Спросить
Войти

К ВОПРОСУ О ПОЯВЛЕНИИ, ПЕРЕМЕЩЕНИИ И КУЛЬТУРНОМ ВЛИЯНИИ НЕМЦЕВ В РОССИИ

Автор: указан в статье

УДК 94+325.254.6

К ВОПРОСУ О ПОЯВЛЕНИИ, ПЕРЕМЕЩЕНИИ И КУЛЬТУРНОМ ВЛИЯНИИ НЕМЦЕВ В РОССИИ

Краева А.А., Краева С.В., МОБУ Благовещенская СОШ, учитель русского языка и литературы

В данной статье рассказывается история немцев России со времён правления Ивана Грозного до депортации Поволжских немцев в Сибирь в годы Великой Отечественной войны. О том, как немцы повлияли на культуру и развитие жителей таёжной деревни Стрелка Ирбейского района. Какой вклад они внесли в развитие страны, в том числе моей Малой Родины. Какие обычаи и традиции мы чтим и сохраняем в наши дни.

Поволжские немцы, депортированные в годы войны в сибирские таёжные деревни -особая страница истории, которая актуализируется в исследованиях современных потомков переселенцев в Красноярском крае.

Сегодня, широкая общественность не осведомлена о подробностях истории переселения немцев в Россию, о том, как они попали на территорию современного Красноярского края. Так же мало знают, что немецкая культура сыграла большую роль в развитии культуры сибиряков, проживающих в далёких глубинках.

Из-за постоянных нападений на Русь, государственность всегда находилась под угрозой, а социально-экономическое развитие было отмечено традиционным отставанием от европейских стран. Во времена правления Ивана IV Грозного (1533 - 1584) активно приглашались различные немецкие учёные для обучения русских придворных грамоте, искусству, манере одеваться, эстетике. Их было настолько много, что создавались даже маленькие посёлки или деревни, именуемые «Немецкой слободой».

Чтобы усовершенствовать быт и культуру России, Петр I продолжил то, что начал Иван IV. Тогда уже немецкий народ учил военному делу, владением современным оружием и тактикой, культуре. Также среди иностранцев были специалисты- медики, инженеры и мастера горного дела. Благодаря Петру I, Россия стала

«догонять» Европейские страны. Мужчины перестали носить бороды и длинные кафтаны.

«На широких просторах России имелось большое количество неиспользованных плодородных и незаселённых земель. Победоносные войны с Турцией в конце XVIII века значительно расширили территорию России на юге Украины, где население было очень малочисленным. Чтобы освоить эти земли, Екатерина Вторая издала Манифест от 22 июля 1763 года, в котором иностранные граждане приглашались для поселения в Россию. Важнейшие положения этого Манифеста гласили:

1. "Всем иностранцам дозволяем в Империю Нашу въезжать и селиться где кто пожелает, во всех Наших Губерниях".
2. "Всем прибывшим в Империю Нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно".
3. " Не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию, никаких в казну Нашу податей платить, и никаких обыкновенных служб служить". Кто селился в необжитых землях, освобождался от налогов на срок до 30 лет, в других областях - на срок от 5 до 1года.
4. "Поселившиеся в России иностранные, во все время пребывания своего, ни в военную, ни же в гражданскую службу против воли их определены не будут"[4, 43].

Также немцы сами эмигрировали на территорию России, потому что привилегии, обещанные царём, казались людям, жившим в нужде и лишениях, особенно привлекательными.

Прежде всего, это касалось земли Гессен и юго-западной части Германии. «Основными центрами эмиграции были следующие районы Германии: из Данцига и Западной Пруссии шло переселение меннонитов, вместе с которыми селились также католики и лютеране (1823). В 1815 /1818 годах в Бессарабию переселились колонисты из Польши, ранее мигрировавшие сюда из Пруссии и Вюртемберга.

Из Гессена в 1763 - 1767 годах шла основная волна переселения на Волгу и позднее, вначале XIX века, в Причерноморье. Но наиболее крупными эмиграционными районами были юго-запад и юг Германии: Вюртемберг, Баден, Пфальц, Эльзас, Прирейнские области Гессена и примыкающая к Вюртембергу Баварская Швабия. Несколько иной характер носили природные условия в Приволжье, компактной немецкой колонии» [4 , 45].

Так в России появились жители из Германии.

50

Они вели самый обычный образ жизни: занимались земледелием, садоводством, выходили замуж, женились, праздновали Рождество и другие праздники.

Трагическая страница истории перевернулась, когда начались Первая Мировая и Гражданская Войны. «Несмотря на то, что в царской армии служило около 300000 немцев, возникала напряженность по отношению ко всему немецкому народу. В общественных местах нельзя было говорить по-немецки, проповедь на немецком была запрещена, общественные собрания немцев более 3-х человек объявили нелегальным. Особенно закон о ликвидации землевладения и землепользования, которые гласили о принудительном изъятии собственности властями у всех немцев, живущих в полосе шириной 150 км восточнее западной границы России, и насильственного выселения немцев из этой зоны» [4 , 59].. Из-за этого ровно 200000 полностью разорённых волынских немцев отправились в Сибирь.

В годы войны, население страны, и в их числе российские немцы, испытывало лишения, голод, болезни. Так, численность немцев сократилась с 1 621 000 (1914) до 1 238 000 (1924). Обусловленные во многом военным положением репрессии, которые можно было наблюдать и в других государствах по отношению к народам этнически представителей стороны агрессора, имели место и по отношению

к российским немцам. Были факты, когда их могли арестовать только из-за письма, пришедшего из Германии, США или Канады. Немцев мужчин депортировали на крайний север и в Сибирь, из ссылок возвращались редко.

После установления советской власти, в России немецкое национальное меньшинство, несмотря на голод, ещё раз переживает подъём. Затем в 1918 году образована «Трудовая Коммуна Немцев Поволжья», которая в 1924 году возведена в ранг «Автономной Социалистической Советской Республики Немцев Поволжья». Вместе с укреплением роста экономики и народного хозяйства начался и культурный подъём.

Не думали люди, что их ждёт очередная катастрофа. Великая Отечественная война 19411945 года несла беду в каждый дом, невзирая на национальность. 28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о "Переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». В нём российские немцы обвинялись в активной поддержке германских войск.

«Депортация - принудительное перемещение, изгнание, высылка ...за пределы государства или конкретной территории» [3,95].

Уже в дороге начали умирать, прежде всего, старики и маленькие дети. У многих не было еды. Во время стоянок из вагонов никого не выпускали. Составы, в которых перевозились голодные, изможденные, больные люди - в основном старики, женщины и дети, охранялись вооруженными солдатами. Люди гибли от голода, болезней, нечеловеческих условий. Умерших не давали хоронить, их выбрасывали из вагонов. Всего было депортировано 800 000 немцев.

Мужчин, если им было от 16 до 60 лет, сослали в Трудармии. «Трудармия» означает в дословном переводе "рабочая армия". В действительности это были лагеря для принудительных работ, окружённые высоким колючим забором с вооружённой охраной. Условия, в которых должны были жить и работать трудармейцы, по жестокости не уступали образу жизни в колонии уголовников.

Женщины работали на лесоповале в тайге, на Севере в шахтах Урала и на угольных разработках за Полярным Кругом, жалкие пайки хлеба в 300 г на день, умирающие от голода дети, жестокие морозы, голод, нищета, абсолютное отсутствие надежды на избавление - всё это было судьбой российских немцев после Второй мировой войны

В таких условиях погибла значительная часть этого поколения немцев в России.

51

С 1945 года существование немцев в Советском Союзе замалчивалось. О них не было информации в печати, не говорилось в выступлениях и радиопередачах.

И только через 23 года (29.08.1964) Президиум Верховного Совета СССР принял решение " Об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28. августа 1941 года "О переселении немцев Поволжья" Это решение снимало с российских немцев позорное пятно измены.

Во время Великой Отечественной войны, в Ирбейский район Красноярского края стали ссылать немцев из Поволжья. Всего в район прибыли порядка 2019 человек.

Приехали вынужденные переселенцы и в деревню Стрелка. Люди, которые за свою национальность очень горько поплатились. Сибиряки, ожесточённые войной, старались отомстить за погибших родных, за трудные годы войны, не понимая, что эти люди здесь совсем не причём. Им приходилось всё начинать сначала на чужой земле, не зная языка, сурового сибирского климата. Здесь всё было чужим. Мужчины и даже молодые девушки, достигшие возраста 16 лет, работали в Краслаге на заготовке леса. Женщины поднимали детей, вели хозяйство, которым сумели обзавестись. Немцы - народ культурный, трудолюбивый. Быстро

приспособились к трудным жизненным условиям: некоторые женщины имели швейные машинки «Зингер», которые привезли из Поволжья, подрабатывали тем, что перешивали местным жителям одежду.

В нашей деревне, в прошлом столетии проживало около четверти немцев из всего состава ее жителей. Среди них были те, кому на время выселения было от четырех лет, но время не стерло из их памяти тех трагических дней сентября 1941 года.

Мой дедушка - Ибе Владимир Иванович (Вальдемар Иоганович (в детстве его звали Волик))18.10.1937 г.р., вместе со своими родителями, старшей сестрой и братом, были депортированы в Сибирь осенью 1941 года. Так как ему было всего 4 года, сам процесс переселения ему особо не запомнился. «Было шумно, плакали люди и куда - то все спешили, а я не понимал, почему всем куда - то нужно ехать. У нас был богатый двухэтажный дом , в котором жили семьи трёх сыновей моего деда и они с мудер (так дети называли бабушку), проживали здесь же, - вспоминал Ибе Владимир Иванович, -вокруг дома был сад, в котором росли яблони и

ягода. Держали хозяйство. У каждого были свои обязанности».

Куда и зачем их выселяли - не знал никто. Не знали, вернутся или нет назад. Немногие смогли в столь короткий срок продать хозяйство, чтобы были деньги на дорогу.

Из утвари каждый мог взять столько, сколько сможет унести в руках. И выходило так, что «в руках» у молодых были только дети. Вот так, бросая все, покидая свои дома, забирая детей, они уезжали. Погреба были полны солений, картошка стояла не выкопанная , поля ломились от зерна, но тем, кто издал Указ, не было до этого дела.

Так, 16 сентября эти люди, которые были обвинены в шпионаже и диверсиях, отправились в путь. Их путь длился 18 суток, и 4 октября они прибыли в Ирбейский район.

В д. Стрелка во время Великой Отечественной войны были переселены около 10 семей репрессированных немцев, общая их численность составляла приблизительно 35 человек.

Но, не успели российские немцы адаптироваться в условиях сибирской суровой зимы, определиться с жильем и работой, как все трудоспособные население было мобилизовано в трудармию. Остались дома только старые, больные люди, женщины и малолетние дети. Были отозваны в тыл все военнослужащие немецкой национальности и также отправлены в трудармию, а по сути, концентрационные лагеря, где людей заставляли работать под надзором охраны. Делалось это во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г., обвинявшего советских немцев в пособничестве фашистам. В лагере надо было выполнять дневную норму, что мог только здоровый, сильный мужчина. Стоило ее не выполнить, как сразу же срезали пайку. Скудная еда не давала возможности восстановить силы после работы, а значит, с каждым днем оставалось все меньше шансов выжить. Люди таяли на глазах.

Местные жители приняли их настороженно. Решающую роль в выборе такой реакции сыграла их национальность. Они воспринимали их как фашистов, и мало кто знал, что немцы проживали на территории страны с конца XVIII века.

Шло время , люди обживались. Немецкий народ отличается необычайным трудолюбием, аккуратностью, наверное, именно это помогло им выжить. Женщины - немки вязали для местного

52

населения, делали вышивки, перешивали поношенные вещи.

«Мы выменивали свои вещи на продукты, но в основном, вязали, шили для людей, а за это нам давали молоко, картошку, сало.» (из воспоминаний Фукс Е.Е.)

Жены немцев, находившихся в трудармии, всеми силами поддерживали своих мужей. Многие, собрав кое-какие продукты, преодолевали полсотни километров, чтобы увидеть родных. (Лагерь находился за Степановкой)

Местных жителей порой удивляла культура немцев: за всю жизнь многие не слышали от них ни одного бранного слова, что не свойственно принципам сибирской таёжной деревни. «Это были люди необычайного трудолюбия. Тому, как они готовили, мог позавидовать даже самый искусный повар. Кребли, хворост, бисквитные торты - этому всему мы научились у них», - воспоминают местные жители.

«Нам было трудно выжить, но мы не отчаивались. Мы собирали на колхозных полях мерзлую картошку, мыли ее, терли и пекли лепешки. Осенью собирали колоски, попадало нам за них, но надо было жить» (из воспоминаний Ибе Владимира Ивановича)

Желание жить, осознание того, что на руках малые дети, надежды на возращение- все это помогало выжить. Многие немцы не спешили обустраиваться на новых местах, они считали, что после войны смогут вернуться на прежнее место жительства.

Все немцы мужчины от 15 до 55 лет и женщины - немки были мобилизованы в рабочие колонны. Многие не возвращались обратно, а те, кто приходил, были больными людьми (чаще -туберкулёзом).

Дети от 7 лет обучались в Стрелковской начальной школе, где могли получить образование - 4 класса.

Те, кто желал и мог обучаться дальше, учились в соседней деревне Агул, которая расположена в 6 километрах от деревни Стрелка. Мало кто из немцев закончил семь классов: незнание русского языка сказывалось на качестве образования. Учителя объясняли урок на родном русском языке, а тем, чей родной язык был немецкий - даже дома не могли помочь. Ибе А.И. , брат моего дедушки, который родился уже в Сибири в пятидесятые годы, вспоминает : «...учиться хотел, но трудно давался русский язык и литература. Осталась обида на учителя, которая меня выставляла на смех перед ребятами

за речевые и орфографические ошибки. С горем пополам закончил 7 классов, потом, отучился на тракториста». Малообразованные, но трудолюбивые люди ковали успех на трудовом поприще. Мальчики с 12 лет работали в колхозе, за трудодни платили зерном.

Шло время, закончилась война, но они продолжали себя чувствовать пленниками. Ведь необходимо было регулярно отмечаться у коменданта. От Стрелки до Ирбейского через Мельничное около тридцати километров, приходилось преодолевать этот нелегкий путь.

И лишь 28 февраля 1956 года на основании Указа ПВС СССР от 15 декабря в 1955 года, все немцы были освобождены от поселения.

В 1960-е годы, наконец, было восстановлено юридическое существование некоторого числа автономных республик, стертых с карты России, из-за обвинения руководством страны «в сотрудничестве жителей республик с оккупантами». Только в 1972 году представителем департированных народов разрешили свободно выбирать место жительства.

Никто из Стрелки не вернулся обратно в Саратовскую область. Стрелка стала их второй Родиной. Здесь многие из них пошли работать в сплавной участок, здесь они создавали семьи.

Трудились на совесть, неоднократно становились ударниками труда. Их представляли к наградам, вручали почётные грамоты и благодарственные письма, присваивались почётные звания.

Разные судьбы у этих людей, но их объединяют те испытания, которые им пришлось пережить, из которых они сумели достойно выйти. Вот фамилии немцев, когда - то проживавших в деревне Стрелка Ирбейского района: Гоппе, Гаас, Рей, Рейш, Штерн, Шмидт, Фохт, Фукс, Шауфлер...

Переселенцы деревни Стрелка были из Саратовской области, религиозная

принадлежность -лютеранство. Это наложило отпечаток и на обряды немецкого населения. Большого внимания заслуживает свадебный обряд с национальным украшением венца (розенкрабц) и букетов (страусс). Делался венец так: на основу из проволки вплетали цветы из цветной гафрированной бумаги (или другой цветной), ёлочные украшения, а также капельки из воска на свиной щетинке. Таким же образом делали и букеты. Эти украшения хранились и после свадьбы. Свадьбе предшествовало сватовство (Фрейерен). Сватали обычно за месяц до свадьбы. Родители жениха снаряжали свата, который приходил к родителям невесты со

53

словами: «У вас хорошая телочка, а у нас хороший бычок», «у вас хорошая девушка, у нас жених неплохой» . За несколько дней до свадьбы сват или дружка брали посох и шли по селу, заходили в каждый дом и приглашали на свадьбу. Принявшие приглашение привязывали ленточку к посоху свата. Накануне свадьбы для жениха невесты утраивали вечер-прощание с юностью. Свадьба праздновалась три дня. В первый день жених с дружками забирали невесту из родительского дома и вели в свой дом, где собираются на свадьбу. Обычно молодых усаживали во время застолья на самое видное место, в центре. После первых танцев и речей в честь молодых начинался обряд дарения. Крестные дарили молодожёнам деньги, подушки, ткани и т.д. Вручение сопровождалось песнями, частушками, танцами. В ответ невеста угощала их вином и куском свадебного пирога (куха). Главным событием в свадебном обряде являлось снятие венца невесты. Молодых усаживали в центре, а гости вставали вокруг и пели соответствующую обряду песню. С невесты снимали венок и надевали платок. Она становилась молодой хозяйкой.

На второй день свадьбы молодые угощали гостей блинами, а гости «чудили»: вновь пришедших мазали сажей, требуя откупа, переодевались в жениха и невесту, которых одаривали шуточными подарками.

Третий день называли «хвостик». В этот день угощали сватов, поваров и всех тех, кто помогал в устройстве свадьбы. Друг жениха вел свадьбу. На свадьбе столы накрывали в зависимости от достатка семьи. Обычное жаркое, котлеты, сладости, свекольное повидло, пироги (куха)- самое любимое у немцев - кребли и галушки.

Рождество- один из самых значительных праздников года. Слово Рождество «Вайнахт» обозначает «освященная ночь». Рождеству предшествует четырехнедельный пост- Адвент. Смысл его - подготовка к Рождеству. К празднику старались закончить все работы по дому. В доме устанавливалась ёлка, украшенная самодельными игрушками, сладостями : пряниками, конфетами. В честь ёлки пели песни.

Накануне Рождества - уборка в доме, стряпня. Вечером, 24 декабря усаживались за праздничный стол, двенадцати часов не дожидались. Устраивали праздничную литургию. Ужинали после моления, но не очень плотно.

Главным весенним праздником по народному календарю считается Пасха (Остерн).

Это подвижный праздник и отмечается каждый год в первое воскресенье после первого полнолуния, в начале весны, т.е. в конце марта -начале апреля. Каждая семья перед Пасхой убирает в доме, во дворе и в саду. Традиционно красили куриные яйца, говорили, что Пасхальные подарки и яйца приносит пасхальный заяц. В Пасху рано утром - молебен, вечером - тоже.

Накануне Пасхи дети или взрослые мастерили гнёзда для пасхального зайца, куда, согласно легенде, он приносил и клал пасхальные яйца и подарки для детей. Для этого украшали веточками пихты большое блюдо (выходило по форме гнездо). Туда втайне от детей выкладывались крашеные яйца, конфеты, печенье и другие сладости. В честь пасхального зайца пели песни или рассказывали стихи.

Среди детей в Пасху были популярными игры с пасхальными яйцам. Делали горку из песка и катали с них яйца. Тот, чьё яйцо катилось дальше, выигрывал и забирал яйца играющих. После пасхального обеда шли в гости к родственникам. На пасхальном столе у немцев обязательно можно увидеть пироги: куха и пасху.

Немцы относятся к большому по численности этносу на территории бывшего СССР. В настоящее время в деревне Стрелка не осталось ни одного чистокровного немца: многие разъехались, многие умерли (последний умер Ибе Владимир Иванович 17.02.2008 года). Но, по -прежнему, здесь проживают их дети, как правило, от смешанных браков (чаще, русский -немец).

История немецкого народа,

проживающего на территории бывшего СССР, во многом трагична и печальна. Но как бы им не было трудно, многие обрели здесь вторую Родину. Здесь строились их семьи, рождались дети.

По сегодняшний день в нашей деревне сохраняют традиции предков, переселенцев из Поволжья: гуляют свадьбы, празднуют Рождество, Пасху. Именно немцы научили сибиряков делать палисадники у домов, выращивать цветы. Кулинарное мастерство хозяек - немок передаётся из дома в дом, от поколения к поколению. Мы, потомки, соблюдаем традиции и обычаи наших предков. Многое они пережили: репрессию, ссылку, голод, холод, унижение, но остались людьми добрыми, трудолюбивыми. Все имели высокие награды за добросовестный труд. Судьба многих из них может служить примером для человека любой национальности.

54

Мой дед, Ибе Владимир Иванович, был немцем из Поволжья (из города Маркса, Саратовской области), который вместе с родителями, братом и сестрой был депортирован в Сибирь. В деревне Стрелка он прожил 64 года. В этом году уже 10 лет как его нет с нами, но для меня по сегодняшний день - это самый дорогой, самый добрый дедушка. Он, как и все немцы, был очень гостеприимным, общительным. К нему шли за советом со всей деревни, знали, что у него большой запас мудрых советов. Именно на

примере малой, семейной истории была предпринята попытка изучить общую картины появления немцев в России, их депортации и культурного влияния на местное население.

Источники и литература:

1.Андюсев Б.Е. «Сибирское краеведение». -Красноярск, 2001 г.
2.Бруль В.П. «Немцы в Западной Сибири», -Топчиха, 1995
3.«Красноярский край в истории Отечества. Книга вторая, Октябрь 1917-1940»., Красноярск, 1996.
4.Немцы в России и в СНГ 1763 - 1993/ Совет по культуре российских немцев, 1993
5.Очерки истории Ирбейского района. Из святого колодца памяти. ,- г. Зеленогорск, 2001 г 6. Семейные архивы немцев, проживающих в д. Срелка.

Эта фотография (выше) выполнена в октябре 1938 года в г. Марксе Саратовской области.На фотографии мой дедушка, Ибе Владимир Иванович (Ибе Вальдемар Йоганович) с молодыми родителями, Иваном Андреевичем и Марией Александровной. Моему дедушке - всего год от рождения... Молодая счастливая семья рабочего, не ожидающая депортации и потрясения....

Фотография (слева) 1958 года. Ибе В.И., совсем юный, всего 21 год, но уже уважаемый в деревне Человек

Рисунок ниже представляет зарисовку момента посадки депортированных в вагон

МАНИФЕСТ 22 ИЮЛЯ 1763 ГОДА НЕМЕЦКАЯ СЛОБОДА ДЕПОРТАЦИЯ ПОВОЛЖСКИЕ НЕМЦЫ НЕМЦЫ ДЕРЕВНИ СТРЕЛКА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты