Спросить
Войти

Религиозные реформы Елизаветы Тюдор в контексте формирования национального сознания англичан

Автор: указан в статье

Миронович Настасья Юрьевна

РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ АНГЛИЧАН

В статье рассматривается становление Церкви Англии и развитие политической философии в 1559-1571 годах. Елизавета I осуществила ряд значимых реформ по обособлению церкви от иностранных влияний, видя в католичестве источник подстрекательства, а в пуританстве - тираноборчества. Автором дается оценка этих преобразований в контексте формирования национальной идентичности англичан в елизаветинскую эпоху, связанную с опытом Реформации и появлением дискурса о нации. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/3-1/27.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 1. C. 98-101. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 283

Философские науки

В статье рассматривается становление Церкви Англии и развитие политической философии в 1559-1571 годах. Елизавета I осуществила ряд значимых реформ по обособлению церкви от иностранных влияний, видя в католичестве источник подстрекательства, а в пуританстве - тираноборчества. Автором дается оценка этих преобразований в контексте формирования национальной идентичности англичан в елизаветинскую эпоху, связанную с опытом Реформации и появлением дискурса о нации.

Миронович Настасья Юрьевна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова ritsu@mail.ru

РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕФОРМЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ АНГЛИЧАН

Вопросы национального самоопределения и поиска национальной идентичности актуализируются в философской и политической мысли Англии в XVI столетии. Главным образом это связано с началом Нового времени и возросшей ролью духовно-культурного фактора в жизни страны, но также и с зарождением новой геополитической идентичности Англии как великого острова Европы после окончательного вытеснения (после потери Кале в 1558 г.) англичан с континента. В Новое время, в том числе в Англии, происходят централизация государственного управления, расцвет науки и культуры. Идентичность «нового» человека зависит от сознательного выбора тождественности с определенным политическим и культурным сообществом, тогда как в предыдущую эпоху идентичность индивидов определялась социально-экономическими факторами, зависела от положения в обществе, не являлась предметом выбора.

Английская политическая философия Нового времени ставит во главу угла уже не концепцию королевской власти (как это было, например, в XII веке, когда шла борьба за инвеституру) и не вопросы освящения королевского господства, но концепцию национальной церкви. Уже в конце Средневековья вытесненное вассальными отношениями и гражданством Небесного Иерусалима понятие "patria" обретает свой исконный смысл и первостепенное значение для средневекового гражданина. На смену представлению об универсальной общности «мистического тела церкви» (понятие вводит папа Бонифаций VIII), которое отводило светской политической власти функциональную роль, и средневековой дихотомии "sacerdotium" - "regnum" приходит концепция сакрализации королевской власти и государства, которое начинает рассматриваться как эквивалент церкви. Государь по аналогии с Христом становится главой мистического тела государства.

Успехи Реформации в Англии привели к отожествлению государственных и церковных интересов. При этом сакрализация национального государства сопровождалась опорой на церковные идеи и церковные институты. Именно это обуславливает огромный интерес исследователей к политической философии XVI века в Англии и роли религиозного фактора в коренном пересмотре направления философской мысли, стремившейся к созданию новой идеологии суверенного государства.

Явную коннотацию национальной идентичности с религиозным фактором в Англии можно обнаружить уже в VI веке (термин "ecclesia Anglorum" (лат. «церковь англичан») употребляется в географическом смысле в письмах Григория Великого). Именно Церковь Англии стала источником общей идентичности для англо-саксонских племен, которые стали именоваться "gens Anglorum". Окончательное же формирование национальной идентичности англичан, как считают историки Л. Колли, К. Хэйдон, произошло в объединении англичан против «другого», роль которого сыграло католичество. Религиозные реформы Елизаветы I способствовали утверждению учения о богоизбранности английского народа и определили курс на его независимость от иностранных влияний.

Хотя впервые Библия была напечатана на английском языке в первой четверти XVI века (The Tyndale Bible), а Церковь Англии перестала признавать власть Папы Римского с 1534 года (Акт о супрематии), независимая Церковь Англии в основных своих чертах сформировалась лишь во время правления Елизаветы I, которая вслед за Генрихом VIII стремилась сосредоточить в своих руках светскую и духовную власть. «Одно трогает меня так сильно, что я не могу умолчать, - религия, та почва, в которой должен находиться корень всех остальных дел, и если он окажется испорчен, все дерево может быть поражено», - сказала королева в своей речи в Парламенте в 1585 году [1, с. 86].

Вступление на престол Елизаветы I ознаменовалось состоянием неопределенности, поскольку королева Мария завещала преемнице сохранить католическую веру, большими ожиданиями со стороны протестантов и опасениями со стороны католиков [2, с. 66]. 5 декабря 1558 года, через 18 дней после вступления на престол, Елизавета I объявила о созыве парламента. Ситуация неопределенности усугублялась тем, что еще до дебатов в парламенте королева издала прокламацию, запрещавшую проповеди и католикам, и протестантам [15, p. 59]. Таким образом, в первые месяцы правления Елизаветы Тюдор две конфессии не противопоставлялись друг другу, оформление католической веры в качестве религии «других» происходит позднее.

Хорошим примером неразрывной связи между изменением статуса католичества и формированием новой национальной идентичности англичан является противоречие по вопросам вероисповедания между парламентом и конвокацией в 1559 году. Девятого февраля парламент приступил к рассмотрению билля, объявлявшего королеву главой Церкви Англии. Одновременно с парламентом заседала конвокация, представители которой выступили за сохранение католической веры, подготовив и передав лорду-хранителю печати сэру Николасу Бэкону статьи, утверждавшие верховенство власти Папы Римского и веру в пресуществление [13, p. 398-400].

Однако баланс сил между католиками и протестантами сохраняется недолго, и уже 29 апреля парламент, несмотря на саботаж актов о церковных реформах епископами в палате лордов [11, p. 5-32], принимает Акт о супрематии и Акт о единообразии. При этом, согласно Н. Л. Джонсу, поднимался даже вопрос об отлучении королевы в случае сохранения ею курса на «еретические» церковные реформы [9, p. 127-128]. Акт о супрематии принимают с формулировкой «верховная правительница Церкви» вместо «верховная глава Церкви» ("Supreme Governor of the Church" вместо "Supreme Head of the Church"), а Акт о единообразии принимается с перевесом всего в три голоса [Ibidem, p. 150]. Во время последовавшего за этими событиями 31 марта публичного диспута по спорным церковным вопросам два епископа попадают в Тауэр по обвинению в оскорблении короны [4, p. 240]. В последующие месяцы все епископы, кроме епископа Лландаффского (1545-1563) Энтони Китчина, оставили свои кафедры, поскольку отказались принести Клятву супрематии.

Можно выделить три важнейших положения принятых актов «религиозного урегулирования» [5, p. 442-467]: 1) обязательное принесение клятвы о признании Елизаветы I верховной правительницей Церкви (в противном случае должностное лицо лишается своего места); 2) лишение любого имущества тех, кто утверждает, что королева должна подчиняться власти из-за рубежа, неоднократное нарушение закона признавалось изменой и каралось смертной казнью; 3) рекузанты, лица, уклоняющиеся от посещения церковных служб по воскресеньям и праздничным дням, отныне были обязаны выплачивать штраф.

Принятие данных актов стало важнейшим этапом переоценки элитами, а впоследствии и широкими народными массами Англии значения и места своей нации в религиозной и политической жизни Европы. Те нотки исключительности, что звучали ещё в преданиях о происхождении англичан от рода Приама и в ранних упоминаниях "ecclesia Anglorum", стали отныне доминирующей темой в новоевропейском дискурсе об английской нации. И если со стороны королевы Елизаветы в стремлении к «религиозному урегулированию» угадывается желание упрочить свою власть, то в эволюции идеологии её подданных всё явственнее начинает проявляться сущностная связь между «мистическим телом церкви» и сакрализацией национального государства -философией религиозной и политической. Более того, третья четверть XVI в. становится с тех пор для Англии ключом к пониманию последующей историософской традиции королевства, а затем и империи.

Середина 1560-х годов стала временем острого кризиса, следствием которого была обоюдная радикализация не только сторонников и противников реформ Елизаветы. Конвокация 1563 года не пошла по пути развития реформ Церкви, фактически подтвердив ранее принятый курс, что привело к росту нонконформистских настроений среди английских пуритан, которые уже в середине 1570-х годов будут считаться врагами Церкви и короны наравне с католиками. Так, в своей проповеди, прочитанной на открытии конвокации 1571 года, Джон Уитгифт, позднее ставший архиепископом Кентерберийским, уже открыто говорит «о врагах Церкви - пуританах и папистах» [13, p. 466].

В 1563 году выходят сразу несколько важных идеологических сочинений. «Чистота» англиканства в сравнении с католичеством, ставшим к этому времени у большинства следующих в русле елизаветинских реформ мыслителей окончательно «верой других», стала основной темой "Apologia ecclesiae Anglicanae" епископа Солсберийского Джона Джуэла, который заявил, что церковь в Англии была реформирована, но не создана, и поэтому сохранила апостольское преемство. Под руководством архиепископа Кентерберий-ского Мэтью Паркера вышла в свет вторая «Книга гомилий» (первая была издана под руководством Т. Кран-мера в 1547 году) - утвержденных проповедей, предназначенных для наставления паствы приходскими священниками. Полная версия елизаветинских гомилий была подготовлена к 1571 году. Особого внимания заслуживает последняя проповедь, изданная отдельно в 1570 году и вдохновленная «восстанием северных графов» в 1568-1569 годах, «Гомилия против неповиновения и своевольного восстания». Её появление является, безусловно, свидетельством сохранявшихся в обществе инертности и радикализма в отношении стремительно меняющейся государственной религиозной политики.

Северное восстание 1568-1569 годов и «заговор Ридольфи» укрепляют связь между католичеством и иностранным влиянием в официальной идеологии.

В 1563 году также увидел свет антикатолический трактат Джона Фокса «Книга мучеников» (переиздавалась в 1570, 1576, 1583 гг.), в самом названии которого автор обещал раскрыть «сильнейшие преследования и ужасные беды, случившиеся по вине римских прелатов» [7]. Фокс подчеркивает, что английский богоизбранный народ сможет свергнуть власть Антихриста (Папы Римского), а Реформация избавит Церковь Англии от его пагубного влияния. Кроме того, стоит отметить и роялистские идеи работы: монарх может занять определенную позицию в извечной борьбе добра и зла, ведя свой народ. Именно «Книга мучеников» закрепила за королевой Марией амплуа вероотступницы и кровавого тирана, противопоставив ей Елизавету как главу «мистического тела» истинной Церкви. В предисловии ко второму изданию Джон Фокс называет Елизавету I не просто защитницей веры, но «защитницей христианской веры и Евангелия», не просто верховной правительницей в вопросах церковных и принадлежащих царству преходящему, но «патроном и королевства, и Церкви Англии и Ирландии под властью Христа - верховного властителя». Сочинение Джона Фокса было рекомендовано к чтению в церквях

(предписание зафиксировано, например, в канонах Церкви Англии 1571 года) и, по некоторым данным, было вторым по популярности сочинением после Библии. Фактически именно в нём наиболее ярко проявляются последствия осуществлённого Елизаветой поворота к построению новой идентичности: идентичности уже не братства чад Христовых, но подданных соединившейся с «истинной» Церковью Христа монархии.

Подобные действия светского правителя не могли остаться без ответа со стороны Католической церкви. В 1570 году Пий V в своей булле "Regnans in Excelsis" объявляет Елизавету I виновной в ереси, предаёт анафеме и низлагает с престола, освободив верующих от необходимости подчиняться её воле. В ответ на это парламент в 1571 году принимает ряд актов, согласно которым государственной изменой считается любое обвинение в ереси в адрес королевы, конфискацией имущества карается выезд за границу без уведомления королевы и более чем на полгода.

События середины 80-х годов (1580 г. - английская миссия иезуитов Эдварда Кэмпиона и Роберта Пер-сонса, 1585 г. - война с Испанией, 1587 г. - казнь Марии Стюарт) приводят к ужесточению государственной политики в отношении католиков. Акт о сохранении должного послушания 1581 года устанавливает смертную казнь для людей, призывающих обратиться в католическую веру подданных ее величества королевы.

В 1591 году появляются комиссии, которые проверяют посещение жителями графств церкви и их вероисповедание. С 1559 года уже существуют епархиальные и провинциальные визитации, которые осуществляются комиссиями, - раз в несколько лет под предводительством епископов и несколько раз в год - архидьяконов. Комиссии занимаются как инспекцией квалификации духовенства (например, лицензий на проведение проповедей) и состояния приходов, так и проверкой лояльности приходского духовенства официальному вероучению, в частности «молятся ли они о процветании её величества королевы» [17, р. 82].

Но не только католиков Елизавета считает врагами национального единства. Как уже упоминалось выше, середина 60-х - начало 70-х годов XVI века - время ожесточенных споров (в частности, по вопросам иконопо-читания и облачений). Так, в своей речи в парламенте в 1585 году королева называет пуритан не менее опасными врагами, чем паписты, «опасными для королевского управления»: «Они полагают, что каждый в соответствии с собственным суждением может выносить приговор о законности и компетентности управления его государя, прикрываясь при этом словом Божьим» [3, p. 3, 328]. В 1571 году Елизавета издает направленный против пуритан акт «О некоторых беспорядках в отношении священнослужителей», в 1573 году - «Декларацию против нонконформистов», в которой сожалеет о непризнании некоторыми подданными актов, принятых в первый год её правления, и призывает «наказывать со всей суровостью в рамках закона королевства» использование других обрядов и таинств, нежели прописанных в Книге общих молитв. Королева отдельно предостерегает духовенство от халатности в деле тщательного соблюдения предписаний и обрядов в каждой епархии [6]. Это приводит к тому, что в 70-90-е XVI века годы английские пуритане начинают активно апеллировать к парламенту, в котором в это же время зреют оппозиционные по отношению к королеве настроения. В частности, в своём «Втором предостережении к парламенту» в 1572 году Томас Картрайт предлагает использовать доходы епископов на покупку приходов, сосредоточенных в светских руках [12, p. 95]. Елизавета категорически отвергает возможность каких-либо изменений в религиозном законодательстве, поскольку она -«верховная глава Церкви после Господа Бога и обладает всей полнотой власти и авторитета», а ищущие недостатки в Церкви таким образом оскорбляют и ее [1, с. 67; 3, p. 360].

Война с Испанией закончилась уже после смерти Елизаветы, однако некоторые историки полагают, что к концу её правления католики уже не представляли угрозы, поскольку составляли 1-2% населения, католичество же стало религией, не выходящей за пределы частных домов. Пуритане, которые еще в 1570-1580-е годы представляли угрозу сепаратизма (например, движение Браунистов), призывали ввести пресвитерианскую систему церковного управления (королева неоднократно выражала мнение, что радикально настроенные пуритане отказались бы от монархии в пользу пресвитерианства), в 1590-е годы сосредотачиваются на личном соблюдении религиозных предписаний.

Таким образом, Елизавета I не только завершила предпринятые Эдуардом VI шаги по оформлению национальной Церкви Англии, но и развила содержавшиеся, например, в парламентских статутах 1532-1534 годов, запрещавших обращения в Рим по любым вопросам и уничтоживших финансовую и юридическую власть папы, до конца не воплощённые ее отцом Генрихом VIII идеи превращения Церкви во главе с монархом в знамя национальной идентичности. Последнее десятилетие правления Генриха отмечено стагнацией реформ англиканской Церкви. Как представляется, получив классическое богословское образование, родоначальник национальной Церкви так и не смог полностью порвать со «старой религией». Именно Елизавета са-крализует национальный суверенитет, превращая фигуру монарха в символ стабильности и единства Великобритании. Она также обособляет Церковь Англии от иностранных влияний, видя в католичестве источник подстрекательства, а в пуританстве - саботажа. Религиозные реформы Елизаветы Тюдор стали той идеологией, которая сплотила англичан, положив начало становлению британской нации в XVII-XIX вв.

Список литературы

1. Английская реформация: документы и материалы / под ред. Ю. М. Сапрыкина. М.: Изд-во МГУ, 1990. 104 с.
2. Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор. М.: Молодая гвардия, 2004. 306 с.
3. D&Ewes S. The Journals of All the Parliaments during the Reign of Queen Elizabeth. Shannon: Irish University Press, 1973. 503 p.
4. Dickens A. G. The English Reformation. L.: Batsford, 1964. 460 p.
5. Documents Illustrative of English Church History / ed. by H. Gee, W. J. Hardy. L.: Macmillan Co, 1896. 727 p.
6. Elizabeth 1 Declaration against Nonconformists 1573 [Электронный ресурс]. URL: http://www.thereformation.info/Nonconf 1573.htm (дата обращения: 15.01.2017).
7. Foxe J. The Acts and Monuments Online [Электронный ресурс]. URL: http://johnfoxe.org (дата обращения: 15.01.2017).
8. Haigh C. English Reformations: Religion, Politics and Society under the Tudors. Oxford: Clarendon Press, 1993. 384 p.
9. Jones N. L. Faith by Statue: Parliament and the Settlement of Religion, 1559. L.: Royal Historical Society, 1982. 245 p.
10. McLarren A. Reading Sir Thomas Smith&s &De Republica Anglorum& as Protestant Apologetic // The Historical Journal. 1999. Vol. 42. № 4. P. 911-939.
11. Proceedings in the Parliaments of Elizabeth I: in 2 vols. / ed. by T. E. Hartley. Leicester: Leicester University Press, 1981. Vol. 1. 564 p.
12. Puritan Manifestoes: A Study of the Origin of the Puritan Revolt / ed. by W. H. Frere. L.: SPCK, 1907. 192 p.
13. Records of Convocation: in 19 vols. Woodbridge: Boydell Press, 2006. Vol. 7. Canterbury, 1509-1603 / ed. by G. L. Bray. 706 p.
14. Smith T. De republica anglorum / ed. by L. Alston. L.: Andesite Press, 2015. 271 p.
15. Strype J. Annals of Reformation and Establishment of Religion, and Other Various Occurrences in the Church of England, during Queen Elizabeth&s Happy Reign: in 4 vols. Oxford: Clarendon Press, 1824. Vol. 1. 568 p.
16. The Two Books of Homilies Appointed to Be Read in Churches / ed. by J. Griffiths. Oxford, 1859. 749 p.
17. Visitation Articles and Injunctions of the Period of the Reformation: in 3 vols. / ed. by W. H. Frere. L.: Longmans, Green Co, 1910. Vol. 3. 398 p.

ELIZABETH TUDOR&S RELIGIOUS REFORMS IN THE CONTEXT OF FORMATION OF THE ENGLISHMEN&S NATIONAL CONSCIOUSNESS

Mironovich Nastas&ya Yur&evna

Lomonosov Moscow State University ritsu@mail.ru

The article deals with formation of the Church of England and development of political philosophy in 1559-1571. Elizabeth I implemented a number of important reforms aimed at isolation of the Church from foreign influences seeing in Catholicism a source of incitement, and in Puritanism - fight against tyranny. The author assesses these changes in the context of formation of the Englishmen&s national identity in the epoch of Elizabeth associated with experience of Reformation and emergence of discourse about the nation.

УДК 78.045 Искусствоведение

Объектом исследования являются особенности авторского воплощения текстов православной традиции в отечественной хоровой музыке конца ХХ века. Рассматриваются тенденции и конкретные способы проявления авторского начала в работе с каноническими структурами. На примере «Молитвословий» Д. Смирнова анализируется трансформация художественного языка при работе с каноническим текстом. Результатом исследования становятся выводы о превалировании эмоционального плана текста сочинения над каноничностью его первоначальной структуры, а также об обращении к схожему слуховому опыту адресанта и адресата произведения.

Морозова Анастасия Анатольевна

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова vip. creep@mail. т

АВТОРСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ КАНОНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ В ХОРОВОЙ МУЗЫКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ «МОЛИТВОСЛОВИЙ» Д. СМИРНОВА)

Феномен авторства в творческом процессе на протяжении всей истории искусства принимал различные значения, нередко полярные друг другу. Стоит хотя бы вспомнить роль автора в средневековом искусстве, когда он выступал лишь в качестве «посредника», «инструмента Божьего», ретранслирующего через набор технических приёмов и канонов идею, воспринятую от Святого Духа, и противоположную этому значимость личности автора (и даже такого явления, как «школа») в эпоху Возрождения. Вопрос о роли авторского начала нередко актуализировался, особенно в периоды смены мировоззренческих установок.

В контексте изучения духовно-религиозного искусства феномен авторства приобретает особую роль. Перед создателем отдельного произведения, будь то музыкальное или живописное искусство, возникает необходимость следования канону для сохранения традиционного соотношения формы и религиозного содержания, которые в свою очередь зафиксированы достаточно строгим сводом правил. При этом такое явление,

АНГЛИКАНСТВО ЦЕРКОВЬ АНГЛИИ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЕЛИЗАВЕТА ТЮДОР РЕЛИГИОЗНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОЕ ВРЕМЯ anglicanism church of england national identity
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты