Спросить
Войти

Подходы к определению понятия «Регион» и совершенствование региональной социально-экономической системы

Автор: указан в статье

сматривается и контроль всех составляющих бюджетов по статьям затрат, этот вид контроля осуществляется непосредственно планово-финансовой службой университета и его бухгалтерией. Второй уровень представляет собой контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений университета, непосредственно осуществляемый экономическими сотрудниками этих подразделений, при этом контролю подлежат как функциональные бюджеты, так и сводный бюджет в целом.

Формирование механизма контроля за соблюдением расходной части комплексного бюджета на основе введения системы финансового управленческого учета позволяет решать проблемы повышения эффективности финансово-экономической деятельности и, как следствие, большинство университетов сможет приблизиться к достижению основной цели их деятельности: развитие образования, науки и культуры путем обучения на всех ступенях доуниверситетского, высшего, после-университетского и дополнительного профессионального образования; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области техники, экономики, финансов, менеджмента; а также оказание консультационных услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. БагаутдиноваН.Г. Высшая школа сегодня, вчера и завтра. Пути преодоления кризисами Экономика, 2003.
2. Боровская М.А., Ланкин В.Е. Децентрализация как системный фактор совершенствования управления высшим учебным заведением. Системный анализ в проектировании и управлении // Труды VII Междунар. науч.-техн. конф.- СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.
3. Глухов В.В. Интеграции высшей школы и производства в подготовке специалистов, востребованных рынком труда. Материалы совещания.- СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002.

С.М. Васин

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «РЕГИОН»

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Ситуация, в которой находится сегодня Россия, неординарно характеризуется исследователями теории и практики государственного развития. Однако большинство из них ведущую роль в этом глобальном процессе отводят развитию составных частей страны - ее регионам. С этим нельзя не согласиться, так как для России характерна чрезвычайно обширная территория с большим различием в пределах страны по множеству показателей: климату, высотой над уровнем моря, природным поясам, плотности населения, наличию полезных ископаемых, экономическому положению транспортных и энергетических линий, локализации промышленных и торговых центров и т.д. Эти и многие другие показатели оказывают существенное влияние на развитие конкретных центров и регионов.

Об уровне развития конкретного региона говорят сведения о состоянии разных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, уровне и масштабах торговли и др. Наиболее важными фактами, характеризующими степень благополучия региона, являются сведения о занятости населения, социальной инфраструктуре.

Поскольку развитие промышленности в нынешних российских условиях часто объясняется закладкой крупных промышленных предприятий (и, следовательно, отраслей) еще во времена Советской власти, сегодня главы регионов часто считают нецелесообразным (по причине высокой трудоемкости и долговременной окупаемости затрат) строительство новых промышленных объектов крупного бизнеса. Малый бизнес, в свою очередь, в основном из-за несовершенства российского законодательства развивается низкими темпами и главным образом в области торговли и оказания услуг.

Несмотря на широкий спектр исследований региональных вопросов, существует некоторая обособленность каждого из них в отдельности, проявляющаяся в изучении лишь определенной составляющей системы региона. Это не умаляет ценности работ, но достаточно часто ограничивает возможности практических действий в направлении развития тех или иных процессов вследствие отсутствия информации о взаимосвязи между собой различных блоков экономической жизни.

Современные исследования достаточно широко затрагивают проблемы региональной экономики и, в частности, проблемы рынка труда регионов и государства в целом. Так, исследованием экономики регионов занимаются А.Г. Гранберг, С.Г. Тяглов, Е.А. Черныш, И.В. Абросимова, Н.П. Молчанова, Б.М. Штульберг,

B.C. Селин, В.Н. Лексин, В.В. Котилко, И.И. Санин, О.Б. Черненко, Г.Р. Хасаев, А.А. Новикова, И.М. Бусыгина, Н.А. Левицкая, И.Н. Молчанов, А.О. Полынев, Т.А. Салтанова, Н.Г. Кузнецов, Т.В. Васина, И.И. Курицын, В.Г. Введенский, А.В. Истомин и др.

В настоящее время регионам Российской Федерации делегировано множество полномочий для принятия важнейших решений, значимых не только в региональном, но и в общегосударственном масштабах. Тем не менее, хозяйственную деятельность многих субъектов Российской Федерации нельзя назвать успешной, большинство их остаются дотационными, а состояние части из них носит депрессивный характер.

Исследователи выявляют множество причин такого состояния современных регионов, как: чрезвычайная природно-климатическая неоднородность России, пространственная организация хозяйства, осуществлявшаяся в советский период, демографические различия на территории страны и др.

В настоящее время имеется множество определений понятия «регион», большинство исследователей не конкретизируют его однозначными территориальными рамками. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. за № 803 определил регион как «часть Российской Федерации, обладающую общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий» [1. С. 1]. Известный исследователь проблем региональной экономики А.Г. Гран-берг дает более общее определение региону как «определенной территории, отличающейся от других территорий по ряду признаков и обладающей некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов» [2. С. 6]. При этом он справедливо опирается на переводное значение слова «регион» с латинского, означающее «страна», «край», «область» [2. С. 16] и выводит иерархию регионов, расширяя их «границы» по мере возвышения по иерархической лестнице: первичный регион (некая отдельно взятая географическая точка), административный район, субъект Российской Федерации, экономический район, макроэкономическая зона, Российская Федерация, Евразия и ее экономические союзы, мир [2. С. 24].

Достаточно обобщенное определение А.Г. Гранберга несколько конкретизирует профессор Е.А. Черныш, отмечая при этом наличие множества толкований понятия «регион». По Е.А. Чернышу, «регион - часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры» [3. С. 13]. К классификации регионов Е.А. Черныш также подходит иначе: он определяет не иерархию регионов, а их типологию с точки зрения экономического районизирования - это экономические зоны, крупные экономические

районы, регионы, формируемые на базе административно-территориального деления страны (субъекты федерации), территориально-производственные комплексы разных типов [3. С. 14]. Как видим, в данной классификации справедливо отмечается наличие нескольких образований (регионов) по каждому типу, тогда как А.Г. Гранберг в качестве самого крупного региона выделяет мир, который на сегодняшний день существует в единственном представлении, а значит, отсутствуют такие характерные для регионов признаки, как взаимосвязь и взаимозависимость с другими регионами.

Еще большая территориальная конкретизация понятия «регион» осуществляется М.В. Степановым, характеризующим регион как «крупную территорию страны (курсив наш — С.В.) с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производственных сил» [4. С. 7]. Однако он не сомневается в правильности взглядов на регионы и как на группы стран (макрорегионы).

В свою очередь, в документах Европейского союза (ЕС) регион определяется как территория, представляющая очевидную общность с географической точки зрения, имеющая преемственность, и чье население разделяет определенные общие ценности и стремится сохранить и развить свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса [5. С. 9-10]. Словарь-справочник «Социальная структура и социальные процессы» помимо выделения природных различий между регионами, сложившейся специализации производства, определенного уровня развития производительных сил и производственной инфраструктуры особо подчеркивает различия в специфике социальной культуры и инфраструктуры, а также образе жизни населения [6. С. 116]. В.И. Сигов рассматривает регион уже как экономическую и социальную общность, отмечая, что «в регионах складываются территориальные общности, члены которых помимо экономических отношений связаны общим отношением к окружающим их условиям жизни - природной и социальной среде. В территориальных общностях осуществляется обмен всеми основными видами деятельности людей, обеспечивающими социальное воспроизводство населения. Вследствие этого они могут функционировать как относительно самостоятельные социальные образования» [7.

С. 3-8; 8. С. 97]. В свою очередь, С. Барзилов и А. Чернышев понимают под регионом «социологическую квалификацию той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями, единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественно-историческое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая и общественная деятельность проживающих в нем людей. Политическое пространство региона представляет собой организацию его политической жизни, сферу реализации государственной власти на местах и общественного самоуправления» [9. С. 6-7].

Профессор Ю.М. Барбаков в процессе анализа региональных составляющих проводит группировку разносторонних структур региона, выделяя физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую сферы, подробно описывая каждую из них. Сформулированное им определение характеризует регион как «целостную социальную систему, обладающую всеми признаками социума». Эта система имеет единую структуру, включающую все вышеперечисленные сферы, формирующие подструктуры, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. Ю.М. Барбаков отмечает, что основным субъектом и объектом управления регионом является человек, входящий в

социальные общности и вступающий в социальные отношения с другими людьми. «Регион в целом обладает самоуправляющимся механизмом, элементы которого взаимосвязаны, взаимозависимы и дополнены механизмом внешнего регулирования» [8. С. 97-99].

Профессор Т.Г. Морозова и некоторые другие исследователи употребляют в качестве наименования территориальных общностей термин «район», и в их работах отсутствуют различия между понятиями «район» и «регион» [10. С. 4-5]. Подобные тождества наблюдаются и в ряде других работ по вопросам региональной экономики. Чуть более подробно различиями в указанных понятиях интересуется И.А. Родионова, считающая, что в научной литературе и периодической печати, касающихся проблем географии и региональной экономики, термин «регион» постепенно вытесняет термин «район». В объяснение этому предположительно высказывается мнение о том, что «у нас чаще термин "район" ассоциируется с понятиями «экономический район», «административный район», термин же "регион" является более гибким» [5. С. 9]. А.П. Градов, Б.И. Кузин, М.Д. Медников, А.С. Со-колицын в своей работе «Региональная экономика» выстраивают четкую иерархию, в которой районом называется муниципальное образование - орган местного самоуправления. Однако понятие «регион» и здесь не получает столь же однозначного толкования. С одной стороны, регион - это административно-хозяйственная единица (территория), к которой относятся районы, области, края, округа, субъекты Российской Федерации, с другой - экономико-географическое образование (часть территории страны с однородными природными условиями и специфической направленностью развития производительных сил, например, Северо-Запад, Урал, Юг и т.д.), с третьей - группа соседних государств с общими историческими традициями и взаимосвязанной экономикой [11. С. 6-8].

В целом отметим, что понятие «регион» применяется для характеристик различных территориальных образований, обладает высоким уровнем гибкости и в большинстве случаев упоминается в тождестве с понятиями "район", "ареал", "зона" и др. В нашем исследовании мы используем понятие «регион» в качестве внутригосударственной категории с детализацией до уровня экономических районов и субъектов Российской Федерации. При этом понятие «район» в работе не используем шире, чем в названии официальных экономических районов страны. Это, на наш взгляд, облегчит понимание региональной структуры и системы исследования при подробном анализе экономических районов и субъектов Российской Федерации.

Заметим, что большинство исследователей при построении моделей территориального формирования использует ограниченное число факторов размещения производства. Например, М. Блауг, всемирно известный ученый-экономист, профессор отмечает, что «экономическая теория использования пространства сосредоточивает свое внимание на двух (всего двух - С.В.) пространственных измерениях экономической жизни: расстоянии и площади. Роль расстояния проявляется в том, что транспортные издержки не только увеличивают рыночные цены перевозимых товаров, но и оказывают влияние на размещение производственных объектов. Роль площади проявляется в том, что рынки отдельных товаров представляют собой районы, расположенные в определенных географических пределах [12. С. 568]».

Однако существуют и другие факторы размещения производства, оказывающие значительное воздействие на его эффективность; однако они упоминаются исследователями нечасто, что на наш взгляд, недопустимо. Речь идет, в частности, о рынке рабочей силы определенного региона. Альфред Вебер в своей многофакторной теории размещения промышленного предприятия использовал в качестве одного из ключевых факторов размещения производства трудовые ресурсы. Также значительное внимание рынку рабочей силы в исследованиях региональной экономики уделяли Адам Смит и Давид Риккардо, а несколько позднее Э. Хершер и Б. Олин. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ международного размещения производства и торговли основывалась на трудовых издержках.

Однако следует отметить, что в целом эти теории отражают закономерности размещения производства на основе уже сформированного рынка рабочей силы. Сегодня же, когда во многом уже сформировано и размещено собственно производство, возникают проблемы обеспечения его рядом факторов, в том числе и рабочей силой. В связи с неравномерностью функционирования производства в разных регионах возникает проблема утечки трудовых ресурсов в регионы с более успешной производственной деятельностью. Именно на этом основано утверждение Г. Мюрдаля в теории кумулятивных причинных связей о невозможности свободной игры рыночных сил.

Таким образом, размещение производительных сил в том или ином регионе должно происходить согласно определенным принципам, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:

• соблюдение объективных закономерностей, т.е. существующих независимо от нашего сознания объективно необходимых взаимосвязей и взаимообусловленности в размещении предприятий, отраслей народного хозяйства;

• экономичность по затратам на производство продукции и размещение средств производства;

• объективная подготовка специалистов согласно наличию определенных средств производства на конкретной территории;

• гармоничный подход к процессу формирования рынка труда определенного региона с учетом внутренней подготовки и миграции специалистов;

• необходимость совершенствования управленческих воздействий по организации производительных сил и производственных отношений;

• рациональность и комплексность в использовании природно-ресурсного потенциала;

• комплексность развития экономических районов страны: оптимальность (при данном уровне развития производительных сил) сочетания отраслей хозяйства и предприятий;

• рациональность территориального разделения труда между регионами и в пределах их территорий;

• сохранение и улучшение экологических условий жизни населения.

Для исследования конкретного региона и модернизации взаимосвязей составляющих его элементов необходимо разработать совокупную схему, позволяющую представить тот или иной субъект или экономический район в ракурсе определенной проекции с определенным выходом отклонений от определенного желаемого состояния. На рис. 1 представлена схема распределения региональных компонентов.

Результаты деятельности региона зависят в высокой степени от состояния важнейшей системы, обеспечивающей предпринимательскую деятельность, - человеческого потенциала региона. Рис. 1 показывает основные элементы, формирующие человеческий потенциал региона. Определенную долю составляет внешний приток специалистов (иммиграция рабочей силы), однако важнейшей составляющей этой системы является внутренний рынок рабочей силы, на котором представлены работоспособные специалисты, постоянно зарегистрированные в данном регионе. Основное пополнение внутреннего регионального человеческого потенциала происходит за счет разного уровня и статуса учебных программ, представленных как учебными заведениями базовой подготовки, так и организациями или отделами предприятий, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой специалистов.

О о\ Й о

п Р Е д » в И а

Ьґ тз о к

8 « Й щ О Й

бо ^ Р ^

8 Е
5 2

д "З

* ьн Я ^

Де ^ в ^

*€ і§

ё » К о

00 д ^ Э
0 я

и> о Й д

1 § § з

В) -§ О О

Сзс( Р

д "З

и> Д И й о Н

д д о й

►©* О

п> й о н

Сзс( О)

Д Д О ч о

И я о 2

ь§ О)

О * д о о н

го Й р тз

Сг1 О)

"О р

о\ о»

►й 2 V й

Д Д ° 0 » З

о д ►Є* Де о о о н о ^

> й ■^а

•—І о

Местонахождения полезных ископаемых

ИММИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

5

ИММИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Размещение транспортных потоков

Рис. 1. Общая схема взаимосвязей элементов региональной системы

Раздел I. Актуальные проблемы экономики и менеджмента

ляющая региональной системы) рынок рабочей силы (рынок рабочей силы молодых специалистов - выпускников учебных заведений различного статуса и рынок рабочей силы опытных работников). На наш взгляд, такая подробная детализация при создании информационной базы по каждой составляющей статье предоставит реальные возможности повышения эффективности функционирования региона через принятие правильных и своевременных управленческих решений. Кроме того, введен блок, названный нами «иммиграция рабочей силы». В современных условиях межрегионального сотрудничества и конкуренции обмен и вынужденная миграция являются часто как дополнительным источником рабочей силы, так и создающими ее дефицит. В-третьих, сформирован важнейший, по нашему мнению, блок, включающий рынок образовательных услуг. Мы целенаправленно подчеркнули наличие этой подсистемы в региональной системе, так как сегодня учебные заведения играют важнейшую роль в формировании человеческого потенциала региона. Вследствие того, что нередко происходит подготовка специалистов невостребованных в данном регионе специальностей, целесообразно обратить внимание на оптимальное распределение образовательных ресурсов. В-четвертых, выделен блок общих факторов внешней среды, с которыми связаны как региональные, так и общегосударственные вопросы. К составляющим этого блока относятся физикогеографические условия, месторождения полезных ископаемых, размещение транспортных потоков (сложившееся в период административно-командной экономики), а также плотность населения, его этнический и конфессиональный состав.

Совершенствование региональной модели, отражающей социально-экономическую систему региона, позволяет детально подойти к анализу разнообразных процессов, осуществление которых формирует важнейшие показатели результативности функционирования того или иного субъекта или экономического района страны. В процессе такого анализа появляется возможность определить наиболее значимые элементы системы по уровню влияния на основные результаты деятельности, а также эффективность взаимодействия региональных составляющих. Полученная информация поможет сосредоточиться на развитии наиболее влиятельных факторах региона, а, значит, наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы в целях совершенствования реальной социально-экономической региональной системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».- М., Кремль, 3 июня 1996. № 803.
2. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики: Учеб. для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2001.
3. Региональная экономика / Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.
4. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова.- М.: ИНФРА-М, 2002.
5. РодионоваИ.А. Региональная экономика: Учеб. пособие.- М.: Экзамен, 2003.
6. Социология: словарь-справочник. Т.1. Социальная структура и социальные процессы.-М.: Наука, 1990.
7. Сигов В.И. Региональная экономика, управление, планирование.- Л.: Лен. фин.-экон. ин-т, 1982.
8. Барбаков О.М. Регион как объект управления // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 96-100.
9. Барзилов С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. С. 3-13.
10. Регионоведение: Учеб. для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой.- М.: ЮНИТИ, 2000.
11. Градов А.П. и др. Региональная экономика.- СПб.: Питер, 2003.
12. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело Лтд., 1994.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты