СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 374
Э. Д. Цыдендоржиева
аспирант, Восточно-Сибирский государственный институт культуры E-mail: erzena_@list.ru
ПРОСВЕТИТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ БУРЯТИИ
Описывается просветительно-оздоровительное направление деятельности культурно-досуговых учреждений Бурятии, которое разделяется на несколько видов: экологическое, патриотическое, образовательное, спортивное. Для рассмотрения выбран период с 1985 г. по настоящее время, поскольку в эти годы в стране и республике происходят активные изменения в социально-экономической и политической сферах. С точки зрения хронологии исследуемую тему условно можно разделить на 3 этапа:
Таким образом, рассматривается просветительно-оздоровительное направление деятельности культурно-досуговых учреждений Бурятии, которое прошло три этапа своего развития и было связано с событиями, происходящими в России и Бурятии в исследуемый период.
Для цитирования: Цыдендоржиева, Э. Д. Просветительно-оздоровительное направление в учреждениях культуры Бурятии / Э. Д. Цыдендоржиева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (42). - С. 200-206.
Развитие просветительно-оздоровитель-ного направления является одной из приоритетных задач учреждений культуры. В СССР оно находилось под пристальным вниманием власти, но в период 1985-1991 гг. и более позднее время этот контроль ослаб.
Конец 1980-х - начало 1990-х гг. отметились некоторой свободой в социально-экономической, политической сферах, а также в области культуры и искусств. Например, к марту 1986 г. в Бурятии существовало 728 домов культуры и
клубов, 150 централизованных клубных систем, 1200 библиотек, 9 музеев [12, с. 567].
В реализации оздоровительного направления ведущую роль играли комсомольские организации. Они проводили культурно-спортивные мероприятия, беседы, лекции, которые способствовали общему развитию молодежи, а также помогали бороться против нарушения дисциплины на рабочих местах, алкогольной и наркотической зависимости, асоциального поведения. Так, в 1986-1987 учебном году около
В период 1970-1980-х гг. наблюдался активный рост сети музеев в Бурятии, что привело в 1977 г. к объединению республиканских музеев в один полноценный комплекс -Бурятский государственный объединенный исторический и архитектурно-художествен-ный музей [19].
Помимо государственных музеев существовали и ведомственные, муниципальные, школьные и частные. Широкое распространение с середины 1980-х гг. получили именно муниципальные и школьные музеи (например, народов Севера Бурятии в Баунтовском районе, истории Байкало-Амурской магистрали и др). Некоторые из них явились базой для создания сельского музея, который рассказывал не только о селе, но и выдающихся людях населенного пункта, о периоде Великой Отечественной войны (литературно-краеведческий музей «Юный пушкинист», находящийся при школе с. Кусоты Му-хоршибирского района, историко-краеведческий музей Улекчинской средней школы и т. д.) [7, с. 89-107].
Библиотеки Бурятии в это время также развиваются быстрыми темпами. С середины 1980-х гг. формируются новые направления в библиотечном деле - экология, библиотечное краеведение, эстетическое развитие читателей и др. В данный период продолжалась централизация библиотек, для работников сельского хозяйства создавалась система информационно-библиотечного обслуживания, формировался централизованный систематизированный книжный фонд библиотек [15].
Большая разбросанность поселений и животноводческих ферм предопределили в Бурятии формирование рядом с производственными участками так называемых культбаз, которые действовали на протяжении 1980-х гг. Они строились в определенном географическом центре нескольких отар. Здесь животноводы могли послушать лекции, обсудить насущные вопросы. Данные культбазы помогали в просветительно-воспитальной работе с жителями малонаселенных пунктов [6, с. 296].
Распад СССР в 1991 г. обнажил социально-экономические, общественно-политические, национальные проблемы новой России, которые повлияли и на культурно-досуговые учреждения. В 1990-е гт. в стране ослабляется морально-патриотическое воспитание, прежде всего молодого поколения. Население стало реже посещать учреждения культуры. По данным государственной статистики Бурятии в 1991 г. музеи республики посещало 428 тыс. человек, а в 1995 г. количество сократилось до 161 тыс. [20, с. 143].
С 1990-х гг. просветительно-оздоро-вительное направление в деятельности традиционных культурно-досуговых учреждений (музеи и библиотеки, спортивные клубы и кружки и т. д.) отходит на второй план. На первый выходят учреждения культуры коммерческого типа. Быстрыми темпами развиваются сферы ресторанного обслуживания и ночных клубов [11, с. 120]. Например, широкое распространение в Бурятии приобрели кафе и рестораны китайской, японской, итальянской, бурятской кухни; ночные клубы. С 2000-х гг. в республике, в особенности в столице г. Улан-Удэ, появляются торгово-развлека-тельные центры, привлекающие к себе большое число посетителей.
Быстрое развитие культурно-досуговых учреждений, основанных на коммерческой составляющей, заставило традиционные организации культуры предпринять некоторые шаги, чтобы быть конкурентоспособными в сложившихся новых экономических условиях.
Комсомол, являвшийся основным рупором молодежи на протяжении советского периода, ослабевает и отходит в тень, и его место занимают новые молодежные организации и объединения. Например, в сфере экологии появляются такие организации как «Ралей»,
«Экос-Восток», «Фирн» и т. д. [1, с. 52-55, 80-83; 13]; в области патриотического воспитания и оздоровления действуют движения «Школа Романова», «Акуна Матата».
«Школа Романова» помимо основного занятия - преподавания рукопашного боя устраивала культурно-массовые, спортивные мероприятия, показательные выступления. «Акуна Матата» занималась с трудными подростками, организовывала различные социальные программы [1, с. 83-84; 17].
«Ассоциация Молодежи» объединила в себе сразу все направления - экологическое, патриотическое, оздоровительное. Под ее руководством проходят фестивали «Энергия движений», «Будущее за нами!». Организация устраивала акции «Молодежь за донорство!», «Молодежь против мусора!» и мн. др. [4; 18; 22].
Большие изменения также произошли в библиотечно-музейной среде. В данную сферу проникают рыночные отношения. Российское правительство разрешило общественным организациям и фондам софинансировать деятельность библиотек и музеев, что дало надежду библиотекам, музеям и другим культурно-досуговым учреждениям совмещать основное направление и коммерческую составляющую.
Благодаря сочетанию платных и бесплатных услуг и софинансированию библиотеки Бурятии преобразились. В рамках экологического направления в Национальной библиотеке Республики Бурятия появился «Байкальский информационный центр» (был открыт в 2006 г.). В нем собирается вся информация, касающаяся уникального озера Байкал, которое находится на территории Бурятии и Иркутской области. Центр обеспечен интернет-сайтом «Байкал-Lake», разнообразными справочными и энциклопедическими изданиями, коллекциями карт и т. д. [10, с. 260-261].
Библиотека также предоставляет образовательные услуги по освоению компьютера безработной молодежи, лицам с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям. Для этого в Национальной библиотеке РБ существует учебный центр Microsoft «Открытый мир информационных технологий». Центр сформировался на базе программы «Мир безграничных возможностей», которая спонсируется корпорацией Microsoft при поддержке Представительства некоммерческой корпорации США «Прожект Хармони Инк» в России [10, с. 262-263].
Государственная республиканская юношеская библиотека им. Д. Батожабая, реализующая экологическое, правовое, краеведческое и патриотическое направления, занимающаяся молодежной политикой, в 1997 г. разработала первую целевую комплексную программу по созданию Республиканского центра нравствен-но-патриотического воспитания. С помощью данной программы библиотека в период 2002-2006 гг. организовала около 10 проектов, которые финансировали Министерство культуры РФ, РБ, фонд Сороса [10, с. 271].
С 2012 г. в столице Республики Бурятия действует акция буккросинг, направленная на популяризацию чтения [23]. С февраля 2015 г. по маршруту автобуса № 16 ходит «Литературный автобус». Любой желающий может прочесть книгу и взять ее домой или оставить свою [9].
В музейном деле, как и в других отраслях культурно-досуговой деятельности, с 1990-х гг. сложилась угнетающая обстановка: было приостановлено формирование новых музеев, многие были закрыты, что повлекло за собой сокращение штатов и другие проблемы. Музей как один из фундаментов, прославлявший идеалы советского образа жизни, был разрушен. Ослабление духовных ценностей привело к тому, что большая часть населения республики перестала посещать данное учреждение [7, с. 122].
Для преодоления кризиса музеи прилагали все усилия. Например, музей истории Бурятии в 1990-е г. активно представлял свои экспонаты в городах России и мира (Улан-Удэ, Иркутск, Киев, Пальма де Мальорка и мн. др.). Художественный музей республики пропагандировал народное искусство не только Бурятии (декоративно-прикладное искусство, ювелирные изделия, гобелены из конского волоса и т. д.), но и других народов и стран (Япония, Тува, Узбекистан, Якутия) [7, с. 126-129].
Этнографическим музеем народов Забайкалья проводятся инновационные программы культурно-образовательной деятельности. Одна из них - «Забайкалье в миниатюре» - организуется для детей различных возрастов (экскурсия в игровой форме) [7, с. 132]. Каждый год в музее под открытым небом проходит встреча Белого Месяца (Са-гаалган), т. е. празднование Нового Года по лунному календарю, и Масленица.
Для популяризации своей деятельности музеи и библиотеки Бурятии с конца 2000-х гг. присоединились к международным акциям «Библионочь» и «Ночь в музее». «Ночь в музее» проводится каждый год 18 мая. В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих [16]. Не стали исключением и учреждения Бурятии: например, в 2011 г. в Художественном музее им. Сампилова прошла «Ночь аниме». Посетители смотрели японские фильмы, демонстрировали свои аниме-костюмы [8]. В 2012 г. музей природы Бурятии собрал под своей крышей семейные пары. Предлагалось сыграть в интеллектуальные игры, проводились мастер-классы по мыловарению и т. д. Музей истории города предложил всем желающим окунуться в восточную жизнь - жители и гости столицы республики попали на восточный арт-базар [3].
«Библионочь» - это ежегодный фестиваль чтения, который проходит по всей России в апреле. В эту ночь библиотеки, книжные магазины, литературные музеи и арт-пространства расширяют формат своей работы. Впервые акция была организована в 2012 г. самим библиотечным сообществом и Ассоциацией менеджеров культуры (АМК) [5], к ней присоединились и библиотеки Республики Бурятия. В Национальной библиотеке РБ состоялись выставка книжек-игрушек, просмотр анимационных фильмов, встреча с известным кинематографистом Солбоном Лыгденовым, выступления поэтов и прозаиков г. Улан-Удэ [14]. В Центральной библиотеке им. И. Калашникова в 2013 г. проводилась библионочь под названием «Тайны Закнижья», где героями оказались все мистические литературные персонажи. В библиотеке состоялись брейн-ринг «Знатоки истории г. Улан-Удэ», показ фильма «Буузы» и встреча с одним из героев, проведен библиоквест «Приключения потерянной книжки» [2].
Таким образом, период с середины 1980-х гг. по настоящий момент является для российского общества временем трансформации всех сфер жизни. В первую очередь это касается культуры в целом и культурно-досуговых учреждений, качество и количество которых является критерием благосостояния любого общества, в частности. Развитие просветительно-оздоровительного направления в деятельности учреждений культуры Бурятии в этот период напрямую связано с процессами, происходящими в стране.
Продолжающийся рост просветительно-оздоровительной составляющей в деятельности учреждений культуры, начавшийся в советское время, сменяется упадком 1990-х гг., связанным с перестройкой социально-экономических и политических отношений, недостаточным финансированием сферы культуры.
Несмотря на угнетающую обстановку 1990-х гг. культурно-досуговые учреждения, как и все социально-экономические и политические структуры, начиная с 2000-х гг. и по настоящее время выходят из глубокого кризиса, который наступил в России после распада СССР в 1991 г.
На современном этапе для реализации просветительно-оздоровительного направления в деятельности учреждений культуры разрабатываются социально значимые и инновационные проекты, связанные с воспитанием патриотизма, сохранением экологии, ведением здорового образа жизни (проводятся всевозможные акции, беседы, культурно-массовые мероприятия и т. д.).
Получено: 1.04.2015
E. Tsydendorzhieva
post-graduate student, East-Siberian State Institute of Culture E-mail: erzena_@list.ru
EDUCATIONAL AND HEALTH-IMPROVING OF CULTURAL AND RECREATIONAL FACILITIES OF BURYATIA
Abstract The article describes the educational and health-improving, which is divided into several types: environmental, patriotic, sports or a healthy lifestyle, educational and is seen in the activities of cultural and recreational facilities of Buiyatia in the period from 1985 to the present The selected period is associated with changes in socio-economic and political spheres occurring in the country and in the Republic, which is divided into three stages:
The author reviewed article on educational and health-improving cultural and recreational facilities of Buryatia (1985-2000s), who have undergone three stages of development and have been associated with the developments in the country and in Buryatia in a given period of time.
For citing: Tsydendorzhieva, E. Educational and Health-Improving of Cultural and Recreational Facilities of Buryatia / E. Tsydendorzhieva // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul&tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], - 2015. -№ 2 (42). - P. 200-206.
Reference
Received 01.04.2015