Спросить
Войти

Крест в культурном ландшафте Русского Севера

Автор: указан в статье

УДК 947(470.11) +39 (470.11)+72(470.11)

ПЕРМИЛОВСКАЯ Анна Борисовна, кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства (филиал в Архангельске), докторант кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Автор 120 научных публикации, в т.ч. трех монографий

КРЕСТ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ РУССКОГО СЕВЕРА *

Традиция постановки крестов в России существовала с древних времен. В статье представлена типология и местонахождение деревянных крестов. На Русском Севере крест отражал особые условия жизни, был центром окружающего пространства, выполняя в культурном ландшафте защитную и сакральную миссию.

Культурный ландшафт, деревянный крест, типология крестов

Традиция постановки деревянных крестов в России существовала с древних времен. Исторические документы хранят сведения о крестах Х[—ХУ веков. Одним из ранних упоминаний о постановке деревянного памятного креста на горах Киевских апостолом Андреем говорит предание одной из первых русских летописей -«Повесть временных лет». В Радзивиловской или Кенигсбергской летописи это событие изображено так: «...святой апостол держит вставленный в землю большой восьмиконечный крест, возле - стоит человек с лопатой»1. К 1238 году относится Игнач крест, стоявший в 100 верстах от Новгорода. Это то место, откуда монголо-татарская орда под предводительством Батыя шла в сторону Новгорода и по-

вернула назад, не подвергнув разорению Новгородские земли2. К 1359 году относится известный Людогощинский крест в церкви Флора и Лавра в Новгороде3. Это «закладной» или «поклонный» крест.

Известен целый ряд крестов, которые ставились в храмах и часовнях. Например, крест с резным изображением древа жизни находился в часовне при Успенском соборе в Кеми (XVШ век). Крест был расписан: на черном фоне дерево красного цвета с зелеными листьями, в подножии креста - изображение града Иерусалима4. Резной деревянный крест стоял на паперти Воскресенской церкви в с. Кеврола Пинежского уезда (церковь 1490 года постройки)5 . В притворе и внутри зимнего храма

© Пермиловская А.Б., 2010

* Исследование осуществлено при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда «Сибирь и Русский Север: проблемы миграций и этнокультурных взаимодействий. XIX - начало XXI вв.» (проект № 1001 00470-А), 2010 год.

Воскресенской церкви (1630 год постройки, значительно перестроена в XIX веке) в д. Важины Ленинградской области до настоящего времени сохранились деревянные кресты XVШ-X[X веков с росписью и раскраской.

На Русском Севере получил известность крест, поставленный в 1694 году царем Петром I в Унской губе на побережье Белого моря при посещении Соловецкого монастыря - в знак спасения во время бури 2 июня 1694 года. Этот уникальный памятник истории несколько раз менял свое местоположение. В настоящее время крест находится в Архангельском областном краеведческом музее.

Предпринимая данный краткий экскурс к наиболее древним, известным и почитаемым крестам, хочу подчеркнуть важность этого вопроса. Деревянные кресты, так же как церковь, часовня, изба, икона, всегда сопутствовали жизни русского человека и занимали большое место в культурном ландшафте Русского Севера.

Процесс духовного освоения просторов Севера заключался в пространственно-временном развертывании образа Креста, который, обрастая различными архитектурными и художественными деталями, последовательно претворялся в более сложные сакральные объекты: часовню, храм. Русские землепроходцы, осваивавшие пространства Севера, на местах новых поселений устанавливали большой деревянный крест6.

В других случаях вместо креста ставили столб основания деревни, но с обязательной иконой и небольшим литым крестом на его лицевой стороне, например столб основания д. Березник Лешуконского района (1879 год)7. «Для защиты от дождя и снега над крестом делали дощатый футляр, являлось нечто вроде часовни. С увеличением населения, а также в память о каком-либо событии, жители строили настоящую часовню»8. По прошествии времени на месте часовни или рядом с ней возводился храм.

Однако отношения между элементами священной триады характеризуются не только переходом от простого к сложному, но и обрат-

ным процессом свертывания пространства к своему духовному центру - первообразу9. На месте разрушенных церквей устанавливаются кресты, чтобы в будущем воздвигнуть храм.

Деревянные кресты - это уникальные источники по многообразию возможных в их изучении аспектов. Они могут быть рассмотрены как памятники архитектуры, крестьянской письменности, культа, навигационные знаки поморов, которые были нанесены на лоцманские карты. И хотя невелики они в сравнении с церковью или колокольней, велика сила их эмоционального воздействия на человека.

Кресты, которые известны и сохранились на Русском Севере до настоящего времени, можно датировать XIX - первой половиной ХХ века. Значительная их часть располагалась на побережье Белого моря, на островах Соловецкого архипелага, на Новой земле, в бассейнах рек Мезени, Пинеги, на Каргополье.

В 1982-1987 годах экспедицией Института истории мировой культуры Российской академии наук (РАН) при участии Архангельского областного краеведческого музея были проведены работы по обследованию сохранившихся старинных крестов побережья Белого и Баренцова морей, всего их зафиксировано около 9010.

В 1988-2002 годах по заданию музея деревянного зодчества «Малые Корелы» были проведены обследования и обмеры в Мезенском, Лешуконском, Приморском районах Архангельской области. В 2004-2008 годах экспедициями Института экологических проблем Севера Уральского отделения РАН обследованы и обмерены кресты Мезенского района11.

В архитектурном отношении на Русском Севере получили распространение кресты восьмиконечные. Часто они располагались под специальным навесом на столбах, установленных по его контуру. Также они могли находиться в храмах, часовнях, специально построенных часовнях - амбарах, реликвиях (футлярах) для их хранения.

Деревянные кресты часто называли обет-ными, хотя значение и случаи, по которым они ставились, гораздо шире. Они могли, действи-

тельно, возводиться по обету - это своего рода благодарность богу. По рассказам моряков, в опасные для жизни моменты, выйдя на берег живыми, они ставили обетный крест на берегу моря или в непосредственной близости от места спасения, или у себя в деревне, около дома.

Другим поводом для возведения обетных крестов служили болезни, чаще детские. Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать «на крест» отрез материи или полотенце. Высокие, с двухэтажный дом, обетные кресты Мезени и Поморья украшались также фартуками, шелковыми платками, куклами, сюда клали деньги. При этом, чем тяжелее болезнь или серьезней опасность, от которой удалось избавиться, тем длиннее отрез дарственной материи. Существовали наиболее почитаемые кресты, к которым ездили за многие километры из других деревень.

Типологически деревянные кресты можно отнести к следующим группам, учитывая то значение и роль, которую они выполняли: поклонные, обетные, памятные, маячные, поминальные, охранительные, кладбищенские, благодарственные.

Местоположение крестов могло быть следующим: на месте сгоревшей церкви, при дорогах, внутри культовых построек (часовне или церкви), около источника, за деревней, на скот-нем выгоне, в лесу, на берегу реки и моря, на возвышенном месте, на мысу, среди пахотных полей, в усадьбах крестьян, при въезде в село, на перекрестке дорог.

Деревянные кресты играют большую роль в ансамбле северной деревни, являются памятниками архитектуры, где в миниатюре повторяются все элементы плотницкого мастерства и декоративного убранства, присущие деревянному зодчеству Иногда их устанавливали посередине небольшой деревенской площади и ставили так, чтобы они были видны из окон окружающих домов. Вне зависимости от скромности или богатства их облика, они украшались с тем же чувством меры и пониманием свойств материала, что и наружные детали крестьянских построек. Для предохранения крестов от дождя и снега над ними делали двухскатную кровлю

с миниатюрным охлупнем и резными причели-нами. Крыши, если они большие, опирались по краям на столбы, врытые в землю или укрепленные в низком - в 2-3 венца - срубе. Получалась открытая часовня. Такие крест-часовни до недавнего времени сохранялись в Заостров-ском приходе Приморского района, часть из них имела форму ротонды. Обследование крестов выполнено автором и архитектором Н.А. По-добиной в 1988-1989 годах12.

Особой группой на Русском Севере выделяются поморские кресты, которые возводились на побережье и островах Белого и Баренцова морей. Издавна это регион осваивался сменявшими друг друга народами Севера. В XVI веке здесь кочевали ненцы (самоеды) и, вероятно, продолжали вести морской промысел остатки покоренного и частично ассимилированного легендарного народа сиртя. Именно эти народы сформировали сакральный мир с главным центром на о. Вайгач13. В сакральном ландшафте острова «издревле почитались главные два идола, один на южном конце сего острова, мужского пола, другой на северном конце, женского рода»14. По сведениям экспедиции 1556 года Стивена Барроу, сотни деревянных, каменных, металлических идолов были зафиксированы вокруг семиликого деревянного идола Вэсако15. Символика ненецких святилищ, основанная на символике сакрального числа семь, раскрывает их связь с космологической моделью мира.

Святилища ненцев и деревянные идолы сохранились до настоящего времени. В 1996 году морской арктической комплексной экспедицией под руководством П.В. Боярского на Большом Цинковом острове обнаружено ненецкое святилище с семиликим идолом, но необычной крестообразной формы. Экспедицией Института экологических проблем Севера УрО РАН в 2004 году деревянные идолы зафиксированы на о. Долгий16.

Православные кресты, располагаясь на месте языческих капищ самоедов, утверждали христианство в зоне чужого сакрального мира. Многие кресты были поставлены монахами Соловецкого монастыря перед тем, как выйти в море, и после окончания промысла. Впечатляю-

щая картина изображена на одной из акварелей Атласа 1797 года. На ней нарисованы бухта Большого Заяцкого острова и двадцать стоявших на берегу деревянных крестов. Поморские кресты служили навигационными знаками. Сведения о крестах содержатся в лоциях, которыми пользовались мореходы. В поморской лоции

XVIII века встречаются такие описания: «Святой Нос, на коем много крестов», «В реке Коле, на левой руке на наволоке крест»11.

Поморы ставили кресты на дальних становищах и в арктических зимовьях с целью подать весть о себе в случае гибели. У писателя Бориса Шергина есть рассказ-быль, основанная на реальных событиях о братьях Личути-ных, попавших в бедствие при возвращении с промысла осенью 1857 года. Волею судьбы оказались они на крохотном каменном острове посреди моря без карбаса и провизии. Но не пали духом, перед лицом неминуемой смерти один брат стал вырезать на столешнице, оказавшейся на острове и послужившей предсмертным надгробием, узор, а второй написал стих

о последних днях жизни18.

В Поморье, пользующемся мощной подпиткой Соловецкого монастыря, в течение столетий сложилась особая православная островная культура мореходов. Деревянный восьмиконечный крест стал ее центральным символом. Кресты морских первопроходцев вели многие поколения поморов от одного залива к другому, от одного острова к следующему. Защитная сила креста диктовала особые условия формирования жизни на новом пространстве, где крест являлся центром окружающего ландшафта.

На Русском Севере получил распространение восьмиконечный крест. Вертикальный основной брус пересекают три перекладины: две горизонтальные и одна наклонная. Основание креста - восьмой конец заключался в сруб, укрепленный изнутри и снаружи камнями. Горизонтальные и косая перекладины - атрибуты креста, несшего функцию орудия казни: на нижнюю распятый опирался ногами, на среднюю простирались руки, а над головой казнимого находилась дощечка (позже превратившаяся в верхнюю, короткую перекладину). Строители

крестов высоко чтили церковные каноны, соблюдали принятые пропорции, обязательно украшали крест резьбой. В качестве надписей использовались изречения из Евангелия, целые предложения или его части, записанные с помощью сокращений и определенных символов-криптограмм. Они создают облик таинственности, святости и неповторимости креста. Украшение же креста письменами и орнаментами -это не только исполнение общепринятого канона, но и способ выражения мыслей и чувств, форма обращения к Богу, к предкам и потомкам. Вероятно, в этом и состоит основное предназначение креста, его необычайная привлекательности и ценность.

В XIX веке на Мезени было налажено ремесленное производство деревянных крестов. По полевым исследованиям автора (2002-2007 годы), были установлены центры их изготовления: деревни Нисогора и Кельчемгора бывшей Юромской волости Мезенского уезда. После изготовления кресты сплавлялись по р. Мезени к местам назначения. В д. Кельчемгора в конце XIX - середине XX века работали резчики: отец - Иван Кузьмич и сын - Михаил Иванович Орловы.

Один из известных, часто публикуемых -крест из д. Кельчемгора Мезенского района конца XIX века, в настоящее время находится в экспозиции музея деревянного зодчества «Малые Корелы». В центре креста вырезано распятие. Фигура Иисуса Христа изображена анатомически точно с крестьянской основательностью и непосредственностью. По художественным достоинствам - это один из лучших мезенских крестов.

В 2000 году в Мезенском секторе музея «Малые Корелы» был установлен и освящен обетный крест, аналогом которого послужил крест д. Козьмогородская Мезенского района (1899 год). Авторы проекта: А.Б. Пермиловская, Н.А. Подобина, резчик В.Д. Лютиков.

Деревянные кресты играют большую роль в культурном ландшафте северных поселений. Сохранились великолепные кресты-распятия

XIX века: в лесу, около д. Березник, на полях в районе д. Жердь, на берегу р. Мезени (с. Кимжа).

Особый интерес представляют кресты с. Кимжа. На берегу р. Мезени, в 1,5 км от Кимжи - обетный крест в Заборе, поставленный в 1887 году купцом Савиным «в память о спасении от утопления в р. Мезени». С особой почтительностью кресту поклоняются и в настоящее время. Подтверждением этому служит традиция ежегодно на Пасху шить рубашку из белого полотна с вышитым крестом посередине и одевать ее на крест. Прихожане несут к святому месту приношения: деньги, конфеты, свечи, детские игрушки, отрезы материи, платки.

Кресты в Кимже часто вырезались из лиственницы, местоположение их было различным: в усадьбе, на дорогое, посади дома, в полях, около часовен. Иногда их ставили на «переду» дома, около «святого» угла. Здесь зафиксирован редкий обычай - постановки фамильных крестов и их наследования. Часто от дома вслед за хозяином они переносились на кладбище: «Крест стоял у дома, когда хозяй-

ка умерла, его поставили на ее могилу». В Кимже существовал обычай хоронить умерших рядом с домом, гумном, овином, амбаром, за околицей, у мельниц, на земельных наделах. Это был своеобразный языческий оберег удаленной от больших дорог Кимжи, от невзгод, неурожаев, опасностей19.

Ценность северных деревянных крестов заключается в том, что они являются своеобразным местом, которое в культурно-генетическом коде связывает «век нынешний и век минувший». В их содержании глубокая суть -осмысление длящейся во времени жизни и отношение ее к вечности. Архитектурная форма этого выражения была традиционна для многих народов - просто деревянный крест. В Поморье, где сложилась православная морская культура, крест отражал особые условия жизни, был центром окружающего пространства, выполняя в культурном ландшафте защитную и сакральную миссию.

Примечания

1 ШляпкинИ.А. Древние русские кресты. СПб., 1906. С. 11.
2 СперанскийМ.Н. Придорожные кресты в Чехии и Моравии и византийское влияние на Запад // Археол. изв. и заметки Москов. археол. о-ва. 1895. N° 12. С. 395.
3 Там же. С. 12.
4 БобринскийА.А. Народные русские деревянные изделия. М., 1910. С. 1-35.
5 Российский этнографический музей, фототека. Фото № 2784-12, № 2784-13.
6 ТеребихинН.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993. С. 58.
7 Пермиловская А.Б. Уникальные памятники архитектуры в собрании АГМДЗНИ «Малые Корелы». Архангельск, 2001. С. 16-17.
8 Древнерусский приход и его пережитки в церковно-общественной жизни Архангельской епархии. Архангельск, 1916. С. 3.
9 Теребихин Н.М. Указ. соч. С. 58.
10 Овсянников О.В., ЯсинскиМ.О. О деревянных крестах Русского Севера // Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера: материалы конф. 13-17 июня 1995 г. Архангельск, 1995. С. 26-27.
11 Пермиловская А.Б. Русский Север как особая территория наследия. Архангельск; Екатеринбург, 2010. С. 290-321.
12 Там же. С. 297-298.
13 Боярский П.В. Русский крест в сакральном пространстве Арктики // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 297-298.
14 Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские // Арх. губерн. ведомости. 1849. № 11. С. 79.
15 Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / пер. с англ. Ю.В. Готье; отв. ред. Н.Л. Рубинштейн. Л., 1938. С. 108-110.
16 Пермиловская А.Б. Указ. соч. С. 298.
17 РейнекеМ.Ф. Гидрографическое описание северного берега России. СПб., 1843. Ч. 2. С. 206.
18 ШергинБ.В. У Архангельского города... Архангельск, 1985. С. 52.
19 Пермиловская А.Б. Указ. соч. С. 290-321.

Permilovskaya Anna

CROSS IN THE CULTURAL LANDSCAPE OF THE RUSSIAN NORTH

The tradition of setting up crosses existed from ancient times in Russia. Wooden crosses can be studied in different aspects. They may be treated like monuments of peasants’ writings, or architecture, or religion or navigation landmarks, some of them were included in the sailing directions. On the Russian, the cross has reflected the special conditions of life. He was the centre of environmental space, carrying out in the cultural landscape of the protective and sacral mission

Контактная информация: e-mail: annaperm@atnet.ru

Рецензент - СоловьёваА.Н., кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения, старший научный сотрудник Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты