Спросить
Войти

Проблема разграничения акватории и освоения энергетических ресурсов Восточно-Китайского моря между Китаем и Японией

Автор: указан в статье

III.3. АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН

А.А. Киреева

ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ АКВАТОРИИ

И ОСВОЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОГО МОРЯ МЕЖДУ КИТАЕМ И ЯПОНИЕЙ

Статья посвящена проблеме делимитации морской границы в Восточно-Китайском море между Китаем и Японией в связи с территориальным спором вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао. Также рассматривается проблема совместного освоения энергетических ресурсов, расположенных в спорном районе, в особенности китайско-японское соглашение по совместному освоению Восточно-Китайского моря 2008 г. и развитие данного вопроса в результате эскалации конфликта вокруг спорных островов в 2012 г. Автор приходит к выводу, что совместное освоение энергетических ресурсов может стать путем снижения напряженности вокруг китайско-японского конфликта в Восточно-Китайском море.

Восточно-Китайское море расположено между КНР и Японией (самыми южными островами Рюкю и Кюсю), на севере граничит с Желтым морем и Южной Кореей, а на юге с Южно-Китайским морем и Тайванем. Проблема делимитации Восточно-Китайского моря является одним из самых острых спорных моментов в отношениях между Китаем и Японией, так как усилившееся противостояние по поводу освоения энергетических ресурсов в этом районе серьезно препятствует улучшению отношений между странами1. Эта проблема связана с конфликтом вокруг островов Сэнкаку (яп.) / Дяоюйдао (кит.), которые фактически контролируются Японией, но суверенитет над кото© Киреева А.А., 2013

рыми оспаривается Китайской Народной Республикой (КНР) и Китайской Республикой на Тайване. Хотя сами по себе острова Сэнкаку/Дяоюйдао не имеют никакой экономической ценности, суверенитет над ними имеет стратегическую и политическую важность, а также означает доступ к окружающему острова району, который предположительно содержит большие запасы газа и нефти, а также богат рыбными ресурсами2.

В 1968 г. было обнародовано исследование Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), которое установило, что на материковом шельфе Восточно-Китайского моря около островов Сэнкаку/Дяоюйдао может находиться богатое месторождение нефти с потенциальными запасами от 10 до 100 млрд баррелей3. По данным Управления по энергетической информации США, запасы газа в Восточно-Китайском море составляют примерно 250 трлн куб. м4. Принимая во внимание, что Япония импортирует большую часть энергетических ресурсов и, как следствие, находится в большой зависимости от импорта, а также учитывая растущие потребности и Китая в энергетических ресурсах5, следует признать, что возможность освоения потенциальных запасов, расположенных близ островов Сэнкаку/Дяоюйдао, является одним из ключевых факторов, влияющих на эскалацию конфликта6.

Конфликт вокруг делимитации морской границы между Китаем и Японией в Восточно-Китайском море обострился в 1990-х годах, что связано с закреплением правовых позиций сторон в результате ратификации Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г. и вступившей в силу в 1994 г.7 Конвенция устанавливает длину территориального моря в 12 морских миль (22,2 км) от исходной линии (линия наибольшего отлива вдоль берега) и суверенные права государства в отношении разведки и разработки природных ресурсов исключительной экономической зоны (части моря в 200 морских миль (370,4 км) от исходной линии) или аналогичные «суверенные права» на континентальном шельфе (естественном продолжении сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 морских миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела), что включает в себя минеральные ресурсы дна и его недр8.

Используя различные трактовки, государству с большой прибрежной территорией выгоднее настаивать на делимитации морской границы, базируясь на принципе выделения континентального шельфа (позиция КНР), а государству-архипелагу - на определении максимально возможной исключительной экономической зоны (позиция Японии). По Конвенции Китай и Япония обладают правом на 200-мильную зону от побережья (в случае Китая) или оконечности островов (в случае Японии), но в Восточно-Китайском море расстояние между территориями двух стран не достигает 400 миль и составляет всего 360 миль9. Суверенитет над островами Сэнкаку/ Дяоюйдао является фактором, существенно влияющим на расположение морской границы между Китаем и Японией10.

В 1992 г. в КНР была принята Декларация о территориальном море и прилегающей зоне, в которой указано, что территориальным морем КНР являются воды, примыкающие к территории КНР, состоящей из материковой части, Тайваня и всех прилегающих островов, в том числе Дяоюйдао, Пэнху (Пескадорские острова) и других11. Приняв Конвенцию ООН по морскому праву, Япония в 1996 г. и Китай в 1998 г. образовали свои исключительные экономические зоны, в каждую из которых входят острова Сэнкаку/Дяоюй-дао12. При проблемах, связанных с определением морской границы в случае «перекрывания» исключительных экономических зон, Конвенция предполагает проведение переговоров и установление границы на основе принципа справедливости. В случае Китая и Японии попытки достичь компромисса по морской границе успеха не имели, и у каждой стороны существует свое понимание морской границы и, соответственно, размера исключительной экономической зоны.

Так, Япония, взяв за основу принцип равноудаленности, провела границу по медианной линии, которая делит Восточно-Китайское море ровно посередине между побережьем КНР и окончанием Японского архипелага. Китай же не признает эту срединную линию, и морская граница в понимании КНР проходит по границе континентального шельфа (что превышает 200 морских миль от исходной линии)13, значительно восточнее японской (в 340 морских милях от побережья КНР вплоть до Окинавской впадины (кит. Сиху), которая, по мнению китайской стороны, является природной морской границей, отделяющей Китай от Японии). Острова Сэнкаку/Дяоюйдао геологически расположены на азиатском континентальном шельфе и отделены от японских островов Рюкю Окинавской впадиной, что и дает китайской стороне основание выдвигать принцип пролонгации континентального шельфа при определении морской границы и китайской исключительной экономической зоны. Необходимо отметить, что также существует наложение морских границ Республики Корея, Китая и Японии и, естественно, Китайской Республики на Тайване, позиция которой идентична позиции КНР. Проблема КР на Тайване состоит в том, что, хотя КНР и не контролирует территориальные воды Тайваня,

все государства региона поддерживают официальные дипломатические отношения не с ним, а с материковым Китаем, что не позволяет им вступать в официальные переговоры с Тайванем по поводу делимитации морской границы14.

В 1997 г. между Китаем и Японией было подписано соглашение о рыболовстве, обходившее стороной вопрос о делимитации морской границы и о суверенитете над спорным островами15. А в середине 2000-х годов произошла эскалация китайско-японского территориального конфликта, связанная с интенсификацией соперничества за энергетические ресурсы16.

Необходимо отметить, что начиная с предложения лидера КНР Дэн Сяопина в 1994 г. о решении проблемы островов Спратли и Сэнкаку/Дяоюйдао путем совместной разработки месторождений без обсуждения вопросов суверенитета, правительство КНР и китайские компании неоднократно проводили переговоры с японскими коллегами по вопросу совместного освоения энергетических ресурсов островов Сэнкаку/Дяоюйдао, но каждый раз получали отказ, так как японская сторона настаивала на необходимости сначала провести делимитацию морской границы или признать ее суверенитет над островами17. При этом КНР намного раньше Японии начала заниматься вопросами разработки и освоения месторождений на шельфе Восточно-Китайского моря. Представляется, что Япония долгое время воздерживалась от разработки месторождений в районе спорных островов для того, чтобы лишний раз не нагнетать обстановку вокруг данного вопроса, тогда как КНР с самого начала вела себя более уверенно в своей разработке энергетических ресурсов. Китайские компании начали проводить разведку уже в 1974 г., в 1983 г. было открыто месторождение Пин-ху, которое находилось в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны Японии и в 70 милях от медианной линии, установленной Японией в качестве морской границы с Китаем, на китайской стороне. В 1996-1998 гг. при финансовом участии Японского банка для международного развития и японской стороны через Азиатский банк развития были построены платформы для добычи нефти и газа, а также трубопровод до терминала в Шанхае, а в 1998 г. месторождение Пинху было введено в эксплуатацию. Японское правительство, однако, настаивает, что месторождение находится в спорной зоне, так как делимитация границы между КНР и Японией до сих пор не проведена18.

В 1999 г. было обнаружено крупное месторождение Сиракаба (яп.) / Чуньсяо (кит.), а в 2002 г. на конференции, организованной Государственной плановой комиссией КНР, Китайская национальная оффшорная нефтяная компания (CNOOC) и Китайская нефтяная и химическая корпорация (Sinopec) основали Совместный комитет по освоению природного газа в Восточно-Китайском море19. В 2003 г. они заключили контракт с иностранными компаниями Шелл (Royal Dutch Shell) и Юнокал (Unocal Corporation) о его совместной разработке, но иностранные корпорации в сентябре 2004 г. отказались от участия в проекте (официально «по коммерческим причинам», но в действительности, как считается, из-за рисков, связанных с юридически неурегилированным статусом данной зоны), и китайские компании инициировали деятельность по освоению месторождения самостоятельно. В мае 2004 г. в японских СМИ появилась информация о деятельности китайских судов по разведке газовых месторождений в Восточно-Китайском море вблизи от японской исключительной экономической зоны. Так как крупное месторождение Сиракаба (яп.) / Чуньсяо (кит.) и расположенные вблизи него три более мелких (Каси (яп.) / Тяньвайтянь (кит.), Кусуноки (яп.) / Дуаньцяо (кит.) и Кикё (яп.) / Цаньсюэ (кит.)) находятся всего в пяти морских милях к западу от медианной линии, которую Япония считает границей, разделяющей исключительные экономические зоны двух государств, японская сторона выразила обеспокоенность тем, что КНР может начать добычу газа из залежей, простирающихся под японской территорией, так как район добычи соединяется с участками японской исключительной экономической зоны. Несмотря на просьбу японских властей прекратить разведку, китайские компании начали строительство морских платформ для добычи газа на месторождении Сиракаба (яп.) / Чуньсяо (кит.)20.

В ответ на эти действия японское правительство инициировало сбор своей собственной информации о потенциальных месторождениях нефти и природного газа на «своей стороне» медианной линии, чем с июля по октябрь 2004 г. занималась частная компания по поручению Министерства экономики, торговли и промышленности Японии21. Официальные представители КНР выразили протест, а перед японским посольством в Пекине прошла волна демонстраций против «нелегальной» разведки месторождений. В октябре произошел инцидент, когда один разведывательный и два боевых корабля ВМС КНР вынудили японское судно, проводившее геологические изыскания, покинуть спорный район. В октябре 2004 г. начались китайско-японские переговоры по совместному освоению Восточно-Китайского моря, продолжавшиеся до подписания соглашения в 2008 г. В апреле 2005 г., после выхода доклада, который подтвердил, что месторождения Сиракаба / Чуньсяо и Кусуноки /

Дуаньцяо расположены не только на китайской, но и частично на японской стороне медианной линии, японское правительство приняло решение выдать лицензию на геологоразведочные работы в Восточно-Китайском море, которую получила компания «Тэйкоку ойл». КНР мгновенно оценила действия японских властей как провокацию, цель которой - нарушить «суверенные права и интересы КНР и осложнить ситуацию в регионе»22. Эти события способствовали дальнейшей эскалации китайско-японского конфликта, а в 2005 г. в Китае прошли массовые антияпонские демонстрации, зачастую приобретавшие ярко выраженный агрессивный характер. Так, были совершены нападения на посольство Японии в Пекине и консульство в Шанхае23.

Попытки продвинуться в решении проблемы совместного освоения энергетических ресурсов Восточно-Китайского моря были предприняты во второй половине 2000-х годов. Во время визита премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Китай в результате переговоров с главой правительства КНР Вэнь Цзябао была достигнута договоренность превратить Восточно-Китайское море в «море мира, сотрудничества и дружбы»24. В мае 2008 г. премьер-министр Японии Ясуо Фукуда и председатель КНР Ху Цзиньтао пришли к соглашению по поводу совместной разработки газового месторождения Сиракаба / Чуньсяо25. 18 июня 2008 г. по завершении 12-го раунда переговоров по совместному освоению Восточно-Китайского моря был подписано соглашение под названием «Китайско-японский принципиальный консенсус по вопросу Восточно-Китайского моря», в соответствии с которым китайская сторона приветствует участие японских компаний в разработке месторождения Сиракаба / Чуньсяо, а месторождение Асунаро (яп.) / Лунцзин (кит.) будет иметь статус «зоны совместного развития»26. Стороны также договорились в будущем продолжать консультации по поводу сотрудничества в районе еще двух месторождений -Каси / Тяньвайтянь и Кусуноки / Дуаньцяо. Это дало многим экспертам основания полагать, что Китай фактически признал статус-кво, так как предоставил Японии право принять участие в разработке газовых месторождений и тем самым ушел от позиции утверждения исключительного суверенитета над островами27. После консультаций по линии МИД Китая и Японии была достигнута договоренность, что в переходный период до завершения демаркации в Восточно-Китайском море необходимо наметить конкретную зону для реализации первого этапа совместного развития28.

В продолжение достигнутого прогресса премьер-министр Японии Юкио Хатояма на встрече с председателем КНР Ху Цзиньтао

22 сентября 2009 г. заявил, что он хочет «превратить море проблем в море братства», и была достигнута договоренность начать переговоры по этому вопросу на рабочем уровне в ближайшем будущем29. Тем не менее, несмотря на позитивную риторику, китайско-японское соглашение 2008 г. до сих пор не привело к реальным результатам по совестному освоению энергетических ресурсов Восточно-Китайского моря и договоренности о разработки «зоны совместного развития» так и не были реализованы. Вскоре после подписания стали очевидны различия в подходах китайской и японской сторон. Тогда как японская сторона настаивала на заключении отдельного «международного договора», более четко обозначающего права и обязанности сторон и имеющего юридически обязывающую силу, с точки зрения китайской стороны, этот документ сам по себе следует рассматривать как соглашение, а конкретные шаги следует обсуждать на рабочем уровне. Что касается различий в интерпретации соглашения, то китайская сторона после подписания соглашения сделала оговорку, что оно ни в коей мере не означает признание японской медианной линии, но лишь отражает желание китайской стороны идти на сотрудничество, а разработка «зоны совместного развития» (месторождение Асу-наро / Лунцзин) отличается от предложения японской стороне участвовать в совместном освоении месторождения Сиракаба / Чуньсяо, так как последнее по соглашению должно проходить при соблюдении китайского законодательства, что означает юрисдикцию и суверенитет КНР над данным месторождением и привлечение японской стороны на условиях, аналогичных любым иностранным инвесторам. Японская же сторона считает, что японское участие в разработке месторождения Сиракаба / Чуньсяо по сути является совместным развитием данного месторождения, и не подлежит сомнению, что через него проходит медианная линия30. Это объясняется различиями в подходах китайской и японской сторон к тому, какие месторождения должны быть «зонами совместного развития». Японская сторона считает, что это должны быть месторождения, находящиеся около медианной линии, которую она считает морской границей между странами, и китайские компании должны прекратить одностороннюю разработку. Так, в 2009 г. Япония выражала неоднократные протесты против односторонних разработок китайскими компаниями месторождений Сиракаба / Чуньсяо, затрагиваемого в соглашении 2008 г., и Каси / Тяньвай-тянь, не упоминавшегося в нем. Китайская сторона же полагает, что это должна быть территория к востоку от медианной линии, которую проводит Япония, до границы континентального шельфа,

которую Китай считает своей морской границей с Японией, включая зону островов Сенкаку/Дяоюйдао31.

В настоящее время китайские компании добывают нефть и газ на трех месторождениях: Пинху, Сиракаба / Чуньсяо и Каси / Тяньвайтянь, и идет строительство морских платформ еще на нескольких месторождениях, включая Асунаро (яп.) / Лунцзин (кит.), Кикё (яп.) / Цаньсюэ (кит.) и Кусуноки (яп.) / Дуаньцяо (кит.). Если японская компания «Тэйкоку ойл», получившая лицензию от Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, начнет разработку нефти и газа на японской стороне медианной линии, которую КНР не признает, то компании, скорее всего, понадобится участие береговой охраны или сил самообороны Японии для обеспечения безопасности на случай приближения ВМС Китая к месту разработки, что потенциально может привести к военным столкновениям32.

Японские эксперты также отмечают, что китайские нефтяные компании имеют собственные интересы по разработке месторождений энергетических ресурсов Восточно-Китайского моря, которые не всегда совпадают с интересами правительства КНР, и, будучи особой группой влияния, могут оказывать давление на политику китайского правительства. Например, СМООС, вложившая большое количество инвестиций в разработку месторождения Сиракаба / Чуньсяо, не приветствовала решение правительства КНР по осуществлению разработки этого месторождения совместно с Японией и в 2011 г. продолжила добычу газа в данном районе в одностороннем порядке. Существуют основания полагать, что действия СМООС по расширению добычи энергетических ресурсов не только в Восточно-Китайском, но и в Южно-Китайском море и в Бохайском заливе, являются одной из причин, приведших к формированию курса КНР, направленного на закрепление гегемонии Китая в прилегающих морях33.

В 2012 г. в результате обострения конфликта вокруг островов Сэнкаку/Дяоюйдао КНР предприняла ряд мер, направленных на международно-правовое признание ее позиции по поводу делимитации акватории Восточно-Китайского моря и закрепления суверенитета над спорными островами. 13 сентября 2012 г. постоянный представитель КНР в ООН Ли Баодун вручил Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну морскую навигационную карту, где отмечены исходные линии, от которых отсчитывается территориальное море островов Сэнкаку/Дяоюйдао34. 14 декабря 2012 г. китайская делегация в ООН подала документы в Комиссию ООН по границам континентального шельфа с предложением по делимитации внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море, которое повторяет китайскую позицию о пролонгации континентального шельфа до внешней границы, чем является Окинавская впадина. На демаркационной карте, которую Китай представил в ООН, показано, что острова Сэнкаку/Дяоюйдао находятся на континентальном шельфе Китая35. В ответ на эти действия правительство Японии передало в секретариат ООН ноту протеста, потребовав не рассматривать китайское приложение, заявив, что Китай не может в одностороннем порядке устанавливать пределы континентального шельфа, а для делимитации морской границы между странами необходимо согласие обеих сторон36.

На сегодняшний день проблема разграничения акватории Восточно-Китайского моря так и остается нерешенной. Эскалация конфликта вокруг спорных островов делает решение этого вопроса практически невозможным в ближайшей перспективе. Тем не менее оптимальным вариантом снижения напряженности вокруг островов Сенкаку/Дяоюйдао и проблемы делимитации морской границы может быть совместное освоение энергетических ресурсов в Восточно-Китайском море и участие японского капитала в освоении месторождений, которые находятся в исключительной экономической зоне КНР, признаваемой Японией, и совместном освоении месторождений, которые находятся в спорном районе. Так как для японской стороны освоение энергетических ресурсов на ее стороне медианной линии является спорным с точки зрения экономической целесообразности и технологически сложным делом, то совместные усилия по деполитизации спора вокруг островов Сэнкаку/Дяоюй-дао и разработке месторождений могут принести прямую экономическую выгоду и КНР, и Японии. Реализация подобного сценария (с возможностью приглашения других заинтересованных стран, в частности США и Тайваня, в качестве ответственных стейкхолде-ров) поможет превратить конфликт из «игры с нулевой суммой» в «ситуацию, когда обе стороны находятся в выигрыше» (win-win situation) и снизить вероятность военного конфликта37.

Примечания

Rongxing G. Territorial Disputes and Seabed Petroleum Exploration: Some Options for the East China Sea [Электронный ресурс] // The Brookings Institution. URL: http:// www.brookings.edu/~/media/research/files/papers/2010/9/east%20china%20 sea%20guo/09_east_china_sea_guo.pdf (дата обращения: 14.03.2013). P. 5.

2 Pan Z. Sino-Japanese Dispute over the Diaoyu/Senkaku Islands: The Pending Controversy from the Chinese Perspective // Journal of Chinese Political Science. 2007. Vol. 12. № 1. P. 71-72.
3 Koo M.G. The Senkaku/Diaoyu dispute and Sino-Japanese political-economic relations: cold politics and hot economics? // The Pacific Review. 2009. May Vol. 22. № 2. P. 213.
4 East China Sea [Электронный ресурс] // US Energy Information Administration. URL: http://www.eia.gov/countries/regions-topics.cfm?fips=ECS (дата обращения: 13.03.2013).
5 В 1993 г. Китай стал нетто-импортером нефти, а в 2013 г. вышел на первое место по импорту нефти в мире. См.: China overtakes US as world&s top oil importer [Электронный ресурс] // CNN. URL: http://edition.cnn.com/2013/03/04/busi-ness/china-u-s-oil-importer (дата обращения: 05.03.2013).
6 Unryu S. Sovereign Rights and Territorial Space in Sino-Japanese Relations: Irredentism and the Diaoyu/Senkaku Islands. Hawaii: University of Hawaii Press, 2000. P. 12-13.
7 Koo M.G. Op. cit. P. 222-223.
8 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. 1982 г. [Электронный ресурс] // ООН. URL: http://www.un.org/Depts/los/conven-tion_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 02.02.2013).
9 Pan Z. Op. cit. P. 83-84.
10 Su S.W. The Territorial Dispute over Tiaoyu/Senkaku Islands: An Update // Ocean Development International Law. 2005. Vol. 36. P. 46; Liao J.X. Sino-Japanese Energy Security and Regional Stability: The Case of the East China Sea Gas Exploration // East Asia. 2008. Vol. 25. P. 61.
11 Law on the Territorial Sea and the Contiguous Zone of 25 February 1992 [Электронный ресурс] // United Nations. URL: http://www.un.org/Depts/los/ LEGISLATIONANDTREATIES/PDFFILES/CHN_1992_Law.pdf (дата обращения: 14.03.2013).
12 Pan Z. Op. cit. P. 75.
13 В подобном случае государство должно проинформировать Комиссию ООН по границам континентального шельфа, созданную на основе Конвенции ООН по морскому праву о границе континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Комиссия должна дать рекомендации государству о делимитации морской границы.
14 Pan Z. Op. cit. P. 84; Gau M.S. Problems and Practices in Maritime Delimitation in East Asia: With Special Reference to Taiwan // Maritime Delimitation Taiwan. 2011. Vol. 4. P. 388-391, 396-398; Liao J.X. Op. cit. P. 62.
15 Koo M.G. Op. cit. P. 224.
16 Ibid. P. 225.
17 Интересно, что в 1974 г. Япония и Республика Корея подписали соглашение о создании «зоны совместного развития» в северной части Восточно-Китайского
20

моря, что вызвало протест со стороны КНР. Однако это соглашения так и не было реализовано, так как в этой части моря не было найдено экономически выгодных для освоения энергетических ресурсов. Подробнее см.: Rongxing G. Op. cit. P. 28-29.

Drifte R. Japanese-Chinese territorial disputes in the East China Sea - between military confrontation and economic cooperation // Asia Research Centre Working Paper 24. L., 2008. P. 14-17. Rongxing G. Op. cit. P. 29-30. Ibid. P. 30; Liao J.X. Op. cit. P. 59-60.

21 Необходимо отметить, что японская сторона в 2003 г. запросила геологическую информацию по поводу месторождения Сиракаба / Чуньсяо у КНР, но китайская сторона отказалась предоставлять какие-либо сведения.
22 Drifte R. Op. cit. P. 18-19; Rongxing G. Op. cit. P. 30.
23 Koo M.G. Op. cit. P. 225-226.
24 Ryosei K. Indirect support from Japan is key to China&s reform [Электронный ресурс] // The Global Forum of Japan. URL: http://www.gfj.jp/eng/commen-tary/070726.pdf (дата обращения: 25.01.2013).
25 Сиракаба гасудэн кёдо кайхацу тайсё кайики цумээ... ниттю сюно кайдандэ какунин (На китайско-японской встрече на высшем уровне было подтверждено намерение начать консультации по поводу совместной разработки месторождения Сиракаба) [Электронный ресурс] // Yomiuri Online. URL: http:// www.yomiuri.co.jp/politics/news/20080508-OYT 1T00162.htm?from=main3 (дата обращения: 05.05.2010).
26 2008 China-Japan Principled Consensus on the East China Sea Issue [Электронный ресурс] // National University of Singapore. Centre for International Law. URL: http:// cil.nus.edu.sg/rp/il/pdf/2008%20China-Japan%20Principled%20Consensus%20 on%20the%20East%20China%20Sea%20Issue-pdf.pdf (дата обращения: 20.01.2013).
27 Hughes C.W. Japan&s response to China&s rise: regional engagement, global containment, dangers of collision // International Affairs. 2009. Vol. 85. № 4. P. 844.
28 МИД КНР о достигнутых между Китаем и Японией договоренностях относительно проблемы Восточно-Китайского моря [Электронный ресурс] // Агентство Синьхуа. URL: http://www.russian.xinhuanet.com/rus-sian/2008-06/18/content_654239.htm (дата обращения: 10.05.2010).
29 Хатояма сюсё синакайо юайнокайни ниттю сюно кайдандэ тэйгэн (Заявление премьер-министра Японии на китайско-японской встрече на высшем уровне «Превратить Восточно-Китайское море в море братства») [Электронный ресурс] // The Asahi Shimbun Company. URL: http://www.asahi.com/ seikenkotai2009/TKY200909220112.html (дата обращения: 02.02.2013).
30 Zhang X. Why the 2008 Sino-Japanese Consensus on the East China Sea Has Stalled: Good Faith and Reciprocity Considerations in Interim Measures Pending a Maritime Boundary Delimitation // Ocean Development International Law. 2011. Vol. 42. P. 53, 57.

Ibid. P. 54; Rongxing G. Op. cit. P. 6-7. Rongxing G. Op. cit. P. 7.

Эндо А. Синакайниокэру югасу кайхацуто соно хайкэй - «риэки сюдан» тои-варэру тюгоку кайё сэкию сокоси (CNOOC) но якувари (Разработка нефти и газа в Восточно-Китайском море - роль Китайской национальной оффшорной нефтяной компании (CNOOC) как группы влияния) // Кайканко сэнряку кэнкю (Japan Maritime Self-Defense Force Staff College Review). 2012. Май. Т. 1. № 2. С. 107-108.

Japan opposes China&s Diaoyu map bid at UN [Электронный ресурс] // Xinhua. URL: http://news.xinhuanet.com/english/world/2012-09/25/c_131871430.htm (дата обращения: 02.02.2013).

China reports to UN outer limits of continental shelf in East China Sea [Электронный ресурс] // People&s Daily Online. URL: http://english.people.com. cn/90883/8059712.html (дата обращения: 14.03.2013).

Сэйфу, тюгокуно тайрикудана энтё синсэйни ханрон. Кокурэн дзимукёкуни кодзёсё (Правительство Японии выступило с критикой китайского предложения о пролонгации континентального шельфа и передало ноту протеста в секретариат ООН) [Электронный ресурс] // Nikkei Inc. URL: http://www. nikkei.com/article/DGXNASFS2802M_Y2A221C1PP8000/ (дата обращения: 14.03.2013).

Rongxing G. Op. cit. P. 25-26.

31
32
33
34
35
36
37
КИТАЙ china ЯПОНИЯ japan ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ east china sea ДЕЛИМИТАЦИЯ ГРАНИЦЫ maritime boundary delimitation ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ energy resources
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты