Спросить
Войти

2003. 02. 012. Севастьянов Г. Н. Москвавашингтон: дипломатические отношения, 19331936 / РАН. Ин-т всеобщ. Истории. М. : Наука, 2002. 537 с

Автор: указан в статье

2003.02.012. СЕВАСТЬЯНОВ Г.Н. МОСКВА-ВАШИНГТОН: ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, 1933-1936 / РАН. Ин-т всеобщ. истории. - М.: Наука, 2002. - 537 с.

В реферируемой работе академика Г.Н.Севастьянова рассматриваются политические, дипломатические, торгово-экономические отношения СССР и США в указанный период.

Установление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г. создавало правовую основу для их сотрудничества на международной арене в целях сохранения мира. В Москве и Вашингтоне возлагали большие надежды на соблюдение принципов невмешательства во внутренние дела. Советское правительство было заинтересовано во взаимовыгодных деловых отношениях с США, в свою очередь в Белом доме рассчитывали на быстрое получение долгов, расширение торгового обмена с СССР и использование его в качестве противовеса Германии в Европе и Японии на Дальнем Востоке.

В рассматриваемый период на отношения двух держав влияли обозначившиеся тревожные перемены в мире, изменения в расстановке сил. Япония, нарушив международные обязательства, оккупировала Северный Китай; Италия расширяла свои колониальные владения в Африке; Германия требовала ревизии Версальского договора. Гражданская война в Испании способствовала сближению Берлина с Римом, углублению политического кризиса в Европе, ее расколу со всеми катастрофическими последствиями. Происходило постепенное умирание пацифистской эры. Все это оказывало влияние на становление и развитие советско-американских отношений.

Обе страны изначально рассчитывали на взаимопонимание и нормализацию отношений. Однако жизнь внесла серьезные коррективы. Не все надежды сбылись. Не удалось урегулировать вопрос о долгах. Внешнеполитические ведомства в 1934 и в начале 1935 г. активно вели переговоры на уровне их глав и послов. Американская сторона настойчиво требовала уплаты долга Временного правительства А.Ф.Керенского. Советское правительство согласилось покрыть его суммой в 75 млн. долл. с условием предоставления ему займа. Но Рузвельт считал, что СССР должен уплатить 150 млн. долл. независимо от положения советского государства. В свою очередь Англия и Франция могли также претендовать на возвращение царских долгов, которые были так огромны, что не представлялось возможным рассчитаться с ними. Отказ от их уплаты привел бы к обострению отношений с этими

странами, что было крайне нежелательно. В создавшейся обстановке советское правительство разработало схему оплаты долга. Оно выражало согласие оплатить долг в сумме 100 млн. долл. при условии предоставления долгосрочного кредита в 200 млн. долл. сроком на 20 лет. Однако госдепартамент отказался принять эти предложения и в начале 1935 г. прервал переговоры.

В условиях нарастания опасных тенденций в мире обе стороны придерживались разных позиций в выработке совместных действий по урегулированию международных проблем: СССР проводил политику коллективной безопасности, а США придерживались нейтралитета. Не совпадали национальные интересы и стратегические цели государств.

Помимо проблемы долгов, кредитов и взаимных претензий в советско-американских отношениях важное место занимали вопросы торгово-экономических связей. Советское правительство, проводя модернизацию народного хозяйства, индустриализацию страны, стремилось использовать высокий уровень американской технологии производства, в то время как краеугольным камнем внешне экономической деятельности США было соблюдение традиционных принципов свободной торговли. США были заинтересованы в новых рынках сбыта товаров и сферах приложения капиталов.

Госсекретарь К.Хэлл утверждал, что войну можно предотвратить развитием мировой торговли и ликвидацией таможенных барьеров, невзирая на политические противоречия. Однако советско-американские торговые отношения складывались довольно сложно. Правительство США добивалось односторонних выгод, не хотело распространять принцип наибольшего благоприятствования на СССР. Только летом 1935 г. между СССР и США было подписано торговое соглашение, а не договор, причем сроком на один год.

Товарооборот между двумя странами был невелик, и потенциал был использован не полностью. Советское правительство располагало ограниченными финансовыми возможностями, нуждалось в кредитах, старалось вести торговлю на взаимовыгодных условиях, строго придерживаясь установленных квот и оплаты заказов в установленные сроки.

США настойчиво добивались преимущественного экспорта своих товаров в СССР. Покупка промышленного оборудования и оказание технической помощи осуществлялись часто на основе оплаты наличными и т.д.

Советское руководство возлагало надежды и на политическое сотрудничество с США, стремясь определить действительные намерения США в отношении стран, насколько они могли быть союзниками в случае возникновения войны в Европе и на Дальнем Востоке. В Вашингтоне понимали неминуемую опасность надвигавшейся войны в Европе, но не предпринимали никаких эффективных мер к ее предотвращению, охваченные пацифизмом и невмешательством в европейские дела. 31 августа 1935 г. Рузвельт подписал закон о нейтралитете. Принятие конгрессом этого законодательства, отмечается в работе, «явилось одной из главных причин неудовлетворительного развития советско-американских отношений» (с. 515).

Определенной место в книге занимает исследование совпадения и расхождения интересов обеих стран и их стратегические цели на Дальнем Востоке.

В монографии автор оценивает роль отдельных персонажей с американской и советской стороны, принимавших участие в процессе налаживания советско-американских отношений: И.В.Сталина, В.М.Молотова, М.М.Литвинова, А.А.Трояновского, Н.Н.Крестинского, Б.Е.Сквирского, Ф.Рузвельта, послов У.Буллита, Дж.Дэвиса, госсекретаря К.Хэлла.

В.М. Соломатина

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕФОРМЫ 02.027 СССР ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США США ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СССР АМЕРИКАНСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты