Задания по другим темам могут включать в себя следующие установки:
• Подготовить аннотацию раздела монографии, учебника или журнальной статьи.
• Решить одну из проблемных задач по теме занятия (на выбор):
А) 6 августа 1905 г. был издан высочайший манифест об
учреждении Государственной думы - первого парламента в России. Шаг, казалось бы, явно прогрессивный. Однако значительная часть представителей либерального и революционного лагеря высказалась за бойкот думы. Почему?
Б) П. А. Столыпин заявлял: «Наши реформы, для того чтобы быть жизненными, должны черпать свою силу в русских национальных началах». Великий реформатор видел эти начала, использовал их, и сельское хозяйство России стало преобразовываться. Почему на рубеже XX-XXI вв. не используется опыт начала XX в. и не учитываются национальные российские начала для изменения деревни? Почему современные реформаторы чаще обращаются к опыту то Запада, то Востока, чем к опыту отечественному?
• Подготовить презентацию семинарского занятия, включающую не менее 20 слайдов.
Мы полагаем, что такая организация семинарского занятия в контексте БРС, будет способствовать развитию интереса студентов к предмету «Отечественная история», а также позволит улучшить эффективность учебного процесса в целом.
О.И. Вербовой, А.О. Вербовой
Волжская флотилия в операции по разгрому врага под Сталинградом (к 70-летию завершения Сталинградской битвы)
Советское командование сумело сосредоточить северо-западнее и южнее Сталинграда мощные ударные группировки. Все это было сделано со строжайшим соблюдением оперативной маскировки, скрытно от противника.
Важную роль в воинских перевозках играл речной транспорт. В период подготовки контрнаступления к Сталинграду по ВолжскоКаспийскому бассейну из районов Астрахани, Куйбышева было доставлено 260 тыс. человек и 35 тыс. т различных воинских грузов. Жидкое топливо для войск Сталинградского направления также доставлялось по Волге. Только в октябре-ноябре 1942 г. по водным
коммуникациям было перевезено к Сталинграду 280,7 тыс. т нефти и нефтепродуктов1.
Защиту перевозок войск, воинских грузов и жидкого топлива обеспечивала Волжская флотилия. Более 50 тральщиков систематически очищали от вражеских мин фарватеры, проводили за тралами многочисленные транспорты. Бронекатера и
сторожевые катера обеспечивали противовоздушную оборону транспортных судов на переходах. Около 400 матросов, старшин и офицеров флотилии находилось на этих транспортах в боевых расчетах зенитных орудий и пулеметов и в качестве военных помощников капитанов.
Корабли флотилии осуществляли также переброску через Волгу резервов войск и вооружения. Они являлись единственным средством командования фронтов Сталинградского направления на переправах. С 1 по 18 ноября бронекатера, тральщики и вспомогательные суда поставили на правый берег более 20 тыс. бойцов с вооружением и боеприпасами и вывезли из осажденного Сталинграда 12 тыс. раненых.
Волжская флотилия в период подготовки к контрнаступлению как и раньше свои оперативные задачи выполняла в условиях сильного противодействия авиации противника и большой минной опасности. Ее корабли осуществляли «перевозки на всех основных переправах Сталинградского фронта. Непрерывная бомбежка с воздуха, артиллерийский и минометный огонь, мины, сброшенные с вражеских самолетов, - все это создавало неимоверно трудные условия для действий флотилии. Ее личный состав мужественно и самоотверженно выполнял свой долг. За сентябрь-ноябрь 1942 г. корабли флотилии перевезли на правый берег 65 тыс. бойцов, до 2,5 тыс. тонн различных грузов, а обратными рейсами эвакуировали в тыл более 30 тыс. раненых и десятки тысяч гражданского населения. Кроме того, флотилия провела, прикрывая от вражеской авиации, большое количество транспортных судов»2.
Контрнаступление под Сталинградом началось 19 ноября. Войска Юго-Западного фронта прорвали оборону противника и продвинулись вперед до 25 км. В этот же день начал контрнаступление Донской фронт, а 20 ноября - Сталинградский фронт. В течение четырех с половиной суток советские войска завершили окружение главных сил вражеской группировки - 6-й полевой и 4-й танковой немецких армий в составе 22 дивизий и 160 отдельных частей.
Тем временем 62-я армия продолжала вести активные боевые действия в самом городе, сковывала здесь значительные силы противника и сама готовилась к наступлению.
В этот период главные задачи Волжской флотилии были переправа войск и боеприпасов через Волгу, эвакуация из города раненых, артиллерийская поддержка войск 62-й армии1. В связи с ледоставом на Волге и отводом большей части артиллерийских кораблей на зимнее базирование в Астрахань и Гурьев возможности флотилии, естественно, были ограниченными. Однако она сумела оказать советским войскам большую помощь и на этом этапе величайшей битвы на Волге.
Переправу на правый берег войск, боеприпасов и других воинских грузов 62-й армии, удерживавшей небольшие прибрежные участки в Сталинграде, а также 64-й и 57-й армий, действовавших южнее и юго-западнее города, могли производить главным образом бронекатера с мощными машинами и сильным вооружением.
Надо иметь в виду, что эти катера удачно сочетали артиллерийско-пулеметный огонь и высокую маневренность, но не были приспособлены к плаванию в ледовых условиях. Естественное стремление втиснуть в их малые размеры сильное пушечнопулеметное вооружение и мощные главные двигатели при сохранении небольшой осадки заставило принять минимально лёгкую обшивку корпуса. До войны считалось, что бронекатера могут действовать только на чистой воде, а с наступлением ледостава должны подниматься на берег. Теперь же им пришлось плавать и вести бои в условиях тяжелого ледостава и непрерывного противодействия противника.
Особое значение действия бронекатеров у Сталинграда имели в ноябре-декабре 1942 года. Всего в кампании 1942 г. их насчитывалось здесь 33 единицы2. В строю же обычно находилось не более 25-28. Пять бронекатеров флотилия потеряла в период героической обороны Сталинграда. Многие из них имели предельно изношенные механизмы. В составе Сталинградской группы кораблей, оставленной для содействия нашим сухопутным войскам, их было 15 единиц3.
Сталинградскую группу кораблей с 1 ноября 1942 г. возглавлял командир 1-й бригады контр-адмирал С.М. Воробьев. Штаб бригады (начальник штаба — капитан 3 ранга А.И. Цибульский) планировал боевые действия канонерских лодок и бронекатеров, осуществлял руководство кораблями на переправах и при артиллерийской поддержке войск 62-й армии.
Моряки Волжской флотилии с огромным воодушевлением встретили весть о переходе советских войск в контрнаступление под Сталинградом. На митингах матросы, старшины и офицеры заверили командование флотилии, что не пожалеют сил и самой жизни, сделают все, чтобы с честью выполнить боевые задания, внести достойный вклад в разгром врага на берегах Волги1. Во время окружения и разгрома немецко-фашистских войск на Волге характерной особенностью управления силами флотилии было то, что Сталинградская группа кораблей взаимодействовала непосредственно с дивизиями и 64-й армий, сражавшимися на волжских берегах. Организация переброски через Волгу войск и воинских грузов бронекатерами и тральщиками и артиллерийская поддержка ежедневно согласовывались непосредственно со штабами этих соединений.
Бронекатера действовали на центральных переправах в Сталинграде, в районах Красноармейска, Каменного Яра и Черного Моря Они также привлекались для артиллерийской поддержки войск 62-и и 64-й армий.
Канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» входили в состав артиллерийской группы 62-й армии, находившейся на левом берегу Волги. Они вели огонь по заявкам как командующего артиллерией армии, так и командиров дивизий.
В ноябре-декабре ледостав на Волге наступал очень медленно. Поэтому армейские части по-прежнему не могли перебрасывать через реку людей и грузы своими средствами. В этот период бронекатера и плавучие средства флотилии перевезли с левого на правый берег Волги 23284 бойца и командира, более 1500 т боеприпасов, продовольствия и других грузов для 62, 64 и 57-й армий Сталинградского фронта. Обратными рейсами было эвакуировано 10 137 человек, главным образом раненых. При этом значительная часть войск и грузов перебрасывалась на участках 64-й и 57-й армий, непосредственно участвовавших в окружении группировки немецко-фашистских войск и развитии успеха контрнаступления под Сталинградом.
На центральных переправах в Сталинграде рейсы бронекатеров занимали по 10-15 часов. Они проходили в тяжелых ледовых условиях и при сильном противодействии противника. Забивались льдом кингстоны охлаждения машин, перегревались моторы. От сжатия льдом образовывались трещины в корпусах, гнулись линии вала, деформировались винты. Но ничто не могло сломить непреклонную волю моряков. Не зная сна и отдыха, они пробивались через льды к правому берегу Волги. Им нередко
приходилось высаживать войска и выгружать боеприпасы под огнем противника.
Вот краткая хроника их боевых действий в те дни.
В ночь на 21 ноября бронекатера № 11, 13, 51, 61 доставили в район «Красного Октября» и на другие участки 62-й армии 349 бойцов, 38,5 т грузов и вывезли оттуда 537 раненых. 25 ноября 1000 человек были доставлены за два ночных рейса в Сталинград четырьмя бронекатерами. На левый берег они вывезли 405 раненых. С 20 ноября по 3 декабря бронекатера № 54 и 63 перевезли у Светлого Яра 2810 человек пополнения, 131 т боеприпасов и вывезли 1236 раненых. За эти же дни бронекатер № 61 доставил в район завода Красный Октябрь 890 воинов, 35,5 т боеприпасов и продовольствия, обратными рейсами вывез 706 раненых. Бронекатера 13, 51, 54, 61 и 63 4-7 декабря переправили в Сталинград 6634 человека, 378 т боеприпасов и продовольствия и эвакуировали 2806 раненых. 10 декабря у Светлого Яра и завода Красный Октябрь было доставлено бронекатерами на правый берег 2672 человека и 204 т грузов. Даже 11-16 декабря, когда началась пурга и по Волге плыли огромные глыбы льда, бронекатера переправили на правый берег 2751 воина, 305 т боеприпасов и продовольствия и вывезли 118 раненых1.
В период разгрома и уничтожения окруженной группировки противника задачи артиллерийской поддержки войск 62-й и 64-й армий выполняли канонерские лодки «Чапаев» и «Усыскин» и в случае крайней необходимости - предельно занятые на переправах бронекатера дивизиона капитана 3 ранга А.И. Пескова.
Канонерские лодки с закрытых позиций систематически вели огонь по заявкам полковника С.Ф. Горохова и командующего артиллерией 62-й армии. Высокая эффективность стрельбы достигалась хорошо налаженной артиллерийской разведкой и четкой работой корректировочных постов в боевых порядках войск.
Всего за время ликвидации окруженных вражеских войск артиллеристы «Усыскина», «Чапаева» и 2-го дивизиона бронекатеров 129 раз открывали огонь по позициям гитлеровцев. Лишь 25-26 декабря 1942 г. и 9 января 1943 г. канонерские лодки, израсходовав 708 снарядов, подавили более 20 вражеских артиллерийских и минометных батарей, истребили сотни гитлеровцев1. 21-25 декабря артиллеристы «Усыскина» и
«Чапаева», поддерживая атаки 138-й стрелковой дивизии, своим огнем подавили 19 дотов и пулеметных точек противника, разрушили 8 блиндажей. Это помогло дивизии, оказавшейся в тяжелом положении, к исходу 25 декабря соединиться с главными силами 62-й армии.
С 10 января и до полного разгрома окруженной группировки противника канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» ежедневно вели артиллерийский огонь, помогая 62-й армии добивать гитлеровцев в Сталинграде. Только 25-30 января они израсходовали около тысячи снарядов главного калибра.
С начала битвы на Волге до 16 декабря 1942 г. под интенсивным огнем противника, а в осенне-зимний период к тому же в тяжелейших ледовых условиях, корабли перевезли на правый берег 88 тыс. бойцов и командиров Красной армии с вооружением и боеприпасами. Из Сталинграда они эвакуировали 47 тыс. раненых и около 7 тыс. женщин, стариков и детей2. При этом в ноябре-декабре 1942 г. корабли и вспомогательные суда флотилии были единственным средством командования на переправах у осажденного города.
Канонерские лодки, плавучие и береговые батареи, бронекатера и катера, вооруженные реактивной артиллерией, оказали эффективную поддержку войскам 62, 64, 57-й армий, действовавшим непосредственно у Сталинграда.
В величайшей битве под Сталинградом Волжская военная флотилия полностью оправдала свое оперативное предназначение для непосредственной, артиллерийской поддержки сухопутных войск и обеспечения переправ, а также самостоятельного решения задачи по эффективной защите Волжской водной коммуникации.
В день окончательного разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н.Г. Кузнецов в приветственной телеграмме высоко оценил боевые действия моряков флотилии, подчеркнув, что они с честью выполнили возложенные на них задачи1.
И.А. Еремин
Использование сырьевых ресурсов Сибири для нужд обороны страны в годы Первой мировой войны
Мероприятия общегосударственного масштаба по созданию промышленных тыловых районов стали особенно активно разрабатываться с началом Первой мировой войны, которая потребовала тотальной милитаризации экономики, увеличения объемов производства, все больших сырьевых и прочих материальных ресурсов в условиях резко сократившихся внешнеэкономических отношений. Предметом государственной важности стало изучение производительных сил страны. В феврале 1915 г. при Академии наук была организована для этой цели Комиссия под руководством академика В.И. Вернадского, в которой восточным регионам России уделялось особое внимание. Отчасти это объяснялось тем, что военные действия происходили на западных и юго-западных территориях. Но главным привлекательным моментом являлись богатства нерастраченных природных ресурсов. Сибирь в правительственной стратегии рассматривалась прежде всего как перспективная база для развития угледобывающей и металлургической отраслей, ориентированных на нужды обороны2.
В этой связи при Совете съездов представителей торговли и промышленности в Петрограде было учреждено специальное Сибирское бюро под председательством члена Государственного совета профессора Е.Л. Зубашева. Специалисты бюро составили докладную записку в правительство, в которой предполагалось выделить 350 тыс. р. на сибирскую «железную экспедицию», которая должна была обследовать различные районы края с целью «насаждения» там металлургической промышленности. Сибирское бюро призывало правительство разработать особую протекционистскую политику - систему премий и поощрений для частного предпринимательства с целью содействовать появлению в