Спросить
Войти

Социально-экономическое положение Русской православной церкви в структуре государственного управления в губерниях Центрального Черноземья в xix- начале XX вв. : состояние и проблемы

Автор: указан в статье

ББК 87.6

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГУБЕРНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ.: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Б.А. Ершов

В статье рассматривается социально-экономическое положение православной церкви в губерниях Центрального Черноземья в XIX- начале XX вв. Показано, что в данный период православная церковь была органом государственного управления. Она являлась проводником государственной политики среди своих прихожан. Когда прекратилась практика избрания священнослужителей, что послужило разрыву связи между духовенством и прихожанами, то государству необходимо было материально обеспечить духовенство, которое своей деятельностью решало государственные задачи

В XIX - начале XX вв. Церковь играла значимую роль в духовной жизни народа и в хозяйственном отношении страны. В российской историографии большее внимание уделялось духовности Русской Православной Церкви. В XIX веке вопросы материального положения священнослужителей были раскрыты

недостаточно. Не был разработан вопрос о привилегиях церковнослужителей и их незначительной хозяйственной поддержки, как в финансовом плане, так и в правовом, со стороны государства.

Анализ социально-экономического положения Русской Православной Церкви позволил выявить то, что духовенство частично переориентировалось на казённое жалованье и отходило от традиционных способов обеспечения. В XIX веке основными источниками доходов большей части приходского клира, во всяком случае сельского, по-прежнему были пожертвования

сельскохозяйственными продуктами и платы прихожан за требы. В течение XIX века правительство старалось улучшить материальное положение священнослужителей, но полностью перевести священников на казённое жалованье не получилось.

С 20-х гг. XIX века ежегодно на помощь беднейшим приходам поступало 500 тысяч рублей. В конце 1830-1840-х гг. была проведена реформа в западных епархиях под руководством министра государственных имуществ П. Д. Киселева: обозначены нормы повинностей прихожан и их пожертвования, духовенство было переведено на жалованье, в обязанности прихожан стало входить строительство домов для причта[1].

Прихожане сопротивлялись новому порядку реформы, что способствовало провалу части реформы, однако, с 1855 года жалованье стали получать во всех епархиях Русской Церкви. В 60-х гг. XIX века жалованье из казны получало

Ершов Богдан Анатольевич - ВГТУ, канд. ист. наук, доцент, тел. (473) 224-71-22

половина причтов, но это жалованье не могло заменить традиционных источников дохода и играло вспомогательную роль. Решить эту задачу должны были попечительства, но, собирая огромные суммы на украшение храмов, попечительства на содержание причтов получали менее 10% пожертвований. Прихожане считали, что обеспечивать духовенство и решать вопрос о состоянии церковной утвари должно государство, так как видели в духовенстве чиновников, находящихся на государственной службе. Таково дело по рапорту протоиерея Покровского собора о состоянии духовной утвари от 25 января 1822 года[2]. В рапорте содержатся сведения Воронежской духовной консистории о том, что ризница и вся церковная утварь находятся в состоянии ветхости, кроме небольшого количества книг, вновь присылаемых. Материальное положение приходского духовенства, в связи с назначением ему определенного содержания от прихожан, несколько улучшилось, но этот способ обеспечения духовных лиц часто встречал затруднения.

Николай I также пытался материально обеспечить духовенство, и на это из государственного казначейства выделялись постепенно увеличивавшиеся суммы. Святейший Синод к 1861 году ежегодно расходовал на содержание приходского духовенства по 3 315 000 рублей[3]. Правительство признавало, что доходов от земли на содержание духовенства не хватало. В качестве доходов были руга, плата за требы и добровольные приношения прихожан.

Существовали нормы платы за требы. Плата за молитву родильнице составляла 4 копейки, за крещение младенца - 6 копеек, за погребение ребенка - 6 копеек, отпевание взрослого - 20 копеек, венчание стоило 22 копейки, поэтому духовенство имело от этого денег не так много. В

1859 году доход трех Церквей села Рассказово Тамбовской губернии вместе с пособиями сиротам составлял всего 645 рублей. А домочадцев и сиротствующих в 1858 году по подсчетам было 100 человек в 29 дворах. Такие требы, как

крещение и отпевание, священник должен был исполнять даже без оплаты, неисполнение таких треб являлось тяжелым грехом. Требы за венчание давали достаточные сборы. Для села минимум была сумма в 10 рублей, верхний предел - 50 рублей. Возможность заработать приходу давали венчания мещан, купцов, дворян, прихожан других

приходов. Священники села Рассказово не хотели зависеть от купцов, мещан, крестьян, помещиков и потому просили епархиальное начальство ввести жалование, которое бы нормировало оплату их труда[4]. Несмотря на моральные и материальные трудности Рассказовский клир Тамбовской

губернии соответствовал званию пастыря.

Священники этого прихода имели успехи по обращению сектантов, евреев, католиков и старообрядцев в лоно православия[5].

В течение XIX века Русская Православная Церковь старалась разными путями увеличить своё материальное благосостояние. Её доходы состояли из шести частей. Денежные субсидии государства составляли одну часть. Земельные приобретения за счет казенных владений и путем пожертвований относились ко второй и третьей части. Сюда входила также земельная собственность, которая состояла из лугов, лесов и пахотной земли; рыбная ловля, мельницы и другие владения. К четвертой части относились доходы от торговли промышленными и сельскохозяйственными продуктами и доходы от сдачи в аренду церковного имущества. Проценты с капиталов, находившиеся в банках, можно отнести к пятой части. Денежные приношения прихожан относятся к шестой части. Свои капиталы духовенство хранило в государственных банках, получать же проценты с денежного капитала духовные лица могли только с разрешения епархиального начальства.

Однако, внутренние ресурсы духовенства не были исчерпаны полностью и могли принести значительные доходы при умелом их использовании. Перспектива экономического развития Церкви была многообещающей, так как даже в этих условиях Православная Церковь располагала доходом более 200 млн. рублей.

В 1860-х гг. проводились церковные реформы, целью которых было улучшение материального состояния духовенства. И в 1861 году в структуре духовенства произошел качественный сдвиг. В

1860 году хозяйственное управление при Святейшем Синоде имело 7 831 384 рубля, большая часть из которых шла на содержание духовенства, а в 1861 году хозяйственное управление располагало лишь 438900 рублями.

В 1859 году при государственном контроле была основана комиссия по составлению правил о порядке ревизии и отчетности. Эта комиссия постановила, что денежные средства, которые отпускались из государственной казны на содержание правительственных учреждений и духовных лиц, должны быть сосредоточены в государственном казначействе, и все капиталы, сформированные к 1860 году от прежних лет,

должны быть отданы в государственное казначейство. В 1860 году в государственное казначейство из хозяйственного управления Синода было направлено 5 663 920 руб., из них 5 502 837 руб. передавалось на пенсии и пособия духовенству. По решению вышеупомянутой комиссии Святейший Синод устанавливал порядок описи церковного имущества. 27 марта 1891 года Воронежская духовная консистория предписывала причтам Церквей, чтобы при составлении описей церковного имущества, в точности наблюдался за каждой церковью порядок в том, чтобы в описи были вписаны планы церковных зданий, а планы земель в межевые книги[6].

В 1860-х гг. бурно в обществе обсуждался вопрос о финансовом положении духовенства, его роли и месте. Общество предлагало различные способы решения этой проблемы. Священники в своих письмах рассказывали о своём бедственном положении. Обер-прокурор Святейшего Синода в своих отсчетах сообщал императору о состоянии дел в Духовном ведомстве, в которых говорилось о низком материальном положении духовных лиц. Предметом обсуждений также были бесконтрольное расходование церковных денег, негативные тенденции в поведении церковных старост, недовольство священников из-за своего тяжелого положения. Кризис между пастырями и паствой был очевиден. В предложениях по улучшению быта духовенства было высказано мнение о необходимости участия казны в деле материального обеспечения. Г осударство волновали проблемы духовного ведомства, и эти проблемы могло решить особое присутствие по делам православного духовенства, которое существовало с 1862 по 1885 гг. В 1863 году особое присутствие по делам православного духовенства разослало постановление: «На улучшение быта духовенства внимание следует обратить не только на средства государственного казначейства, так как обеспечение причтов первоначально является обязанностью прихожан, и правительственные пособия должны быть лишь вспомогательными свойствами»[7]. Правительство стремилось наладить связь между приходом и духовенством. В связи с этим многие священнослужители делали смету своего имущества, домов, чтобы знать стоимость в случае непредвиденных обстоятельств. 21 октября 1894 года священник Степан Алексеевич Карпов обратился в городскую управу с просьбой об оценке принадлежавших ему строений в городе Воронеже по Московской части 13 квартала, дом № 182. Вследствие чего городская управа просила архитектора составить установленную опись имущества, которая и была им составлена и передана членам управы. По описи числился: флигель одноэтажный, выходящей на Большую дворянскую улицу, оконные переплеты, печи с дымовыми трубами, железные кровельные листы. Все имущество, принадлежавшее священнику Степану Карпову, было оценено в 12

тысяч рублей. Об этом свидетельствует подпись на акте, выданном Карпову [8].

В 1864 году для активности прихожан в материальном обеспечении духовенства особое присутствие разослало циркуляр «Положения о церковно-приходских попечительствах». В 18691879 гг. за счет упразднения мелких приходов и установления жалованья священникам в размере от 240 до 400 рублей доходы приходского духовенства увеличились [9]. В этой связи можно привести данные по Тамбовской губернии. В «рапортах благочинных» Тамбовской губернии содержаться сведения о церковных библиотеках за 1908 год и церковнослужителях за 1909 год. Ежегодно в лучших приходах псаломщики получали 200-350 рублей, священники - 600-800 рублей, диаконы 300-500 рублей; в средних приходах псаломщики получали 100-200 рублей, священники - 400-600 рублей, диаконы 200-400 рублей; а в худших - псаломщики получали 75-150 рублей, священники - 300-500 рублей. 7 приходов из 20 были обеспечены пособием от казны в обычном размере. Только казенное жалование и усиление деятельности духовенства в приходской жизни могли улучшить материальное положение духовных лиц. Информация о попытках улучшить материальное положение духовенства содержалась в отчетах обер-прокурора в разделе «Обеспечение духовенства местными средствами». Из этих заявлений было ясно, что проблему материального положения духовенства «местными средствами» не решить. Особое присутствие в апреле 1869 года предложило проект, который положил начало в епархиях созданию новых штатов. Такие положения, как условия определения на священно и церковнослужительские места, пересмотр состава церковных причтов и приходов, увольнение и перемещение священников, служебные права духовенства получили силу закона.

По нормам штата одному приходу полагался один священник и один причетник. В обязанности губернских присутствий входило сокращение приходов, в случае упразднения прихода прихожане приписывались к другим церквям. Губернские присутствия в этом случае должны были руководствоваться расстоянием Церквей от одной до другой, численностью прихожан, вместительностью храмов, удобством сообщения деревень с церквями, нравственно-религиозным состоянием прихожан. Также предполагалось увеличение количества новых приходов.

С 1863 года новые приходы разрешали открывать только в том случае, если прихожане соглашались полностью содержать дома семьи причта. В связи с этим священник становился зависимым от общины, и он не мог приобрести дом в частную собственность. А это закрепляло обычай брачных договоров. 19 сентября 1864 года священник Василий Лобачевский подал прошение, в котором говорилось, что он человек пожилой, поэтому своё место в Троицкой церкви хутора Илька-Кошеры Курской губернии Грайворонского

уезда отдаст тому, кто вступит в брак с дочерью его двоюродного брата с обязательным условием содержать его, Василия Лобачевского, с женой до самой кончины. При рассмотрении данного прошения была составлена опись дома, в котором проживал священник и его жена, и отмечалась его передача тому, кто станет преемником. Дом был хорошим: «деревянный, рубленный из разного дерева, 11 аршин в ширину и 19 аршин в длину; всего в нём было 4 комнаты, в 3 из них полы деревянные. Дом оценили в 500 рублей серебром.

Домов и квартир на всех священнослужителей не хватало, и поэтому жилищный вопрос стоял достаточно остро. Представители духовенства вынуждены были жить там, где позволяли обстоятельства. Дьякон Порфирий Фёдоров подал прошение о переводе «ввиду плохих условий его квартиры в Белгородском уезде в приходе слободы Терновки, в другое место. Общество временно назначило квартиру для его семейства в доме одного из прихожан, уехавшего на заработки, а по приезду хозяина дом был продан, и дьякон с семьёй вынужден был проживать временно в помещении Земской школы, так как других квартир в приходе не имелось»[10].

Особое присутствие было осторожно: обнаружение излишек приходов и предложения по их сокращению должны были исходить от губернских присутствий. В законе говорилось, что «губернские присутствия и духовенство считали необходимым уменьшить количество приходов, сократить число священников, селения расписать между церквями и жителями с большими удобствами, диаконов оставить только при соборных церквях, должности причетников сократить, штатных просфирен упразднить»[11]. В мае 1869 года был издан закон об отмене сословной замкнутости духовенства. В епархиях начались изменения. В 1873 году были введены новые штаты в 18 епархиях, в результате чего количество причтов уменьшилось на 14 701 человека. Количество духовенства уменьшилось на 38%, число приходов сократилось на 20%, священников - на 10%.

Синод в конце XIX века на содержание православного духовенства выделял 7 миллионов рублей в год, а государственное казначейство - 18 миллионов в год, не считая доходов от церковных земель, имуществ, пожертвований и процентов с капиталов. Структурные изменения в составе духовенства должны были положительно сказаться на благосостоянии и социальном статусе духовных лиц. Доходы между отдельными группами духовенства и отдельными причтами распределялись равномерно, хотя по уровню доходов духовенство уступало дворянству.

Итак, делая вывод, можно отметить, что основу материального обеспечения духовенства в губерниях Центрального Черноземья составляли доходы, которые священнослужители получали от прихожан, от ведения хозяйства на своих землях и от собственных перерабатывающих предприятий.

Население, в своем большинстве не думало о благосостоянии священников в целом, а плата за требы, нередко весьма незначительная, создавала видимость того, что духовенство богато. Однако духовные лица по своему образованию и

положению занимали более высшую социальную ступень, поэтому жизненные потребности

священников были немного другими, чем у основной массы мирян. Священники губерний Центрального Черноземья воспринимали свое благосостояние как недостаточное. Многие

священнослужители, понимая имеющиеся

проблемы, поддерживали идею жалованья от государства. Вероятно, что введение

государственного жалованья духовенству, если не полностью сняло, то хотя бы уменьшило конфликтность взаимоотношений духовенства с мирянами. Однако, даже к 1917 году в губерниях Центрального Черноземья только 2/3 духовенства получало государственное жалованье, причем его масштабы вовсе не исключали потребностей

использования традиционных источников доходов.

Бесспорно, что доходы духовенства в

губерниях Центрального Черноземья увеличились за рассматриваемый период, в структуре доходов возросла доля тех источников, которые не завесили от мирян (проценты с капиталов, государственное жалованье), но большая часть священнослужителей оставались финансово необеспеченными, что не

могло не отразиться на будничной жизни священников, их материально-бытовых условиях.

Литература

1. Римский С.В. Русская Православная Церковь в

национальной политике России в Западном крае (30-70-е гг. XIX в) / С.В. Римский // Россия в новое время: историческая традиция и проблемы

самоидентификации. Материалы межвузовской научной конференции 25-27 апреля 1996. - М.; 1996. - С.105-108.

2. ГАВО. Ф. И- 84. Оп. 1. Д. 1633. Л. 1.
3. Алексеева С.И. Синод, как государственное

учреждение Российской Империи во второй половине XIX в. (историографический очерк) / С.И. Алексеева // Актуальные проблемы историографии

дореволюционной России. Ижевск, 1992. - С.149-164.

4. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1396. Л. 9.
5. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1396. Л. 10-12 об.
6. ГАВО. Ф. И - 84. Оп. 1. Д. 1945. Л. 4.
7. РГИА. Ф. 804. Оп.1. Д. 152. Л. 8.
8. ГАВО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 1566. Л. 3, 4, 7.
9. Предложения и проекты П. А. Валуева по вопросам внутренней политики (1862-1866гг.) / Публ. В.В. Гармизы // Исторический Архив. 1958. - № 1. - С. 138-153.
10. ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 139. Л. 1.
11. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени Петра Великого / П.В. Знаменский Казань.: 1873. - 851 с

Воронежский государственный технический университет

SOCIAL AND ECONOMIC POSITION OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN GOVERNMENT STRUCTURE IN PROVINCES OF THE CENTRAL CHERNOZEM REGION IN XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES: THE CONDITION AND PROBLEMS B.A. Ershov

In article social and economic position of Orthodox Church in provinces of the Central Chernozem region is considered in XIX - the beginning of XX centuries Is shown, that during the given period the Orthodox Church was state body. It was a conductor of a state policy among the parishioners. When practice of election of clerics that has served communication rupture between clergy and parishioners to the state the clergy who the activity solved the state problems was necessary to provide financially has stopped

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты