Спросить
Войти

Русские в Финляндии по эмигрантским католическим источникам

Автор: указан в статье

УДК 314.743+272

РУССКИЕ В ФИНЛЯНДИИ ПО ЭМИГРАНТСКИМ

КАТОЛИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКАМ Колупаев В.Е.

В статье описывается жизнь русской диаспоры в Финляндии в первой половине и середине XX века. Исследование основано на материале русскоязычной периодики и зарубежных изданиях, а также на документах, связанных с русским католическим апостолатом.

католичество.

RUSSIAN IN FINLAND BY THE EMIGRE CATHOLIC SOURCES

Kolupaev V.E.

The article describes the life of the Russian diaspora in Finland in the first half and middle of the XX century. The research is based on the material of the Russian-language periodicals and abroad publications, and as well as documents related to the Russian Catholic Apostolate.

Данный материал представляет собой попытку реконструкции одного из фрагментов жизни русской общины в Финляндии в первой половине и середине XX века, он посвящен одной из сторон изучения религиозной жизни российского зарубежья. В качестве рассматриваемого примера представлена русская католическая община, которую создали наши соотечественники. Они определили свой выбор в строну церковного единства и, находясь в юрисдикции Рима, соблюдали при этом привычные традиционные формы византийского культа. В разных местах своего послереволюционного рассеяния русские создавали печатные органы, издавали книги и широко прибегали к такому виду информационного обмена, как периодические издания. Имеющиеся в нашем распоряжении печатные источники можно рассматривать,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru как историографическую основу для воссоздания и реконструкции жизни эмигрантских общин.

В научном обороте имеются следующие издания:

Книга русского католического протопресвитера, член Папского совета Cor Unum, члена Международной католической комиссии по вопросам миграции, настоятеля прихода Св. Троицы в Париже (до 1997 г.), полномочного визитатора Конгрегации Восточных церквей отца Г еоргия Леонидовича Рошко (1915-2003) «На службе беженцам мира: свидетельствует русский

католический священник», Москва, издательство «Stella aeterna», 2001.

Книга: Simon C. Russicum. Pioneers and Witnesses of the Struggle for Christian Unity in Eastern Europe 2: The First Years 1929-1939. Roma, 2002.

Публикации в повременной печати:

Это сообщения в журнале «Вера и Родина» («Foi et Patrie»), 1924 г., № 2. Журнал издавался иезуитом Станиславом Тышкевичем SJ (Tyszkiewicz Stanislas) (1887-1962)

Другой журнал, это «Россия и Вселенская церковь», Брюссель, 1958 г., № 1; 1962, № 4.

Самиздатовский журнал русских католиков в Берлине, а затем в Париже, издававшийся настоятелем протопресвитером Павлом Гречишкиным «Наш приход», 1939 г., № 1.

Архивные документы:

В фондах Ленинградского областного архива в г. Выборге содержится отдельное собрание документов Финляндского греко-католического церковного правления за 1917-1939 гг. См.: Ф. 389. Финляндское грекокатолическое церковное правление. 24 дела за 1917-1939 гг. - См. об этом: Кравченко Е. Обзор документов Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге... // Валаамский монастырь: Материалы Второй международной научной конференции, 29 сентября - 1 октября 2003. СПб., 2004. с. 306.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru

Частный конфессиональный аспект в жизни русской общины. После обретения Финляндией независимости в результате европейских изменений, связанных с событиями революций 1917 г. в России и итогов Первой мировой войны 1914 - 1918 гг., многие наши соотечественники оказались за границей. Среди православных русскоязычных жителей Финляндии наблюдался процесс ознакомления с вариантом католического вероисповедания при византийском культе, т.н. католичество византийского обряда. Имеются сведения о том, что один бывший православный священник, благочинный в Гельсингфорсе основал общину русских католиков византийского обряда среди соотечественников. Следующее известие о жизни этой общины приходится на 1924 г., когда русские верующие в Финляндии, пользуясь приездом нидерландского кардинала Виллема Ван Россума (Willem Marinus van Rossum) (1854-1932), просили его о хиротонии священника для их общины [1].

По сообщениям эмигрантской прессы: «В 1937 г. в Финляндии была основана маленькая русская церковь и экуменический центр, расположенный в Териоки (Светлогорск), Эспоо, что рядом с Хельсинки, и поддерживающий постоянную связь с христианами России и Прибалтики, особенно Эстонии. Руководящий этим центром священник, будучи сам превосходным иконописцем, возродил в Финляндии это традиционное религиозное искусство» [2].

Дальнейшая жизнь этой общины с 1939 г. связана со служением Роберта де Калуве (Caluwe de Robert). Будущий священник родился в 1913 г. в Генте, Г олландия, учился в папской семинарии «Руссикум» в Риме, после окончания которой, принял рукоположение в сан католического священника византийского обряда. Приехав в Финляндию, священник начал работать среди русских эмигрантов, первоначально проводимые им богослужения совершались в частном доме, литургия совершалась по-славянски и по-фински.

Начавшаяся Зимняя война 1940 г., мешала нормальной жизни общины, далее финские власти поручили о. Роберту заботиться о нуждах советских военнопленных в Финляндии, среди которых было много православных.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru

В семинарии отец Роберт занимался иконописью, и его обрадовала встреча со старообрядцами, беженцами из Эстонии. Старообрядцы поведали ему об особенностях древнерусского иконописания. Отец Роберт приобрел у них множество книг и рукописных сборников, которые позволили ему воссоздать методику иконописания Псковско-Новгородской школы.

В 1943-1963 гг. де Калуве жил в городке Рекола. В воспоминаниях одного из соотечественников читаем: «В начале 60-х годов о. Роберт с помощью добровольцев католиков построил католическую церковь восточного обряда в Мюллиярви (30 км от Хельсинки) и иконописно-экуменический центр. На чаепития к о. Роберту съезжались финские православные батюшки и лютеранские пасторы» [3, с. 38]. Калуве написал множества трудов по методике и истории иконописи. Мальтийский орден присвоил Р. Калуве степень герольда. Священник приезжал в СССР, как экскурсовод группы финских туристов.

Отцу Роберту в деле миссии помогал его двоюродный брат отец Арман Калуве (Caluwe de Armand), также выпускник «Руссикума», в Финляндии он находился с 1938 г., служил по византийскому обряду, позже преподавал в университете Хельсинки. Деятельность католиков византийского обряда в Финляндии продолжается до наших дней в экуменическом центре при храме святых апостолов Петра и Павла в Эспо.

Дело католической миссии византийского обряда первоначально имело связи с инициатором этого движения митрополитом Львовским владыкой Андреем (Шептицким) (1865-1944). Таким образом, согласно определению Экзаршего Собора Украинской Греко-Католической церкви, который состоялся во Львове в 1941 г. было внесено уточнение: территория Финляндии относится к юрисдикции Российского Экзархата, однако фактически, эта связь никак не проявилась.

Из последующих событий известно о служении в Финляндии отца Иоанна Корниевского (1910-1984). Судьба этого человека достаточно интересна, он был офицером Красной армии, попал в плен и остался на Западе.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru Познакомившись с католическим духовенством, сам решил посвятить свою жизнь служению Церкви и соотечественникам. Корниевский окончил «Руссикум», затем был рукоположен в 1955 г. в сан священника, служил среди русских эмигрантов. В 1968 г. он приехал в Финляндию в отпуск и обратился в Советское консульство в Хельсинки с просьбой оформить визу для туристической поездки в СССР, прибыв в помещение дипломатического представительства, он был арестован. После этого события в западной печати появилось объявление о том, что священник пропал без вести. Фактически же, И. Корниевского в бессознательном состоянии, сотрудники спецслужб, буквально перенесли через границу на территорию СССР, где он был осужден, как шпион. Позднее его реабилитировали, И. Корниевский воссоединился с семьей, проживал в Запорожье, поддерживал связь с «Руссикумом» и издательством «Жизнь с Богом» в Брюсселе.

Список литературы:

1. Вера и Родина (Foi et Patrie). 1924. № 2.
2. Россия и Вселенская церковь. 1958. № 1.
3. Рошко Г. На службе беженцам мира: свидетельствует русский католический священник. М.: Stella aeterna, 2001.

Сведения об авторе:

Колупаев Владимир Евгеньевич - доктор исторических наук, исследователь центра «Russia Cristiana», член научного комитета и итальянской редакции журнала «La Nuova Europa» (Сериате, Италия).

Data about the author:

Kolupaev Vladimir Yevgen&yevich - Doctor of Historical Sciences, research of centre «Russia Cristiana», member of the Scientific Committee and the Italian edition of the magazine «La Nuova Europa» (Seriate, Italy).

E-mail: rostkol@gmail.com.

РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ДИАСПОРА ФИНЛЯНДИЯ КАТОЛИЧЕСТВО russian diaspora finland russian catholic apostolate
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты