Спросить
Войти

О роли историко-культурных факторов в формировании традиционных рынков Дагестана

Автор: указан в статье

бюджетных средств, сокращения расходов на содержание аппарата управления и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти в Республике Дагестан ведется целенаправленная работа по совершенствованию организационной структуры правительства.

Таким образом, кардинальные изменения, происходящие в занятости населения региона по сферам общественного производства и секторам экономики в целом, носят позитивный характер. Они объективно обусловлены процессами, развивающимися в социально-экономической жизни республики, и отвечают стратегическим целям и задачам формирования рациональной и эффективной структуры занятости, базирующейся на сосуществовании и функционировании многообразных форм собственности и организационно-экономических структур1.

Вместе с тем сложившееся соотношение распределения рабочей между народного хозяйства и секторами экономики не следует считать оптимальным и завершенным. Учитывая существенное отставание республики в обеспеченности объектами и услугами социальной сферы, следует считать, что более ускоренное развитие непроизводственных отраслей является необходимым условием стабилизации общественно-политической ситуации в регионе. Опережающее развитие отраслей, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения при адекватном росте занятых, призвано способствовать повышению уровня благосостояния и качества жизни населения.

Гаджиев А. Г.

О роли историко-культурных факторов в формировании традиционных рынков Дагестана2

Особенности рынков Дагестана исторически обусловлены во многом природно-географическими факторами. Из этих факторов особо надо выделить орогеографи-ческие особенности: вертикальную зональность, географическую расчлененность, климатические перепады, изолированность от окружающего мира и т.д. и т.п. Эти обстоятельства исторически обусловили формирование локальных этнокультур, культурную черезполосицу, наряду с общими культурными традициями. Необходимость выживания в жестких условиях тесно связывали историю и экономику гор, предгорья и равнины. Обмен как в натуральном виде на ранних стадиях развития, так и в товарно-денежной форме накрепко связывали этнические и экономические зоны. Они в свою очередь дополнительно укреплялись родо-племенными политическими союзами народов Дагестана (вольными обществами). Центростремительные тенденции были значительно сильнее центробежных. Известно, что дагестанские

1 Фетисова Э.Н. Трансформация трудовых отношений на рубеже XX - XXI вв. - Пенза, 2001.
2 Публикация финансируется РГНФ - проект 04-02-00081 а

народы значительно менее конфликтовали между собой, чем рядом расположенные аулы, принадлежащие одной и той же национальности. Последние, например, нередко из-за потравы увлекались межевыми спорами, которые то и дело заканчивались как одиночными, так и массовыми конфликтами, а то (очень редко) и «кровопусканием». Основными субъектами товарообмена как в натуральной, так и в денежной форме выступали горы о- предгорье о- равнина, что было обусловлено спецификой (профилем) хозяйственного развития. Горы и высокогорье изобиловали богатой травой альпийскими пастбищами, где летом хорошо выкармивались крупный и мелкий рогатый скот. На зиму скот перегоняли по специальным скотоперегон-ным трассам на равнинные зимние пастбища. Скот частично оставался в горах на скотофермах и скотодворах. Равнина была также основным источником зерновых культур, хлеба. Своего хлеба в горах хватало от силу на 2-3 месяца, в остальное время хлеб в горы доставлялся на арбах, повозках с равнины.

Предгорье представляло собой буферную зону между горами и равниной, имеющую возможность культивирования многопрофильного хозяйства, включая полеводство, садоводство и бахчевые культуры и составляло в хозяйственном плане наиболее благополучную зону, составляя хотя и относительно небольшую часть территории Дагестана, в силу чего предгорье часто становилось объектом вооруженных претензий не только со стороны местных народов, но и кочующих по каспийской низменности племен и народов...

После Кавказской войны и присоединения Дагестана и Северного Кавказа к Российской империи возникли условия, открывшие перед дагестанскими народами возможности проникновения на весьма емкий российский рынок, а также на рынки Европы и Азии. За сравнительно короткий период продукция дагестанских умельцев (оружие, утварь, украшения, одежда и т.д.) проникли на рынки России и сопредельных стран, где пользовались огромным спросом и успехом, побеждали на мировых и российских выставках, конкурсах.

Дагестан стал также производителем и поставщиком на российский рынок скота, зерна, морепродуктов, технических культур, фруктов, коньячно-винной продукции и т.д.

После Октябрьской революции 1917 г., как известно, произошли значительные изменения, как в политике, так и в экономике, как в России в целом, так и в Дагестане, в частности. Уничтожены были условия свободного выбора, как в политике, так и в экономике. Скована была возможность выбора формы собственности, сферы деятельности.

Хозяйственная специализация регионов Дагестана в значительной степени повлияла на социальные, политические и экономические связи регионов и региональных центров, укрепляла их социальную, политическую и экономическую роль. Известные политическая и экономическая роль и значимость Казы-Кумуха, Хунзаха, Кайтага, Акуша и Цудахара, Дербента, Табасарана, Дженгутая и Казанище, Темир-Хан-Шуры, Хасав-Юрта и т.д. как в экономической, так и в политической жизни Дагестана. Как известно, в эти центры прежде сходились и военно-политические и экономические связи внутри Дагестана.

Экономика Дагестана, основанная исторически на традиционных корнях, устойчиво развивалась, судя по историческим, нарративным и археологическим данным на протяжении многих тысячелетий. Судя по тому, что на рубеже нашей эры уже существовала, в основном, современная этническая карта Дагестана, можно предположить наверняка и о сложившейся политической, и экономической жизни народов Дагестана.

Походы скифов, сарматов, гуннов, греков, римлян - цивилизованных народов тех времен не прошли бесследно для народов Кавказа в целом и Дагестана, в частности. Судя по тому, что этнические потоки на территорию Кавказа, в том числе и Дагестана, шли с юга, с территории Малой и Передней Азии, народы этих территорий несли с собой и соответствующий облик культуры, оставлявший отпечаток на культуре, экономике народов Дагестана и Кавказа, следы которого не стерлись и поныне, о чем свидетельствует и археологические, и исторические, и этнографические, и лингвистические особенности народов Дагестана.

Через Дагестан, как известно, пролегал Великий Шелковый путь, что также способствовало вхождению этого района в цивилизованные процессы, охватывающие Восток и Запад.

На рынках Дагестана структура и ассортимент товаров был весьма широким и разнообразным: крупный и мелкий рогатый скот, овощи, фрукты, зерно, мука и лучшие изделия ткани, одежда, обувь, оружие, утварь и т.д. и т.п. Торговали и живым товаром - рабами, добытыми в основном во время набегов на соседние территории (Грузия, Армения, Азербайджан и т.д.) или перепродавали их. И об этом сохранились не только изустные воспоминания, но и литературные записи, предания о том, что в том или ином ауле тот или иной топум (род) являются выходцами из такого-то соседнего региона. Ассимилировавшись в местной среде они во многом предопределили несомненно внешние достоинства и исконные черты, в частности и трудолюбие своих народов. С собой эти представители привнесли частицу духовной и материальной культуры соседних народов, традиционный опыт, что обогащало культуру местных народов. В качестве примера можно ссылаясь на жителей сел Кума, Куркли Лакского района Республики Дагестан. Жители селения Кума в антропологическом плане достаточно заметно отличаются от жителей соседних аулов, в частности, от жителей селения Куркли, которое расположено совсем рядом от селения Кума - всего 0,5-1,0 км. Жители соседних селений замечают, что жители села Кума антропологически похожи на выходцев из более южных регионов - на армян, в частности, они более темноволосы, заметно смуглее и т.д. Они же отличаются тем, что выращивают различную зелень, овощи (огурцы, помидоры, кинза и т.д.) отменные кулинары, за что они от жителей соседних аулов получили шутливую кличку «огурцоеды», что воспринимается с должным юмором. Надо сказать, что сохранению и накоплению во времени внешних антропологических особенностей жителей и

навыков культуры в Дагестане способствует во многом замкнутый характер брачных отношений - эндогамия, имеющая тысячелетнюю историю. Выходцы из села Кума трудились и в качестве поваров, кондитеров в различных местах Дагестана, Закавказья и России. Жители села Куркли в основном занимались помимо выращивания злаковых культур, кукурузы, изготовлением кавказского сукна, из которого шили, в частности, различную одежду (черкески и другую верхнюю одежду и т.д.).

Еще выше в горах от этих двух сел на уровне более 2 тыс.метров располагался аул Турчи. Здесь можно было по климатическим условиям выращивать только картошку, бобовые (горох, бобы). Жители этого села, промышляя по деревням Северного Кавказа, прежде всего Чечни и Ингушетии, искусно пользовались приемами внушения (гипноза, шантажа) для получения определенной, а иногда и солидной мзды за изгнание домового, «шайтана» из жилища и т.д. и т.п.

Почти каждое селение Дагестана помимо общего сходства в облике сельскохозяйственных культур имели свою специфику в хозяйственной деятельности, что служило основанием для формирования рыночных связей, товарного обмена как внутри, так и между селами. Из общего числа сел постепенно исторически выделялись селения, на территории которых возникали рынки («базары»). Чаще всего они возникали на территории больших сел, имеющих заметную и экономическую, и ад-министративно-политическую роль, доступных в территориальном плане и т.д. Чаще рынки располагались в административно-территориальных центрах региона. Например, в столице ханств: Кази-Кумухского ханства городе Кумухе, Тарковского шам-халства (г.Тарки), в г.Темир-Хан-Шуре (ныне г. Буйнакс), г.Дербенте и т.д.

Рынки (базары) функционировали по определенным дням в нерабочие дни, чаще всего по воскресеньям. Некоторые рынки работали и по четвергам. Рынки выполняли не только экономическую функцию, но и политическую, а также и культурную, светскую роль. Рынки были как бы «живыми газетами», служили обмену новостями, выполняли в определенной степени и культурно-просветительскую функцию и т.д. и т.п.

Во времена Советской власти рынки выполняли торгово-посредническую функцию строго регламентированно, находясь под пристальным вниманием и партийно-советских, и судебно-правовых органов. И, несмотря на это, рынки все же были некой отдушиной для зарегламентированных граждан России.

В настоящее время в условиях либерализованной экономики, что, несомненно, способствует вовлечению общества в рыночные процессы, повышению уровня жизни, увеличению совокупного общественного продукта, возникает опасность криминализации рыночных структур. Последнее повышает уровень самоконтроля сторонами экономического процесса, способствует повышению экономического сознания, культуры рынка.

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов