Спросить
Войти

К. Н. Сануков. Финно-угорские народы России: прошлое и настоящее

Автор: указан в статье

Известия Коми научного центра УрО РАН Выпуск 2(10). Сыктывкар, 2012.

РЕЦЕНЗИИ

К.Н. Сануков. Финно-угорские народы России: прошлое и настоящее. Йошкар-Ола, 2011. 192 с.

ФИННО-УГРЫ РОССИИ: ВЗГЛЯД «ИЗНУТРИ»

Несмотря на то, что финно-угроведение до сих пор воспринимается скорее как филологическая отрасль знания, несколько «разбавленная» этнографическими и археологическими компонентами, все же в последние годы более весомую роль в нем начинают играть специалисты и иных наук: историки, этносоциологи и этнополитологи1. Предлагаемая рецензия посвящена обзору монографии известного финно-угроведа, доктора исторических наук, профессора Марийского госуниверситета К.Н. Са-нукова, в которой рассматривается история финноугорских народов России и их настоящее и перспективы развития.

Важно учитывать, что Ксенофонт Никаноро-вич Сануков является одним из самых известных и авторитетных специалистов финно-угроведов не только в России, но и за рубежом. Являясь автором более чем 300 опубликованных работ, в число которых входят не только монографии, научные статьи и учебные издания, но и публицистика, он по праву считается признанным авторитетом в разных областях финно-угроведения. Помимо научной деятельности, К.Н. Сануков известен и как общественный деятель, отстаивающий интересы марийского и других финно-угорских народов.

Актуальность избранной автором темы не вызывает сомнения в силу сложной этносоциальной и политической ситуации, в которой находится большая часть финно-угров России. Своей работой К.Н. Сануков стремится продемонстрировать общность судеб финно-угров и необходимость совместных усилий для предотвращения развития событий по наиболее худшим из возможных сценариев.

Структурно монография состоит из введения, шести разделов и заключения.

В наиболее обширном из всех, первом разделе (С. 7-57), который является ключевым для понимания содержания книги в целом, рассматриваются проблемы изучения истории финно-угор-ских народов с древности до начала XXI в. Давая сопоставительный анализ изучения финно-угров на протяжении нескольких столетий европейскими исследователями, русскими учеными и интеллигенцией из числа представителей финно-угорских народов, автор уделяет внимание и дореволюционным и советским мифам об истории финно-угров (С. 8). Из монографии следует, что за указанный период отечественное финно-угроведение прошло те же этапы, что и советская/российская гуманитаристика в целом. Однако К.Н. Сануков указывает, что ряд аспектов «подгонялись» под господствующую науч-

1 См., например: Шабаев Ю.П., Чарина А.М. Региональные этноэлиты в политическом процессе (финно-угорское движение: становление, эволюция, идеология, лидеры). Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008. 258 с.

ную парадигму, особенно в советское время (С. 33). Иначе говоря, скорее это была история финно-угров «снаружи», а не с точки зрения финноугорских этносов. Очевидно, что в ходе этого процесса некоторые особенности не попадали в поле зрения ученых. При этом не столь важно, были ли авторами исследований финно-угры или представители иных национальностей. Догмы теоретикометодологических установок нивелировали эти различия. Справедливости ради, следует сказать, что в таких идеолого-научных «тисках» находились не только финно-угроведы, но и исследователи других групп этносов. Автор представил сложный, противоречивый, подчас трагический, путь, пройденный фин-но-угроведением в своем развитии.

Анализируя некоторые аспекты из этнической истории финно-угров в дореволюционный и советский периоды (С. 58-97), К.С.Сануков отмечает влияние негативных факторов на исторические судьбы российских финно-угров до 1917 г., подчеркивая, что наибольший урон финно-угры как этносы понесли в советский период. В качестве итога дореволюционной и, особенно, советской политики ученый видит выработку у российских финно-угров негативного психологического стереотипа, проявляющийся в ощущении себя «второсортными» людьми, (С. 67-68), что в результате, по мнению автора, привело к такому тяжелому социальному явлению, как национальный нигилизм (С. 96). Однако, представляется, что негативные факторы, губительно действовавшие на российских финно-угров в XX в., нельзя ограничить только политикой Советского государства. Совершенно ясно, что резкая интенсификация процессов урбанизации, усиления миграций и прочие факторы, были характерны для всего человечества и отчетливо наблюдались в общепланетарном масштабе. И вряд ли советская национальная политика, проводимая Центром, имела своей прямой целью деградацию финно-угров или иных этносов. Скорее, речь идет о ее не-продуманности и вульгарно-стандартизированном подходе к национальному вопросу. Специфика и особенности ментальности, образа жизни, среды проживания тех или иных народов не учитывались, по большому счету. Тем не менее, автор очерчивает широкий круг ошибок, подчас преступных, в национальной политике, которых необходимо обязательно избежать в XXI в., поскольку XX в. очень дорого обошелся финно-уграм и потенциал народов ослаблен.

Рассматривая сегодняшнее положение финно-угров в России (С. 98-107). К.С.Сануков сравнивает состояние финно-угорских этносов не только между собой, но и с другими народами (тюркскими и северо-кавказскими), подчеркивая различный этнокультурный потенциал при сходной численности

(С. 102). Представляется, что причины этих различий требуют дополнительных глубоких научных изысканий. Хотя до сих пор ведутся дискуссии на предмет обоснованности и научности понятия «национальный характер», все же, эмпирические исследования демонстрируют фактическое существование этого феномена. Более того, несмотря на возможную скудность данных, представляется весьма полезным проследить динамику изменения ментальности финно-угров на протяжении длительных промежутков времени, чтобы на основании полученных данных четче обозначить проблемные зоны и найти пути их преодоления.

Обосновывая свою позицию относительно языковой проблематики финно-угров (С. 108-127), автор совершенно справедливо считает, что вопрос о статусе и положении языка - это «вопрос не столько лингвистический, а больше политический» (С. 108). Достаточно часто в академической среде (особенно околовластной) и на политической арене можно услышать призывы не политизировать языковые проблемы национальных меньшинств. Однако политика, понимаемая как способ влияния на власть и взаимодействия с властью, это конструктивный путь, который потенциально способен принести результаты и переломить ситуацию. «Непризнание» языковой проблемы, ее «изымание» из политической повестки дня приводят к усугублению ситуации (крайний случай - баски в Испании). Проводимые в настоящий период в России реформы политической сферы открывают новые возможности для политической деятельности малых народов. Вопрос в том, будут ли использованы эти потенциальные возможности?

Особого внимания заслуживает разбор автором соотношения прав человека и прав народа (С. 132-136). Нельзя не согласиться с утверждением профессора К.Н. Санукова о важности практического воплощения тезиса о неразрывности прав человека и прав народа (С. 132). Следует отметить, что в этом вопросе автор рассматриваемой монографии стоит несколько особняком. Большинство исследователей склонны противопоставлять коллективные и индивидуальные права. Однако в этом случае непонятно, как можно реализовать права конкретного индивида, представителя какого-либо

этноса, относительно родного языка, постижения культуры своего народа и многого другого, не защищая права этнических общностей?

Систематизируя процесс становления и развития финно-угорского движения с начала XX в. до наших дней в заключительном шестом разделе монографии (С. 141-173), определяя различные формы, виды и способы взаимодействия этих национальных движений, К.Н. Сануков, как и многие, отмечает снижение активности и спад финно-угорского движения (С. 177). Однако ученый видит и перспективы, благоприятные варианты будущего. Относительно спада финно-угорского движения следует отметить, что здесь есть как объективные, так и субъективные факторы. К числу субъективных можно отнести отсутствие свежих привлекательных идей и небольшое число новых лиц. Похоже, что финно-угорскому движению необходим ребрендинг.

На протяжении всей работы автор «красной нитью» проводит мысль о необходимости энергичных действий для предотвращения «этнической катастрофы», которая угрожает финно-уграм России.

Несмотря на свой относительно небольшой объем, монография К.С. Санукова вносит весомый вклад в изучение истории российских финно-угров. Несомненными достоинствами работы являются ее интеллектуальная честность и взгляд «изнутри». Автор не боится ставить острые вопросы и поднимать «тонкие», как принято сейчас говорить, неполиткорректные темы. В то же время, К.Н. Сануков далек от огульных однозначных обвинений во всех проблемах финно-угров каких-либо только внешних сил и факторов.

Возможно, некоторые оценки автора излишне жесткие. Например, вряд ли уместно говорить об имперской национальной политике в современной России (С. 140).

В целом, монографию профессора К.Н. Сану-кова можно назвать книгой-предостережением, книгой-предупреждением. Будущее финно-угров зависит, прежде всего, от их сегодняшних действий. Наверное, в этом и заключается главный смысл рассматриваемой работы.

К.и.н., доцент Л.А.Максимова, С.П.Артеев

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты