Спросить
Войти

История почитания митрополита московского и всея Руси Филиппа и основные певческие редакции службы

Автор: указан в статье

УДК 783.27

Д. В. Казанцева, Т. Г. Казанцева

ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ ФИЛИППА И ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ РЕДАКЦИИ СЛУЖБЫ

вятитель Филипп Московский (в миру Федор Степанович Колычев, 11 февраля 1507 - 23 декабря - епископ, игумен Соловецкого монастыря (1548-1566), митрополит Московский и всея Руси (1566-1568). Митрополит Филипп вошел в историю как иерарх Русской церкви, занявший непримиримую позицию по отношению к политике позднего периода правления царя Иоанна IV и принявший мученическую кончину.

Сведения о жизни святителя можно почерпнуть из целого ряда источников — работ Ф. М. Уманца [13], Г. П. Федотова [14], И. А. Лобаковой [2] и др. Согласно этим источникам и житию святого, существующему в нескольких редакциях, Федор Колычев происходил из знатного боярского рода, приближенного к царскому двору. По примеру отца Федор начал с военной службы, но в тридцать лет резко изменил свою жизнь, тайно покинул Москву и отправился в Соловецкий монастырь, где скрыв свое происхождение, стал послушником. Там же около 1540 г. игуменом Алексием он был пострижен в монахи с именем Филипп.

В 1548 г. в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во игумена Соловецкой обители. Время его игуменства связано с расцветом монастыря как промышленного и культурного центра Северного Поморья. Новопостав-ленный игумен поднял духовное значение обители и ее основателей - преподобных Савватия и Зосимы Соловецких, собрал связанные с ними реликвии. Святитель Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери, освящен© Д. В. Казанцева, Т. Г. Казанцева, 2016

ный в 1557 г., и Преображения Господня. Для тайных молитвенных подвигов Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

В 1566 г. размеренная жизнь игумена резко изменилась. Царь Иоанн IV, надеясь найти в соловецком игумене верного сподвижника, духовника и советника, предлагает Филиппу стать предстоятелем Русской церкви. После долгих раздумий и сомнений Филипп дал согласие, и 25 июля 1566 г. Собором всех русских епископов был рукоположен во епископа и поставлен на престол митрополита Московского и всея Руси.

Вскоре критическое отношение Филиппа к деятельности царя, и особенно к опричному террору, переросло в открытый конфликт между ним и Иваном Грозным. В ноябре 1568 г. в Успенском соборе Кремля над Филиппом состоялся церковный суд, после которого он был сослан в заточение в Тверской Отроч монастырь. Здесь после мученической кончины святителя Филиппа от руки Малю-ты Скуратова 23 декабря 1569 г.) первоначально было погребено его тело. В 1591 г. иноки Соловецкой обители с благословения первого русского патриарха Иова перенесли мощи Филиппа в свой монастырь. Нетленное тело митрополита было положено в могилу, приготовленную им еще при жизни под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого его наставника в монашеских подвигах. 29 апреля 1646 г. игумену Соловецкой обители Илии была послана грамота патриарха Иосифа о торжественном открытии моС

1569)

щей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая того же года мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе.

В 1652 г. Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучени-ков: митрополита Филиппа, патриархов Иова и Ермогена. По благословению патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Ивана Грозного, склоняя царскую власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол. «В течение многих дней мощи святителя Филиппа стояли в центре Успенского собора... во все эти дни с утра до вечера был колокольный звон как в Пасхальную седмицу» [6, с. 130]. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.

Точная дата канонизации святителя Филиппа до настоящего времени является предметом дискуссий. С одной стороны, в 1636 г. патриарх Иоасаф I включил в новоизданную служебную декабрьскую Минею текст службы святителю Филиппу [10, с. 10—11], предположительно установив ему тем самым общецерковную память. Однако большинство исследователей считают, что общецерковное почитание Филиппа началось только после перенесения его мощей митрополитом Никоном в Москву (1652 г.). Таким образом, мнения о дате канонизации митрополита Филиппа расходятся. Постараемся разобраться в этом вопросе.

Известно, что признание святого в качестве общерусского требовало сложение жития, написание иконы и составление ему службы. Рассмотрим каждый из этих аспектов. Истории сложения жития святому посвящено специальное исследование И. А. Лобаковой [2]. Автор на основе обобщения работ предшественников и собственных изысканий отмечает, что,

согласно В. О. Ключевскому, первое житие Филиппа было составлено в конце XVI в. книжниками Соловецкого монастыря. Оно имеет богатую рукописную традицию и читается во множестве списков ХУП-ХУШ вв. На сегодняшний день выявлено шесть его редакций: две пространные («Тулуповская» и «Колычев-ская»), Краткая, Проложная, Хронографическая и Милютинская [Там же, с. 4-6]. По мнению исследователей, редакции жития были предназначены для различной аудитории, например: «Колыче-вая» — для соловецких монахов; «Тулуповская» - для более широкого круга читателей. «Тулуповская» редакция «Жития митрополита Филиппа» получила наибольшее распространение в рукописной традиции.

Создание в Соловецком монастыре текста-источника пространных («Тулу-повской» и «Колычевской») редакций жития исследователи относят ко времени до 1607 г. Наиболее близкой общему источнику является «Тулуповская» редакция, содержащая рассказ о сбывшемся пророчестве Филиппа о том, что никто из «пастырей» после него не будет похоронен в Успенском соборе Московского Кремля1.

Наиболее ранним иконописным изображением святителя считается икона «Богоматерь Боголюбская», написанная одним из крупнейших государевых иконописцев Истомой Савиным (упоминается в 1595-1629 гг.) и датируемая концом XVI - началом XVII в. Фактически она создавалась в то же время, что и житие, вероятно, в это время планировалась канонизация святителя. Но наибольшее число иконографических изображений митрополита появилось в связи с перенесением его мощей из Соловецкого монастыря в Москву летом 1652 г. В описи монастыря за 1653 г. упоминается первый шитый покров с изображением Филиппа, по его краю вышит тропарь святому. Житийная икона появилась только в конце XVII в. [9].

Также неоднозначно решается вопрос о времени составления службы святителю. Он поднимался в работах отечественных литургистов XIX - первой половины XX вв., а также в ряде статей современных исследователей, в частности А. Е. Косицкой [1] и Н. В. Рамазановой [10, 11]. Согласно этим исследованиям, первоначальная служба святителю была составлена предположительно в 1584 г. соловецким иноком Пафнутием. Однако данная служба существует гипотетически, так как историки до настоящего времени не обнаружили ее списков.

Первой из найденных является служба, составленная игуменом Соловецкого монастыря Иаковом (1581-1597) и датируемая 1590 или 1591 г. Наиболее вероятной является последняя дата, так как служба была приурочена перенесению мощей святого из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий. Авторство установлено А. Е. Косицкой на основе акро-стишного канона святому, где первые буквы начальных тропарей слагаются в имя «Ияков» [1, с. 339-340]. Наиболее ранние (из найденных) списки данной службы относятся к 20-30 гг. XVII в. По всей вероятности служба была связана с установлением местного празднования святому в Соловецкой обители. Возможно, служба Иакова опиралась на более ранний текст, так как, по замечанию Н. В. Рамазановой, в тексте седальна 8-го гласа упоминается Русская митрополия, а не патриархия2 [10, с. 9-10].

Эта же церковная служба, но с другим каноном и редакторской правкой некоторых гимнографических текстов была напечатана в вышеупомянутой декабрьской Минее 1636 г. [Там же, с. 11]. Кроме того, в печатное издание было добавлено молитвенное слово-прошение о граде Москве. Следует отметить, что в Минею служба была включена постфактум, отдельной тетрадью со своей нумерацией листов. Это позволяет говорить о том, что патриархом Иоасафом - пострижеником Соловецкого монастыря - готовилась общерусская канонизация Филиппа, которая, однако, не состоялась по неустановленным причинам. Об этом свидетельствует тот факт, что в вышедшем в 1641 г. (т. е. позднее Минеи) Уставе памяти преподобного Филиппа нет. Тем не менее, эта память зафиксирована в рукописном чиновнике Успенского собора, датируемого 1636-1639 гг., на основании чего Н. В. Рамаза-нова делает вывод, что патриарх Иоасаф предназначал ее для первопрестольного храма [Там же, с. 12].

Следует также отметить, что первоначально дата памяти святителя приходилась на 23 декабря - день мученической кончины Филиппа. Однако совпадение памяти святителя Филиппа с предпразд-неством Рождества Христова привело к тому, что в 1660 г. дата была перенесена на 9 января (возможно, потому, что на этот день прежде не приходилось памяти кому-либо из русских святых) [4, с. 319-338]. Под этим числом она читается в печатном Прологе 1675 г., в Уставе 1682 г., в Минее месячной 1693 г., в рукописном «Типике» Соловецкого монастыря конца XVII в. Одновременно в рукописной традиции сохранялся и прежний день памяти - 23 декабря. В частности, эта дата указана в современных старообрядческих календарях [8].

В 1646 г. в связи с перенесением мощей святителя Филиппа из-под паперти храма Преображения Господня в сам храм в Соловецком монастыре были написаны еще две службы святителю. Их авторами были иноки Герасим Фирсов и Сергий Шелонин. Эти службы приурочены ко дню события - 30 мая. Служба Сергия Шелонина, видимо, не получила признания, что же касается текстов Герасима Фирсова, то они сохранились до настоящего времени [5, с. 283-299]. С этого же года память святителя Филиппа появляется в Святцах, что должно свидетельствовать о начале общерусского почитания святого.

Служба Перенесения мощей святителя Филиппа также входит в состав пореформенных миней. В настоящее время в общих церковных православных календарях эта память отсутствует, но включена в календарь Соловецкого монастыря под 31 мая [12]. Из этого факта можно сделать вывод, что данная память все же не получила статус общецерковной. Наконец, события 1652 г. нашли отражение в еще одной службе от 3 июля, текст

Редакции службы митрополиту Филиппу

которой полностью совпадает с текстом службы на 9 января [6, с. 111-130].

Ранние котированные списки службы были обнаружены Н. В. Рамазановой в составе зимнего тома большого Стихираря «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского3. Исследователь считает, что составление данной службы было связано с подготовкой перенесения мощей святителя Филиппа в 1652 г. Саму рукопись Н. В. Рамазанова датирует около того же года. Помещенная здесь редакция определена ею как «московская» [11, с. 16].

Существует также соловецкая певческая редакция данной службы. Небольшое количество ее списков в основном сосредоточено в Соловецком собрании Российской национальной библиотеки (РНБ). На сегодняшний день выявлено 5 знаменных и 9 нотолинейных рукописей [Там же, с. 17]. Самый ранний список знаменной нотации в этом собрании датируется 1678 г. и относится уже к пореформенной новоистинноречной традиции4. В связи с этим ранее считалось, что соловецкие клирошане совершали службу в память о Филиппе, ограничиваясь устной традицией. В конце XVII в. служба была записана знаменной нотацией,

а позже переведена в нотолинейную систему5 [Там же, с. 22-25].

В 2014 г. в фондах Государственного архива в г. Тобольске нами был обнаружен нотированный список службы митрополиту Филиппу соловецкой редакции, относящийся к более раннему времени, чем известные рукописи Соловецкого собрания РНБ. Певческая книга Стихирарь минейный и триодный содержит писцовую запись, согласно которой она была создана ссыльным иноком Ионой в 1661 г. Гимнографический текст рукописи относится к дореформенной раздельноречной традиции, нотация не имеет помет и признаков6 [7, с. 18-20, 46-69]. Находка данного списка опровергает ранее существовавшую гипотезу об устном бытовании песнопений службы митрополиту Филиппу в Соловецком монастыре до падения мятежной обители и заселения ее новыми насельниками после подавления восстания в 1676 г. Кроме того, можно предположить, что именно эта редакция лежала в основе более поздней - пореформенной. Известны также позднейшие старообрядческие списки, которые полностью наследуют дореформенной соловецкой традиции7.

Кроме служб на 23 декабря / 9 января известны отдельные нотированные песнопения из службы Герасима Фир-сова на перенесение мощей святителя Филиппа в храм Преображения8 [10, с. 15-16].

Наконец, Н. В. Рамазановой был обнаружен еще один вариант песнопений службы на 9 января в рукописи начала XVIII в., принадлежавшей сначала головщику Кирилло-Белозерского монастыря Арсению, а затем другому головщику Григорию Жернову9. Гимнографичес-кий текст в данной службе претерпел изменения, в связи с чем Н. В. Рамаза-нова предлагает называть его «поздней московской» редакцией [11, с. 19-22]. Следует отметить, что все изменения текста, нашедшие отражение в рукописи

Григория Жернова, вошли позднее в официальные (ненотированные) издания Московской патриархии10.

Таким образом, все многообразие редакций служб митрополиту Филиппу может быть представлено в виде текстологической стеммы (рисунок).

На данном этапе наличие различных редакций службы митрополиту Филиппу установлено на основании их состава, редакций гимнографических текстов (дореформенная раздельноречная / пореформенная истинноречная) и вида нотации (знаменная беспометная / знаменная пометная / пятилинейная). Детальное сравнение музыкальных текстов на графическом (невменном) и интонационном уровнях представляет собой задачу следующего этапа исследования.

Примечания

1 Этот рассказ помещен во всех редакциях жития

святителя Филиппа [2].

2 Русская патриархия была установлена в 1589 г.
3 РГБ. Ф. 379. № 64. Стихирарь «Дьячье око» крюковой. Декабрь-февраль. Рукопись 50-х гг. XVII в.
4 РНБ. Солов. 690/754. Стихирарь крюковой. Рукопись 1678-1679 гг.
6 РНБ. Солов. 691/789. Стихирарь нотолиней-ный. Рукопись конца XVII в.
6 Государственный архив в г. Тобольске, № 96. Стихирарь минейный и триодный крюковой. Рукопись 1661 г.
7 Трезвоны [крюковые]. М.: Тип. при Преображенском богадельном доме, [б. г.].
8 РНБ. Солов. 691/787. Стихирарь нотолиней-ный. Рукопись начала XVIII в.
9 РНБ. Кир.-Бел. 670/927. Стихирарь крюковой.

Рукопись начала XVIII в.

10 См., например, Славник 8-го гласа на великой вечерни «Радуйся и весе лися» [3, с. 321-322; 5, с. 113-114].

Литература

1.Косицкая А. Е. Первоначальная редакция службы на память митрополита Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря. -СПб.: Наука, 2010. - С. 337- 360.
2.Лобакова И. А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. - 306 с.
3. Минея. Декабрь. - М.: Печатный двор, 1636. -468 л.
4. Минея. Январь. Ч. 1. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1983. - 592 с.
5. Минея. Май. Ч. 3. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1987. - 520 с.
6. Минея. Июль. Ч. 1. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1988. - 592 с.
7. Певческие рукописи Х\ГП-ХХ веков Государственного архива в г. Тобольске / Сост.

Т. Г. Казанцева. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. - 178 с.

8. Православный старообрядческий церковный календарь 7519/2011. - М.: Изд-во митрополии Московской и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви, 2015. - 160 с.
9. Пуцко В. Г. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси, в иконописи и лицевом шитье XVII в. - URL: http://solovki.info/ ?action=archiveid=383 (дата обращения: 15.09.2016).
10. Рамазанова Н. В. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим» (служба Святому в источниках XVH-XVIII вв.) // Рукописные памятники. Публикации и исследования. - СПб., 1997. - Вып. 4. - С. 7-18.
11. Рамазанова Н. В. Воспевание святителя Филиппа в музыкально-поэтическом творчестве соловецких иноков // Музыкальная археография: Сб. ст. (Материалы междунар. науч.-практ. конф.). - М.: РАМ им. Гнеси-ных, 2013. - С. 14-33.
12. Соловецкий православный церковный календарь 1998. - Изд-во Соловецкой обители, 1998. - 180 с.
13. Уманец Ф. М. Митрополит Филипп // Древняя и новая Россия. Т. 3. - М., 1877. -С. 193-210.
14. Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский. - Париж: УМСА-Ргевз, 1928. -224 с.

References

1. Kositskaya A. E. Pervonachal&naya redaktsiya sluzhby na pamyat& mitropolita Filippa (Kolycheva) [The Initial Revision Service in Memory of Metropolitan Philip (Kolychev)]. Knizhnye centry Drevnej Rusi. Knizhnoe nasledie Solovetskogo monastyrya [Bookish Centers Ancient Russia. Bookish Heritage of the Solovetsky Monastery]. Saint Petersburg, 2010, pp. 337-360.
2. Lobakova I. A. Zhitie mitropolita Filippa: Issledovanie i teksty [Life of Metropolitan Philip: Research and Texts]. Saint Petersburg, 2006. 306 p.
3. Mineya. Dekabr& [The Menaion. December], Moscow, 1636. 468 p.
4. Mineya. Janvar&. Ch. 1. [The Menaion. January. Part 1]. Moscow, 1983. 592 p.
5. Mineya. Maj. Ch. 3 [The Menaion. May. Part 3]. Moscow, 1987. 520 p.
6. Mineya. Ijul&. Ch. 1 [The Menaion. July. Part 1]. Moscow, 1988. 592 p.
7. Pevcheskie rukopisi XVII-XX vekov Gosudarstvennogo arkhiva v g. Tobol&ske [Singing Manuscripts XVII-XX Centuries of the State Archives in Tobolsk ]. Novosibirsk, 2016. 178 p.
8. Pravoslavnyj staroobryadcheskij tserkovnyj kalendar& 7519/2011 [Orthodox Old Believers& Church Calendar 7519/2011]. Moscow, 2015. 160 p.
9. Putsko V. Svyatitel& Filipp, mitropolit Moskovskij i vseya Rusi, v ikonopisi i litsevom shit&e XVII v. [St. Philip, Metropolitan of

Moscow and all Russia, in Iconography and Illuminated Embroidery the XVII Century], Available at: http://solovki.info/ ?action=archiveid=383 (Accessed 15 September 2016).

10. Ramazanova N. V. «Russkogo svetil&nika, Filippa premudrago, voskhvalim» (sluzhba Svyatomu v istochnikakh XVII-XVIII vv.) [«Russian light, Philip wise, Praise» (The Church Service of Saint in the Sources of XVII-XVIII Centuries]. Rukopisnye pamyatniki. Publikatsii i issledovaniya [Manuscript Monuments. Publications and Research], Saint Petersburg, 1997, pp. 7-18.
11. Ramazanova N. V. Vospevanie svyatitelya Filippa v muzykal&no-pojeticheskom tvorchestve solovetskikh inokov [Chanting of St. Philip in Musical and Poetic Creativity of Solovki Monks]. Muzykal&naya arheografiya: Sb. st. (Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii) [Musical Archeology: Miscellany of Articles (Materials of the International Scientific-Practical Conference)]. Moscow, 2013, pp. 14-33.
12. Solovetskij pravoslavnyj tserkovnyj kalendar& 1998 [Solovetsky Orthodox Church Calendar 1998]. Solovetsky Monastery, 1998. 180 p.
13. Umanets F. M. Mitropolit Filipp [Metropolitan Philip]. Drevnyaya i novaya Rossiya [Ancient and New Russia]. Vol. 3. Moscow, 1877, pp. 193-210.
14. Fedotov G. P. Svyatoj Filipp mitropolit Moskovskij [St. Philip, Metropolitan of Moscow]. Paris, 1928. 224 p.

История почитания митрополита московского и всея Руси Филиппа и основные певческие редакции службы В статье рассматривается история почитания митрополита московского и всея Руси Филиппа, затрагиваются вопросы о дате канонизации, времени сложения жития, написания иконы и основных певческих редакций служб памяти святителя. Выявление певческих редакций службы осуществлялось на осThe History of Honoring Metropolitan of Moscow and All Russia Philip and the Main Choral Versions of the Service The article discusses the history of the veneration of Metropolitan of Moscow and All Russia, Philip. It also raises issues about the date of his canonization, the time of creation of his lives, creating of icon and the main choral redaction of the Service of the saint. The detection of choral redaction was based on the

новании их состава и редакций гимнографи-ческих текстов, а также вида нотации. Декабрьская Минея 1636 г. послужила источником ранней московской (ок. 1652 г.) и ранней соловецкой (1661 г.) редакций, которые в дальнейшем обрели свои традиции. В их числе поздняя московская (начало XVIII в.) и пореформенная соловецкая (1678 г.) редакции. В рукописи также существовала служба на перенесение мощей, которая затем вошла в объединенную позднюю соловецкую редакцию рубежа XVII-XVIII вв.

composition of the services, hymnographic redaction of the text, the type of notation. The early Moscow (c. 1652) and Solovki (up to 1661) redaction are based on the printed edition of the December Menaion of 1636 year. Both redaction have formed their own traditions. Among them are the later Moscow redaction the beginning of the XVIII c. and the post-Reform Solovki redaction of 1678 year. There is also a combined Solovki redaction (line XVII-XVIII centuries), including the chants of service of the translation of relics of St. Philip.

Казанцева Дарья Васильевна, студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки

E-mail: dariaveretennikova@rambler.ru

Казанцева Татьяна Генриховна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail:_kerzak2002@mail.ru

Daria Vasiljevna Kazantseva, student at the Theoritical composition Department at Glinka Novosibirsk State Conservatory

E-mail: dariaveretennikova@rambler.ru

Tatiana Genrikhovna Kazantseva, Candidate of Art Criticism, Associate Professor at Glinka Novosibirsk State Conservatory. E-mail: kerzak2002@mail.ru

Получено 01.11.2016

МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ metropolitan of moscow and all russia philip ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ znameny chant РЕДАКЦИИ ГИМНОГРАФИЧЕСКОГО ТЕКСТА redaction of hymnographic text
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты