Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Предисловие издателя
В конце 2013 года краеведческая общественность бывшей Вятской губернии (напомним, что в это образование входили и Ижевск, и Воткинск, и уездный город Сарапул) получила долгожданное издание - книгу Натальи Запорожцевой «Вятский странник»1. Много лет писательница исследовала жизненный путь выдающегося человека - Николая Николаевича Блинова.
Вышло так, что этот православный священник, человек кристальной честности и подвижник народного образования и науки, был вычеркнут из отечественной историографии. Отчего так вышло? В начале своего служения отец Николай оказался на должности священника в глухом углу - в селе Карсавай. Живущие в той местности вотяки (совр. название удмурты), по его словам, тогда не умели делать колёса и даже летом, как встарь на Руси, ездили на санях; они не умели пользоваться пилой, и такие блага цивилизации, как медицинское обслуживание и грамотность, для них были недоступны. Но молодой священник не опустил руки, а приступил к преобразованию действительности. Первым делом, он выучил удмуртский язык, чтобы эффективно общаться со своей паствой. Притом, выучил язык
на таком уровне, что даже составил азбуку и учебник для удмуртских де^ ^ . 2 тей, с которыми они начали постигать и родной язык, и русскую речь!
Находясь в гуще народной, Блинов стал собирать этнографические данные и издал несколько книжек об удмуртах, снабдив их собственными рисунками. Наверное, на беду ему, там же, в северной части современной Удмуртии, оказался административно высланный по подозрению в убийстве
Коробейников А.В., Чураков B.C. Православные священники об удмуртах: аннотированная хрестоматия. Информационная структура. [Электронный ресурс] - Ижевск: “Удмуртский университет”, 2007.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM; 420 Mb) - Загл. с экра-на+Рекламно-техническое описание и содержание информационной структуры.-24 с.
ISBN 978-5-7029-0364-4 http://books.google.ru/books?printsec=frontcoverid=J2FhWSvuKL0C
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
столичный литератор В.Г. Короленко.3 Последний удмуртского языка не знал, но имел куда как больше возможностей для печатания своих произведений. В своих публикациях того периода Короленко бессылочно заимствовал и тексты, и рисунки Блинова, выдав их за свои! Тем не менее, имя Блинова оказалось в середине XIX в. известно и школьникам, и взрослым: именно этот человек опубликовал перевод на русский язык романа Даниэля Де-Фо «Робинзон Крузо», правда, под изменённым названием.
Вятский странник
Документы, рисующие обстоятельства обвинения Короленко по уголовной статье, давно опубликованы.
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Николай Николаевич постранствовал по России и по Вятской губернии немало. В период его служения на юге Удмуртии судьба снова свела его с Короленко, в связи с т.н. Мултанским процессом. Напомним, что тогда местные полицейские чиновники (по странному стечению обстоятельств имевшие имена и фамилии, указывающие на их кавказское происхождение!) арестовали несколько удмуртов по обвинению в убийстве нищего бродяги Матюнина, якобы с ритуальными целями. Нищий тогда был найден без головы на лесной дороге и опознан по вещам. Царское правительство в лице Кассационного департамента Сената дважды отменяло неправосудные приговоры, вынесенные местными судами присяжных. Короленко, приехав на процесс, поднял в своей газете большую шумиху, которая немедленно позволила ему поднять тираж издания.
Откровенно сказать, Мултанский процесс был сфабрикован очень грубо, и нелепости его буквально лежали на поверхности. Достаточно заметить, что в качестве эксперта обвинения был приглашён священник Григорий Верещагин, который в своих публикациях подчёркивал: «род мой НЕ вотский» (выводил он своё происхождение то ли от дедушки -пленного француза, то ли от папы - пленного поляка), а публикацию удмуртских песен снабдил ремаркой: «перевести не могу, так как языка вотского не знаю». (Заметим, к слову, что, несмотря на эти вполне однозначные факты, Г. Верещагина, отчего-то, до наших дней официально называют «творцом удмуртской поэзии»). Так вот, на том процессе Верещагин должен был свидетельствовать о том, как удмурты проводят свои моления в святилище, называемом куала. Но на вопрос судьи по делу эксперт Верещагин простодушно признал, что куалу он видел всего лишь однажды, когда набрёл на неё в лесу во время сбора грибов. А внутрь он не попал, так как дверь была заперта на замок. Этот «детский лепет» эксперта попал в Протокол судебного заседания, который Короленко опубликовал, наряду со множеством иных несуразностей. Одним словом, ему тогда не составило труда показать, что Мултанский процесс был шит «белыми нитками».
В тот период Николай Николаевич Блинов опубликовал свою книгу «Языческий культ вотяков». Относительно Мултанского дела, он прямо
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
пишет, что культовые отправления удмуртов он видел много раз, подробно описывает устройство куалы и ход жертвоприношений, для которых использовались животные: бараны, телята, утки и куры. Естественно, как честный и объективный учёный, Блинов допустил существование у удмуртов и человеческих жертвоприношений в далёком прошлом, ибо явление это было ему известно из истории славян, индусов, германцев и пр.
Относительно обнаружения безголового трупа, Блинов, живший в среде изучаемого им народа, дал простое и естественное объяснение: так как в то время в Вятской губернии был карантин по холере, то отрезание головы было следствием народного поверья о том, что если зараза «приходит» через воду, то водоисточник можно очистить, положив в него голову.
Короленко тогда необъяснимо «взъелся» на Блинова, выдернув из контекста единственную фразу из книги, в которой звучала мысль о допустимости человеческих жертв у удмуртов в прошлом. Слово в прошлом он из цитаты опустил, ославив Блинова на страницах своего издания как человека, который будто бы стоит на стороне обвинения и способствует тому, что вотяков подвергли риску осуждения на каторгу. Блинов написал Короленко несколько писем, в которых еще и ещё раз объяснял свою позицию, подчёркивал, что обычай очищения воды погружением в неё отрезанной головы не известен у удмуртов (т.е. это вовсе не национальное, а местное поверье)4, и что о человеческих жертвоприношениях в районе Мултана никогда не слышали. Но либерал-демократ был непреклонен в своих обвинениях. В итоге Блинов пишет Короленко: «вам будет после очень стыдно за это».
Самое замечательное произошло позднее: как только процесс был, наконец, завершён оправданием обвиняемых судом присяжных, отрезанная голова Матюнина так-таки нашлась. Притом нашлась именно там, где и указывал Блинов: в ручье, чуть выше места происшествия; до этой точки при осмотре места происшествия не дошли буквально несколько шагов! Однако, напуганные газетной шумихой, власти дела возобновлять не стали,
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
видимо, во избежание имиджевых потерь. Но и это ещё не всё: через несколько лет Блинов, продолжавший служить тут священником, пишет Короленко, что местный обычай очищения воды головами продолжает бытовать; в ручье нашли ещё одну голову, а тела нет. Короленко немедленно реагирует предложением раздуть из этого новую сенсацию, заработать на ней, но священник Блинов от сотрудничества с «борзописцем» уклоняется.
Несмотря на то, что Короленко годы Первой мировой войны вполне комфортно провёл во Франции; что он, будучи идейным агентом Антанты, призывал к продолжению Мировой войны до победного конца; и что основатель Советского государства В.И. Ленин именно по отношению к Короленко, а вовсе не ко всей русской интеллигенции, произнёс сакраментальное: «они думают, что они соль нации, а на самом деле они г...», -Короленко был Советской историографией, что называется, канонизирован, и известен, вплоть до наших дней, вовсе не как талантливый бытописатель, каковым он, действительно, являлся. Нет, отчего-то он позиционирован как либерально-демократический журналист и борец с царизмом за какие-то идеалы. Его именем продолжают называться населённые пункты, театр, университет, библиотеки. А на антитезе имени Короленко Николай Блинов был ошельмован и вычеркнут из истории.
«Совком контуженные» отрицают роль Блинова в истории до сих дней. У меня был печальный опыт в этой связи. Несколько лет назад мы с Владимиром Чураковым сделали электронный диск «Православные священники об удмуртах». Там были сосредоточены сканы более 30 книг и статей, оригиналов которых нет в Удмуртии; мы собрали их по всему свету; в том числе и «Языческий культ вотяков», и учебник Блинова для удмуртских детей. Мы нашли спонсора, средства которого позволили сделать тысячу дисков и разослать их во все школы и библиотеки Удмуртии.
Полсотни дисков я подарил кафедре этнологии Удмуртского университета с тем, чтобы их раздали студентам. Через некоторое время, справившись о результатах, услышал от кафедрального начальства: «Не можем мы этот диск студентам показывать - там ведь у вас Блинов опубликован. » Ну что тут сказать?
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Читателя, который заинтересовался культурной жизнью Вятской губернии и ролью Н.Н. Блинова, мы адресуем к вышеназванной книге Н.С. Запорожцевой. В том издании можно узнать много и о семье Блинова, и о причинах того, что из этой фамилии вышло так много людей, которые оставили заметный след не только в региональной, но и в Российской истории. Многие сюжеты, намеченные в книге лишь фрагментарно, мы имеем возможность изложить на страницах Иднакара более детально и с большим количеством иллюстраций - как изобразительных, так и документальных.
Так, в одном из предыдущих номеров мы уже поместили материал о жизни и смерти представительницы этой семьи в годы Первой Мировой и Гражданской войны.5
Священник Блинов был неординарным членом Церкви: являясь в полной мере служителем религии, он был в той же степени учёным, педагогом и Гражданином своей страны. Не всегда его позиция находила поддержку у церковных иерархов. Но и светские власти наблюдали за этим пассионарием весьма пристально, а публикуемые ниже документы свидетельствуют о том, что и члены его семьи были на особом счету у местной полиции. Впрочем, судите сами.
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Материал подготовили к публикации: Еговкин Сергей Иванович г. Королёв
Запорожцева Наталья Семёновна
г. Сарапул
ИСТОРИЯ О «ШПИОНАЖЕ» САРАПУЛЬСКОГО ВРАЧА БЛИНОВА
Старший сын священника, писателя и просветителя Н. Н. Блинова, который также был назван Николаем, перед Войной был городовым врачом Сарапула. Также он исполнял обязанности председателя Соединенного собрания горожан. Младший Николай Блинов, имея гордый и запальчивый нрав, часто попадал в курьезные истории. Отец Николай, глядя на сына, узнавал в нем себя молодого. Он так же бурно в молодости реагировал на несправедливость. Но одно дело - скандалы в Соединенном собрании, а другое - обвинение в шпионаже в военное время. Это могло кончиться арестом. События разворачивались так:
Материалы
дознания о передаче немецких газет и журналов германской подданной Фрик Эдит Августовны и доктором Блиновым австрийским военнопленным, находящимся в городе Сарапуле.
На 13 листах.
Штамп:
Государственный архив Кировской области Отдел секретных фондов.
Гор. КИРОВ
Дознания полиции по вопросу передачи австрийским военно-пленным, нахоЕговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
дящимся в гор. Сарапуле немецких газет и журналов германской подданной Эдиты Фрик и доктором Блиновым. Начато: 10 мая 1915 г. Кончено: 18 июня 1915 г. 13 листов
Для передачи в секретный архив.
ПЕРЕПИСКА
По делу о передаче военно-пленным австрийцам, находящимся в гор. Сарапуле, газет и журналов на немецком языке германской подданной Эдиты ФРИК и доктором
БЛИНОВЫМ.
Протокол № 1
Пристав Белослудцев
Эдита Августовна Фрик
При обыске присутствовали Николай Денисов Паваренкин Феодор Евграфов Володин
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940 Протокол № 2
Николай Поваренкин.
Постановил: записать о сем в настоящий протокол.
Помощник исправника подпись (Якимов).
Протокол № 3
но т.к. сдала она этот № после ухода денщиков с обедом, то пришлось газету оставить
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
до 10 мая. Утром 10 мая ко мне пришел городовой Поваренкин, которому всё это я рассказала и передала ему оставленный Фрик номер газеты. 9-го мая немка Фрик получила через буфет толстый, завернутый в бумагу, пакет с книгами и газетами, посланный ей военнопленными офицерами. Вчера Фрик, обедая у нас, высказывала, (что) у ней был обыск и что полиция может её арестовать. Передача литературы производилась через военнопленных денщиков, это, я думаю, видели конвойные солдаты, сопровождавшие пленных. Толстый пакет, сданный в буфет 9 мая для передачи немке Фрик, видел и развертывал бывший в то время в буфете Константин Галанов, последний может сказать, что было в конверте». Бутырская неграмотная.
Помощник Исправника подпись
Я развернул и видел в нем книги и газеты на немецком языке. От кого следовал пакет и кому, не знаю.
Константин Галанов.
Помощник Исправника подпись
Живущая в Сарапуле прусская подданная Эдита Августовна Фрик объяснила, что «газета на немецком языке под названием «Рижская газета» выписывается Сара-пульским городовым врачом Н.Н. Блиновым, а у него эту газету для прочтения иногда получала я. эту газету Н.Н. Блинов через клубный буфет передавал военнопленным офицерам, я же по просьбе Н.Н. Блинова только один раз, а именно 9 мая оставила её буфете номер газеты за 27 апреля для передачи военно-пленным, и более, кроме этого, не передавала. 9 мая из буфета я получила газеты и журналы, завернутые в русскую газету, но думала, что таковые мне оставлены Н.Н. Блиновым, а не от военно-пленных офицеров».
Эдита Августовна Фрик
Помощник Исправника подпись
Справка: Врач Блинов остался не спрошенным за нахождением его в 2-х недельном отпуску.
Верно: Секретарь подпись
Штамп:
ПОЛУЧЕНО
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Вх. № 1164, д. № 26
Настоящее дознание со всеми отобранными бумагами препровождаю на распоряжение Его Высокоблагородию г. Помощнику Начальника Вятского Губернского Жандармского Управления в Сарапульском уезде.
За Исправника подпись
Секретарь подпись
Протокол № 4
Почти вся переписка, отобранная от ФРИК, а также газеты и рукописи, на немецком языке, только небольшая часть переписки на русском.
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940 докт. БЛИНОВА и др. лиц.
Вся настоящая переписка, рукописи, тетради, письма и другие заметки, написанные как на русском, так и на немецком языках, а также немецкие журналы и газеты ничего преступного или запрещенного в себе не заключают, а потому подлежат возвращению по принадлежности, о чем и составлен настоящий протокол.
ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ЖАНДАРМОВ,
Ротмистр подпись (Добромыслов)
Переводчица немецкого языка подпись (Н. Морозович)
Понятые: кр. Григорий Андреянов
кр. Григорий Слободин
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940 ПРОТОКОЛ № 5
я, отдельного Корпуса Жандармов Ротмистр Добромыслов
на основании Положения о мерах по охране государственного порядка и общественного спокойствия, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного в 14 день августа 1881 г., расспрашивал нижепоименован ную , котор ая показал а
Зовут меня ФРИК Эдита Августовна
От роду имею 36 , вероисповедания лютеранского.
Звание мое Германская подданная, но я уроженка г. Юрьева.
В г. Сарапуле я проживаю уже безвыездно более двух лет.
Проживаю в г. Сарапуле по Сарапульской улице, д. № 15.
В настоящее время служу в кинематографе «Аполло».
На предложенные мне вопросы отвечаю: Доктора Блинова я знаю уже давно, ранее я ему преподавала немецкий язык. Для большей практики док. Блинов выписывал немецкие газеты и журналы. Эти газеты и журналы для чтения док. Блинов давал мне. Это началось ещё задолго до войны. Последнее время док. Блинов выписывал немецкую Газету: «Рижская Газета», издаваемую в г. Риге, разрешенную правительством. Передача газет и журналов была или лично или через буфет, где я столовалась в собрании, в котором док. Блинов был старшиной. Последний раз доктор Блинов, будучи в собрании, передал мне лично № Рижской Газеты и просил меня по прочтении эту газету оставить для него в буфете. Так я и сделала: эту газету, прочитав, оставила док. Блинову в буфете собрания. Потом док. Блинов уехал в отпуск, и я его не видела. Придя в следующий раз в буфет, я получила от служителя пакет от док. Блинова, в этом пакете находились несколько №№ журнала «Неделя» на немецком языке и газеты №№ «Рижской Газеты». Пакет был завернут в газету «Русское Слово». Причем буфетный служитель мне сказал, что этот пакет оставил док. Блинов для меня.
Передавал ли док. Блинов какие-нибудь газеты или журналы военнопленным я не знаю, так как об этом он мне ничего не говорил. Я только знала, что Доктор Блинов был у военнопленных врачом, т.к. знал немецкий язык. Никаких просьб буфетным служителям относительно передачи немецких газет военнопленным я не делала и подобного рода поручений не давала. Никого из военнопленных как офицеров, так и нижних чинов я не знаю. Ни с кем из них переписки не веду. Целый день я буквально занята службою в кинематографе и уроками, а потому почти нигде не бываю, за исключением учеников. После смерти матери я заграничной переписки не веду.
Эдита Августовна Фрик.
Отдельного Корпуса Жандармов, Ротмистр подпись (Добромыслов)
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940 ПРОТОКОЛ № 6
Зовут меня БЛИНОВ Николай Николаевич
От роду имею 53 , вероисповедания православного.
Звание мое Городовой врач
Проживаю в г. Сарапуле по Ломоносовой ул. собст. дом.
На предложенные мне вопросы отвечаю: Для моей медицинской практики необходимо было изучение немецкого языка, который я стал изучать ещё с 1900 года, перед поездкой моей на Парижскую выставку. Более серьезно я стал изучать с 1912 года, в г. Сарапуле у разных немок; с немкой Фрик я познакомился 1913 года, занимаясь с ней практическим изучением немецкого языка. Для практики литературного новейшего языка я стал выписывать газеты, издаваемые в России: из Юрьева и Риги. Газету эту выписываю и в настоящее время. Направление газеты и содержание её статей преимущественно носят правый характер. С начала войны мне, как знающему немецкий язык врачу пришлось лечить военнопленных офицеров и ниж. чинов и с мая 1915 года заведовать лазаретом пленных.
В начале мая месяца в лазарете у меня зашел разговор с пленным офицером, который уверял, что немцами взята Вильна. При разговоре присутствовал прапорщик Пешехонов и группа австрийских офицеров. Для убедительности моих слов я сказал, что я даже пришлю газету на немецком языке, где они легко убедятся в справедливости моих слов. Так как в это время пленными заведовал Капитан Скородумов, то я у него в присутствии Прапорщика Пешехонова спросил: могут ли пленные австрийцы выписывать газеты, на что получил ответ, что выписывать могут, но только не левые
газеты. Тем разговор со Скородумовым и кончился.
В следующий раз я захватил с собою «Рижскую Газету» № 94 на немецком языке и пришел в казарму по должности врача, встретив на дворе казармы одного из офицеров, который стал со мной разговаривать о войне и, между прочим, сказал, что теперь немцы взяли у русских не только Вильно, но и Ковно; меня, как русского человека, это возмутило, и я сказал им, что это ложь, наоборот, теперь русские войска прогнали немцев даже от м. Шавли, и вот в доказательство моих слов я дал им прочитать газету № 94 «Рижской Газеты» с извещением от Штаба Верх. Главнокомандующего о том, что немцы прогнаны от Митавы и м. Шавли. (1-ая стран. 2 столбец). Для опровержения их ложных толков я дал им эту газету для прочтения и передачи её содержания остальным пленным, т.к. мне самому было некогда читать им газету.
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Других случаев передачи газет или журналов пленным не было. И эту газету я передал офицерам только потому, что пленные офицеры, будучи мадьярами, не доверяли нашим слов/евсным/ сообщениям и держались вызывающе. Обратно этой газеты я не получал.
О передаче этой газеты пленным немку Фрик я не ставил в известность. Самой же немке Фрик я давал уже давно немецкие газеты, как лично, так иногда (через буфет) оставляя их в буфете, где Фрик обедала. В последний раз перед отъездом в отпуск я тоже оставил Фрик пакет с газетами и книгами, прося буфетного служителя передать пакет Фрик. Никаких разговоров с Фрик о пленных офицерах я никогда не вел.
Как эта газета попала в буфет, я не знаю, возможно, что денщики пленных офицеров принесли её в буфет, когда они приходили за обедами, я в это время находился в отпуску и ничего об этом не знаю.
Передачу этой газеты австрийцам я сделал потому, чтобы опровергнуть хвастливые, ложные и унижающие нашу армию заявления, так как отчасти принадлежу к составу этой армии, отдав в её ряды своего старшего сына (17 лет), поехавшего добровольно в качестве прапорщика, для проводов которого я брал майский отпуск.
Городовой врач Н. Блинов Отдельного Корпуса Жандармов РОТМИСТР подпись (Добромыслов)
Сарапульский городовой врач Николай Блинов.
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940 ПРОТОКОЛ № 7
Зовут меня БУТЫРСКАЯ, Марфа Ильинична От роду имею 39 , вероисповедания православная
Звание мое кр. Тобольской губернии, Ишимского уезда, Усламской вол. и села. Проживаю в гор. Сарапуле, содержательница клубного буфета.
На предложенные мне вопросы отвечаю: К нам в буфет приходит обедать немка, служащая пианисткой в кинематографе «Апполо», Эдита Августовна ФРИК. От нас же из буфета доставляют обеды военнопленным офицерам в казармы. Старшина клуба, доктор БЛИНОВ, отъезжая в отпуск, просил меня передать какую-то газету столующейся у нас немке ФРИК. Я эту газету передала немке ФРИК, но какая это была газета, я не знаю, т.к. я совершенно неграмотная. Спустя несколько дней ФРИК, придя обедать в буфет, принесла обратно газету и, при находившихся там посетителях, но кто именно был там в это время, я не помню, просила меня передать эту газету через моих служащих пленным австрийцам, берущим в буфете обеды. Эта газета была передана австрийцам через моего официанта, который от нас уже ушел и нами рассчитан. Зовут официанта Иваном Ивановичем ПЕРФИЛОВЫМ.
Спустя немного времени денщики пленных австрийцев передали моей прислуге Авдотье Даниловне НЕУМОЙНЕ (она сейчас тоже мною рассчитана и ушла служить в прислугах, но к кому именно, я не знаю) пакет, который её просили передать немке ФРИК. Пакет этот был положен на стол в буфетной комнате, я его лично не смотрела, а видел этот пакет Константин Михайлович ГАЛАНОВ, служащий в конторе ПЕШЕХОНОВА, т.к. он это пакет разворачивал и смотрел, что там находилось. Пакет был завернут в газету «Русское Сдово».
Еговкин С.И, Запорожцева Н. С. // История о «шпионаже» сарапульского врача Блинова// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,
С.24-41
Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940
Передача пленным австрийцам газет ранее была только один раз (именно, когда меня попросила немка ФРИК, получившая газету от доктора БЛИНОВА). Других случаев передачи газет и журналов через наш буфет пленным австрийцам не было. Передавал ли доктор БЛИНОВ газету австрийским пленным лично или просил через ФРИК, я не знаю. Как попал к пленным пакет, принесенный в буфет денщиками австрийских офицеров, я не знаю, но через буфет он не передавался пленным ни доктором БЛИНОВЫМ, ни ФРИК.
Неграмотная.
ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ЖАНДАРМОВ,
Ротмистр подпись (Добромыслов)
ПРОТОКОЛ № 8 19 15 года Июня, 18 дня, в Сарапуле я, отдельного Корпуса Жандармов Ротмистр Добромыслов
на основании Положения о мерах по охране государственного порядка и общественного спокойствия, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного в 14 день августа 1881 г., расспрашивал нижепоименован ного , котор ый показал
Зовут меня Галанов Константин Михайлов
От роду имею 16 , вероисповедания православного.
Звание мое Сарапульский мещанин Проживаю в г. Сарапуле по Никольской ул.
На предложенные мне вопросы отвечаю: