Спросить
Войти

Нонконформизм и комикс-реальность: проблема взаимообусловленности

Автор: указан в статье

УДК 140.8

С.А. Пушкин НОНКОНФОРМИЗМ И КОМИКС-РЕАЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

На основе предложенного автором статьи концепта «комикс-реальность» рассматривается проблема влияния комиксов, представляющих собой особый жанр литературы, на формирование нонконформистских умонастроений в обществе.

В настоящее время во многих странах мира, в том числе в России, наблюдается рост общественных выступлений против политики, проводимой официальной властью. Это проявляется в виде санкционированных и несанкционированных митингов и демонстраций, в комментировании в личных блогах и на страницах социальных сетей выступлений государственных деятелей. В обществе значительно повысился авторитет радикально настроенных политических партий. Особо ярко это тенденция проявляется на Ближнем Востоке. Более опасным, чем неприятие политических и правовых ценностей, для мировой общественности является неприятие ценностей нравственных. Политическим и социально-нравственным вызовом можно считать, к примеру, съемку фильма «Невинность мусульман» (2012), вызвавшего рост экстремистской деятельности фанатично настроенных мусульман и повлекшего человеческие жертвы в Ливии.

Категорическое неприятие индивидом общепризнанных ценностей называется нонконформизмом. Исторически нонконформизм в разумных пределах не только не вреден, но и необходим. Общественное развитие невозможно без трансформации социальных институтов, происходящей вследствие смены ценностных ориентиров. Однако массовое распространение нонконформистских взглядов в обществе - признак того, что в социальном механизме существуют неполадки. Нонконформизм как социальное явление возникает на заре формирования общественных отношений и эволюционирует в эпоху становления государственности. Сущность раннего нонконформизма выражается в том, что индивиды, не ограничивавшие себя ничем в эру дообщественных отношений, в процессе формирования социума были вынуждены принять ряд правил, которые способствовали функционированию и развитию общества. С возникновением таких социальных институтов, как государство и право, эти правила явились предшественниками современных норм морали, религии и права.

Общеизвестно, что во всех сферах общественной жизни неизменно существуют свои ценности. Ценности возникли несколько позже правил, но также играли роль социального регулирования. С совершенствованием общества ценности стали основополагающим компонентом правил. Так, гуманизм и справедливость стали принципами права практически всех государств. Однако на практике оказалось, что часть социума по тем или иным причинам не желает подчиняться установленным правилам и не приемлет общепризнанные ценности. Одни поступают так из желания выделиться из общего числа, других действительно не устраивает сложившийся порядок вещей, и для этой группы нонконформизм является формой борьбы с существующим социальным строем. Впрочем, поведенческий аспект нонконформизма является объектом исследования преимущественно психологов, а не философов.

Философию интересует сущность нонконформизма как социального явления. Если психологи при изучении нонконформизма изучают психическую деятельность отдельно взятых индивидов, то философы исследуют общество в целом или его определенный пласт, которые породили нонконформизм как феномен. До ХХ в. наука не исследовала проблему неприятия отдельными социальными группами общеустановленных правил и ценностей. Лишь в середине ХХ в. такие ученые, как С. Аш, С. Милгрэм, Ч. Р. Снайдер и Г. Л. Фромкин опытно-экспериментальным путем стали уделять внимание проблеме конформности, а затем вытекающей из нее проблеме нонконформизма. Именно тогда и сформировался термин нонконформизм (от лат. поп - «не» и позднего лат. conformis — «подобный», «сообразный») -готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения [1, с. 237]. Позднее нонконформизм стал объектом исследования «новых левых» философов, таких как Ж. Батай (который сам являлся идеологом нонконформизма), автора «Суверенного человека Де Сада». Политическому аспекту были посвящена одна из глав «Философии Политики» российского философа А. Дугина, изучившего историческую природу нонконформизма и его структуру. Нужно помнить, что и философия, и социология рассматривают нонконформизм как социальное явление, но социологов интересует гносеологический аспект нонконформизма и они опираются на эмпирические методы исследования (социальный эксперимент и социологический опрос), философов же интересует критический и аксиологический аспекты.

По мнению ученых, одним из факторов, формирующих нонконформистское сознание общества, является массовая культура, трансформирующая сознание индивидов. Одним из первых по времени возникновения элементов массовой культуры был особый вид рассказов, первоначально публикуемых в газетах, потом выступавших в виде отдельного жанра литературы и получивших название «комиксы». Комиксом является рассказ в картинках, где действия героев нарисованы, а слова, сказанные ими, репрезентируются как исходящие из уст персонажей или в виде подписи под иллюстрацией [2]. Комикс представляет собой особую совокупность жанров художественной литературы и изобразительного искусства. На настоящий момент существуют десятки жанров комиксов. Большинство персонажей и предметов, описываемых в комиксах, являются вымышленными. Несмотря на то, что в последнее время все больше развивается киноиндустрия и индустрия видеоигр, комиксы пользуются огромной популярностью у людей всех возрастов. О продолжающейся популярности комиксов свидетельствует также большое количество экранизаций комиксов и созданных по их мотивам компьютерных игр. Информация, воспринимаемая индивидами при прочтении комиксов, воспринимается легче, чем при прочтении обычных книг, за счет сочетания незамысловатых фраз и ярких экспрессивных рисунков. Благодаря захватывающей сюжетной линии, выраженной в картинках, читатели на сознательном и бессознательном уровне ассоциируют себя с персонажами комиксов, перенимая их стандарты поведения и мышления.

Художественные образы влияют на сознание человека эффективно лишь в постоянной взаимосвязи с его индивидуальными представлениями. Образы комиксов, отражающие общественные ценности и идеалы и пропущенные через сознание отдельного индивида, в совокупности формируют особый вид субъективной реальности - комикс-реальность. Комикс-реальность - это субъективная реальность, создаваемая индивидом посредством восприятия образов продуктов комикс-индустрии. Каждый отдельно взятый человек воспринимает художественные образы, ориентируясь на свое субъективное мнение, и, исходя из этого, следует предположить, что комикс-реальность должна быть многомерной. Однако в классических комиксах существует биполярная градация персонажей и их действий, существует четкое разграничение хорошего и плохого - третьего в классических комиксах не дано. Вследствие этого практически все индивиды при потреблении комиксов дают однозначную оценку образам комикс-реальности и переносят её биполярность на социальную действительность. Появление нонконформистских настроений в обществе во второй половине ХХ в. повлияло на характер продукции комикс-индустрии, которая в свою очередь стала формировать новое содержание комикс-реальности. Непосредственное влияние нонконформизм на комикс-реальность оказать не может, так как комикс-реальность - это лишь нематериальные образы. Точно так же комикс-реальность не может напрямую воздействовать на нонконформизм как социальное явление. Связующим звеном является комикс-индустрия, точнее, материальные продукты ее производства. В связи с этим исследование проблемы влияния нонконформизма на комикс-реальность невозможно без рассказа об истории комиксов. Американские литературоведы, изучающие комиксы как жанр литературы, различают четыре так называемых «века» комиксов: Золотой век комиксов, продолжавшийся по оценкам разных исследователей с конца 1930-х до конца 1940-х - начала 1950-х гг. В данный период времени начали издаваться аналоги современных комиксов. Самыми популярными жанрами в те времена были приключения, детективы и ужасы. В первую половину 40-х гг. в связи с шедшей второй мировой войны стали популярны комиксы на патриотические темы, комиксы про супергероев стали орудием пропаганды всех воюющих государств. В данный период нонконформистские комиксы не пользовались большой популярностью. В послевоенные годы впервые появились альтернативные нонконформистские комиксы. С 1948 приобрела популярность серия комиксов про животных Пого (Pogo) (автор У. Келли). Персонажи Келли олицетворяли различные политические силы. Во время холодной войны автор критиковал маккартизм и шпиономанию в специальном выпуске комиксов под названием «Мы встретили врага, и он — это мы» [1, с. 440].

Со временем комиксы про супергероев перестали пользоваться спросом, и авторы запустили новые жанры, такие как вестерн и хорор-издания. Впервые возник вопрос о содержании в комиксах сцен жестокости и легкой эротики. Американский психиатр Ф. Вертхэм издал книги «Совращение невинных» и «Каинова Печать», в которых утверждал, что комиксы способствуют в насаждении насилия, секса (причем стоял вопрос о нетрадиционной ориентации некоторых героев) и коммунизма. Под неофициальным давлением сенатского подкомитета по подростковой преступности в 1954 г. был принят самоограничительный Кодекс американской ассоциации комиксовых журналов, состоящий из трех частей. Преступления никогда не должны были быть изображены таким образом, чтобы вызывать симпатию к преступнику, они должно были выглядеть как низменное и отталкивающее занятие, изображение кровожадных и жутких преступлений, чрезмерных кровопролитий, жестоких сцен запрещались. Под запретом были сцены жестоких пыток, физических страданий, запрещалось изображение чрезмерных и излишних сражений с применением холодного оружия и перестрелок. Запрещалось рисовать изображения, вызывающие недоверие органам правосудия. Злодеи не должны были выглядеть обаятельными или успешными, а в конце обязаны были нести заслуженное наказание. В конце добро всегда должно было побеждать зло. Запрещено было использовать в названии любого журнала комиксов таких слов как страх, ужас (horror, terror). Все сцены ужасов, зловещие, отталкивающие и жуткие иллюстрации были запрещены. Истории об отношениях со злыми силами были приемлемы лишь в целях изображения нравственной проблемы, ни в коем случае зло не должно быть выглядеть привлекательно, иллюстрации, на которых изображены живые мертвецы, пытки, вампиризм, упыри, каннибализм и оборотни, а также ассоциирующиеся с ними инструменты, были недопустимы. Строго запрещен был показ либо упоминание безнравственного поведения, вульгарных и делающих намек на непристойности иллюстраций, а также намекающих на непристойность поз, сцен изнасилования, незаконных половых связей, любовных сцен с сексуальными отклонениями и элементами жестокости, сексуальных извращений или подобных им подтекстов сцен совращения, садизма и мазохизма, похоти. Также запрещались в любой форме нагота, порнография, ненормативная лексика и символика, имеющая нежелательное значение. Женские персонажи должны были выглядеть реалистично, без преувеличения любого из физических качеств. С этого периода начался новый Серебряный век комиксов. Реакцией на принятие кодекса стало издание подпольных кодексов с начала 60-х гг. Первым издательством ставшим выпускать подпольные комиксы стал калифорнийский «Рип-офф Пресс». Также был известен «Мистер Нейчюрел» и Кот Фриц издательства «Зэп» из Сан-Франциско. В первом из этих двух комиксов персонажи рассуждали о проблемах современной цивилизации, герой второго был жуликом и хулиганом, сквернословил. Комиксы этих двух издательств

нередко подвергались конфискации, но пользовались большой популярностью сперва у специфической аудитории, а потом перешли в категорию мейнстрима.

В старом свете в 1970-х пользовались популярностью журналы «Рычащий металл» и «Эхо саванны», стиль которых отличался анархией, сарказмом и черным мизантропическим юмором, а также журнал «Харакири» (издающийся в наше время), добавляющий к этому са-дистски-порнографический кич. В 1970 году цензура перестала быть такой жесткой. В это время были произведены первые попытки привнести в комиксы больше реализма и взрослую тематику после Серебряного века, последовавшего за принятием Кодекса американской ассоциации комиксовых журналов. Комиксы этого периода часто были наполнены пост-вьетнамским и пост-уотергейтским разочарованием - настроением, характерным для американцев в то время. Снова после Золотого века стали появляться комиксы с политическим подтекстом. Но если раньше они служили орудием политической пропаганды, то в комиксах этого периода стала упоминаться теория заговора (персонаж Капитан Америка раскрывает правительственный заговор высокопоставленных чиновников). Нередко отрицательными персонажами выступают политики (Лекс Лютер, злодей из серии комиксов о Супермене, становится президентом США). Обсуждению подвергался все больший круг тем, конфликты персонажей в качестве движущей силы сюжета стали традиционными, а хоррор-комиксы вновь стали появляться на полках магазинов. Ряд комиксов совершенно игнорировали правила, например, были выпущены комиксы о Зеленой стреле и Зеленом фонаре (супергерои издательства ВС), посвященные борьбе с наркотиками, хотя кодекс прямо предусматривал запрет темы наркотиков. Образы женских персонажей комиксов стали более сексуальными, впервые появились женщины-супергерои. Также появились супергерои, принадлежавшие этническим меньшинствам (Блейд, Черная пантера, Буря).

В то же время стало возможным выпускать комиксы на религиозную тему. Комиксы наполнились социальной проблематикой, конфликтами, герои стали более реалистичными, приобрели человеческое лицо и оказались вовсе не безупречны и не всегда правы. Все больше внимания стали уделять внутренним переживаниям героев и их моральным проблемам. Это подняло средний возраст аудитории комиксов. Герои комиксов освещали социально важные темы: борьбу с бедностью, коррупцией, расизмом; проблемы экологии. Темы комиксов становились все более «взрослыми» и уходили все дальше от идеалов Серебряного века. Концом Бронзового века официально принято считать 1986 г. В этот год были изданы эпохальные графические романы «Бэтмен: Темный рыцарь» и «Хранители», оказавшие огромное влияние на развитие зарождающегося образа антигероя девяностых. Началась эра Темных веков, продолжающаяся по наше время.

Начало периода характеризуется экспериментами над сюжетами, успехом альтернативных комиксов и историями об антигероях. Антигерой - это особая разновидность героев. Не все из них были придуманы в 1990-е, но именно в это время они стали распространенными и популярными. Антигерои девяностых являются полными антиподами супергероев Серебряного века комиксов. У них могут полностью отсутствовать любые качества героя. Они редко бывают неумелы или жалки и полностью посвящают себя своей миссии. Без раздумий идут на убийство злодеев и часто просто тех, кто встает у них на пути, а при встрече с классическим супергероем высмеивают его старомодность. Их сила обычно имеет демоническое или технологическое происхождение и направлена на убийство.

Эти герои любят носить на себе большое количество военной амуниции, их одежда часто представляет собой либо лохмотья, либо военною форму, сами они или молоды, или средних лет. Обычно у них излишне развита мускулатура, тело покрыто шрамами, волосы часто седые, есть борода или усы. Они могут выглядеть ранеными или больными. У них преувеличенно большое холодное и огнестрельное оружие. Они носят необычные, часто написанные неправильно односложные имена. Классический пример антигероев - Роршах и Комедиант, персонажи комикса «Хранители», и Каратель из одноименного комикса. Также антигероем является поздняя версия Бэтмена Ф. Миллера.

Еще одним изобретением современного века стал Антизлодей. Антизлодей является злодеем, обладающим чертами героя. Иногда он преследует благородные цели, но не брезгует использовать методы злодеев. Антизлодей является отражением антигероя, которое порой сближается с антигероем до полной неразличимости. Некоторые авторы, увлекаясь идеализацией отрицательного персонажа, делают антизлодея ничем не хуже героя. Антизлодей получается либо из антигероя, махнувшего рукой на свои благородные цели, либо из героя, совершившего поворот налево кругом, либо из злодея путем постепенной трансформации жизненных принципов в лучшую сторону. Ярким примером антизлодея является Озимондия -ещё один персонаж из комикса «Хранители», антизлодей, уничтоживший весь Нью-Йорк ради предотвращения третьей мировой войны и создания утопии, и Рас-аль Гул из фильма «Бэтмен: начало», желающий ради истребления преступности уничтожить город Готэм. Оба антизлодея мнят себя спасителями всего человечества и ради этого готовы пожертвовать миллионами невинных жизней. В настоящее время получил популярность такой жанр нонконформистских комиксов как автобиография, описывающий душевные переживания автора («Маус», «Бинки Браун встречает св. Деву Марию»). На территории современной России складывается противоречивая ситуация. С одной стороны существует большое количество авторов, размещающих свои работы в Интернете, но нет издательств, выпускающих коммерческие комиксы, вследствие чего нонконформистские комиксы теряют самобытность.

Проанализировав историю комикс-индустрии, можно заключить, что наибольшее влияние нонконформизм оказал на комикс-реальность в Бронзовый и Темный века. Наибольшую роль сыграло то, что в Серебряный век комиксы под воздействием кодекса имели однообразный характер, и неожиданно появившийся самиздат привлек большой интерес. При исследовании проблемы нонконформизма необходимо помнить закон физики, гласящий, что на каждое действие имеется свое противодействие. Тотальное подавление инакомыслия может привести лишь к смене режима, что и случилось в данном случае. Также существенную роль в этом сыграли А. Мур и Ф. Миллер. Они и другие комиксары-нонконформисты превратили комиксы, бывшие сказками для детей, в серьезные литературные произведения, ни в чем не уступающие книгам и содержащие глубокие философские дилеммы. В Бронзовый век комиксы впервые стали освещать социальные проблемы, такие как наркомания и расовая дискриминация. В Темный век стали ломаться образы героя и злодея. В два последних периода комикс-реальность подверглась тотальному изменению. Комикс-реальность перестала быть биполярной, так как образы персонажей комиксов утратили монополярный характер. Комикс-реальность в настоящий момент представляет собой сложную полиполярную систему.

Однако существует и обратная связь в отношении «нонконформизм - комикс-реальность». Комиксы, а также фильмы-экранизации комиксов и компьютерные игры по мотивам комиксов пользуются большой популярностью не только у детей и подростков, но и у взрослой аудитории. Вследствие этого зрители сознательно, порой и на бессознательном уровне копируют поведение героев комиксов. Происходит трансформация мировоззрения, затем как следствие возможна полная трансформация личности. Так как большая часть персонажей комиксов являются нонконформистами, то и потребители комикс-индустрии становятся нонконформистами по своим убеждениям, установкам и ценностным ориентациям. Исходя из этого, можно обозначить две тенденции развития нонконформизма как социального феномена. Первая заключается в том, что комикс-реальность становится одним из факторов роста нонконформистского движения в обществе. Антирелигиозные комиксы про пророка Мухаммеда вызывали массовые волнения, перетекшие в противоправные действия фанатиков. В современном мире и в частности в России наблюдается популяризация нонконформизма: появляются новые молодежные субкультуры асоциальной направленности, в социальных сетях широко критикуется правление властей, в обществе разыгрывается «война всех против всех». Одним из проявлений нонконформизма можно считать выступление скандально известной группы «Пусси Райт». Нонконформизм из идеологии меньшинства превращается в идеологию масс, и при этом теряется смысл самого нонконформизма.

Вторая тенденция вытекает из первой. Среднестатистический человек начинает думать, что нонконформистом быть модно и хорошо, он начинает критиковать существующий порядок вещей: политику, религию, искусство, нравственность. При этом критика носит неаргументированный, деструктивно-нигилистический характер. Нонконформизм из неприятия ценностей и идеалов постепенно превращается в их абсолютное отрицание. Однако неверно считать, что вина за формирование нонконформистских взглядов у человека, увлеченного комиксами, лежит на ненадлежащем содержании образов комикс-реальности. Это обвинение было бы равнозначно обвинению романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в том, что из-за него мужчины убивают женщин топором. Создатели комиксов не несут ответственности за то, что юные читатели берут пример не с тех персонажей, которые нравятся их родителям. Главная цель автора - донести до читателей и зрителей истинный смысл произведения; большую роль в недопонимании смысла произведения искусства играет неправильное воспитание.

Разумеется, существуют комиксы, предназначенные только для старшей подростковой аудитории и такие комиксы, как «Смертельная шутка» или «Ходячие мертвецы», детям до 16 лет читать не следует. Родители, покупая детям комиксы, могут заметить возрастные ограничения для читателей по обложкам, названиям и первым двум-трем страницам произведений. Однако взрослые, занятые работой, не осуществляют должного контроля за детьми, забывая, что комиксары не предназначают свое творчество исключительно для детей и комикс-реальность зачастую содержит отнюдь не детские образы, которые не достигшим совершеннолетия гражданам и людям с неустойчивой психикой лучше не видеть.

Государство не должно вводить цензуру на комиксы, подобно Кодексу. Это лишь усложнит ситуацию, так как, подобно американской истории, начнет действовать подпольный самиздат. Необходимо тесное сотрудничество государства и общественных организаций с одной стороны и комиксаров - с другой. В современных условиях комиксы могут стать мощным орудием пропаганды здорового образа жизни и нравственного поведения, средством воспитания уважения к государству и праву, культуре и обществу.

Библиографический список

1. Ерофеев, В.В. В лабиринте проклятых вопросов. Эссе [Текст] / В. В. Ерофеев. - М.: Советский писатель, 1996. С. 430-447.
2. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика [Текст] / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
НОНКОНФОРМИЗМ НИГИЛИЗМ КОНТРКУЛЬТУРА КОМИКС-РЕАЛЬНОСТЬ КОМИКС АНТИГЕРОЙ АНТИЗЛОДЕЙ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты