Спросить
Войти

Н. В. Никольский родоначальник чувашскоязычных СМИ

Автор: указан в статье

ким образом, на практике государственная антимонопольная политика стала во многом антирыночной, а регулирование цен было использовано консерваторами, чтобы затруднить реализацию проводимых Правительством РФ реформ [8].

В итоге такая ситуация привела к возникновению политического климата, благоприятствующего возвращению государственной политики в области конкуренции, к использованию традиционных механизмов регуляции в отношении монополистов или разделению таких предприятий до начала приватизации государственного промышленного сектора.

Литература

1. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 18. Ст. 288.
2. Евстигнеев А. Монополия в советской экономике и обусловившие ее факторы // Вестник экономики. 1993. № 4. С. 90.
3. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.
4. Политическая экономия: словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 217.
5. Указ Президента РФ № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» от 24 августа 1992 г. // Собрание законодательства РФ. 1992. № 12. С. 36.
6. Цапелик В. Развитие антимонопольной политики в России. М.: Экономика, 1996. С. 66-70.
7. Цапелик В., Яковлев А. Монополии в советской экономике // Проблемы экономики. 1996. № 3. С. 22.
8. Яковлев А. Антимонопольная политика в России. М.: Экономика, 1994. С. 33-44.
9. Joskovv P.L., Schmalensee R, Tsukanova N. Competition Policy in Russia during and after Privatization. Brookings Papers: Microeconomics. Boston, 1994. P. 13.

ЛЕБЕДЕВА АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (lebedevarich@rambler.ru).

LEBEDEVA ALLA ALEKSANDROVNA - candidate of juridical sciences, associate professor of Private Law Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

УДК 070 (09) (470.344)

А.П. ЛЕОНТЬЕВ

Н.В. НИКОЛЬСКИЙ - РОДОНАЧАЛЬНИК ЧУВАШСКОЯЗЫЧНЫХ СМИ

Рассмотрен вклад выдающегося деятеля культуры, просвещения и науки Н.В. Никольского в создание первой чувашской газеты «Хыпар»

A.P. LEONTYEV

N.V. NIKOLSKY IS THE FATHER OF THE CHUVASH MASS MEDIA

The contribution of an outstanding culture, education and science worker N.V. Nikolsky into the creation of the first Chuvash newspaper «Hypar» is examined.

Рубеж XIX-XX вв. - судьбоносный период в истории чувашского народа. Столетия темноты, забитости и восприятия численно немалого, сохранившего исконную культуру и язык этноса в качестве «инородцев», людей второго сорта сменились временем значительного роста самосознания, активизации эт-нополитических настроений. Наиболее полно и ярко меняющееся мироощущение чувашей выразила выросшая из самых недр народа интеллигенция, среди которой наиболее заметной фигурой был Н.В. Никольский - ученый и общественный деятель, достигший вершин науки и признания [7. С. 242].

Уроженец деревни Юрмекейкино Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района ЧР) Н.В. Никольский постоянно стремился к зна-

ниям и совершенствовал их: в 1885-1888 гг. - он ученик Шуматовского (ныне с. Советское Ядринского района ЧР) земского училища; 1888-1893 гг. - слушатель Чебоксарского духовного училища; в 1893-1899 гг. - семинарист Казанской духовной семинарии; с 1899-1903 г. - в Казанской духовной академии.

В Государственном историческом архиве ЧР хранятся табели успеваемости Н.В. Никольского в духовном училище. По всем предметам «4» и «5». Особенно хорошо давались юному Николаю языки. По сравнению с другими учебными заведениями в духовных учащиеся традиционно получали более глубокие знания. В этом проявлялась довольно мудрая культурологическая политика царизма: проповедники и миссионеры, работавшие в среде «инородцев», должны были быть на голову выше просто образованных людей.

С 1903 г. до начала 1917 г. Н.В. Никольский сотрудничал с Переводческой комиссией Православного миссионерского общества, в которой с февраля 1906 г. исполнял обязанности делопроизводителя. Эта организация, получившая в 1903 г. статус самостоятельного учреждения, издавала брошюры и книги на 23 языках. Делопроизводитель Н.В. Никольский выпустил каталог изданий. Он, как руководитель чувашской секции, рецензировал брошюры и книги на чувашском языке. В основном это были издания религиозного содержания. Выступая на съезде сотрудников комиссии в сентябре 1905 г., Н.В. Никольский подчеркнул: «Чувашская секция берет на себя смелость заявить комиссии, что... необходимо поспешить с изданием газеты на чувашском языке, тем более, что в настоящее время требования газеты раздаются во многих местностях чувашского района, объединяющего 37 уездов в 9 губерниях Поволжья и отчасти Сибири» [4. С. 62-63].

То есть идея издания чувашскоязычной газеты витала в воздухе. Издание газеты для русского народа ни у кого не вызывало возражений. Но когда заходили разговоры о выпуске газеты для нерусских народностей, возникали разногласия. Зачем, мол, нерусским народностям газета; они должны слиться с русскими. Преподаватели высших учебных заведений Казани, среди них В.Ф. Залесский, А.А. Огородников, И.А. Стратонов и некоторые другие, были против издания СМИ на языке инородцев. Не возражали против выпуска газеты профессора М.А. Машанов, Л.И. Писарев, А.Н. Потехин, П.К. Жузе, В.А. Богородицкий, академики А.А. Шахматов, Э.К. Пекарский, В.В. Радлов [5. С. 44].

По оценкам Н.В. Никольского, чуваши чувствовали себя обиженными, и очень немногие из них осмеливались говорить о выпуске газеты на родном языке. Казанские татары в то же время не ограничивались разговорами: в ноябре 1905 г., несмотря на то, что казанский губернатор не дал согласия, они уговорили директора Казанской учительской семинарии Н.А. Бобровникова стать учредителем газеты «Казан мохбире» (Казанский вестник). Директор встретился с губернатором и получил разрешение на выпуск газеты. Подобным образом было получено «добро» на издание других СМИ: «Азад» («Свободный»), «Баянулхак» («Правдивые известия»), «Азад халык» («Свободный народ») [5. С. 44-45].

В начале декабря 1905 г. Н.А. Бобровников предложил Н.В. Никольскому начать выпуск чувашскоязычной газеты, а сам согласился стать её издателем. Губернатору было направлено письмо с просьбой разрешить выпуск еженедельника «Хыпарсем» («Вести»). Через три дня последовал категорический отказ.

О настроениях относительно чувашскоязычной прессы в либерально настроенных кругах может свидетельствовать мнение председателя (в 1908-1916 гг.) Казанской губернской земской управы Н.А. Мельникова: «Чувашской культуры не было и не будет. Не язык чувашский нужно сохранить, создавая несвойственную этому языку литературу и развивая в чувашах сепаратизм и самомнение, а сохранять и развивать хорошие свойства этого племени: их честность, бережливость, любознательность, любовь к земле и ко всему, на ней растущему» [1].

К 1906 г. ситуация улучшилась, но ненамного. Школы, открытые И.Я. Яковлевым и его учениками, вершили свое благородное дело, но их влияние на уровень грамотности чувашей было не столь заметным, сколь хотелось просветителю и его соратникам. Более того, концепция И.Я. Яковлева носила выраженный русификаторский характер и не состыковывалась с идеями Н.В. Никольского и других деятелей, к примеру, того же И.Н. Юркина о создании чувашскоязычных СМИ. Д.П. Петров (Мётри Юман): «Еще в 80-х годах [XIX в.] Иван Юркин вознамерился выпускать газету на чувашском языке. Иван Яковлевич резко воспротивился этому начинанию, потому что он не хотел перечить правительственной программе» [3. С. 199].

Во второй половине декабря 1905 г. Н.В. Никольский повторно отправил письмо губернатору с просьбой о разрешении издавать чувашскую газету «Хыпар» и быть ее редактором. Письмо, кроме этого, содержало краткий тематический план:

1. Распоряжения правительства относительно крестьян.
2. Современные события.
3. Жизнь русского народа и других национальностей.
4. Иностранные известия.
5. Сведения по сельскому хозяйству, медицине, гигиене, естествознанию, географии, истории и другим наукам, имеющим значение для подъема культурного уровня чувашей.
6. Торговые известия.
7. Школы.
8. Общественная и приходская благотворительность.
9. Повести, рассказы и другие сочинения как оригинальные, так и переводные.
10. Сведения о новых книгах.
11. Вопросы и ответы редакции.

Предполагался еженедельный выпуск газеты по воскресеньям в Казани. Для личных объяснений редакция должна была быть открыта ежедневно, кроме праздников от 14 до 15 часов [5. С. 45].

Через два дня разрешение было получено. Конец декабря прошел в приготовлениях. Велись переговоры с Центральной типографией. Посетителей принимали братья К. и Г. Мушкаленко. Типография принадлежала доктору Б. Домбровскому, который не стал беспокоить требованиями аванса. Издательство академии, во главе которого стоял профессор Л.И. Писарев, попросили помочь бумагой, он также не стал требовать аванс за предоставленную бумагу [5. С. 46].

Труднее всего было договориться с почтой: за отправку бандеролей с газетой от редакции «Хыпар» потребовали оплаты за 1-2 месяца вперед. Эти деньги, после того как договорились предоставлять 100 экземпляров для продажи, заплатил крестьянин из с. Тюрлема Селиванов из состоятельного чувашского семейства. Цензором «Хыпар» стал видный чувашский ученый, лексикограф Н.И. Ашмарин. С ним пришлось договариваться относительно предварительной (до набора) цензуры рукописной сводки каждого номера [5. С. 47].

21 января 1906 г. тиражом 1500 экземпляров вышел первый номер газеты, вызвавший небывалый интерес чувашского народа. Общее настроение выражало письмо А. Сизова из Тетюшского уезда Казанской губернии: «И читающие чувашскую газету, и слушающие ее чтение в один голос говорят о том, что для чувашей свет над миром появился» [6].

В ходе работы был определен список адресов, по которым следовало отсылать «Хыпар». В основном это были школы губерний, где учились чувашские дети. Среди адресов значились библиотеки университетов Москвы и Санкт-Петербурга, финно-угорское научное общество при Гельсингфорском

университете, Лейпцигский университет, Парижская академия наук, Королевская академия наук в Лондоне, библиотеки университетов Рима, Будапешта, Софии, Константинополя, Филадельфии. Выбор адресов рассылки был определен Н.В. Никольским и Н.И. Ашмариным.

С выходом газеты начался новый этап деятельности Н.В. Никольского. Созданная И.Я. Яковлевым письменность и выпускаемая Н.В. Никольским газета способствовали консолидации дисперсно проживавшего чувашского этноса. До выхода «Хыпар» молодежь Самарской и Уфимской, Казанской и Симбирской и других губерний, тянувшаяся к просвещению, могла встречаться лишь в Симбирской чувашской школе или в специальных группах учительских и духовных семинарий. А еженедельная газета содержала четкую установку: если не хочешь отставать от времени, читай газету на родном языке и просвещайся.

Таким образом, выходившая в 1906-1907 гг. газета «Хыпар» оставила глубочайший след в истории чувашского народа. Для проживающих на обширной территории России чувашей Казань стала центром духовности и просвещения наряду с Симбирском. Чувашская молодежь, познавшая вкус революционного самотворчества, несмотря на отрицательное отношение И.Я. Яковлева к этому нарождающемуся разрушительному процессу, стремилась в Казань. Публицисты газеты стали практически первыми чувашскими революционерами. Н.В. Никольский отмечал: «К маю месяцу начали проявляться среди сотрудников группировки. Симбирцы, из бывших учеников Симбирской чувашской учительской школы, во главе со студентами Казанского учительского института стали предъявлять к редакции требования - помещать побольше статей политического и социально-экономического характера» [5. С. 53].

Между тем к середине 1906 г. цензура приостановила выпуск газеты. Некоторых сотрудников арестовали. Издание заметно политизировалось, что мешало слаженной работе редакции. Сдвоенный выпуск «Хыпара» (№ 31-32) сообщал, что 1-2 августа в Симбирске состоялся съезд чувашской интеллигенции, на котором было решено организовать «Союз чувашских учителей по содействию просвещению чуваш». Газета «Хыпар» перешла в руки учредителей съезда. Т.Н. Николаев (Хури) предложил Союзу одобрить программу партии эсеров, однако участники съезда не поддержали его [2. С. 279]. С августа 1906 г. по январь 1907 г. сменилось несколько редакторов. На случай закрытия «Хыпара» было получено разрешение на выпуск газеты «Самана» (Эпоха). Издание ни разу не вышло [2. С. 56].

Всего «в первое пришествие» вышло 65 номеров «Хыпара» (22 - под редакцией Н.В. Никольского). 3 июня 1907 г. сверстанный набор подготовленного 66-го номера был рассыпан жандармерией.

Однако Н.В. Никольский и его соратники сумели возродить «Хыпар». Это случилось 1 мая 1917 г.

Литература

1. Казанская газета. 1903. № 15, 13 апр.
2. Кузнецов И.Д. Об истории чувашского народа. Чебоксары: Чувашгиз, 1962.
3. Мётри Юман. Избранные сочинения. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1997. (На чуваш. яз. - А.Л).
4. НА ЧГИГН. Отд. I. Т. 163.
5. Никольский Н.В. «Хыпар» - первая чувашская газета. Воспоминания. Чебоксары: ГУП «Издательский дом "Хыпар"», 2006.
6. Хыпар. 1906. № 8, 10 марта.
7. Чувашская энциклопедия: в 4 т. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. Т. 3.

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ - аспирант, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (hypar@chtts.ru).

LEONTYEV ALEXEY PETROVICH - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты