Спросить
Войти

Централизация функциональных подразделений - одно из важнейших направлений повышения эффективности управления производства

Автор: указан в статье

Мегарегулятор должен подчиняться Правительству РФ, хотя в этом случае имеет место некоторый риск, заключающийся в том, что созданный единый регулятор может быть под слишком большой опекой со стороны государства.

Важным в организационной структуре является, чтобы работа мегарегулятора изначально включала принцип коллегиальности в принятии важнейших управленческих решений с участием саморегулируемых организаций и правом принятия окончательного решения по любой проблеме финансового рынка, если она не урегулирована законодательно.

Вместе с тем в состав дирекции - высшего коллегиального органа управления мегарегулятора должны входить:

- руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области государственных финансов;

- руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере социально-экономического развития;

- руководитель федерального антимонопольного органа.

В законодательстве могут также содержаться требования о периодической публичной отчетности мегарегулятора, содержащей информацию о том, как мегарегулятор в течение года выполнял свои функции и соответствовал целям своей деятельности, а также прописана обязательность периодических проверок деятельности регулятора со стороны государственных органов и возможность наложения санкций в случае обнаружения нарушений.

Система единого регулятора будет более действенна, если в штате регулятора будут работать высококвалифицированные кадры, которые имеют значительный и положительный опыт работы на финансовом рынке.

Это основные элементы функционирования регулятора, в соответствии с которыми мегарегулятор будет осуществлять свою деятельность, а также будут первым шагом к доверию и уважению мегарегулятора на рынке. Подобная схема построения единого финансового органа призвана обеспечить справедливое и разумное регулирование финансового рынка России.

The system of regulation of a securities market is opened and the model of system of bodies of state regulation of a securities market in Russia is developed. Construction of a megaregulator of the financial market as strategic tool of perfection of a policy of regulation of a securities market with a view of control and supervision increase is offered and is proved.

The key words: a securities market; stale regulation system; a megaregulator of the financial market; the control, supervision of the financial market.

Об авторе

B.B. Мандрон - ассистент. Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ maii.ru.

УДК 333.4

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ -ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Т.А. Николаева, А.Г. Титов

Определены основные направления повышения эффективности управления современным производством. Сформулированы уровни создания прогрессивной системы организации управления промышленным предприятием.

щттшттшштшжтшштмтт.

Для реализации задач стоящих перед обществом в условиях рыночной экономики в первоочередном порядке необходимо решить две важнейших задачи:

— ускорение темпов научно-технического прогресса и внедрение его достижений на основе непрерывного развития связи науки с производством;

—совершенствование организации управления и управленческого труда на всех, уровнях управления.

Однако практическая деятельность предприятий показывает, что в современных условиях развития производства никакая передовая техника и технология не позволяют достичь оптимальной эффективности использования имеющихся ресурсов без четкой организации управления и управленческого труда. Роль организации управления и управленческого труда заметно возрастает в условиях перехода экономики на интенсивные методы развития при значительных качественных и количественных изменениях, происходящих в производстве под влиянием научно-технического прогресса.

Это наглядно подтверждается изменением технико-экономических показателей производственной деятельности, так, например, каждые 10-13 лет на предприятиях происходит удвоение номенклатуры изготовляемых деталей. Что со своей стороны приводит к постоянному росту количества наименований материалов, используемых для изготовления продукции.

Практическая деятельность предприятий показывает, что каждая деталь в ходе ее изготовления проходит по производственно-технологическому циклу от трех и до семи операций (в среднем — пять).

Однако перед началом изготовления деталей непосредственно в производственном цехе на участке требуется проведение большого, все возрастающего объема следующих подготовительных и расчетных работ (основанных на создании информации): конструктор разрабатывает чертеж на деталь; технолог разрабатывает технологический процесс ее изготовления, обеспечивает оснащенность инструментом и приспособлениями процесс изготовления детали; работник отдела материально-технического снабжения заказывает необходимые материалы и обеспечивает их поступление на предприятие; нормировщик рассчитывает трудовые нормативы и т. д.

В самом же производственном процессе возрастающее количество изготовляемых деталей также сопровождается созданием большого объема информации, к которой следует отнести: сопроводительные документы на передачу деталей из цеха в цех; наряды на оплату выполненной по технологическим операциям работы, заявки на проверку продукции О ГК, накладные на отправку на склад и другие виды информации.

Таким образом, усложнение выпускаемой продукции и вызываемый этим рост номенклатуры изготовляемых деталей приводит к непрерывному росту объема информации, необходимой для технико-экономической подготовки, обслуживания и оперативного управления производством.

Следует также отметить, что наряду с внутрипроизводственной информацией значительно возрастает объем информационных связей, осуществляемых предприятиями и организациями с предприятиями — потребителями и поставщиками продукции, научно-исследовательскими, проектными и учебными заведениями, отраслевыми министерствами.

Проведенными исследованиями установлено, что ежегодно на предприятиях и в объединениях объем информации, необходимой для обеспечения процессов управления производством, возрастает на 14—17 % и, таким образом, в течение каждых шести-семи лет удваивается [1]. Потребность в своевременном сборе, обработке и выдаче информации при значительных ежегодных темпах ее роста приводит к непрерывному опережающему росту численности ИТР и служащих по отношению к другим категориям

работников промышленно-производственного персонала. Рост численности ИГР и служащих призван в условиях усложнения процессов управления обеспечить своевременное выполнение функции технико-экономической подготовки, обслуживания и оперативного управления производством.

Опережающий рост численности ИТР и служащих (по данным статистических управлений Брянской, Горьковской, Владимирской и других областей) наглядно показан в таблице.

Анализ статистических данных показал, что рост численности ИТР и служащих в общей численности промышленно-производственного персонала значительно отличается по отраслям промышленности.

Наибольшую численность ИТР и служащие (см. таблицу) составляют на предприятиях машиностроения. На ряде предприятий эта величина даже превышает 22 %. Причинами этого являются высокий технический уровень отрасли и роль, которую играет машиностроение в ускорении темпов научно-технического прогресса, а также то, что наряду с объективными причинами, вызываемыми научно-техническим прогрессом, существенное влияние на рост численности аппарата управления оказывают и организационные недостатки в его деятельности.

К организационным недостаткам в первую очередь следует отнести: слабый уровень регламентации деятельности работников аппарата управления : отсутствие оптимальной централизации и децентрализации выполняемых в управлении работ, что в свою очередь вызывает значительный процент дублирования выполняемых функций, особенно в оперативном управлении производством. Исследованиями установлено, что по отмеченным выше причинам 27—33 % функционирующей на предприятиях управленческой информации является избыточной и ее ликвидация не окажет воздействия на качество и эффективность управления, так как эта информация по своему содержанию дублируется двух-, трехкратно.

Наименование Категории работников 2000 2005

Вся промышленность ИТР и служащие 15,6 17,5

Рабочие 81 79,5

Прочие 3,4 3

Машиностроение ИТР и служащие 18,7 21,4

Рабочие 77Д 76

Прочие 4Л 3,6

Примечание. Соотношения даны в процентах к общей численности промышленно-производственного персонала

Рис. 1. График влияния научно-технического прогресса на рост объемов информации, числен-ности аппарата управления и затрат на управление

Опережающий по сравнению с другими категориями рост численности аппарата управления приводит к увеличению затрат и вызывает потребность в совершенствовании организации управления. На рис. 1 показано влияние научно-технического прогресса на рост объемов информации, (аппарата управления и затрат на его содержание). В затраты на управление кроме заработной

-Численность аппарата управления

—• — Суммарные затраты на управление -—-Объем инфорации

36_Вестник Брянского госуниверситета №3 (2008)

платы работников аппарата управления включены затраты на приобретение и эксплуатацию средств автоматизации и механизации труда в управлении.

Таким образом, суммарные затраты на управление в себестоимости выпускаемой продукции, по данным ученых экономистов, в условиях научно-технического прогресса имеют тенденцию к постоянному росту.

К увеличению затрат на управление следует относить и значительные (пока не учитываемые) дополнительные непроизводительные затраты всех видов ресурсов, вызываемые организационными недостатками в деятельности аппарата управления, начиная от производственного мастера и кончая директором (генеральным директором). Практика показывает, что наибольшие затраты — следствие рассогласованности в деятельности работников аппарата управления. Это еще раз подтверждает необходимость постоянного совершенствования организационного уровня деятельности работников аппарата управления, а следовательно, повышения эффективности их труда.

Рассмотрим, это на примере организации деятельности аппарата управления основного производственного цеха.

Существующие в настоящее время организационные схемы управления производственным цехом представляют собой сложную многофункциональную структуру, в которую входят:

— службы технико-экономической подготовки производства, техническое бюро, производственно-диспетчерское бюро, бюро груда и заработной платы, экономические и бухгалтерские службы;

— службы обслуживания производственного процесса, служба, механика и энергетика, инструментальная служба, бюро технического контроля и др.;

—.......непосредственно производственные подразделения, производственные участки

и смены.

В этих условиях для обеспечения нормального функционирования производственного процесса начальнику цеха, его заместителям, начальникам участков и мастерам приходится в ходе выполнения своих функциональных обязанностей ежедневно решать более 75 различных вопросов [2].

Большое разнообразие и, следовательно, малые промежутки времени, отпускаемые на их решение (в среднем 3— 10 мин), не позволяют оптимально решать вопросы управления и с наибольшей эффективностью использовать все виды имеющихся ресурсов. Все это — следствие неполного использования наличных ресурсов цехов и предприятий в целом.

Кроме того, непрерывный рост объемов информации не позволяет при существующей структуре управления цехом работникам аппарата управления своевременно и качественно решать возникающие перед ними вопросы, несмотря на большую продолжительность их рабочего дня по сравнению с нормой. Так, продолжительность рабочего дня руководителей подразделений на промышленных предприятиях и в объединениях составляет 9—10 ч в день, передки случаи работы в выходные дни. Однако практика показывает, что это не дает желаемых положительных результатов решения возникающей проблемы по своевременной переработке информации, необходимой для обеспечения оптимальности процессов управления.

Данные проведенных исследований подтверждают и малый процент (в среднем 23—32 %) работ, выполняемых в соответствии с функциональными обязанностями другими работниками аппарата управления цехов: технологами, экономистами, бухгалтерами и т. д.

Учитывая изложенное, для обеспечения повышения эффективности труда управленческих работников целесообразно централизовать функциональные подразделения в масштабах предприятий.

Для этого из цехового аппарата управления необходимо вывести работников, не связанных непосредственно с производственным процессом (технологов, экономистов, работников ремонтных служб и других).

При этом в цехе из работников аппарата управления оставить только: начальников цехов, их заместителей, начальников участков, старших мастеров и мастеров. Такая схема управления цехом показана на рис. 2. В этом случае значительно повышается оперативность и качество управления, так как управленческие работники занимаются решением только непосредственно четко определенных перечнем производственных функций. Укрупненные в масштабе предприятия или производства централизованные функциональные службы (технологические, экономические, ремонтные и др.) более компетентно и на высоком качественном уровне решают свои функциональные вопросы. Такой подход имеет значительные преимущества по сравнению с существующими формами и методами управления производством благодаря следующих факторов: —сокращения объема информации, функционирующей на предприятии, из-за централизации функциональных подразделений и устранения дублирования функции; —-повышения производительности, эффективности и качества труда работников, занятых в аппарате управления за счет специализации и кооперации труда между ними, освобождения работников от выполнения несвойственных им работ, так как работники

Рис. 2. Структура управления производственным цехом в условиях централизации функциональных служб

— приведения численности аппарата управления к 15—17 % от численности промыш-ленно-производственного персонала (т. е. созданию благоприятных условий для сокращения численности И ГР и служащих); из каждых 100 работников аппарата управления высвобождаются минимум пять—семь человек, что для предприятий с численностью работающих 5—7 тыс. чел., сотни тысяч рублей экономии в год, а для объединений-— еще больше.

— повышения обоснованности и правовых основ принимаемых управленческих решений;

— обеспечений более эффективной автоматизации и механизации труда в сфере управления и др.

Все отмеченное в итоге позволит более качественно, конкретно и эффективно принимать управленческие решения, значительно снизит непроизводительные затраты и затраты на управление, приведет к улучшению конечных, технико-экономических показателей деятельности предприятий и объединений и росту прибыли.

Principal trends of rise of efficacy of management of modem industry are defined. Terns of creation of progressive system of industrial enterprise management organizing are formulated.

The key words: market economics, automation of labour, industrial personal, industry management, administrative information, functional services.

Список литературы

1. Совершенствование системы документооборота — важнейший путь повышения эффективности труда в управлении. Брянский ЦНТИ, 1978. 1 с. (Информ. листок № 148-78).
2. Титов А.Г. Организация управленческого труда и пути ее улучшения П Экономические проблемы эффективности производства. Киев: КИНХ, 1975. № 12. 124 с.

Об авторе

Т.А. Николаева - докт. пед. наук, проф. Брянский государственный университет им. академика ИТ. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

А.Г. Титов - канд. экон. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 33

ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.Д. Шафронов, О..Н. Юркова

В статье дан анализ факторов и ресурсов роста экономики сельскохозяйственных предприятий Брянской области. Показано, что важнейшими факторами роста эффективности предприятий является увеличение выхода продукции с единицы земельной площади, повышение концентрации сельскохозяйственного производства. Крупный резерв роста эффективности производства - рациональное использование оборотных фондов и в первую очередь кормов, установление оптимального соотношения между основными и оборотными фондами. В статье приведены показатели экономической деятельности одного из лучших хозяйств Брянской области - ТнВ "Красный Октябрь".

Повышение уровня интенсификации сельскохозяйственного производства - решающее условие роста производственно-экономического потенциала сельскохозяйственных предприятий и эффективности их деятельности. На ее основе появляется возможность обеспечить рост производства за счет качественного совершенствования факторов производства - средств производства, технологий, трудовых ресурсов. При этом повышается не только квалификация работников, но и их фондо- и энерговооруженность труда, его производительность. Но, конечно, одним из главных результатов этого процесса является увеличение выхода сельскохозяйственной продукции с единицы площади. Об этом убедительно свидетельствуют данные группировки районов Брянской области по выходу сельскохозяйственной продукции (табл. 1).

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА АВТОМАТИЗАЦИЯ ТРУДА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЛ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты