Спросить
Войти

Стратегия сохранения культурного наследия степного мира

Автор: указан в статье

УДК 502.8

СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

СТЕПНОГО МИРА

М.Н. Сдыков

Западно-Казахстанский областной центр истории и археологии Республика Казахстан, 090000, Западно-Казахстанская область, Уральск, пр-т Достык - Дружба, 184, arhcentr@mail.ru

Многообразен мир степи, уникальна ее природа и история. Степь является ойкуменой целого ряда обществ и народов, поэтому сохранила как следы жизнедеятельности древнего человека, так и многочисленные памятники культуры более позднего времени. Своеобразие, направленность материальной и духовной культуры степи сложились под непосредственным влиянием природных, экологических и климатических особенностей. Наиболее ярким выражением такого единства стало возникновение и развитие своеобразной кочевой цивилизации, оставившей потомкам многочисленные памятники и символы духовного выражения и культуры. Единство природного и культурного факторов ставят перед исследователями задачи изучения не только природных особенностей, но и культурного наследия степи. В современном мире это становится наиболее актуальным, так как проходящие бурные процессы изменяют не только степь, но и народы, ее населяющие. Поэтому актуальной стала проблема не только защиты и изучения памятников культурного наследия, но и их сохранения.

Степи Западного Казахстана — это обширный курганный регион, где цепочки курганов являются примечательной чертой местного ландшафта и зримыми свидетельствами прошедших исторических событий на значительном хронологическом отрезке — от энеолита до позднего средневековья.

Однако для того, чтобы сохранить не просто отдельные памятники истории, культуры и природы, а целостную природную и историко-культурную среду, необходимо не только выделение особо охраняемых территорий, где природа и культура формируют единые и целостные образования, но и разработка ком1тлексной программы реконструкции, охраны и использования природных и историко-культурных объектов в целях организованного туризма и сохранения культурного наследия.

В настоящее время в условиях возрастания темпов хозяйственного освоения природных ресурсов и усиления негативных последствий антропогенных воздействий на окружающую среду особенно важной представляется организация охраны и использования особо ценных историко-культурных и природных объектов Западно-Казахстанской области.

Культурное наследие включае т в себя материальные и духовные ценности общества и народов, его составляющих. Едины они для всех или нет? Надо исходить из того, что существуют определенные расхождения в оценке людьми разной национальности или разного социального положения тех или иных явлений духовной и материальной культуры. В основе этого лежит разница в понимании людьми окружающего их мира, роли и вклада своего народа или другого в общую культурную копилку. Есть ценности, которые являются общими для всех, но есть ценности, которые не имеют общепризнанного значения. Есть ли здесь противоречие? На наш взгляд — нет. Ценностями ценности признаны только потому, что они востребованы именно этим обществом, именно в это время и именно на этом уровне развития общей культуры населения. И как в целом для человеческого общества, в планетарном масштабе, имеются признанные и необходимые ценности в общем восприятии, так и для отдельных слоев общества или отдельных народов есть свой круг ценностей. Наличие специфических ценностей означает наличие особенной культуры, которая и делает тот или иной народ собственно таким народом или тот или иной социальный слой собственно таким слоем. Важно и следующее. Наследие — это то, что создано многими предшествующими поколениями. Оно проходит своеобразный «естественный отбор» в процессе общемирового развития, принимая общий, глобальный характер или локализуясь в определенных этнических лакунах. Поэтому оно носит как мировой, так и этнический характер. Такое деление не носит характер противоречия. В данном случае особое есть часть общего.

Значение культурного наследства еще и в том, что оно само по себе является универсальным средством или каналом передачи информации от предков потомкам, заключенным в ценностных явлениях, событиях, фактах, памятниках и т. д. Отсутствие такой формы взаимообогащения ведет к потере народом своего «лица», к потере своего этнического своеобразия. Поэтому под культурным наследием, на наш взгляд, надо понимать не только круг материальных и духовных памятников культуры, созданных гением ярких личностей или народами за многие века, но и саму систему передачи культурной информации. Такая система передачи включает в себя, на мой взгляд, оценку, восприятие, способы воздействия и организацию деятельности по изучению и пропаганде наследия. Поэтому культурное наследие выходит далеко за рамки собственно культуры. Обращение и изучение прошлого ведет к развитию нового.

Однако в наши дни наступил тот «момент истины», когда накопленный материал и возросшее внимание общества потребовали нового подхода к сохранению духовного богатства. С одной стороны, необходимо систематизировать, обобщить и упорядочить всю проводимую гигантскую работу, а с другой — сохранить памятники нашей культуры.

В Западно-Казахстанской области этому направлению работы уделяется большое внимание. В течение трех лет ведутся активные исследования по изучению исторического прошлого с привлечением ученых области и ведущих научных учреждений Казахстана и России. Извес тно, что Западно-Казахстанская область обладает уникальными историческими и культурными памятниками, исследование которых вновь возобновилось в последние три года. По нашим сведениям на территории области имеются памятники материальной и духовной культуры различных эпох и периодов. Всего более 6 тысяч курганов, поселений, городищ и могильных комплексов. Однако из них только 1300 курганов тщательно исследованы и учтены методом GPS (глобальная система позиционирования).

- Каменный век - около 200 памятников, в основном в виде мастерских по обработке камня и изготовления орудий труда и охоты. Наиболее крупные расположены на горе Ешке-тау (Ичка) в Таскалинском районе, плато Сынтас у озера Шалкар Теректинского района, в песках Аккумы в Чингирлауском районе. Временной разброс — от 200 тыс. лет до 8—10 тыс. лет назад.

- Бронзовый век и эпоха раннего железа — около 4 тысяч курганов в основном сакского и сар-матско-савроматского времени, то есть с I тысячелетия до н. э. и до 2—3 веков н. э. Расположены практически по всей территории области, но основные захоронения в северной части бассейна реки Урал. Представлены в виде могильных комплексов и одиночных курганов. Среди них царские курганы комплекса «Кырык-Оба» в Бурлинском районе.

- Эпоха средневековья — около 2 тысяч захоронений и курганных насыпей от тюркского периода до XV—XVI веков. Наиболее распространены кипчакские и огузские захоронения. Нами обнаружены и городища (городские поселения). Самым крупным памятником того времени является городище «Жайык», расположенное в 12 км от областного центра. Ученые считают его предтечей современного Уральска.

- Новое время — XVIII—XIX века представлены в основном кулпытасами — могильными надгробиями, численность которых неизвестна, так как исследования проводились эпизодически. С этого времени формируются также памятники архитектуры, сосредоточенные в основном в Уральске и Урде. Свою значительную лепту внес XX век. Особое место занимает музыкальная культура и творчество выдающихся композиторов и акынов земли казахской.

Изучение показало, что Западный Казахстан сложился как один из центров активной политической и экономической жизни. К примеру, в древние времена здесь существовали мощные степные империи, имевшие связи практически со всеми развитыми цивилизациями своего времени. Об этом свидетельствуют многочисленные находки, изготовленные местными мастерами или привезенные из дальних стран. Эти государства были с развитой социальной структурой и политической системой. Здесь проходили маршруты Великого шелкового пути, в X-XV веках существовали города. Это подтверждается последними исследованиями уральских ученых, а также специалистов из крупных научных центров Казахстана и России.

По итогам работ проведены 4 международные конференции, выпущено памятное издание по древней археологии области, ежегодно выпускается научный журнал «Вопросы истории и археологии Западного Казахстана». Все это позволило поставить работу по исследованию культурного наследия на научную основу и получить определенные научные результаты.

Они имеют принципиальное существенное отличие от проводимых ранее исследований. Впервые создана научная организация, призванная не только проводить изучение, но и систематизировать накопленные сведения, создавать единые методики исследования и объединить усилия ученых Казахстана и России. Это - Западно-Казахстанский областной центр истории и археологии, начавший свою работу в 2002 году. Главной целью нашей деятельности является обогащение отечественной истории и культуры через изучение памятников культурного наследия, создание необходимой системы их защиты и приобщение к культуре населения. Поэтому в стратегии изучения культурного наследия мы выделяем три основных этапа:

- непосредственное научное изучение памятника;

- пропаганду наследия через научные издания, конференции, СМИ, введение в современные носители и передатчики информации, в сферу туризма, экспонирование в музеях;

- музеефикацию наиболее крупных памятников через создание историко-культурных и при-родно-ландшафтных музеев-заповедников под открытым небом.

В области таких музеев нет. Поэтому, если решение задач первых двух этапов уже органично вошло в общую стратегию деятельности, то работа по созданию музеев под открытым небом только берет свое начало.

Западно-Казахстанская область обладает большим количеством памятников истории и культуры, многие из них включены в список наиболее ценных. Среди них особое место занимают два археологических памятника — городище «Жайык», находящееся в 12 км от областного центра, и комплекс «Кырык-Оба», расположенный в Бурлинском районе, которые включены в государственную программу изучения культурного наследия. Здесь проведен целый комплекс исследований с участием ученых из Алматы, Москвы, Саратова, Оренбурга. Они позволили определить хронологию памятников и их структуру Общий вывод специалистов — необходимость изучения на основе долговременной программы на основе создания музея под открытым небом.

Курганный комплекс «Кырык-Оба», который, в силу своей уникальности на фоне других памятников археологии, является одним из наиболее примечательных свидетельств древней истории края, несомненно, необходимо сохранить в неприкосновенном виде. Так родился проект открыт ия на основе комплекса царских курганов Кырык-Оба «Музея-заповедника под открытым небом «Степная пирамида». Основной целью является содействие развитию национальной культуры и истории через исследование, сохранение и использование историко-культурного и археологического наследия евразийской степи, через содействие развитию туристической инфраструктуры региона.

На заре своего становления музеи в Казахстане воспринимались как хранилища раритетных и уникальных вещей, но со временем большее значение стала приобретать их образовательная и просветительная функция. В «Музее-заповеднике под открытым небом «Степная пирамида» будет иметь место концепция коммуникационного подхода воздействия на своего посетителя, что подразумевает использование мультимедийных и инт ерактивных форм представления музейных экспозиций и коллекций. В будущем музей-заповедник станет одним из центров изучения истории и традиционной культуры казахов. В музее будут вестись исследования по истории, архитектуре, этнографии, фольклористике, археологии. Специалистами музея будут проводиться лекции, творческие встречи, научные конференции, посвященные актуальным проблемам отечественной истории и культуры. Продолжится развитие культурно-образовательной и информационной деятельности музея-заповедника, что позволит эффективно реализовать его ресурсы в качестве особо ценного научного института.

Музей-заповедник «Степная пирамида» будет расположен в центре уникального природного комплекса. Главной ценностью данной территории является историко-культурный ландшафт, образованный гармоничным взаимодействием природы и многовековой деятельности человека, нашедшей отражение в характере и красоте исторических памятников.

В рамках проекта по созданию музея-заповедника будет проведено экологическое изучение природных ресурсов, что значительно расширит охрану и использование природного наследия региона и создаст базу для создания культурно-развлекательной инфраструктуры. В результате реализации проекта комплексного развития музея-заповедника в его границы войдут все участки, на которых расположены памятники архитектуры, музей получит территорию для развития новых видов деятельности. Будут созданы условия для действенной охраны культурного и природного наследия

и контроля его использования, обеспечено проведение реставрационных работ на археологических памятниках музея-заповедника. Проект планируется реализовать на земельном участке, расположенном в Бурлинском районе Западно-Казахстанской области, общей площадью 1200 гектаров.

Мировой опыт организации археологических музеев под открытым небом известен давно и впервые применен в 1922 году на берегах Боденского озера в Швейцарии, где были восстановлены в первоначальном виде поселения каменного и бронзового веков. •

К настоящему времени подобные музеи, реконструированные на основе раскопок археологических памятников, существуют в Дании (экспериментальный историко-археологический центр в Лейре), Германии (средневековая деревня в Дюппеле), Англии (кельтское поселение раннего железного века в Батсер-Хилле), России (палеолитическая стоянка в Костенках, античный Танаис на Нижнем Дону, укрепленное поселение бронзового века Аркаим на Урале) и других странах. Казахстан богат памятниками культурного наследия, и здесь также существует опыт создания археологических музеев. Святилище эпохи бронзы Тамгалы и шедевр мирового зодчества тимуридс-кой эпохи — мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави включены в список Всемирного культурного наследия. На очереди по включению в этот список находится Отрар, как город на Великом Шелковом пути.

Республика нуждается в новых типах музеев, основанных на музеефикации археологических и культурных памятников. Причем это должна быть музеефикация памятника в его естественной природно-исторической среде, когда максимально бережно сохраняются не только сам объект археологии, но и окружающий ландшафт для создания наиболее благоприятного восприятия исторического памятника. В случае с Кырык-Обой уместнее всего говорить о создании именно музея-заповедника.

Актуальность создания музея-заповедника вытекает из отсутствия на территории Западно-Казахстанской области аналогичных музеев, основной целью которых является сохранение и использование в научной, образовательной и туристической сферах историко-культурных и природных ресурсов.

Археологический музей-заповедник определяется как музей, созданный на основе археологического комплекса (памятника) и исторически связанной с ним территории. Археологические музеи-заповедники создаются в соответствии с определенными критериями, такими как историческая значимость, сохранность, информативность, доступность, современное значение. Музеефикация археологических памятников, как один из способов их сохранения и использования на постсоветском пространстве, — явление относительно новое, в бывшем Советском Союзе первые археологические музеи-заповедники стали создаваться в 60-е годы прошлого века. Первым из них был музей-заповедник «Танаис» на Нижнем Дону. За прошедшие годы музей-заповедник «Танаис» превратился в крупный музейный и научно-исследовательский комплекс и центр притяжения туристов. Здесь удачно показаны законсервированные участки раскопа, макеты и реконструкции вне раскопанных участков и организована постоянная музейная экспозиция. Но Кырык-Оба, в отличие от античного города Танаиса, — памятник погребальный и это накладывает свой отпечаток на требования к организации здесь музея-заповедника.

Разумеется, для реконструкции предшествующих этапов исторического развития западноказахс-танского региона погребальные памятники информативно емки и весомы и зачастую являются едва ли не единственными источниками сведений о древнейшем населении и его материальной культуре. Особеннос ти погребального обряда дают возможность проводить социальные реконструкции и выявлять специфику жизненного уклада, получать сведения о духовной культуре и верованиях. Погребальные памятники позволяют составить относительно полную картину прошлого, особенно для кочевых обществ, которые не оставили или почти не оставили поселенческих памятников археологии.

Но раскопки погребальных памятников (курганов, могильников) практически полностью уничтожают их, ведь сегодня мы практически всегда не можем извлечь содержимое погребального памятника неразрушительным способом.

Неразрушительные или дистанционные методы исследования археологических объектов разрабатываются давно, но на практике они еще не нашли широкого применения. Методика дистанционного исследования пока еще только разрабатывается и обычно просто предшествует полным археологическим раскопкам кургана или могильника с целью сравнения результатов дистанционного исследования и результатов вскрытия археологического объекта обычными раскопочны-ми методами.

При современном антропогенном воздействии на памятники археологии вкупе с природным? разрушительными факторами вполне возможна ситуация, что к моменту появления неразрушительных способов исследования собственно исследовать будет практически нечего. Уничтожение и разрушение памятников археологии — один из наиболее весомых аргументов в пользу созданш музеев -заповедников.

Всемирная практика показывает, что исследование уникальных объектов традиционным! раскопочными методами необходимо проводить в очень ограниченных объемах. Крупнейшие искусственный холм доисторического периода в Европе, Силбюри-Хилл (высота 40,1 м) в Великобритании, исследован несколькими разрезами, по которым установлены этапы и время сооружения насыпи. Однако полные исследования не производятся, англичане ожидают появления неразрушительных методов исследования. Следует отметить, что по своему историческому значению Кырык-Оба вполне можно поставить в один ряд с наиболее значимыми памятникам* археологии в Евразии, в том числе и с Силбюри-Хилл.

Современные концепции музейной организации предполагают активное участие посетителе! в некоем действе по реконструкции жизни и быта древнего населения. Музеи-заповедники н< основе поселенческих памятников (древних стоянок, городищ, городов) предлагают посетите лям целые кварталы, в которых организовано производство предметов быта по древним техно логиям. Посетители могут видеть как раньше изготавливали керамику, пряли, ткали, пекли хле( и т. п. Могут сами принять участи в ремесленном процессе, попробовать блюда древних кухонь Все это, естес твенно, увеличивает туристическую привлекательность таких музеев-заповедников и не случайно подавляющая часть музеефицированных объектов — это древние поселения и ropo да. В этом плане экспозиционные возможности археологических музеев-заповедников, в основ< которых лежат погребальные памятники археологии, несколько ограничены, но есть и свои пре имущества.

Погребальные археологические памятники могут быть притягательными для посещения, даж< не являясь музеефицированными объектами. Например, самый крупный курган в Калмыкии -Зунда-Толга — является объектом поклонения местного населения и рядом с ним сооружена не большая буддийская ступа. В 1997 году в г. Энгельсе Саратовской области проводилась междуна родная конференция «Эпоха бронзы и ранний железный век в истории древних племен южнорус ских степей». К этой конференции был раскопан и временно законсервирован участок грунтовок могильника срубной культуры эпохи поздней бронзы «Смеловка». Во время конференции на па мятнике сотрудниками Энгельсского краеведческого музея была проведена презентация музей ного проекта «Половецкий стан», во время которой показано костюмированное представление и: жизни и быта средневековых половцев. Проект вызвал необычайный интерес не только у участ ников конференции, студентов, но и местных жителей. И особенную «изюминку» всему этом: придавал тот факт, что все действо разворачивалось на памятнике археологии, широко известнол по многим годам предшествующих раскопок. В свое время был даже разработан проект музеефи кации этого могильника и расположенного рядом синхронного поселения. Посещаемость этоп объекта туризма гарантирована, так как предполагалось построить экспозиционную деятельносл на контрасте с современностью — всего в 4 км от этого места расположен памятник новейшей ис тории - место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина, один из наиболее популярны] туристических объектов в Саратовской области. К сожалению, финансовые трудности не даю-пока возможности реализовать этот проект.

Представляется, что относительно близкое расположение Кырык-Обы от оживленной автомо бильной трассы Уральск — Аксай и наличие целого комплекса уникальных погребальных памят ников также сделает кырыкобинские курганы привлекательными для посетителей. А отсутстви» стесненных городских условий может сделать Кырык-Оба привлекательным объектом для пре зентации музейных проектов типа «Половецкого стана» или проведения народных праздников.

Музеефицированные курганы обладают двумя несомненными преимуществами относительш музеев на базе древних поселений. Во-первых, это уже упомянутое отсутствие стесненных город ских условий. В условиях аридной зоны степей Евразии удобных и пригодных для поселений мес во все времена было немного и значительное количество населенных пунктов из века в век осно вывал ось на одних и тех же местах или существовало непрерывно на протяжении многих столе тий. Подобная ситуация зачастую приводит к различного рода затруднениям при музеефикащи

памятника, когда он находится на территории современных поселений. Причем это характерно не только для городов, но и сельской местности. Например, процесс музеефикащш археологических памятников (да и просто их научное исследование) в Костенковско-Борщевском районе на Дону тормозится местным населением, на участках которого находятся палеолитические объекты.

Во-вторых, погребальные памятники практически всегда интегрированы в природную среду, являются ее частью, а природа всегда привлекает туристов. Встречаются даже предложения законсервировать курганы от любых посягательств, объявив их неприкосновенными памятниками природы. Конечно, подобный подход слишком радикален, но во всех случаях музеефи-кация предполагает комплексный подход к охране объекта, что предполагает активное участие не только археологов, музейщиков, но и экологов, зоологов, ботаников. Кроме собственно археологических исследований памятников при музеефикации проводятся ландшафтно-почвенные, инженерно-геологические и геофизические исследования на памятниках, в их охранной зоне и прилегающих территориях.

По близкой схеме выработана концепция создания природно-исторического парка на территории локализации святилища тюрков Мерке в Жамбыльской области. Кроме собственно археологических исследований здесь изучен растительный покров и дана характеристика животного мира. Изумительные горные пейзажи Киргизского Алатау, древние святилища с каменными изваяниями, служившие местом проведения различных обрядовых действий на протяжении более тысячелетия, несомненно, станут привлекательным объектом туризма, несмотря на их относительную удаленность от современной инфраструктуры.

Впрочем, и поселенческие объекты при возможности всегда охраняются комплексно. Один из лучших примеров такого рода — это музей-заповедник «Аркаим», характер деятельности которого сразу становится понятным из его полного названия: «Специализированный природно-ланд-шафтный и историко-археологический центр «Аркаим».

Говоря о процедуре создания любого археологического музея-заповедника, в первую очередь встает вопрос о собственности (праве пользования) на землю, которую необходимо вывести из разряда земель сельскохозяйственного назначения и перевести в категорию земель историко-культурных заповедников согласно ст. 37 Закона Республики Казахстан «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Ведь, исходя из вышесказанного, для максимально полного восприятия древнего объекта необходимо, чтобы окружающая территория имела первозданный вид без следов вмешательства человека. Иными словами, на территории заповедника должна быть прекращена распашка земель с целью восстановления природной растительности, убраны лесополосы (два самых крупных кургана Кырык-Обы разделены лесополосой, что затрудняет визуальное восприятие памятника как единого целого), оставлен минимум дорог.

Далее встает вопрос о списке собственно археологических объектов в составе историко-культурного заповедника и его границах.

Центром всего музея-заповедника «Степная пирамида» должна стать группа царских курганов «Кырык-Оба I» из трех насыпей. Два самых крупных кургана с «батонами», несомненно, являются не только царскими усыпальницами скифского времени, но и представляют собой единый погребальный комплекс. Расположены они строго по линии запад - восток. «Батоны» примыкают к ним с юга, почти по линии север - юг. Причем в их расположении прослеживается определенная логика: меньший «батон» кургана 1 расположен к западу от оси кургана, а более маленький «батон» кургана 2 находится к востоку от оси кургана, образуя, таким образом, зеркальную симметрию с курганом 1. Не исключено, что и курган 3 имел такие же «батоны», хотя из-за сильной распашки визуально в настоящее время на поверхности нет никаких следов, которые могли бы указать на их наличие.

Вообще эти «батоны» составляют одну из ярких особенностей Кырык-Обы и не находят близких аналогий среди курганов степей Евразии. Лишь в отдаленной степени с ними можно сопоставить курганы с «усами», большая часть которых относится к эпохе Великого переселения народов и ни в коей мере не может сравниваться по своим размерам с курганами Кырык-Обы. Хотя совершенно не исключено, что и «батоны» и «усы» несли одинаковую семантическую нагрузку, несмотря на хронологический разрыв между ними в тысячу лет.

Вторая особенность - это выявленная в ходе палеопочвенных исследований каменная крепи-да из тонких песчаниковых плит, покрывавших поверхность насыпи кургана. Предполагается,

что из-за этих плит в древности курган имел вид светло-серой, практически белой горы. На поверхности двух других курганов также встречены обломки песчаника, возможно, они также были покрыты каменным панцирем.

Выделение насыпи светлым цветом изредка встречается и на других памятниках евразийской степи более раннего времени. Монументально-ритуальное сооружение Трехостровское в Волгоградском Задонье представляло из себя пирамиду из мелового известняка, окаймленную белой лентой меловой щебенки и окруженную рвом шириной от 22 до 32 м и первоначальной глубиной 4 м. Культовое сооружение относится к заключительному этапу бронзового века.

Если говорить о собственно курганах, то встречается обмазка светлой материковой глиной. В кургане у с. Шумейка в Саратовском Заволжье насыпь кургана была перекрыта светлой материковой глиной толщиной 0,2-0,4 м. По этой обмазке удалось установить, что первоначальная высота кургана могла достигать 6 м, хотя к моменту раскопок не превышала 1,7 м.

Учитывая, что каменная выкладка на Кырык-Обе была исследована в нижней часта северной полы, которая обычно оплывает под действием природных факторов меньше всего, и зная угол наклона кладки, а также диаметр насыпи, вполне возможно вычислит ь максимальную первоначальную высоту кургана 1, которая, несомненно, будет превышать современные 14 метров. Общепризнано, что сооружение курганов в степи и строительство пирамид в Египте имеют в своей основе единый побудительный мотив — сооружение усыпальницы для главы общества, и связаны с идеологическими представлениями. В этом плане интересно вспомнить, что и египетские пирамиды в древности были облицованы белоснежным известняком, правда, не сохранившимся до наших дней.

Все это дает возможность как для создания музейной экспозиции на базе произведенных раскопок, так и для производства реконструкций погребального сооружения главного царского кургана. Такая музейная экспозиция необходима для привлечения туристов — она наглядно показывает, что представляет из себя курган как усыпальница, его архитектуру, обряд захоронения и комплекс погребальных вещей, сопровождающих умершего.

Важным звеном всего музея должен стать экспозиционный павильон на территории комплекса «Кырык-Оба I». Именно здесь, в помещении, можно будет на экране монитора совершить виртуальную прогулку вокруг анимированной модели современного состояния курганов Кырык-Обы и тех же курганов в древности, сразу после сооружения, когда они еще сохраняли на поверхности свой каменный панцирь.

Поскольку уже раскопан ряд курганов «Кырык-Оба II», то на основе полученных материалов вполне возможно воспроизвести реконструкцию погребальной постройки, тем более, что графические варианты реконструкции по кургану 19 уже предложены. И, естественно, реконструкция даже одного из таких мавзолеев, несомненно, только повысит привлекательность для туристов всего археологического музея-заповедника.

Вообще реконструкция какого-либо археологического объекта является неотъемлемой частью музеев-заповедников. Этот принцип соблюден в Танаисе и Аркаиме и даже в Этнографическом музее народов Забайкалья, где на огромной территории воссозданы бурятские улусы, деревни русского старожильческого населения, казачий дворик, есть археологический комплекс из дву> объектов. Это так называемые «плиточные могилы», появившиеся в эпоху бронзы во второй половине II тыс. до н. э. и просуществовавшие до середины I тыс. до н. э., и реконструкции дву? жилищ хунну рубежа новой эры.

По результатам микромагнитной съемки кургана 1 был сделан вывод, что насыпь памятник сложена из довольно однородного почвенно-грунтового материала и о существовании каких-либс сложных внутренних конструкций из материкового суглинистого материала говорить нет оснований, а в кургане имелось одно основное погребение, которое было разрушено грабителями.

Однако в настоящее время в наиболее глубокой части древней грабительской воронки в на сыпи кургана есть довольно свежий грабительский шурф глубиной до 4 метров. При его осмотр! летом 2008 года на его стенках была отмечена необычная структура насыпи, когда слои светло коричневого суглинка перестилались темно-коричневыми тонкими прослойками. Все это очен напоминает сырцовую кладку, аналогичную той, которая была обнаружена в мавзолеях «Кырык Обы II». То есть мы можем предполагать, что и в данном случае, под земляной насыпью кур гана, может скрываться мавзолей, сложенный из сырцовых кирпичей, а также с использовали ем дерева, как в курганах «Кырык-Обы II». Данное предположение может быть подтвержден«

или опровергнуто только после проведения комплекса работ по дистанционному, неразрушительному исследованию насыпей всех трех курганов.

При создании археологического музея-заповедника будет неплохо включить в его состав поселенческий памятник на территории между царскими курганами. Разумеется, этот поселенческий памятник не буде т синхронен курганам, поскольку в раннем железном веке на данной территории не было оседлого населения. Наиболее вероятно найти поселение-бронзового века — как показывает опыт разведок, в степной зоне на 5 км течения реки приходится как минимум одно поселение срубной культуры эпохи поздней бронзы. В экспозиционном плане такие поселения нельзя назвать особенно выигрышными — от эпохи бронзы на поверхности обычно в лучшем случае остаются только западины от жилищ, но данный участок необходим как место отдыха экскурсантов. Здесь также может быть организован экспозиционный павильон и представлены на всеобщее обозрение законсервированные разрезы культурного слоя.

Таким образом, центральным пунктом всего музея должен стать курганный комплекс «Кырык-Оба 1». Заповедная зона с полным запретом хозяйственной деятельности и какого-либо изменения ландшафта. Охранная зона — по 500 метров от курганов и все межкурганное пространство в соответствии с требованиями и особенностями режима использования охранной зоны, т. е. теми функциями, которые выполняет охранная зона в целях сохранения памятника археологии, а именно:

- обеспечение сохранности памятника археологии и ближайшей к нему среды;

- доступность для научных и охранных археологических мероприятий на памятнике по плану государственного органа охраны памятников с возникновением такой необходимости (в том числе, для строительства экспозиционного павильона, для строительства реконструированных объектов, для размещения экспедиционного лагеря и т. д.);

- обеспечение благоприятного и целостного зрительного восприятия археологического памятника (курганных групп) и возможных в дальнейшем реконструкций погребальных камер и сооружений;

- доступность для туристских целей, образовательно-воспитательных задач, консервации и музеефикации;

- восстановление первоначального внешнего вида памятника (рвов, насыпей и т. п.) и растительности, которые являются элементами исторически сложившейся природной среды памятника археологии;

- устройство указателей, дорожек, смотровых площадок, относящихся к памятнику и не нарушающих историко-природный ландшафт.

Необходимость 500-метровой охранной зоны вокруг ядра музея-заповедника обусловлена также особенностями сооружения и функционирования памятников археологии.

Такой тип памятников археологии, как курганные группы, помимо собственно насыпей (где сосредоточен основной массив исторической информации), выделяющихся своими размерами, могут иметь отдельные архитектурные сооружения — рвы и «батоны» и культовые места, функционально связанные с данным памятником, но не выраженные в рельефе. Обнаружение последних возможно только в результате полного археологического исследования памятника раскопками или неразру-шаюгцими дистанционными методами естественных наук. Таким образом, граница охранной зоны участка 1 археологического музея-заповедника «Кырык-Оба» устанавливается в 500 м по периметру памятника. Отсчет производится от крайних точек рвов, окружающих насыпи и «батоны».

Поселенческий памятник (пока необходимо найти в окрестностях курганов). Рекреационная зона для организации отдыха и пунктов питания (палаточный городок, кемпинги). В перспективе возможно создание научного городка по примеру Аркаима, где сейчас круглогодично проживают до 20 сотрудников музея.

Примером в организации археологического музея-заповедника может служить уже неоднократно упоминаемый Аркаим, где кроме основного объекта — укрепленного поселения синта-шгинской культуры эпохи бронзы - созданы «Музей человека и природы», «Музей древних производств», исторический парк, в котором представлены разные типы погребальных конструкций бронзового века и раннего средневековья, реконструированы погребальный склеп кургана вождя раннего железного века и жилище каменного века.

В организационно-правовом отношении археологический музей-заповедник удобнее объединить в единый комплекс с городищем Жайык и мавзолеями кыпчакской знати Золотой Орды, которые находятся в 8 км южнее г. Уральска и где также предполагается провести комплекс мер по музеефикации.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты