Спросить
Войти

Влияние Орловского православного Петропавловского братства на распространение образования в Орловской губернии во второй половине XIX начале XX века

Автор: указан в статье

УДК [271.2:37](470.319)»18/19»:94(47).081/.083 В.А. ЛИВЦОВ

доктор исторических наук, профессор, кафедра «Философия и отечественная история», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Орловский филиал) E-mail: Livcov@ranepa.ru Е.С. МАТВЕЕВА

кандидат исторических наук, доцент, кафедра «Теория и история государства и права», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Орловский филиал) E-mail: evgmatveeva@bk.ru

UDC [271.2:37](470.319)"18/19":94(47).081/.083

V.A. LIVTSOV

Doctor of History, Professor, Department of philosophy and the history, Russian Academy of national economy and public administration under the President of Russian

Federation (Orel branch) E-mail: Livcov@ranepa.ru E.S. MATVEEVA

Сandidate of History, Senior lecturer, Department of theory and history of State and law, Russian Academy of national economy and public administration under the President of Russian Federation (Orel branch) E-mail: evgmatveeva@bk.ru

ВЛИЯНИЕ ОРЛОВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПЕТРОПАВЛОВСКОГО БРАТСТВА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА

THE INFLUENCE OF THE ORTHODOX PARISH OF PETROPAVLOVSK BROTHERHOOD ON THE SPREAD OF EDUCATION IN THE OREL PROVINCE IN THE SECOND HALF OF XIX-BEGINNING OF XX CENTURY

В статье уделяется большое значение обоснованию роли миссии Русской Православной Церкви и анализу основных форм и принципов участия в миссионерском служении. Рассматриваются проблемы подготовки мирян к миссии и различные её уровни, такие как личное служение, возрождение миссионерских приходов, миссионерская деятельность православных общин и братств, духовных движений, миссионерских обществ и др. На примере деятельности Орловского православного Петропавловского братства, организованного в Орловской губернии, приводится анализ характерных региональных особенностей влияния его на распространение образования во второй половине XIX-начале XX века.

The article focuses on the importance of the role of the Mission for the Russian Orthodox Church and the analysis of basic forms and principles of participation in missionary Ministry. It deals the problem of training of the laity in the mission and various levels, such as: personal service, revival of missionary congregations, missionary activity Orthodox communities and fraternities, religious movements, missionary societies, etc. For example, the activity of the Oryol Orthodox parish of brotherhood in the Orel Province, provides an analysis of the characteristic regional features influence the spread of education in the second half of XIX-beginning of XX century.

Миссионерская полемика велась уже во второй половине XIX века, ставя вопросы о нужности существования данного рода деятельности и законности её с точки зрения действующего государственного законодательства по делам веры [2]. Во второй половине XIX века Россия была ознаменована модернизационными процессами, которые стали результатом масштабного реформирования 1860-1870-х годов. На фоне данного экономического роста в пореформенной России быстрыми темпами стал разрушаться традиционный патриархальный уклад жизни широких масс, а вместе с ним стало трансформироваться и традиционное мировоззрение, основанное на религиозных ценностях. Необходимость введения в народные массы определённых образовательных стандартов и внеобразовательных

средств стала очевидной [5], так как представлялась невозможной полноценная модернизация страны, в которой наибольшая часть населения являлась «тёмной» и слабо просвещенной. В государственных докладах об «Общих нуждах народного образования» неоднократно ставились вопросы об учреждении как народных библиотек-читален, так и учительских клубов-библиотек [4, Ст. 2. Д.986. Л. 68-74]. Данную проблему частично предоставили для решения именно православному духовенству, так как религия во все времена являлась важнейшим объединяющим фактором различных слоёв населения. Поэтому-то от духовенства и стала зависеть в значительной степени судьба социокультурной и образовательной перестройки общества, в связи с чем в России и стало укрепляться миссионерство.

© В. А. Ливцов, Е.С. Матвеева © У.А. Livtsov, Е.8. Магуееуа

Служение Богу и Церкви каждый человек мог совершать лично, свободно и по свой инициативе. Так же и миссионером мог быть «всякий» христианин, находящийся в полном общении с Христовой Церковью, исключения составляли новообращённые, оглашаемые и кающиеся (т.е. отлучённые на время от церковного общения). При этом не было различия пола, возраста (но с учётом возрастных особенностей), нации, социального и церковного положения и т.д. В христианской миссии возможны были: личное и личностное свидетельство отдельного человека; деятельность возрожденных миссионерских приходов; миссионерское служение православных общин и братств, духовных движений; объединение усилий в рамках православного миссионерского общества или других миссионерских организаций.

Рассматривая историческую практику развития миссии Русской Православной Церкви, можно констатировать, что уже к XIX веку сформировались определенные должностные единицы и организационные формы миссионерского служения в среде духовенства и мирян - это синодальный миссионер, епархиальный миссионер, помощник благочинного и приходской миссионер.

Многие епархии Русской Православной Церкви второй половины XIX века в контексте духовно-нравственного просвещения вырабатывали свои практические формы сотрудничества Церкви и общества. Важную роль в развитии миссионерской деятельности на местах сыграли миссионерские съезды, в состав которых входили наиболее прогрессивное и активное духовенство епархий. На съездах обсуждались основные насущные проблемы жизни Церкви, и в том числе направления по миссионерской работе. От Орловской епархии в работе съездов во второй половине XIX века принимал участие епархиальный миссионер священник Лев Адамов (являвшийся с 1904 года настоятелем церквей Брянского завода в Брянском уезде). Первичными и основными носителями миссии были православные общины и братства, которые с развитием деятельности церковно-приходских школ получали широкое распространение. Они учреждались при церквях или монастырях с благословения Епархиального Архиерея. В Орловской губернии во второй половине XIX-начале XX века также осуществлялась такая деятельность. 5 декабря 1865 года появилось братство при Орловской семинарии, ставившее на первый план благотворительную деятельность. В создание и работу благотворительного братства внёс большой вклад ректор Орловской духовной семинарии архимандрит Палладий. Братство при Иоанно-Богословской церкви оказывало помощь и поддержку многим нуждающимся воспитанникам семинарии. В дальнейшем эту работу продолжило Иоанно-Богословское попечительство при Орловской духовной семинарии.

21 февраля 1871 года был образован епархиальный комитет Православного Миссионерского общества. Преосвященный Владыка Никанор, Епископ Орловский и Севский, который достаточно искренне относился к

своему делу, он глубоко понимал важность задач и целей Русского Православия на Востоке, поэтому способствовал открытию 2 мая 1899 года Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Деятельность Орловского Отдела была достаточно широка, она было направлена и на улучшение финансового положения ИППО, и на увеличение информации о проблемах Палестины среди населения. Деятельность Общества проходила в тесной взаимосвязи представителей светской власти, что благоприятно сказывалось на религиозно-просветительской работе в Орловской губернии в целом [6]. Далее 28 сентября 1900 года был открыт церковно-археологический комитет, реорганизованный 23 августа 1905 года в Церковное Историко-археологическое Общество. 23 марта 1907 года было создано Общество Хоругвеносцев. 23 марта 1914 года Законоучительское братство, а с 4 июня 1917 года Общество церковного обновления на канонических началах. Были и другие общества, но и они обладали схожими задачами и близостью православных традиций. Общества и братства активно занимались вопросами социальной поддержки и культурного развития народа, применяя внешкольные и внеобразовательтель-ные средства образования, которые приспосабливались к местным условиям и потребностям [4, Ст. 2. Д.986. Л. 68 оборот]. И уже к концу XIX века деятельность братств становится необходимым элементом в системе духовного просвещения, дополняя и поддерживая деятельность Церкви и учебных заведений.

Наиболее ярким примером миссионерской деятельности в Орловской губернии является работа Орловского православного Петропавловского братства, учреждённого в 1887 году в Орловской епархии при Кафедральном соборе Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Фактически, при содействии епископа Орловского и Севского Симеона Орловское церковное братство существовало уже с 1884 года. 16 февраля 1887 года был официально утверждён его Устав, разработкой проекта которого с 1886 года занимался В.Н. Лясковский, Почетный попечитель церковно-приходских школ Орловского уезда [9]. Согласно тексту Устава, устройство церковного братства в Орловской епархии могло состоять из духовных и светских лиц обоего пола, поэтому нашлось много лиц, желающих быть членами нового, полезного учреждения. Первоначально в Уставе были закреплены важнейшие задачи, к которым относились - православная благотворительность, открытие читален, библиотек для чтения книг при церковно-приходских и воскресных школах, а также деятельность по религиозно-нравственному и назидательному просвещению [10].

Средства на работу церковного православного братства, как правило, поступали путём внесения членских взносов, процентов от ценных бумаг, частных пожертвований, а также от непосредственной деятельности братства: сдачей в аренду недвижимости или продажи имущества, принадлежащего братству. Орловское православное Петропавловское братство ежегодно издавало специальные отчёты, содержащие информацию

о его численности, средствах и проделанной работе. С 1889 года ввиду общих целей и задач были соединены Совет Петропавловского братства и Орловский Епархиальный Училищный Совет под председательством Епархиального Архиерея (Мисаила) [9]. С этого периода деятельность братства главным уже образом проявлялась:

а) в устройстве новых и введении прежних организованных чтений для народа, по воскресным и праздничным дням.

В этом направлении уделялось особое внимание просвещению среди не только детей, но и взрослого населения. Благодаря деятельности братства во многих приходских школах Орловской губернии были открыты читальни, основной задачей которых являлось обеспечение беднейшим слоям населения беспрепятственного доступа к спасительной литературе. В первой библиотеке-читальне, открытой в Троицко-Васильевской церкви города Орла, с количеством изданий, равном двум тысячам книг, уже за первые три месяца было зафиксировано 300 посетителей, их возраст разнился от 11 до 35 лет, было проведено 28 чтений в школьных помещениях, 38 в здании церкви и выдано около 800 книг. В фонде читальни имелись такие периодические издания, как «Природа и люди», «Нива», «Живописное обозрение», «Странник», «Сын отечества», «Церковный вестник». В целом были доступны любые книги и периодические издания, разрешенные общей цензурой для распространения в публичных библиотеках и общественных читальнях [4, Ст. 2. Д.986. Л. 70]. Непосредственную выдачу литературы осуществляли учителя, которые следили за порядком в читальне.

Представители братства организовывали и проводили «во внебогослужебное» время духовно-нравственные чтения по праздничным и воскресным дням. Первоначально город Орёл ввиду большой численности населения и обширности занимаемого им пространства для удобства слушателей бесед и чтений был разделён на три относительно равномерных участка. В каждом из участков была определена центральная церковь: Богоявленская, Крестовоздвиженская и Сретенская [9]. Впоследствии, по распоряжению Святейшего Синода, чтения велись практически во всех церквях. Различные публичные собеседования [9], или народные чтения осуществлялись одним из священников, соответственно заранее составленному графику. Нередки были случаи, когда Его Преосвященство лично вёл собеседования с народом экспромтом, а по окончании собственноручно раздавал экземпляры листков нравственного содержа-ния[9]. В разные дни на основании сводок о мероприятиях могли присутствовать от 50 до 200 человек. Так же обстояло дело с другими уездами губернии. Во время чтений могла использоваться различная литература: церковная, историческая, географическая и художественная, при этом чтения могли сопровождаться показом так называемых «туманных картин». Польза была не только для детей, которые открывали для себя новые знания. Но и для крестьян были полезны статьи из области человеческого знания вообще и сельскохозяйственного быта в частности[9]. Непосредственный надзор за чтениями осуществлял Инспектор Народных училищ. Особые требования были и для лекторов, и для самих книг, вынесенных для прочтения: кандидатуры лекторов подлежали обязательному утверждению в Совете, а использовавшаяся литература должна быть издана и разрешена цензурой. Рукописи только в особых случаях допускались к прочтению с разрешения Училищного Совета[4, Ст. 2. Д.986. Л. 73].

Отдельно можно обратить внимание на спорный вопрос, касающийся подготовки и повышения образованности церковносвященнослужителей в губернии. Ни епархиальная власть, ни монастырское начальство до этого времени особо не обращали должного внимания на их обучение и надлежащую подготовку к должностному прохождению священноцерковнослужи-тельских обязанностей. Находясь довольно продолжительное время при Церкви, и претендуя на должность иеродьякона или иеромонаха, священослужители обнаруживали иногда полное незнание главнейших истин христианской религии, священной истории и богослужебной практики. Ввиду этого они не могли соответствовать требованиям, предъявляемым к лекторам чтений, так как их роль в распространении образования среди народных масс могла быть незначительной. Для их обучения и устранения различных коллизий архипастыри разных епархий рекомендовали устройство особых школ при Архиерейских домах.

б) в создании и обустройстве библиотек самого православного братства, а также приходских и благо-чиннических библиотек.

Особый вклад в распространение образования в Орловском крае в XIX-начале XX века братство внесло благодаря созданию церковных библиотек при церковноприходских школах и благочиннеческих участках епархии, которыми мог воспользоваться каждый желающий. Преследуя духовно-просветительские цели, Совет братства первоначально, ввиду ограниченности средств, заботился о приобретении недорогих книг и брошюр, понимая нужность пособий и указаний серьёзного полемического и духовно-нравственного содержания для борьбы с существовавшим в обществе отрицанием, неверием и индифферентизмом. В дальнейшем закупка книжных изданий осуществлялась на денежные средства братства. В целях восполнения и обновления библиотеки ежегодно осуществлялась выписка полезных книг и изданий по разным отраслям религиозных знаний, вероучения и христианской нравственности. Подбор литературы выполнялся по Синодальному каталогу, через уездные отделения Епархиального Училищного Совета, а далее книги уже распределялись по библиотекам Орловской губернии [9].

Известны были случаи жертвования книг, так, например П.Ф. Полидоров, являвшийся кафедральным протоиереем и пожизненным членом братства, принёс в дар библиотеку, которую собирал на протяжении 54 лет своей пастырской службы. По желанию жертвователя

вся библиотека находилась в Орловском кафедральном Петропавловском соборе и содержала 500 томов книг разнообразного характера и содержания, с выдающимися сочинениями богословско-филосовского и полемического содержания. Единственным минусом было пожизненное распоряжение ею, что не давало большей свободы и возможностей в распоряжении книгами всем желающим (в 1892 году П.Ф. Полидоров умер). Библиотека находилась в неотапливаемом Соборе в центре города, поэтому в холодное время года вообще не использовалась даже заведующим. В дальнейшем библиотека стала духовным центром Орловской губернии. В ней проходили собрания Петропавловского братства, Серафимовского братства, историко-археологического общества города Орла, а также заседания Епархиального Училищного Совета. В библиотеке содержалась литература светская и церковная, библейская литература, жития святых, книжные издания по отечественной истории, психологии, философии и противосектантская литература. В 1914 году фонд библиотеки был пополнен «Энциклопедическим словарем» [8, 1914, С. 8-16]. В свою очередь, состав интересующихся литературой библиотеки был весьма разнообразен: священно- и церковнослужители, начальники светских училищ и их учащиеся, чиновники, военные, ремесленники, купцы, рабочие, крестьяне и другие. Безусловно, выходцы из бедных слоёв общества были более редкими посетителями библиотек, это обстоятельство объясняется тем, что светское образование было им недоступно, в связи с чем большинство из них не знали грамоту, не умели читать и писать.

в) в распространении среди простого народа путём продажи и бесплатной раздачи изданий, книжек и брошюр полезного и нравственно-назидательного чтения.

Стоит отметить, что братство представляло собой крупнейшее православное издательство. Церковные старосты, братчики-книгоноши распространяли листки, брошюры, листовки. Православным братством создавались и стенные публичные библиотеки - в общественных зданиях на стенах размещались листки исторического и религиозно-нравственного содержания [8, 1903, С. 1022-1029]. Советом Петропавловского братства оплачивались счета типографии Киево-Печерской Лавры для выпуска орловских изданий.

Братство занималось борьбой с раскольниками и сектантами, осуществляя чтения и бесплатную раздачу брошюр и книг нравственного содержания. Духовная литература содержалась в библиотеках, приходских лавках и специально возведённых складах общества. Все эти действия находились под надзором как Епархиального, так и Училищного Советов. В разных уездах благодаря проделанной работе были достаточно частыми случаи возвращения или приобщения к христианству представителей различных сект [9].

г) в предоставлении пособий и организации церковно-приходских школ.

Главным источником содержания церковноприходских школ являлись годичные денежные взносы от сельских и городских обществ, а также плата, взимаемая за обучение учащихся. Братство старалось заниматься вопросами улучшения приходской жизни посредством предоставления пособий обучающимся. С 1890 года братство, ввиду объединения с Епархиальным Училищным Советом, стало заниматься делами, относящимися к благоустройству существующих церковно-приходских школ и открытию новых, а также выполнять функцию надзора за школами. Совет занимался пересмотром и рассылкой учебных книг и пособий для школ, назначением экзаменов и экзаменационных комиссий для завершающих курс учеников, выдавал свидетельства, назначал и перемещал учителей и прочее. Ежегодно число обучающихся увеличивалось на 10%, поэтому для удобства управления и наблюдения за церковно-приходскими школами и школами грамоты в 1890 году были открыты отделения Епархиального Училищного Совета во всех 12-ти уездах губернии [9]. Ежегодно на средства братства открывались новые школы, так, например, в 1900 году в селе Камышино Орловского района было возведено школьное учебное заведение, в Орле построена церковно-ремесленная школа и др. По мнению братства, именно через подрастающее поколение было возможно устранить секты скопцов, которые, по историческим данным, были особенно распространены в данных краях [1]. Итак, Орловское православное Петропавловское братство являлось связующим механизмом, своего рода посредником между простым народом и церковными властями по выполнению основной задачи - распространению духовно-нравственного просвещения и образования. Оно внесло неоценимый вклад в культурное и образовательное развитие населения Орловской губернии.

В завершении хотелось бы отметить, что миссионерская деятельность в XIX-начале XX века сыграла важнейшую роль в повышении уровня образования и духовности как во всех сословиях Российского государства в целом, так и его отдельных провинций, в том числе Орловской губернии. Каждый житель вне зависимости от статуса, своего материального положения, возраста имел возможность ознакомления, чтения различного рода книжных изданий, которые освещали не только духовно-нравственные составляющие жизни людей, но и научные тематики. Государство было напрямую заинтересовано в распространении православных церковных устоев среди всех слоёв населения, особенно среди старообрядцев и неверующих. Церковь массово пропагандировала не только духовное, но и образовательное просвещение. В самих церковных учреждениях проводились проповеди, содержание которых было наиболее приближено к обыденным проблемам. Соответствующий исторический период Российского государства был ознаменован выпуском большого количества книжных изданий, православных журналов, учебной литературы. По всей стране увеличилось число миссионерских объединений, церковных братств, одной из основных задач которых являлась просветительская деятельность.

Возникновение и деятельность православных церковных братств в России показывает, в какой степени светские и духовные власти готовы были пойти навстречу обществу в его стремлении реформировать церковные институты, а также демонстрировало, в какой степени само общество было заинтересовано в этом реформировании. В современном обществе, во многом ставшем атеистическим, также может оказаться поучительным и плодотворным опыт региональной миссионерской деятельности России в XIX-начале XX века, так как формирование миссионерских структур Русской

Православной Церкви продолжается, при этом используются и традиционные, и современные формы ведения миссионерской деятельности. Примером возрождения такого рода работы в Орловской области является молодёжное братство во имя Великомученика и Победоносца Георгия, образованное в 2001 году. Достаточно важным является обращение ныне действующих миссионеров и их объединений к открытому богатству миссионерского опыта, обладающему благодатными примерами жизни и деятельности.

Библиографический список

1. Абакумов С.Н. География расселения и динамика численности старообрядцев (Орловская губерния, первая половина XIX века) // Власть. 2009. № 8. С. 157-159.
2. АйвазовИ.Г. Миссионерская полемика. 2-е изд. Харьков: Типография Губернского правления, 1907. 20 с.
3. Богдасарян В.Э. Образование и церковь. // Вестник РУДН. 2012. № 1. С. 49-52.
4. Государственный Архив Орловской Области: фонд 580.
5. ЛивцовВ.А. История формирования духовных начал в образовательной системе России в XVIII веке. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 6 (35). С. 57-60.
6. Матвеева Е.С. Орловский отдел Императорского Православного Палестинского Общества во второй половине XIX-начале XX века. // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2013. №5 (55). С. 15-20.
7. Матвеева Е.С. Миссионерская и просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Центральной России второй половины XIX-начала XX века. // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №5 (35). С. 188-194.
8. Орловские епархиальные ведомости 1887-1915 гг.
9. Отчёты о состоянии Орловского православного Петропавловского братства. Орел: Типография В.П. Матвеева, 1887-1905гг.
10. Устав Орловского Православного Петропавловского Братства. Орёл: Типография Губернского Правления, 1904. 10 с.

References

1. Abakumov S.N. Geography of settlement and population dynamics of old-believers (Orlovskaya Gubernia, the first half of the 19th century) // Power. 2009. № 8. Pp. 157-159.
2. Ayvazov I.G. Missionary polemics. 2-ed. Kharkiv: Typography of provincial government, 1907. 20 p.
3. Bogdasaran V. Education and Church // Messenger of RUDN. 2012. № 1. Pp. 49-52.
4. The State archive of the Oryol region: Fund 580.
5. Livtsov V.A. History of spiritual started in the educational system of Russia in the 18th century // Bulletin of the Oryol State University. Series: new humanitarian research. 2013. №. 6 (35). Pp. 57-60.
6. Matveeva E.S. Orlovsky Division of the Imperial Orthodox Palestine society in the second half of XIX-beginning of XX century // Scientific Notes of Orel State University. Series «Humanities and social sciences». 2013. №. 5 (55). Pp. 15-20.
7. Matveeva E.S. Missionary and enlightening activities of the Russian Orthodox Church in Central Russia in the second half of XIX-beginning of XX centuries // Bulletin of the typical social sciences. 2014. №. 5 (35). Pp. 188-194.
8. Orel Diocesan Gazette 1887-1915.
9. Reports on the status of the Oryol Orthodox parish of brotherhood. Orel: Typography V. Matveeva, 1887-1905.
10. Charter of Orel Orthodox Petropavlovsk Brotherhood. Orel: Provincial Government Printing Office, 1904. 10 p.
СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ДУХОВНАЯ ВЛАСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ МИССИОНЕРСКИЕ ОБЩЕСТВА ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ОРЛОВСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПЕТРОПАВЛОВСКОЕ БРАТСТВО secular power
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты