Спросить
Войти

ВЛИЯНИЕ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Автор: указан в статье

книгл ё культуре детства

УДК 398.21

ВЛИЯНИЕ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Шишонина Натали Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» (Пятигорск, РФ), e-mail: 89850967988@rambler.ru

В статье показана роль и значимость сказки как средства трудового воспитания человека. Русская сказка - художественное творение, в котором нашла отражение тысячелетняя история народа. Сказка - это яркое проявление национального искусства, которое вышло из раздумий рассказчиков над основами людского бытия.

Среди средств воспитания сказкам народ отводил едва ли не первое место. Сказки были тесно связаны с реальной жизнью. В них воссоздавался мир забот и интересов наших предков, взгляды на трудовое воспитание подрастающего поколения. Сказка исходила из самой народной души, рассказывала о самом насущном, о точки зрения народных воспитательных традиций. В сказках труд являлся основой, на которой происходи© Н. В. Шишонина, 2019

ло формирование полноценной личности, в том числе готовности ее к труду

Сказка как жанр устного народного творчества возникла очень давно. Уже в условиях языческой Руси она занимала одно из центральных мест в духовной жизни народа. Сказки развивали детскую фантазию, смекалку, учили доброте и верности родной земле, заключали в себе народную философию. Одной из особенностей этих произведений было утверждение, что труд основа жизни человека. Труд, трудолюбие - любимая тема русских сказок. В. И. Даль, собиратель фольклора, утверждал, что если предмет мирского или семейного быта близок народу, если он «входит в насущную его жизнь, то народ - в этом можете быть уверены - разглядел и обдумал его кругом и со всех сторон, составил об этом устные приговоры свои, пустил их в ход и решения своего не изменит, покуда разве не изменятся обстоятельства» [1;15].

В русских народных сказках труд рассматривался как стремление человека к светлому и возвышенному, как фактор становления личности. Сказка, преодолевая скептицизм, давала силы для этого стремления, звала к мечте, счастью, благополучию. Так, в сказке «Петух и жерновцы» убедительно доказывается, что счастье - вещь рукотворная. Его нельзя купить, украсть, его можно только выстрадать, заработать нелегким трудом, нравственным поведением, гуманным отношением к людям. Именно на эти черты характера обращает внимание слушателей сказка «Петух и жерновцы». Путешествуя на небо, старик находит жерновцы, которые сами мелют и сами пекут пироги, стоит лишь только повернуть ручку. Бедные старики несказанно рады свалившемуся на них счастью. Барин, позавидовав, крадет чудесные жерновцы. На помощь старикам приходит петушок, который наказывает вора и возвращает чудо тем, кто действительно в нем нуждается [2; №75].

Традиционно в русских народных сказках счастье выстрадано героями, заработано нелегким трудом. Горе и лишения, людская несправедливость, изнуряющий труд - постоянные спутники народных любимцев. Так, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» рассказывается о тяжелой сиротской доле, о том, что «есть на земле люди хорошие, есть н похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. Какую ни даст работу мачеха - все девушка выполнит. Трудилась Хавро-шечка от зари до зари. А мачехе все мало, всем она не довольна, куском хлеба попрекает. Была у Хаврошечки заступница - Коровушка, да сгубила ее мачеха. Только и после смерти заступница не оставила девушку. Из косточек коровы выросли чудесные яблоки. Угостила сиротка доброго молодца яблочком, а тот на ней и женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать» [2; №2 46].

Россия издавна была страной общинного, коллективного труда. Наши предки осознавали жизненную необходимость объединения, совместной деятельности. Постоянная забота о хлебе насущном, суровые климатические условия сплачивали народ, делали его сильнее, мудрее. Сказка как источник и средство трудового воспитания показывала преимущества коллективного труда: только всем миром можно выкорчевать лес, засеять поле, собрать урожай, справиться с бедой, победить врага. В сказке «Иван -крестьянский сын и Чудо-Юдо» говорится, что в некотором царстве, в некотором государстве жили - были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб собирали. Но повадилось к ним чудо-юдо поганое. Совсем от него житья не стало: землю сжигает, людей таскает. Многие смельчаки пошли с чудищем воевать. Отправился и Иванушка с братьями. Нелегкая это была задача, да люди, встречавшиеся братьям на пути, помогали: кто меч скует, кто коня богатырского даст, а кто и уму-разуму научит. Победил русский народ чудо-юдо, а после вернулся Иванушка с братьями домой. И стали они жить-поживать, в поле пахать да пшеницу сеять [2; №2 68].

Тема объединения, взаимопомощи и коллективного труда являлась одной из центральных в сказках о животных (сказки «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Зимовье зверей» и др.). Так, в сказке «Зимовье зверей» бык, почуяв приближение зимы, зовет зверей дом строить. Каждый находит себе отговорку: у барана шуба теплая, свинья в землю зароется, гусь крылом укроется. Выстроил

бык себе зимовье и стал жить-поживать. Настали холода, стали звери к быку проситься. Пустил их бык, стали зимовать вместе. Узнали о зимовье зверей лиса, медведь и волк, решили напасть. Да ничего у них не вышло. Объединились звери и дали отпор разбойникам [2; №« 27].

Сюжет, образы сказочных существ, невероятные приключения героев тесно переплетались с реалиями народной жизни. Так, в сказке бык строил зимовье, медведь и волк занимались разбоем, кот стал воеводою, медведь заключил пари с мужиком, лисица выгнала из дому зайчика. Сказки, развивая детскую фантазию, учили ребенка понимать глубинный смысл, скрытый за незамысловатым сюжетом. В сказке «Заяц» говорится о том, как бедный мужик шел по чистому полю, увидел зайца под кустом, обрадовался: «Вот заживу домком-то! Возьму этого зайца, убью плетью да продам. На те деньги куплю свинушку. Она принесет мне двенадцать поро-сеночков. Поросятки вырастут, принесут мне еще по двенадцать. Я их всех приколю, амбар мяса накоплю. Мясо продам, а на денежки дом заведу да сам женюсь. Жена-то родит мне двух сыновей: Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под окном сидеть да порядки наводить: «Эй вы, ребятки, крикну Ваське да Ваньке! Шибко людей на работе не подгоняйте, видно сами бедно не живали!» Да так громко крикнул мужик, что заяц и убежал, а дом со всем богатством, женой и детьми пропал [2; .№162].

Народная педагогика раскрывала роль труца в воспитании. Она ставила целью воспитания подготовку не просто трудолюбивого человека, а глубоко нравственной личности. Поэтому воспитание трудолюбия в русских сказках тесно связано с развитием у ребенка таких нравственных качеств, как доброта, сопереживание, ответственность за порученное дело.

Так, в народной сказке «Гуси-лебеди» прослеживаются три параллели - ответственность, послушание, трудолюбие. Качества, на первый взгляд, совершенно разные, но, соединяясь, они формируют нравственность: как бы тебе не было плохо, умей слышать другого. Способность услышать голос, просящий о помощи, наличие таких качеств, как совестливость, честность, сочувствие, сострадание - все это говорило о богатстве души, человеческом достоинстве, чести. Именно в этом, по строгой оценке народа, состояла воспитательная ценность сказки,

Влияние сказки на внутренний мир ребенка заключалось в способности сопереживать, что обеспечивало перенос ситуаций на себя. Слушая, ребенок активно трудился - выбирал, оценивал, радовался, грустил. Так, из сказки «Морозко» дети узнавали о том, что только трудолюбие и терпение способны сделать человека счастливым. Вот что произошло с героиней вышеназванной сказки. Жила девушка с мачехой, работала с утра до ночи, а мачехина дочка на печи лежала, мух считала. Невзлюбила мачеха падчерицу и решила ее со свету сжить. «Вези, вези ее на трескучий мороз»,-приказала она мужу. Затужил старик, заплакал, однако послушал старуху: посадил дочь в сани и отвез ее в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Сидит девушка под елью, мороз ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по елкам потрескивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит и спрашивает:

- Тепло ли тебе, девица?

- Тепло, Морозушка, тепло, батюшка.

Морозко пуще прежнего затрещал, а девица свое:

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Как ни старался Морозко, не удалось ему заморозить красавицу. Сжалился Морозко над девушкой, накрыл ее шубой собольей, а за доброту, ласку и трудолюбие одарил богатым приданым. Привез старик свою дочку из лесу румяную, богатую, веселую. Позавидовала мачеха и решила свою дочь-лентяйку отправить к Мо-розке за подарками. Да только за грубость и непочтительность заморозил он девушку [2; №45]. В этой небольшой сказке заложена модель поведения, содержится наказ на всю жизнь: не ленись, слушайся родителей, уважай ближнего своего, и счастье придет к тебе.

Урок в сказке часто был спрятан в самом ее конце. Давался он без назидательности, остроумно и просто. Вот пример (сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»).

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю:

- Пузырь, давай на тебе переплывем?

- Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал да и лопнул! [2; № 40].

И поделом ему: не смейся над бедой другого., а если принимаешь участие в общем деле, то не думай о своей выгоде, заботься о ближнем своем. Вот сколько наказов заложил народ в такой маленькой сказке!

Мудрость и поучительность всегда были свойственны русской народной сказке. Наряду с развитием нравственных качеств в процессе трудового воспитания, народ не исключал полезности наставлений. Умение трудиться было изначально одним из основных критериев в оценке личности сказочного персонажа. Образ идеальной жены-труженицы дан в сказке «Царевна-лягушка». Главная героиня в подарок царю сшила рубашку, «какой белый свет не выдавал», испекла хлеб всем на загляденье. А другая сказочная героиня Марья-царевна (сказка «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что») была большая мастерица ткать. Соткала она из шелка чудесный ковер: «на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; крутом луна и солнце ходят» [2; .№104].

Идеал сказочного мужчины-труженика олицетворен в поэтических образах Ивана-царевича, уральских мастеров, Никиты кожемяки. Тут и удаль, тут и стать, дело горит и спорится в его руках. За что ни возьмется - все получается. Он равнодушен к богатству, но с большим вниманием относится к суду людскому. Часто он мастер своего дела, осознающий свое положение в обществе и по праву гордящийся им. Мастерством на Руси гордились, мастеров в сказках величали, с них брали пример, у них учились. Как источник и средство трудового воспитания, сказка обращала внимание на то, что главная сила народа в творчестве, в созидании, в том, что труд укрепляет семью, сплачивает отцов и детей. В крепких семьях было больше уважения, порядка, гармонии. Дети и жены гордились главой дома. Крепкий хозяин - это то, к чему стремился народ, воспитывая подрастающее поколение.

Одной из главных задач трудового воспитания было предупреждение лени, тунеядства. Бесчисленны народные вариации сказок о лени и трудолюбии. Их ценность заключается в неповторимости, оригинальности решения воспитательных задач. Поистине неисчерпаема мудрость народа-труженика, утверждавшего высшую ценность и красоту человека - трудолюбие.

Русская сказка - художественное творение, в котором нашла отражение тысячелетняя история народа. Сказка - это яркое проявление национального искусства, которое вышло из раздумий рассказчиков над основами людского бытия. Значимость сказки как средства трудового воспитания бесспорна.

Список использованных источников

1. Даль, В. И. Пословицы русского народа. Избранное / В. И. Даль. - М.: Аргументы недели, 2018. - 544 с.
2. Русские народные сказки А. Н. Афанасьева. - М.: Терра, Книговек, 2019. - 604 с.

THE INFLUENCE OF FOLK TALES ON PARENTING Natali Vladimirovna Shishonina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russian Federation, email: 89850967988@rambler.ru

The article shows the role and significance of a fairy tale as a means of labor education of a person. The Russian fairy tale is an artistic creation in which the thousand-year history of the people is reflected. A fairy tale is a vivid manifestation of national art that has emerged from the meditations of storytellers on the basics of human life.

References

1. Dal&, V. I. Poslovitsy russkogo naroda. Izbrannoye [Proverbs of the Russian people. Favorites] / V. I. Dal&. - M.: Argumenty nedeli, 2018. - 544 p.
2. Russkiye narodnyye skazki A. N. Afanas&yeva [Russian folk tales by A. N. Afanasyev]. - M.: Terra, Knigovek, 2019. - 604 p.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР РУССКАЯ СКАЗКА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты