангы, арбанами же - арбан-даргазы. Если первые чиновники возглавившие администрации были представителями старой родовой аристократии зайсанов, то в последующем по разным причинам они заменялись лицами, выслужившимися из низов. Родовой титул зайсан на тувинском языке «чейзен» сохранился в наименовании главы отдельных сумонов, находившихся под непосредственным управлением монгольских князей.

Таким образом, проведенная реформа привела к трансформации не только социальной организации общества, но системы власти и управления, - родовые правители (зайсаны) были заменены назначенными чиновниками, получившими военные и гражданские полномочия с распределенными обязанностями в соответствии с чином и должностью. На территории тувинских хошунов стали действовать нормы имперского законодательства, специально подготовленные для подчиненных земель и народов. Однако, следует отметить, что тувинское чиновничество, сформировавшееся в сложных условиях подчиненного положения имперскому Китаю, сумело найти способ сохранить свой прежний социальный статус - линия родовых правителей зайсанов сохранилась до начала прошлого столетия в лице амбын-нойонов и угердаа. Чиновник являлся значительной фигурой на окраине, являясь не только проводником государственной политики, но и оказывая определенную долю влияния на культуру, общественное поведение и сознание. Сформировавшийся государственной аппарат Тувы был не только одним из звеньев маньчжуро-монгольской администрации, но и сам составлял центр локальной власти, игравший значительную роль эффективном функционировании государства.

Примечания:

1. Амбын-нойон (тув.) - от амбань (маньчж.) (переводимое на монг. словом сайт - титул для лиц, назначаемых пекинским правительством на высшие государственные должности и нойон (монг.). Нойон (ноян, ноин) - старинный монгольский княжеский титул, означающий владетельного князя. Амбын-нойон - титул, которым в Туве именовали высшего правителя, которому были подчинены тувинские хошуны. Титул тувинского амбын-нойона переходил по наследству.
2. Арбан (монг.) - десяток, десятидворки, здесь: мелкая единица военно-административного деления. В тувинских арбанах дворов было более 10, иногда и более 20.
3. Зайсан (кит. цзай-сян) - первоначальное употребление этого титула наравне с титулами тайби, тайши восходит ко времени Юаньской династии в истории монголов (ХШ-ХГУ вв.). Это правители аймаков, начиная со второй половины ХУ в. - они представляли институт родовых начальников.
4. Сумон (тув. суму) - в современном тувинском языке слово сумон, суму используется для обозначения сельского поселения.
5. Угерда - а также огурта, огурда, ухерида, ухэр-да, у Потанина - ухырда. Угерда (по-китайски цзун-гуань) - правитель, пользовавшийся правами дзасаков (монг. - правитель княжества, не удостоившийся княжеской степени, но пользовавшийся всей полнотой власти в подведомственной ему территории); однако должность считалась не наследственной, а выборной - с последующим утверждением цзянцзюнем.
6. Хошун (монг.), кожуун (тув.) - в современном тувинском языке слово в форме кожуун по-прежнему используется для обозначения муниципального района.

Источники и литература

1. Бруннерт И.С., Гагельстром В.В. Современная политическая организация Китая. Пекин, 1910. 380 с.
2. Липовцев С.В. Уложение Китайской палаты внешних сношений. Пер. с маньчжур. Т. Г. СПб, 1828. 362 с.
3. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883. 372 с.
4. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., Наука, 1969. 401 с.
5. Ховалыг С.С. Чиновничество Тувы в конце ХУГГГ-ХХ вв.: проблемы формирования и функционирования аппарата. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2016. - № 1 (23). - Элиста. С. 19 - 28.

УДК 37.014.53

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10047

Наваанзоч Х. Цэдэв Монгольский Национальный университет г. Улан-Батор. Монголия

ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ ИЛИ НУЖНЫ ЛИ ОБЩЕСТВУ НЕВОСПИТАННЫЕ

ЛЮДИ?

В настоящей статье мы затрагивали проблему современного образования на конкретных статистических данных, связанных с преступностью и пришли к выводам, что в области образования ныне обращают внимание лишь на обучение учащихся, а их воспитание просто забыто. Ключевые слова: воспитание, социализация, преступность, негативные последствия, образование как товар, образование возможно покупать, можно и продавать образование.

Navaanzoch H. Tsedev Mongolian National University Ulaаnbаator, Mongolia

IS IT NECESSARY PEOPLE WHO ARE NOT WELL EDUCATED IN SOCIETY?

Present issue of education which is based on detailed facts relating to the crime, focuses on teaching the students in education sector but not considering real education.

Эпоха реформ и перемен, начавшаяся в Монголии после распада социалистической системы, обострила проблемы нравственного воспитания молодежи. Глобализация требует развития компетенций необходимых для информационного общества, не обращая внимания на морально-нравственные ценности. Техническое усовершенствование процесса образования становится главной целью реформирования. Погоня за технологичностью общества привела к печальным результатам, о чем свидетельствует рост преступности в современном монгольском обществе.

Приведем некоторые цифры, связанные с преступностью в монгольском обществе.

чиновник чейзен (зайсан) традиционное общество угердаа амбын-нойон Урянхайский край государственное управление комиссар по делам Урянхайского края заведующий переселенческим управлением the official
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты