Спросить
Войти

НОВЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИЦИИ В ХОДЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Автор: указан в статье

УДК 351.741"1914/1918"

Н. Н. Миняйленко, А. Е. Шныров

Новые функции полиции в ходе Первой мировой войны

Изучение деятельности полиции Российской империи в ходе Первой мировой войны является актуальным и сегодня в связи с событиями, происходящими в сопредельных государствах в результате так называемых «цветных революций». В статье рассматриваются вопросы расширения функций полиции Российской империи на примере полиции Саратовской губернии. Важность функционирования полиции Российской империи в условиях военного времени была вызвана событиями, происходящими как внутри страны, так и у её границ.

The study of the police of the Russian Empire entering the First world war, is relevant today, in connection with the events taking place in neighboring countries as a result of the so-called "color revolutions". The article deals with the activities of the police of the Russian Empire during the First world war. Expanding the functions of the police of the Russian Empire on the example of the Saratov province police. The importance of the functioning of the police of the Russian Empire in wartime was caused by the events taking place both inside the country and near its borders.

Первая мировая война, в которую Россия была втянута, оказалась тем самым детонатором, что привёл к социально-политическим взрывам и потрясениям. Когда началась война, выявились хищения, казнокрадство, недостаток снаряжения для армии.....[2].

Война нарушила традиционные экономические рыночные связи, государство усилило вмешательство в экономическую жизнь: занималось распределением сырья, топлива, продовольствия и др. [2]. Как отмечает Т.В. Шитова, в сферу деятельности полиции в тот период включался надзор за военнообязанными, в связи с чем увеличивался ее штат за счет комплектования новых должностей классных полицейских чинов и стражников по надзору за военнообязанными в городах, уездах и в подведомственных местностях [8].

© Миняйленко Н. Н., Шныров А. Е., 2019

38

Однако товарищ министр внутренних дел генерал-майор В.Ф. Джунковский 24 июня 1915 г. указал, что нет необходимости в установлении специального надзора за таким контингентом граждан, поэтому данную функцию было принято возложить на общую полицию. Тем не менее, губернаторам Сибири было разрешено, применительно с правилами об организации надзора за высланными из разных местностей военнообязанными из подданных воюющих с Россией государств, нанять конно-полицейских стражников из расчета одного стражника на 100 высланных и одного полицейского чина на 500 высланных [1].

В связи с вхождением Российской империи в театр военных действий, вопросы организации движения на улицах, проблема разработки правовой базы для использования транспортных средств в военное время, безопасность личности и общества имели широкое обсуждение в военном ведомстве и обществе столицы.

Так, в приказе по Петроградскому военному округу от 6 июля 1916 г. говорится, что на театре военных действий в Петрограде низшие чины переполняют вагоны трамвая в Петрограде и толпятся на площадках трамвая до такой степени, что лишают публику, в том числе и офицеров, возможности войти в вагон или выйти из него. При этом нижние чины, стоя в толпе, совершенно не отдают чести проезжающим офицерам, стоят небрежно, облокотившись и т. п. Для упорядочения езды нижних чинов устанавливалось:

1) воспрещение нижним чинам бесплатного проезда в Петрограде в вагонах трамвая, конно-железных дорог и речных пароходах;
2) на переднем вагоне трамвая проезд нижним чинам воспрещался. Нижние чины могли находиться только во втором (заднем) вагоне трамвая;
3) удостоверения на право проезда в трамвае нижние чины как раненые, так и нераненые, обязаны были предъявлять по требованию господам офицерам, чинам военно-полицейских команд, а также кондукторам и контролёрам трамвая [1].

Одной из задач полиции в начале ХХ в. являлось обеспечение безопасности дорожного движения путём его регулирования. Однако с началом военных действий новой задачей полиции также стал ремонт дорог, по которым производится гужевая перевозка хлеба и фуража для армии [4]. Также в связи с наступлением весны участились случаи разбрасывания по дорогам, оврагам, задворкам, площадям и улицам селений трупов мелких животных и птиц. В связи с чем, беря во внимание необходимость борьбы с возможностью появления эпидемий и эпизоотий в текущее тревожное время, губернатор Саратовской области дал поручение полицмейстерам и

39

уездным исправникам своей губернии срочно проконтролировать исполнение правил об уборке павших животных [6].

Кроме того, как справедливо отмечают Ю.А. Реент и А.Т. Соловьев, пьянство является одной из причин нищеты, роста преступности, болезненности русского общества и что подобное (алкогольное) нравственное падение, способствует росту преступности в обществе [5]. Эти слова были не так уж и далеки от истины. Пьянство тесно связано с преступностью, а ее темпы роста впечатляли.

Так, в своём циркуляре полицмейстерам и уездным исправникам Саратовской губернии от 24 апреля 1915 г. № 65 саратовский губернатор указал на свободную продажу в торговых лавках опьяняющих напитков (квасов) с завышенной крепостью. В результате происходило нарушение обязательного постановления главноначальствующего губернией от 31 октября 2014 г., и ст. 127 устава «Об акцизных сборах», разрешающих продажу только квасов крепостью по содержанию спирта менее 1,5 процента градусов и без хмеля. Также 27 июня 1915 года главноначальствующий Саратовской губернии на основании ст. 15, 16 и 26 Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественной безопасности издал обязательное постановление, согласно которому запретил продажу политуры и спиртового лака, лицам, не имеющим право торговли ими без разрешения местного полицмейстера или уездного исправника. Покупка и хранение данных предметов разрешалась той же полицейской властью. В противном случае лица, уличённые в подобных нарушениях, подвергались наказанию в виде штрафа в размере 3 тыс. р. или аресту (тюремному заключению) на срок до трех месяцев [4].

Одновременно с этим происходили существенные денежные махинации. Так, согласно циркуляру саратовского губернатора от сентября 1915 г. № 144, стало известно о том, что из Германии и Австрии были специально командированы агенты, которые посредством подкупленных лиц совершали сделки по скупке металлических денег по повышенной стоимости в обмен на фальшивые бумажные деньги. А также происходило простое накопление серебряной и медной монеты сверх потребности, что в результате приводило в стране к затруднению денежного обращения. В результате 30 сентября 1915 г. главноначальствующий Саратовской губернии на основании ст. 15, 16 и 26 Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественной безопасности издал обязательное постановление, согласно которому полиции была вменена новая задача по тщательному наблюдению

за недопущением сбыта и обращения фальшивых бумажных денег. Виновные лица подвергались в административном порядке к ответственности -заключению в тюрьме или крепости на срок до трёх месяцев, или аресту на тот же срок или денежному взысканию в размере до 3 тыс. р. [6].

Кроме того, органам полиции обязательным постановлением от 10 апреля 1915 года главноначальствующим Саратовской губернии были вменены обязанности контролировать обязательное представление владельцами промышленных предприятий, фабрик, транспортных предприятий (кроме железных дорог), заводов точных сведений о наличии у них на складах запасов топлива: каменного угля, нефти, торфа, дров. Так же уездным урядникам и становым приставам было обязательно на вверенных им участках, контролировать беженцев, которые своими действиями могли препятствовать движению войсковым частям по железным и автомобильным дорогам [7].

Ещё одной дополнительной функцией полиции того времени стал поиск среди военнопленных в качестве инструкторов по кустарному производству кос, необходимых для заготовки корма скоту [7].

Тем самым можно сделать вывод о том, что на полицию того времени возлагалось очень много не свойственных ей задач, что естественно мешало качественному выполнению ею основных функций, по охране общественного порядка.

Среди основных причин, которые препятствовали эффективному функционированию полиции, следует выделить отсутствие единой специализированной нормативной базы и оптимизированной системы полицейских органов, кроме того, свой негативный отпечаток накладывало выполнение полицией не свойственных ей функций. Прежде всего, это выразилось в возложении на полицию явно несвойственных ей функций, например, борьба с дефицитом, дороговизной, обнищанием, спекуляцией и др. Поэтому необходимость проведения существенных реформ в полиции Российской империи понималась и поддерживалась не столько на государственном уровне, сколько, прежде всего, в среде самих сотрудников полиции.

Типичная бюрократизация государственного аппарата стала основной причиной провала полицейской реформы стала не готовящаяся в России революция или политическая нестабильность в обществе. Безусловно, такое положение дел привело к абсолютной неспособности государственно-политической воли реформаторов преодолеть ведомственную разобщенность в системе государственных органов, что в конечном итоге привело к полному отказу от дальнейшей реализации реформы полиции.

Новые постоянные проекты реформирования органов охраны порядка оказались недостаточными для противостояний порокам самого режима, которые привели к революционным событиям 1917 г. [3].

Список литературы

1. ГАКК, ф.595, оп.48, д. 1080.
2. Глушаченко С.Б. За политическими играми была проиграна Российская держава // ПЛАТОН. - № 2. - 2018.
3. Заводюк С.Ю. Развитие полицейских органов российской империи во второй половине XIX - начале ХХ века: учеб. пособие. - Саратов, 2004.
4. Об исправлении дорог, 4 янв. 1917 г. - ГАСО, ф. 65, оп. 5, д. 100.
5. Реент Ю.А. Полицейская система Российской империи начала ХХ века (1900-1917 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2002.
6. Саратовское уездное полицейское управление, 24 апреля 1915 г. - ГАСО, ф. 61, оп. 24, д. 191.
7. ЦГИА СПб, ф. 569, оп. 10, д. 512.
8. Шитова Т. В. Полиция в административно-правоохранительной системе Сибири в XIX - начале XX в.: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 225.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕВОЛЮЦИЯ ВОЙНА ПОЛИЦИЯ ministry of internal affairs revolution war police
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты