Спросить
Войти

Волжская флотилия в операции по разгрому врага под Сталинградом (к 70-летию завершения Сталинградской битвы)

Автор: указан в статье

Задания по другим темам могут включать в себя следующие установки:

• Подготовить аннотацию раздела монографии, учебника или журнальной статьи.

• Решить одну из проблемных задач по теме занятия (на выбор):

А) 6 августа 1905 г. был издан высочайший манифест об

учреждении Государственной думы - первого парламента в России. Шаг, казалось бы, явно прогрессивный. Однако значительная часть представителей либерального и революционного лагеря высказалась за бойкот думы. Почему?

Б) П. А. Столыпин заявлял: «Наши реформы, для того чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в русских национальных началах». Великий реформатор видел эти начала, использовал их, и сельское хозяйство России стало преобразовываться. Почему на рубеже XX-XXI вв. не используется опыт начала XX в. и не учитываются национальные российские начала для изменения деревни? Почему современные реформаторы чаще обращаются к опыту то Запада, то Востока, чем к опыту отечественному?

• Подготовить презентацию семинарского занятия, включающую не менее 20 слайдов.

Мы полагаем, что такая организация семинарского занятия в контексте БРС, будет способствовать развитию интереса студентов к предмету «Отечественная история», а также позволит улучшить эффективность учебного процесса в целом.

О.И. Вербовой, А.О. Вербовой

Волжская флотилия в операции по разгрому врага под Сталинградом (к 70-летию завершения Сталинградской битвы)

Советское командование сумело сосредоточить северо-западнее и южнее Сталинграда мощные ударные группировки. Все это было сделано со строжайшим соблюдением оперативной маскировки, скрытно от противника.

Важную роль в воинских перевозках играл речной транспорт. В период подготовки контрнаступления к Сталинграду по ВолжскоКаспийскому бассейну из районов Астрахани, Куйбышева было доставлено 260 тыс. человек и 35 тыс. т различных воинских грузов. Жидкое топливо для войск Сталинградского направления также доставлялось по Волге. Только в октябре-ноябре 1942 г. по водным

95

коммуникациям было перевезено к Сталинграду 280,7 тыс. т нефти и нефтепродуктов1.

Защиту перевозок войск, воинских грузов и жидкого топлива обеспечивала Волжская флотилия. Более 50 тральщиков систематически очищали от вражеских мин фарватеры, проводили за тралами многочисленные транспорты. Бронекатера и

сторожевые катера обеспечивали противовоздушную оборону транспортных судов на переходах. Около 400 матросов, старшин и офицеров флотилии находилось на этих транспортах в боевых расчетах зенитных орудий и пулеметов и в качестве военных помощников капитанов.

Корабли флотилии осуществляли также переброску через Волгу резервов войск и вооружения. Они являлись единственным средством командования фронтов Сталинградского направления на переправах. С 1 по 18 ноября бронекатера, тральщики и вспомогательные суда поставили на правый берег более 20 тыс. бойцов с вооружением и боеприпасами и вывезли из осажденного Сталинграда 12 тыс. раненых.

Волжская флотилия в период подготовки к контрнаступлению как и раньше свои оперативные задачи выполняла в условиях сильного противодействия авиации противника и большой минной опасности. Ее корабли осуществляли «перевозки на всех основных переправах Сталинградского фронта. Непрерывная бомбежка с воздуха, артиллерийский и минометный огонь, мины, сброшенные с вражеских самолетов, - все это создавало неимоверно трудные условия для действий флотилии. Ее личный состав мужественно и самоотверженно выполнял свой долг. За сентябрь-ноябрь 1942 г. корабли флотилии перевезли на правый берег 65 тыс. бойцов, до 2,5 тыс. тонн различных грузов, а обратными рейсами эвакуировали в тыл более 30 тыс. раненых и десятки тысяч гражданского населения. Кроме того, флотилия провела, прикрывая от вражеской авиации, большое количество транспортных судов»2.

Контрнаступление под Сталинградом началось 19 ноября. Войска Юго-Западного фронта прорвали оборону противника и продвинулись вперед до 25 км. В этот же день начал контрнаступление Донской фронт, а 20 ноября - Сталинградский фронт. В течение четырех с половиной суток советские войска завершили окружение главных сил вражеской группировки - 6-й полевой и 4-й танковой немецких армий в составе 22 дивизий и 160 отдельных частей.

1 Отделение Центрального Военно-морского архива (ЦВМА). Д. 11302.
2 История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1Э41-1У40.
96

Тем временем 62-я армия продолжала вести активные боевые действия в самом городе, сковывала здесь значительные силы противника и сама готовилась к наступлению.

В этот период главные задачи Волжской флотилии были переправа войск и боеприпасов через Волгу, эвакуация из города раненых, артиллерийская поддержка войск 62-й армии1. В связи с ледоставом на Волге и отводом большей части артиллерийских кораблей на зимнее базирование в Астрахань и Гурьев возможности флотилии, естественно, были ограниченными. Однако она сумела оказать советским войскам большую помощь и на этом этапе величайшей битвы на Волге.

Переправу на правый берег войск, боеприпасов и других воинских грузов 62-й армии, удерживавшей небольшие прибрежные участки в Сталинграде, а также 64-й и 57-й армий, действовавших южнее и юго-западнее города, могли производить главным образом бронекатера с мощными машинами и сильным вооружением.

Надо иметь в виду, что эти катера удачно сочетали артиллерийско-пулеметный огонь и высокую маневренность, но не были приспособлены к плаванию в ледовых условиях. Естественное стремление втиснуть в их малые размеры сильное пушечнопулеметное вооружение и мощные главные двигатели при сохранении небольшой осадки заставило принять минимально лёгкую обшивку корпуса. До войны считалось, что бронекатера могут действовать только на чистой воде, а с наступлением ледостава должны подниматься на берег. Теперь же им пришлось плавать и вести бои в условиях тяжелого ледостава и непрерывного противодействия противника.

Особое значение действия бронекатеров у Сталинграда имели в ноябре-декабре 1942 года. Всего в кампании 1942 г. их насчитывалось здесь 33 единицы2. В строю же обычно находилось не более 25-28. Пять бронекатеров флотилия потеряла в период героической обороны Сталинграда. Многие из них имели предельно изношенные механизмы. В составе Сталинградской группы кораблей, оставленной для содействия нашим сухопутным войскам, их было 15 единиц3.

Сталинградскую группу кораблей с 1 ноября 1942 г. возглавлял командир 1-й бригады контр-адмирал С.М. Воробьев. Штаб бригады (начальник штаба — капитан 3 ранга А.И. Цибульский) планировал боевые действия канонерских лодок и бронекатеров, осуществлял руководство кораблями на переправах и при артиллерийской поддержке войск 62-й армии.

1 Отделение ЦВМ А. Д. 6297. Л. 29-33.
2 Там же. Д. 7590. Л. 102.
3 Там же. Л. 108.
97

Моряки Волжской флотилии с огромным воодушевлением встретили весть о переходе советских войск в контрнаступление под Сталинградом. На митингах матросы, старшины и офицеры заверили командование флотилии, что не пожалеют сил и самой жизни, сделают все, чтобы с честью выполнить боевые задания, внести достойный вклад в разгром врага на берегах Волги1. Во время окружения и разгрома немецко-фашистских войск на Волге характерной особенностью управления силами флотилии было то, что Сталинградская группа кораблей взаимодействовала непосредственно с дивизиями и 64-й армий, сражавшимися на волжских берегах. Организация переброски через Волгу войск и воинских грузов бронекатерами и тральщиками и артиллерийская поддержка ежедневно согласовывались непосредственно со штабами этих соединений.

Бронекатера действовали на центральных переправах в Сталинграде, в районах Красноармейска, Каменного Яра и Черного Моря Они также привлекались для артиллерийской поддержки войск 62-и и 64-й армий.

Канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» входили в состав артиллерийской группы 62-й армии, находившейся на левом берегу Волги. Они вели огонь по заявкам как командующего артиллерией армии, так и командиров дивизий.

В ноябре-декабре ледостав на Волге наступал очень медленно. Поэтому армейские части по-прежнему не могли перебрасывать через реку людей и грузы своими средствами. В этот период бронекатера и плавучие средства флотилии перевезли с левого на правый берег Волги 23284 бойца и командира, более 1500 т боеприпасов, продовольствия и других грузов для 62, 64 и 57-й армий Сталинградского фронта. Обратными рейсами было эвакуировано 10 137 человек, главным образом раненых. При этом значительная часть войск и грузов перебрасывалась на участках 64-й и 57-й армий, непосредственно участвовавших в окружении группировки немецко-фашистских войск и развитии успеха контрнаступления под Сталинградом.

На центральных переправах в Сталинграде рейсы бронекатеров занимали по 10-15 часов. Они проходили в тяжелых ледовых условиях и при сильном противодействии противника. Забивались льдом кингстоны охлаждения машин, перегревались моторы. От сжатия льдом образовывались трещины в корпусах, гнулись линии вала, деформировались винты. Но ничто не могло сломить непреклонную волю моряков. Не зная сна и отдыха, они пробивались через льды к правому берегу Волги. Им нередко

1 Отделение ЦВМ А. Д. 24105. Л. 124.
98

приходилось высаживать войска и выгружать боеприпасы под огнем противника.

Вот краткая хроника их боевых действий в те дни.

В ночь на 21 ноября бронекатера № 11, 13, 51, 61 доставили в район «Красного Октября» и на другие участки 62-й армии 349 бойцов, 38,5 т грузов и вывезли оттуда 537 раненых. 25 ноября 1000 человек были доставлены за два ночных рейса в Сталинград четырьмя бронекатерами. На левый берег они вывезли 405 раненых. С 20 ноября по 3 декабря бронекатера № 54 и 63 перевезли у Светлого Яра 2810 человек пополнения, 131 т боеприпасов и вывезли 1236 раненых. За эти же дни бронекатер № 61 доставил в район завода Красный Октябрь 890 воинов, 35,5 т боеприпасов и продовольствия, обратными рейсами вывез 706 раненых. Бронекатера 13, 51, 54, 61 и 63 4-7 декабря переправили в Сталинград 6634 человека, 378 т боеприпасов и продовольствия и эвакуировали 2806 раненых. 10 декабря у Светлого Яра и завода Красный Октябрь было доставлено бронекатерами на правый берег 2672 человека и 204 т грузов. Даже 11-16 декабря, когда началась пурга и по Волге плыли огромные глыбы льда, бронекатера переправили на правый берег 2751 воина, 305 т боеприпасов и продовольствия и вывезли 118 раненых1.

19 ноября, в день перехода войск Сталинградского фронта в контрнаступление, бронекатера № 12, 13 и 61 получили задание доставить пополнение, боеприпасы и продовольствие 138-й стрелковой дивизии генерал-майора И.И. Людникова, прижатой к Волге на небольшом простреливаемом всеми боевыми средствами противника участке. Их действиями руководил командир дивизиона капитан 3 ранга А.И. Песков. В ночь на 21 ноября бронекатера, приняв на борт более 300 бойцов и до 40 т боеприпасов и других грузов, совершили переход вблизи занятого противником берега к пункту разгрузки, находившемуся в 150 м от переднего края. Под ожесточенным огнем гитлеровцев они в течение получаса высадили людей, выгрузили боеприпасы и продовольствие, приняли 263 раненых. Во время обратного рейса бронекатера, вступив в перестрелку с врагом, подавили десять его огневых точек и взорвали склад боеприпасов.

В период разгрома и уничтожения окруженной группировки противника задачи артиллерийской поддержки войск 62-й и 64-й армий выполняли канонерские лодки «Чапаев» и «Усыскин» и в случае крайней необходимости - предельно занятые на переправах бронекатера дивизиона капитана 3 ранга А.И. Пескова.

1 Отделение ЦВМ А. Д. 6208. Л. 66, 68, 71-72, 84-85, 87-88; Д. 9295. Л. 26; Д. 6296. Л. 72, 76; Д. 8071. Л. 14-15.
99

Канонерские лодки с закрытых позиций систематически вели огонь по заявкам полковника С.Ф. Горохова и командующего артиллерией 62-й армии. Высокая эффективность стрельбы достигалась хорошо налаженной артиллерийской разведкой и четкой работой корректировочных постов в боевых порядках войск.

Всего за время ликвидации окруженных вражеских войск артиллеристы «Усыскина», «Чапаева» и 2-го дивизиона бронекатеров 129 раз открывали огонь по позициям гитлеровцев. Лишь 25-26 декабря 1942 г. и 9 января 1943 г. канонерские лодки, израсходовав 708 снарядов, подавили более 20 вражеских артиллерийских и минометных батарей, истребили сотни гитлеровцев1. 21-25 декабря артиллеристы «Усыскина» и

«Чапаева», поддерживая атаки 138-й стрелковой дивизии, своим огнем подавили 19 дотов и пулеметных точек противника, разрушили 8 блиндажей. Это помогло дивизии, оказавшейся в тяжелом положении, к исходу 25 декабря соединиться с главными силами 62-й армии.

С 10 января и до полного разгрома окруженной группировки противника канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» ежедневно вели артиллерийский огонь, помогая 62-й армии добивать гитлеровцев в Сталинграде. Только 25-30 января они израсходовали около тысячи снарядов главного калибра.

С начала битвы на Волге до 16 декабря 1942 г. под интенсивным огнем противника, а в осенне-зимний период к тому же в тяжелейших ледовых условиях, корабли перевезли на правый берег 88 тыс. бойцов и командиров Красной армии с вооружением и боеприпасами. Из Сталинграда они эвакуировали 47 тыс. раненых и около 7 тыс. женщин, стариков и детей2. При этом в ноябре-декабре 1942 г. корабли и вспомогательные суда флотилии были единственным средством командования на переправах у осажденного города.

Канонерские лодки, плавучие и береговые батареи, бронекатера и катера, вооруженные реактивной артиллерией, оказали эффективную поддержку войскам 62, 64, 57-й армий, действовавшим непосредственно у Сталинграда.

В величайшей битве под Сталинградом Волжская военная флотилия полностью оправдала свое оперативное предназначение для непосредственной, артиллерийской поддержки сухопутных войск и обеспечения переправ, а также самостоятельного решения задачи по эффективной защите Волжской водной коммуникации.

1 Отделение ЦВМ А. Д. 5649. Л. 32-36.
2 Центральный Военно-морской архив. Ф. 20. Оп. 028561. Д. 6. Л. 14.
100

В день окончательного разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н.Г. Кузнецов в приветственной телеграмме высоко оценил боевые действия моряков флотилии, подчеркнув, что они с честью выполнили возложенные на них задачи1.

И.А. Еремин

Использование сырьевых ресурсов Сибири для нужд обороны страны в годы Первой мировой войны

Мероприятия общегосударственного масштаба по созданию промышленных тыловых районов стали особенно активно разрабатываться с началом Первой мировой войны, которая потребовала тотальной милитаризации экономики, увеличения объемов производства, все больших сырьевых и прочих материальных ресурсов в условиях резко сократившихся внешнеэкономических отношений. Предметом государственной важности стало изучение производительных сил страны. В феврале 1915 г. при Академии наук была организована для этой цели Комиссия под руководством академика В.И. Вернадского, в которой восточным регионам России уделялось особое внимание. Отчасти это объяснялось тем, что военные действия происходили на западных и юго-западных территориях. Но главным привлекательным моментом являлись богатства нерастраченных природных ресурсов. Сибирь в правительственной стратегии рассматривалась прежде всего как перспективная база для развития угледобывающей и металлургической отраслей, ориентированных на нужды обороны2.

В этой связи при Совете съездов представителей торговли и промышленности в Петрограде было учреждено специальное Сибирское бюро под председательством члена Государственного совета профессора Е.Л. Зубашева. Специалисты бюро составили докладную записку в правительство, в которой предполагалось выделить 350 тыс. р. на сибирскую «железную экспедицию», которая должна была обследовать различные районы края с целью «насаждения» там металлургической промышленности. Сибирское бюро призывало правительство разработать особую протекционистскую политику - систему премий и поощрений для частного предпринимательства с целью содействовать появлению в

1 Центральный Военно-морской архив. Ф. 73. Оп. 3073. Д. 1. Л. 10.
2 Аблажей Н.Н., Букин С.С., Водичев Е.Г., и др. Экономические и социокультурные взаимодействия в Урало-Сибирском регионе. Новосибирск, 2004. С. 63.
101
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты