Спросить
Войти

Россиеведение в КНР: направления исследований и образовательной деятельности, институциональная принадлежность

Автор: указан в статье

УДК 930.1 (091)

Трубникова Н.В.1, Минасян С.П.2, Мещерякова М.А.3 ©

1Доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории и регионоведения; 23студент, Ведущий исследовательский Томский политехнический университет

РОССИЕВЕДЕНИЕ В КНР: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ*

Аннотация

Данная статья посвящена обзору содержания развития современного китайского россиеведения. Проведенное исследование позволяет выявить диапазон исследовательских интересов в рамках указанной тематической области, определить ее институциональную принадлежность, характерные особенности исторической эволюции, идейные и образовательные стратегии.

*Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 12-06-33018 (мол а вед)

В современном восточно-азиатском россиеведении несомненным лидером является Китайская Народная Республика, создавшая широкую представительную сеть учреждений и научных периодик, посвященных проблемам исторического прошлого и современного состояния России.

Под эгидой Академии общественных наук, которая объединяет все институты социальных наук Китая в Пекине работает Институт Восточной Европы, России и Центральной Азии (был создан в 1965 г. под названием Института по изучению Советского Союза и Восточной Европы). Центры и кафедры славистики действуют и в университетах различных городов. Кроме филологии эти центры уделяют внимание историческому и социальнополитическому анализу россиеведческой направленности. В КНР также создана Всекитайская ассоциация по изучению Восточной Европы, России и Центральной Азии.

К примеру, Пекинский университет языка и культуры стал своего рода центром по изучению российской истории, включая все ее особенные характеристики, а именно цикличность определенных исторических событий и особый путь развития российского государства. Отделения россиеведения появились при Пекинском педагогическом университете, Шэньянском политехническом университете, Аньшанском педагогическом институте.

Ученые Китая отмечают, что россиеведение имеет большие перспективы. Китай и Россия имеют за плечами долгие годы сотрудничества, поэтому обе стороны признают необходимость развития россиеведения для всестороннего взаимодействия [1]. Ввиду тесного взаимодействия РФ и КНР, главным объектом изучения являются перспективы дальнейшего сотрудничества двух государств, которое впоследствии может привести к расстановке нового баланса сил на геополитической карте мира.

В настоящий момент в Китае большую популярность обретают научные публикации, создаваемые по результатам совместных российско-китайских исследований, в том числе, - по проблемам российской истории и философии.

©° Трубникова Н.В., Минасян С.П., Мещерякова М.А., 2014 г.

Среди самых известных научных журналов с такой тематикой можно назвать журнал «Сибирские исследования»; вестник «Россия, Центральная Азия, Восточно-Европейские исследования»; «Русский язык и культура»; «Русские исследования», «Чжецзянский вестник», журнал «Переводы философских работ» и др.

Ключевыми темами для китайского россиеведения являются темы новейшей истории России: от характеристики Октябрьской революции [2], направлений НЭПа [3] и экономических достижений плановой экономики [4] до проблема распада СССР и последующих постсоветских реформ [5; 6], которые исследуются в компаративном, по отношению к преобразованиям в КНР, ключе.

По словам одного из представителей китайского научного сообщества, Лю Цзоюаня, «... сегодня уже ни один авторитетный научный журнал в Китае не обходится без публикации статей, анализирующих самые разные направления философской мысли России» [7].

Интересен тот факт, что кроме издания научных публикаций создаются целые отделы периодики в университетских библиотеках Китая, там можно найти различные научные труды, как русских, так и иностранных исследователей. Центры по исследованию областей россиеведения занимаются издательством отельных собраний сочинений.

Важным этапом в процессе развития россиеведения можно назвать государственную популяризацию русистики посредством СМИ и интернета. Создаются целые сайты, блоги, а также интернет сообщества, в которых ведется активная пропаганда значения многофакторного изучения России, учитывая важность двустороннего сотрудничества стран-соседей.

Со стороны китайского правительства финансируются программы по составлению видео-лекций и презентаций, целью которых опять-таки является агитация китайского населения к изучению русского языка и культуры.

Одним из достоинств рабочих материалов данного характера является абсолютная доступность к их прочтению и скачиванию в электронном в виде, что увеличивает поток людей, просматривающих данные видео-лекции и научные публикации, устраняя все географические барьеры для интересующейся аудитории.

Одним из новшеств является запуск проект-сайта русской философии, инвестируемый министерством образования КНР.

Исследования конкретизируют уже имеющиеся научные представления о сущности национальных культур России и Китая, расширяя теоретико- методологическую базу взаимных региональных исследований.

В добавление к научным трактовкам российской истории и философии, хотелось бы отметить благожелательное отношение китайского народа к русской культуре на примере популярности дисциплины «Россиеведение» в китайских вузах, особенно в городах, расположенных на северо-востоке Китая, таких как Харбин, Чанчунь, Шэньян, Хэйхэ (из-за близости этих городов к границам двух стран, что облегчает культурное и образовательное взаимодействие). Представленная дисциплина дает возможность китайским студентам изучать русский язык, а также экономику, историю и политику России. Таким образом, выпускники данного направления становятся не просто филологами или преподавателями русского языка, а специалистами, обладающими междисциплинарными знаниями в области изучения России, говорящими на русском языке.

В настоящее время выпускники школ в Китае при выборе своей дальнейшей специальности уже не заинтересованы в изучении филологии русского языка. Будущие студенты не проявляют интереса к изучению только лишь грамматики. С каждым годом все популярнее становятся те специальности, где русский язык изучается в коммуникативном ключе [7], в общем контексте тех экономических, социально-политических и культурных процессов, которые происходят в стране изучаемого языка.

Учебный план специальности «Россиеведения» достаточно многообразен, вмещая такие предметы, как история России, русская философская мысль, история русской культуры, обычаев и верований, изучение российского кинематографа. Преподаются также специальные курсы по интеграции русской и китайской культур. Важная роль на современном этапе сотрудничества

двух стран отводится предметам, посвященным изучению политических отношений с Россией. Студентов обучают основам дипломатии, языку бизнеса и технике ведения переговоров. Ряд предметов относится к изучению экономической сферы: международный маркетинг,

организации зарубежной торговли, функционирование предприятий на российском рынке и т.д.

По мере углубления представлений о ментальности русской и китайской наций, появляются новые возможности, основа для выстраивания сбалансированных отношений между странами [9, 18-41], создается платформа для продуктивного диалога между специалистами различных областей, обозначаются новые перспективы сотрудничества.

Литература

1. Фурсов А.И. Евразийские гиганты Россия и Китай в современном мире: проблемы, противоречия, перспективы // Журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-joumal.ru/zpu/contents/2009/2/Fursov/
2. У Эньюань. Октябрьская революция: исторический опыт, урок и откровение // Мировая история. 1997. №5.
3. У Эньюань. Нэпманы, их характеристика и роль // Мировая история. 1987. № 4.
4. Гэ Синьшэн. Проблемы и урок первой пятилетки СССР // Заочное образование. 1990. №.1.
5. У Эньюань. Некоторые вопросы в сравнительном исследовании китайских и российских реформ //«Альтернативы» России. 2002. №.3.
6. Ма Луншань. Культурные причины трагедийной судьбы реформы СССР // Трибуна общественных наук. 2002. №.1
7. Лю Цзоюань. В поисках концепции изучения философской мысли России // Жэньмин жибао. 2008. № 039.
8. Морозова С.В. Роль региональной культуры в межкультурном взаимодействии РФ и КНР // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 167.
9. Балакин В. И. О российско-китайских отношениях стратегического партнерства в глобализирующемся мире // Россия и Китай: сотрудничество в условиях глобализации / Рук. проекта и авт. коллектива М. Л. Титаренко. — М., 2005.
РОССИЕВЕДЕНИЕ ИСТОРИЯ РОССИИ КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ИСТОРИОГРАФИЯ russian studies history of russia china historiography
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов