Спросить
Войти

Оригинальный труд И. Д. Попко «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту»

Автор: указан в статье

УДК 930.85 (470.6) (049.3)

Алексеева Анна Сергеевна

Alekseeva Anna Sergeevna

аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

PhD student of the Pre-revolution Russian History Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТРУД И.Д. ПОПКО «ЧЕРНОМОРСКИЕ КАЗАКИ В ИХ ГРАЖДАНСКОМ И ВОЕННОМ БЫТУ»

ORIGINAL WORK OF I.D. POPKO "THE BLACK SEA COSSACKS IN THEIR CIVIL AND MILITARY LIFE"

Аннотация:

Summary:

В статье дана оценка труду кубанского историка Ивана Диомидовича Попко «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Очерки края, общества, вооруженной силы и службы» с точки зрения кубанских историков Б.М. Городецкого и Б.А. Трехбратова, а также самого автора статьи.

The article observes the work of Kuban historian Ivan Diomidovich Popko "The Black Sea Cossacks in their civil and military life. Essays about the region, society, arm forces and services" from the viewpoints of B.M. Gorodetskiy, B.A. Trekhbratov and the author’s own one.

Кубань, казаки, краеведение, историк, этнография, военный.

Kuban, Cossacks, local history and culture, historian, ethnography, military.

Одной из ключевых и широко известных фигур кубанской истории является Иван Диоми-дович Попко (1819-1893) - генерал-лейтенант, известный историк и общественный деятель (в некоторых источниках он упомянут как И.Д. Попка). Жизнь Ивана Диомидовича прошла в успешном сочетании воинской службы с исследовательской работой по изучению прошлого казачества Северного Кавказа.

Крупнейшим историко-этнографическим трудом И.Д. Попко периода его раннего творчества стали «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Очерки края, общества, вооруженной силы и службы», опубликованные в Санкт-Петербурге в 1858 г. Труд был посвящен наследнику престола цесаревичу и великому князю Николаю Александровичу. По словам А.И. Фединой, И. Попко поступил мудро, посвятив свою работу наследнику, так как благодаря этому труд был издан уже через год после написания [1, с. 88]. Как отметил известный библиограф и краевед Б.М. Городецкий, «сочинение это появилось в печати в то время, когда Черноморский край, очень своеобразный как по естественному своему положению и свойствам, так и по жизни своего населения, был почти не исследован» [2, с. 365]. Поэтому труд сразу же стал известен в обществе и получил высокую оценку у читателей, общественных деятелей и историков.

«Черноморские казаки» состоят из двух частей (17 рассказов) и до сегодняшнего дня являются интереснейшим трудом по истории Кубани. Первая часть работы посвящена описанию гражданского быта Черноморского казачества. Начальные главы книги представляют собой яркий топографический очерк Черномории. Здесь автор живописно описал размеры территории Кубани, климат в теплые и холодные сезоны, представил данные о реках, каналах, лиманах, о рыбных богатствах рек. Из труда И.Д. Попко можно почерпнуть и данные о растительном и животном мире Кубани. Автор не просто перечислял его разновидности, но и талантливо характеризовал повадки и поведение животных и птиц. И.Д. Попко указал полезные ископаемые, почвы разных районов Кубани и не без гордости отметил, что «земля черноморских казаков производит с успехом все роды хлебов, овощей, масляных и прядильных растений, свойственных южной полосе России» [3, с. 29]. Однако далее историк указывает, что «независимо от особенностей почвы и климата, успехам земледелия не вполне покровительствует тревожный быт жителей, которые обязаны не только в урочное для службы, но и во всякое другое время соблюдать боевую готовность для происходящей у них на пороге войны с горцами» [3, с. 75].

Для исследователей прошлого Кубани особенно интересным представляется пятый рассказ первой части, посвященный описанию населения, религии, казачьих поселений. Автор представил читателю не только картину переселения казаков на Кубань, но и, тщательно изучив архивные данные, дал подробные статистические данные по переселению за конкретные годы, с 1792 по 1825 гг. Согласно приведенным документам с 1792 г. «перешло на Черноморье 13 тысяч строевых казаков и при них до 5 тысяч душ женского пола. Затем, вследствие особых

мер правительства, подошло еще в растяжку, в виде отсталых, до 7 тысяч семейных и бессемейных казаков, находившихся на поселении в разных местах Новороссийского края, после упразднения Запорожской Сечи... В 1808 году до 500 добровольно возвратившихся из Турции буджацких казаков. В 1809-1811 годах переселенцев из малороссийских губерний, Полтавской и Черниговской, 23 089 мужского и 16 672 женского пола душ. В 1821-1825 годах переселенцев из тех же губерний 20 274 мужского и 19 689 женского пола душ. В пятилетие в 1845-1850 годах третьих переселенцев из тех же и отчасти из Харьковской губернии да разных вольноприписных, все-таки из Малороссии, до 8500 мужского и 7000 женского пола душ. А всего к коренному населению прибыло в войсковой состав: 53 363 мужского и 44 361 женского пола душ» [3, с. 44-45].

На наш взгляд, значимой частью произведения является повествование о гражданском быте черноморских жителей. Интересны сведения о том, как появлялся в Черномории город Екатеринодар, «имевший вид большого села» [3, с. 58], отдельные хутора, как устанавливалась поземельная собственность. Исследователь жизни и творчества историка Б.А. Трехбратов отметил, что И.Д. Попко стал единственным из всех дореволюционных исследователей, который дал наиболее верное представление о формах землевладения в Черноморском казачьем войске [4, с. 113]. «Отсутствие уравнительного и положительного распределения земли» характеризовало стремление всех слоев казачества к индивидуальным формам землевладения, к частной собственности. Кому было тесно в курене, кому было нужно отодвинуться от его полиции и повинностей, тот ставил угощение куренному обществу и, под единственным влиянием угощения, получал от этого общества письменное, запечатленное бесчисленными рукоприкладствами дозволение выселиться из слободы в поле, «сесть хутором» [5, с. 76, 80].

Познавательными являются такие этнографические данные, как описание жилища казаков, пищи, их обычаев, занятий (рыболовство, охота, земледелие), вооружение. Со знанием дела автор рассказал о воинской службе казаков, их обмундировании и тактике боя. Отлично разбираясь в военных тонкостях, И.Д. Попко смог даже сравнить черноморских казаков с линейными и выявить различия: «.следует заметить, что конный черноморский казак уступает пальму превосходства своему соседу и сподвижнику, кавказскому линейному казаку... у линейных сжатость, подвижность и налет и оттуда сила удара, если противник под него подвернулся, если ж увернулся - промах; у последних - растянутость, раздробление и неподвижное выжидание неприятельского нападения на всех пунктах. Взяв у черкеса вооружение, одежду, седловку и посадку, вместе с тем [линеец] усвоил себе живость и удаль своего противника», что не наблюдается в тактике черноморцев [5, с. 192, 195].

И.Д. Попко дает читателю не только представление о материальной культуре казаков, но и сравнивает ее с черкесской. Казаки и горцы, проживая рядом, не могли не повлиять на жизненный уклад друг друга. Казаки позаимствовали у черкесов сельскохозяйственные орудия труда -вилы, соху, плуг, в свою очередь у казаков горцы научились выращивать пшеницу и картофель. Как выразился историк, «все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо: «что хорошо выдумано, то полезно и перенимать» [5, с. 199].

Яркие зарисовки И.Д. Попко представляют нам сведения и о духовной культуре черноморцев. Хорошо зная историю, И.Д. Попко приводит многочисленные пословицы и поговорки, которыми так богата народная речь (например, «Терпи, казаче, горе: будешь пити мед», «Хорош на гумне, хорош и на войне»). Мы имеем представление даже о репертуаре казачьих песен - исторических («Ой, годи нам журитися, треба перестати»), шуточных («Иде козак за Кубань») и многих других.

И.Д. Попко был наделен даром литературного слова и сумел мастерски представить читателю облик черноморского казака и кубанской земли. Его книга «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту» привлекает умением в интересной и нестандартной форме отобразить данные исторической действительности. Природа, обыденность, быт черноморского казачества и горцев Закубанья настолько живописно показаны И.Д. Попко, что, кажется, сегодня не всякий желающий смог бы так красочно описать родные края. Пожалуй, нельзя сказать лучше Б.М. Городецкого: «Черноморские казаки.» по полноте и верности сообщаемых данных и ясности их изложения - представляют собою ценную историкоэтнографическую монографию целого края, монографию, многие главы которой и до сего времени, т. е. спустя полстолетия по их выходе в свет, читаются с огромным интересом и незаменимы позднейшими исследованиями» [6, с. 365].

Б.А. Трехбратов подчеркнул, что для трудов И.Д. Попко характерно то, что он нередко выходит за рамки частного, регионального и пытается выяснить место и роль казачества в масштабе истории России [7, с. 111]. В предисловии к своей книге И.Д. Попко утверждал, что «казаки исстари призваны селиться живой изгородью на отдаленных рубежах отечественной

земли, и добрая слава их подвигов не умирает» [8]. И.Д. Попко стал вторым после Я.Г. Кухаренко и А.М. Туренко черноморцем, который изучал историко-этнографические особенности жизни казачества. Однако он первым столь широко осветил историю Черноморского казачьего войска, а не использовал упрощенный хронологический принцип описания. Необходимо отметить, что Иван Диомидович при создании очерков не применил в полной мере научный анализ, за что иногда его критикуют историки, но он первый обратился к наиболее актуальным вопросам истории черноморского казачества, изучение которых было продолжено последующими исследователями Кубани.

Ссылки:

1. Федина А.И. Иван Попко - писатель, историк, этнограф // Черноморский казак на Невском проспекте: поиски и находки : историко-документальные очерки о кубанцах в Петербурге. Краснодар, 2005.
2. Городецкий Б.М. Литературные и общественные деятели Северного Кавказа : биобиблиографические очерки // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1913. Т. 1S.
3. Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб., 1858.
4. Трехбратов Б.А. Жизненный путь и творческое наследие И.Д. Попко // Кубанские краеведы. Краснодар, 2005.
5. Попко И.Д. Указ. соч.
6. Городецкий Б.М. Указ. соч.
7. Трехбратов Б.А. Указ. соч.

S. Попко И.Д. Указ. соч.

References (transliterated):

1. Fedina A.I. Ivan Popko - pisatel&, istorik, etnograf // Chernomorskiy kazak na Nevskom prospekte: poiski i nakhodki : istori-ko-dokumental&nye ocherki o kubantsakh v Peterburge. Krasnodar, 2005.
2. Gorodetskiy B.M. Literaturnye i obshchestvennye deyateli Severnogo Kavkaza : biobibliograficheskie ocherki // Kubanskiy sbornik. Ekaterinodar, 1913. Vol. 1S.
3. Popko I.D. Chernomorskie kazaki v ikh grazhdanskom i voennom bytu. SPb., 1858.
4. Trekhbratov B.A. Zhiznenniy put& i tvorcheskoe nasledie I.D. Popko // Kubanskie kraevedy. Krasnodar, 2005.
5. Popko I.D. Op. cit.
6. Gorodetskiy B.M. Op. cit.
7. Trekhbratov B.A. Op. cit.
8. Popko I.D. Op. cit.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты