Спросить
Войти

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ФОРМ БРАКА И СЕМЬИ

Автор: указан в статье

О.Р. РАДЖАБОВ доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и истории Дагестанского государственного аграрного университета им. М.М. Джамбулатова»&

А.А. МИРИМОВА кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Дагестанского государственного аграрного университета им. М. М. Джамбулатова

История эволюции форм брака и семьи

В статье рассматривается историческая эволюция форм брака и семьи. Авторами устанавливаются отличительные особенности форм брака как особого социального института, призванного регулировать отношения между полами, между родителями и детьми и т.д

Radjabov O.R., Mirimova A.A. History of the evolution of the forms of marriage and family. The article describes the historical evolution of the forms of marriage and family. The authors are established the distinctive features of the forms of marriage as a social institution designed to regulate relations between the sexes, between parents and children, etc.

Мыслители всех эпох, начиная с самой древности, пытались ответить на вопросы, касающиеся семьи и ее признаков, пытались выяснить, какую роль играет семья в обществе. Происхождение семьи, ее сущность изучают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и др. Любое определение семьи с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет не& Раджабов Осман Раджабович, e-mail: filek08@rambler.ru; Миримова Афисат Абдулкеримовна, e-mail: afisat0903@yandex.ru

полным. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки: а) брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами; б) совместное проживание в одном помещении; в) общий бюджет.

Кратко рассмотрим историческую эволюцию форм брака и семьи. Первобытные люди, как и их обезьяноподобные предки, активно включались в процесс размножения, подчиняясь инстинктам, вероятно, сразу же после достижения половой зрелости. Распространено мнение, что на начальном этапе развития первобытные люди группировались в небольшие (из 20-30 взрослых членов) и малоустойчивые коллективы, называемые стадом или ордой. Причем внутри каждого из таких стад бытовали неупорядоченные половые отношения или промискуитет.

Существует и другая точка зрения, согласно которой первобытное человеческое стадо унаследовало от предшествовавших ему объединений обезьян так называемую гаремную семью со свойственной ей регламентацией половой жизни. История собственно человеческого общества приурочивается к стадии становления родового строя, появления коллективов, связанных происхождением от одного предка. Именно в период родового строя возникают брак и семья -особые социальные институты, призванные регулировать отношения между полами, между родителями и детьми и т.д.

Первой формой брака обычно считается дуально-родовой групповой брак, при котором все мужчины одного рода являлись потенциальными мужьями всех женщин другого рода. Как показали этнографические наблюдения за аборигенами Австралии и некоторыми другими отставшими в своем развитии родоплеменными общностями, такой брак чаще всего конкретно проявлялся в существовании парных семей - более или менее длительного, сравнительно легко заключаемого и легко расторгаемого союза одного мужчины с одной женщиной. Причем оба супруга сохраняли право на связь с «дополнительными» женами или мужьями, состоящими или не состоящими в парных семьях. Парная семья, хотя и обладала некоторыми хозяйственными функциями, еще не являлась отдельной экономической ячейкой; муж и жена сохраняли тесные связи со своими родами, а иногда и

оставались жить со своими сородичами, встречаясь друг с другом лишь для половых сношений (дети в этом случае обычно оставались в роду матери). В ходе дальнейшего развития общества групповой брак стал ограничиваться более узким кругом лиц, например, только братьями основного мужа и сестрами основной жены, а затем и вообще исчез, сохранившись лишь в некоторых, иногда искаженных пережиточных формах (известное, например, у некоторых народов право гостя на жену или дочь хозяина и т.п.).

Период разложения общинно-родового строя и становления классового общества, низшей социальной и хозяйственной ячейкой которого стала семья, ознаменовался изменением и форм брака. Полагают, что из-за неустойчивости в то время брачных связей и трудности установления отцовства наибольшее распространение вначале получил счет родства по материнской линии (материнский род), который позже сменился патрилинейным родством (отцовским родом). Парная семья сменяется более прочной моногамной семьей. Возросшая хозяйственная роль мужчины -земледельца и скотовода - приводит к утверждению его главенства в семье (патриархат). Прежде распространенный у многих народов матрилокальный или дислокальный брак почти полностью вытесняется патрилокальным, точнее виролокальным (от лат. «vir» - муж).

Мужчина обычно возмещает семье невесты ее экономическую ценность выкупом; в раннеклассовом обществе получает некоторое распространение и традиция похищения будущей жены (умыкание). Начальной и широко распространенной формой моногамной семьи была большая семья, известная также как патриархальная семья и больше - семейная община. Она состояла обычно из 3-4 поколений ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и вели общее хозяйство; постепенно такая семья уступает место малой семье, обычно состоящей из брачной пары и их детей.

Укрепление патриархата, приобретение жены за выкуп привело к ухудшению общественного и семейного положения женщины. Следует отметить, что появление классового общества в истории сопровождалось возникновением антагонизма между полами, ограничением прав женщины в семье, обществе и превращением ее в собственность мужа.

Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу и всем старшим членам его семьи; если женщина хотела вернуться в родительский дом, то ее родственники должны были отдать полученный за нее выкуп. Развод стал поэтому очень редким явлением; даже после смерти мужа женщина продолжала оставаться в как бы купившей ее семье, а нередко и должна была вступить в брак с одним из братьев мужа (обычай левирата). Дети безоговорочно принадлежали отцу. Патриархальный порядок наследования требовал бесспорности факта отцовства, поэтому супружеская неверность жены стала сурово наказываться, нередко смертью, в то время как муж продолжал пользоваться некоторой половой свободой. Новые формы брачно-се-мейных отношений освещались религией, закреплялись в законодательствах раннеклассовых государств.

Кроме моногамного брака, в раннеклассовом обществе получил распространение и полигамный брак, который распространен и в современном мире, хотя в большинстве стран мира полигамия под запретом, такие брачные союзы признаются в полусотне стран1.Полигамия - это брак, в котором мужчина состоит в брачно-половых отношениях с несколькими женщинами. Корни этой формы брака тянутся в родо-племенную эпоху. Такие браки допускались в подавляющем большинстве известных науке племенных обществ; считалось вполне естественным, что сильный воин или ловкий охотник имеет нескольких жен, которых он может содержать. Однако в период господства парной семьи такие браки вряд ли имели широкое распространение и, очевидно, представляли собой своего рода привилегию племенной верхушки. У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к классовому обществу. Одной из причин полигамии является диспропорция полов - значительное численное преобладание женщин, связанное с потерями мужчин в межплеменных и прочих войнах; иногда мужчины покоренного народа подвергались почти полному истреблению, а женщины становились женами и наложницами победителей.

Таким образом, многоженство относится к древнейшим институтам семейного быта человечества. Для знати многоженство в различных формах всегда существовало. Об этом

1 Миримова А.А. Моногамный и полигамный брак: правовой аспект // Голос разума, 2011, № 2, с. 16.

свидетельствуют судебники и другие исторические документы древнейших государств Востока, библейские тексты и т.д. А. Бебель писал, что «еще в Ветхом Завете основой патриархальной семьи была полигамия, которой предавались все патриархи до царя Соломона»1. Так, согласно Библии Авраам и Иаков имели по несколько жен и наложниц, а у царя Соломона имелось 700 жен и 300 наложниц2, а у царя Давида было множество жен и наложниц3. В некоторых странах полигамные браки были санкционированы как нормы закона, они освящались в религиозных текстах (иудаизм).

Мусульманская семья как объект правового урегулирования возникла вместе с формированием новой мировой религии - ислама. И с первых шагов своего становления ислам отменил существовавшие архаические формы арабского языческого урегулирования брачно-семейных отношений и установил писаные законодательные нормы, соответствующие требованиям времени. Также новое законодательство, в том числе и семейное, сложилось в преемственной связи с существовавшими до ислама формами урегулирования отношений между людьми в обществе. Однако в исламе они приобретают божественную природу и сливаются с мусульманской догматикой, нравственными нормами, ибадатом (культом) и другими религиозными предписаниями.

Ислам во многом по-новому стал регламентировать и общественные отношения, в том числе семейные. В связи с переходом арабов от родоплеменных отношений к классовым появляются письменные источники, которые занимаются урегулированием всех общественных отношений, в том числе и в отношении к женщине. С канонизацией Корана начинается новый период в истории семейных отношений. Но как отмечает профессор А. Массэ: «К женщине Коран не проявляет нежности. Она принадлежит к числу тех, кто вы4

ращен в укрощениях и кто в препирательстве...» .

Предписания Корана должны были, с одной стороны, усиливать патриархальные порядки, а с другой - внести новые принципы, регламентирующие вопросы брака, семьи, статуса женщины в исламе в целом. Согласно им женщина не могла

1 Бебель А. Женщина и социализм. М.,1959, с. 19.
2 (1Царств11:3).
3 SwidlerL.J. Women in Judaism: the Status of Women in Formative Judaism. Metuchen, N,J: Scarecrow Press, 1976, p.115. (2 Самуила 5:13).
4 Массэ А. Ислам. М.,1982, с. 22.

выйти замуж больше, чем за одного мужчину одновременно. Срок выжидания после развода («идда»), в течение которого женщина не могла вступать в повторный брак, гарантировал определение отцовства детей. В исламе женщине гарантируется право самой решать вопрос о своем замужестве, так же как добиваться расторжения неудачного брака. Однако в целях обеспечения стабильности семьи и ее защиты от поспешных решений под влиянием временного эмоционального стресса мужчинам и женщинам, добивающимся развода, следует соблюдать определенный период ожидания. Вопрос о разводе преимущественно ставят перед судьей, но, как и мужчины, женщины могут развестись с мужем, не прибегая к суду, если это предусмотрено в брачном контракте. В то же самое время Коран устанавливает новый моральный принцип для семейной жизни. Женщина и дети более не рассматривались движимым имуществом, а расценивались как личности, наделенные правами и обязанностями1.

Коран действительно предоставил определенные права женщине в период, когда они были угнетены в патриархальном аравийском обществе. Однако мусульманские правоведы позднего времени, вводя в теорию права формулировки, которые ограничивали права женщин, препятствовали реализации многого из того, что было заложено в Коране изначально.

1 Lapidus Ira M. A History of Islamic Societies. Cambrige: Cambrige University Press, 1988, р. 29-31.
БРАК МОНОГАМИЯ ПОЛИГАМИЯ ИНБРИДИНГ ЛЕВИРАТ МАТРИАРХАТ ПАТРИАРХАТ marriage monogamy polygamy
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты