ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПОЗДНЕРИМСКОЙ КРЕПОСТИ - 2: Компьютерная реконструкция храма культа римского императора в позднеримской крепости в Луксоре (Египет)
Д.А. Карелин
ТМА Кожушаного, Москва, Россия Аннотация
Данная работа посвящена изучению архитектуры и созданию трехмерной реконструкции храма культа римского императора в Луксоре, построенного внутри римской крепости, возведенной вокруг древнеегипетского храма. Рассматриваемый римский храм представляет собой крайне интересный памятник. Его зодчие, с одной стороны, ориентировались на принципы, свойственные архитектуре периода тетрархии. С другой стороны, перед ними стояла сложная задача инкорпорировать свой храм внутрь древнего, используя помещения последнего с максимальной эффективностью. Более того, возможно, при создании римского храма они применили некоторые принципы, свойственные древнеегипетской архитектуре. Статья представляет собой публикацию по поддержанному РГНФ проекту №13-34-01203. В ней кратко рассмотрены архитектурные и иконографические особенности храма и представлен результат проекта - его трехмерная компьютерная реконструкция с аргументацией принятых в ней решений. Представляется, что, несмотря на гипотетичность некоторых предположений, данная реконструкция в целом позволяет представить, как мог выглядеть рассматриваемый памятник.
IMAGING OF THE LATE ROMAN CASTRUM - 2:
Computer Reconstruction of the Roman Imperial Cult Temple in the
Late Roman Fortress at Luxor in Egypt
Dmitry A. Karelin
TMA Kozhushanogo, Moscow, Russia Abstract
The article was prepared as a part of the project №13-34-01203 supported by RHSF dedicated to the study of the architectural peculiarities of the late Roman Imperial cult temple at Luxor and creating of its 3D computer reconstruction. This temple was founded inside the principia of the fortress which was built around the ancient Egyptian temple at Luxor. The Roman temple is the monument of particular interest. On the one hand, its architects used the typical principles of the tetrarchy&s architecture. On the other hand, they had to solve complex task to integrate the new temple into the ancient one using its chambers with maximal efficiency. Furthermore they could use some principles of ancient Egyptian architecture in this temple. The architectural and iconographical peculiarities of the Imperial cult temple were shortly examined in the article. The main result of the study is the presented 3D-reconstruction of the temple with the explanation of its suppositions. Despite hypothetical character of some suppositions it seems that in whole the reconstruction allows to imagine how the Roman temple could look like.
Введение
Данная статья является частью работы* по изучению храма культа штандарта (signum), покровителя крепости (genius castrorum) и римского императора и созданию его трехмерной реконструкции1. Это фортификационное сооружение было возведено вокруг древнеегипетского храма (Рис. 1)2 при Диоклетиане (284-305 годы). Некоторые архитектурные черты этого памятника были подробно изучены в ряде западных публикаций3, и в своих работах я рассматривал их с разных позиций4. Наиболее полная информация о проекте содержится в принятой к печати статье [7]. Данная публикация посвящена, прежде всего, созданной в рамках проекта трехмерной реконструкции храма культа римского императора в Луксоре5. Рассматриваемый памятник представляет особый интерес с точки зрения сложных процессов формирования особенностей поздеримской архитектуры. С одной стороны, он имеет ряд черт, типичных для того периода, а точнее для времени первой тетрархии (293-305 годы). С другой стороны, он уникален, так как сама крепость была возведена вокруг древнего храма, а римский храм занял часть его помещений, что, несомненно, оказало определенное влияние на его архитектуру. Более того, по моему предположению, строители римского храма могли обратиться к определенным принципам древнеегипетского зодчества, не связанным с необходимостью учитывать планировку древнего храма [7, 30].
Стоит отметить, что создание трехмерных компьютерных реконструкций памятников древней архитектуры сегодня очень актуально6. Они позволяют представить, как могли бы выглядеть плохо сохранившиеся памятники, ансамбли и целые города. Уже существуют публикации, рассматривающие методику создания компьютерных реконструкций древней архитектуры [48]. Создание учебных трехмерных реконструкций в рамках курсовых работ по истории архитектуры сегодня активно практикуется в МАрхИ [8]7. Этот жанр будет становиться все более популярным в исследованиях архитектуры древности в профессиональной археологической среде, в образовательных программах по истории архитектуры и искусства и в любительских сообществах.
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-34-01203 «Трехмерная компьютерная реконструкции храма культа римского императора в позднеримской крепости в Луксоре». Нельзя не оценить помощь и поддержку моей сестры Марии Карелиной, которая внесла огромный вклад в отрисовку текстуры росписей для создания трехмерной модели. Также я благодарен моей жене Ирине Куликовой за помощь в написании статьи, редактуру и поддержку во всех моих начинаниях.
Рис. 1. План римской крепости в Луксоре (начерчен автором на основании: 38, Pl. 1; 36, с. 301-331, Pls. XXIX-XXXI; 15, Fig. 56)
Храм культа императора в Луксоре
Рассмотрим кратко сам памятник. Римская крепость, в центре которой расположилась principia c храмом культа римского императора, была построена вокруг древнеегипетского храма Амона в Луксоре в конце III - начале IV века8. Стоит отметить, что, несмотря на крайне нетипичное расположение principia внутри древнего храма, её планировка организована по классическим для подобных памятников принципам9. М Редде точно подметил, что планировка древнеегипетского храма оказалась очень удобной для организации классической римской principia [38, с.25, с.31]: двор Аменхетепа III стал двором principia, гипостильный зал, видимо, выполнял функции базилики, а в своем типичном месте - дальнем конце principia, в данном случае в первом вестибюле -римляне создали храм культа римского императора (Рис. 2).
Рис. 2. План храма культа римского императора в Луксоре (начерчен и дополнен автором на основании: 33, Fig. 1; 38, Pl. 1)
Первоначально, в конце XIX века, ученые предполагали, что первый вестибюль был превращен в христианскую церковь [23]. Основываясь на анализе архитектурных особенностей римского храма и иконографии росписей, У. Моннере де Вийар [33] доказал, что это был построенный во время правления Диоклетиана храм культа римского императора. В дальнейшем изучением храма занимались И. Калаврезу-Максейнер [29] и И. Декерс [20; 21]. Для создания своего храма римляне внесли немало изменений в планировку помещений древнего. Перед центральными фронтальными колоннами гипостильного зала были найдены 4 базы (две центральные из красного гранита, две крайние из известняка). Это позволило французским археологам, исследовавшим крепость, предположить, что на них располагались статуи тетрархов [38, с.16-17]. Также римляне пробили арочные проемы в боковых стенах гипостильного зала. В то же время между колоннами его главного нефа были сооружены продольные перегородки с проемами, акцентирующие направление на находящийся далее храм культа римского императора. Вероятно, между этими перегородками стояли статуи императоров Константина (306-337 годы) и Галерия (305-311 годы)10. В первом вестибюле римляне заложили проход во второй вестибюль (зал жертвоприношений) и соорудили на его месте апсиду. Кроме того, они разобрали восемь колонн в зале и использовали их, чтобы поднять уровень пола. Перед апсидой сохранились две колонны с коринфскими капителями (Рис. 3)11. У. Моннере де Вийар нашел в западной части Луксорского храма еще две колонны и предположил, что перед апсидой стоял балдахин, опиравшийся на четыре колонны [33, с.89, с.102-103]12.
Рис. 3. Южная стена и колонны храма культа римского императора в Луксоре (фотография Льва Масиэля Санчеса, 2010)
Ближайшую аналогию этим капителям можно найти в построенном во II веке н.э. храме
Сараписа в Монс Клаудианусе: 35, figs. 2.63, 2.64.
есспорно [3, с.74-75; 7; :
AMIT 1 (26) 2014
Все стены были покрыты росписями, которые, к сожалению, почти полностью исчезли. Однако, к счастью, в середине XIX века за несколько десятков лет до их уничтожения известный британский ученый и путешественник сэр Джон Гарднер Уилкинсон создал акварели с видами всего зала и отдельных фрагментов изображений13. Благодаря им исследователи досконально изучили иконографию и стилистические особенности росписей [33, 29, 20, 21], а И. Декерс создал их реконструкцию [21, Abb. 34].
Вероятно, плоскости стен были разбиты на два или три горизонтальных регистра. Верхние содержали сцены, в то время как нижний заполнял геометрический узор, имитирующий технику opus sectile. Восточная стена делилась на три регистра. Нижний содержал геометрический орнамент, в среднем, судя по акварелям Дж. Гарднера Уилкинсона, была изображена процессия спешившихся солдат, двигавшихся в направлении с севера на юг - к апсиде. В верхнем регистре над этой процессией находилась неизвестная сцена, от которой сохранилось только изображение щита. Все композиции над геометрическим регистром на западной, северной и восточной стенах, вероятно, были изображением сцены adventus (торжественного въезда императора в город). На южной стене находилась сцена adlocutio (обращение императора к солдатам). Наверху по обе стороны от апсиды симметрично были изображены фигуры четырех императоров на парных тронах14. Под ними находились изображения процессии высокопоставленных военных, состоявшей из двух групп людей, слева и справа от апсиды. Головы военных были повернуты к центральным частям симметричных композиций - фигурам на тронах. В апсиде были изображены фигуры четырех тетрархов с атрибутами власти, между ними в центре находилась фигура Юпитера. Все пять фигур имели нимбы. В конхе апсиды над всеми фигурами парит орел. Эта сцена, вероятно, представляла собой богоявление тетрархов под благословлением Юпитера.
Теперь необходимо обратится к возможным прототипам рассматриваемого памятника и свидетельствующим об этом его архитектурным чертам. Представляется, что образцами для таких монументальных храмов культа императора, как рассматриваемый здесь пример в Луксоре и наиболее близкий к нему по архитектуре и времени строительства храм (капелла) культа императора в principia в Пальмире15, могли послужить так называемые калибе - невоенные храмы культа римского императора II-III веков на Ближнем Востоке16. В их архитектуре можно обнаружить ряд общих торжественных и монументальных черт. Кроме того, principia в Пальмире и Луксоре отличались похожим архитектурно-градостроительным значением для пространства городов, в которых находились, что не было типичным для более ранних примеров principia17.
Разбирая архитектурные черты вышеупомянутых principia, прежде всего, стоит обратить внимание на происходивший во II-III веках процесс монументализации архитектуры этого типа зданий, связанный, по мнению Р. Фелманна и Т. Благга, с ростом значения культа римского императора [26, с.50-52; 16, с.142-145]. Следствием этого процесса стало усиление роли principia во внутреннем пространстве всей крепости и капеллы - во внутреннем пространстве самой principia, что достигалось за счет появления монументальных входов во двор principia с улицы или из двора principia в базилику и поднятия уровня пола храма относительно остальной части principia. Параллельно уменьшалось количество вспомогательных помещений. Principia в Луксоре и Пальмире красноречиво подтверждают точку зрения Р. Фелманна и Т. Благга. С одной стороны, оба примера имеют классическую планировку, включающую двор, окруженный колоннадами,
и следующую за ним базилику с апсидальным залом. С другой стороны, в них можно проследить практически все выявленные вышеупомянутыми авторами черты монументализации архитектуры principia [6; 7; 30].
Развивая идею вышеупомянутых авторов, нужно отметить, что главная ось крепости, на которой находилась principia, могла иметь значение для градостроительной структуры. В Пальмире principia располагалась на возвышенности, занимала видное положение в городе и могла являться заметной градостроительной доминантой. В Фивах via praetoria, завершавшаяся храмом культа императора, совпадала с главной процессионной осью древнеегипетского храма и продолжала аллею сфинксов, связывавшую Луксор (Ипет-Ресит) с Карнаком (Ипет-Сут). Эта улица, скорее всего, служила одним из главных путей древних Фив, имевшим важное значение для процессий праздника Опет [см., например: 15, с.157-177].
Следует отметить, что градостроительное значение храма культа римского императора в Луксоре могло быть особенным для римских Фив. Прежде всего, необходимо вспомнить о предположении П. Лако, что крепость в Луксоре представляла собой два отдельных фортификационных сооружения, между которыми находился древний храм [32, с.43]. В этом случае, по мнению Л. Тёрёка, храм культа римского императора в крепости мог быть открытым местом поклонения обожествленному римскому императору как фараону и, вероятно, являлся религиозным центром всего региона [47, с.140-142, с.146-152]. Подобная трактовка позволяет придать совершенно другое градостроительное значение храму культа императора, который служил бы центром притяжения для целого города, а не только для крепости. Однако эта версия Л. Тёрёка основывается лишь на косвенных фактах и представляется сомнительной из соображений функциональной целесообразности подобного решения для крепости18.
Необходимо подчеркнуть, что эта точка зрения соотносится с гипотезой о том, что культ Амона существовал в Луксорском храме и во время Диоклетиана, и культ императора был с ним тесно связан. По мнению некоторых исследователей, Диоклетиан выбрал это место именно потому, что здесь изначально отправлялся культ божественного фараона19. Рассмотрение и систематизация всех косвенных фактов, подтверждающих вышеуказанное предположение, а также анализ некоторых особенностей архитектуры храма, свидетельствующих в пользу данной гипотезы, приведены в моих публикациях [7, 30].
Кроме того, многие архитектурные и иконографические особенности римского храма характерны как для архитектуры principia в целом, так и для искусства периода первой тетрархии в частности. Исследователи приводят в качестве памятников, имеющих сходные черты, ряд позднеримских principia, Золотые ворота и перистильный двор дворца Диоклетиана в Сплите, установленные на римском форуме колонны с фигурами тетрархов и Юпитера и ряд других произведений зодчества и искусства20.
Аргументация реконструкции
Теперь приведу аргументацию принятых в реконструкции решений. Прежде всего, следует обратить внимание на материал и конструкцию кровли. После того, как римляне разобрали восемь колонн, поддерживавших каменное покрытие зала, они должны были создать новую кровлю, необходимую для сохранности росписей. Ж.-К. Голвен изобразил великолепную аксонометрию крепости [38, Pl. XX], на которой кровля данного помещения показана эскизно как плоская на уровне кровли гипостильного зала без указания конструкций и материала. У. Моннере де Вийар предположил наличие деревянной
скатной кровли, не упоминая об её уровне и высоте [33, с. 89]. Рассмотрим несколько вариантов. С одной стороны, деревянная кровля могла быть односкатной с верхней линией на уровне покрытия гипостильного зала (Рис. 4ф. С другой стороны, я предполагаю наличие двускатной деревянной кровли с подошвой на уровне покрытия гипостильного зала (Рис. 4а, 6). Данное допущение дискуссионно, однако, оно представляется наиболее практичным, так как требует минимальных изменений существующего положения. В любом случае, представляется, что уровень кровли едва ли мог быть выше (Рис. 4Ь), так как это потребовало бы наращивания высоты уже существующих стен, но не принесло бы никакой пользы.
метры
Рис. 4. Варианты возможных конфигураций кровли храма культа римского императора в Луксоре (начерчены автором на основании: 33, Fig. 2)
Особое внимание стоит обратить на возможность существования балдахина перед апсидой. Его присутствие тут небесспорно, так как И. Декерс не нашел никаких следов
опирания колонн в местах их предположительного положения на полу помещения [21, с.615-617]. О характере покрытия балдахина можно судить по некоторым деталям: пазам для крепления карниза и металлическим стержням, найденным между камнями в кладке арки, которые показывают, что, скорее всего, это был цилиндрический свод [33, с. 89, с. 102-103; 21, с.617]. Следуя вышесказанному, можно предположить, что данная конструкция могла представлять собой цилиндрический свод, опиравшийся на две колонны и стену. В таком случае две колонны, найденные в отдалении У. Моннере де Вийаром, не имели отношения к храму культа императора. Возможно, и те, и другие были переиспользованными, и их взяли из одного источника. Однако можно предположить, что балдахин опирался на четыре колонны и стену, а его цилиндрический свод был выполнен из легкого материала, например дерева [21, с.616; 38, с.17]. Тогда данная конструкция не требовала специального усиления мест опирания колонн. Для реконструкции я выбрал вариант балдахина на четырех колоннах как наиболее вероятный и принятый в историографии (Рис. 5,6).
Рис. 5. Аксонометрия храма культа римского императора в Луксоре. Реконструкция автора, основана на: 33, Fig. 1-2; 21, Abb. 34; 38, Pl. I. (моделирование, рендер и постобработка автора и М.А. Карелиной)
Известно, что в древнем Египте подобный навес со сводчатым покрытием закрывал хеб-седный трон и статуи божеств. Он был распространен на Древнем Востоке и выполнял сходные функции [43, с.107-129; 11; 13, с.44]. Балдахин, в том числе и с цилиндрическим сводом, был распространен в Риме с середины II века и использовался для подобных целей [10, с.128, Taf. 14 (1-3); 43, Figs. 100-101, 107-110, 113-120]. Вероятно, римский балдахин происходит от древневосточного, а точнее от египетского [43, с.120-24, 152-165; 12, с.312]2 . В связи с вышесказанным представляется интересным, что подобный архитектурный элемент мог появиться именно в храме культа императора в Египте.
Следующая проблема, представляющая особый интерес, - это стилистика и расположение статуй в храме культа римского императора. Существуют два основных вопроса, на которые вряд ли когда-нибудь появятся однозначные ответы.
• Были ли они стоящими или сидящими?
• Какими они были по стилистике?
Учитывая размер их баз - около 1,5 на 1 м - представляется, что статуи были стоящими, иначе они оказались бы слишком маленькими для пространства двора (Рис. 6).
Рис. 6. Продольный разрез храма культа римского императора в Луксоре. Реконструкция автора, основана на: 33, Fig. 1-2; 21, Abb. 34; 38, Pl. I. (моделирование, рендер и постобработка автора и М.А. Карелиной)
Теоретически можно предположить два возможных варианта их стилистики: классическую или имеющую египетские черты. Египетское влияние на римское искусство было заметно даже в самом Риме [37; 18; 19], известно немало примеров скульптурных изображений, в том числе и императорских, с египетскими чертами22. С одной стороны, египтизирующее влияние имело широкое распространение в искусстве императорского Рима. С другой стороны, примеры изображений императоров конца III - начала IV веков с египетскими чертами неизвестны.
В классическом варианте исполнения императоры могли быть изображены в военных одеяниях или тогах. Наиболее известными примерами первого варианта являются знаменитые фигуры тетрархов в Ватиканском музее и в Венеции. В качестве примеров изображения императоров в тогах можно привести фигуры тетрахов на росписи в Луксоре, порфировую статую тетрарха (предположительно Галерия) из Каирского музея [CG 7257: 45, с. 6-7, 46, с. 391], плохо сохранившуюся порфировую статую на троне [CG
Имеющихся данных недостаточно для однозначного выбора. Можно предложить три гипотетических варианта:
• Статуи могли походить на изображения тетрархов в апсиде. Представляется, что методически наиболее верно выбрать этот вариант, так как в таком случае статуи были бы аналогичны существующим в данном памятнике изображениям тетрархов на росписях. Именно этот вариант я принял для графической реконструкции (Рис. 5-8).
С другой стороны, так как в апсиде храма уже присутствовали изображения тетрархов в тогах с атрибутами власти, перед входом в него могли располагаться статуи с другой иконографией.
• Тетрархи могли быть изображены в доспехах с оружием.
• Если придерживаться гипотезы о связи между древнеегипетским культом божественного фараона и культом римского императора в Луксорском храме, то можно предположить египтизированную стилистику статуй.
Рис. 7. Вид от входа во двор Аменхетепа III на вход в храм культа римского императора в Луксоре. Реконструкция автора, основана на: 33, Fig. 1-2; 21, Abb. 34; 38, Pl. I. (моделирование, рендер и постобработка автора и М.А. Карелиной)
Рис. 8. Вид на центральный неф гипостильного зала, ведущий в храм культа римского императора. Реконструкция автора, основана на: 33, Fig. 1-2; 21, Abb. 34; 38, Pl. I. (моделирование, рендер и постобработка автора и М.А. Карелиной)
Необходимо отметить, что реконструкция росписей не являлась целью настоящего проекта25, так как, на мой взгляд, максимум возможного уже выполнен И. Декерсом [21, Abb. 34]. Однако в процессе работы я немного дополнил его реконструкцию изображений и внес в неё некоторые корректировки. Были гипотетически дорисованы недостающие фигуры на южной стене и тетрархи на тронах в её западной части (Рис. 9-12). Кроме того, предположенные И. Декерсом фигуры за сидящими на тронах тетрархами я заменил на колонны, как на рельефе adlocucio на арке Константина26. Это отражает мое предположение, что за фигурами тетрархов на тронах мог быть изображен некий архитектурный объект или ансамбль. Кроме того, следуя предположениям Л. Тёрёка27, я поменял местами фигуры Августов и Цезарей на тронах и выполнил изображения самих тронов на подиумах по аналогии с троном упомянутой выше сидящей порфировой статуи.
Рис. 9. Схема росписей с выделением сохранившихся фрагментов, сцен и фигур, реконструированных И. Декерсом, и гипотетических добавлений автора. Основано на: 21, Abb. 34. (дополнено, начерчено и отрисовано автором и М.А. Карелиной)
Htm и^н н
метры
Рис. 10. Поперечный разрез храма культа римского императора в Луксоре. Реконструкция автора. Основана на: 33, Fig. 1-2; 21, Abb. 34; 38, Pl. I. (моделирование, рендер и постобработка автора и М.А. Карелиной)
Крайне интересен вопрос, предусмотрели ли римляне окна в помещении храма. Объемно-пространственная структура помещения и высоты кровель окружавших его залов позволяли расположить окна в боковых (восточной и западной) стенах. Однако
обычно, окна в principia располагались в базилике, в то время как о возможности существования естественного освещении помещения храма (капеллы) известно немного. В данном случае нет никаких фактов, которые позволили бы однозначно ответить на этот вопрос, и я предложил разные варианты (Рис. 11-12)28.
Рис. 11. Интерьер храма культа римского императора (дневное естественное освещение, вариант с оконными проемами). Реконструкция автора, основана на: 33, Fig. 1-2; 21, Abb. 34; 38, Pl. I. (моделирование, рендер и постобработка автора и М.А. Карелиной)
Рис. 12. Интерьер храма культа римского императора (искуственное освещение, вариант без оконных проемов). Реконструкция автора, основана на: 33, Fig. 1-2; 21, Abb. 34; 38, Pl. I. (моделирование, рендер и постобработка автора и М.А. Карелиной)
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что ряд решений, принятых в реконструкции, представляется единственно возможным, как, например, конструкция и материал кровли, положение статуй внутри гипостильного зала между колоннами и принципы организации композиций нижних частей росписей южной стены, большинство решений гипотетичны и условны. К сожалению, степень сохранности римского памятника крайне невысока, да и хорошо сохранившихся principia того времени тоже немного. Поэтому большинство вышеперечисленных вопросов, на которые данная реконструкция дает лишь гипотетические ответы, вероятно, так и останутся нерешенными. Можно лишь надеяться, что дальнейшие исследования этого памятника и похожих примеров, а также особенностей позднеримской архитектуры и искусства в целом, прольют свет на эту проблему.
Заключение
Несмотря на гипотетичность ряда предположений, созданная реконструкция позволяет представить в целом, как мог выглядеть этот памятник. Независимо от того, являлся ли он только внутренним храмом principia или же частью открытого египетско-римского храмового комплекса в Фивах, это был выдающийся и представляющий интерес для исследователей памятник тетрархии наряду с principia в Пальмире, дворцом в Сплите, установленными на римском форуме колоннами с фигурами тетрархов и Юпитера и другими примерами.
Blagg T.F.C. The Architecture of the Legionary Principia. Brewer, R.J. (ed.) Roman Fortresses and Their Legions. London, 2000. pp. 139-147.
Borchardt L. Statuen und Statuetten von Königen und Privatleuten im Museum von Kairo. Nr. 1 - 1294. T. 3. Text und Tafeln zu Nr. 654 - 950. Berlin, 1930.
De Caro S. (red.) Egittomania. Iside e il mistero. Milano, 2006.
De Caro S. (red.) Cleopatra. Roma e l&incantesimo dell&Egitto. Ginevra-Milano, 2013.
Deckers J.D. Die Wandmalerei des tetrarchischen Lagerheiligtums im Ammon-Tempel von Luxor. RQ 68, 1973. S. 1-34.
Deckers J.D. Die Wandmalerei im Kaiserkultraum von Luxor. JDAI 94, 1979. S. 600-652.
von Domaszewski A. Die Principia des römischen Lagers. Neue Heidelberger Jahrbücher 9, 1889. pp. 141-163.
Ebers G. Ägypten in Bild und Wort. Stuttgart-Leipzig, 1880.
Empereur J.-Y. A Short Guide to the Graeco-Roman Museum, Alexandria. Alexandria, 2000.
Felmann R. Le "Camp de Dioclétien" à Palmyre et l&architecture militaire du Bas-Émpire. Ducrey, P., Bérard, C., Dunant, C., Paschoud, P. (éd.). Mélanges d&histoire ancienne et d&archéologie offerts à Paul Collart. Lausanne, 1976. pp. 173-191.
Felmann R. Der Diokletianspalast von Split im Rahmen der spätrömischen Militärarchitectur. Antike Welt 10, (2): 1979, S. 47-55.
Gawlikowski M. Palmyre VIII. Les principia de Dioclétien. "Temple des Enseignes". Varsovie, 1984.
Johnson A. Roman Forts of the 1st and 2nd Centuries AD in Britain and the German Provinces. London, 1983.
Kalavrezou-Maxeiner I. The Imperial Chamber at Luxor. DOP 29, 1975. pp. 225-251.
Karelin D.A. Reflection on Some Architectural Peculiarities of the Late Roman Principia in Egypt by the Example of Luxor. Vagalinski, L. and Sharankov, N. (eds.) Limes XXII. Proceedings of the XXIIth International Congress of Roman Frontier Studies held in Ruse, Bulgaria (September 2012). Sofia (forthcoming).
Klotz D. Caesar in the City of Amun. Egyptian Temple Construction and Theology in Roman Thebes. Turnhout, 2012.
Lacau P. Inscriptions latines du temple de Luxor. ASAE 34, 1934. pp. 17-46.
Monneret de Villard U. The Temple of Imperial Cult at Luxor. Archaeologia 95, 1953. pp. 85-105.
Murnane W. False Doors and Cult Practices Inside Luxor Temple. Posener-Kriéger, P. (éd.). Mélanges Gamal Eddin Mokhtar. Vol. II. Le Caire, 1985. pp. 135-148.
Peacock D.P.S., Maxfield V.A. Mons Claudianus. Survey and Excavations. Vol. 1: Topography, Quarries. Cairo, 1997.
https://openaccess.leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/21499/Catalogue%20of%20the%2 0Portraits.pdf?sequence=1
https://openaccess.leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/21499/Catalogue%20of%20the%2 0Portraits.pdf?sequence=2
References
22. von Domaszewski, A. Die Principia des römischen Lagers. Neue Heidelberger Jahr