Спросить
Войти

Роль А. Ф. Дерябина в подготовке и принятии Указа его Императорского Величества от 20 февраля 1807 г. В области строительства оружейных заводов

Автор: указан в статье

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 623.4 «1807» (094)(045)

Е.П. Богданова

РОЛЬ А.Ф. ДЕРЯБИНА В ПОДГОТОВКЕ И ПРИНЯТИИ УКАЗА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 1807 г. В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОРУЖЕЙНЫХ ЗАВОДОВ

Исследована проблема строительства оружейных заводов в России в начале XIX в. и участие А.Ф. Дерябина в ее решении. Автором анализируются основные правовые акты, обеспечивающие правовое регулирование развития оружейного производства страны.

В связи с обострением политической и военной обстановки в Европе начала XIX в. приоритетным направлением государственной политики России было укрепление обороны державы. Существующая угроза войны с Францией, несмотря на подписание в октябре 1801 г. договора о мире с Бонапартом, требовала развития оборонного производства страны. На решение этих важнейших государственных задач была направлена деятельность А.Ф. Дерябина.

Первоначально изготовление снарядов и оружия для войска в России производилось частными лицами. Однако в начале XVIII в. было введено государственное управление над оружейным производством. В исследуемый период в России существовало два основных оружейных завода: Сестро-рецкий оружейный завод, основанный Петром I в 1721 г. недалеко от Санкт-Петербурга и Тульский оружейный завод. Однако в 1741 г., генерал Виллим де Геннин, управляющий этими оружейными предприятиями, дал им такую характеристику: «Тульские заводы в худом положении; размножить их невозможно...; на сестрорецких же - ружья обходятся очень дорого, ибо руда и уголь заготовляются на деньги»1.

Недостаток в оружии, неудовлетворительное состояние Тульского завода стали причиной того, что строительство третьего оружейного завода явилось насущной проблемой.

4 декабря 1806 г. А.Ф. Дерябин представил министру финансов «Мнение о скорейшем приведении в исполнение проекта выстройки оружейного завода около реки Камы». В представленном докладе А.Ф. Дерябин сообщал о том, что независимо от количества средств, выделенных на строительство нового оружейного завода по предложенному им ранее плану, введение его в действие будет возможно не ранее чем через два года. Однако существуют способы, позволяющие решить данную проблему в более короткие сроки, которые заключаются в следующем: «При каждом казенном железном заводе учредить по одной или две артели цехов оружейного дела».

А.Ф. Дерябин предлагал использовать для строительства оружейных цехов «запустелый завод Аннинский», который принадлежал к числу Пермских заводов, а также «предполагаемые к уничтожению Николаепавдинский и Петропавловский заводы», относящиеся к Банковским Богословским заводам, - для создания на них «приборных цехов оружейного дела». Приведенные им аргументы касались тех преимуществ, которые имели место при развитии оружейного производства на горных заводах в сравнении со строительством нового оружейного завода. Однако, по мнению А.Ф. Дерябина, «та польза, которая предполагаема была от оружейного завода около реки Камы, то она не только остается та же самая, но еще более увеличивается»2.

Анализ данного документа позволяет судить об его авторе как о специалисте горного дела, дальновидном политике и грамотном руководителе, заботящемся в первую очередь об интересах государства.

5 декабря 1806 г. министр финансов А.И. Васильев сообщил императору Александру I о представленном ему докладе А.Ф. Дерябина. Мнение А.Ф. Дерябина было «Высочайше одобрено» и дано указание о создании комиссии для разработки плана строительства оружейного завода, в состав кото-
1 О производительных силах оружейных заводов: Ижевского, Тульского и Сестрорецкого. Статья II, об оружейниках и управлении ими // Артиллерийский журнал. 1862. №7. С. 42-46.
2 Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 4. Оп. 1. Д. 8. Л. 18-21.

рой вошли: министр финансов А.И. Васильев, министр военных сухопутных сил С.К. Вязмитинов, начальник Тульского оружейного завода генерал-лейтенант В.Н. Чичерин и А.Ф. Дерябин3.

20 февраля в Правительствующий Сенат был направлен Именной Высочайший Указ «Об умножении оружейных заводов и о дозволении частным заводчикам делать оружие и ставить оныя в казну», составленный на основании докладов А.Ф. Дерябина. Этот указ стал первым правовым учредительным документом в истории Ижевского оружейного завода.

В конце XVIII - начале XIX в. вся полнота государственной власти в России принадлежала императору. Благодаря этому именные указы государя имели силу закона. Были установлены определенные правила для осуществления законодательной деятельности. Так, например, требовалась обязательная публикация и регистрация законов через Сенат. Осуществляя эту функцию, Сенат являлся

4

«хранителем законов» .

Согласно Именному Его Императорского Величества Высочайшему Указу (далее Указу), представленному Правительствующему Сенату 20 февраля 1807 г., предписывалось: «Приняв в уважение настоящую и будущую потребность в оружии для снабжения оным Нашей армии и для учреждения запасных арсеналов, Мы признали нужным умножить оружейные заводы в следствие чего Повелева-ем.»5. Далее в Указе следовали 16 пунктов, которые обеспечивали правовое регулирование строительства оружейных заводов.

Так, согласно п. 1 Указа обер-берггауптману А.Ф. Дерябину, представившему планы и сметы для строительства оружейного завода на реке Бабке на базе Аннинского завода, следовало «немедленно осмотреть сие прежде назначенное им место, равно отыскать другие удобные для сего предмета места по рекам Чусовой, Тульве, Сиве, Кильмеси и по впадающим в оные речкам» и произвести окончательный выбор наиболее оптимального места. Также перед А.Ф. Дерябиным была поставлена задача - выбрать удобное место и немедленно приступить к строительству нового завода с условием, чтобы «сей завод в состоянии был со временем вырабатывать ежегодно от 50 до 75 000 огнестрельного и белаго оружия» (п.2 Указа). План для отвода лесов к новому заводу должен был быть представлен министру финансов на утверждение (п.3 Указа)6.

Согласно п.5 Указа в период строительства нового оружейного завода необходимо было создать оружейные производства на заводах, подчиненных обер-берггауптману А.Ф. Дерябину, так, чтобы они выпускали ежегодно до 50 тыс. огнестрельного и холодного оружия. Данная норма имела двойное значение: во-первых, позволяла снабдить русскую армию необходимым оружием, во-вторых, обеспечивала подготовку оружейников для вновь строящегося завода.

Суммой в 755 182 руб. 50 коп., выделенной на строительство оружейного завода по расчетам, произведенным А.Ф. Дерябиным, предписывалось распорядиться следующим образом: половину передать в его распоряжение в 1807 г., а вторую половину - в 1808 г. В свою очередь для создания оружейных производств на горных заводах, согласно предложению А.Ф. Дерябина, следовало использовать необходимое количество средств из суммы, выделенной на строительство нового завода (п. 7 Указа). Кроме этого, денежные средства, предназначенные согласно Штату завода для выплаты жалованья чиновникам, мастеровым и рабочим людям, в размере 152 388 руб. 55 % коп. необходимо было выдавать с момента издания Указа один раз в 3 месяца до ввода в действие завода и утверждения его нового Штата (п. 6 Указа).

Регулировал Указ и отношения, связанные с порядком установления цены на оружейную продукцию. Так, согласно п. 8 Указа, цены на оружие, производимое как на новом заводе, так и на оружейных производствах горных предприятий, в течение первых пяти лет, начиная с 1807 г., устанавливались такие же, как и цены на изделия, выпускаемые Тульским заводом. При этом разницу между себестоимостью производимого оружия и рыночной ценой, установленной в п. 8 Указа, рекомендовалось использовать как на строительство и расширение оружейных производств горных заводов, так и на увеличение производственной мощности нового оружейного завода (п. 9 Указа).

3 Соловьев А. Вызов в 1807 и 1808 гг. на Ижевский завод иностранных мастеров и ремесленников // Горный журнал. 1893. №1. С. 140-141.
4 Вернадский Г.В. Очерк истории права Русского государства XVIII - XIX вв. М.: Гос. пуб. ист. б-ка России, 1998. С. 41-42.
5 Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 4. Оп. 1. Д. 17. Л. 1.
6 Там же. Л. 1.

При сравнении оружий, изготовленных на Ижевском заводе в 1807 г., с экземплярами, присланными из Тулы, оказалось, что первые нисколько не уступают последним. Это видно из отчета А.Ф. Дерябина №4246 от 1 сентября 1808 г. министру финансов, по которому стоимость солдатского ружья в Туле составляла 12 руб. 24 коп., а в Ижевске - 8 руб. 85 коп., новый егерский штуцер в Туле стоил 13 руб. 35 коп., а в Ижевске - 9 руб. 43 коп., цена винтовального ружья образца 1806 г. в Туле была равна 12 руб. 59 коп., а в Ижевске - 9 руб. 15 коп.7. Существенная разница цен объяснялась, в первую очередь, стоимостью материалов, необходимых для изготовления, которые в Ижевске были значительно ниже Тульских. Таким образом, полученные в результате данной экономии денежные средства были использованы в дальнейшем на расширение оружейного производства.

Указ регламентировал и вопросы обеспечения оружейных производств необходимым количеством мастеровых и рабочих людей. Данную проблему, согласно п. 11 Указа, следовало решить за счет рекрутского набора 1806 г. с Вятской и Пермской губерний, увеличив его «сверх четырех по одному человеку с пятисот душ». Также предписывалось до конца 1807 г. в указанных губерниях провести набор в рекруты из расчета «по два человека с пятисот душ». Для облегчения набора следовало призывать в рекруты лиц в возрасте от 15 до 40 лет, «несмотря на их рост, лишь бы они были крепкого и здорового сложения, и малолетних не более одной трети». Всех лиц, набранных в рекруты, следовало отдать в распоряжение обер-берггауптману А.Ф. Дерябину 8.

Вопрос обеспечения оружейными мастерами решался следующим образом: на А.Ф. Дерябина возлагалась обязанность найти вольных оружейников «за такую плату, как он их отыскать может», стараясь привлечь их в горную службу. В случае недостатка необходимых специалистов в России ему предоставлялось право пригласить оружейных мастеров из-за границы, для этого в его распоряжение предписывалось выдать 15 тыс. руб. (п. 12 Указа). Лица, набранные в результате рекрутского набора, должны были выполнять работы по строительству нового завода и оружейных производств на горных предприятиях, а к обучению оружейному мастерству, по усмотрению обер-берггауптмана Дерябина, могли частично привлекаться как лица, призванные в рекруты, так и в большей степени мастеровые горных заводов, которые уже имели опыт кузнечного, столярного и слесарного дела (п. 13 Указа).

При этом обер-берггауптману А.Ф. Дерябину предписывалось установить сдельную заработную плату мастеровым и иным работникам в зависимости от их квалификации, материальных потребностей и других обстоятельств. Права, обязанности и полномочия А.Ф. Дерябина в отношении к горным чиновникам, мастеровым и рабочим, служащим на заводах, а также и к заводскому имуществу необходимо было осуществлять по правилам Проекта Горного положения от 13 июля 1806 г. (п. 14 Указа).

На вновь построенном заводе предусматривалось создание заводской конторы, которая по установленным правилам должна подчиняться его руководителю, то есть обер-берггауптману А.Ф. Дерябину (п. 15 Указа).

Для контроля за качеством выпускаемой оружейной продукции и процессом ее производства Указом министру военных сухопутных сил С.К. Вязмиинову предписывалось представлять министру финансов А.И. Васильеву расценки на все виды огнестрельного и холодного оружия, производимого на Тульском заводе, а обер-берггауптману А.Ф. Дерябину - образцы всех видов оружия, производимого для армии (п. 16 Указа). При этом к образцам должны были прилагаться подробные описания. Данная обязанность должна была выполняться периодически по мере изменения качества, ассортимента и цен выпускаемого оружия 9.

Таким образом, закрепленные в Уставе нормы обеспечивали правовое регулирование порядка создания и деятельности казенных оружейных заводов. Однако для распространения оружейного производства в России этого было недостаточно. Для решения этой проблемы в рассматриваемом Указе по предложению А.Ф. Дерябина было закреплено право для частных заводчиков - производить оружие и поставлять его в казну. Это позволяло «наполнить арсеналы достаточным количеством оружия» и тем самым удовлетворить потребности государства в оружии. Но отсутствие норм, регла-

7 Соловьев А. Вызов в 1807 и 1808 гг. на Ижевский завод иностранных мастеров и ремесленников // Горный журнал. 1893. №1. С. 160-161.
8 Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 4. Оп. 1. Д. 17. Л. 1 об.
9 Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 4. Оп. 1. Д. 17. Л.1об - 2.

ментирующих порядок создания оружейных производств на заводах, принадлежащих частным лицам, могло сделать эту задачу невыполнимой.

В связи с этим по предложению А.Ф. Дерябина в Указ были включены следующие правила, обеспечивающие правовое регулирование создания оружейных заводов частных лиц.

1. Право поставлять в казну оружие могли получить только те частные заводчики, которые производили высококачественное железо, необходимое для изготовления оружия.
2. Частным заводчикам, желающим организовать оружейное производство, следовало заключить с Пермским горным правлением в присутствии начальника оружейного завода или с его согласия контракт на ежегодную поставку оружия на срок не более 10 лет.
3. Если на казенном заводе имелось достаточное количество специалистов, знающих оружейное дело, то начальник завода должен был направлять необходимое количество специалистов, вызывающих доверие руководства, на частный завод, выпускающий не менее 5 тыс. огнестрельного оружия в год. К обязанностям прибывших мастеров относился контроль за качеством железа и стали, осмотр и испытание всех видов оружия, и, наконец, прием и клеймение его. В случае нехватки квалифицированных оружейников начальнику оружейного завода разрешалось заключать контракты с частными заводчиками на поставку разных видов огнестрельного и холодного оружия при условии, что последние обязывались доставить оружие на казенный завод, где оно будет надлежащим образом осмотрено, отбраковано и принято с поставкой заводского клейма. При этом в первом случае ответственность за качество оружия должны нести специалисты, направленные на частный оружейный завод, а во втором случае - казенный оружейный завод, принявший оружие.
4. Частные заводчики, которые не имели возможности создать оружейные производства на своих заводах для ежегодного изготовления 5 тыс. единиц оружия, могли поставлять отдельные части огнестрельного и холодного оружия на казенные заводы по вышеуказанным правилам.
5. Цены на оружие или отдельные его части не должны были превышать цен на аналогичные изделия Тульского завода. Кроме этого, Горному правлению и начальнику оружейного завода при заключении контрактов с частными заводчиками следовало по возможности снижать цену.
6. Расчет за оружие и отдельные его части должен был производиться казенным оружейным заводом после приема готовых изделий. Также контрактом могла быть предусмотрена и частичная предоплата. В связи с этим министру финансов предписывалось обеспечивать казенный завод необходимым количеством наличных средств 10.

Проведенный анализ вышеуказанных правил позволяет заключить, что, несмотря на их небольшой обьем, они регулировали наиболее важные вопросы организационного характера и юридической ответственности, которые могли возникнуть при создании оружейных производств частными заводчиками. Это еще раз подчеркивает профессионализм разработчиков Указа.

Немалый интерес, на наш взгляд, вызывает упомянутый в п.6 Указа и являющийся приложением к нему Штат учреждаемого вновь оружейного завода (далее Штат), утвержденный Его Императорским Величеством, в разработке которого принимал участие А.Ф. Дерябин.

В Штате были установлены должности, количество штатных единиц и их годовое жалованье по разным подразделениям. Так, например, годовое жалованье начальника завода составляло 3 000 руб., и такая же сумма была предусмотрена на его содержание. На содержание заводской конторы, состоящей из двух столоначальников, секретаря, архивариуса, регистратора и канцелярских служащих, предназначалось 6 400 руб. годового жалованья. В Штате завода были предусмотрены должности мастеров, подмастерий и иных работников, занятых изготовлением оружейных изделий в количестве

1 791 человек, а также мастеровых и рабочих людей, занятых выполнением иных заводских работ в количестве 970 человек. В отношении данных лиц, согласно Проекту Горного положения, предусматривалась сдельная оплата труда, которая учитывалась при расчете цены оружия, поэтому в Штате завода размер их годового жалованья не был установлен. Для поощрения изобретений и усовершенствований в оружейном производстве в Штате была предусмотрена общая сумма выплаты вознаграждения их авторам в размере 2 000 руб. в год.

Помимо работников основных производств, в Штате были предусмотрены должности заводской полиции, военной команды, работников школы, госпиталя, аптеки, священнослужителей, архитектора, конюхов, смотрителя магазина и пр. Кроме того, отдельными позициями были закреплены

10 Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф.4. Оп.1. Д. 17. Л.2 -2 об.

транспортные расходы, расходы на содержание школы, госпиталя, военной команды, плотины, машин, фабрик, арсенала, магазина, жилых строений, расходы на отопление фабрик и иных строений и т.д. Общий размер средств по Штату завода составлял 152 388 рублей 55 % коп. п.

Заслуживают внимания и примечания, сделанные к Штату завода, которые по своему содержанию представляли собой инструкцию по его применению. Так, например, начальнику завода на основании Проекта Горного положения предписывалось устанавливать жалованье служащим завода «не выходя только из суммы штатной» (прим. 3). При этом остатки средств от положенного жалованья горным служащим, мастеровым и рабочим людям одного подразделения могли быть использованы для погашения нехватки средств на жалованье в другом подразделении (прим. 4). В случае необходимости предусматривалась возможность увеличения числа штатных единиц, но при сохранении общей суммы на содержание штата работников завода (прим. 6).

Размеры окладов мастеровых и рабочих людей, установленные Штатом завода, являлись примерными и могли быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения его, но с условием, что общая сумма, установленная Штатом, остается неизменной (прим. 7). Также устанавливалась возможность перераспределения средств, выделенных на содержание канцелярских служащих и канцелярские расходы из одного подразделения в другое при сохранении общей суммы, предназначенной для этой цели.

Передовым, на наш взгляд, является установление минимального размера оплаты труда. В связи с тем, что в исследуемый период была отменена бесплатная выдача провианта мастеровым и рабочим завода, а также членам их семей, в примечании к п. 8 Штата завода закреплялось правило, по которому «женатый человек не может уже менее получать, как 39 рублей в год». В отношении детей мужского пола, обучающихся в школе, предусматривались ежегодные выплаты в размере 12 руб. Лицам, достигшим 12-летнего возраста, занимающим определенные должности и выполняющим работы, соответствующие их возрасту, назначался оклад в размере 18 руб. в год. В дальнейшем в связи с профессиональным ростом они могли получать оклад на уровне других работников в размере 21 руб., 24 руб., 27 руб., 30 руб., 33 руб., 39 руб., 42 руб., 45 руб., 48 руб., 54 руб., 60 руб., 66 руб. и выше (прим. 8).

При назначении размера оклада рекомендовалось учитывать не только квалификацию, способности, «прилежание и поведение» мастерового и рабочего человека, но и его семейное положение (прим. 9).

При установлении формы оплаты труда приоритет имела сдельная оплата, при определении размера которой начальнику завода следовало контролировать, чтобы она «при умеренной работе не была менее определенного жалованья» (прим. 10).

Начальнику завода предписывалось установить сдельную оплату в оружейных цехах аналогично тому жалованью «с учетом провианта», которое получают мастеровые и рабочие люди горных заводов. При этом размер сдельной оплаты не должен быть ниже жалованья горнозаводских рабочих, но, по усмотрению начальника завода, мог быть и выше при условии, что цена на производимое оружие не должна превышать установленных цен (прим. 11).

Остаток штатной суммы, возникший в результате экономии фонда заработной платы, следовало использовать на содержание богаделен, поощрения изобретателей и рационализаторов, содержание школьников, выплату премий и «прибавку жалованья» служащим завода (прим. 12).

Отдельным пунктом были установлены правила расчета заводской прибыли, половина которой согласно Проекту Горного положения составляла премиальный фонд предприятия (прим. 13). Все остатки денежных сумм, выделенных заводу, а также оставшаяся часть заводской прибыли предписывалось использовать как на дальнейшее развитие самого завода, так и на создание оружейных производств на горных заводах (прим. 14)12.

Подводя итог вышеизложенному необходимо отметить, что Именной Его Императорского Величества Указ от 20 февраля 1807 г. о создании оружейных заводов был составлен на основании докладов, представленных А.Ф. Дерябиным министру финансов А.И. Васильеву. Принятие правого акта стало итогом его 8-летней работы, направленной на развитие оружейного дела в России.

Проблему обеспечения русской армии оружием предлагалось решить не только с помощью строительства нового оружейного завода, но и через создание оружейных производств на горных за-

11 Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 4. Оп. 1. Д. 17. Л. 4 - 6 об.
12 Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф. 4. Оп. 1. Д. 17. Л. 6 об. - 7.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

водах. К участию в изготовлении оружия привлекались и частные заводчики, для которых в Указе были предусмотрены специальные правила. Предложенные А.Ф. Дерябиным и закрепленные в Указе способы развития оружейного дела в России, позволили в дальнейшем решить проблему обеспечения русской армии оружием.

Нормы приложения к Указу, содержащие Штат «учреждаемого вновь оружейного завода» и подробные правила по установлению сдельной оплаты и окладов всем работникам и служащим завода, вероятно, следует отнести к сфере трудового законодательства. Таким образом, Указ подобно Проекту Г орного положения можно рассматривать как межотраслевой правовой акт.

Несмотря на то, что Указ был направлен на развитие оружейного дела России, он имеет непосредственное отношение и к горному делу, поскольку к ведению горного ведомства относилось не только создание оружейных производств на горных заводах, но и строительство нового оружейного завода. В связи с этим, являясь специфичным правовым актом, Указ занимает особую нишу в законодательстве России начала XIX в.

Поступила в редакцию 05.11.11

E.P. Bogdanova

The role of A.F. Deryabin in preparation and adoption The Decree of His Imperial Majesty of 20 February 1807 in the field of building weapons factories

The article studies the problem of building weapons factories in Russia at the beginning of the XIX century and participation of A.F. Deryabin in its solution. The author analyzes basic legal acts providing legal regulation of development of weapon manufacture in the country.

Богданова Е.П., аспирант ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» 117638, Россия, г. Москва, ул. Азовская, 2 (корп. 1) E-mail: кafgpd2@mail.ru

Bogdanova E.P., the postgraduate

Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the

Russian Federation

117638, Russia, Moscow, Azovskaya st., 2/1 E-mail: Kafgpd2@mail.ru
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты