Спросить
Войти

Виды государственного контроля в рамках финансовой деятельности государства

Автор: указан в статье

УДК 351.72(47) Е.Е. ФРОЛОВА

ББК 65.261.8(2 Рос) зав. кафедрой предпринимательского и финансового права

Байкальского государственного университета экономики и права,

кандидат юридических наук, доцент,

г. Иркутск e-mail: frolevgevg@mail.ru

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Рассматривается государственный контроль как форма управленческого процесса и одна из ключевых функций управления. Исследуется сущность государственного контроля в рамках финансовой деятельности государства. Анализируются основные направления государственного финансового контроля. Особое внимание уделяется рассмотрению контроля как функции обеспечения достижения управленческого результата в рамках финансовой деятельности государства.

E.E. FROLOVA

Chair of Business and Finance Law Department of Baikal National University of Economics and Law, PhD in Law, associate professor, Irkutsk e-mail: frolevgevg@mail.ru

TYPES OF STATE CONTROL IN FINANCING ACTIVITIES OF A STATE

The article deals with state control as a form of management and one of management key functions. The author studies the main point of state control within the frames of financing activities of a state and analyzes main directions of state financial control. Special attention is paid to examining control as a function that provides management results within the frames of financing activities of a state.

Контроль — неотъемлемая часть управленческого процесса. Сущность управления проявляется в воздействии субъекта управления на объект управления, основанном на подчинении объекта управления его субъекту. Взаимодействие объекта и субъекта управления состоит из отдачи команды, получения информации о ее исполнении и осуществлении контроля за исполнением [16, с. 23]. Схематично структуру любого управленческого отношения можно представить следующим образом:

1. Субъект управления дает управленческую команду объекту управления.
2. Объект управления исполняет команду.
3. Субъект управления контролирует правильность исполнения команды объектом управления.

Управляющее воздействие имеет своей целью достижение конкретного результата, который определяется субъектом управления. Реализация поставленной цели зависит от точности управленческой команды и от профессионализма исполнителя (объекта управления). Таким образом, ключевые этапы управленческого процесса — это отдача команды и ее исполнение. Однако для того чтобы команда была надлежащим образом исполнена объектом управления, субъект управления должен проконтролировать как сам

© Е.Е. Фролова, 2010

процесс исполнения, так и результат работы [15, с. 14]. В связи с этим можно говорить об обеспечивающей роли контрольного этапа управленческого процесса. Контроль не имеет самостоятельного значения в рамках управленческой деятельности, а выполняет исключительно функцию обеспечения достижения управленческого результата. Контроль является способом установления обратной связи между объектом и субъектом управления, т.е. посредством использования контрольного механизма субъект управления получает информацию об исполнении управленческой команды.

Контроль не заменяет собой управление, и его нельзя противопоставлять управлению. Будучи функцией управления, контроль не может быть подчинен решению задач, выходящих за рамки управления. Его назначение должно соответствовать целям самого управления [8, с. 12].

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения управленческой команды, равно как и в случае несоответствия результата деятельности поставленным целям, к объекту управления применяются установленные санкции в зависимости от наличия вины исполнителя и ее степени [10, с. 73].

Ослабление контрольной функции приводит к формализму в осуществлении управления. В свою очередь, от действенности контроля в значительной степени зависит эффективность работы органов управления, а в конечном итоге — и эффективность общественного воспроизводства [8, с. 12]. Данные, полученные в результате проведения контроля, позволяют корректировать принятые ранее решения для наиболее эффективного достижения поставленной управленческой задачи. Именно контроль позволяет на основе информации о фактических ситуациях, явлениях и их изменениях своевременно принимать меры по устранению недостатков в работе звеньев управления и должностных лиц [14, с. 17].

Являясь одной из форм управленческого цикла, контроль представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа характера функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров

и нормативных предписаний и принятия решений по их ликвидации [2, с. 180].

Очевидно, что государственный контроль характеризуется наличием государственной власти у его субъекта, т.е. осуществляется государственными органами и должностными лицами в процессе реализации ими функции государственного управления.

Финансовая деятельность государства как вид управленческой деятельности заключается в деятельности уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях обеспечения бесперебойного функционирования государства и выполнения поставленных задач на каждом этапе общественного развития [3, с. 7]. Посредством осуществления финансовой деятельности государство регулирует весьма значительный пласт общественных отношений, аккумулируя денежные средства в фондах и в дальнейшем перераспределяя эти средства и используя их для стимулирования одних или ограничения других сфер социально-производственных отношений. Управление при помощи государственных финансовых ресурсов является одним из наиболее эффективных способов государственного управления.

В рамках финансовой деятельности государства возникает и активно применяется в качестве инструмента государственной финансовой политики государственный финансовый контроль. В самом общем виде финансовый контроль представляет собой систему мероприятий по проверке финансовых и взаимосвязанных с ними аспектов деятельности хозяйствующих субъектов. Финансовый контроль объективно необходим в любом обществе, основанном на товарноденежных отношениях [1, с. 61].

Финансовый контроль вообще и государственный финансовый контроль в частности является одной из наиболее хорошо и детально разработанных категорий в отечественной экономической и правовой научной литературе [7-9; 20; 26; 28-31 и др.]. Под финансовым контролем обычно понимают совокупность мероприятий по проверке соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства РФ, а также

рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов [26, с. 161]. Такой контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства и не исчерпывается финансовым контролем в отношении публичных (государственных, муниципальных) фондов денежных средств. Он охватывает собой кроме того финансовую деятельность физических и негосударственных юридических лиц.

Основными направлениями государственного финансового контроля являются:

- проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

- проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов: бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств;

- проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями и учреждениями;

- выявление внутренних резервов производства;

- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины [27, с. 140-141].

В 1996 г. в целях обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации был издан указ Президента РФ «О мерах по обеспечению финансового контроля в Российской Федерации» [19]. В соответствии с данным указом государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Осуществление финансового контроля как важнейшей функции государства регламентируется нормами финансового права, совокупность которых образует самостоятельную подотрасль финансового права [8, с. 113-114]. Такая позиция представляется обоснованной, поскольку нормативное регулирование государственного финансового контроля состоит из финансово-правовых норм, включенных как в общую, так и в особенную части финансового права. Помимо норм общего характера существуют нормы, определяющие специфику государственного финансового контроля в различных сферах финансовой деятельности — бюджетной, налоговой и в сфере денежного обращения. Государственный контроль в рамках финансовой деятельности классифицируется в зависимости от уполномоченных субъектов контроля, их компетенции, объектов контроля, правовых форм и методов.

Представляется, что в соответствии со структурой особенной части финансового права в системе государственного финансового контроля могут быть выделены:

1. Бюджетный контроль, включающий в себя:

- контроль за соблюдением законности на всех стадиях бюджетного процесса;

- контроль за соблюдением законности при поступлении и зачислении доходов в государственный бюджетный фонд;

- контроль за соблюдением законности при выделении средств из государственного бюджетного фонда;

- контроль за соблюдением законности при использовании средств, выделенных из государственного бюджетного фонда;

- контроль за соблюдением законности при осуществлении государственных заимствований;

- контроль за соблюдением законности при управлении государственным долгом и его обслуживании;

- контроль за соблюдением законности при формировании государственных внебюджетных фондов, распределении и использовании их средств.

2. Налоговый контроль, включающий в себя:

- контроль за соблюдением законности при исчислении сумм налогов и сборов;

- контроль за соблюдением законности при уплате (взимании) налогов и сборов;

- контроль за соблюдением законности при предоставлении налоговых льгот и преимуществ.

3. Контроль за денежным обращением, включающий в себя:

- контроль за соблюдением законности при осуществлении денежных операций в наличной и безналичной формах;

- контроль за соблюдением законности при осуществлении операций с иностранной валютой;

- контроль за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Сферы (направления) контроля выделяются в зависимости от области законодательства, регулирующего определенный относительно обособленный пласт (совокупность) общественных отношений, возникающих в рамках осуществления финансовой деятельности государства. Можно сказать, что выделение сфер государственного финансового контроля обусловливается и структурой особенной части финансового права.

Бюджетный контроль. Это направление государственного финансового контроля, которое представляет собой совокупность проводимых государственными органами мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисциплины.

Роль бюджетного контроля очень велика при любых формах хозяйствования, будь то плановая или рыночная экономика. Это объясняется тем, что его назначение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования государственных денежных средств [11, с. 7]. Задачи бюджетного контроля:

- обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

- контроль за соблюдением норм бюджетного законодательства;

- контроль за правильностью ведения учета бюджетных средств;

- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

- улучшение бюджетной дисциплины;

- выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

- контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов и распределением их средств;

- выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

- проведение профилактической и информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины [6, с. 15].

Хотя государственный бюджетный контроль охватывает в первую очередь общественный сектор экономики, он распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета, при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов и т.д. Следовательно, объектом бюджетного контроля выступают не только бюджетная сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Иными словами, объект бюджетного контроля — денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения национального дохода (частично — и национального богатства) в территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций [4, с. 583-584]. Этим и определяются роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Налоговый контроль. Основным источником формирования бюджета являются налоги, собираемость которых обеспечивается надлежащей дисциплиной налогоплательщиков. Для стабилизации финансовой системы

РФ необходимо создание действенной системы контроля за соблюдением правовых норм налогового законодательства, правильным исчислением налогов и сборов, полнотой и своевременностью поступления денежных средств [22, с. 104-105].

Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающей соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства, правильность исчисления налогов, полноту и своевременность внесения их в бюджет или внебюджетный фонд [26, с. 351]. Он осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязательных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах (ст. 82 Налогового кодекса РФ) [18].

Контроль в налоговой деятельности — это важный элемент государственного управления, обеспечивающий соблюдение налогоплательщиками (физическими, юридическими и иными лицами) требований налогового законодательства. Изданные нормативные документы определяют задачи контроля за хозяйственными операциями и процессами, указывают, каким образом можно вскрыть нарушения и недостатки в работе проверяемого объекта (юридического, физического и иного лица) и какие меры следует принять для их устранению.

Контроль за денежным обращением. Эффективное использование финансовых ресурсов в государстве возможно только в условиях стабильного функционирования денежно-кредитной системы. В этом случае первостепенное значение наряду с бюджетным и налоговым контролем приобретает государственный финансовый контроль за денежным обращением, основная цель которого — обеспечение устойчивости национальной валюты и бесперебойного функционирования платежной системы, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием экономической безопасности государства и его экономического развития.

Под денежным обращением понимаются движение денег в наличной и безналичной

денежных формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты [25, с. 570]. Денежное обращение обслуживает товарное производство и товарное обращение, кругооборот и оборот капиталов, движение ссудного и фиктивного капиталов и доходов различных социальных групп. Выделяют два вида денежного обращения:

- обращение наличных денег;

- безналичное денежное обращение.

Государственный контроль за денежным

обращением — это одно из направлений государственного финансового контроля, содержанием которого является совокупность контрольных мероприятий, проводимых компетентными субъектами контроля и направленных на обеспечение соблюдения норм законодательства о денежном обращении. Стоит согласиться с точкой зрения, согласно которой денежное обращение представляет собой подотрасль финансового права, включающую несколько институтов: институты наличного и безналичного денежного обращения и институт валютного обращения [12; 13].

Соответственно контроль за денежным обращением включает в себя несколько направлений:

- контроль за наличным денежным обращением;

- контроль за безналичным денежным обращением;

- контроль за валютным обращением (валютный контроль);

- контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Задачами государственного финансового контроля за денежным обращением являются:

- контроль за состоянием и обращением наличной денежной массы, включая контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций;

- обеспечение выполнения действующего законодательства в сфере проведения безналичных расчетов;

- обеспечение соблюдения правил обращения наличной и безналичной иностранной валюты, включая обеспечение соблюдения порядка обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

- предотвращение или минимизация нелегального денежного обращения и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

В систему контроля за денежным обращением в качестве одного из направлений его проведения входит валютный контроль — контроль за обращением иностранной валюты на территории государства. Вряд ли можно признать обоснованной точку зрения, весьма распространенную в отечественной правовой науке, согласно которой валютный контроль — одно из самостоятельных направлений государственного финансового контроля [5; 17; 24-26 и др.].

Валютный контроль является неотъемлемым элементом (составной частью) контроля за денежным обращением в целом. Денежное обращение представляет собой движение денежной массы, а денежная масса — совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих физическим и юридическим лицам и государству [21, с. 64]. Очевидно, что к покупательным и платежным средствам относится не только национальная валюта, но и иностранная. Это обусловлено расширением международного экономического сотрудничества вообще и мировых торговых связей в частности. Кроме того, в собственности граждан и организаций на территории РФ могут находиться как национальные денежные знаки, так и платежные средства иностранных государств. В российских банках открываются и обслуживаются наряду с рублевыми различные валютные счета. Это означает, что денежная масса в РФ включает в себя не только рублевые средства (наличные и на счетах в кредитных организациях), но и средства в иностранной валюте. Поэтому ограничение денежного обращения исключительно рамками движения денежных средств в национальной валюте представляется не отвечающим современным реалиям.

Государственное регулирование денежного обращения имеет своей целью обеспечение устойчивости национальной валюты и поддержание ее платежеспособности по отношению к иностранным валютам. Достичь этой цели только путем регулирования обращения национальной валюты, без регламентации порядка обращения иностранной валюты на территории конкретного государства невозможно. Поэтому валютное регулирование — это часть регулирования денежного

обращения (поскольку обращение иностранной валюты — часть всего денежного обращения в государстве). Соответственно контроль за денежным обращением включает в себя контроль за обращением иностранной валюты, т.е. валютный контроль.

Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных видов валютных операций [32, с. 569].

Проблема недопущения в российскую экономику в процессе осуществления реформ капиталов, полученных в результате преступной деятельности, на сегодняшний день вышла на первый план. Контроль за легальным происхождением капиталов фактически является частью контроля за денежным обращением в РФ и, следовательно, частью государственного финансового контроля.

Оборот капитала, т.е. движение финансовых средств, — неотъемлемый элемент современной экономики. Само существование экономических отношений зависит от непрерывного, бесперебойного движения финансовых средств. Но далеко не все субъекты хозяйственной деятельности соблюдают предписания законодательства относительно обращения капитала и способов ведения экономической деятельности. В любом государстве существует так называемая теневая экономика, которая является составной частью неформального сектора экономики, охватывающего как легитимные, так и нелегитимные виды экономической деятельности [23, с. 9].

Поскольку все экономические отношения опосредованы движением денежных средств, то и оборот капитала, в свою очередь, делится на две части — легальный и нелегальный, т.е. денежный оборот в теневой экономике. Причем обе эти части не являются статичными, происходит постоянное «перетекание» капитала из теневой экономики в легальную и наоборот.

Обращение капитала в теневой экономике связано с постоянным увеличением объема нелегально полученных денежных средств. Причем последние не оказывают никакого положительного влияния на экономику государства, они не могут быть использованы на общественно полезные цели,

поскольку выведены из легального оборота. Напротив, нелегально полученные денежные средства используются и в дальнейшем для финансирования преступной деятельности. В результате государству причиняется прямой финансовый ущерб.

Фактически нелегальный оборот капитала не поддается государственному регулированию, в том числе и со стороны Центрального банка РФ. В таком случае выполнение Центральным банком РФ функций по регулированию и контролю за денежным обращением крайне усложняется. В связи с этим нелегальный оборот капитала и легализация денежных средств, полученных преступным путем, подрывают основы национальной экономики и неблагоприятно сказываются на функционировании платежной системы государства, а также негативно влияют на решение других вопросов в сфере денежного обращения.

На сегодняшний день совершенно очевидна необходимость контроля за источниками теневого капитала и теми целями, на который он используется. Данный вид контроля должен входить в систему государственного финансового контроля, поскольку он может осуществляться исключительно государственными органами с целью установления законности происхождения денежных средств и проведения операций с ними.

Исследование показало, что все направления государственного финансового контроля имеют свои конкретные цели, задачи и объекты. Так, объектами бюджетного контроля выступают только те организации, учреждения, предприятия, деятельность которых тем или иным образом связана с бюджетными средствами (зачисление, распределение, расходование, перечисление и т.п.). Объектами налогового контроля являются только налогоплательщики, т.е. те физические и юридические лица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налогов. Объектами контроля за денежным обращением выступают абсолютно все юридические и физические лица, совершающие любые операции с денежными средствами в наличной или безналичной форме. Таким образом, очевидно, что самый широкий круг объектов контроля, практически неограниченный, имеет место в системе контроля за денежным обращением.

Кроме того, обладают определенной спецификой и методы, используемые в каждом из направлений государственного финансового контроля, что связано с его конкретными целями. Например, успешному достижению целей бюджетного контроля наиболее соответствует проведение ревизий. Для обеспечения эффективности налогового контроля наиболее часто применяются различного рода проверки, поскольку контроль за правильностью исчисления сумм налоговых платежей и полнотой их уплаты не включает в себя контроль за эффективностью и целесообразностью хозяйственной деятельности подконтрольного объекта. Для наиболее эффективного осуществления контроля за денежным обращением чаще всего используется документальная проверка.

Список использованной литературы

1. Артемьева С.С., Митрохин В.В., Чугунов В.И. и др. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. для вузов. М., 2008.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 1997.
3. Быля А.Б., Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право: учеб. М., 2010.
4. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 1999.
5. Валютное право России: учеб. пособие / под ред. Б.Ю. Дорофеева. М., 2000.
6. Воронина Л.И., Шохин С.О. Бюджетно-финансовый контроль и аудит: Теория и практика применения в России. М., 1997.
7. Голополосов А. Роль государственного контроля и основные принципы его деятельности. М., 1918.
8. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.
9. Дагаев И.В. Государственный контроль, его задачи и деятельность. М., 1918.
10. Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981.
11. Евзлин З.Н. Бюджетный контроль и государственная отчетность. Л., 1928.
12. Журавлева И., Василец В. Право денежного обращения как подотрасль финансового права // Право и жизнь. 2002. № 46. С. 314-328.
13. Журавлева И.А., Крысин С.А. Расчетные правоотношения в системе финансового права // Право и жизнь. 2001. № 37. С. 33-48.
14. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. М., 1986.
15. Кочерин Е.А. Контроль как функция управления. М., 1982.
16. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.
17. Мельников В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль: Новый взгляд на перспективы развития // Деньги и кредит. 2000. № 12.
18. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
19. О мерах по обеспечению финансового контроля в Российской Федерации: указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 в ред. указов Президента РФ от 25 июля 2000 г. № 1358, 18 июля 2001 г. № 872 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3696.
20. Понтович Э.Э. Финансовый контроль. Л., 1928.
21. Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А.Д. Некипелов. М., 2001.
22. Староверова О.В. Налоговое право: учеб. пособие для вузов. М., 2001.
23. Столяренко В.М. Незаконный вывоз капитала и финансовая амнистия. СПб., 2002.
24. Финансовое право: учеб. / под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000.
25. Финансовое право: учеб. / под ред. Н.И. Химичевой. М., 2000.
26. Финансовое право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006.
27. Финансовое право / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2008.
28. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. / под ред. А.П. Ковалева. Ростов н/Д, 2001.
29. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.

М., 2001.

30. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / под ред. Н.Ф. Самсонова. М., 2001.
31. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М., 2001.
32. Эриашвили Н.Д. Финансовое право. М., 2001.

Bibliography (transliterated)

1. Artem&eva S.S., Mitrokhin V.V., Chugunov V.I. i dr. Finansy, denezhnoe obrashchenie, kredit: ucheb. dlya vuzov. M., 2008.
2. Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya: kurs lektsii. M., 1997.
3. Bylya A.B., Gorbunova O.N., Gracheva E.Yu., Tolstopyatenko G.P. Finansovoe pravo: ucheb. M., 2010.
4. Byudzhetnaya sistema Rossiiskoi Federatsii: ucheb. / pod red. M.V. Romanovskogo, O.V. Vrublevskoi. M., 1999.
5. Valyutnoe pravo Rossii: ucheb. posobie / pod red. B.Yu. Dorofeeva. M., 2000.
6. Voronina L.I., Shokhin S.O. Byudzhetno-finansovyi kontrol& i audit: Teoriya i praktika primeneniya v Rossii. M., 1997.
7. Golopolosov A. Rol& gosudarstvennogo kontrolya i osnovnye printsipy ego deyatel&nosti. M., 1918.
8. Gracheva E.Yu. Problemy pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo finansovogo kontrolya. M., 2000.
9. Dagaev I.V. Gosudarstvennyi kontrol&, ego zadachi i deyatel&nost&. M., 1918.
10. Dyuryagin I.Ya. Pravo i upravlenie. M., 1981.
11. Evzlin Z.N. Byudzhetnyi kontrol& i gosudarstvennaya otchetnost&. L., 1928.
12. Zhuravleva I., Vasilets V. Pravo denezhnogo obrashcheniya kak podotrasl& finansovogo prava // Pravo i zhizn&. 2002. № 46. S. 314-328.
13. Zhuravleva I.A., Krysin S.A. Raschetnye pravootnosheniya v sisteme finansovogo prava // Pravo i zhizn&. 2001. № 37. S. 33-48.
14. Kozlov Yu.M., Frolov E.S. Nauchnaya organizatsiya upravleniya i pravo. M., 1986.
15. Kocherin E.A. Kontrol& kak funktsiya upravleniya. M., 1982.
16. Lazarev B.M. Kompetentsiya organov upravleniya. M., 1972.
17. Mel&nikov V.N. Valyutnoe regulirovanie i valyutnyi kontrol&: Novyi vzglyad na perspektivy razvitiya // Den&gi i kredit. 2000. № 12.
18. Nalogovyi kodeks RF. Ch. 1 // Sobranie zakonodatel&stva RF. 1998. № 31. St. 3824.
19. O merakh po obespecheniyu finansovogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezigenta RF ot 25 iyulya
1996 g. № 1095 v red. ukazov Prezidenta RF ot 25 iyulya 2000 g. № 1358, 18 iyulya 2001 g. № 872 // Sobranie zakonodatel&stva RF. 1996. № 31. St. 3696.
20. Pontovich E.E. Finansovyi kontrol&. L., 1928.
21. Populyarnaya ekonomicheskaya entsiklopediya / gl. red. A.D. Nekipelov. M., 2001.
22. Staroverova O.V. Nalogovoe pravo: ucheb. posobie dlya vuzov. M., 2001.
23. Stolyarenko V.M. Nezakonnyi vyvoz kapitala i finansovaya amnistiya. SPb., 2002.
24. Finansovoe pravo: ucheb. / pod red. O.N. Gorbunovoi. M., 2000.
25. Finansovoe pravo: ucheb. / pod red. N.I. Khimichevoi. M., 2000.
26. Finansovoe pravo Rossiiskoi Federatsii: ucheb. / otv. red. M.V. Karaseva. M., 2006.
27. Finansovoe pravo / otv. red. N.I. Khimicheva. M., 2008.
28. Finansy. Denezhnoe obrashchenie. Kredit: ucheb. / pod red. A.P. Kovaleva. Rostov n/D, 2001.
29. Finansy, denezhnoe obrashchenie i kredit: ucheb. / pod red. M.V. Romanovskogo, O.V. Vrublevskoi. M.,
2001.
30. Finansy, denezhnoe obrashchenie i kredit: ucheb. / pod red. N.F. Samsonova. M., 2001.
31. Finansy, denezhnoe obrashchenie i kredit: ucheb. / pod red. V.K. Senchagova, A.I. Arkhipova. M., 2001.
32. Eriashvili N.D. Finansovoe pravo. M., 2001.
государственный контроль управленческий процесс финансовая деятельность государства финансовый контроль state control management process financing activities of a state financial control
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты