Спросить
Войти

НАКАНУНЕ ГРОЗНОЙ ВОЙНЫ. ПОСВЯЩАЕТСЯ ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЮ ФЁДОРОВИЧУ ГОЛУБЕВУ

Автор: указан в статье

Юбилеи и знаменательные даты

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

УДК 93/94+929 ГРНТИ 03.23.31

НАКАНУНЕ ГРОЗНОЙ ВОЙНЫ

Посвящается Герою Советского Союза Василию Фёдоровичу Голубеву Е. С. Халтурина

Московское отделение Петровской академии наук и искусств Россия, 121069, Москва, Большая Никитская ул., 50 а/5, стр.1, ком. 17

В статье, написанной по материалам газеты «Сталинец», показаны предвоенные страницы биографии Василия Фёдоровича Голубева, в дальнейшем Героя Советского Союза. Увлечение планерным спортом, мечта об авиации привели его к должности начальника аэроклуба в 1937 году. Читатели узнают о масштабности и полезной деятельности Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР. Широкая подготовка рабочей молодёжи в области авиации и идея укрепления обороны и защиты Отечества воспитывали патриотизм и стали залогом победы в Великой Отечественной войне.

THE DAY BEFORE A FORBIDDING WAR

Dedicated to the pilot Vasily Fedorovich Golubev

E.S. Khalturina

Moscow branch of Petrovsky Academy of Sciences and Arts Russia, 121069, Moscow, ul. Bolshaya Nikitskaya, 50 a / 5, str. 1, kom. 17

The article, written on the materials of the newspaper "Stalinets", shows the pre-war pages of the biog-raphy of Vasily Fedorovich Golubev, later the Hero of the Soviet Union. Passion for glider sports, the dream of aviation brought him to the post of the head of the flying club in 1937. Readers will learn about the immensity and useful activities of the Society for Assistance to the Defense and Aviation-Chemical Construction of the USSR. Extensive training of working youth in the field of aviation and the idea of strengthening the defense and protection of the Fatherland fostered patriotism and became the key to the victory in the Great Patriotic War.

В этом году исполняется 107 лет со дня рождения отважного лётчика, Героя Советского Союза Василия Фёдоровича Голубева. Недавно на Введенском кладбище в Москве я вновь постояла у его могилы и передала привет от его малой родины.

Его биография написана во многих книгах и электронных СМИ. А мне захотелось рассказать о неизвестных страницах его жиз© Халтурина Е.С., 2019

ни, связанных с посёлком Сясьстрой в Ленинградской области. Предлагаю читателям перелистать страницы старых газет и попробовать представить себе время, в котором жил наш герой.

Окончив Староладожскую школу, Василий Голубев пришёл работать на Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат. Его наставником стал Андрей Павлович Подлесный —

бывший матрос-минёр крейсера «Аврора». Благодаря умелым действиям во время Цусимского сражения в 1905 г., он помог вывести «Аврору» из-под огня противника. На комбинате уже работал его отец Фёдор Михеевич со старшими братьями.

За время работы Василий освоил профессии электромонтёра, слесаря, водителя, прессовщика целлюлозы. Его избрали в комитет ВЛКСМ комбината, а затем в горком комсомола.

В 1927 г. началась работа по вовлечению населения страны в Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР — сокращённо Осоавиахим СССР. Из газеты «Сталинец» узнаём о критике:

«...Наша ячейка Осоавиахима насчитывает в своих рядах только 300 человек — или 20 % к общему числу рабочих и служащих завода. Санитарный и стрелковый кружки за последнее время не проводят никаких занятий, а хим. команда совершенно распалась...».

В 1931 г. в стране был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). На следующий год, 29 октября 1932 г., Президиумом Центрального Совета Осоавиахима СССР и РСФСР было утверждено положение о звании «Ворошиловский стрелок», а через два месяца утверждён его значок. На Сясьском ЦБК при военно-учебном пункте организовали военно-физкультурные кружки. Ленинский комсомол Советского Союза объявил поход по сдаче военно-технического экзамена.

«1 января 1936 года осоавиахимовцы школы ФЗУ (22 человека] организовали поход в противогазах Сясьстрой — Новая Ладога, поставив перед собой задачу: пройти в противогазах по 6 км в час. За первый час участники дали 7 километров 500 метров, за второй час — 7 километров и за 23 минуты дали 1 кил. 500 м. Всего за 2 часа 23 мин. пройдено 16 километров. Все участники похода сдали нормы на значок "Готов к противовоздушной и химической обороне"».

Из рапорта осоавиахимовской организации Сясьстроя к ХУШ годовщине Красной Армии:

«."Ворошиловских стрелков" на Сясьском комбинате — 176 человек, в том

В. Ф. Голубев среди учащихся Сясьской средней школы

числе рабочих — 114 чел., девушек — 8. ... Сдавших нормы на значок "Готов к труду и обороне" — 152 человека, в том числе 12 девушек. Значки "Готов к санитарной обороне" получили 69 человек, в том числе 36 девушек».

В феврале этого же года базовый совет Осоавиахима и штаб ПВО Сясьского комбината организовали большой военизированный поход по маршруту Сясьстрой — Колчаново и обратно. В нём участвовали все не занятые на работе и «культурные силы» посёлка. На привалах вели массово-политическую работу, выступали участники художественной самодеятельности. В конце июня должен был состояться III съезд Осоавиахима. В первичных организациях начали готовиться к отчётным собраниям. Не обошлось и без критики:

«Осоавиахимовская организация нашего комбината к III съезду приходит с недостаточными показателями. Так, например, всего организовано только 14 ячеек ОСО, причем в цехах комбината только 7. Всего членов Осоавиахима 650 человек, а на комбинате рабочих более 3.000. На комбинате насчитывается только 4 стрелковых кружка. 203 человека, из них 8 девушек, сдали нормы на значок «ворошиловского стрелка» первой ступени, есть кружок парашютизма, где занимается 20 человек.. Парт-комсо-профорганизации должны обратить серьезное внимание на

Осоавиахим, чтобы быстрее и успешнее превратить наш комбинат в неприступную крепость».

С июня на спортплощадке Дома культуры инструктор физкультуры Михайлов ежедневно принимал нормы на значок ГТО первой ступени по всем видам летнего спорта (бег, прыжки, плавание, метание гранаты и т. д.).

Когда точно открылась парашютная вышка, пока неизвестно, но уже к 9 июня 1936 г. «...было совершено 324 прыжка, причем комсомольцы произвели 175 прыжков и женщины 108. Даже 58-летний сторож жилищно-коммунального отдела Малыгин совершил 2 прыжка. И 40-летний работник пожарно-сторожевой охраны Мо-тыженок, весивший 87 кг, тоже прыгнул 2 раза».

К середине июля уже 106 чел. сдали нормы по ПВХО (противовоздушная и химическая оборона), 62 — на значок ГТО, а 28 получили звание «Ворошиловский стрелок». На парашютной вышке тренировались и допризывники. Так, в июле задание на «отлично» выполнили 15 юношей. К концу июля всего было произведено 1445 прыжков, а месячный план был перевыполнен.

«.В антивоенный день — 1 августа вышка будет работать с 16 до 23 часов. Если будет благоприятная погода, предполагается произвести не менее 80 прыжков».

В 1933 г. Василий добровольно пошёл служить в ряды Советской Армии. Не только Голубев мечтал стать лётчиком, но и другие работники комбината. Вот выдержка из письма в газету молодого работника Жени Юдина:

«Я хочу быть летчиком. Это желание не только у меня, а у многих ребят и девушек нашего комбината. Все возможности у нас есть, но они не используются. Центральный комитет Союза бумажников за успешное перевыполнение программы по выпуску целлюлозы в 1935 году премировал нас учебным самолетом, а аэроклуб самолета нам не дает, потому что у нас не сделана посадочная площадка и ангар.. Молодежь наша хочет учиться управлять самолетом».

Уже в начале осени было объявлено об организации двух кружков планеристов 1-й ступени и кружка парашютистов.

«Принимаются желающие товарищи в возрасте от 18 до 22 лет, свыше 22 лет принимаются из расчета 25 % к общему числу поступающих. Занятия рассчитаны на 3-4 месяца без отрыва от производства».

К декабрю 1936 года Василий Голубев уже окончил Дудергофскую лётно-планерную школу Осоавиахима (ныне станция Можайская в черте Санкт-Петербурга) и вернулся в Сясьстрой. Его статья «Я буду лётчиком» была напечатана в газете «Сталинец»:

«Мои четыре брата и две сестры получили образование в школе грамоты для взрослых уже при Советской власти. — Счастливый ты удался в нашей семье, много ты увидишь, узнаешь, то о чем мы и мечтать не могли, — говорит мне часто отец. И действительно. Я окончил семилетку. Имею специальность инструктора-плане-риста-парашютиста, могу обучать этому делу молодежь. Мною сделано 13 прыжков с парашютом с самолета, и мечта, зародившаяся в детстве — стать летчиком, теперь осуществляется. Я буду летчиком! Спасибо тов. Сталину за счастливую радостную жизнь, за его Конституцию, открывающую двери к дальнейшей счастливой жизни. Голубев».

В декабре 1936 г. снова начались занятия в кружках Осоавиахима.

«. Пришли лучшие комсомольцы, ин-структоры-осоавиахимовцы товарищи: Ак-куратнов, Зарубин, Сакольцев. Все они сказали: "Мы обязаны и будем честно выполнять свой долг, если будет нужно, мы с оружием в руках встанем на защиту своей великой Родины"».

Комсомольцы и молодёжь Сясьского целлюлозно-бумажного комбината имени тов. Сталина, обсудив призыв рабочих завода имени Менжинского о подготовке без отрыва от производства 150 тысяч летчиков, обязались подготовить в 1937 году 80 планеристов и 120 парашютистов. Чтобы иметь возможность готовить летчиков без отрыва от производства, они обратились к управлению комбината с просьбой открыть на Сясьстрое аэроклуб. Партком (секретарь Нефёдов), директор комбината (Н. Мелешкин), секретарь комитета ВЛКСМ (Дмитриев) постановили: «Открыть в 1937 г. аэроклуб на Сясьстрое и подготовить без отрыва от производства не менее

10 летчиков из числа лучших комсомольцев и молодых рабочих».

Значок Осоавиахима СССР

Лотерейный билет

Двухместный планер УС-5

Спустя немного времени в Осоавиахим комбината прибыл двухместный планер УС-5 (длина — 5,8 м, размах крыльев — 13,7 м).

Руководить полётами назначен инструктор планеризма комсомолец Голубев. Для аэроклуба было представлено прекрасное помещение — большой верхний зал фабрики-кухни. Были построены ангар для планера и планеродром.

Из отчёта инструктора-планериста В.Ф. Голубева:

«...18 декабря были произведены первые полеты. Планер показал хорошие летные качества. С двумя пассажирами мы поднимались на высоту 25-30 метров. Сейчас в кружках Осоавиахима обучились парашютному делу 13 человек.. Шустов Сережа, Дидрих Леня, Коврова Маруся — это первые члены нашего аэроклуба — завтрашние летчики. Кроме того, в детском Доме культуры работает группа юных авиамоделистов. Моделисты — отличники Коля Захаров, Коля Семенов в скором времени могут сами руководить кружками. Наше обязательство — дать стране 120 парашютистов, 80 планеристов и 10 летчиков — будет выполнено с честью. Сясьстрой будет неприступной крепостью обороны».

До нового года совершили 10 вылетов, 31 декабря устроены показательные полёты. Одновременно инструктор Голубев организовал беседу «Почему летает и из каких частей состоит планер».

1937 г. начался с организационных мероприятий по созданию аэроклуба. В Госбанке был открыт специальный счёт. Начальником аэроклуба был утверждён Василий Голубев. С 12 января начались учебные полёты. Решением базового совета Осоавиахима лучших комсомольцев послали в областную школу инструкторов планерного спорта.

В феврале на ЦБК развернулась активная работа по встрече рейса агитэскадрильи имени М. Горького. Рабочие стремились перевыполнять плановые задания, чтобы достойно встретить необычный рейс.

Настал долгожданный день — 18 марта. В Сясьстрой прилетел самолет агитэскад-рильи. Над посёлком было организовано катание лучших тружеников комбината. «...Всего летало 140 человек, из них 93 стахановца производственного, кислотного,

варочного, лесного, древесного и механического отделов».

Справка

Сбор средств на создание агитэскадри-льи им. Максима Горького начался ещё в октябре 1932 года по инициативе журнала «Огонёк», в честь 40-летнего юбилея творческой деятельности писателя. С 5 мая 1933 года началась её регулярная работа. «В течение 5 лет существования эскадрильи было выполнено несколько сотен агитрейсов, проведено 3200 митингов, сделано 5 тыс. различных докладов и лекций. Эскадрилья налетала 55 млн км, охватила различными мероприятиями более 10 млн чел.» В её состав входили 6 самолётов разной конструкции и дирижабль.

Вся эта работа не могла идти без финансовой поддержки населения страны. И в марте в Сясьстрое началось распространение билетов 11-й лотереи Осоавиахима на сумму 2595 рублей.

3 марта 1937 года аэроклуб получил ещё два планера УС-4 — один двухместный и один одноместный. В апреле окончила учебу первая группа планеристов, сдавшая экзамен на отлично и выполнила 442 полёта на планере. 31 мая для аэроклуба привезли стальные тросы, которые позволяли обучать с помощью автостарта планеристов второй ступени. Лучшие планеристы-комсомольцы тут же начали обучение.

«.Прошло шесть месяцев. И инструктор планерного спорта Вася Голубев может с гордостью сказать: все 24 самостоятельно летают с амортизатора, а с автостарта каждый из них совершил по 3 полета на высоте от 150 до 200 метров.. На Сясьско-рядковском планеродроме они собираются через день. 13 человек уже являются парашютистами первой ступени».

В газете опубликовано письмо комсомольцев-планеристов, которое начинается со слов: «Счастлив тот, кто живёт в нашей стране». Письмо длинное, приведу небольшой отрывок:

«Мы хотим этим письмом напомнить всей молодежи комбината о предстоящем Дне авиации — 18 августа. Мы первыми решили показать пример и призываем всех комсомольцев, молодых рабочих комбината ознаменовать День авиации новыми рекордами на производстве, новым приливом молодежи в планерные кружки.

Коврова, Юдин, Худяков, Климов, Строганов, Голубев».

Кстати сказать, уже к 1933 году в СССР насчитывалось 500 планерных кружков, и в следующие предвоенные годы их число удвоилось. Из заметки Василия Голубева:

«28 января 1938 г. президиум райсовета Осоавиахима решил организовать районный планерный клуб. В течение зимнего периода клуб подготовит около 100 планеристов и парашютистов. Клуб также будет готовить авиамоделистов».

Смею предположить, что именно с этого момента Василий Фёдорович стал начальником Волховского лётно-планерного клуба. А закончить свою статью мне хочется строчками из письма допризывников:

«Великое счастье быть достойным бойцом Красной Армии. Мы, призывники 1917-1918 гг. рождения, уходя в армию, заверяем товарищей по работе, родных и знакомых, что будем честно и самоотверженно охранять мирный, плодотворный труд советского народа. Будем также упорно овладевать военными знаниями, как стахановскими методами труда на производстве. Все мы — значкисты. Мы сдали нормы на значки ГТО, ПВХО, ГСО и «Ворошиловского стрелка». Призывную подготовку окончили на «хорошо» и «отлично». Наша доблестная Красная Армия получает новое, политически грамотное пополнение».

Из предвоенных страниц биографии нашего героя, деятельности конкретной общественной группы конкретного предприятия вырисовывается не только способ осуществления государственных задач — воспитания молодого поколения Советской страны, сильВ.Ф. Голубев. Декабрь 1942 г.

ного духом, физическим здоровьем и профессиональными умениями, но и залог Великой Победы в предстоящей войне. В действенной заботе об обучении, здоровье и труде на благо общества всего населения страны и кроется притягательность и эффективность политики социалистического государства.

При написании этой статьи использован материал газет: «Сясьский Целлюлозник» и «Сталинец», 1929-1938 годы. Тексты воспроизведены без изменений, с исправлением лишь некоторых орфографических и пунктуационных ошибок.

Цам «пмкмп ли в «»ими.

■■ сясьскии

Целлюлозник

Енмснчии ими ркшчнха слуиищнх Цыяцмшо-Буиживгс Hohomvjt* i Ji 1 : (& пятнжц, 30 Ноября

1628 годя.

Евгения Серафимовна Халтурина — член- Evgeniya Serafimovna Khalturina — Correкорреспондент Московского отделения ПАНИ. sponding Member of PASA (Moscow branch).

Статья поступила в редакцию 28.09.2019 г.

ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ ОБОРОНЕ И АВИАЦИОННО-ХИМИЧЕСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ СССР ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЁТЧИК ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ ГОЛУБЕВ АВИАЦИЯ ПАТРИОТИЗМ society for the assistance to the defense and aviation-chemical construction of the ussr hero of the soviet union pilot vasily golubev aviation patriotism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты