Спросить
Войти

2008. 03. 025. Стефан П. , Блэк Г. К. , Чанг Т. Рынок высококвалифицированных кадров в области нанотехнологий. Stephan P. , black G. C. , Chang T. The small size of the small scale market: the early-stage labor market for highly skilled nanotechnology workers // Research policy. - Amsterdam, 2007. - Vol. 36, n 6. - P. 887-892

Автор: указан в статье

2008.03.025. СТЕФАН П., БЛЭК Г.К., ЧАНГ Т. РЫНОК ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ.

STEPHAN P., BLACK G.C., CHANG T. The small size of the small scale market: The early-stage labor market for highly skilled nanotech-nology workers // Research policy. - Amsterdam, 2007. - Vol. 36, N 6. -P.887-892.

П. Стефан - сотрудница Университета штата Джорджия (США), Г.К. Блэк работает в Университете штата Индиана (США), Т. Чанг - сотрудник Национального бюро экономических исследований (США). Авторы исследуют новый рынок труда - для высококвалифицированных кадров в области нанотехнологий, а также реакцию университетов, занимающихся подготовкой кадров такого рода, на новые запросы. Они сравнивают проблемы, связанные с кадрами, в биоинформатике и нанотехнологиях.

По прогнозу ННФ, к 2015 г. в нанотехнологии будет создано 2 млн. рабочих мест по всему миру. Однако университеты пока недостаточно быстро реагируют на нужды новой отрасли, и нехватка высококвалифицированных кадров может снизить экономическую отдачу инвестиций в нанотехнологию.

Исследуя данную проблему, авторы использовали две группы источников: объявления о вакансиях, опубликованные в журнале Science за десять месяцев 2005 г., и аналогичные объявления на девяти сайтах в Интернете. Вакансии выбирались по ключевым словам (в объявлениях), в качестве которых были выбраны части сложных слов nano или mem (от слова memory - память). Позже авторы добавили еще несколько сложных слов: quantumdot (квантовая точка), tunneling (туннельный), lithography (литография), выбор которых был сделан на основании бесед с учеными, работающими в этой сфере.

Авторы собрали информацию за период с 12 декабря 2005 г. по 8 февраля 2006 г. Затем они расширили свои исследования, включив данные сайта MEMSNET.ORG за период с февраля 2005 г. по октябрь 2006 г. Эти данные они сравнили с уже имеющимися

данными журнала Science за 2002 г. В течение первых десяти месяцев 2002 г. в журнале Science было опубликовано 32 объявления о вакансиях, содержащих 41 позицию. Треть этих позиций была в университетах, восьмая часть - в Федеральных центрах по исследованиям и разработкам (Federally Funded Research and Development Centers - FFRDC) (США). Три позиции (7,3% от общего числа) относились к центрам, осуществляющим сотрудничество между государством и университетом. И только две позиции (4,9% от общего числа) были в фирмах.

Проанализировав данные за 2005 г., авторы выяснили, что количество объявлений, содержащих позиции в области нанотех-нологий, выросло (в сравнении с 2002 г.) в 2 раза - с 32 до 76, а количество самих позиций - в 3 раза с 41 до 120 (43% в год). Наибольший рост объявлений произошел в ноябре и декабре 2005 г. (в целом за год 171 позиция в 100 объявлениях). Наибольшее число позиций приходилось на FFRDC.

И в 2002 г., и в 2005 г. большинство позиций было в научно-исследовательских институтах, значительно вырос процент позиций и в FFRDC, и в государственном секторе. В основном требовались работники со степенью PhD, однако если в 2002 г. эта степень упоминалась в 92,7% позициях, то в 2005 г. - только в 46,2% позиций. Не упоминалась степень в 49,7% позиций.

В Интернете за семь недель было опубликовано 111 объявлений, содержащих 125 позиций. В основном вакансии были в фирмах, университеты с большим отрывом - на втором месте. Объявления с 12 позициями были от государственных некоммерческих организаций. Самое большое количество позиций относилось к устоявшимся фирмам и только четверть - к новым. Совсем небольшой процент вакансий был в специализированных фирмах: некоторые из них занимались исключительно нанотехнологиями, и чуть больше фирм занимались мем-технологиями (mems-technology).

В отличие от объявлений в журнале Science онлайновые объявления содержали требования степени, 1/4 позиций как условие ставили обладание степенью бакалавра, которой не было в Science. И 1/4 позиций требовали наличия докторской степени.

Дополнительную информацию за период в 20 месяцев (до октября 2006 г.) авторы собрали на сайте MEMSNET.ORG. Слова nano и mem содержали всего 93 объявления, включающие 110 позиций. Распределялись позиции следующим образом: 59,1% - в фирмах и только 33,6% - в университетах. В требованиях упоминались разные степени, в основном степени выше бакалавра. В отличие от объявлений в Science рост количества позиций на протяжении исследуемого периода не наблюдался.

На основании проведенных исследований авторы сделали следующие выводы.

1. Данные двух изученных групп источников противоречивые. Во-первых, существуют различия в том, кто публикует объявления: в журнале Science это, как правило, научные и государственные некоммерческие организации, а в Интернете в основном вакансии публикуют различные фирмы. Если основываться на материалах журнала Science, рынок труда в течение анализируемого периода рос на 43% в год (11% в 2001-2002 гг.). Это, по мнению авторов, рост значительный. Однако по своим масштабам рынок кадров в данной области недостаточно большой. Материалы сайта MEMSNET говорят о том, что в течение 20 месяцев никакого роста не наблюдалось.
2. Рынок труда в сфере нанотехнологий не удовлетворяет потребность в кадрах подобного рода. В США, по данным ННФ (2001), работают 125 160 специалистов со степенью PhD в физике (включая астрономию), химии, материаловедении и электротехнике. 171 заявленная позиция в Science и 125 позиций в онлайновых объявлениях составляют менее 0,1% от общего количества специалистов в этих четырех дисциплинах.

Все реже появляется прямое требование о наличии у соискателя докторской степени. Это свидетельствует о том, что потребность в специалистах обостряется, и наниматель вынужден понижать свои требования. Возможно, правда, что степень подразумевается, но прямо это не выражено.

3. Большое количество компаний ищут высококвалифицированных специалистов в области нанотехнологий, и это не всегда малые фирмы. Напротив, многие фирмы, входящие в двадцатку самых крупных корпораций мира, занимаются поиском специалистов в сфере нанотехнологий: к примеру, IBM, GE, Motorola, Intel. Важно отметить, что среди фирм, публикующих объявления, есть небольшой процент специализированных компаний, занимающихся исключительно нанотехнологиями.

Подготовка кадров в области нанотехнологий. До недавнего времени в университетах было мало программ, по окончании которых выпускник получал степень в области нанотехнологий. В США, к примеру, первая степень PhD в этой сфере была присуждена в Университете Вашингтона в 2000 г. В Университете штата Нью-Йорк в начале 2000-х годов был создан колледж, специализирующийся на нанотехнологиях, и первые степени выпускники получили в декабре 2004 г. Другие вузы также планируют создавать учебные программы по нанонаукам. Не так давно Университет Джона Хопкинса получил финансирование от Медицинского института Говарда Хьюджеса на создание междисциплинарной программы в области нанотехнологий для биологии и медицины.

Образовательные программы в области нанотехнологий. Авторы исследовали данные об университетах, открывших у себя подобные программы, за период 1996-2006 гг. В общей сложности они изучили 26 вузов, которые разделили на три категории: 1) 13 университетов, в которых расположены центры Сети национальной нанотехнологической инфраструктуры (National Nanotechnology Infrastructure Network - NNIN); 2) 10 вузов, которые имеют по меньшей мере один наноцентр, четыре из них частично совпадают с университетами первой группы, и их авторы называют «лаборатории»; 3) семь институтов, организованных учеными и преподавателями, создавшими хотя бы одну обучающую программу или курс по нанотехнологиям в области биоинформатики; их авторы определяют как «непризнанные официально».

Выяснилось, что за исследуемый период количество программ по нанотехнологиям, предлагаемых каждый год, в университетах первой группы выросло от 10 до 148 (35% в год), в основном на инженерно-технических факультетах. В вузах второй группы рост числа программ примерно такой же, как в первой группе. А в вузах третьей группы рост значительно ниже, чем в вузах первых двух групп. Дисциплины, по которым организовывались программы по нанотехнологиям, следующие: материаловедение - 16,5%; инженерная физика - 13; машиностроение - 10,5; электротехника -10,4%. Двадцать процентов программ были открыты в других областях, из них 5% - в химии и 4,9% - в физике. В «лабораториях» было меньше нанотехнологических программ по техническим наукам, чем в вузах двух первых групп.

Лаборатории. Авторы проанализировали кадровый состав лабораторий и центров и подсчитали, сколько выпускников и постдокторов заняты в исследованиях. Для этого была составлена картотека, в которую вошли лаборатории, являющиеся филиалами 21 наноцентра в 14 научных институтах. В 14 кампусах они нашли 719 преподавателей и исследователей (членов фэкалти), связанных с наноцентрами. Исходя из того, что каждая лаборатория имеет свою веб-страницу, авторы обнаружили 415 лабораторий, организованных тем или другим членом фэкалти. Наименьшее количество технических специалистов в такой лаборатории - 11; среднее число - 13. Основную часть персонала составляют выпускники и постдоктора. Авторы установили 2506 выпускников и 821 постдоктора, которые работали в упомянутых 415 лабораториях. 243 руководителя-исследователя (principal investigator - PI) этих лабораторий работали на инженерно-технических факультетах, 166 -на химических и 73 - на физических факультетах.

В ходе исследования выяснилось, что для нанолабораторий характерно использование модели PI. Она заключается в том, что студенты, работающие в таких лабораториях, прикреплены к одному научному руководителю, в отличие от лабораторий, специализирующихся в других областях, где для получения большего опыта и знаний студент переходит от одного руководителя к другому. Нанолаборатория похожа на своего рода компанию во главе с PI. Она имеет администрацию, которая управляет ею, подобно тому, как фирма имеет целый штат менеджеров. В этом плане структуры этих лабораторий похожи на структуры американских лабораторий, занимающихся биомедициной.

Подводя итог, авторы отмечают, что все обучение в сфере нанотехнологий проводится в основном в государственных лабораториях, где используется модель PI. По мнению авторов, такая система сложилась в результате того, что исследования в этой области финансируются в основном государством, администрацией штатов и некоммерческими организациями, которые стимулируют институты и их руководителей заниматься нанонаукой и основывать на-нолаборатории. К тому же создание такой лаборатории - это эффективный способ для университета доказать, что он находится на переднем крае в области исследований. Не нужно создавать множество научных программ на разных факультетах и в колледжах.

Более того, нанонаука развивает предпринимательские черты у преподавателей и исследователей, поскольку их лаборатории построены по образу малых фирм. Они создают интеллектуальную собственность, которая может принести большие доходы и способствовать созданию новой фирмы.

В заключение авторы делают следующие выводы.

1. Рынок кадров в сфере нанотехнологий существует, но он еще мал. Наибольший рост численности кадров наблюдается в университетах и государственных лабораториях.
2. Используется модель PI.
3. Образовательные программы в области нанотехнологий с присуждением степени разрабатываются медленно. Причин несколько: во-первых, такие программы охватывают много дисциплин, поэтому чтобы создать программу, должны объединиться много разных факультетов; во-вторых, студенты должны обладать знаниями по разным дисциплинам, к примеру, инженеры должны знать дополнительно биологию и физику или биолог должен знать информатику и физику (в биоинформатике наблюдается схожая ситуация: биологам не хватает знаний по информатике, а компьютерщикам - по биологии); в-третьих, существует опасение, что на-нопрограммы дают общие, поверхностные знания. Однако авторы напоминают, что нанонаука еще очень молода и не обрела четких форм и границ.
4. Нанонаука дает новые возможности для членов фэкалти: в биоинформатике, как правило, преподаватели обычно уходят работать в большие фармацевтические фирмы. В нанонауке стало возможным остаться работать в своем родном университете и организовать свою лабораторию, которая может принести значительные доходы.

М.П. Булавинова

НАНОТЕХНОЛОГИИ РЫНОК ТРУДА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ О ВАКАНСИЯХ БИОИНФОРМАТИКА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты