Спросить
Войти

Армия и военная служба в России XVIII-XIX вв. В народной памяти (на примере коми сказки «Учитель свиней»)

Автор: указан в статье

Н.А. Волокитина, Ф.Н. Иванов

АРМИЯ И ВОЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИИ XVIII-XIX ВВ. В НАРОДНОЙ

ПАМЯТИ (НА ПРИМЕРЕ КОМИ СКАЗКИ «УЧИТЕЛЬ СВИНЕЙ»)*

В данной статье рассмотрены проблемы отражения реалий военной службы в России конца XVIII-XIX вв. в фольклоре народа коми на примере конкретной сказки. Проведенный анализ показал особенности сохранившихся в устном народном творчестве известий о военной службе в Русской армии и степень их достоверности.

The authors consider the problems of the reflection of the realia of military service in Russia at the end of the XVIII - XIX century in Komi people folklore (on the example of the specific folk tale). The analysis show the features of the news about military service in the Russian army and their authenticity degree preserved in the komi people’s oral folk art.

Исследование посвящено анализу сказки «Учитель свиней» с точки зрения выявления в ней реалий военной службы в Российской империи XVIII - начала XX вв. Русская армия вплоть до 1874 г. комплектовалась на основе рекрутской повинности, заключавшейся в обязанности податных сословий (население Коми края было представлено по большей части государственными крестьянами и мещанами города Усть-Сысольска) выставлять по требованию правительства в указанные сроки новобранцев-рекрутов. В 1874 г. рекрутская повинность была заменена всесословной воинской повинностью.

Устное народное творчество содержит в себе отражение различных элементов народной жизни. Народные сказки могут представлять сведения о различных сторонах жизни и быта того народа, который их создал. Коми народные сказки не являются исключением, сюжеты о военной службе занимают в них заметное, но не преобладающее место. Сведения о воинской повинности по большей части отражены в так называемых солдатских сказках, главным героем которых является солдат. В народной памяти сохранились детали, связанные с военной службой, в частности указания на продолжительность службы, военные чины, исРабота выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-11009) «Рекрутская повинность в XIX веке в регионах России (на примере Европейского Севера страны)».

пользовавшиеся в армии оружие и амуницию, однако в большинстве подобных сказок очень мало говорится о военной службе, и можно выявить лишь некоторые детали [1, с. 46]. На этом фоне выделяется сказка «Учитель свиней» [3], которая хранится в архиве Коми научного центра в личном фонде Ф.В. Плесовско-го среди подготовительных материалов для сборника коми народных сказок, который, однако, так и не был опубликован. Сказка тяготеет к жанру авантюрноновеллистических, главным героем является солдат в момент прохождения службы. Это отличает сказку «Учитель свиней» от других, где действие разворачивается уже после того, как солдат покидает службу. Еще одной особенностью сказки является сатирический подтекст в изображении реалий военной службы рассматриваемой эпохи, что не так часто встречается в других подобных сказках народа коми. В кратком изложении основная сюжетная линия сказки такова: Ивана из бедной крестьянской семьи забрали на службу в армию. Через десять лет службы он отпросился в отпуск домой. По дороге он выиграл в карты у генерала деньги и мундир, в другом городе женился на генеральской дочке, явившись в этом мундире к другому генералу. Затем Иван снова попытал счастье в карточной игре, но проиграл все, в том числе и мундир. Добравшись до дома, родным Иван объяснил, что его прислали учить военной науке свиней. Через некоторое время к Ивану приехала жена и привезла генеральский мундир. Обман вскрылся, но Иван попросил ее никому не рассказывать правду. Между тем отпуск закончился, Иван вернулся в полк в генеральском мундире. Вскоре привели Ивана к царю, которому он все рассказал. Царь удивился обучению свиней воинским наукам и приказал Ивану устроить парад свиней, который тот и провел. Так и остался Иван генералом, но уже настоящим.

В сказке «Учитель свиней» указывается срок службы в армии - 25 лет. Хорошо известно, что вплоть до конца XVIII века рекрутская повинность была пожизненной. В 1793 г. срок службы нижних чинов был установлен в 25 лет, а начиная с 1834 г. он неоднократно сокращался. Ко времени введения «Устава о воинской повинности» 1874 г. фактический срок службы составил 7 лет [4, с. 130, 132-133]. Однако народная память зафиксировала именно такой длительный срок службы - 25 лет. В сказке уточняется, что «через десять лет отпуск давали, на месяц, домой съездить» с уточнением, что «от царя закон такой есть» [3, с. 24]. Это соответствует реалиям того времени: солдаты имели право на отпуск в мирное время [5, с. 205].

В анализируемой сказке также упоминаются различные чины и должности, что нехарактерно для других фольклорных произведений. Прежде всего, основным персонажем является «солдат», также в сказке упоминаются «генералы». Необходимо отметить, что в солдатских сказках как коми, так и русских генералы выступают в роли отрицательного персонажа, а в сказке «Учитель свиней» они, скорее, показаны как персонажи нейтральные и даже положительные. Стоит отметить и тот факт, что в сказках под словом «генерал» понимается общее сокращенное наименование лиц, имевших различные генеральские чины, но в анализируемой сказке конкретно указывается «дивизионный генерал» [3, с. 27]. Такого чина в армии не было, по-видимому здесь подразумевается должность начальника дивизии (генерал-майор по своему чину). Из других военных чинов в сказке упоминаются прапорщик, фельдфебель и офицеры. В сказке «Учитель свиней» встречаются также указания на должности: ротный писарь, московский командир и «главнокомандующий над всеми» [3, с. 24, 27, 39]. Под «московским командиром», скорее всего, подразумевается командующий войсками Московского военного округа. А вот под «главнокомандующим над всеми» - вероятно, самый главный военный начальник, так как наименование «главнокомандующий» использовалось часто, в том числе и для обозначения командующих войсками некоторых военных округов, в военное время - для обозначения главного начальника армии.

В сказке также упоминаются различные виды деятельности, связанные с армией, в частности говорится об «инспекторском смотре» и «полевом суде» [3, с. 28, 42]. Есть и интересные сведения о вооружении и амуниции, например встречаются упоминания о шашке, нагане и револьвере [3, с. 26]. Все они были приняты на вооружение в российской армии во второй половине XIX века. Там же упоминается и сабля, которая в XIX веке являлась основным оружием кавалерии. В пехоте сабля полагалась только офицерам. Часто саблей называли шашку. Пехотные солдаты вооружались тесаками. Кроме того, в сказке «Учитель свиней» упоминаются шинель и такие знаки различия, как генеральские погоны, которые также появились в русской армии во второй половине XIX в. [3, с. 29].

В сказке даются достаточно подробные и достоверные сведения об армии рассматриваемого периода. Можно сделать вывод о том, что или сам рассказчик изначально был хорошо знаком с военными реалиями описываемой эпохи, или же народная память отлично сохранила эти подробности в сказочной форме.

Однако сказка «Учитель свиней» интересна не только сведениями о военных реалиях. В этой сказке остроумно высмеиваются практика набора на военную службу и армейские порядки, в частности о главном герое говорится: «этого в солдаты не возьмут», поскольку «в солдаты глупых не берут, выбирают поумнее, комиссия и доктора есть на это» [3, с. 23]. Несмотря на это, героя взяли в армию. Действительно, с 1776 г. рекрутов набирали специальные комиссии - рекрутские присутствия, с 1874 г. - присутствия по воинской повинности. В них входили чиновники, офицеры и врачи, причем последние в своей работе опирались на законодательно утвержденный перечень болезней, освобождавших от службы (в случае Ивана, например, по Наставлению врачам 1831 г., это был бы диагноз stultitia, глупость). Впрочем, современники отмечали, что медицинское освидетельствование было зачастую формальным, и люди с болезнями в армию все-таки попадали [2, с. 64-68].

Далее, по сюжету, Иван возвращается в родное село, где заявляет, что «его послали сюда свиней учить», за что потом дадут чин генерала. Еще и уточняет, что «пришел закон обучить свиней, от царя такой закон». [3, 30]. Ивану удается обучить свиней. При встрече с царем он говорит: «Здесь вы двадцать пять лет учите солдат, меня самого тринадцать лет учили. У меня глаза есть, рот есть, уши есть, а научить не могут. А я за три месяца бессловесных животных, свиней научил, всем

командам научил, и все исполняют». Этим обстоятельством царь был доволен и попросил сделать парад свиней: «Свиньи, братец, задрали рыла как один, смотрят на царя... А тут все иностранные, все генералы глаза пялят» [3, с.41]. В результате главный герой стал «первым министром, после царя первым человеком» [Там же]. Конечно, здесь высмеивается глупость власти предержащей и бессмысленность ее деятельности. Кроме этого, в сказке, вероятно, идет речь о неприятии населением самих основ воинской службы того времени и конкретно длительного срока службы, поскольку указывается, что научиться азам можно всего за несколько месяцев. Также высмеивается армейская муштра за счет ненавязчивого сравнения свиней и солдат в ироническом контексте, преклонение армейских чинов перед мундиром. Когда после отпуска Иван явился в свою часть в генеральском мундире, который ему проиграл настоящий генерал в карты, «все бросились наводить порядок, у кого чин побольше - бегут навстречу, двери открывают наперед» [3, с.37]. Отличился своим подобострастным поведением и «дивизионный генерал», к которому по дороге домой заезжал одетый в генеральский мундир Иван [3, с.27-28].

Как видим, в данной сказке очень подробно и достаточно достоверно отражены реалии военной службы в Российской империи. Наличие подробных деталей, несмотря на модернизацию в тексте некоторых терминов («комиссия», «призыв»), позволяет выполнить более точную датировку описываемых событий и отнести их ко второй половине XIX в., причем здесь в силу особенностей жанра и человеческой памяти получилось своеобразное наложение реалий двух эпох - дореформенной, «николаевской» (срок службы, приемы обучения), и пореформенной (генеральские погоны, вооружение, должности). Интересно и выраженное в сказке через иронию, судя по всему, негативное отношение населения к некоторым сторонам военной службы - практике набора людей в армию, длительности службы, методам обучения солдат.

1. Волокитина Н.А., Иванов Ф.Н. Отражение реалий военной службы в России конца XVIII-XIX вв. в коми народных сказках // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 6-2. С. 43-46.
2. Иванов Ф.Н. Формирование региональной сети рекрутских присутствий в Российской империи XVIII-XIX вв. (на примере Вологодской губернии) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10-2. С. 63-69.
3. Научный архив Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (НА Коми НЦ УрО РАН). Ф. 15. Оп. 1. Д. 14.
4. Редигер А. Комплектование и устройство вооруженной силы. Ч.1 Комплектование армии. СПб., 1913.
5. Воинский устав о полевой пехотной службе 1797 г. Смоленск: Типография губернского правления, 1797.
ВОЕННАЯ СЛУЖБА ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ КОМИ СКАЗКИ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты