Спросить
Войти

РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПОЕВРОПЕЙСКОЙ ГРАНИЦЕ В 1811 -1819 ГГ

Автор: указан в статье

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 25 (64). 2012. № 2. С. 350-356.

УДК: 351.713(47+57) «17/18»

РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ ГРАНИЦЕ В 1811 -1819 ГГ.

Радайде Д. С.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Украина

В статье исследуется проблема организации и становления таможенных органов Российской империи в данный период на основе принятия «Учреждения Таможенного управления по Европейской торговле» от 1811 г. Рассматривается структура, система управления и основные направления развития таможенной сети, штаты таможенных учреждений.

Актуальность избранной для исследования проблемы обуславливается, необходимостью изучения истории развития таможенного дела в истории государства и права Украины, а также использования опыта организации таможенной службы в предшествующие века для его анализа и возможного использования в процессе реформирования таможенной службы в Украине.

К наиболее известным и ярким работам по истории развития таможенного дела, очевидно, следует отнести труды таких ученых как Бородич Л.В., Волков М.Я., Головако Ю.И., К.М. Колесников, О.В. Морозов, Г.М. Виноградов, Ковальський В.К., Макаров Л.Н., Павлов А., Рисич Й.Л., Новосад Б.М., Чорний В. и многих других [1-11]. В них авторы рассматривают различные этапы и аспекты становления и развития таможенной службы в Украине и России, в том числе и с древнейших времен. Тем не менее, процесс становления таможенной сети в Крыму, с присоединением его к Российской империи практически остается неизученным.

Нужно отметить, что несмотря на отдельные изменения в системе таможенной службы России, в целом к началу Х1Х в. перестала отвечать выдвигаемым к ней требованиям, мало учитывала произошедшие в конце XVIII территориальные изменения и общую социально-экономическую ситуацию в Европе. Становилось очевидно, что без серьезных реформ ее деятельность далее будет малоэффективна.

Процесс реформирования таможенной системы начался с началом 1811 г., когда 4 января было принято решение «Об устройстве военной стражи на границах западных Губерний» (№24480) [12, с. 508]. Для обеспечения таможенной безопасности границ все протяжение границ от Полангена до Егордлыка на Днестре разделялось на участки, по 150 верст каждый. Охрана каждого участка разъездами поручалась надзору армейских штаб-офицеров с казачьими частями. При этом, предусматривалось, что казачьи полки в год 3 раза должны переводиться с участка на участок как и их штаб-офицеры. Кроме назначенных по границе мест для таможен, любой

350

пропуск чрез границу проезжающих, проходящих и товаров воспрещался, а потому все перехваченное на кордоне переходило в пользу перехвативших (п.1-4).

Для каждого участка назначался один казачий полк, а сам участок разделялся на 15 частей. При этом каждая сотня располагалась в трех местах, так, чтобы для беспрерывного объезда 10-верстного расстояния было по 30 казаков. Эти команды располагались посредине своих частей и команды делали разъезды в обе стороны [12, с. 509]. Устройство же кордонной стражи от Егорлыка на Днестре до устья Днестра предоставлялось генерал-лейтенанту Дюку де Ришелье [1, с. 510].

24 июня 1811 г. было принято «Учреждение Таможенного управления по Европейской торговле» (№24684). Важнейшим его нововведением, по сравнению с предыдущей организацией таможенного дела, стало создание 11 таможенных округов, состоящих, в свою очередь, из нескольких таможен и застав: 1-й округ Архангельский, в него входили таможни Архангельская и Онежская, а также Новодвинская, Кольская и Мезенская заставы. 2). С. Петербургский с таможнями С. Петербургской, Крондштадтской, Нарвской с Магдебургской заставой и Выборгская с заставами Трандзундской и Фридрихсгамской. 3). Ревельский, состоящий из таможен Ревельской и Гапсальской, а также заставы Балтийского порта. 4). Рижский, в составе таможен Рижской, Болдеражской, Аренсбугской. 5). Либавский, с таможнями Ли-бавской и Виндавской. 6). Палангенский, с входящими в него таможнями Паланген-ской, и таможен и застав, по границе от Палангена до Брест-Литовска включительно. 7). Радзивиловский, в составе Радзивиловской таможни и таможен и застав, по границе от Брест-Литовского до Исаковецкой таможни включительно. 8). Дубоссар-ский, из таможни Дубосарской и таможен и застав, от Исаковецкой таможни до Овидиополя включительно. 9) Одесский округ: Одесская таможня и заставы Маяк-ская, Херсонская, Николаевская. 10). Феодосийский: из таможен Феодосийской, Евпаторийской и застав Балаклавской, Еникольской, Керченской, Бугазской. 11). Таганрогский: из таможни Таганрогской и Мариупольской заставы.

При этом каждый таможенный округ, со всеми входящими в его состав таможнями и заставами, а также таможенной стражей, управлялся начальником округа [12, с. 681]. Таможни разделялись на главные, обычные и контрольные. Главным разрешался пропуск иностранных товаров, а состояли они из управляющего таможней, членов таможни и таможенных чиновников и служителей. Обычные таможни состояли из управляющего таможней и одного или двух членов таможенных служителей. При этом, полагалось, чтобы в приморских таможнях управляющий, или один из членов знал иностранные языки и различные формы документов иностранных государств. Заставы же состояли из 1 заставного надзирателя и нескольких человек служащих (п. 1-7).

Важным структурным подразделением таможенной системы была таможенная стража, на которой лежала обязанность предотвращения контрабанды товаров по всей сухопутной и морской границе. Стража состояла из отдельных команд по 10 человек рядовых объездчиков. При этом три таких команды подчинялись одному надзирателю, которому в помощь назначался помощник. Рядовые члены таможенной стражи обычно набирались из отставных военных.

Каждые 15 верст сухопутной границы обслуживала 1 команда таможенной стражи, а по морским берегам команды располагались в зависимости от рельефа местности и решения начальника округа. При этом главные таможни должны были

351

содержать на море и по рекам вооруженные катера и шлюпки. Управление судами поручалось также отставным морским чиновникам, переходящим в ведение «Главного Таможенного Начальства». Исполняя обязанности таможенной стражи они обязывались наблюдать за неукоснительным исполнением таможенного законодательства и имели право, задержав товары, законом запрещенные, представлять их прямо в ближайшие таможни, требовать их осмотра и конфискации (п. 8-24).

Начальник Таможенного округа надзирал за всеми таможнями, заставами и таможенной стражей его округа, наблюдал за точным исполнением узаконений и предписаний, осматривал их. Он располагался там же, где и главная таможня привоза. На него возлагалась непосредственная ответственность исполнения законов на таможнях округа. Получая рапорты о любом задержании и конфискации товаров, в его округе, он представлял их со своим мнением главному таможенному начальству (п. 25-28).

На управляющих главными таможнями и начальников прочих таможен и застав возлагались обязанности бывших директоров таможен, а где их не было, цолне-ров и других старших таможенных чиновников. Дела по привозной и отпускной торговле разделялись между членами таможен, по решению их начальства, и в этом отношении, члены таможен исполняли обязанности цолнеров и унтер-цолнеров. Прочие же чиновники и служители таможен действовали на основании данных им инструкций и данного положения (п. 29-31).

Контрольные таможни создавались для проверки таможен и ревизии товаров провозимых через Таможни по сухопутной границе. Они должны были располагаться на больших дорогах, ведущих от границы внутрь государства, в расстоянии от 50 до 100 верст от пограничных таможен. Надзор за контрольными таможнями поручался начальнику контрольных таможен (п. 32-33).

Особо оговаривались в документе права, обязанности и ответственность таможенных чиновников, особенности взаимодействия с местными органами власти и т.д. (п. 36-58) [12, с. 683-685].

Следующим шагов в деле реформирования таможенной системы стало принятие 25 июля 1811 г. закона «Учреждение Министерства Финансов» (№24688), главе которого и подчинялись в дальнейшем таможни [12, с. 728]. Оно состояло из 4 департаментов и канцелярии министра. При этом 3-й и 4-й департаменты, были соответственно «...3) Департамент внешней торговли. 4) Департамент разных податей и сборов» [12, с. 728].

Департамент внешней торговли состоял из 2-х отделений: 1) Отделение торговых внешних сношений, и 2) Таможенного управления. На таможенное отделение были возложены следующие обязанности: «1. Сведения о состоянии Таможенных Округов, Таможен и застав по всему Государству. 2. Срочные ведомости о приходящих и отходящих кораблях, о привозных и отпускных товарах и пошлинах, с них собираемых. 3. Собрание генеральных и частных карт пограничных и прибрежных мест по всей Таможенной линии, с означением больших и малых дорог, как ныне существующих, так и закрытых, пограничных рек и водяных сообщений, равно и морских берегов, удобных к пристанищу судов и выгрузке товаров. 4. Наблюдение за исправностью и верностью пошлинных сборов. 5. Дела по конфискации и продаже товаров, и по торговле нейтральной. 6. Дела, до зданий Таможенных относящихся, и снабжение их всем нужным [12, с. 740]. 7. Снабжение Таможен и застав штем352

пелями и книгами. 8. Дела об определении и увольнении чиновников, служителей и маклеров, о награде и производстве их. 9. Дела следственные по жалобам и доносам о преступлении должности. 10. Управление Типографией для печати прейс курантов, видов торговли» и проч. [12, с. 741]. В развитие данных положений, 31 декабря 1811 г. «О упразднении Коммерц-коллегии и об открытии временного ее Департамента» (24938) [12, с. 942], а 18 января 1812 г. был принят указ «Об открытии Департамента Внешней Торговли, и о упразднении Департамента Министерства Коммерции» (№24955) [13, с. 13]. Таким образом, на основании данных документов была начата реорганизация таможенной службы в России, продолжившаяся и в последующие годы.

С произошедшей реорганизацией таможенной системы были введены и новые штаты таможен в Европейском регионе. Так, в Санкт-Петербургской таможне насчитывалось 535 чел. состава, в Рижской 188 чел. [14, с. 275-273]. Кроме того в состав таможен и таможенного присмотра по берегам Балтийского и Белого морей входило: Санкт-петербургского округа - Крондштадская таможня 192, Нарвская таможня 32, Магдебургская застава 2, Выборгская таможня 31, Транзундская застава 15, Фридрихс. Таможня 11. Всего - 283 чел.

В Архангельском округе: Архангельская таможня 100, Новодвинская таможенная застава 17, Онежская таможня 33, Кольская застава 6, Мезенская застава 2. Всего - 158 чел. В Ревельском округе: Ревельская таможня 89, Гапсальская таможня 26, таможенная застава при Балтийском порту 8. Всего - 123 чел. В Рижском округе: Болдержанская таможня 17, Перновская таможня 41, Аренсбургская таможня 10. Всего - 68 чел. В Либавском округе: Либавская таможня 81, Виндавская таможня 42. Всего в округе - 123 чел. В таможенном присмотре по берегам этих морей 690 чел. Таким образом, в данных округах по берегам Балтийского и Белого морей было 1322 различных таможенных служащих [14, с. 276-277].

Штат таможен, застав и таможенного присмотра по берегам Черного и Азовского морей был в этот период следующим: Феодосийский округ - Феодосийская таможня 47; Евпаторийская таможня 32 чел.; Балаклавская застава 10; В заставах Керченской, Еникольской и Бугазской в каждой по 4 человека. Всего в округе - 101 чел.

Одесский округ: Одесская таможня 59; 3 заставы, в них в каждой по 10 чел. Всего в округе - 89 чел. Таганрогский округ: Таганрогская таможня 78, Мариупольская застава 4. Всего в округе - 84 чел. В таможенном присмотре - 216. Всего в данных округах различных таможенных служащих - 490 [14, с. 280]. Кроме того, 10 февраля 1812 г. было принято решение о причислении таможенных застав Маякской к Дубоссарскому, а Овидиопольской к Одесскому округам (24990) [13, с. 181].

Штат таможен и таможенного присмотра по сухопутной Европейской границе был следующим: в Полангенском округе - Полангенская таможня 23, Горждов-ская таможня 4, Юрбургская таможня 13, Ковенская застава 5, Гродненская застава 5, Гониондская таможня 11, Бобровская застава 2, Хорощенская таможня 11, Бугская застава 2, Брестская застава 5. Всего в округе - 81 чел.

В Радзивиловском округе: Радзивиловская таможня 23, Рожмпольская застава 2, Преоборовская застава 2, Волочинская таможня 12. Всего в округе - 39 чел. Дубоссарский округ: Дубоссарская таможня 23, Могилевская таможня 12, Овидио-польская застава 7. Всего в округе - 42. В таможенном присмотре этих округов 353

1380 чел. Всего в этих округах - 1542 чел. различных служащих [14, с. 281-282], а в целом на всей Европейской границе 3354 чел. различных таможенных служащих.

Следующим шагом, обусловленный попыткой взять под контроль деятельность таможенных учреждений, стало создание 17 июня 1812 г. Контрольного таможенного управления по сухопутной границе (№25146) [13, с. 357]. Согласно ему, создавались контрольные таможни «для поверки таможен и ревизии товаров, провозимых через таможни по сухопутной границе». С учетом разделения сухопутной западной границы на 3 таможенные округа, назначались для нее 3 Контрольные таможни с контрольныи заставами. Контрольные таможни именовались по названию Округа, а их заставы же контрольные по месту нахождения.

При этом, контрольные таможни состояли из управляющего таможней и двух членов, чиновников и служителей. Надзор за контрольными таможнями и заставами поручал одному начальнику контрольных таможен. В свою очередь контрольные заставы подчинялись контрольным таможням (п. 1-7). Контрольные таможни создавались вблизи главных пограничных таможен на больших дорогах, ведущих от границы внутрь государства на расстоянии от 50 до 100 верст от главных пограничных таможен. По остальным дорогам от главных таможен привоз иностранных товаров запрещается, но на них создавались контрольные заставы для пропуска только вывозимых товаров.

Контрольные заставы создавались вблизи пограничных таможен и застав на дорогах с большим провозом товаров идущих за границу для их только пропуска, на расстоянии от 50 до 100 верст от данных таможен и застав (п. 9-10) [13, с. 358]. Товары идущие из за границы в Россию, и из России за границу, провозились и пропускались только по тем дорогам, где были контрольные таможни и контрольные заставы. А товары, привозимые из-за границы чрез главные пограничные таможни проверялись только контрольных таможнях (п. 12-13).

Контрольный таможенный присмотр создавался по контрольной черте сухопутной западной границы на расстоянии от нее от 50 до 100 верст. 15. Он состоял из надзирателей и объездчиков и подчиняется начальнику контрольных таможен, под ведением контрольных таможен и застав. Контрольные надзирательские дистанции, их посты и объездчики размещались по усмотрению начальника контрольных таможен. При этом объездчики разделялись на команды по дистанциям, каждая во главе с надзирателем. Нужно упомянуть, что контрольные объездчики обычно избирались из отставных от военных «имеющих аттестаты о похвальном поведении» (п. 14-19).

Обязанностях Контрольного управления заключались в: 1) поверке и ревизии иностранных товаров, провозимых чрез пограничные таможни и заставы; 2) в надзоре за провозом отпускных товаров и за всем тем, что провозилось через сухопутную границу; 3) в содействии пограничным таможням в борьбе с контрабандой; 4) «в строгом надзоре за провозимой монетой Российского чекана».

Проверка пограничных таможен и застав состояла в точности и верности сбора пошлин со всех провозимых товаров и в соблюдении таможенного обряда (п. 21). Ревизия же товаров происходила по доставляемым в контрольные таможни и заставы от пограничных таможен подписанных управляющим и членами, а от застав за подписью надзирателей копий с объявлений на провозимые товары, по предъявляемым провозящими ярлыкам и фактурам, а также по донесениям контрольных чиновников, находившихся на черте границе. Для чего в каждую главную

354

пограничную таможню со стороны контрольного (с. 359) надзора, командировались 1 надзиратель, 1 надсмотрщик и 2 объездчика (п. 24) [13, с. 362].

Однако двойная система таможенных учреждений не оправдала себя, и уже 15 июля 1815 г., по просьбе министра финансов и согласованию с комитетом министров было принято решение «Об уничтожении Контрольных Таможен и всего Контрольного Управления» (25902) [15, с. 243].

В 1815 г., по результатам Венского конгресса было создано Царство Польское получившее собственную конституцию. В процессе его организации 17 апреля 1818 г. был принят указ «О назначении Генерал-Майора Ланга Начальником имеющего учредиться в Варшаве Правления Российских таможенных и торговых дел» (27349). Как видно уже из самого названия документа, в Варшаве создавалось правление российских таможенных и торговых дел во главе с Лангом, бывшим, в свою очередь, в подчинении министра финансов. Лангу предписывалось «состоять в непосредственном сношении с таможнями и заставами Царства Польского и прочими Начальствами, к оным принадлежащими. 4. Равно иметь ему непосредственное влияние на таможни и заставы Российские, на черте между Империей Российской и Царством Польским находящиеся» [16, с. 214]. В дальнейшем, все товары для России из польских портов должны были идти прямо в Варшаву, а оттуда в Брест-Литовск [16, с. 215].

Данные изменения, как и развитие экономической и военной политики России на Юге империи привели к необходимости очередного преобразования всей действовавшей таможенной системы. Так, еще 30 мая 1817 г. был принят «Таможенный Устав по Азиатской торговле», вводившийся с 1 января 1818 г. (26894) [17, с. 328], а уже 14 декабря 1819 г. «Таможенный устав по Европейской торговле» (28030), согласно которому все «предыдущие узаконения отменялись» [18, с. 417]. Таким образом, разновекторная внешняя и внутренняя политика России привела к созданию двух отдельных таможенных систем - Европейской и Азиатской, с различным устройством, задачами и целями, но с единым высшим управлением.

Перспективы дальнейшего исследования состоят в последовательном изучении дальнейших этапов развития таможенной системы Российской империи.

Список использованных источников и литературы:

1. Бородин Л.В. Вшськово-охоронна система Росшсько! !мперп на територи Украши у Х1Х - на початку ХХ ст. // 1сторш Украши. - 1999. - №6 (118). - Лютий. - С. 1-3.
2. Волков М.Я. Отмена внутренних таможен в Росии // История СССР. - 1957. - №2. - С. 80.
3. Головако Ю.1. Джерела з юторп митниць твденно! Украши (1775 - 1819 рр.). - Автореф. дис. канд. ют. наук. - Запор1жжя, 2004. - 20 с.
4. 1стор1я митно! справи в Укра!т / К.М. Колесников, О.В. Морозов, Г.М. Виноградов та ш.; За ред. П.В. Пашка, В.В. Ченцова; Вступне слово О.Б. Егорова. - К.: Знання, 2006. - 606 с.
5. Ковальський В.К. Становленна та розвиток митно! справи на твдт Украши з давтх часш до 1917 року (на приклад! Микола!всько! митниц1): 1сторико-правове дослщження. - О.: Юрид. лгг., 2006. -134 с.
6. Макаров Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 160 с.
7. Морозов О. 1стор1я митно! справи та митно! полижи в Укра!т (V ст. до н.е. - 1991 р.): Навч. Поиб. - Д.: АМСУ, 2005. - 313 с.
8. Нариси з юторп митно! справи та митного законодавства Укра!ни-Руси / П.М. Дщусенко, Т.С. Мавродш та ш. - К.: Соф1я-А, 2005. - 634 с.
355
9. Павлов А. Укра!нська митниця на шляху вщродження та розвитку: npaBOBi та гсторичт аспекти. -К.: Акцент, 2002.
10. Риич Й.Л., Новосад Б.М., Морозов О.В. 1сторш митно! справи i митно! полiтики в Украш: Навч. noci6. - Д.: АМСУ, 2000.
11. Чорний В. Укра!на i митна справа: iсторичний нарис. - К., 2000. - 349 с.
12. Полное собрание законов Российской империи. С 1649 г. Т. XXXI. 1810 - 1811. - Спб, 1830. - 944 с.
13. Полное собрание законов Российской империи. С 1649 г. Т. XXXII. 1812 - 1815. - Спб, 1830. -1107 с.
14. Полное собрание законов Российской империи. С 1649 года. Т. XLIV. Ч. 2. Книга штатов. Отделение III и IV. - СПб, 1830.
15. Полное собрание законов Российской империи. С 1649 г. Т. XXXIII. 1815 - 1816. - Спб, 1830. -1173 с.
16. Полное собрание законов Российской империи. С 1649 г. Т. XXXV. 1818. - Спб, 1830. - 674 с.
17. Полное собрание законов Российской империи. С 1649 г. Т. XXXIV. 1817. - Спб, 1830. - 958 с.
18. Полное собрание законов Российской империи. С 1649 г. Т. XXXVI. 1819. - Спб, 1830. - 734 с.

Радайде Д.С. Розвиток митно!" системи РосИ по европейському кордош у 1811 -1819 рр. / Д.С. Радайде // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Юридические науки. - 2012. - Т. 25 (64). № 2. 2012. - С. 350-356.

У статп дослвджуеться проблема оргашзаци i становлення митних оргашв Росшсько! iмперil в даний перюд на основi ухвалення «Установи Митного управлшня по Свропейськш торгшлЬ> вщ 1811 р. Розглядаеться структура, система управлшня i основш напрями розвитку митно! мереж^ штати митних установ.

Km4oei слова: митна система, Роия, оргашзацш, управлшня.

Radayde D.S. Development of the custom system of Russia on the European border in 1811 -1819 / D.S. Radayde // Scientific Notes of Tavrida National V. I. Vernadsky University. - Series : Juridical sciences. - 2012. - Vol. 25 (64). № 2. 2012. - Р. 350-356.

In the article the problem of organization and becoming of custom organs of the Russian empire is probed in this period on the basis of acceptance of «Establishment of the Customs office on European trade» from 1811 A structure, control the system and basic directions of development a custom network, states of custom establishments, is examined.

356
ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА РОССИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты