Спросить
Войти

Памятники буддийской архитектуры государства Бохай Восточной Азии (698-926 гг. ) на территории российского Приморья. Вопросы реконструкции

Автор: указан в статье

Задвернюк Л.В.

Кандидат архитектуры, кафедра архитектуры и урбанистики,

Тихоокеанский государственный университет

ПАМЯТНИКИ БУДДИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ГОСУДАРСТВА БОХАЙ

ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (698-926 ГГ.) НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ПРИМОРЬЯ. ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ*

Аннотация

Статья посвящена изучению средневековых буддийских храмов и храмовых комплексов принадлежащих культуре государства Бохай Восточной Азии. Остатки данных сооружений были найдены на территории Приморского края России и представляют научный интерес для изучения истории архитектуры, градостроительства, истории развития культуры и религии государств Восточной Азии. Сохранившиеся на территории Приморья буддийские сооружения значительно руинированы. Сохранились лишь остатки фундаментных камней и платформ, остатки декора крыш.

В настоящее время существует тенденция всестороннего подхода к рассмотрению проблемы наследования традиций отдельных регионов и способов сохранения культурно-исторического наследия. Исследование остатков древних храмов Приморского края России дает возможность изучения исторических цивилизаций данного региона, позволяет рассмотреть вопросы формирования культурных и архитектурных традиций государств. Эти исследования могут быть использованы при разработке теоретических проблем истории средневекового градостроительства Дальнего Востока. Необходимо отметить и тот факт, что подобные сооружения и комплексы могут использоваться и как исторические ландшафтные, архитектурные и градостроительные памятники эпохи средневековья в качестве музеев и туристических комплексов. Для этого необходимо провести их реконструкцию, которая возможна на основании подробного анализа не только руинированных остатков буддийских храмов юга Приморья, но и традиций храмостроения региона Восточной Азии в целом.

Приморский край России является территорией, которая на протяжении многих веков остается зоной пограничных культурных контактов и взаимовлияний между государствами Кореи, Китая, Японии. На территории нынешнего Приморья в разные исторические отрезки времени существовали государства, развитие культуры которых происходило в контексте основных традиций и тенденций всего региона в целом. Знаковыми и легкоидентифицируемыми в архитектуре и градостроительстве элементами духовной и материальной культуры Восточной Азии, являются буддизм и способы буддийского храмостроения, традиции градоустройства, архитектурно-конструктивные элементы, присущие только культурам данного региона.

С середины XIX в. северные приморские территории стали осваиваться русскими переселенцами, и с этого времени Приморье развивалось в рамках русской культуры. На сегодняшний день Приморский край России является неотъемлемой частью общероссийской культуры градостроительства, архитектуры, и других видов материального воплощения культурных традиций русского народа. Процессы

интеркультурационных взаимовлияний русских и восточноазиатских традиций в архитектуре и градостроительстве в рассматриваемом регионе в современный период малозначительны и выражены в большей степени в использовании мелкой фасадной пластике (элементы традиционного восточноазиатского декора зданий, использование в фасадной пластике деталей - символов восточноазиатских философий и религий).

Однако Приморский край России до сих пор хранит остатки древних государств, существовавших в средневековый период. На его территории обнаружены города и поселения, свидетельствующих о высокой культуре, и устоявшихся градостроительных и архитектурных традициях. В южной части Приморья находятся руины городищ с остатками зданий, некоторые из которых можно достаточно четко идентифицировать. В большинстве своем это культовые постройки, относящиеся к буддийскому храмовому зодчеству. Не удивительно, что именно культовые постройки сохранились лучше других. Ведь, как известно именно этот тип архитектурных сооружений во всех культурах строился более прочным и следовательно является более долговечным.

Первым государственным образованием, часть территории которого занимала и юг Приморского края России являлось государство Бохай (698 - 926 гг. н. э.). Это поморское государство располагалось на юге Дальнего Востока, занимая прибрежные районы современного Японского моря, в основном на территории современного Китая, частично захватив северные районы КНДР.

На сегодняшний день в Приморье открыто несколько буддийских построек бохайского времени. Это храмовый комплекс в городище Краскино (Краскинский), храм у поселка Корсаково (Корсаковский), храм около сопки Абрикосовая (Абрикосовский), храм близ села Борисовка (Борисовский), храм на вершине сопки Копыто (Копытинский)

Рис. 1. Планы храмов.

1) Краскинский храмовый комплекс;
2) Краскинский храм;
3) Краскинская прихрамовая постройка;
4) Абрикосовский храм;
5) Корсаковский храм;
6) Копытинский храм.

В городище Краскино в северо-западной части были найдены остатки буддийского храмового комплекса. Комплекс был обнесен стеной с входом на южной стороне. Стена имела парадные ворота и по верху была выложена черепицей. Сам храм располагался на платформе высотой 1 м площадью 120 м2 (12*10 м), сам храм имел размеры 9,5*8 м. Крыша была четырехскатной, покрыта черепицей и имела «летящий» карниз с выносом 1 м. Несущими конструкциями являлись колонны, расположенные внутри с шагом 1 м.

[1, 176] (рис. 1).

Перед храмом был обнаружен фундамент примерно 4,4*4,4 м и остатки стен 2,8*2,6 м. Возможно здесь располагалась пагода. Это сооружение также было покрыто черепицей.

Другие найденные в Приморье бохайские буддийские храмы располагались не в черте поселений, а на свободных участках недалеко от поселений. Копытинский храмовый комплекс располагался на огороженной территории и включал четыре сооружения: три храмовых павильона и небольшое жилище. Один из павильонов представлял собой квадратное сооружение площадью 30 м2 (6*5 м). Он стоял на каменном основании на платформе 9*9 м. Внутренними несущими конструкциями были колонны, которые располагались с шагом и пролетом по 1,5 - 2 м. По периметру храма остались фрагменты черепицы, что говорит о том, что этим материалом была покрыта крыша. За этим павильоном в северо-западной и северо-восточной частях территории располагалось еще два павильона, от которых осталась платформы 13*10 м и остатки каменных оснований 5x6 м. В западной части были найдены остатки жилища 2*2 м. Копытинский храмовый комплекс самый крупный из найденных на территории Приморья бохайских буддийских комплексов. Он был расположен вдалеке от больших населенных пунктов. Это обстоятельство, а также расположение и размеры павильонов указывают на вероятность того, что это был небольшой монастырь. Абрикосовский храм представляет собой квадратное сооружение площадью 49 м2 (7*7 м). Площадь платформы под этот храм составляла 95 м2 (10*9,5 м). Здесь также присутствовала сетка колонн. Крыша была четырехскатной и покрыта черепицей. Территория храма была огорожена стеной [2, 125]. Корсаковский храм также располагался на платформе, имел в плане размеры 5x6 м. Конструктивная система - каркасная (внутри обнаружены остатки баз под колонны). Этот храм также имел четырехскатную крышу с большим выносом. Рядом с этими постройками были найдены также элементы декоративного убранства: «Чивэи» карнизов, узорчатые черепичные диски. Все бохайские культовые постройки возводились на высоких платформах, о чем свидетельствуют остатки насыпей, на которых и располагаются сейчас сохранившиеся фундаменты и базы опорных колонн этих сооружений.

Можно сделать вывод, что бохайские буддийские храмы представляли собой каркасные конструкции на каменных основаниях, помещенные на высокие платформы. Крыша храмов носила черты китайской архитектуры: была четырехскатной с большим выносом.

Рис. 2. Павильон Дадянь монастыря Фогуансы, 857 г., Китай

Рис. 3. Павильон храма Поджонса XII в. Корея

Рис. 4. Павильон монаствря Хорюдзи, XII в., Япония

Если сравнить планы буддийских храмов с храмами Китая, Кореи, Японии (рис.2,

3, 4), можно отметить большое сходство не только в способе возведения, но и в архитектурном решении, которое можно проследить, к сожалению, только теоретически. При этом для них характерны и большие выносы крыши - «летящие» карнизы, и использование декоративных элементов коньков крыши, и узора концевых черепичных дисков, которые имели аналоги в архитектуре Китая, Кореи и Японии [3, 41]. По остаткам строительных конструкций можно определить, что бохайские храмы строились с использованием распространенной в регионе Восточной Азии конструктивной системы: стоечно-балочной.

Сравнительный анализ бохайских храмов Приморья и храмов Китая, Кореи и Японии показывает, что наряду со множеством схожих черт, существует и ряд существенных отличий. Наибольшее сходство в применяемых конструкциях бохайских храмов можно отметить с корейской архитектурой того же периода. Также как и в корейских храмах бохайцы использовали большие камни, для фундаментной основы под колонны. Кроме того для архитектуры небольших храмов Кореи характерны легкие каркасные стены, облегченные конструкции перекрытий. Отличие в конструкциях от китайских, корейских и японских храмов состоит в том, что бохайцы не освобождали внутреннее пространство своих культовых построек от колонн. Кроме того, можно отметить, что в пролетах конструкций бохайские постройки также отличались от региональных аналогов. Шаг колонн в бохайских храмах Приморья составлял в среднем 1

- 1,5 м, тогда как в храмах Китая, Кореи, Японии 5 м и более.

Стены бохайских храмов возводились каркасные глиноплетневые. Деревянный каркас заполнялся кольями и хворостом, обмазанным глиной или землей. Каркасная система требует использования определенного шага и пролета конструкций. Величина шага и пролета опор-столбов была модулем, от которого зависели размеры сооружений. Кроме того, существовал еще один модуль - шаг каркасных стоек в конструкции стен. Так например в Китае длина фасадов определялась в «Цзянях» - расстояние между опорными стойками. 1 «Цзянь» был равен 3,2 м. В Корее измеряли дома тем же способом, но в «Канах», 1 «Кан» был равен 2,5 м. В бохайских постройках величина пролетов каркасных столбов по данным археологов составляла 1 - 1,5 м, угловые столбы были толще.

Следует также обратить внимание и на то, что конфигурация планов бохайских храмов представляет собой квадрат, тогда как планы аналогичных храмов региона Восточной Азии представляют собой прямоугольники. Внутреннее пространство приморских бохайских храмов не членилось на отдельные комнаты, не выделялся постамент для статуи Будды.

Однако эти отличия в большей степени характерны именно для буддийских бохайских храмов, остатки которых были обнаружены на территории Приморского края. Храмы бохайской столицы Лунцюаньфу более соответствуют аналогам китайской и корейской архитектуры [4, 50] (рис. 5).

В столичных храмах выделялись внутренние помещения, устраивались крытые галереи по периметру павильона, постамент для статуи Будды. Шаг колонн составлял 5м. размеры храмовых павильонов в плане были больше 20*25 м, 25*30 м.

Территория нынешнего Приморья входила в состав Бохайского государства как периферийная часть, тогда как столицы располагались в центральной. Этим можно объяснить те отличия, которые наблюдаются в конструкциях храмов. Территория государства Бохай принадлежала племенам мохэ, которые впоследствии стали основным населением Бохая. Раннесредневековые мохэские поселения появились в IV в. н. э. С образованием государства культура ранних мохэ заметно обогатилась инновациями. Появились новые технологии производства, буддийская архитектура, города с развитой системой укреплений. Развитие архитектуры Бохая обуславливалось проникновением в его культуру архитектурных стилей и традиций сопредельных государств, а также так и технологий строительства, и конструктивных приемов. Более развитые центральные части легко переняли новшества, тогда как на периферии происходила их адаптация в среде местного населения, менее развитого технологически, чем население центральных районов.

Такое отличие периферийных бохайских храмов наиболее ценно, т. к. является уникальной их особенностью. Это, по сути, самые северные средневековые буддийские храмы Восточной Азии. На их примере возможно проследить не только процесс распространения буддийской религии в регионе, но и процесс распространения архитектурного стиля и технологий возведения архитектурных сооружений. Восстановление этих храмов возможно с выделением как общих типологических черт

& (в® 9 Щ О 9

Э И о о с..4 о а

Рис. 5. Буддийский храм внутреннего города Лунцюаньфу

региональных аналогов, так и уникальных местных, присущих только храмам Приморского края.

Следует отметить, что реконструкция бохайских архитектурных сооружений не является в прямом смысле воссозданием их архитектурного облика, т. к. сохранилось чрезвычайно мало деталей и элементов конструкций, а любое здание имеет индивидуальные черты. Существовал принятые населением типы или модели для каждого типа сооружения. На основе выявленных наиболее характерных приемов и методов строительства можно создать архитектурные модели.

Небольшого храм средних городов и отдельно стоящих храмовых комплексов можно реконструировать по типу храма Краскинского городища и других периферийных бохайских буддийских храмов, рассмотренных выше. Их размеры и организация прихрамовой территории имеют множество общих черт. Выделяя наиболее характерные из них, можно представить следующую модель этого типа культовых построек (рис. 6).

Рис. 6. Модель бохайского буддийского храма

Территория храма огораживалась, в южной стене устраивались ворота. Храмовый павильон располагался по оси ворот, стоял на платформе высотой 1 м. В плане такой павильон имел размеры 10*7 м. Перед храмом устанавливались пагоды. В западной или восточной частях могли находиться небольшие жилища. В отдельно стоящих комплексах кроме центрального павильона возводились дополнительные храмовые павильоны слева и справа либо перед центральным, либо за ним. Их размеры в среднем составляли 5*6 м. Крыши китайского типа «У-Дянь» опирались на сетку колонн 1,5* 1,5 м, или 2*2 м (рис.

7).

Рис. 7. Реконструкция Краскинского храмого комплекса

* Статья подготовлена при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках исполнения гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-2684.2009.6

Литература

1. Н.Г. Артемьева - Культовые сооружения бохайского времени на территории приморья // Российская археология. - 1998. - № 3. - С. 175 - 190.
2. И.В. Колзунов - Реконструкция кровли Абрикосовского храма // Археология северной Пасифики. - Владивосток. : «Дальнаука», 1996. С. 119 - 127.
3. Вэй Цуньчэн - Бохай-дэ цзяньчжоу (Архитектура Бохая) // Хэйлунцзян вэнью цункань.

- 1984. - № 4. - С. 36 - 43. на кит. яз.

4. Tung-ching-ch’eng. Report on the Excavation of the Site of the Capital of P’o-hai // Archaeologia Orientalis. - Tokio. : Ser. A. V. 1939. - 99 p.
5. Всеобщая история архитектуры, Т. 10. - М. : «Стройиздат», 1971. - 643 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты