Спросить
Войти

Отмечен королевским вниманием

Автор: указан в статье

УДК 908(470.44) ББК 63.3(2)6-8

ОТМЕЧЕН КОРОЛЕВСКИМ ВНИМАНИЕМ...

»i wPZГолубева Екатерина Васильевна, журналист (г. Саратов)

MARKED ROYAL ATTENTION

йо!иЬеуа Е. V.

Саратовскому матросу подала руку будущая королева Великобритании.

Обширные пахотные угодья Саратовской области не могли не сказаться на развитии в нашей губернии сельскохозяйственной науки. Еще до революции в доходном доме на углу Театральной площади и улицы Никольской (ныне Радищева), построенном в 1874 году на средства купца В.Д. Вакурова, обучались слушатели Высших сельскохозяйственных курсов. Необходимость в грамотных агрономах понимала и советская власть. Поэтому закономерно, что в начале 1930-х годов в шести километрах от тогдашней границы Саратова воздвигли учебный корпус Сельскохозяйственного института, жилые помещения для преподавателей, студенческие общежития и необходимые хозяйственные сооружения -например, конюшню и водонапорную башню. И сегодня саратовцы привычно называют этот городской массив в Кировском районе «СХИ», даже не задумываясь о происхождении этого названия.

Великая Отечественная война вынудила вуз искать новое пристанище. В июле 1941 года пришел приказ Государственного Комитета Обороны о передаче всех зданий института одному из оборонных предприятий Москвы - заводу № 205 им. Н.С. Хрущёва, который эвакуировали в Саратов. Теперь это производственное объединение «Корпус». СХИ же обосновался на территории Института зернового хозяйства Юго-Востока СССР в районе 2-й Дачной.

В это тяжелое для страны время коллектив Саратовского сельскохозяйственного института все усилия направил на приближение заветного Дня Победы. В фонд обороны ежемесячно вносился однодневный заработок сотрудников и служащих. Кроме того, отдельные работники сдавали наличные деньги, облигации займов, золотые и серебряные вещи. Широко развернулось в СХИ патриотическое движение по сбору средств на строительство самолёта. В итоге коллектив вуза и учхозов накопил свыше 100 тысяч рублей на приобретение самолёта «Саратовский сельскохозяйственный институт». В июне 1943 года боевую машину У-2 подарили бывшей студентке плодоовощного факультета, лётчице Ирине Дрягиной, на тот момент служившей в 46-м гвардейском Таманском женском авиаполку ночных бомбардировщиков.

К сожалению, сейчас узнать какие-либо подробности о жизни вуза в военное время можно лишь из архивных данных. Свидетелей тех событий, которые могли бы рассказать о них, уже практически не осталось. В первые дни войны студентов призвали на фронт. Вместо защиты диссертаций отправились защищать Родину с оружием в руках и молодые аспиранты. А вскоре ряды красноармейцев пополнил и преподавательский состав СХИ. Вернуться в родной вуз удалось лишь единицам, остальных война забрала навсегда.

На смену им в сельхозинститут после Великой Отечественной пришли новые сотрудники. На

судьбах многих из них война оставила свои отметины. Так профессор кафедры физической культуры Саратовского ГАУ им. Н.И. Вавилова Георгий Снетков сначала стал воспитанником Школы соловецких юнг, а потом, уже в военные годы и позже, служил на Северном флоте старшим матросом на эсминце «Разъярённый» и линкоре «Архангельский».

- Моя мама как служащая получала в день 400 граммов хлеба - на себя и на нас с маленьким братом. Чем мог, я старался помочь семье, но понимал, что мы можем не выжить, - вспоминает Георгий Павлович. - Все мы, мальчишки военных лет, хотели бить фашистов, защищать свою землю.

Первый раз он попытался попасть вместе с другом, отправившись в Сталинград. Но их сняли с поезда и через Камышин вернули в Саратов.

- Слух о том, что моих ровесников набирают в школу юнг на Белом море быстро распространился среди моих друзей, - продолжает Г.П. Снетков. - В 1943 году я учился в седьмом классе. Получив мамино благословение, я отправился в областной комитет комсомола на улицу Волжскую. Теперь напротив этого старинного особняка в сквере Липки установлен памятник юным морякам-саратовцам. Помню, выдали нам сухой паёк на всю дорогу. Долго добирались до Архангельска, а потом в шторм по морю шли до Большого Соловецкого острова, где нам предстояло учиться целый год по выбранной специальности. Я был определён в группу электриков-надводников. Приняли военную присягу. Запомнилось: мой вес тогда не превышал 32-х килограммов! Уже в 1944 году я был распределён на действующий корабль Северного флота.

В этом же году, когда уже был открыт Второй фронт, 16-летний Георгий Снетков вместе со своими боевыми товарищами оказался в одном из портов Шотландии: по лэнд-лизу принимали американский корабль. Случилось так, что к советским морякам приехала юная английская принцесса Елизавета, будущая королева Великобритании. Пройдя вдоль строя офицеров и матросов, Её Высочество приветствовала их, а некоторым протягивала для поцелуя руку в белоснежной перчатке. Такая честь выпала и молодому саратовцу. Георгию Павловичу запомнилось, что девушка не намного отличалась от него по возрасту, держалась очень естественно, не заносчиво и была - эка, невидаль! - в брючном костюме...

После демобилизации молодой матрос вернулся в родной Саратов и продолжил учебу. Георгий Павлович Снетков - выпускник Московского центрального институт физкультуры, мастер спорта СССР, тренер по греко-римской борьбе, тренер по байдарке и каноэ. Благодаря его педагогическому дару была подготовлена целая плеяда выдающихся спортсменов с мировыми именами, в том числе и олимпийцы. В трудовой книжке - единственная запись: кафедра физического воспитания института механизации им. М.И. Калинина, позднее СГАУ имени Н.И. Вавилова. 60 лет бессменного служения спорту и педагогике!

В июле 2012 года Георгий Павлович Снетков был приглашён в Архангельск на празднование 70-летия Школы соловецких юнг. Эта поездка стала возможной благодаря поддержке губернатора Саратовской области В.В. Радаева и ректора Саратовского ГАУ им. Н.И. Вавилова Н.И. Кузнецова. И сегодня ветеран не даёт себе расслабляться: впереди дачные заботы в любимой Квасниковке. И, конечно, надо встретить День Победы. 9 мая - особая дата в судьбе Георгия Павловича, самого молодого, пожалуй, участника Великой Отечественной войны, юнги II набора легендарной Соловецкой школы...

24

УДК 908(470.44) ББК 6.3(2)6-7

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЯ

(по материалам Саратовского областного музея краеведения)

FEATURES OF THE TRADITIONAL CULTURE OF THE PEOPLES OF THE SARATOV VOLGA REGION AND THE MAIN STAGES OF HER RESEARCH

(on materials of the Saratov regional local history Museum)

Саратовский край - многонациональный регион, основной состав которого сложился в достаточно отдаленные времена и представлен на сегодняшний день более 100 народностями. Самые многочисленные народы нашего края это русские, украинцы, мордва, татары, чуваши, поволжские немцы. Этнографическое изучение Саратовского края началось уже в 1-й половине 19 в. В 1830-х гг. А.Ф. Леопольдов опубликовал в уникальном издании «Статистическое описание Саратовской губернии» различные материалы, рассказывающие о традиционном быте и культуре саратовских крестьян. Во второй половине 19 - начале 20 в. материалы, характеризующие культуру и быт крестьян Саратовской губернии, были опубликованы А.Н. и А.А. Минхами, князем Ф.С. Голицыным, П.М. Суховым, М.Е. Соколовым. Опубликованы описания обрядов русских, проживающих на территории нашей губернии, в многотомных изданиях, посвященных народному быту, А.В. Терещенко и П.В. Шейна.

Начало собирания вещевого материала, характеризующего традиционную культуру народов Саратовского Поволжья, связано с деятельностью членов Саратовской ученой архивной комиссии. Особое место в научном архиве и фондах СОМК занимают разнообразные материалы по фольклору и этнографии народов Саратовского края, собранные во время экспедиций сотрудников музея, преподавателей и студентов СГУ 1920-1930-х гг. Большой интерес вызывают материалы этнографических экспедиций, состоявшихся под руководством профессоров СГУ Б.М. Соколова, В.В. Буша, А. П. Скафтымова. Изучением духовной и материальной культуры мордовского населения Саратовской губернии занимались М.Т. Мар-келов и П.Д. Степанов. П.Д. Степанов, В.П. Воробьев и Т.М. Акимова, провели исследования традиционных искусства и быта саратовских чувашей. Последняя также возглавляла работу по изучению традиционной культуры русского и украинского населения Саратовского края. В.И. Трофимов изучал народную культуру татар Саратовского Поволжья.

Новый этап в этнографическом исследовании населения Саратовского края начался в 1950-е годы. Состоялся ряд этнографических экспедиций в конце 20 - начале 21 века. В этот же период было осуществлено несколько интересных этнографических изданий. Самым заметным в этом ряду стал иллюстрированный каталог «Русский народный костюм XVIII - первой четверти XX века в Собрании Саратовского областного музея краеведения». В настоящий момент идет подготовка рукописей иллюстрированных каталогов музейных коллекций самоваров, русской народной вышивки, мордовского костюма.

Самый многочисленный народ Саратовского Поволжья - русские. Сегодня, как и сто лет назад, они составляют более 80% всего населения нашего края. Заселение Саратовского Поволжья русскими началось в 17 веке. Сюда переселяли своих крепостных крестьян дворяне, получавшие земли в награду за службу. Появлялись на территории Саратовского края и беглые крестьяне, которые скрывались от тяжёлых повинностей на пустующих окраинных землях государства. Так Саратовское Поволжье оказалось заселено выходцами из разных губерний России. Поэтому хозяйство, быт, одежда, традиции и обряды саратовских крестьян представляли всё многообразие русской народной культуры.

Русские деревни и сёла обычно располагались по берегам рек. Избы были деревянными, крыши крыли соломой или тёсом. Русские избы обычно украшались деревянной резьбой. Основное место в избе занимала печь. В 18 веке избы ещё топились «по-чёрному», с середины 19 века печи стали делать с трубами. Особую роль в каждой избе играл «красный угол» - место, где располагались иконы.

Русские крестьяне занимались земледелием, огородничеством, держали домашний скот. После окончания полевых работ и сбора урожая начиналось время занятий домашними ремёслами и рукоделием.

Наиболее ярко традиционную культуру того или иного народа отражает женский праздничный

костюм. Комплекс русской женской одежды в Саратовской губернии был представлен как сарафанным, так и понёвным типом, что связано с особенностями заселения нашего края.

Украинцы в конце 19 века составляли чуть более 6% от числа жителей Саратовской губернии, сегодня они составляют около 2% населения Саратовской области. Украинцы появились на саратовских землях в 18 веке - их переселяли в Поволжье для защиты южных рубежей России. Массовое заселение края украинцами связано с началом освоения соляных богатств озера Эльтон. Украин-цы-солевозчики перевозили соль в основанную ими слободу Покровскую - современный город Энгельс.

Украинские селения располагались по берегам рек. Традиционный тип украинского дома - белёная хата из глины, крытая соломой. Белёные стены и печь нередко расписывали ярким орнаментом.

Наряду с солеизвозом украинцы занимались земледелием. Почву обрабатывали в основном тяжелым плугом, который тянула пара волов. Украинцы выращивали различные зерновые и бахчевые культуры, содержали сады и огороды, разводили домашний скот.

Традиционный украинский женский костюм состоял из холщевой рубахи с богатой вышивкой на рукавах, распашной набедренной одежды «плахты», различных украшений и головного убора в виде шапочки - «очипка».

Чуваши начали заселять северо-западные земли Саратовского края с конца 17 века. К концу 19 века они составляли около 1% от общего числа жителей Саратовской губернии. Примерно столько же чувашей проживает в Саратовской области и сегодня. Первоначально чуваши предпочитали селиться в глухих местах, вдали от дорог, по берегам малых рек. Усадьбы располагались в два порядка вдоль довольно прямых улиц. Чувашская изба -«пюрт» строилась из сосновых брёвен, так называемого «красного» леса.

Главное занятие чувашей - земледелие. У них долго сохранялись примитивные сельскохозяйственные орудия - деревянные соха и борона. Чувашские крестьяне разводили домашний скот, занимались пчеловодством, охотой, домашними ремёслами.

В основе женского чувашского костюма - белая холщевая рубаха туникообразного покроя - «кепе», богато украшенная вышивкой и нашитыми полосками кумача. Головной убор замужней женщины -«хушпу», украшался бисером, вышивкой, монетами.

Далёкие предки мордвы проживали на территории нашего края уже около двух с половиной тысяч лет назад. Поволжские земли привлекали мордву обилием лесов. Во время монголо-татарского нашествия мордва покидала открытые места и селилась в лесах, спасаясь от завоевателей. С конца 17 века, в эпоху заселения Нижнего Поволжья, здесь было основано множество новых мордовских селений.

Мордва разделяется на две группы, отличающиеся языком и традициями - мордва-эрзя и мордва-мокша. В конце 19 в. северо-западные территории Саратовской губернии были заселены в основном мордвой-эрзя, которая составляла около 6% всего населения губернии, в конце 20 века они составляли уже менее 1% жителей Саратовской области. Улицы мордовских сёл чаще всего были прямыми, а изба - «куд» выступала за линию ворот на улицу.

Основные занятия мордвы - земледелие, скотоводство и лесные промыслы. В лесу они охотились, собирали грибы и ягоды, травы и берёзовый сок. Из дерева делали хозяйственную и домашнюю утварь. «Лес-кормилец - и накормит, и оденет, и согреет» -гласит мордовская пословица. Традиционно мордва занималась бортничеством и пчеловодством.

В комплекс костюма замужней женщины входила нательная рубаха «панар», верхняя распашная одежда «шушпан-руця» и головной убор «панго».

Татары проживали в основном на севере Саратовской губернии. В конце XIX века они составляли около 4% ее населения, в современной Саратовской области татары составляют около 2% всех жителей. Саратовские татары - «мишари» - потомки жителей древних поволжских государств Волжская Булгария и Золотая Орда. В их языке, культуре и образе жизни было много общего с казанскими татарами. Татарская деревня отличалась тем, что улицы в ней были узкие, а усадьбы располагались без всякого плана. Изба и двор с хозяйственными постройками находились за высоким забором. Характерной особенностью татарского дома было украшение фасада разноцветной росписью. Стены в татарском доме завешивали полотенцами, коврами, тканями. Коврами накрывали и сундуки, которых в домах было множество.

Главным занятием татар было земледелие: выращивали рожь, овёс, коноплю. Держали крупный и мелкий рогатый скот, славились особым умением разводить лошадей. У татар были развиты ремёсла: обработка меха и кож, ювелирное дело. Некоторые занимались торговлей, скупая кожи, шерсть, продавая привозные ткани.

Замужняя татарка носила расклешенное книзу и украшенное по подолу оборками платье «кюль-мек», нагрудную вставку «алынчу», украшенный позументом «камзол» и головной убор «калфак».

Во второй половине 18 в. в Саратовском крае появились переселенцы из Западной Европы. Этому способствовала политика императрицы Екатерины II, направленная на освоение пустующих земель иностранцами. Большинство переселенцев-колонистов были выходцами из южно-германских земель. В России того времени всех иностранцев называли «немцами», так как для местного населения они были «немыми» - не владеющими русским языком. В 19 в. поволжские немцы были вторым по численности народом Саратовской губернии, в наши дни они составляют меньше 1% населения нашей области.

Немецкие поселения отличались чёткой квартальной застройкой. Жилища были очень опрятны как снаружи, так и внутри. Гордостью каждой хозяйки была высокая двуспальная кровать с пышной периной и многочисленными подушками. Комнаты

украшались яркими вязаными скатертями, салфетками, ковриками.

Основным занятием немцев-колонистов было земледелие. Они выращивали зерновые культуры, картофель, табак, горчицу. Большую роль в хозяйстве играло животноводство: разводили мелкий и крупный скот, домашнюю птицу. Многие колонисты занимались кустарными промыслами: изготавливали керамическую посуду, курительные трубки, изделия из лозы и соломы, хлопчатобумажную ткань сарпинку.

Немки носили рубашки из белого полотна, широкие юбки из домотканого полотна и кофты преимущественно темных тонов.

Проживая долгое время в близком соседстве, почти все народы нашего края оказали влияние друг на друга в повседневном быту, обычаях и обрядах, костюме.

27

Немцы-колонисты на полевых работах

Немка-колонистка

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты