Спросить
Войти

Отражение в журнале "Сибирские вопросы" проблемы землеустройства в Сибири до введения закона от 9 ноября 1906 года

Автор: указан в статье

YAK 94(47).0083 ББК 63.2

ОТРАЖЕНИЕ В ЖУРНАЛЕ «СИБИРСКИЕ ВОПРОСЫ» ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В СИБИРИ ДО ВВЕДЕНИЯ ЗАКОНА ОТ 9 НОЯБРЯ 1906 ГОДА

REFLECTED IN THE MAGAZINE «SIBERIAN QUESTIONS» PROBLEMS OF LAND MANAGEMENT IN SIBERIA TO THE INTRODUCTION OF THE LAW OF 9 NOVEMBER 1906

Данная статья посвящена отражению в прессе землеустроительной политике правительства Российской империи в период с 1896 по 1906 гг. на территории Сибири. В статье приведен источниковедческий анализ материалов журнала «Сибирские вопросы» по указанной теме, а также приведены наиболее яркие и интересные данные, опубликованные в указанном журнале.

This article is devoted to the reflection in the media land-management policies of the Government of the Russian Empire in the period from 1896 to 1906 in Siberia. The paper presents the analysis of source study materials of the magazine «Siberian questions» on the topic, and provides the most vivid and interesting data published in this journal.

Журнал «Сибирские вопросы» издавался в период с 1905 по 1913 гг., во время проведения столыпинской реформы. Аграрный вопрос на тот момент являлся наиболее насущным для жителей Российской империи, и в прессе ему уделялось большое внимание. Журнал «Сибирские вопросы» являлся периодическим органом областничества, был посвящен проблемам Сибири и рассчитан на местную сибирскую интеллигенцию. Обсуждение аграрного вопроса являлось одной из основных тем журнала. Кроме воплощения в жизнь реформы 1906 г., обсуждения и принятия закона 1910 г. авторы рассматривали проблемы землеустройства в Сибири в предыдущий период. Теме землеустройства в крае в конце XIX - начала ХХ вв. было посвящено 34 статьи. При их создании авторы использовали материалы переписи 1897 г., законодательные акты, отчеты землеустроительных комиссий, данные статистического управления, материалы собственных исследований. Данные статьи представляют богатый дополнительный материал к исследованиям аграрного вопроса и землеустройства в Сибири.

В конце XIX в. и до воплощения в жизнь столыпинской реформы землеустройство в Сибири проводилось посредством трех основных законов:

от 23 мая 1896 г. «Главные основания поземельного устройства крестьян и инородцев, водворившихся в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской на казенных землях» [8];

от 4 июня 1898 г. «Правила о порядке определения земельных наделов и о производстве поземельно-устроительных работ и об отводе лесных наделов» [10];

от 31 мая 1899 г. «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев, водворившихся в Алтайском округе на землях Кабинета Его Величества».

Первый упомянутый законодательный акт говорил о землеустройстве крестьян в Сибири, в частности о необходимости проведения межевания между крестьянскими обществами, а также разграничению земель казенМ.О. ТАРАСОВА

M.O. TARASOVA

ных и используемых крестьянской общиной. Закон от 23 мая 1986 г. был не первой попыткой проведения землеустройства в Сибири. Так в 1837 г. было учреждено «Межевание казенных земель», задачей которого было разграничение волостных районов в Западной Сибири, рассматривавшихся как общие владения с нарезкой старожилам по 15 десятин земли на ревизскую душу и образования из излишков переселенческих участков. В 1850 г. была издана инструкция, согласно которой межевание должно было снимать казенно-крестьянские дачи с целью выделения участков для переселенцев. В 1871 г. «Межевание казенных земель» было реорганизовано в «Съемочное отделение», просуществовавшее до 1888 г. [3]. Помимо непосредственного проведения межевания в деле грамотного землеустройства непоследнюю роль сыграл сбор статистических данных в Сибири. Так в 1886 г. министерством государственных имуществ была направлена в Западную Сибирь комиссия в составе 4 чиновников, которые провели обследование Тюменского округа Тобольской губернии, в 1887 г. комиссия была расширена до 6 человек, которые были расформированы по округам: Тобольскому, Тарскому, Ишимскому, Ялуторовскому, Курганскому и Тюкалинскому, в которых до 1889 г. проводились исследования. Также в 1888 г. был исследован Туринской округ. В 1890 г. были командированы еще 5 чиновников, которые провели обследование Ка-инского, Мариинского и северной половины Томского округов. В период с 1888 по 1891 гг. были исследованы Иркутский, Балаганский, Нижнеудин-ский, Верхоленский, Канский, Красноярский, Минусинский и Ачинский уезды. Задачей исследования был сбор хозяйственно-статистических данных, а именно: условия землепользования крестьянских общин в связи с историей межевания и порядки землепользования, описания угодий в отношении их расположения и качества, производительность этих угодий, условия обложения податями и повинностями, семейный и возрастной состав лиц, число и условия найма рабочих, количество скота по родам, количество арендованных пашен и покосов, количество захватных или надельных покосов и пашен с подразделением последних на новину, залежи и участи земли по сортам выращиваемых растений (пшеница, рожь, лен и т. д.), данные об урожаях, промысловых занятиях, о задолжностях и т. д. Итогом данной работы было издания в 1894 г. статистических материалов «Крестьянское землепользование и хозяйство в Тобольской и Томской губерниях» и «Материалов по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний» [19]. Впоследствии указанные статистические материалы были учтены при разработке законов от 23 мая 1896 г. и от 4 июня 1898 г.

Основной задачей данных законодательных актов было проведение межевания землепользования между крестьянскими обществами, а также обществами и казной, выделение земельных наделов для переселенческого фонда. Так как изначально в Сибири применялось захватное землепользование, в процессе естественного прироста населения и расширения используемых площадей возникали достаточно крупные крестьянские общины, границы которых не были четко обозначены. Так в Сибири к началу ХХ в. продолжали существовать общины включающие в себя не только отдельные селения, но и целые группы селений, образующие сложные формы крестьянских обществ. Появлялись подобные общины в ходе расселения части жителей недалеко от первоначального селения и образования новых населенных пунктов, без потери земельной связи с прежним селением. Условиями возникновения сложной общины было наличие большого количества свободных земель вокруг первоначального поселения, а также рост населения. В начале ХХ в. такие общины, границы которых нередко совпадали с границами волости, существовали в Туринском, Ялуторовском, Курганском уездах [1]. Кроме того, даже между небольшими крестьянскими обществами в отсутствие четко определенных границ существовала черезполосица владений и споры по поводу совместного пользования некоторыми угодьями. Помимо решений

данных проблем путем межевания, закон от 23 мая 1896 г. говорил о разграничении земель используемых крестьянскими обществами и казной, но основной задачей данного законодательно акта было образование переселенческих наделов. Для этого статьями 5 и 11 было установлен предельный размер крестьянского надела на одну наличную душу мужского пола в 15 десятин земли и 3 десятины лесных угодий, за которые взимались государственная оброчная подать и особый лесной налог [8]. При этом согласно статье

2 закона от 23 мая 1896 г. поземельно-устроительным комиссиям были поручены все функции межевого дела, включая споры о правах владения. В виде высшей инстанции для обжалования действий комиссии было Общее Присутствие Губернского Управления, состоящее из представителей всех ведомств губернии, оно же выдавала отводные записи [3, с. 10]. Закон от 4 июня 1898 г. закреплял все вышеназванные положения и устанавливал порядок их применения. Кроме того были введены некоторые пояснения и дополнения: согласно статье 23 «Участки сорокалетнего пользования, оказавшиеся в черте отграничиваемых населению наделов, включаются в состав последних, но остаются за обществами, товариществами и отдельными лицами, которым были отведены, до истечения сорокалетнего срока, на прежнем основании. Участки эти, по истечению сорокалетнего срока, поступают в надел общества без возложения на него обязанности допринятия на оные новых членов» [10]. Согласно статье 28, если участок земли, принадлежащий кому-либо на правах собственности, потребуется по мнению члена землеустроительной комиссии для округления надела крестьян, то он вводиться в надел, несмотря на заявления собственника [3, с. 12]. «Земли, присужденные посторонним лицам или обществам, остаются во владении тех обществ и селений, в надел которых они поступили, а признанным собственникам этих земель и обществам выдается из казны вознаграждение, определяемое путем капитализации из 5% разности между теми окладами государственной оброчной подати, которые были установлены ко времени выдачи отводной записи» [11].

В статье «К аграрному вопросу в Сибири» дается пример землеустройства по реформе 1896 г. на примере Николаевского и Ивановского поселков Минусинского уезда по р. Объ. При оформлении Ивановского поселка было выделено 70 дес. земли на 700 душ с обещанием в дальнейшем расширить угодья, используемые селением. Так как данный населенный пункт был образован при свеклосахарном заводе, и все население состояло из рабочих, то особых претензий к землеустройству со стороны местных жителей не возникало, но после закрытия завода в селении ощутили нехватку земли. К 1903 г. население Ивановского поселка составляло 704 чел (371 мужчина и 333 женщины), состоявших в 132 домохозяйствах с живым инвентарем: рабочих лошадей - 150, нерабочих - 18, дойных коров - 133, остального рогатого скота - 81, овец - 81, свиней - 85. Увеличение количества домашнего скота было невозможно из-за крайне ограниченного количества пастбищ. Площади, отводимы под земледелие и покосы также были невелики и располагались на арендуемой земле. Всего из 132 домохозяйств земледелием занималось только 67, под посевом которых состояло 198,7 десятин, что на одно хозяйство составляло в среднем 2,7 десятины. Но для достаточного обеспечения поселка хлебом при условии существовавшего двупольного севооборота и участия в хлебопашестве только половины домохозяйств необходимо было обрабатывать 5,4 десятин пашни на хозяйство или 361, 8 десятин на поселок. Недостающие площади крестьянам Ивановского поселка приходилось арендовать у соседних селений. Цены за аренду мягко необработанной земли колебались от 2 р. До 2,70 р. за десятину, для одношевного пара - от

3 до 5 р., двурядного пара - от 6 до 9 р. Покосы были арендованы 106 до-мохозяйствами в размере 150 десятин. В целом 50,4% ивановских домохо-зяйств имели мелкие запашки до 2 десятин, 32% - среднюю запашку от 2 до 5 десятин, а остальные 18% - свыше 5 десятин. При существующих условиях заниматься только земледелием могли лишь 3,7% домохозяйств, 47% - земледелием и промыслами, 45,3% - исключительно промыслами. Основными промыслами жителей поселка были сплав леса, доставка дров и служба в качестве прислуги. Безлошадных в Ивановском селении было 30 домохозяйств, с одной лошадью - 65, с двумя лошадьми - 29, с тремя лошадьми - 5, с четырьмя -3 домохозяйства; безкоровных - 40, с одной коровой - 58, с двумя коровами -28, с тремя коровами - 5, с четырьмя коровами - 1; бездомных - 12 домохо-зяйств [4, с. 50-52]. Соседний с Ивановским Николаевский поселок состоял из переселенцев и был относительно недавно образован, но и здесь в ходе землеустройства образовалась нехватка земли. Жители Николаевского поселка получили по 5-6 десятин земли на душу, половина из которой была «не-удобица». Селяне неоднократно обращались к чиновникам с просьбой расширение площадей за счет казенной Ашпинской дачи, потерпев неудачу на сельском сходе, постановили: «Если чиновники не прирежут им в надел землю из Ашпинской дачи за речкой Оей, то они с будущего года начнут обрабатывать ее самовольно» [4].

Для решения подобных проблем 15 декабря 1905 г. в г. Тобольске был организован крестьянский съезд представителей русского и инородческого населения уезда. На съезде присутствовало 150 крестьян, которых разделили на группы по волостям и опрашивали по заранее выработанной программе. Результаты опросов подверглись сводке и анализу, высказанные пожелания были сформулированы в требования и подверглись обсуждению на общих собраниях съезда, по каждому вопросу была вынесена своя резолюция. Не смотря на то, что после окончания съезда его участники были арестованы, в журнале «Сибирские вопросы» приводятся материалы работы крестьянского съезда. Основной проблемой крестьяне обозначили малоземелье и неудобство расположения имеющихся наделов, поэтому основным требованием было прирезка территории из казенной земли или татарских наделов [17].

Большое внимание в прессе уделялось статьям закона от 23 мая 1896 г. посвященным пользованию лесными дачами, согласно которым помимо пашенных участков на каждую наличную мужскую душу закреплялся участок леса в размере не более 3 десятин, за который взимался особый лесной налог. [9] Законом от 4 июня 1898 г. определялся размер налога, а также за лесными чинами закреплялось право назначать для каждого лесного надела количество и площадь ежегодной вырубки. «При молодости или истощенности насаждений, включаемых в лесной надел, может быть воспрещена или ограничена, на известное число лет, рубка растущего леса» [12].

Последнее утверждение давало возможность местной администрации отказать на неопределенный срок сельским обществам в порубке леса, а также существенно сократить нормы вырубки. Особенно остро, исходя из опубликованных в журнале «Сибирские вопросы» материалов, проблема недостаточности отпускаемого на нужды населения леса стояла в Алтае. Например, население г. Барнаула официальным путем ежегодно могло получать около 12 тысяч кубических саженей дровяного леса, в то время как потребность населения в дровах была 80 тысяч квадратных саженей [13]. Местное население могло получить его двумя путями: 1) по валовым билетам на все приписное население как плату за натуральную повинность по опалке боров и тушению в них пожаров; 2) на попневую плату по существующей таксе [14].

Вследствие нехватки строительного леса и дров осуществлялось стихийная вырубка леса, для ее пресечения вводились карательные отряды, состоящие из пристава, стражников и лесного смотрителя. Впервые материалы о проблеме пользования лесными угодьями и применении карательных отрядов появились в журнале «Сибирские вопросы» в разделе, посвященном корреспонденции с мест. В письме из Барнаула описывалась ситуация, когда против несанкционированной массовой вырубки леса были использованы карательные отряды [5].

На протяжении 1907-1909 гг. в журнале «Сибирские вопросы» печатались статьи, посвященные массовым вырубкам казенного леса, которые содержали обзоры статей сибирской прессы по этому вопросу, наказы крестьянских съездов, обращения крестьянских обществ с прошениями, публикации из официальных правительственных документов, таких как доходные сметы лесного департамента, рапорты лесничих, выдержки из законодательных актов. В публикуемых материалах делался вывод о том, что правительству выгодно удерживать лучшие лесные дачи, а также сокращать площадь пользования лесами крестьян.

В статье «Вредная политика лесного ведомства в Тобольской губернии» приводятся данные из доходной сметы лесного департамента от продажи леса, заготовленного хозяйственным способом из 41 губернии. В 1907 г. в Иркутской губернии было заготовлено 150 т, в Семипалатинской области -5 т, Тобольской - 250 т, Томской - 350 т. [15]. В заготовке леса участвовали и переселенцы как привлекаемые лесными чинами в качестве рабочей силы, так и самовольно захватывающие лесные участки и продававшие лесным ведомствам вырубленный лес. Особенно часто самовольный захват переселенцами лесных участков наблюдался в Тобольской и Акмолинской губерниях [6].

С увеличением количества переселенцев проблема незаконной вырубки лесов стала еще острее. В 1909 г. в местностях с наибольшим количеством массовых незаконных порубок было введено военное положение, было увеличено количество лесной стражи, внесен законопроект об увеличении содержания лесной стражи: объездчика до 420 р., лесникам до 200 р. в год [18], уменьшился срок исполнения предписаний по составленным на вырубщиков протоколов. Но серьезных изменений эти меры не принесли. После уплаты штрафов или отбывания наказания в тюрьме крестьяне возвращались в леса и еще больше и смелее вырубали их - так на 26 порубщиков было составлено 400 протоколов. Авторами также приводятся примеры вооруженного сопротивления как лесной страже, так и карательным отрядам, а также запугивания лесных чинов [7].

В качестве одной из мер по урегулированию лесного вопроса Н.В. Скалозубов предлагает пересмотр лесного устава в соответствии с местными потребностями. В качестве примера Скалозубов приводит разработанные в Вологодской губернии «правила подсечного хозяйства», разрешающие расчистку и возделывание участков в лесу под пашни по билетам сроком на 3 или 8 лет, при этом арендаторам запрещалось использовать полученную в ходе расчисток древесину в других целях кроме удобрения участка золой или постройки шалашей [16]. Проблема пользования лесными участками не была снята после принятия Указа от 9 ноября 1906 г., в дальнейшем законодательные акты 1896, 1898, 1899 гг. полностью не утратили силу и продолжали использоваться на местах.

Результаты землеустройства в Сибири на основании законодательных актов 1896, 1898, 1899 гг. активно обсуждались на страницах периодической печати. В частности в журнале «Сибирские вопросы» данной проблеме было посвящено 34 публикаций, из которых 17 являлись практико-аналитическими статьями, подробно рассматривавшими освещаемый вопрос, содержащими фактические данные и предложения по решению, 6 публикация представляли собой корреспонденцию с мест, 5 - обозрения, 2 информационных сообщения, 2 полемические статьи, 1 общеисследовательская статья и 1 очерк. В основном все они касаются критики проводящегося землеустройства, неспособного решить проблемы черезполосицы, необеспеченности всех обществ необходимыми угодьями, а также фактическое сокращение землепользования крестьян.

В материалах, опубликованных на страницах журнала «Сибирские вопросы» есть данные о количестве полученных в ходе межевания наделов в Топольской, Томской, Енисейской губерниях, Степном крае, Алтае, ЮжноУссурийском уезде, о количестве пашен и лесов, полученных в пользование

крестьянами, церковью, выделенные для размещения переселенцев, о качестве этих пашен, о количестве работоспособного населения (мужчин и женщин), количестве лошадей, крупнорогатого и мелкого скота. Дана краткая история частного землепользования в Сибири [20] начиная с XVI в. до введения закона от 8 июля 1901 г. «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири». Согласно этому закону территория покупаемых или арендуемых земель должна была не превышать 3000 дес., покупная сумма могла быть рассрочена на срок до 37 лет.

При сдаче в аренду казенных земель преимущество имели дворяне, земли отводились в арендное пользование на срок до 99 лет; арендная плата определяется по доходности земли, но не ниже уплачиваемой в данной местности крестьянами оброчной подати. В течение первых 5 лет арендная плата не взыскивалась. При невыполнении условий казна могла забрать земельный участок со всеми постройками без компенсации за улучшение качества обрабатываемой земли [20].

Так как журнал «Сибирские вопросы» являлся периодическим органом областничества, то во всех статьях отражены идеи данного движения -сохранения и развитие крестьянской общины в Сибири, введение в крае земского самоуправления, снижение «опеки» со стороны столичных чиновников. Но несмотря на определенную направленность журнала и целенаправленное продвижение областнических идей и постоянную критику правительственных мер, журнал «Сибирские вопросы» содержит разнообразный фактический материал, способный дать представление о развитие земледелия в Сибири, проблемах землеустройства, эволюции аграрного законодательства с конца XIX - начала XX вв.

Литература

1. Волостная община и поземельное устройство [Текст] // Сибирские вопросы. - 1905. - № 1. - С. 100-121.
2. Значение поземельного устройства для населения Сибири [Текст] // Сибирские вопросы. - 1906. - № 3. - С. 73-74.
3. Исключительные законы о землеустройстве [Текст] // Сибирские вопросы. -1909. - № 22. - С. 10.
4. К аграрному вопросу в Сибири [Текст] // Сибирские вопросы. - 1906. -№ 2. - С. 53-54.
5. Карательные отряды на Алтае (письмо из Барнаула) [Текст] // Сибирские вопросы. - 1906. - № 5. - С. 80-82.
6. Лесные неурядицы в Тобольской губернии [Текст] // Сибирские вопросы. -1908. - № 31-32. - С. 60-65.
7. Опустошительное лесоистребление в Степном крае [Текст] // Сибирские вопросы. - 1909. - № 18. - С. 29-32.
8. Главные основания поземельного устройства крестьян и инородцев, водворившихся в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской на казенных землях // Полное собрание законов Российской империи : в 33 т. Т. 16. - 1896. - Стб. 12988 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб. : Российская национальная библиотека, сор. 2007-2010. - Режим доступа: http://www. п1г. ra/e-resЛaw_r.
9. Главные основания поземельного устройства крестьян и инородцев, водворившихся в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской на казенных землях // Полное собрание законов Российской империи: в 33 т. Т. 16. - 1896. - Стб. 12988. - Ст. 11-12 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб. : Российская национальная библиотека, сор. 2007-2010. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r.
10. Правила о порядке определения земельных наделов и о производстве поземельно-устроительных работ и об отводе лесных наделов // Полное собрание законов Российской империи : в 33 т. Т. 18. - 1898. - Стб. 15539 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб. : Российская национальная библиотека, сор. 2007-2010. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r.
11. Правила о порядке определения земельных наделов и о производстве поземельно-устроительных работ и об отводе лесных наделов // Полное собрание законов Российской империи : в 33 т. Т. 18. - 1898. - Стб. 15539. -Ст. 28 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб. : Российская национальная библиотека, сор. 2007-2010. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r.
12. Правила о порядке определения земельных наделов и о производстве поземельно-устроительных работ и об отводе лесных наделов // Полное собрание законов Российской империи : в 33 т. Т. 18. - 1898. - Стб. 15539. -Ст. 55-56, 60 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СПб. : Российская национальная библиотека, сор. 2007-2010. - Режим доступа: http://www.nlr. ru/e-res/law_r.
13. Сибирские письма. Барнаул. (Обезлесение Алтая) [Текст] // Сибирские вопросы. - 1908. - № 12. - С. 31.
14. Сибиряк-скиталец Лесные «бунты» на Алтае [Текст] / Сибиряк-скиталец // Сибирские вопросы. - 1907. - № 2. - С. 99.
15. Скалозубов, Н. Вредная политика лесного ведомства в Тобольской губернии [Текст] / Н. Скалозубов // Сибирские вопросы. - 1907. - № 26. - С. 12-22.
16. Скалозубов, Н. О свободе расчисток в казенных лесах [Текст] / Н. Скалозубов // Сибирские вопросы. - 1909. - № 31. - С. 18-22.
17. Скалозубов, Н. Тобольские крестьяне об аграрном вопросе [Текст] / Н. Скалозубов // Сибирские вопросы. - 1907. - № 37. - С. 17-25.
18. Стадухин, В. О нуждах лесной стражи в Сибири [Текст] / В. Стадухин // Сибирские вопросы. - 1908. - № 45-46. - С. 39-40.
19. Ходы и методы землеустройства в Сибири [Текст] // Сибирские вопросы. -1906. - № 4. - С. 49-54.
20. Частное землепользование в Сибири [Текст] // Сибирские вопросы. -1905. - № 1. - С. 122-170.
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО planning СИБИРЬ siberia ПРЕССА press "СИБИРСКИЕ ВОПРОСЫ" "siberian questions" АГРАРНЫЙ ВОПРОС agrarian question
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты