Спросить
Войти

«Историческое право» и борьба балканских государств за территорию в последней четверти XIX начале XX века

Автор: указан в статье

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2014. № 1(15)

= ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ = ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

«ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРАВО»

И БОРЬБА БАЛКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ ЗА ТЕРРИТОРИЮ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© А. Н. Сквозников

В статье рассматривается острая политическая борьба межлу балканскими тосуларствами (Грецией, Болгарией, Сербией и Румынией) за преоблалание в макелонских землях в конце XIX — начале XX века. Автор выявил метолы, приемы и срелства веления Сквозников культурной, религиозной и национальной пропаганАлеКсандр НИКОлаеВИч лы, осуществляемой правящими кругами балканских

госуларств в Макелонии в отношении местного сла-кандидат ист°рических наук вянского населения, а также использование «истори-доиент кафедры теории ческого права» на территорию в качестве аргумента

и истории государства в политической полемике межлу балканскими госуи права ларствами.

Самарская

г Ключевые слова: Балканы, межлунаролные отногуманитарная академия

& г шения, макелонский вопрос, этно-территориальные

конфликты, ««историческое право», историческое на-слелие.

На протяжении длительного времени (с последней трети XVIII в. и до окончания Первой мировой войны) Восточный вопрос являлся узловой проблемой международных отношений. Он был порожден упадком Османской империи, активизацией национально-освободительных движений на ее территориях и обострением соперничества великих держав за «наследство султана». Дезинтеграционные процессы разворачивались как в европейских, так и азиатских провинциях Турции.

В последней четверти XIX века национальный вопрос в Османской империи приобрел острое звучание. Процесс создания национальных государств на Балканах в XIX веке неизбежно ставил на повестку дня вопрос об объединении всех представителей одной национальности, проживающих на еще не освобожденных территориях Османской империи, в рамках соответствующих государственных образований. Многие народы Османской империи (славяне, албанцы, армяне, арабы), стремились выйти из многовекового турецкого подчинения и создать собственные национальные государства. Турция в результате поражения в войне с Россией в 1877—1878 гг. потеряла значительную часть своих владений на Балканах, где были образованы независимые государства — Сербия, Черногория, Румыния и Болгария. Эти территориальные изменения на Балканах были закреплены в Берлинском трактате 1878 года, заключенным между великими державами и Османской Портой по итогам Восточного кризиса 1875—1878 гг.

Однако после Берлинского конгресса ряд проблем так и остался неурегулированным. Македония и Фракия, территории, населенные преимущественно христианами, были возвращены под власть турецкого султана.

Таким образом, на Балканах возник еще один аспект Восточного вопроса — македонская проблема. Сущность македонского вопроса в рассматриваемый нами период заключалась в национально-освободительной борьбе христианского славянского населения Македонии против турецкого гнета, тесно переплетавшейся с территориальными притязаниями балканских государств (Болгарии, Греции, Сербии и Румынии) в отношении македонских земель и затрагивавшей интересы великих держав, стремившихся к усилению своего влияния на Балканах. Македония имела важное геополитическое положение: помимо плодородных земель, здесь, по долине реки Вардар, пролегала чрезвычайно важная транспортная артерия, не говоря уже о крупнейшем портовом городе Салоники. События последней четверти XIX показали, что, как только новое государство освобождалось от османского ига, оно направляло усилия на борьбу со своими балканскими соседями за контроль над территорией.

Главная проблема заключалась в том, какова будет судьба македонских территорий в случае возможного распада Османской империи: будут ли они разделены между соседними государствами или останутся в составе Турции на правах автономии. Это был не только вопрос о судьбе Балкан и Европейской Турции, это была проблема сохранения международного равновесия и стабильности.

Берлинский трактат 1878 г, согласно положениям которого, территория Македонии возвращалась под власть Турции, сохранил важнейшие узлы конфликтов на Балканах (поскольку объединение народов по национальному признаку не было завершено) и заложил основы будущего болгаро-сербо-греческого спора за обладание Македонией. Именно тогда на Балканах проявилось противоречие, ставшее характерным для всего последующего развития региона — противоречие между самоопределением и политико-территориальным обособлением наций и сложившимися административными и государственными границами1.

Решения Берлинского конгресса в полной мере не устраивали не одно из молодых балканских государств и в первую очередь Болгарию, которая сохра1 Учаева Н. А. Македонский вопрос в период Балканских войн 1912-1913 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2008. С. 17.

няла намерение присоединить Македонию, населенную преимущественно славянами, говорящими на болгарском языке. Сербия и Греция также имели территориальные притязания в Македонии. В свою очередь, для турок македонские земли были последним бастионом на Балканах, который они не желали терять. Албанцы, переместившиеся сюда вслед за османскими завоевателями, также считали территорию Македонии местом своего исконного проживания, где сформировалась их культура и национальное самосознание. Именно в Македонии в последней четверти XIX века возникло и активно развивалось албанское национальное движение за создание своего независимого государства на Балканах2.

Таким образом, Македония в последней четвери XIX века превратилась в арену жесточайшей идеологической, политической и даже вооруженной борьбы между балканскими народами — болгарами, греками, сербами, албанцами, румынами. Борьба между вооруженными добровольческими отрядами из Греции, Болгарии и Сербии с одной стороны, а также между ними и турецкими воинскими и жандармскими подразделениями, с другой, превратили Македонию в территорию, где война всех против всех стала повседневной реальностью3.

Для обоснования своих территориальных притязаний в Македонии Афины, София, Белград и Бухарест использовали различные аргументы: этнические, конфессиональные и так называемое «историческое право».

В самосознании греков Македония всегда отождествлялась с греческой национальной историей и государственностью4. Греческие политические и общественные деятели заявляли о том, что Македония, являясь колыбелью эллинской цивилизации, есть исконная территория проживания греческого народа.

Сербы, свою очередь, обосновывали свои территориальные претензии тем, что Македония во время правления Стефана Душана (1327—1358 гг.), входила в состав Сербского королевства5.

Болгарские правящие круги обосновывали свои притязания на македонские земли тем, что, во-первых, Македония на протяжении длительного времени (хотя и с перерывами) в X-XII веках входила в состав Болгарского государства, во-вторых, большинство македонских славян употребляло именно болгарский язык в устной и письменной речи. Действительно, культурная и этническая близость болгар и македонских славян являлись, на наш взгляд, весьма убедительными аргументами болгарской стороны, которые трудно было опровергнуть. Не следует также забывать, что по условиям Сан-Стефанского мирного договора 1878 г. между Россией и Турцией, македонские земли, как известно, должны были войти в состав независимого Болгарского государства. Казалось, что судьба Македонии была решена. Но по условиям Берлинского

2 История Османского государства, общества, цивилизации: в 2 т. / под ред. И. Ихсаноглу ; пер. В. Б. Феоновой под ред. М. С. Мейера. Т. 1. М. : Восточная литература, 2006. С. 89—90.
3 Вишняков Я. В. Благополучно убраться из «порохового погреба»: Российские «миротворцы» на Балканах в начале XX века // Родина. 2008. № 6. С. 68.
4 Улунян А. А. Политическая история Греции XX века. М., 2004. С. 11.
5 См. об этом: АВПРИ. Ф. 192. Миссия в Софии. Оп. 527/1. 1905. Д. 10. Л. 183, 291.

трактата 1878 г, разрезавшего Болгарию на две части, Македония вновь возвращалась под власть Турции. Для болгарского народа условия Берлинского договора стали настоящей исторической драмой, а «Сан-Стефанская Болгария», которая объединяла бы в своих границах большинство болгар, проживающих на Балканском полуострове, стала для них национально-государственным символом на долгие годы6.

Следует отметить, что вплоть до последней четверти XIX века наиболее сильные позиции в Македонии занимала греческая сторона. Это было связано с тем, что все христианское население Македонии подчинялось Константинопольской патриархии, которая активно проводила политику эллинизации подвластных ей христиан, открывая греческие школы и церкви в тех областях Османской империи, где преобладало православное славянское население.

После образования независимого Греческого королевства в 1830 г. основой национально-государственной идеологии и внешнеполитической доктрины нового государства стала так называемая «Великая идея», суть которой состояла в объединении всех греков в рамках одного государства и воссоздание «Великой Греции» в границах бывшей Византийской империи. Поскольку Греция объединила в своих границах лишь четверть всех греков и небольшую часть земель, которые греки считали исторически своими, греческое руководство выдвинуло свои претензии на некоторые османские провинции, входившие в состав Византийской империи до турецкого завоевания, а именно: Эпир, Фессалию, Македонию, Фракию, Константинополь, часть Анатолии, а также Кипр, Крит и Ионические острова7. Славянское население, проживавшее на данных территориях, в том числе в Македонии, предполагалось насильно огречить8.

В Афинах ясно понимали, что Османская империя клониться к закату и очень скоро на повестку дня встанет вопрос о разделе турецких владений. Тогда эллинизированная Македония станет естественной частью Великой Греции, которая имеет «историческое право» на эту область еще со времен Александра Македонского9.

В 1870 году был издан фирман (указ) турецкого султана об учреждении самостоятельной болгарской церкви — Болгарского экзархата. Вслед за этим начался переход значительной части православного населения Македонии под юрисдикцию болгарской церкви, что привело к заметному ослаблению греческого влияния в македонских землях. Таким образом, создание в Османской империи болгарской православной церкви, независимой от Константинопольской патриархии, нанесло сильнейший удар по позициям Греции в Македо6 Сквозников А. Н. Македония в конце XIX — начале XX века — яблоко раздора на Балканах: монография. Самара, 2010. С. 39.

7 Петрунина О. Е. Национальная идея в формировании греческого государства в конце XVIII — начале XX в. : автореф. дис. ... докт. ист. наук. М., 2012. URL: http:// www.dissercat.com/content/natsionalnaya-ideya-v-formirovanii-grecheskogo-gosudarstva-v-kontse-xviii-nachale-xx-v#ixzz3CiD3lWti (дата обращения: 08.09.2014).
8 Тошев Д. Гръцката въоръжена пропаганда в Македония (1903-1912 гг.) // Военноисторически сборник. София, 1998. № 5. С. 26.
9 Задохин А. Г., Низовский А. Ю. Пороховой погреб Европы. М., 2000. С. 40.

нии. Приняв закон о болгарском экзархате, турки — впервые со времен Византийской империи — подвергли сомнению главенствующую роль эллинизма на Балканах.

Экзархат способствовал открытию в Македонии болгарских школ с целью формирования болгарского национального сознания у славянского населения Македонии. В связи с этим десятки тысяч македонских славян — патри-архистов (причем не обязательно этнических болгар) с радостью приняли «схизму» и стали называться болгарами только ради того, чтобы слушать богослужение и получать образование на родственном и понятном им болгарском языке. Православных христиан, перешедших под юрисдикцию болгарской церкви, стали называть «болгароманами», в отличие от патриархистов, именуемых «грекоманами».10

Константинопольская патриархия крайне болезненно отреагировала на появление Болгарской экзархии: болгары были объявлены схизматиками и отлучены от Вселенской церкви.

В свою очередь греческое правительство после создания болгарской экзархии, активизировало деятельность в Македонии и Фракии, где началась настоящая «битва за умы и сердца» местного христианского населения.

В 1894 г. в Афинах была создана греческая националистическая организация Е^шке Не1аша («Этники Этерия») или «Национальное общество». Главной целью данной организации было провозглашено освобождение всех греков от турецкого гнета, но ее первоочередная задача состояла в том, чтобы противостоять болгарскому влиянию в Македонии. С этой целью Национальное общество Греции стало щедро финансировать греческие школы в Македонии. В результате, к началу XX века в Македонии действовало, согласно греческим данным, свыше 1 400 школ, где обучались 80 000 учеников11.

Сербия активно включилась в борьбу за установление своего влияния в Македонии в конце 60-х годов XIX века. В 1868 г. в Сербии был создан специальный «Комитет школ и учителей в Старой Сербии и Македонии», деятельность которого была сосредоточена в северо-западных районах Македонии, прежде всего в Косовском вилайете. Рост внимания Белграда к Македонии объяснялся новыми геополитическими условиями, в которых оказалась Сербия после Берлинского конгресса 1878 г., когда оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией привела к смещению векторов внешней политики Сербии, не отказавшейся от стремления к гегемонии на Балканах12.

В 1887 г. при Министерстве просвещения Сербии было создано «Отделение школ и церквей вне Сербии», называемое также «Политико-просветительским отделением» при МИД, ставшее вскоре руководящим органом всей сербской национальной пропаганды в Македонии. Главными ее проводниками

10 Теплое В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. СПб., 1889. С. 80.
11 Stavrianos L. S. The Balkans 1815-1914. N. Y., 1963. P. 100.
12 Лабаури Д. О. Идеология македонизма в 1886-1903 годах // Славяноведение. 2005. № 6.

стали сербские консульства, открытые в 1886 г. в Скопье (Ускюбе) и в Солу-ни, а в 1889 г. в Битоли и Приштине13.

О том, насколько сильны были сербские притязания на македонские земли, говорит следующий факт. В апреле 1901 г. король Сербии Александр Обренович в частной беседе с российским публицистом А. В. Амфитеатровым заявил, что Македония наряду со Старой Сербией (Косово и Метохия) является исконной землей сербского народа, которую Сербия никому не уступит14. При этом сербский генеральный консул в Салониках Ненадович в доверительной беседе с российским генконсулом А. А. Гирсом в декабре 1902 г. признавал, что «хотя в Солуни и ряде других пунктов Солунского вилайета открыты сербские гимназии и школы, настоящих сербов там не имеется»15.

Центральное правительство и местные турецкие власти Македонии для ослабления позиций болгар, в которых они видели основных своих противников, действуя по принципу «разделяй и властвуй», стали в противовес им поддерживать в Македонии влияние сербского патриарха и деятельность сербских школ. В результате северо-восток Македонии стал главным полем столкновения болгарской и сербской националистической пропаганды.

Таким образом, турецкие власти, умело используя в своих интересах борьбу балканских государств, добивались одновременно самоистребления христиан в Македонии.

Главным проводником идеологического и политического влияния балканских государств в Македонии, как мы видим, была церковь и подчиненные ей школы. В каждом македонском селе, насчитывавшем не менее 30 семей, та или иная христианская община имела право открыть свою школу. По отзывам русских консулов, школа в Македонии стала своеобразным «национальным знаменем»: посылая своих детей в то или иное училище, родители тем самым выражали свое политическое тяготение к той или иной национальности. Жители Македонии окрещивали себя своеобразными этнографическими названиями «грекоманов», «болгароманов», «сербоманов», в зависимости от принадлежности к той или иной националистической идее16. По словам российского консула в Солуни А. Петряева, большая часть населения Македонии представляла собой «благодатную почву для национальной агитации, поскольку не имело ярко выраженного национального самосознания».

Американский корреспондент «Daily Express» Фредерик Моор, посетивший Македонию в 1903 г., отмечал необычный феномен, присутствующий во многих частях Македонии: «три брата из одной семьи придерживаются раз-

13 Косик В. И. Македония — споры, соглашения, войны. // На путях Югославии: за и против. Очерки истории национальных идеологий южнославянских народов. Конец XVII — начало XX вв. М., 1997. С. 323.
14 Амфитеатров А. В. В моих скитаниях. Балканские впечатления. СПб., 1903 // Русские о Сербии и сербах. Т. 1: Письма, статьи, мемуары / сост. А. Л. Шемякина. СПб., 2006. С. 456.
15 Ямбаев М. Л. Македония в 1878-1912 гг. // В «пороховом погребе Европы». 1878-1914. М., 2003. С. 301.
16 Исаева О. Н. Исторические перипетии формирования македонской нации // Новая и новейшая история. Вып. 20. Саратов, 2002. С. 166.

ных национальных предпочтений, принадлежат к трем разным национальным партиям»17. Подобную же ситуацию описывал и известный российский публицист А. В. Амфитеатров, побывавший в Македонии в начале XX века. По словам А. В. Амфитеатрова, «македонцы не имеют национального сознания, для македонца не важно считать себя болгарином или сербом. В Македонии можно найти семейства, в которых один брат скажет: «я болгарин», а другой будет уверять, что он серб»18. Следует заметить, что сам Амфитеатров склонен был считать македонцев «самостоятельной ветвью славянства промежуточною между болгарством и сербством»19.

Интересное наблюдение в связи с этим сделал во время поездки в Македонию в 1897—1899 гг. известный русский историк и политический деятель П. Н. Милюков: «’’Патриархисты” — сербоманы высмеивали “экзархистов” насмешливой фразой: “Ке дадешь пари, биту булгарином”, то есть “дашь денег, стану болгарином”»20.

Обосновывая свои претензии на македонские земли, Сербия, Греция и Болгария ссылались также на этнический состав населения Македонии, который трактовался ими в соответствии с собственными интересами. Так, по болгарским данным, опубликованным в 1900 г., в Македонии всего проживало 2 258 224 человека. В том числе: 1 181 336 болгар, 228 702 греков, 700 сербов, 80 767 влахов, 128 711 албанцев, 499 204 турок, 67 840 евреев21. Официальной сербской статистикой в Македонии насчитывалось 2 048 320 сербов, 57 600 болгар, 201 140 греков, 165 620 албанцев, 231 400 турок, 69 665 влахов, 64 645 евреев22. В свою очередь, греческая сторона исходила из того, что в Македонии (без Косовского вилайета) проживало 1 724 818 человек: из них 652 795 греков, 332 162 болгарина, 634 017 турок, 25 101 валах, 53 147

евреев23.

Таким образом, искаженные статистические данные о национальном составе населения Македонии, где каждая из сторон старалась преувеличить численность своего этноса, использовались балканскими государствами в качестве идеологического обеспечения их территориальных претензий на македонские земли. При этом у нас не вызывает сомнений тот факт, что болгарское население в Македонии превалировало. Об этом же свидетельствуют более достоверные данные российских консулов в македонских землях24.

17 The Macedonian question: Culture, Historiography, Politics / Edited by Victor Roudometof. New York, 2000. P. 103.
18 Амфитеатрое А. В. Страна раздора: Балканские впечатления. СПб., 1907. С. 13.
19 Там же. С. 238.
20 Милюкое П. Н. Воспоминания (1859-1917) : в 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 193.
21 История южных и западных славян в 2-х т. М., 1998. Т. 1. С. 522.
22 Там же.
23 Там же.
24 См., например: Росткоеский А. А. Распределение жителей Битольского вилайета по народностям и вероисповеданиям в 1899 г. // Живая старина. 1899. № 1. С. 62—112; Росткоеский А. А. Распределение жителей Солунского вилайета по народностям и вероисповеданиям в 1899 г. // Живая старина. 1904. № 4. С. 393—425, 565—583.

Позднее других балканских государств в борьбу за македонские земли вступила Румыния, действовавшая через влахов, говоривших на одном из диалектов румынского языка, имеющих румынские корни и проживавших в основном на юге Македонии.

В начале XX века влахи упорно добивались от османских властей признания за ними прав отдельной народности и независимости от Греческой патриархии.

Греки, с огромным беспокойством взиравшие на пробуждение национального самосознания влахов в Македонии и не без основания опасавшиеся потерять свое вековое влияние на них, всячески старались отслеживать и сдерживать это движение. Греческое духовенство в начале XX в. заявляло, что все влахи, добивающиеся богослужения на своем родном языке, будут отлучаться от церкви25. Несмотря на это, румынское правительство намеренно поощряло употребление румынского языка при богослужении в церквях, находящихся в центрах проживания влашского населения в Македонии, полагая, что со временем Патриархия вынуждена будет признать независимость румынской церкви как в самой Македонии, так и в остальных частях Европейской Турции.

В начале мая 1905 г. правительство Румынии обратилось к Порте с нотой, в которой содержалось требование об официальном признании румынской народности в Османской империи. В ноте указывался срок ответа — до 10 мая 1905 г. и добавлялось, что в случае отказа, Румыния разорвет дипломатические отношения с Османской империей26. Порта, имея свои собственные политические расчеты в отношении македонских румын, приняла это ультимативное требование.

10 мая 1905 г. султан Абдул-Хамид II подписал ирадэ (указ), в котором официально признавалось наличие влашской (румынской) национальности в Турции и в частности в Македонии27. Влахам были предоставлены те же права, которыми пользовались в Османской империи прочие немусульманские народности: право вести богослужения на родном языке и иметь своих делегатов в административных советах вилайетов28. Влашские общины в Турции, в том числе в Македонии, получили также право открывать свои национальные школы, но при условии, что влахи останутся в подчинении Греческой патриархии29.

Официальное признание турецкими властями влашской народности позволило Бухаресту открыть в Македонии свои консульства, что, в свою очередь, дало румынскому правительству легальные основания для поддержки своих единоплеменников — влахов. Расходы румынского правительства на содержание в Македонии румынских школ росли и достигли к 1912 г. 1 млн.

25 Дeneшa И. А. Зиновьева — В. Н. Ламздорфу. 5 мая 1907 г. // АВПРИ. Ф. 166. Миссия в Белграде. Оп. 508/1. 1907. Д. 114. Л. 56.
26 Новое время. 1905. 3 мая. С. 2.
27 Arslan Ali. Greek-Vlach conflict in Macedonia // Etudes Balkaniques. Sofia, 2003. № 2. P. 85.
28 Новое время. 1905. 13 мая. С. 2.
29 Там же. 14 мая. С. 2.

франков в год. В Македонии в начале XX века функционировало уже свыше 30 румынских школ30.

Порта сочувственно отнеслась к усилению деятельности румын в Македонии и косвенно оказывала им поддержку, так как последние, как и греки, были более лояльно настроены к турецким властям, нежели другие христианские народности Македонии.

После открытия румынских консульств в Македонии, румынская пропаганда там значительно активизировалась, а это дало повод для новых враждебных акций со стороны греков в отношении влахов. Греческие четы, пользуясь негласной поддержкой греческого правительства, стали совершать карательные акции против влашских сел в Македонии, изъявивших желание выйти из-под юрисдикции Греческого патриархата. В ответ на это в румынских городах прошли массовые антигреческие митинги. Греки, проживающие в Румынии, стали подвергаться гонениям31. В свою очередь, греческие общины Македонии (в Монастыре, Крушеве, Преспе) стали решительно требовать у патриархата отмены льгот, предоставленных влахам (право открывать свои национальные церкви, школы и проч.)32.

Греко-румынский конфликт из-за Македонии достиг своего апогея в сентябре 1905 г. 8 сентября Румынию неожиданно покинул греческий посланник Томбазис. В ответ румынское правительство отозвало из Афин и своего дипломатического представителя. Фактически это был разрыв дипломатических отношений, хотя официально обе стороны не объявили об этом. 13 сентября Бухарест принял решение о закрытии всех существующих в Румынии греческих школ и церквей, а 22 сентября румынское правительство заявило о расторжении греко — румынского торгового договора 1900 г., что впоследствии нанесло существенный урон греческой экономике33.

Следует отметить, что румынское движение в Македонии в начале XX века встретило сочувствие и поддержку у македонских болгар. В этот период наблюдается сближение влахов и болгар на фоне общего соперничества с греками в Македонии. Болгарский экзархат в 1904 г. разрешил даже влашским священникам проводить службы на их родном языке в церквях, принадлежащих болгарам34. В свою очередь, руководители болгарских революционных комитетов в Македонии, ослабленных после разгрома Илинденского восстания 1903 г., в лице македонских влахов нашли себе надежных союзников для совместной борьбы с греками. Следствием этого союза стало появление в Македонии смешанных болгаро-влашских чет, сражавшихся с греческими отрядами35.

30 Stavrianos L. S. The Balkans... P. 101.
31 Пъpвaнoв А. Македонският въпрос от освобождението 1878 до Балканската война 1912 г. // Изследвания по македонския въпрос. София, 1993. Книга I. С. 409.
32 Новое время. 1905. 21 мая. С. 2.
33 Новое время. 1905. 22 сентября. С. 2.
34 Управляющий российским Генеральным консульством в Салониках Дьяченко —

российскому поверенному в делах в Константинополе А. Н. Свечину. 18 мая 1904 г. // АВПРИ. Ф. 319. Гражданское агентство в Македонии. Оп. 631. Д. 14. Л. 27 об.

35 Руски документи за Македонща и македонского прашанье (1859—1918). Скопье: Державен архив на Республика Македонща. 2004. С. 372—373.

Греческая сторона, наблюдая за успехами болгарской и румынской пропаганды в македонских землях, способствовавшей переманиванию славян и влахов в свой лагерь, стала прибегать к насилию, чтобы, запугав болгарское и влашское население Македонии, удержать их на своей стороне. Так, например, в начале марта 1906 г. греческие четники вырезали 60 человек беззащитного болгарского населения в селе Загоричани Костурской казы36, а в конце июня 1907 г. греческие четы сожгли весь сжатый хлеб на полях, арендованных болгарами в селе Карлыкей Сересской казы37. В одном только Битольском вилайете в 1905-1906 гг. действовало от 800 до 1000 греческих четников (андар-тов)38. По сведениям австро-венгерского гражданского агента в Македонии в 1906-1908 гг. андарты убили 531 и ранили 175 жителей Македонии (в основном болгар)39. Греческие четы придерживались той же тактики, что и болгарские — они старались избегать стычек с подразделениями турецкой армии и полиции, нападая в основном на болгарские села и заставляя болгар — экзархистов переходить в подчинение к греческому Патриархату40. По сведениям российского генерал-майора Ф. А. Шостака, участвовавшего с 1904 г. наряду с представителями других европейских держав в реорганизации турецкой жандармерии в Македонии, греческие четы, прибывавшие в Македонию из Греции, состояли в основном из жителей острова Крит, получавших за свое участие в четах солидное для того времени вознаграждение — по 50 франков в месяц41. По данным российского консула в Солуни А. Петряева, каждый грек, арестованный турецкими властями за свое участие в деятельности чет на территории Македонии, получал от греческого правительства за все время нахождения в тюрьме от 50 до 100 франков в месяц42.

В ответ на действия греческих чет, направленных на истребление болгарского населения Македонии в некоторых болгарских городах в июле 1906 г. прошли антигреческие митинги. Так, 16 июля состоялся антигреческий митинг в городе Филипополе, в ходе которого в домах греческого квартала были перебиты стекла. Кроме того, в городе было разгромлено более 60 греческих лавок, несколько кофеен и две греческие школы43. 17 июля в результате греческих погромов в городах Бургас и Станисмак было убито несколько греков, а 23 июля 1906 г. в Софии прошел крупный антигреческий митинг, в котором уча36 Н. Демерик — И. А. Зиновьеву. 4 марта 1905 г. // АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1907. Д. 2865. Л. 58.

37 Генконсул России в Солуни Н. Н. Кохманский — российскому послу в Константинополе И. А. Зиновьеву. 21 июля 1907 г. // АВПРИ. Ф. 319. Гражданское агентство в Македонии. Оп. 631. 1907. Д. 14. Л. 294.
38 История македонского народа. Скопье, 1986. С. 152.
39 Австриски документи за исторщата на македонскиот народ 1907-1908. Скоще, 1981. Т. 2. С. 110—111.
40 Ямбаев М. Л. Македония в 1878-1912 г.... С. 313.
41 Рапорт Ф. А. Шостака - Начальнику Главного управления Генерального штаба России. 25 июля 1906 г. // АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. 1905/1906. Д. 2726. Л. 237.
42 А. Петряев — И. А. Зиновьеву. 17 июля 1907 г. // АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1907. Д. 2867. Л. 112.
43 Новое время 1906. 18 июля. С. 2.

ствовало более 20 000 человек44. Собравшиеся на митинге составили обращение к болгарскому правительству, в котором потребовали: 1) прервать с Грецией дипломатические отношения; 2) уволить всех греков, состоящих на службе в болгарских правительственных учреждениях; 3) изгнать из Болгарии греческих епископов и учителей, «сеющих смуту и вражду к болгарам». Собрание также предложило болгарскому народу бойкотировать греческие товары45.

Необходимо отметить, что отношение центральной турецкой власти к различным оттенкам националистической пропаганды в Македонии было далеко не одинаковым. Это было типичным приемом национальной политики Турции — поддерживать слабую, менее опасную национальную группу, против сильной. Осуществлялось это при помощи армии и посредством поддержки прочих национальных течений. Так, например, в Косовском вилайете, где сербское население преобладало над болгарским, турецкие власти в церковном и школьном вопросах становились на сторону болгар. В центральной части Македонии, где основную массу населения составляли болгары, турецкие власти поддерживали греков, а в греческих районах, на юге Македонии — влахов46.

Корреспондент газеты «Новое время» Н. И. Рус в связи с этим, отмечал, что «нельзя не заметить по меньшей мере странного отношения турецких властей к греческим бандам. Вторжение их в Македонию из Греции продолжается постоянно... Редкий день проходит без того, чтобы в одном или другом болгарском селе не было убийства. Турецкие власти оказываются не в состоянии им помешать, а арестованных греческих четников зачастую отпускают»47.

Период начала XX века в истории Македонии был справедливо охарактеризован российскими консулами как «смута». Македонская смута была вызвана целым рядом причин.

В начале XX века, по словам министра иностранных дел России В. Н. Лам-здорфа, в Македонии «прорвалась наружу давнишняя взаимная ненависть разноплеменных христианских народностей, в результате чего несчастная страна стала ареной братоубийственных кровавых распрей»48. В свою очередь, российский посланник в Болгарии Ю. П. Бахметьев отмечал, что «злоба христианских рабов против угнетателей турок была менее сильна, чем фанатическое соперничество между различными ветвями православной церкви, в особенности болгарами и греками49. И в этом российский дипломат был абсолютно прав. Подобный антагонизм между двумя ветвями одной религиозной конфессии можно сравнить, пожалуй, лишь с кровавой враждой между католиками и лютеранами после Реформации. Однако здесь к нему прибавлялась

44 Там же. 25 июля. С. 2.
45 Новое время 1906. 25 июля. С. 2.
46 Управляющий российским Гражданским агентством в Македонии А. Петряев — российскому послу в Константинополе И. А. Зиновьеву. 6 января 1909 г. Годовой отчет за 1908 г. о политическом положении в Македонии // АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1909. Д. 2869. Л. 2 об.
47 Новое время 1905. 27 января. С. 2.
48 АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. 1904/1905. Д. 3386. Л. 57.
49 Ю. П. Бахметьев — И. А. Зиновьеву. 11 мая 1904 г. // АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. 1904. Д. 2648. Л. 159 об.

еще и национальная ненависть между греками и славянами, последние только совсем недавно избавились от многовекового засилья греческого духовенства на Балканах и в частности в Македонии.

Российские консулы, начиная с 1904 г. в своих донесениях постоянно сообщали о взаимных убийствах и нападениях друг на друга греков, болгар и сербов, влахов в Македонии. Российский гражданский агент в Македонии Н. Демерик, в свою очередь, отмечал, что убийства, поджоги и насилия являются обыденными средствами «патриотической» пропаганды, а местное духовенство, особенно греческое, «открыто проповедует племенное ненавистничество»50.

Наиболее ожесточенная борьба происходила в центральной части Македонии, где в период с 1904 по 1908 гг. совершались самые жестокие насилия и массовые убийства. «Пуля, нож, поджог и новомодная бомба, а с другой стороны — доносы властям, угрожающие письма и взаимное бойкотирование получают все большее употребление между христианами-соперниками», — отмечал Н. Демерик.

Необходимо отметить, что наиболее ожесточенная борьба в Македонии происходила между греками с одной стороны и болгарами и влахами — с другой, а также между болгарами и сербами. В начале 1908 г. противоречия между Болгарией и Сербией на Македонской почве обострились до такой степени, что не исключалась возможность сербо-болгарской войны. По мнению российского посланника Д. Сементовского-Курило, София таким путем добивалась признания своих особых прав на Македонию. Болгария только что отметившая свой тридцатый день рождения, готовилась решить «задачу, завещанную ей Сан-Стефанским договором и вернуть в свой состав большую часть Салоникского, Монастырского и Косовского вилайетов с северным побережьем Эгейского моря»51.

Отношения греков с сербами в Македонии были не так напряжены, благодаря заключенному в начале XX в. между греческими и сербскими консулами в Македонии и одобренному обоими правительствами негласному соглашению о разграничении сфер влияния и совместной борьбы с болгарами. По этому соглашению сферы влияния и пропаганда греческой церкви простирались на юг от Битоли, сфера же сербской пропаганды — на север от Крушева и Прилепа. Однако на территории между Крушевом, Прилепом и Битоли все же происходили отдельные столкновения между греками и сербами52. Российский посол в Константинополе И. А. Зиновьев в связи с этим справедливо отмечал, что вооруженные столкновения между «экзархистами» и «патриар-хистами» в Македонии приводят лишь к их взаимному уничтожению и ос50 Выписка из донесений Н. Демерика — И. А. Зиновьеву. 9—10 августа 1905 г. // АВПРИ. Ф. 165. Миссия в Афинах. Оп. 507. 1905. Д. 1369. Л. 184 об.

51 Цит. по: Исаева О. Н. Македония в проектах русской дипломатии (1908-1913): взгляд через столетие // Македония и Россия/СССР: история, политика, культура от Первой мировой войны до формирования современного македонского государства (19141944): материалы IV македонско-российской научной конференции, Охрид, 17-18.09.2008. Скопье, 2011. С. 43.
52 А. К. Беляев — И. А. Зиновьеву. 9 марта 1904 г. // АВПРИ. Ф. 319. Гражданское агентство в Македонии. Оп. 631. 1904. Д. 15. Л. 56 об.

лаблению местного христианского населения, а также к обострению отношения между Сербией и Болгарией, «что, в свою очередь, как нельзя более на руку Австро-Венгрии и Турции»53.

Следует отметить, что борьба между различными христианскими народностями за преобладание в македонских землях способствовала в начале XX века активизации в Македонии и албанского национального движения. Лидеры македонских албанцев с начала XX века стали настойчиво требовать от турецких властей официального признания существующих в Македонии албанских национальных общин и предоставление им тех же прав, которые имели остальные общины Македонии, прежде всего, возможность открывать свои национальные школы54. Управляющий российским Гражданским агентством в Македонии А. Петряев в связи с этим пророчески отмечал в 1908 г., что теперь «албанский элемент будет играть весьма важную роль в дальнейшей судьбе Македонии»55.

В результате младотурецкой революции в Османской империи в 1908— 1909 гг. национальный вопрос в Македонии получил новый виток своего развития. Младотурки, придя к власти, объявили своей официальной доктриной в национальном вопросе «османизм», зародившийся в Османской империи еще в 1830-е гг. и предполагавший объединение всех народностей, проживающих в Османской империи, в один «оттоманский» народ на основе всеобщего равенства перед законом. Так, согласно 8 статье младотурецкой конституции «все п

БАЛКАНЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНШЕНИЯ МАКЕДОНСКИЙ ВОПРОС ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРАВО» ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты