Спросить
Войти

Общие черты процесса глобализации развивающихся рынков

Автор: указан в статье

А. Н. Ялов

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ

РЫНКОВ

Работа представлена кафедрой экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор М. Н. Осьмова

Статья посвящена описанию процесса глобализации развивающихся рынков. Автор раскрывает пять основных этапов этого процесса, а именно: формирование необходимых макроэкономических условий; волнообразное развитие международной торговли и приток иностранных инвестиций; реструктуризация компаний, поглощенных иностранными инвесторами; трансформация национальных компаний; побочные эффекты глобализации.

The article describes the process of the emerging markets globalization. The author outlines 5 major stages of the process, i.e. arrangement of required macroeconomic conditions; wave-like development of international trade and foreign investment; restructuring of companies acquired by foreign investors; transformation of national companies; side effects of globalization.

В последнее время развивающиеся рынки привлекают все большее внимание международных инвесторов. Несмотря на различные подходы к трактовке понятия «развивающийся рынок», большинство специалистов сходятся во мнении, что это рынок, находящийся в состоянии глобализации, открывающий свои границы мировым торговым и финансовым потокам1 . В результате развивающийся рынок становится площадкой, где инвестиционные проекты и частные компании рассматриваются как привлекательные объекты для

продавцов и покупателей в погоне за сверхприбылью.

Однако подобная формулировка неизбежно поднимает вопрос о том, как именно экономика глобализируется? Ответ на данный вопрос очень важен, поскольку качественное описание процесса интернационализации позволит открыть истинную форму и вектор инвестиционной динамики в подобных экономиках. При этом если каждый развивающийся рынок будет эволюционировать по разным направлениям, есть возможность описать общий эволюционный шаблон.

В целом процесс глобализации можно условно разбить на 5 этапов.

1. Формирование на рынке необходимых макроэкономических условий.

Различные изменения в макроэкономике приводят в действие весь процесс развития рынка. Типичными «пусковыми механизмами» для такой эволюции являются: усиливающаяся либерализация и дерегулирование экономики, стабилизация национальной валюты, масштабные приватизационные программы и, как правило, более благоприятное отношение к международной торговле и прямым иностранным инвестициям.

2. Волнообразное развитие международной торговли и притока иностранных и национальных инвестиций.

Открытие экономики быстро увеличивает интенсивность трансграничных потоков - как материальных, так и нематериальных - с другими экономиками. Товары, услуги, информация, капитал, люди и управленческие практики пересекают границы национальных экономик и, как следствие, меняют управленческие технологии и общие принципы ведения бизнеса.

Материальными компонентами глобализации являются потоки товаров и капитала2 . Нематериальный вектор глобализации представляет собой изменение в корпоративных бизнес-практиках, как среди новых игроков на рынке, так и среди уже работающих местных компаний, поглощенных зарубежными многонациональными компаниями (МНК). Однако во многих случаях прямые иностранные инвестиции (ПИИ) включают в себя контроль за принятием решений и действий со стороны акционеров, поэтому интенсивность притока ПИИ в значительной степени отражает степень переноса западных управленческих методик на национальные рынки.

3. Реструктуризация поглощенных компаний.

Что происходит, когда местная компания поглощается за счет иностранного капитала? Как правило, в компанию приходит новый менеджмент, который осуществляет переход контроля над компанией после сделки, начинает реструктуризацию оборотных активов для достижения существенного увеличения производительности и прибыли.

Первый подэтап - это обычно всесторонняя и исчерпывающая оценка производительности для сравнения компании с аналогичными подконтрольными компаниями по всему миру. Данная процедура, реализуемая в отношении различных функциональных областей поглощенной компании, обычно заканчивается обнаружением серьезных различий в производительности, связанных с использованием как человеческих ресурсов, так и производственных активов. По мере того как разрыв производительности был измерен, покупающая компания осуществляет ряд действий по повышению производительности, основанных на знаниях, развитых и усовершенствованных в течение длительного времени благодаря деятельности МНК на более развитых рынках. Подобные действия обычно принимают две формы: разукрупнение и аутсорсинг.

Разукрупнение обычно подразумевает сокращение числа сотрудников путем сокращения избыточного персонала. Однако сокращение персонала не обязательно связано с внедрением трудозамещающих тех -нологий - во многих случаях предпочтительнее проведение в жизнь новых управленческих технологий, которые делают возможным сократить число рабочих без ухудшения качества, ассортимента или объема производства.

Аутсорсинг обычно следует за укрупнением; это процесс разрезания общей производственно-сбытовой цепи таким образом, что целые этапы хозяйственной деятельности перекладываются на умелых, обычно более специализированных и дешевых, внешних поставщиков.

Аутсорсинг может быть тактическим или стратегическим. Тактический, или внешний, аутсорсинг подразумевает субподряды в областях, не затрагивающих основную деятельность; наиболее распространенными примерами являются телекоммуникационные и 1Т-услуги, бухгалтерский учет и управление персоналом, организация питания, услуги безопасности и бытовые услуги.

Стратегический аутсорсинг означает субподряд в областях, касающихся основной деятельности. Например, функции линейного подразделения передаются на исполнение внешним подрядчикам; маркетинг, логистика, сбыт товара являются типовыми примерами подобного взаимодействия в компаниях, производящих товары массового потребления.

Разукрупнение и аутсорсинг стимулируют смещение фокуса на ключевые возмож-ности компании, улучшение ее положения на рынке в терминах издержек и/или качества ; и, в совокупности, рост производительности экономики в целом.

Третий этап процесса глобализации имеет сходство с изменениями, имевшими место в конкурентной среде в США, которые последовали после шокового изменения цен на нефть 1973 г., когда азиатский импорт наводнил национальный рынок США, вытесняя местных производителей3. В результате крупные американские национальные и мультинациональные корпорации были вынуждены начать коренную реструктуризацию, которая драматично изменила принципы ведения бизнеса и существенно повысила производительность всей экономики США.

4. Трансформация уже существующих компаний.

В то время как МНК были заняты скупкой приватизированных компаний на развивающемся рынке, местные непоглощен -ные компании - как национальные, так и многонациональные, - существовавшие до прихода иностранцев, также стремились повысить свою эффективность. Они были вынуждены использовать сходную тактику и проводить аналогичную реструктуризацию. Разукрупнение, аутсорсинг, концентрация на ключевых преимуществах и оптимизация активов стали наиболее важными элементами модернизации.

В свою очередь, традиционные малые и средние предприятия утрачивают свои

позиции и начинают испытывать сложности по мере того, как покупатели отворачиваются от них в сторону компаний с западным менеджментом, которые предоставляют лучшие товары и услуги по цене отечественных производителей. В результате малый и средний бизнес начинает приходить в упадок.

Подобные изменения на рынке являются тревожными и для местного крупного бизнеса, поскольку планы по реструктури-зации существенно влияют и на их перспективы развития. Реструктуризация провоцирует увольнение персонала, что, в свою очередь, выталкивает многих высокообра-зованных менеджеров из компании, которые создают новую волну предприятий малого и среднего бизнеса, действующих как аутсорсеры для своих бывших работодателей. В качестве предпринимателей бывшие работники знают методы работы крупных компаний и оптимальные способы удовлетворения их потребностей.

Очевидным парадоксом является тот факт, что реструктуризация компании, направленная на повышение эффективности, сокращает масштаб деятельности и увеличивает безработицу, но стимулирует развитие малого и среднего бизнеса нового типа: быстро реагирующего на изменения внешней среды, профессионального, мыслящего в международном масштабе и управляемого по высокоэффективным управленческим методикам.

5. Побочные эффекты.

Компании, которые в процессе глобализации национального рынка претерпевают радикальные изменения, имеют тенденцию расширять свою деятельность на те зарубежные рынки, где имеет место сходный (в терминах динамики и текущего состояния) процесс глобализации. Увеличившаяся конкуренция на национальном рынке снижает норму прибыли, заставляя фирмы обращать внимание на иные рынки, где они могут конкурировать на равных или даже с преимуществом перед локальными игроками. В результате фирмы начинают пересекать границы через экспорт, участвовать в поглощении иностранных компаний, создании совместных предприятий с иностранными партнерами или стратегических альянсов. Эмпирические данные подтверждают тот факт, что на развивающихся рынках исходящие потоки прямых иностранных инвестиций склонны сосредотачиваться на других развивающихся экономиках, нежели на развитых4.

Наиболее прогрессивные предприятия малого и среднего бизнеса также стремятся глобализироваться. На первом этапе они интернационализируются косвенно, т. е. не выходя за рамки национальных границ,

лишь обслуживая национальные компании, стремящиеся к развитию международного бизнеса. Но уже на втором этапе они интернационализируются напрямую, пересекая национальные границы, создавая международные торговые и/или инвестиционные потоки.

Таким образом, из приведенного эволюционного шаблона видно, что глобализация развивающихся рынков является са-моразвивающимся процессом, в определенном смысле генерирующим новые волны глобализации, охватывающие все большее число экономик.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 При этом подразумевается, что именно развитые страны создали предпосылки для интернационализации и глобализации мировой экономики и уже давно включены в этот объективный процесс.
2 Caves R. E. Research on International Business: Problems and Prospects // Journal of International

Business Studies, № 29 (1), 1998. P. 5-19.

3 Buckley P. J., Casson M. C. Models of the Multinational Enterprise // Journal of International

Business Studies, № 29 (1), 1998. P. 21-44.

4 UNCTAD World Investment Report 1999, United Nations, New York and Geneva, 1999. P. 23.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ РЫНОК РАЗВИВАЮЩИЙСЯ РЫНОК
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты