Спросить
Войти

Современный погребальный обряд тувинцев Монгун-Тайги (материалы этнографической экспедиции)

Автор: указан в статье

научная жизнь

В.А. Кисель, O.K. Шыырап

современный погребальный обряд тувинцев монгун-таиги (материалы этнографической экспедиции)

В статье дается описание современного погребального обряда тувинцев Монгун-Тайгинскош кожууна. Данные собраны во время экспедиции летом 2008 года.

In article is given the description of a modern funereal ceremony of Tuvinians of Mongun-Tajga district. The data is collected during expedition by summer of 2008.

В поездке в Монгун-Тайгинский кожуун, кроме В.А. Киселя и O.K. Шыырапа, приняли участие сотрудники Национального музея им.Алдан-Маадыр, Тувинского института гуманитарных исследований, а также начальник Археологической службы РТ.

Экспедиционная группа посетила п. Мугур-Аксы. Гористая местность поселка постоянно продувается ветрами. Почвенный слой крайне незначительный. Среднегодовая температура относительно низкая. Часто выпадают осадки. Местные жители говорят, что настоящего лета здесь не бывает.

Поселок состоит из бревенчатых побеленных одноэтажных домов. Единственное двухэтажное кирпичное здание - Администрация. Имеется аэропорт, который в последнее время практически не функционирует. Мугур-Аксы делится на две части, между которыми располагается длинный бревенчатый мост через р.Мугур (самый большой деревянный мост в Туве). Он носит название "Мост любви".

Население отказалось от национальной одежды. Единственной оставшейся деталью национального костюма являются безрукавки.

Собак в поселке мало. В большинстве случаев это дворняги. Основой хозяйства населения остается скотоводство и охота. Особой популярностью пользуется охота на тарбаганов. В первые годы Перестройки правительство Тувы сделало попытку наладить в поселке выращивание оранжерейных овощей. Начинание оказалось убыточным. В настоящий момент ни одной оранжереи не осталось.

Деревьев вокруг поселка мало, поэтому местные жители отапливают дома привозным углем. Пищу часто готовят на газе, шторый доставляют в баллонах.

Рядом с Мугур-Аксы располагается гора Монгу-Тайга (высота 3979 м), часто посещаемая альпинистами и туристами. Пожилые люди считают, что от этих походов тут же портится погода.

В юртах Монгун Тайгинского кожууна, вопреки общетувинским установкам, женской половиной считается левая сторона от входа, мужской - правая.

Из беседы с Салчаком Сандро Оргеевичем, председателем сумона Мугур-Аксы: - Монгун-Тайгинский кожуун образован 12.03.1941 г., преобразован 28.11.1968г. Он занимает площадь 441420 га. Население составляет 6276 человек. Проживают роды Иргит, Салчак,Хертек, Донгак, Саая. Представителей рода Хомушку крайне мало.

В сумоне Мугур-Аксы на 24.05.2006 г. насчитывалось 72262 головы скота. Из них 295 лошадей. Семь лет назад было около 3000 лошадей. Скот воруют монголы, "хемчики" /бай-тайгинские тувинцы/, алтайские казахи.

Экспедиционная группа поселилась в бревенчатой времянке Казырыкпай Бориса Оюновича (1957 г.р.), учителя, бывшего сотрудника ТИГИ. Хозяйство Б.О.Казырыкпая сравнительно бедное. При этом имеются параболическая антенна, импортный телевизар, ЭЛГО-плеер, компьютер со встроенным БУО, а также грузовик ЗИЛ, правда, сломанный. Б.О.Казырыкпай стремится перебраться в Кызыл, где, по его мнению, легче найти работу, и жизнь не такая тяжелая.

Из беседы с Б.О. Казырыкпай:

- Мугур-Аксы - чисто тувинский поселок. Последний русский умер несколько лет назад.

Работы в поселке нет. Зарплату получают только бюджетники. Скота мало, так как его постоянно угоняют бай-тайгинские тувинцы, монголы, и даже алтайцы.

Отец всю жизнь был табунщиком (чылгычы). Табун состоял в основном из лошадей белой масти. После того, как табун украли, отец потерял смысл жизни, опустился и быстро умер.

Местные жители хоронят покойных с учетом того, "чтобы Ак-Баштыг /ближайшая к поселку вершина (3252 м)/был виден". В старину хоронили у этой горы, располагая умерших головой в сторону верховьев р.Каргы, на северо-западе. Наземные погребения прекратились в 1950гг.

Сейчас всех хоронят на кладбище. При этом стариков и младенцев часто погребают, не сооружая ограды. При устройстве кладбищ сначала

сохранялась группировка могил по родам. В последнее время это уже не соблюдается. Более того, теперь считается, что нельзя собирать умерших родственников в одном месте, иначе это может спровоцировать новые смерти в семье. Похоронить покойного нужно обязательно до истечения семи суток со дня смерти. Организацией похорон и поминок руководит самый авторитетный мужчина. Своего ламы в поселке нет, поэтому он только изредка участвует в похоронах. Шамана же часто приглашают на погребение и на поминки. Ночное сидение родственников перед гробом отсутствует. Могильные ямы из-за тяжелого грунта роют неглубокие. Копают посторонние люди, не родственники покойного. Предварительно монетами выкупают место для погребения. Труп выносят из дома обычно после обеда. Но похороны стараются провести до вечера. В гроб кладут кусочки поминальных блюд (обязательно вареную груцинку и молочные продукты), мужчинам - бритвенный станок, одеколон, сигареты. Гробы обычно обтягивают красной материей. Их заколачивают гвоздями и опускают в могилу на веревках. В могилу горстями кидают ячмень, землю. На кладбище гроб доставляют в кузове грузовика.

Население Овюрского кожууна кладет в гроб приоткрытую бутылку водки. Жители же Монгун-Тайгинского кожууна, если помещают в сопроводительный инвентарь алкогольные напитки, то наливают их в маленькие пузырьки. Сохраняется обычай совместного курения возле погребения, для этого родственники покойного раздают всем сигареты, исключая только детей. Ритуального плача нет. Вместо него во время прощания произносят хвалебные речи об умершем. После закапывания могильной ямы, провожающие трижды обходят холмик по движению солнца. Машины траурного поезда тоже объезжают погребение и сигналят. Очистительный костер у могилы (сан салыры) устраивают не всегда. Умерших поминают на седьмые, сорок девятые сутки, в годовщину смерти и в Родительский день. Поминками руководит уважаемый мужчина. Несколько лет назад подростки, балуясь, обкидали камнями памятники, используя таблички и портреты как мишень.

Из беседы с Бады Баятом Бадыевичем (73 года), бывшим чабаном, ныне жильцом Дома престарелых:

- Наземные захоронения по-буддийскому ритуалу прекратились лет 60 назад. Раньше покойного оставляли на солнечном склоне горы, головой к вершине, ногами к подножью. Трупы засыпали камнями. С 1960-х гг. распространился общегражданский погребальный обряд. Сначала хоронили без гробов, расстелив на дне могилы войлок

и завернув покойного в ткань. Обряд разведения священного костра (сан салыры) устраивали постоянно. В настоящее время на похороны приглашаются шаманы и ламы, если их не оказывается рядом, то погребением руководят старейшины. В гроб кладут мешочек (таалын) небольшие кусочки от всех поминальных блюд (обязательным подношением является грудинка), а также, если покойный курил, сигареты. Алкогольные напитки не кладут, но при похоронах провожающие их потребляют. Разбрасывают сухой можжевельник. На поминках, которые происходят на седьмые, сорок девятые сутки и годовщину, не соблюдается обычай сооружения из одежды покойного еш куклы-чучела.

Близ п.Мугур-Аксы располагается несколько кладбищ.

I кладбище (Старое)

Находится на небольшом плато, расположенном над поселком приблизительно в трех километрах на юг. Кладбище обнесено изгородью из штакетника. Изгородь местами рухнула. Кладбище состоит из нескольких скоплений могил. Все погребения устроены так, чтобы голова покойного была направлена на северо-восток - на вершину одной из гор. Могильные ямы неглубокие, поскольку грунт каменистый, и близко залегает скальная порода. Большинство могильных холмиков обнесено оградами. Часть деревянных оград повалена (результат частых сильных ветров).

Несколько холмиков целиком покрыто каменными плитками. Большее же их число обложено камнями (в одном случае - кирпичом) только по контуру. Как правило, эти погребения не имеют оград (выявлено лишь одно исключение). Судя по надписям на памятниках, оконтуривание холмиков начало практиковаться с начала 1990-х гг. (может быть, из-за нехватки строительных материалов, начавшееся с этого времени). Именно у таких захоронений наиболее часто отмечаются обтяжки холмиков траурными лентами (крест на крест и вокруг). Большинство их размещаются в южной части кладбища.

У некоторых холмиков намогильным знаком служит каменная стела (очень редко стела сочетается с намогильным деревянным памятником). Вероятно, это наиболее старые захоронения (никаких табличек с надписями не сохранилось). Наиболее старые деревянные могильные ограды располагаются в основном в северной и южной части кладбища.

Центральная часть кладбища, по-видимому, была отведена под детские погребения. Детские могилы еще менее глубокие, чем взрослые (захоронения совершались практически на поверхности земли). Некоторые из них окружены оградами, другие обложены отдельными камнями. Одно погребение (Иргит Чечек-оол Чымба-Лама, 1962-1964), помимо деревянной ограды, имеет дощатый намогильный памятник со звездой и фотографией покойного.

Основной тип намогильных памятников - высокая усеченная пирамида (иногда просто доска со скошенными сторонами). Сверху памятника, обычно на основании - четырехугольной дощечке, прикреплены навершия из дерева или металла: пятиконечная звезда или фигура в виде пятилепестковой розетки (форма герба Республики Тыва), редко - три квадратных дощечки, соединенные в ступенчатую пирамиду (модель буддийской ступы), в единственных экземплярах - диск, соединенным с полумесяцем, и полумесяц (1999г.). Порой памятник заменен жердью с табличкой и навершием.

Встречено небольшое число монументов в виде вертикально установленной широкой плиты со скошенной верхней гранью. Эти памятники изготовлены из белого или светлых тонов мрамора (обычно для захоронений, совершенных на республиканский счет) либо из досок, оббитых оцинкованным железом. На мраморных памятниках встречаются дополнительные надписи (на тувинском языке, несмотря на то, что имя и фамилия покойного написаны по-русски), например, "не забываем и помним тебя".

Нередко к памятникам прикреплены фотографии покойных, помещенные под стеклом в прямоугольной рамке, редко - овальные эмалированные портреты. Случается, что на лицевой стороне памятника прикреплены настольные или настенные часы с круглым циферблатом. Часовой механизм извлечен, и часы использованы в качестве рамки для портрета. Впрочем, достаточно часто часы остаются нетронутыми.

На кладбище имеются два православных креста (Пеотик Валерий Илларионович, 1940-2000; Прокуцин Юрий Семенович, 1946-2002). Один - без покраски, другой - синего цвета. Для неокрашенного креста основой послужил дощатый пирамидальный памятник, к которому прибили две поперечные планки.

Значительный интерес представляют металлические ограды, сваренные из арматуры, железных полос и труб (некоторые обвязаны траурными лентами). На многих укреплены фигурные символы профессии покойного, вырезанные из листового железа. Так, у военнослужащего, погибшего в Чечне, на ограде имеются изображения двуглавого орла (спереди), грузового автомобиля (справа), танка (слева) и пятиконечной звезды (сзади), у тракториста - трактора, у скотовода -лошади, коровы (или сарлыка), козла и овцы, у

летчика - самолета, у водителя - КАМАЗа (дополнительно на ограде помещен руль), у киномеханика - кинокамеры, у артиста - УАЗика и скрипичного ключа, у учителя и студента - раскрытой книги (у учителя химии на страницах книги нанесена химическая формула воды), у борца -человека, исполняющего танец орла, у спортсмена или тоже борца - условной фигуры бегущего с поднятой ругой человека. Неоднократно использованы эмблемы государственных учреждений, в которых работал покойный: у милиционера - щит и меч, у врача - змея и чаша, у работника технадзора молоток и разводной ключ, у связиста (электрика) - молнии. В одном случае в качестве профессионального символа использован металлический метеорологический флюгер. Он расположен рядом с деревянным памятником. К одной из оград прикреплена карта Тувы, вырезанная из железного листа.

Как на оградах, так и на памятниках, встречаются изображения лошадей или их голов. Правда, вряд ли они имеют отношение к профессиональной деятельности умерших.

На кладбище имеется погребение участника П мировой войны, ушедшего на фронт с отрядом тувинских добровольцев. На мраморном памятнике в виде низкого параллелепипеда вырезана звезда и надпись на тувинском языке: "Бавуу Салчак Хой-лукаевич, доброволец (эки турачы), ст.сержант, участник Великой Отечественной войны, 1921-1950". Прямоугольный мраморный постамент располагается на кирпичной платформе, облицованной мраморной плиткой. Рядом (в двух метрах) находится недавнее захоронение военнослужащего, погибшего в Чечне (Кара-оол Аянчы Александрович, 1981-2005). Возле этой могилы имеются остатки сан - две обожженные плиты, положенные друг на друга.

Привлекает внимание одно захоронение. За металлической оградой над расползшимся холмиком возвышается сколоченный из досок памятник красного цвета, увенчанный жестяной розеткой, покрытой черной краской. На лицевой стороне памятника под навершием прибит кусок доски, густо покрытый бесцветным лаком, с резным рельефным портретом клоуна Олега Попова в клетчатой кепке. Ниже находится застекленная рамка с фотографией покойного. Еще ниже - табличка с выпуклой резной надписью: "Артай-оолЧудурСалчагович, 1939-1998". Исключением из традиции столик со скамейкой.

Среди подношений на могилах встречаются зерна, можжевельник (артыш), сигареты и открытые пачки от сигарет, тарелки, стаканы, кружки, пиалы, бутылки из-под пива, вина, водки, стеклянные банки и обрезанные пластиковые бутылки, использованные

в качестве вазочек для цветов. На трех холмиках имеются нетипичные дары - сломанный костыль, рог марала, кость передней ноги сарлыка. Подавляющее большинство захоронений украшено венками. Встречены как фабричные венки, так и самодельные

- кольцо из проволоки, обмотанное тканью и украшенное тряпичными цветами или обрезанными донцами пластиковых бутылок. Рядом с погребениями часто валяются бутылки из-под спиртного, кисти и пустые банки из-под краски (использовались для покраски памятника), чайники, ведра. У могилы военнослужащего, погибшего в Чечне, лежит стрелянная автоматная гильза (остаток траурного салюта).

II кладбище (Новое)

Кладбище находится в четырех километрах на запад от первого. Оно расположено в лощине между небольшими горными хребтами. По словам информантов, старое кладбище переполнилось к 1990г. (хотя до сих пор на нем есть совершенно пустые участки, и до настоящего времени там совершаются захоронения), поэтому было решено заложить новое. Впрочем, на новом кладбище (в центральной части) встречаются могилы, датирующиеся концом 1970-х гг.

Захоронения детей, умерших до трех лет, стали совершать отдельно от взрослых. При этом имеется исключение. Вблизи от взрослых могил располагается погребение младенца (2004-2005). Холмик практически отсутствует. На нем установлен памятник, вырезанный из доски и выкрашенный в желтый цвет. Сверху прикреплена розетка.

На кладбище находится погребение художника Саая Айдына Кудус-ооловича, картинами которого украшено административное здание Мугур-Аксы. А.К.Саая покончил жизнь самоубийством -повесился. Несмотря на то, что местные жители самоубийц погребают отдельно, художника, пользовавшегося большим уважением и имевшего высокий авторитет, похоронили в общем месте захоронений.

Новое кладбище не имеет изгороди. Могильные холмики расположены значительно теснее, чем на старом. Погребенные ориентированы головами на другие горные вершины, то есть в западном направлении. Основное число холмиков обнесено оградами. При этом деревянные ограды нередко повалены. Отмечено незначительное количество могил без оград, только с каменной окантовкой.

Для покраски памятников, как правило, использованы коричневый и красный цвета, для оград

- голубой, серебряный, белый. Встречаются неокрашенные ограды.

Памятники в основном сколочены из досок,

крайне мало вырубленных из целого древесного ствола. Отмечено много монументов в виде вертикальных плит со скошенной вершиной. Часть из них, оббитых оцинкованным железом, имеют на лицевой стороне овальное углубление под портрет и выпуклую пятиконечную звезду. Они изготавливались до 1993 гг.- до смерти местного мастера. В единственном случае представлен монументе виде перевернутой трапеции, сюлоченной из досок и обложенной кафелем.

Из наверший основной фигурой является розетка (в одном случае розетка окрашена в разные цвета: одна половина красная, другая - черная). Бросается в глаза небольшое число пятиконечных звезд.

На оградах имеются профессиональные символы - раскрытые книги, скот, КАМАЗы, трактора, палитры, эмблемы медицины и милиции. Встречен знак бесконечной плетенки. Как на оградах, так и на памятниках, присутствуют изображения лошадей. На одном монументе - вертикальной плите - нанесен полумесяц и пятиконечная звезда. К другому памятнику - деревянный усеченный пирамиде -прибито жестяное изображение борца хуреш, исполняющего танец орла.

Вызывает интерес оформление двух деревянных табличек с именами покойных и датами жизни. На одной табличке выпуклой резьбой выполнены счеты, на другой - скрипичный ключ и гармошка.

Из всех монументов выделяется бетонный столб, увенчанный фронтальным барельефом женской головы (Алдын-оол Байын Артай-оол, 1922-1958). Мастер стремился передать лицо, скорбящей женщины. Поэтому он изобразил опущенные уголки губ и закрытые глаза.

Могильные холмики изредка обтянуты траурными лентами. В одном случае встречено погребение, у которого, помимо обтяжки, присутствует каменная обкладка и металлическая ограда.

Как и на старом кладбище, здесь встречена могила водителя с рулем на ограде.

Среди обычных подношений отмечаются бутылки из-под алкогольных напитков. При этом в пластиковых двух-трехлитровых бутылках с аракой, как правило, оставлено немного жидкости. Нетипичным посмертным даром является игрушка-рация, положенная рядом с памятником.

На кладбище находятся металлические банки из-под краски и кисти. Один раз кисть была заменена козлиным хвостом. На нем осталась запекшая голубая краска. Также устроители похорон не забрали четыре ведра с каменным углем. Уголь, скорее всего, предназначался для отогревания земли при рытье могилы в холодное время года.

III кладбище (Детское 1)

Кладбище находится в полукилометре на северо-запад от нового. Оно располагается на горном склоне. Первые могилы появились в 1989г. На настоящий момент насчитывается около тридцати могил. Ни один могильный холмик не окружен оградой, зато большинство оконтурено каменной обкладкой, а многие целиком обложены плитами. Все памятники деревянные, увенчаны розеткой или звездой (в одном случае фигурой лошади, вырезанной из алюминиевого листа). Они отличаются от взрослых только небольшой высотой. Все погребенные расположены головой в западном направлении. Из подношений фигурируют венки, конфеты.

Местные жители навещают детские захоронения, но не ухаживают за ними, не чинят сломанные памятники. Встреченных на кладбище собак они стараются прогнать.

IV кладбище (Детское 2)

Вблизи от детского кладбища 1 располагается скопление из десяти детских могил. Они отделены от основной массы гривкой - горной складкой со скальными выходами.

Судя по имеющимся табличкам, все они относятся к 1990-м гг. Могилы имеют неухоженный вид и большинство повреждено норами животных. Между холмиками валяется детский башмачок.

Экспедиционная группа посетила п.Кызыл-Хая. Поселок разделен на две части, одна - у подножья горы, другая - на горе. Дома, выстроенные в низине, размещаются на древнем курганном могильнике. Кызыл-Хая, как и Мугур-Аксы, состоит из стандартных деревянных побеленных строений. Большинство дверей и ставней окрашено в синий цвет. Многие крыши крыты шифером. Электричество в поселке включается только на два часа в сутки. Недавно построенная мини-ГЭС сломана (ошибка в строительстве) и не работает уже два года. Воду жители поселка набирают в р. Моген-Бурен. Огороды отсутствуют.

Дом, где поселилась экспедиционная группа, принадлежит тете Б.О.Казырыкпай (бОлет). Снаружи дома, справа от входной двери между досок воткнута ветка караганника (вероятно с целью отвращения нечистой силы). Дом состоит из сеней, кухни и трех комнат. Одна небольшая комната изолированная, две другие соединены вместе, и представляют собой полукомнаты, так как их разделяет длинная печь. Кроме печи, имеется газовая плита (на кухне). Мебель в доме современная. На полах фабричные дорожки, ковер и палас из ковролина. Ничего ярко традиционного не отмечено, не считая сундука (аптара) в углу изолированной комнаты, круглого

вязанного коврика из белого и черного волоса сарлыка на полу той же комнаты, фигурки из агальматолита в серванте и ритуальной ложки-девятиглазки (тос-карак), висящей над печью.

По словам хозяйки, тос-карак символизирует девять небес и верховное божество. Ее рукоятка воспринимается как дорога. Тос-карак была подарена тувинской шаманкой из Цэнгела (Монголия). Каждое утро хозяйка зачерпывает ложкой молоко и, обходя весь дом, брызгает 12 раз.

В момент устройства экспедиционной группы на ночлег в доме оказалась Иргит Хураган Монгун-ооловна (1969г.р.), шаманка и хранительница местных традиций. Кроме нее, в Кызыл-Хая проживает еще один шаман - мужчина пятидесяти лет.

Из беседы с Х.М. Иргит: Собранные в течении многих лет местные сказания, легенды и обряды дважды пыталась обнародовать. В первый раз записи отдала почитать приезжей учительнице, но та уехала, забрав все с собой. В другой раз материалы по гаданиям пересказала "ученому из Кызыла". Он их опубликовал, но не сослался на М.Х.Иргит. В досаде сожгла в печи оставшиеся заметки.

Раньше в Монгун-Тайге при похоронах доминировали ламы,теперь же- шаманы. В старину умершего при прощании клали на белый войлок или материал (ак салыр). Если покойный был старше шестидесяти лет, то во время прощания родственники пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. "Смерть - это лучшее, что есть в жизни".

Из юрты покойника выносили в тот же день, как правило, утром до восхода солнца (в 5 часов), причем в западном направлении. /Не исключено, что ритуал раннего выноса трупа был заимствован у монголов. Согласно сообщению Ондара Омака Николаевича, председателя Комитета по охране памятников истории и культуры РТ, женатого на монголке, монголы до сих пор сохраняют эту традицию/. Обычно местные жители относили трупы в ущелье Агылыг-Ой (Каменистая низина, покрыта полынью). Покойных укладывали на землю без одежды головой в сторону созвездия Большой Медведицы (Чеди-Хаан). Перед тем, как покинуть место похорон, лама расчленял труп, отрезая руки и ноги. При таком наземном погребении ни камней, ни хвороста не использовали, хотячасто место погребения отмечали белым валуном.

Шаманов хоронили на помостах (сери). Ламы иногда посещали кладбища для сбора костей / болыиеберцовых/ 18-летних девушек или черепов

подростков и юношей. Из костей они делали флейты, из черепов - чаши. Нередко трупы, разбухая от накопившихся газов, поднимались, принимая сидячее положение. Дети бегали на место похорон и шалили, меняя свою обувь, на сапоги покойных. Родители и старшие ругали малышей за это.

Погребальных плачей монгун-тайгинцы не знали. На похоронах и поминках спиртное не потребляли. Обязательной ритуальной пищей являлась и до сих пор осталась баранина. Особую значимость придавали грудинке, бедренной кости и ребрам (ребра только с одной стороны туши). Поминки отмечали на пятые сутки, сорок девятые, в годовщину и через три года после смерти. Последние трехлетние поминки устраивают только монгун-тайгинцы.

Объяснение их появления содержится в следующей легенде. Раньше люди часто умирали от "желтой" болезни /гепатит/. Однажды в пяти аалах умерли все дети, а у одной верблюдицы издох верблюжонок. Прошло три года, и вдруг из глаз верблюдицы потекли слезы. Хозяин никак не мог понять, что с ней. Он стал бить верблюдицу, чтобы она прекратила плакать. Но та никак не могла остановиться. Тогда хозяин понял, что верблюдица оплакивает верблюжонка.

У легенды имеется продолжение. После всех этих смертей зимой одна собака-дворняжка стала плакать. Лившиеся из ее глаз слезы замерзали и превращались в сосульки. После того, как люди покормили собаку, сосульки растаяли. Собака же отправилась на место похорон и осталась охранять погребения. Поэтому с тех пор местные жители не держат дворняжек. /Следует отметить, что в Кызыл-Хая действительно мало дворняг, хотя собак достаточно много. В основном представлены более-менее породистые овчарки или лайки/.

С 1930-35 гг. покойных хоронят, закапывая в землю. Впрочем, еще в 1940-х гг. встречались наземные погребения.

В настоящее время место для погребения определяет шаман. Если место выбрано неправильно, то покойник через год встанет из могилы и заберет кого-нибудь.

При похоронах и на сорок девятые сутки родственники не должны плакать, иначе слезы в потустороннем мире превратятся в озеро, где утонет душа покойного. Труп из дома выносят родственники, так как в поселке все находятся друг с другом в родственных отношениях. При этом стараются соблюдать, чтобы оказались не самые близкие родственники. То же происходит и при выкапывании могильной ямы. Дно могилы принято застилать войлоком /не наблюдалось/.

Гробы в Кызыл-Хая самодельные. В последние несколько лет нарушились поставки пиломатериалов, поэтому доски стали "на вес золота". Порой достать доски для гроба становится сложной задачей. Гробы обтягивают тканью. Окраска обтяжки, по-буцдийскому ритуалу, должна соответствовать цвету "родимых пятен" покойного (менги). Покойному, если он мужчина, в гроб раньше клали седло, узду, мешочек с едой (таалын). Теперь изредка могут положить и пузырек с вином или водкой, но закрытой пробкой. Погребальная одежда не должна иметь пуговиц, украшений, кантов, лацканов. В прежнее время шелковые материи в гроб не клали. Считалось, что умерший на том свете будет мерзнуть. В последние годы, если покойный при жизни любил одежду из шелка, могут положить небольшой кусочек шелковой тряпицы.

Гробы заколачивают гвоздями и опускают в могилу на веревках. В могилу и на могильный холмик бросают зерна ячменя. Кидать просо не принято. После совершения похорон трижды обходят погребение.

У человека имеются две души: черная и белая. Черная душа сторожит могилу, а белая в образе умершего навещает родственников. Душа отделяется от покойного в виде облака размером с кулак. Это происходит на второй день после смерти. Если родственники в этот момент ссорятся, то душа превращается в черта (аза). В течении семи суток отлетевшая душа проверяет, живо ли тело или умерло. Для этого она пытается пройти сквозь стену дома или печку. Если прошла, то душа понимает, что наступила смерть.

Дети в возрасте до десяти лет могут видеть душу умершего в зеркале. Появившийся образ беседует с детьми и через них передает сообщения родственникам.

В доме покойного следует занавешивать окна и зеркала, поддерживать горение ритуального светильника (чула), так как его огонь указывает душе дорогу.

На сорок девятые сутки на золе погасшего ритуального костра уходящая в потусторонний мир душа оставляет единственный след. Если она уходит пешей, то след будет как от босой человеческой ноги. Если же душа движется на каком-нибудь животном, то останется след зверя или птицы.

Божественный защитник человека, который охраняет его с момента рождения до смерти (чаяакчы), имеет реальное воплощение. Он появляется в виде сороки, орла или клушицы.

Мифический камень (чадаар чат-даш)(аналог -горный хрусталь) способен показать образ покойного. Шесть граней кристалла связаны с годовым циклом. Горный хрусталь иногда заменяет

шаманам бубен. Когда его находят, то берут через платок или рубаху, поскольку иначе случится буря. Все окропления, возлияния при похоронах, на поминках, во время лечения или камлания шаманы совершают левой рукой. При этом чашку или пиалу берут за край так, чтобы внутри сосуда оказался только средний палец (символизирует коготь птицы) и выливают содержимое от себя. Делается это с целью оказаться неузнанным духами.

Шаманы, посещая дома, используют различные приемы. Например, переступая через порог левой ногой, шаман наводит порчу, переступая же правой -дарит удачу. Существует примета, если воробей (в действительности же аза) ударил в окно дома, где имеется больной, и в это время вся семья оказалась в сборе,- это к смерти больного. Отвести беду может только красный караганник. После смерти какого-нибудь члена семьи кызыл хараган засовывают в щели дома. Вещие сны бывают между пятью и шестью утра. Когда в это время приснится плохой сон, то следует приподнять подушку, камень или коровью лепешку, сплюнуть и сказать: "Пусть все плохое уходит в землю". Очень опасно выходить из дома после полуночи (особенно в полнолуние), так как в это время собираются вместе все черти-духи, и человек не может им противостоять. "Воду после умывания выливают туда, где никто не ходит. Иначе ни лама, ни шаман помочь не сможет".

Женщины и дети не допускаются к сакральному сооружению на месте поклонения духам местности (оваа) до тех пор, пока оно не освещено. У каждой горы есть свой антропоморфный хозяин. Например, у одной вершины возле Кызыл-Хая это - белая женщина с белыми волосами, сидящая верхом на домашней козе.

В Кызыл-Хая не мочатся в сторону горы Малая Монгун-Тайга. /Действительно, все туалеты на улице устроены таким образом, что удовлетворяют этому требованию. Порой даже в ущерб удобству входа в туалет/.

Несколько лет назад произошел следующий случай. Сборище аза, руководимое пятилетней девочкой, появилось в ее доме. Восемнадцатилетняя сестра Х.М.Иргит увидела их. Тогда аза сказали: "Заберем ее". Х.М.Иргит отстояла сестру с помощью портрета Далай-Ламы, чула и одеяла. Тогда аза, озлобленные от бессилия, указали на мать и заявили, что через четыре года заберут ее. Спустя четыре года мать скончалась.

Бабушка Х.М.Иргит рассказала ей давнее событие. Женщина семидесяти лет рожала в юрте.

В это время разразилась гроза, и отверстие дымохода ударила молния. Все помогавшие при родах, в страхе разбежались. Когда все утихло, и они вернулись, то увидели, что женщина лежит с пробитой головой, а рядом с ней только послед. Очевидно, ребенок через голову ушел на небо.

Во время пребывания экспедиционной группы в п. Кызыл-Хая выяснилось, что три назад умерла женщина. Ее до сих пор не похоронили, поскольку не могли достать досок для гроба. Кроме того, родственники ждали младшего сына, который проживает в г.Туран Пий-Хемского кожууна.

Покойница - Иргит Нанзалмаа Чульдумовна (81год), ветеран Тувы, чабан, мать-героиня (родила десятерых детей. Сейчас в живых осталось 7. Старшему сыну 61год).

Благодаря усилиям О.К.Шыырап и помощи тети Б.О.Казырыкпая сотруднику МАЭ РАН удалось принять участие в похоронах.

В 12.45 В.А.Кисель, О.К.Шыырап и начальник Археологической службы в сопровождении одной из родственниц покойной подошли к дому умершей. Моросит дождь. Во дворе и в доме много пьяных, поскольку прощание идет уже давно. Собралось человек 65-70. На пожилых женщинах много серебряных украшений. Все вновь прибывшие вручают первому попавшемуся на пути сигарету и получают в дар ответную. На костре перед домом варят баранину.

Похоронами руководит сын из Турана, который работает там милиционером (немного выпивший). Именно он и доставил гроб.

O.K. Шыырап представляется, объясняет, что мы, этнографическая экспедиция, услышали о таком горе и зашли засвидетельствовать соболезнование. Нас приглашают в дом. После тесной прихожей дверь направо ведет в кухню (печка и газовая плита рядом), дверь налево в комнату, где в гробу лежит покойница (напротив входа имеется еще дверь в другое помещение). При входе в комнат}& на дверном косяке висит баранья лопатка, увешанная разноцветными лентами. Гроб помещен на металлический пружинный матрас вдоль левой стены. Прощающиеся родственники (в основном пожилые) сидят вдоль правой стены. Гроб обтянут красной материей. Он открыт. Крышка прислонена к стене за гробом. Внутри нее располагаются фабричные венки. Покойница укрыта двойным саваном: сверху лежит белая материя, под ней -зеленая. Голова умершей повязана, наподобие

цилиндра, шелковым зеленым платком. За гробом в головах стоит небольшой столик. На нем - три бутылки с вином и водкой, коробка сока, початые банки с консервированной солянкой и борщом, печенье, куски хлеба. За столиком висит занавешенное тканью зеркало.

Некоторые родственники, находящиеся в этой комнате, которым объяснили причину нашего присутствия, видя, что МАЭ РАН что-то записывает, подходят, садятся спиной к гробу и начинают объяснять этапы похорон. По их словам, умершего следует вынести из дома в период с 13 до 14 часов.

Наиболее близкие родственники во главе с младшим сыном накрывают для нас стол на кухне (все успели угоститься до нашего прихода) и приглашают помянуть. Из угощения представлены салат из свежих огурцов и помидоров, салат напоминающий "оливье" (вареная картошка и мясо, заправленное майонезом), консервированная капуста из покупных банок, баранина, конфеты, жареные лепешки (пова), тувинский чай. В качестве салфеток предлагается рулон туалетной бумаги. Дважды опустошаются рюмки с водкой. Речь зашла о недавно прошедших в Туране сорока девятидневных поминках заслуженного работника культуры Тувы Оюна Марка Марцынмаевича. Младший сын произносит: "Наверное, уже на небесах Марк Оюн, поэтому погода испортилась". Через некоторое время приглашают пройти на двор, так как сейчас будут выносить гроб.

На улице провожающие, ожидающие выноса тела, стоят, разбившись на группы, обмениваются сигаретами с новыми пришедшими. Траурный поезд состоит из бортового грузовика ЗИЛ (для перевозки гроба), ГАЗ-66 с будкой, УАЗа ("таблетка") и УАЗа ("козлик").

Приносят картонную коробку с волосяными арканами и грузят в кабину ЗИЛа. Незакрытый гроб выносят родственники (не ближайшие). Гроб поднимают в кузов грузовика, и наиболее близкие родственники начинают рассаживаться вокруг него. Чтобы пожилые люди смогли залезть в кузов, поставили стул. Вокруг гроба расположилось человек 20-25. Принесли крышку, перетянутую по диагоналям траурными лентами, на которых по углам и в перекрестье прикреплены черные матерчатые розы, и закрыли гроб. Рядом поместили дощатый памятник. Он выглядит как высокая усеченная пирамида высотой 1,5 м. Навершием служат три

квадратные дощечки, сколоченные в виде ступенчатой пирамиды. Ниже навершия, под жестяным козырьком, прикреплена прямоугольная застекленная рамка с портретом умершей. Еще ниже - обрезок доски с именем и датами жизни. К основанию для устойчивости памятника прибиты поперечные планки.

По словам О.К.Шыырапа, в других районах Тувы, в отличие отМонгун-Тайги, гроб принято до погрузки в грузовик минут 5-10 выдерживают во дворе. Остальные провожающие набиваются в другие машины. Дождь прекратился. Траурный поезд тронулся и медленно двинулся на кладбище. Добравшись до кладбища, из кузова грузовика сначала помогли спуститься пожилым родственникам. Затем спустили крышку гроба, а после и сам гроб. Поднесли его к уже выкопанной могильной яме и установили на горку выброшенной земли (высота около 50см). могила имеет прямоугольную форму. Ее дно ничем не покрыто.

Место и время погребения было определено заранее шаманом. Как объяснили провожающие, глубина могилы зависит от возраста покойника: если 80 лет и старше, то около 80см, если моложе 80, то приблизительно 60 см.

Памятник извлекли из кузова и положили на землю рядом с машиной. Некоторые прибывшие разбрелись по кладбищу к могилам родственников. Собрались вокруг могилы и распутали арканы. Молодые и люди средних лет стоят, пожилые расселись на земле.

На вопрос, можно ли фотографировать, родственники уходят от ответа. Младший сын замечает: "Только незаметно". (Сотрудник МАЭ РАН решил не фотографировать, чтобы не возникло напряжения в отношениях.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты