Спросить
Войти

Экономическая война против России: кто стоит за новой холодной войной?

Автор: указан в статье

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2016. № 6

Карлос Пуэнте-Мартин,

доктор экономических наук, профессор геополитики Политехнического университета CEPADE, профессор международной экономики Университета Комплутенсе (Испания), e-mail: cpmartin28@gmail.com

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА ПРОТИВ РОССИИ: КТО СТОИТ ЗА НОВОЙ ХОЛОДНОЙ ВОЙНОЙ?

Казалось, что после распада СССР новый геополитический порядок навсегда похоронил идею холодной войны. Столкновение геополитических интересов в Средиземном море, кризис в Украине и приближение НАТО к российским границам породили новый виток холодной войны в условиях экономических санкций против России. Нестабильность на Ближнем Востоке требует сотрудничества, а не конфронтации. Не должно быть места санкциям и контрмерам.

Carlos Puente Martin,

PhD (Economics), Professor of Geopolitics, CEPADE Polytechnic University of Madrid, and Professor of International Economics, Universidad Complutense of Madrid (Spain), e-mail: cpmartin28@gmail.com

ECONOMIC WAR AGAINST RUSSIA: WHO IS BEHIND THE NEW COLD WAR?

After the collapse of the USSR the new geopolitical order seemed to have buried the Cold Warforever. The Cold War concept is part of international relations, so it is necessary to study its modern form since the end of World War II. Although the USA is now the only superpower, the USSR was a hegemonic power in a bipolar World and Russia remains still a power. Geopolitical interests in the Mediterranean Sea, the crisis in Ukraine and the NATO approaching Russia&s borders have triggered a new version of the Cold War that should have a short life. The 2008 war between Russia and Georgia and the recovery of Crimea have shown the power of Russia in the region and the instability in the Middle East should encourage cooperation, not confrontation. There is no room for sanctions and retaliations.

Введение

Использование экономических и торговых санкций против стран, которые не придерживаются стандартных политики и поведения и не вписываются в схему внешних интересов мировой супердержавы, имеет давнюю историю в англо-саксонской внешней политике.

После окончания Второй мировой войны в альянсе США и Великобритании последняя играла роль «старшего помощника» американской супердержавы в поддержании нового мирового порядка. После создания НАТО Великобритания еще более утвердилась в этой роли1. Ключевое значение в развязывании первой холодной войны и возникновении НАТО принадлежит Уинстону Черчиллю. В отдельных выступлениях, а также в работе «История англоязычных народов» Черчилль объясняет свою концепцию будущего «Содружества англосаксонских стран». Мы не можем игнорировать роль, которую сыграли два наиболее антикоммунистически настроенных президента США: Гарри С. Трумэн (1945-1953) и Дуайт Д. Эйзенхауэр (1953-1961): первый был членом Демократической партии, а второй стал президентом от Республиканской партии. Все три государственных деятеля стали интеллектуальным оплотом англосаксонской «Большой пятерки».

Экономическая война бумерангом отразилась на странах Европейского союза (ЕС), которые не поддерживают идею антироссийских санкций. Мы живем в мире, где даже президент США Барак Обама принял решение об окончании изоляции Кубы, подчеркнув, что более чем 50-летняя политика сдерживания по отношению к Кубе не работает. Обама и пять ведущих мировых держав подписали соглашение о сотрудничестве в области ядерных исследований с Ираном, что положило конец экономическим санкциям против Тегерана, введенным десятилетие назад2.

1 Согласно профессору Питеру Дж. Тэйлору, «создание НАТО в 1949 году подтвердило новую роль Великобритании как "старшего помощника" США в поддержании нового мирового порядка. Этот статус нельзя рассматривать как некую деградацию, учитывая то, что страна находилась в состоянии банкротства в 1945 году» (Taylor P. J., Flint C. Political Geography: World-economy, Nation-state and Locality. Harlow: Pearson Education Limited, 2000. P. 84).
2 Представитель европейской дипломатии Федерика Могерини заявила: «Это не просто соглашение — это соглашение, хорошее для всех сторон. Оно открывает возможности выйти из кризиса, продолжавшегося более 10 лет» (Joint Statement by EU High Representative Federica Mogherini and Iranian Foreign Minister Javad Zarif Vienna // European Union. External Action. 2015. July 14. URL: https://eeas.europa. eu/headquarters/headquarters-homepage/3244/joint-statement-eu-high-representative-federica-mogherini-and-iranian-foreign-minister-javad_en).

Ретроспектива: первая холодная война

Происхождение политики конфронтации без прямого военного вмешательства можно проследить в инициативах премьер-министра Соединенного Королевства Уинстона Черчилля, который защищал национальные интересы в содружестве с президентом США. Понятие холодной войны неразрывно связано с именем Уолтера Липпма-на3, который предложил его для обозначения оппозиции понятию «горячей войны», приносящей смерть и разрушения.

Истоки холодной войны можно проследить в сочетании факторов — результатов Второй мировой войны и тех соглашений, которые были достигнуты на международных конференциях стран-союзников, в основном на Ялтинской конференции 1945 г. Накануне неминуемого окончания войны в Европе союзники договорились о разделении Европы на зоны влияния, на Потсдамской конференции союзники приняли соглашение по управлению Германией и Австрией. Германия вернула все оккупированные во время войны территории, согласно плану Сталина между Германией и Польшей была установлена граница.

У Уинстона Черчилля было весьма ясное представление о будущем Британской империи после войны и утраты ею гегемонии. Он рисует картину глобальной коалиции англоязычных народов под руководством США. Британия была готова открыть свои колонии коммерческому влиянию США. В этих целях Черчилль с помощью министра иностранных дел Эрнеста Бевина, не жалея средств, плел крупные интриги против своего бывшего союзника Иосифа Сталина и Советского Союза4. Политические аналитики утверждают, что начало холодной войне положила речь Уинстона Черчилля в городе Фултон, штат Миссури. Впервые для обозначения разделения Европы было использовано выражение «железный занавес», которое широко вошло в речевой обиход политиков.

Черчилль объяснял необходимость альянса англосаксонских народов с Западной Европой идеологическими противоречиями двух общественных систем. Он полагал, что коммунизм угрожает странам Европы и другим континентам. В своей речи, произнесенной 5 марта 1946 г. в Вестминстерском колледже в Фултоне, он описывает драматическую политическую реальность ситуации в Европе, но не

3 Уолтер Липпман (1889-1974), ведущий журналист, политический аналитик и философ, был советником у нескольких президентов США, включая Т.В. Вильсона и Л.Б. Джонсона. В 1947 г. опубликовал книгу «Холодная война» (Lippman W. The Cold War: A Study in U.S. Foreign Policy. New York: Harper, 1947), с тех пор это выражение стало широко употребляемым.
4 Уинстон Черчилль признавал позднее, что Сталин был предан союзным соглашениям и выполнил все соглашения по Греции и Турции, которые он подписал с британским премьер-министром.

упоминает об ответственности союзников за кровавую гражданскую войну в Греции, ограничиваясь эвфемистическим высказыванием: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес.. .»5

12 марта 1947 г. президент Трумэн выступил на заседании Конгресса с циничной речью, в которой предостерег США об угрозе возникновения тоталитарных режимов в Европе и призвал к оказанию немедленной военной и экономической поддержки Греции и Турции — странам, находившимся, по его мнению, в серьезной опасности. Трумэн адресовал аналогичное послание Сталину, который уже осознавал, что отношения с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции утрачены. Трумэн заявил6, что «одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов — создание необходимых условий, при которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения».

Как уже говорилось, Британия, и в особенности Черчилль, сыграла ключевую роль в развязывании холодной войны между Востоком и Западом, в появлении организации НАТО, цель которой заключалась в укреплении альянса США и Великобритании. Влияние этого альянса ощущается и по сей день. Некоторые эпизоды, такие как война в Корее (1950-1953); государственный переворот в Иране (1953), организованный Великобританией и США, направленный против демократического правительства Мохаммеда Мосаддыка и имеющий целью достижение контроля над иранской нефтью; войны между Израилем и арабскими странами (1948, 1967 и 1973), Кубинский ракетный кризис (1962), война во Вьетнаме (1955-1975), американские интервенции в Латинскую Америку и «Звездные войны» — все это последствия холодной войны, войны без прямой конфронтации сторон.

Геоэкономика сыграла важнейшую роль в период холодной войны и во времена распада Советского Союза. Второй нефтяной кризис (1979), исламская революция и ирано-иракская война — все это примеры стратегии разрушения советской экономики подрывом цен на нефть и тайным сговором с ведущими странами Персидского залива: Саудовской Аравией, Кувейтом и Объединенными Арабскими Эмиратами.

5 «Мускулы мира»: (Речь о «железном занавесе»), Вестминстерский колледж, Фултон, Миссури, 5 марта 1946 г.
6 Эту речь президента на заседании Конгресса 12 марта 1947 г. принято называть «доктриной Трумэна», она была зарегистрирована как «Рекомендации по оказанию финансовой помощи правительствам Греции и Турции».

Появление в Кремле М.С. Горбачева и налаживание отношений с премьер-министром Великобритании М. Тэтчер и президентом США Рональдом Рейганом положили конец десятилетиям противостояния. Однако есть момент, который часто оставался недооцененным: ЕС не находит в себе силы отказаться от политики холодной войны, в частности в вопросах торговой и восточноевропейской политики.

Геополитические интересы:

Украинский кризис и Крымский вопрос

В период пребывания у власти Л.И. Брежнева (1964-1982) СССР практиковал принцип «ограниченного суверенитета», в рамках которого стало возможным военное вмешательство во внутренние дела ряда стран — участниц Варшавского договора7. Его преемник на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропов (1982-1984) был сторонником самых решительных мер по отношению к тем странам социалистического лагеря, которые стремились проводить независимую политику. Его ненадолго сменил К.У. Черненко. Политика перестройки и гласности Горбачева столкнулась с серьезной оппозицией внутри страны и привела к государственному перевороту, а впоследствии вывела в президенты посткоммунистической России Бориса Ельцина.

Пребывание Горбачева на посту Президента СССР и Жака Дело-ра на посту председателя Еврокомиссии ознаменовало кардинальный поворот в развитии взаимоотношений между Востоком и Западом8. После распада СССР Соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве 1990 г. было пересмотрено каждой из новых республик бывшего Союза. В 1991 г. в Беловежской пуще был объявлен утратившим силу договор 1922 г. об образовании СССР и создано Содружество Независимых Государств (СНГ) — Белоруссии, России и Украины. В 1994 г. был подписан новый договор о дружбе и сотрудничестве с Россией, подобный договор подписан с Украиной в 1998 г. Российская Федерация становится наиболее важным соседом ЕС и его третьим по важности торговым партнером.

Требуется исторический экскурс в прошлое для восстановления фактов о «евромайдане» в Киеве, последующем развитии событий в регионе Донбасса и возвращении Крыма в состав Российской

7 Л.И. Брежнев в 1968 г. заявил о праве вмешиваться во внутренние дела социалистических стран, если возникала реальная угроза выхода из социалистического блока (так называемая «доктрина Брежнева»).
8 25 июня 1988 г. была подписана совместная декларация об установлении официальных отношений между Советом экономической взаимопомощи и Европейским экономическим сообществом. Это ознаменовало завершение холодной войны и конец биполярной системы международных отношений в Европе.

Федерации. На выборах 1 декабря 1991 г. бывший председатель Верховного Совета УССР Л.М. Кравчук избран первым президентом Украины, он же объявил о ее независимости. Некоторые регионы, включая Крым, требовали воссоединения с Россией. В 1994 г. Л.Д. Кучма был избран вторым президентом Республики на первый пятилетний срок, в 1999 г. — на второй срок. В 2005 г. после двух туров выборов и судебных процессов третьим президентом Украины был официально провозглашен В.А. Ющенко. На выборах 2010 г. его на посту президента сменил В.Ф. Янукович. 22 февраля 2014 г., после беспорядков на Площади Независимости, законный президент был отстранен от власти в результате государственного переворота9, а временно исполняющим обязанности президента с февраля по июнь 2014 г. был назначен А.В. Турчинов, представитель партии бывшего премьер-министра Ю.В. Тимошенко. Нынешний президент П.А. Порошенко был избран на выборах 25 мая 2014 г. Премьер-министром стал А.П. Яценюк. После отставки Яценюка 14 апреля 2016 г. премьер-министром был назначен В.Б. Гройсман.

Крым перешел из состава РСФСР в состав УССР на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. Передача полуострова была инициирована Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым в ознаменование 300-летия Переяславской рады и в знак «вечного союза» русского и украинского народов. 18 марта 2014 г. по результатам референдума жителей Республики Крым и Севастополя, которые в подавляющем большинстве проголосовали за воссоединение полуострова с Россией, в Георгиевском зале Кремля был подписан договор о включении Крыма и Севастополя в состав России.

Геополитические интересы на Черном море сконцентрированы вокруг военно-морской базы в Севастополе, где сосредоточены силы военно-морского флота Украины (со времен бывшего Советского Союза) и РФ. Российская военная база в Севастополе имеет стратегическое значение для защиты южных границ страны. Саммит НАТО в Уэльсе 4-5 сентября 2014 г. продемонстрировал реальные цели «Большой пятерки», использующей альянс для создания ненужной напряженности в данном регионе. Значение Севастополя возросло в связи с его близостью к регионам конфликта на Ближнем Востоке, который, в свою очередь, является прямым следствием внешней политики США, вызвавшей колоссальный гуманитарный кризис

9 Так следует интерпретировать украинский кризис с точки зрения действовавшей тогда Конституции Украины, где описаны способы отрешения президента от должности (гл. 5, ст. 108 и 111).

с волной беженцев и дезинтеграцию некоторых стран Ближнего Востока и Северной Африки10. Цель НАТО — взять в кольцо Россию.

Санкции против России: эффект бумеранга

Предпосылки. Инициатива ЕС «Европейская политика соседства», и в частности проект «Восточная политика Европейского Союза» явились спусковым механизмом украинского кризиса, хотя мало кто мог этого ожидать. На повестке дня саммита инициативы ЕС «Восточное партнерство», состоявшемся в Вильнюсе (Литва) 28-29 ноября 2013 г., в числе прочих вопросов было подписание договора об Ассоциации между Украиной и ЕС. Цель соглашения — создание свободной торговой зоны (DCFTA)11. Саммит посетили председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Дурао Баррозу, председатель Европейского Совета Герман ван Ромпей, многие главы правительств и президент Украины Виктор Янукович, который отказался подписать соглашение, предпочитая ему диалог с Россией.

Решение украинского правительства приостановить процесс подписания соглашения об ассоциации с ЕС вызвало массовые акции протеста в Киеве и других городах Украины. 21 февраля 2014 г. президент Украины В.Ф. Янукович и лидеры парламентской оппозиции при посредничестве представителей ЕС подписали соглашение об урегулировании политического кризиса на Украине. Политическая оппозиция отвергла соглашение, гарантами которого были министры иностранных дел Франции, Германии и Польши12. Другие регионы Украины проигнорировали происходящее в Киеве и посчитали договор между Россией и Украиной по вопросу территорий недействительным. 22 февраля Янукович покинул Киев из-за анархии в ряде регионов Восточной Украины, в то время как Крымское правительство уже требовало независимости от Украины

10 Белый дом в пресс-релизе под заголовком: «Информационный бюллетень: Усилия НАТО и США в поддержку партнеров НАТО, в том числе Украины, Молдовы и Грузии» открыто объявил о своих намерениях изолировать Россию: «Мы планируем оказывать помощь другим государствам, находящимся на периферии России, особенно Молдове и Грузии. Помимо договоренностей на высоком уровне, мы планируем интенсифицировать усилия по безопасности на долгосрочной основе. При наличии необходимого финансирования американская инициатива по поддержке безопасности европейских стран будет учитывать и поощрять поддержку обороноспособности Украины, Молдовы и Грузии и способствовать их кооперации с западными партнерами» (Fact Sheet: NATO and U.S. Efforts in Support of NATO Partners, Including Ukraine, Moldova, and Georgia // The White House. 2014. September 5. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2014/09/05/fact-sheet-nato-and-us-efforts-support-nato-partners-including-ukraine-m).
11 Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия и Молдова также были приглашены для подписания соответствующих соглашений с ЕС во время саммита.
12 Министрами иностранных дел были, соответственно, Фабиус, Штайнмайер и Сикорский.

и воссоединения с Россией. Новое украинское правительство приказало армии атаковать повстанцев.

5 сентября 2014 г. контактная группа, сформированная Россией, Украиной, ОБСЕ и представителями Донбасса, встретилась в столице Беларуси и подписала договор о прекращении огня, известный как «Минский протокол-1». Ввиду частых нарушений этого соглашения 11-12 февраля в Минске главы Украины, России, Германии, Франции встретились вновь для подписания нового договора «Минск-11». Данное соглашение предполагало вывод тяжелого вооружения, свободные выборы и статус автономии для Восточной Украины. До настоящего времени этот договор также неоднократно нарушался обеими сторонами, однако количество столкновений все же уменьшилось, тем не менее это военное противостояние унесло тысячи жизней.

Санкции против России. 17 марта 2014 г. были приведены в действие первые санкции, запрещающие некоторым высокопоставленным лицам России въезд в западные страны, их банковские счета в западных банках были блокированы. 11 апреля ограничения распространились и на финансовый сектор, энергетические компании и товары двойного назначения. 28 июля США и ЕС приняли новые санкционные меры в отношении России13. Юридическое обоснование санкций крайне сомнительно: в соответствии с главой VII Устава ООН только Совет Безопасности ООН может принять такого рода ограничения14. Санкции предусматривали проведение двухдневного саммита в7 в Брюсселе 4 июня 2014 г. вместо ранее запланированной встречи в формате в8 в Сочи. Кроме того, был отменен саммит ЕС — Россия и решено не проводить регулярных двухсторонних встреч по визовым вопросам и новым партнерским взаимоотношениям между Россией и ЕС, а также переговоров по сотрудничеству. ЕС отказался поддержать Россию в переговорах по членству в Организации экономического сотрудничества и развития и Международном энергетическом агентстве.

Санкции на поездки в западные страны менеджеров крупных нефтяных компаний, в основном «Газпрома», давление на нефтяные цены совместно с производителями нефти в странах Персидского залива — эти меры имели негативные последствия для курса рубля на

13 Council Regulation (EU) No. 833/2014 of 31 July 2014 Concerning Restrictive Measures in View of Russia&s Actions Destabilising the Situation in Ukraine // Official Journal ofthe European Union. 2014. July 31. L 229/1. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32014R0833qid=1493020428585from=en
14 В соответствии со ст. 41 гл. VII Устава ООН, «Совет Безопасности может принимать меры, не предусматривающие использования вооруженных сил, и имеет право призвать членов ООН к применению этих мер».

мировой бирже. В банковском секторе санкции повлияли на работу Газпромбанка и Внешкомбанка, усложнились процедуры получения займов в Европейском инвестиционном банке и Европейском банке реконструкции и развития.

Санкции распространились и на техническую помощь в сфере энергетики, в которой «Роснефть» и «Новатек» являются важнейшими игроками. Даже сотрудничество в области освоения космоса и технологий товаров двойного назначения в оборонной промышленности попало под действие санкций, особенно это коснулось НПК «Уралвагонзавод». Поразительно то, что США решили приостановить сотрудничество в области космоса. Исключение составляет взаимодействие в области поддержания беспрерывной работы Международной космической станции (МКС) — по сути дела, единственной площадки сотрудничества между Россией и Западом. 29 января 2015 г. представитель ЕС по иностранным делам официально подтвердила действие санкций сроком до сентября 2015 г. Один из наиболее шокирующих примеров в списке санкций против России — разрыв контракта, подписанного между Российской компанией «Рособоронэкспорт» и французской компанией ДСНС (DCNS) в июне 2011 г. на строительство двух десантных кораблей-вертолетоносцев класса «Мистраль» для российского флота.

19 июня 2015 г. «в ответ на нелегальную аннексию Крыма и Севастополя» Совет ЕС продлил до 23 июня 2016 г. ограничительные меры. 1 июля 2016 г. Совет продлил экономические санкции против отдельных секторов российской экономики до 31 января 2017 г., включая экспорт и импорт вооружения и товаров двойного назначения, а также «ограничение доступа России к отдельным имеющим стратегическое значение технологиям и услугам, которые могут использоваться для разработки и добычи нефти». Эти санкции ограничивают некоторым российским компаниям доступ к европейским финансовым рынкам.

Контрмеры со стороны России. 6 августа 2014 г. президент В.В. Путин подписал указ о введении полного или частичного эмбарго на «ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия» из стран, от которых исходили санкции против России, сроком на один год15. Больше всего пострадали от этих мер Польша, Литва, Нидерланды и Германия. Пятой в списке наиболее пострадавших от российского эмбарго оказалась Испания.

15 Указ Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Президент России. 2014. 6 августа. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/46404

Западные санкции обернулись бумерангом и для российских корпораций, в которых представлены определенные финансовые интересы Запада. Королевский банк Шотландии контролировал 20 % «Роснефти». Пострадали от санкций и другие западные банки, такие как Deutsche Bank, Société Générale, Unicredit, Raiffeisen. Промышленный сектор, подверженный влиянию российского рынка, также оказался под ударом санкционных мер. В частности, пострадали такие немецкие компании, как Siemens, Eon, Basf, Volkswagen и др. В Испании от ответных российских мер помимо аграрного сектора пострадали такие компании, как Repsol и Técnicas Reunidas, не говоря уже о существенном снижении потока российских туристов.

Шесть стран ЕС практически полностью зависят от сотрудничества с Газпромом, и решить эту проблему в кратчайшие сроки не представляется возможным16. Геополитический ответ президента В.В. Путина на западные санкции был дан в ходе серии визитов в страны Латинской Америки 11-16 июля 2014 г., во время саммита стран БРИКС в Форталезе (Бразилия), и в виде плана укрепления сотрудничества России с Бразилией, Аргентиной, Венесуэлой и Ку-бой17. Ситуация в Украине — основная причина принятия санкций против России и развязывания новой холодной войны, однако, не улучшилась. Отставка премьер-министра Яценюка 10 апреля 2016 г. ознаменовала вступление Украины на опасный путь нестабильности и начало нового периода политической неопределенности в Украине18. Президент Путин обвинил Украину в планировании

16 Только Кипр, Дания, Ирландия, Мальта, Португалия и Великобритания не зависят от российского газа.
17 Сотрудничество распространяется на области ядерной энергии, топлива, сырья, оборонной промышленности, сферу космоса и т.д. Россия будет сотрудничать с этими странами в области создания безопасности нового трансокеанского канала, который соединит Атлантический и Тихий океаны. Новый канал строит в Никарагуа компания HKND Group из Китайской Народной Республики. В эксплуатацию канал будет сдан в 2019 г., а полное завершение его строительства намечено на 2029 г.
18 «Господин Яценюк, экономист, поддерживаемый западными союзниками Украины, в том числе Соединенными Штатами, пришел к власти два года назад на волне народного протеста на пространстве Майдана, что привело к падению президента Виктора Януковича. <.. .> Господин Яценюк столкнулся на посту премьер-министра с колоссальными вызовами, и это никоим образом не было связано с аннексией Крыма и военной интервенцией на востоке страны. Трясина финансовых проблем Украины потребовала международного пакета финансовой помощи размером в $40 миллиардов.» (Kramer A.E. Arseniy Yatsenyuk, Ukraine&s Premier, Quits Amid Splits in Post-Revolution Alliance // The New York Times. 2016. April 10. URL: https://www.nytimes.com/2016/04/11/world/europe/ukraines-prime-minister-to-resign-amid-fractures-in-post-revolution-alliance.html?_r=0).

террористических атак на Крымском полуострове и убийстве двух российских офицеров 8 августа 2016 г. Украинская сторона отвергла эти обвинения19.

Заключение

Первую холодную войну можно определить как военное, политическое, идеологическое и экономическое противостояние между СССР и США и их сторонниками. Но в настоящий момент не существует идеологического противостояния России и стран Запада, так как Россия полностью интегрирована в глобальный капиталистический мир. Сегодня даже Куба не относится к «оси зла», «железный занавес» пал. Президент Обама встретился с президентом Кубы Р. Кастро, США и ЕС готовы сотрудничать с Ираном. Так в чем же кроется причина для новой холодной войны?

«Большая пятерка» — это группа англосаксонских стран: Австралия, Канада, США, Великобритания и Новая Зеландия, в основе внешней политики которых лежал единый глобальный сценарий с целью сохранения своего лидирующего положения и получения преимуществ в международных отношениях. Вот что пишет в своей книге Черчилль: «Если население Британского Содружества и Соединенных Штатов будет действовать совместно, при всем том, что такое сотрудничество означает в воздухе, на море, в науке и экономике, то будет исключен тот неспокойный, неустойчивый баланс сил, который искушал бы на амбиции или авантюризм. Напротив, будет совершенная уверенность в безопасности»20.

Экономические и коммерческие санкции против России из-за кризиса в Украине и «аннексии Крыма» потерпят фиаско, как в свое время потерпело фиаско стремление изолировать СССР. Введение односторонних санкций в обход Совета Безопасности ООН несовместимо с нормами международного права. После отмены санкций в отношении Ирана и шагов по возобновлению дипломатических отношений с Кубой неуместно говорить о новой холодной войне. Хотя журнал "The NATO Review" утверждал, что год за годом «западные санкции наносят заметный вред российской экономике»21,

19 Walker S. Putin Raises Stakes over Alleged Ukrainian Terror Plot in Crimea // The Guardian. 2016. August 10. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/aug/10/ russia-accuses-ukraine-of-armed-crimea-incursion
20 Цит. по: Churchill&s Iron Curtain Speech Fifty Years Later / Ed. J.W. Muller. Columbia: University of Missouri Press, 1999. P. 12.
21 Christie E.H. Sanctions after Crimea: Have They Worked? // NATO Review. 2015. URL: http://www.nato.int/docureview/2015/Russia/sanctions-after-crimea-have-they-worked/EN/index.htm

однако в то же время президент Б. Обама признал неэффективность 50-летнего торгового эмбарго против Кубы22.

ЕС обязан восстановить прежний ландшафт и свое право играть важную роль в глобальном мире, обязан проводить независимую внешнюю политику. ЕС призван выполнять свою функцию в поддержании баланса между мировыми блоками. США должны отказаться от роли мирового жандарма. Присутствие НАТО в Европе не имеет более никакого обоснования23. ЕС скоро достигнет своих окончательных территориальных пределов, что означает необходимость установления стабильных деловых отношений со странами Азии и Дальнего Востока. Необходимо улучшать отношения ЕС со своими евразийскими соседями. Холодная война должна остаться в прошлом.

Перевод с английского Н.В. Крыловой под редакцией А.Л. Демчука ЛИТЕРАТУРА

ChristieE.H. Sanctions after Crimea: Have They Worked? // NATO Review. 2015. URL: http://www.nato.int/docu/review/2015/Russia/sanctions-after-crimea-have-they-worked/EN/index.htm

Churchill&s Iron Curtain Speech Fifty Years Later / Ed. J.W. Muller. Columbia: University of Missouri Press, 1999.

Council Regulation (EU) No. 833/2014 of 31 July 2014 Council Regulation (EU) No. 833/2014 of 31 July 2014 Concerning Restrictive Measures in View of Russia&s Actions Destabilising the Situation in Ukraine // Official Journal of the European Union. 2014. July 31. L 229/1. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri= CELEX:32014R0833qid=1493020428585from=en

Fact Sheet: NATO and U.S. Efforts in Support of NATO Partners, Including Ukraine, Moldova, and Georgia // The White House. 2014. September 5. URL: https:// obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2014/09/05/fact-sheet-nato-and-us-efforts-support-nato-partners-including-ukraine-m

Joint Statement by EU High Representative Federica Mogherini and Iranian Foreign Minister Javad Zarif Vienna // European Union. External Action. 2015. July 14. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/3244/joint-statement-eu-high-representative-federica-mogherini-and-iranian-foreign-minister-javad_en

Kramer A.E. Arseniy Yatsenyuk, Ukraine&s Premier, Quits Amid Splits in PostRevolution Alliance // The New York Times. 2016. April 10. URL: https://www.nytimes. com/2016/04/11/world/europe/ukraines-prime-minister-to-resign-amid-fractures-in-post-revolution-alliance.html?_r=0

22 Президент Барак Обама пообещал снять эмбарго с Кубы до 14 сентября. Юридическим основанием для эмбарго был старый «Закон о торговле с противником» 1917 г.
23 17 марта 2015 г. Киевское правительство утвердило закон о размещении американских войск на своей территории. Кроме того, преданность США и «Большой пятерки» не разделяется другими «друзьями и союзниками», за которыми все это время шпионили сотрудники ЦРУ и АНБ США, согласно данным Дж. Ассанжа и Э. Сноудена.

Lippman W. The Cold War: A Study in U.S. Foreign Policy. New York: Harper,

1947.

Taylor P.J., Flint C. Political Geography: World-economy, Nation-state and Locality. Harlow: Pearson Education Limited, 2000.

Walker S. Putin Raises Stakes over Alleged Ukrainian Terror Plot in Crimea // The Guardian. 2016. August 10. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/aug/10/ russia-accuses-ukraine-of-armed-crimea-incursion

REFERENCES

Christie, E. H. "Sanctions after Crimea: Have They Worked?" NATO Review, 2015, URL: http://www.nato.int/docu/review/2015/Russia/sanctions-after-crimea-have-they-worked/EN/index.htm

"Council Regulation (EU) No. 833/2014 of 31 July 2014 Council Regulation (EU) No. 833/2014 of 31 July 2014 Concerning Restrictive Measures in View of Russia&s Actions Destabilising the Situation in Ukraine," Official Journal of the European Union, July 31, 2014, L 229/1, URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri= CELEX:32014R0833qid=1493020428585from=en

"Fact Sheet: NATO and U.S. Efforts in Support of NATO Partners, Including Ukraine, Moldova, and Georgia," The White House, September 5, 2014, URL: https:// obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2014/09/05/fact-sheet-nato-and-us-efforts-support-nato-partners-including-ukraine-m

"Joint Statement by EU High Representative Federica Mogherini and Iranian Foreign Minister Javad Zarif Vienna," European Union. External Action, July 14, 2015, URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/3244/joint-statement-eu-high-representative-federica-mogherini-and-iranian-foreign-minister-javad_en

Kramer, A. E. "Arseniy Yatsenyuk, Ukraine&s Premier, Quits Amid Splits in PostRevolution Alliance," The New York Times, April 10, 2016, URL: https://www.nytimes. com/2016/04/11/world/europe/ukraines-prime-minister-to-resign-amid-fractures-in-post-revolution-alliance.html?_r=0

Lippman, W. The Cold War: A Study in U.S. Foreign Policy. New York: Harper,

1947.

Muller, J. W. (ed.) Churchill&s Iron Curtain Speech Fifty Years Later. Columbia: University of Missouri Press, 1999.

Taylor, P. J.; Flint, C. Political Geography: World-economy, Nation-state and Locality. Harlow: Pearson Education Limited, 2000.

Walker, S. "Putin Raises Stakes over Alleged Ukrainian Terror Plot in Crimea," The Guardian, August 10, 2016, URL: https://www.theguardian.com/world/2016/aug/10/ russia-accuses-ukraine-of-armed-crimea-incursion

geopolitics truman doctrine nato marshall plan ukraine crimea sanctions retaliation ГЕОПОЛИТИКА ДОКТРИНА ТРУМЭНА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты