Спросить
Войти

И. А. Коганов и Тульская научная школа технологов

Автор: указан в статье

Известия ТулГУ. Технические науки. 2016. Вып. 8. Ч. 1 УДК 001;627.09; 621.9

И.А. КОГАНОВ И ТУЛЬСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГОВ

А.С. Ямников

Описан исторический путь развития технологии металлообрабатывающей промышленности в г. Туле с 17-го в. Показано значение работ тульских оружейников и машиностроителей в технологической культуре. Отмечена роль кафедры технологии машиностроения ТулГУ и особенно роль И.А. Коганова в создании научной школы по технологии машиностроения.

С давних времен г. Тула известна в России и за рубежом металло-брабатывающим производством, в значительной мере тяжелым машиностроением и оружейным производством [1]. Так в 1705 г. по указу Петра I в г. Туле построили оружейный двор с 50 горнами для заварки стволов и «избами» (мастерскими) для отделки ружей. Это была первая попытка создания государственной оружейной мануфактуры. Все строительство возглавил Сидоров. Для помощи к нему были определены тульские кузнецы Сергей Шалашников, Максим Мосолов и Ермол Кириллов. Сидоров не только руководил строительством, но был конструктором всех металлорежущих вододействующих станков.

Яков Батищев, предложив новую технологию обработки стволов, изготовил в 1715 г. изобретенную им «обширную машину для чистки по наружности стволов пилами». На машине обрабатывались за день 16 стволов, в то время как руками «чистили» только два ствола.

Говоря об истории развития промышленности в России, нельзя обойти фамилию Демидовых. Согласно преданию, переломным моментом в биографии Демидова стала встреча кузнеца с Петром I, несколько раз проездом посетившим г. Тулу в 1695 - 1696 гг. История утверждает, что Никита получил разрешение построить в г. Туле вододействующий доменный и передельный завод, ставший первым предприятием в длинном списке основанных Демидовыми металлургических мануфактур [2].

Выдающимся оружейником был туляк А.М. Сурнин (1767-1811 гг.). В ноябре 1785 г. А.М. Сурнин был направлен в Лондон для совершенствования своего мастерства и получил заслуженное признание среди английских оружейников. В начале 1792 г. он возвратился в Петербург и был оставлен в г. Туле. Он начал большую работу по совершенствованию оружия и его производства. А.М. Сурнину было поручено составить «Правила»,

20

обеспечивавшие при выделке оружия «совершенную пропорцию и равному одной вещи с другой». Предстояло пересмотреть весь производственный процесс. Эти сложные работы были проведены в короткий срок к сентябрю 1798 г. А.М. Сурнин, надежных помощников: Я. Крапивенцева, М. Воротникова, И. Лисицына, И. Полина, Т. Панаргина, И. Бакулева. «Правила» одобрило заводское правление. Они определили технологический процесс изготовления деталей с указанием инструмента, приспособлений, рабочих и поверочных лекал. А.М. Сурниным было составлено и «Описание лекалам, проймам, машинам (приспособлениям), заведенным на предмет возделывания огнестрельного оружия с таковою аккуратностью, чтоб все части одного ружья ко всем прочим употреблены быть могли». Это не дошедшее до нас «Описание» неопровержимо свидетельствует о том, что надежные основы производства оружия с взаимозаменяемостью деталей в Туле были положены трудами А.М. Сурнина и его ближайших помощников.

В конце XVIII в. тверской механик-часовщик Л. Собакин и тульский мастер А. Сурнин разработали чертежи, по которым изготовлялись токарно-винторезные станки для обработки различных винтов. А. Сурнин создал токарный станок и для изготовления ружейных стволов. На этом станке вращение изделия осуществлялось от трансмиссионного привода, а суппорт с режущим инструментом перемещался при помощи ходового винта. Впервые на этом станке было применено автоматическое выключение суппорта.

Иван Георгиевич Норманн - выходец из немецкого города Любек, знаменитый оружейный мастер. Еще в конце 40-х гг. заключил краткосрочный контракт с Тульским оружейным заводом, да так и остался в полюбившейся ему г. Туле. До окончания Крымской кампании Иван Георгиевич работал браковщиком Образцовой мастерской, то есть фактически возглавлял отдел технического контроля.

В 1749 г. выдающийся русский механик Осип Осипович Ботон предложил идею использования в токарно-винторезных станках набора сменных колес в приводе подачи, получающего движение от главного привода. Станок, созданный Ботоном, позволял нарезать винты с различным шагом. Принцип конструкции суппорта этого станка, созданного в 1749 г., был столь совершенен, что дожил до наших дней. Идея была реализована на Тульском оружейном заводе Василием Егоровым.

На Тульском оружейном заводе к концу первой четверти XIX в. сложилось передовое производство с прекрасно разработанной технологией и были построены новые специализированные станки, превосходившие все, что тогда знала мировая техника. Эти преобразования связаны с деятельностью знатока отечественной и мировой техники акад. И.Х. Гамеля (1788 - 1862). Его работы в области машиностроения начались в 1821 г. с изучения предприятий Московского промышленного района (губерний

Московской, Тульской, Рязанской, Орловской). И^. Гамеля более других заинтересовал Тульский оружейный завод, являвшийся главным поставщиком оружия русской армии. В этом старейшем оружейным заводе в России, производство было поставлено образцово и он служил также местом подготовки кадров для других заводов страны. Исследованию техники и технологии производства на Тульском заводе И^. Гамель посвятил много времени и труда, результатом чего была книга, изданная в 1826 г.

На Тульском оружейном заводе Сергей Иванович Мосин многие годы возглавлял инструментальную мастерскую, от которой зависела вся деятельность предприятия. Она обеспечивала производство мерительным и поверочным инструментом, лекалами, шаблонами, в ней были заняты лучшие мастеровые и, кроме того, инструментальщики выполняли все опытные работы по усовершенствованию стрелкового оружия.

Метод конструирования С.И. Мосина отличался большой инициативой. Он обычно давал лишь основные размеры деталей и данные, определявшие их взаимное положение в образце винтовки. Остальные же «свободные размеры деталей» определялись конструкторами-чертежниками. Затем эскиз в виде нормального чертежа поступал к С.И. Мосину, который делал окончательную правку, иногда меняя размеры и даже саму форму деталей.

В 1960 г. была учреждена премия им. С.И. Мосина. Начиная с 1999 г., года 150-летия со дня рождения Мосина, она стала ежегодной [3].

На этой исторической базе Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 30.04.1930 был открыт Тульский механический институт. Многие архивные документы не сохранились, однако в личном деле первого декана механического факультета Дмитрия Родионовича Тяпкина есть запись: «С 1935 г. состоит заведующим кафедрой технологии машиностроения» [4].

Это дает основание считать датой появления кафедры «Технология машиностроения» в Тульском механическом институте именно 1935 г. Д.Р. Тяпкин занимался вопросами применения уравнений размерных цепей при разработке технологических процессов [5, 6, 7].

Более двух лет, с октября 1951 г. по март 1954 г., кафедру «Технология машиностроения» возглавлял Всеволод Фомич Бобров. В.Ф. Боброву принадлежит около 100 опубликованных работ, внесших существенный вклад в развитие теории и практики резания металлов. Он подготовил 14 кандидатов технических наук, опубликовал более 100 научных работ, в том числе 4 монографии [5].

В 1954 г. зав. кафедрой стал С.А. Рагозин, уделявший большое внимание учебному процессу: вводились новые дисциплины, специальности. Заведующим кафедрой «Технология машиностроения» С. А. Рагозин проработал до 1961 г. [6].

Начало подготовки высококвалифицированных кадров на кафедре положил ее четвертый заведующий Иосиф Абрамович Коганов, руководивший кафедрой с сентября 1961 г. по май 1989 г. Под руководством И.А. Коганова в 70-е гг. шло бурное становление кафедры «Технология машиностроения», которая за короткое время стала занимать передовые позиции в подготовке научных кадров Тульского политехнического института. В эти годы формируются основные направления научно-исследовательской работы кафедры, которые являлись фундаментом создания целой научной школы, чьи славные традиции развиваются и совершенствуются в настоящее время [6 - 12].

Научный потенциал вуза развивался с нарастающими темпами. Этому способствовала хорошая ситуация в Тульском регионе, который в ретроспективном отношении стал центром, где зародилась машиностроительная промышленность России. С 1958 г. устанавливается творческое содружество с коллективом Тульского машиностроительного завода. В 1962-1963 гг. дальновидные руководители промышленных предприятий г. Тулы Л.С. Мо-чалин, В.С. Усов, В.В. Морозов, М.Т. Деев, В.Н. Засыпкин, В.Т. Шкарупа организовали при кафедре «Технология машиностроения» совместную вначале с Приокским совнархозом, а затем с Министерством оборонной промышленности отраслевую научно-исследовательскую лабораторию технологии машиностроения (ОНИЛ-2), имевшую штат до 35 человек. Кроме того, весь состав преподавателей, аспирантов, сотрудников кафедры и студенты старших курсов работали в лаборатории по совместительству [5].

Непосредственным шефом этой лаборатории был Тульский машиностроительный завод им. В.М. Рябикова. Благодаря этому при лаборатории был создан хорошо оснащенный участок механической обработки и сборки, где трудились высококвалифицированные рабочие.

То обстоятельство, что г. Тула всегда была и остается «кузницей» оружия, наложило свой отпечаток на первоначальную направленность проводимых исследований - технология механической обработки и сборки сложных изделий техники оборонного комплекса. Уже первые выполненные исследования по заданию Тульского машиностроительного завода позволили получить ощутимый технический и экономический эффект и убедить руководителей предприятия в значимости технологической науки для практических производственных задач. Завод способствовал организации при кафедре научно-исследовательской производственной лаборатории, передав в неё оборудование и направив квалифицированных рабочих.

Через год очевидность практической пользы от развития технологической науки осознали руководители Приокского совнархоза и Министерства оборонной промышленности, создав на базе кафедры отраслевую

23

научно-исследовательскую лабораторию технологии машиностроения ОНИЛ-2, в которую направлялись для инженерной и научной работы лучшие выпускники механико-технологического факультета вуза.

Научная и практическая деятельность лаборатории, которая послужили основой для создания тульской научной школы технологии машиностроения, шла по двум направлениям:

разработка прогрессивных методов формообразования поверхностей деталей машин;

оптимизация комплектования сборочных единиц, обеспечивающих достижение высоких эксплуатационных характеристик с одновременным увеличением производительности сборочных процессов.

К первому направлению следует отнести:

- комплекс работ в области совершенствования зуборезных процессов и технологии производства зубчатых колес;

- комплекс работ по совершенствованию процессов резьбонарезания;

- работы, связывающие в единый комплекс производство заготовок и их обработку при достижении в результате этого высоких технологических показателей.

Второе направление нашло отражение в разработке:

- системы оптимизированного комплектования деталей в сборочные единицы;

- технологии сопряженной обработки поверхностей на базе теории функционально связанных размерных цепей.

Такое разделение НИР по указанным направлениям происходило в соответствии с потребностями развивающихся промышленных предприятий. Поэтому первые диссертационные работы выполнялись в связи с необходимостью решения задач по совершенствованию технологии изготовления изделий, выпускаемых тульскими заводами. За это время И.А. Коганов подготовил около 80 кандидатов и 10 докторов наук, являясь их руководителем и консультантом [13].

За значительные достижения в научно-педагогической деятельности в 1988 г. ему присваивается звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», в 1995 г. он становится одним из первых почетных докторов ТулГУ, а в 1996 г. его избирают почетным профессором МГТУ «Стан-кин». Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и орденом «Трудового Красного Знамени» и орденом «Знак Почета». Автор свыше 230 научных работ, в том числе 4 монографий и 60 изобретений, а также 5 учебных пособий с грифом УМО АМ и 2 методических руководств по линии ГОССТАНДАРТА СССР [14].

С мая 1989 г. по апрель 2010 г. кафедрой «Технология машиностроения» заведовал доктор технических наук, профессор Александр Сергеевич Ямников [13, 15].

Кафедру технологии машиностроения с 1 мая 2010 г. возглавляет доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования Андрей Андреевич Маликов. В настоящее время А.А. Маликов работает также начальником управления научно-исследовательских работ ТулГУ.

Список литературы

1. Ямников А.С., Маликов А.А. История развития технологической науки. Дополненное и исправленное издание: учебное пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 423 с.
2. Юркин И.Н. Демидовы: Столетие побед. М., Молодая гвардия, 2012. 447 с.
3. Лауреаты премии им. С.И. Мосина ХХ столетия: биографический сборник и тематика работ участников - победителей конкурсов / под. ред. А.К. Талалаева. Тула: Гриф и К, 2002. 140 с.
4. Сундуков Г.В., Голутвин В.А., Дубенский Г.Г. Из века в век. Технологический факультет Тульского государственного университета. Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. 604 с.
5. Кафедра технологии машиностроения. Становление, развитие, настоящее. 1935-2005 гг. Исторический очерк / В.Д.Артамонов [и др.]. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. 96 с.
6. Ямников А.С. Развитие технологической науки в Туле / Fundamental and applied technological of machine building-Technology-2003. Oryol, September, 2003. S. 88-96.
7. Ямников А.С. История развития научной школы кафедры технологии машиностроения ТулГУ // Известия ТулГУ. Серия Технология машиностроения. Вып. 1. Тула: ТулГУ, 2004. С. 3-9.
8. Кузница инженерных кадров. Тула. Приокск. кн. изд-во, 1982.
328 с.
9. Васин С.А., Коганов И.А., Ямников А.С. К 70-летию Тульского государственного университета // СТИН, 2000, №10. С. 3-4.
10. Соколов Э.М., Васин С. А., Ямников А.С. Слово об основателях научных технологических школ в ТулГУ // Технологические системы в машиностроении. Труды МНТК. Тула, Изд-во ТулГУ, 2002. С. 3-6.
11. Тульский государственный университет. Научные школы. 1980 - 2000 / под ред. Э.М. Соколова и С.А. Васина. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. 368 с.
12. Ямников А.С. Развитие технологической науки в Туле / Fundamental and applied technological of machine building-Technology-2003. Oryol, September, 2003. P. 88-96.
13. Энциклопедия. Технологи России (машиностроение). Т. 1. Технология машиностроения, станки и инструменты / под общ. ред А.Г. Суслова. М.: Машиностроение - 1, 2006. 412 с.
14. Афанасова А.Д. Тульский биографический словарь: А-Л Тульский биографический словарь: в 2 т. (Т. 1). Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. 334 с.
15. Ведущие научные школы России: справочник. М.: Янус-К, 1998.
624 с.

Ямников Александр Сергеевич, д-р техн. наук, проф., Yamnikovas@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

I.A. KOGANOVAND TULA SCHOOL OF SCIENCES OF TECHNOLOGISTS

A.S. Yamnikov

The historical way of development of technology of the metalworking industry in Tula from 17 century is described. Value of works of the Tula armorers and mechanicians on technological culture is shown. The role of department of technology of mechanical engineering of TULGU and especially I.A. Koganov in creation of school of sciences on technology of mechanical engineering is noted.

training.

Yamnikov Alexander Sergeyevich, doctor of technical science, professor, Yamniko-vas@mail.ru, Russia, Tula, Tula state university

ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ И. А. КОГАНОВ НАУЧНАЯ ШКОЛА ПОДГОТОВКА КАДРОВ technology of mechanical engineering i.a koganov school of sciences
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты