Спросить
Войти

Третий университетский устав

Автор: указан в статье

ляется переход от массово-репродуктивной парадигмы к индивидуально-ориентированной и многоуровневой системе образования. Истоки этого подхода можно найти в идеях М.В. Ломоносова об организации деятельности Московского университета и попытках осуществить индивидуализацию процесса обучения в начале XX столетия.

Таким образом, для совершенствования отечественной системы подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров необходимо знать историю ее возникновения и развития. Исторический подход позволяет исследовать генетические связи системы образования, проследить ее становление в диах-ронном и функциональном аспектах.

Проведенный ретроспективный анализ содействует осуществлению интеграции высшей школы России в мировой образовательный процесс с учетом позитивного опыта собственного развития.

Литература

1. Матушанский Г.У., Соломко Л.И., Со-сновскаяН.Б. Подготовка научно-педагогических кадров в России// Информационно-аналитический вестник МОПО. -1997. - Вып. 1-2 (6-7). - С. 59-64.
2. Матушанский Г. У., Соломко Л.И. Становление системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы России// Профессиональное образование. Казанский пед. журнал. - 2000. - № 1. - С. 48-51.

Ю. ГАЛКИН, министр юстиции Саратовской области

Ф. ГРИГОРЬЕВ, проф., ректор Саратовская академия права В. КОЛЕСНИКОВ, академик РАН, ректор Ростовский университет путей сообщения Е. ОЛЕСЕЮК, профессор

Современный этап реформы образовательной системы характеризуется стремлением к более полному овладению опытом прошлого. Заботой о сохранении и умножении достижений отечественной школы продиктована необходимость переосмысления и анализа богатейшей истории университетского строительства, уточнения некоторых ее явлений и процессов с учетом достижений источниковедения в этой сфере.

С этой точки зрения представляет интерес университетский устав 1863 г.

Историография его носит по преимуществу комплиментарный характер. В литературе о нем сложился стереотип, как о некоем прорыве к демократии, академическим свободам и университетской автономии.

Третий

университетский устав

Так ли это? Обратимся к предыстории вопроса. Впервые вопрос об ограничении университетской автономии, касающейся права выбора профессоров по конкурсу, встал при разработке особого устава для университета Св. Владимира в 1835 г. Спор тогда возник между М. Сперанским, сторонником университетской автономии, возражавшим против ограничения прав совета, и товарищем министра при Уварове графом П. Протасовым, считавшим, что лица, составляющие область науки, не должны быть изъяты из общих правил службы, чтобы иметь самостоятельность, которая «не присвоена даже важнейшим государственным чиновникам в России ». Протасов полагал необходимым дать руководителям «самую прямую решительную

Страницы истории

135

власть, независимую от духа партий и интриг, часто колеблющих действия ученых сословий». Эта власть, продолжал граф, «будучи сообразной с духом прочих государственных учреждений, усилит основную мысль нового устава - сблизить, наконец, наши университеты, бывшие доселе только бледными копиями иностранных, с коренными и спасительными началами русского управления ». Вопрос тогда был решен высочайшей резолюцией Николая I, которая гласила: «Совершенно согласен с графом Протасовым ». И все же в устав 1835 г. вошло положение о выборах ректора с последующим утверждением высочайшим указом, а профессоров - с утверждением министра.

Тогда и возникла проблема автономии в российском общественном мнении как альтернатива, искусственно превращенная в главный узел противоречий университетского строительства. Забегая вперед, скажем, что в начале XX в. она получила правовое разрешение: в 1905 г. был восстановлен выборный порядок назначения в университетах, а в 1908 г. Правительствующий Сенат разъяснил содержание и пределы вузовской автономии. Согласно разъяснению, ее следовало понимать в смысле выборности, но в системе государственных учреждений.

Непосредственным поводом к разработке третьего устава явились существенные ограничения устава 1835 г., предпринятые в конце 40-х гг. в связи с буржуазными революциями на Западе. Всерьез обеспокоенные ростом политической активности студенчества, власти усилили наступление на университетскую автономию и академические свободы, закрепленные во втором уставе. Осенью 1849 г. был наложен запрет на выборное начало в формировании руководящих органов университетов. Одновременно вводились изменения в учебные планы с целью исключения всякого вольнодумства. Тогда же было приостановлено преподавание государственного права зарубежных стран; а в 1850 г. последовало высочайшее повеление прекратить преподавание философии. Упразднение кафедр философии повлекло за собой преобразование философских факультетов, и 26 января 1850 г. они были разделены на самостоятельные историко-филологический и физико-математический.

Шаг за шагом российские университеты отдалялись от принятой на Западе классической практики, прокладывая собственные пути университетского строительства, утверждая свой высокий государственный статус как императорских образовательных учреждений.

Естественно, никакими административными мерами нельзя было остановить общественный прогресс, и власти, убедившись в бесплодности попыток силового давления, начали постепенно ослаблять чрезвычайный режим на путях прежней образовательной политики. Начиная с 1856 г. в вузы постепенно возвращался нормальный порядок учебной жизни. В1857 г. было возобновлено преподавание государственного права европейских стран, возрождены самостоятельные кафедры философии. Наконец, высочайшим повелением 13 мая 1861 г. восстанавливался выбор ректоров и проректоров в точном соответствии с уставом 1835 г. Дело шло к полному отказу от чрезвычайных мер и возвращению к прежнему уставу.

Третий устав стал не отрицанием, а продолжением и развитием второго. Анализ его содержания приводит к однозначному выводу о том, что он, закрепив возрастающую роль представительных органов, в целом усиливал роль государства в университетском строительстве.

С увеличением бюджетного финансирования высшей школы существенно возрастало (около 70%) число штатных преподавателей. Увеличились также средства на содержание университетских музеев, библиотек, лабораторий, кабинетов и других учебно-вспомогательных учреждений. В Московском, Харьковском, Казанском и Киевском Св. Владимира университетах они возросли более чем вдвое, а в С.-Петербургском - даже в четыре раза.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что либеральный устав содержал более жесткую по сравнению с прежним регламентацию обязанностей студенчества.

Что касается отношений управления и подчинения, то, вопреки утверждениям многочисленных авторов, в этой части ничего радикального устав не внес. Скорее практика нормотворчества к моменту принятия устава пришла к позициям второго устава, и третий устав лишь развил основные его положения. Так, новым уставом была подтверждена и развита выборность управленческих функций за счет некоторого усиления правомочий коллегиальных органов - совета университета и факультетских собраний (в прерогативу последних входили теперь разработка и утверждение учебных планов и программ), а также введение дисциплинарного устава для студенчества (впервые в нормативно-правовой практике России).

Заметной новацией устава явилась и отмена вступительных экзаменов в университетах, круто изменившая привычный ход университетской жизни. В число студентов теперь принимались все, имеющие аттестат об окончании полного гимназического курса. Новым уставом возрождался университетский суд, правда, с существенно ограниченными правами по сравнению с теми, что были определены в уставе 1804 г. Не воссоздавая никакой специальной корпоративной юрисдикции, законодатель распространил деятельность университетского суда лишь на студентов, ограничив делами дисциплинарными внутри университетской корпорации. Собственно, это был не суд, а скорее новая дисциплинарная инстанция.

Более или менее серьёзные поправки в устав начали вноситься, как только он вступил в соприкосновение с реальной жизнью, которая характеризовалась дальнейшим подъемом крестьянского движения, активизацией политической оппозиции. Как оказалось, демократические реформы не внесли успокоения в страну.

В сфере высшего образования Д. А. Толстой, продолжая реформу как университетов, так и специальных высших учебных заведений, подготовил новую университетскую реформу, главной целью которой было «решительное усиление централизованного начала, государственного контроля над ходом и содержанием преподавания и утверждение должного порядка и дисциплины среди студентов».

В 1873 г. в «Русском вестнике» была опубликована статья профессора физики Московского университета Н.А. Любимова, который, включившись в обсуждение актуальных проблем университетской жизни, продолжил и развил высказываемую в среде вузовской общественности мысль о явлении атавизма или рудимента университетской автономии по-западному. Выступая за усиление государственной системы управления, он писал: «Наши университеты учреждены правительством, черпают главные свои средства из государственного казначейства, поэтому в своих решениях по сколько-нибудь важным делам управления связаны необходимостью начальственного разрешения ». Статья вызвала волну острой критики со стороны либералов; никто из них, требуя особых прав для «профессорской корпорации », не вспоминал о правах общества и государства, чьими служащими первые являлись, получая соответствующие жалование, чины и привилегии.

Между тем развитие событий привело к необходимости новых решений. Серьезное беспокойство продолжали доставлять властям студенты, снова встал вопрос «водворения порядка и дисциплины среди учащихся». В конце 1874 г. комиссия под председательством статс-секретаря Валуева посчитала главной причиной студенческих волнений внутреннюю организацию университетов и высказалась за ее реформирование. В апреле 1875 г. под председательством статс-секретаря И.Д. Делянова была образована комиссия для разработки проекта нового университетского устава. К концу 1879 г. его проект был готов. 6 февраля 1880 г. граф Толстой внес его на рассмотрение Государственного Совета.

Так закончилась история университетского устава 1863 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты