Спросить
Войти

НАЧАЛО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСТАН-ГЕРМАНИЯ

Автор: указан в статье

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ/HISTORICAL SCIENCES

УДК 947.1; 973 (575.2) (043.3) https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/83

НАЧАЛО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСТАН-ГЕРМАНИЯ

©Абдыразакова З. М., канд. ист. наук, Ошский технологический университет,

г. Ош, Кыргызстан

START OF TRADE AND ECONOMIC KYRGYZSTAN-GERMANY COOPERATION

©Abdyrazakova Z., Ph.D., Osh Technological University, Osh, Kyrgyzstan

Аннотация. В статье рассматриваются основные вехи развития торгово-экономических отношений между КР и ФРГ, а также различные аспекты двустороннего экономического сотрудничества. Особое внимание уделено проблеме привлечения в страну германских инвестиций.

Abstract. In article, the basic marks of development of trade and economic relations between Kyrgyzstan and Germany, and also various aspects of bilateral economic cooperation are considered. The special attention is given an attraction problem in the country of the German investments.

Германия была в числе первых государств, признавших Киргизскую Республику, и всегда поддерживала ее независимость и развитие как демократического государства с рыночной структурой. Федеральное правительство в рамках Европейского союза содействовало заключению соглашения о партнерстве и сотрудничестве с нашей страной, которое было подписано в феврале 1995 года. Германия также оказала большую помощь Кыргызстану в рамках международных финансовых организаций [1-5].

Регион Центральной Азии и Кыргызстан, в частности, представляют особый интерес для экономики Германии, поскольку этот регион обладает чрезвычайно богатым экономическим потенциалом. Здесь огромное количество ценных минералов. В то же время экономика республик Центральной Азии остро нуждается в немецких инвестициях и новых технологиях [6].

Уже в апреле 1992 г. было подписано соглашение о техническом сотрудничестве, предусматривающее помощь в размере 11 млн немецких марок. А в октябре в Бишкеке было открыто Бюро Немецкого общества технического сотрудничества, целью которого является помощь предпринимателям Кыргызстана. Август 1993 года ознаменовал начало германо-кыргызского экономического сотрудничества (15 млн немецких марок) [7-9].

Установлению тесного двустороннего экономического сотрудничества должен был способствовать визит в Бишкек Федерального министра экономического сотрудничества Германии К. Д. Шпрангера, который состоялся в июне 1993 г. Он встретился с Президентом Кыргызской Республики А. Акаевым. В последующем разговоре глава государства обозначил

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

три основных направления, в которых наше сотрудничество может быть очень полезным. Прежде всего, это сельское хозяйство. Очень важно создать современную инфраструктуру — от выращивания сельскохозяйственных культур до транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции [10].

В июне 1994 г. в Бишкеке прошла презентация кыргызско-германского торгового дома, в которой приняли участие временный поверенный в делах Германии в Кыргызстане Юрген Шеллер, министр промышленности и торговли А. Иордания, главы городских и районных администраций.

В июле того же года состоялась встреча парламентского государственного секретаря Министерства экономического сотрудничества Германии Ханса Петра Репника с главой нашего государства, что имело большое значение для дальнейшего развития экономические отношения. В ходе беседы представитель Германии заявил, что Германия предоставит нашей стране дополнительный кредит в размере 26,6 млн немецких марок под 0,7% годовых сроком на 40 лет с отсрочкой платежа на 10 лет. Кстати, Германия выделила на 6,6 млн марок больше, чем в 1993 г., на техническое сотрудничество с Кыргызстаном в 1994 г.

А. Акаев выразил большое удовлетворение состоянием отношений между Германией и Кыргызстаном во всех сферах и, особенно, в экономической сфере. Президент Кыргызской Республики выразил благодарность Германии за помощь в трудный переходный период ее перехода к демократии и рыночной экономике. Это проявилось в поддержке наших реформ в сельском хозяйстве, в развитии малого и среднего бизнеса, в обучении, в частности, в оказании помощи Бишкекской международной школе менеджмента и бизнеса.

Президент республики и заместитель федерального министра обсудили другие аспекты экономического сотрудничества между Кыргызстаном и Германией. Так, в 1996 г. совместное предприятие акционерного общества «Кыргызская агробизнескомпания», созданное в октябре 1995 г., начало свою работу. В состав АО входят 4 кыргызских акционерных общества из государственной системы «Кыргызданазык» и четыре иностранных компании из Германии, Канады и Франции. Уставный фонд нового совместного предприятия составляет 12 миллионов долларов. Его задачей было расширение посевной площади до 50 тысяч гектаров, достижение урожайности 5-6 т/га пшеницы и доведение производства зерна до 200 т/га в год. Под будущие доходы компании, которая собиралась заниматься производством зерна на коммерческой основе, Европейский банк реконструкции и развития выделил кредит в размере 9 миллионов долларов. Компания была поддержана правительством республики [11]. Кыргызская сторона ожидала, что сотрудничество с западными специалистами поможет установить стандарты развития сельского хозяйства в стране и окажет стимулирующее влияние на реформы в сельском хозяйстве Кыргызстана.

В 1996 г. совет директоров маститой текстильной компании Германии «Генрих Глезер», изучив политическую и экономическую ситуацию в Кыргызской Республике и отметив благоприятную инвестиционную политику, проводимую руководством страны, принял решение о продолжительном инвестиции в агропромышленный комплекс. Компания намеревалась поднять уровень хлопковой промышленности, которая, как известно, является ключевой в южных регионах страны, до международных стандартов. С 1997 г. он начал выдавать коммерческие кредиты фермерам в виде дизельного топлива, пшеницы, минеральных удобрений, пестицидов. В то же время совет директоров принял решение о строительстве в Аксыйском районе Джалал-Абадской области хлопкового завода. В мае 1998 г. завод, оснащенный самым современным оборудованием, был принят государственным отборочным комитетом, а затем передан совместному кыргызско-германскому предприятию «Ледник Дунай-Нарын». За первые два года компания Генриха

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

Глезера инвестировала 5 884 тыс долларов США в сельскохозяйственный сектор Кыргызстана. Общая сумма кредитов в 1999 г была определена в 5 млн долларов. Это одна из крупнейших текстильных компаний в Юго-Западной Германии с годовым оборотом более двух миллиардов немецких марок.

В апреле 1997 г. Министерство внешней торговли и промышленности Республики провело довольно необычное международное мероприятие для такой сферы — «Дни экономики Германии в Кыргызской Республике».

Помимо официальной делегации, приехали представители многих немецких компаний, специализирующихся в различных сферах бизнеса — от машиностроения до туризма.

В рамках мероприятия состоялись индивидуальные переговоры предпринимателей обеих стран «об интересах», визиты на предприятия и организации, знакомство гостей со свободной экономической зоной «Бишкек». Дальнейшие перспективы кыргызско-германского партнерства обсуждались в ходе визита федерального министра экономического сотрудничества и развития Германии Карла Дитриха Шпрангера в Кыргызстан в мае 1997 г. В ходе визита были проведены встречи с президентом Киргизской Республики А. Акаевым и премьер-министром А. Джумагуловым.

По итогам переговоров были подписаны два новых документа — соглашения о финансовом сотрудничестве и о поощрении инвестиций в частную экономику Кыргызстана, для реализации которых немецкая сторона выделила новые кредиты на общую сумму 18 млн марок.

Важным для дальнейшего развития двустороннего экономического сотрудничества стал визит в Кыргызстан министра экономики Германии Гюнтера Рексродта с 40 крупными специалистами в области строительства, торговли, энергетики и машиностроения, состоявшийся в августе 1997 г.

Этот визит в первую очередь послужил расширению экономических связей. Одним из его основных результатов стало подписание кыргызско-германского соглашения о содействии реализации и взаимной защите инвестиций, которое открыло новые возможности для двустороннего сотрудничества, более активного инвестирования экономики Кыргызстана Германией.

В ходе визита Рексродт подтвердил готовность немецкой стороны к самому широкому взаимному сотрудничеству в создании необходимых условий для защиты своих инвестиций в Кыргызстане [12]. В частности, немецкие бизнесмены могли бы обеспечить республику телекоммуникационным, текстильным, сельскохозяйственным и другим оборудованием, железнодорожными вагонами, наладить межбанковские связи, подготовить специалистов в этой сфере и т. д.

Инвестиционная конференция по Кыргызстану, проведенная в Германии в марте 1998 г., должна была способствовать активному привлечению немецких инвестиций в нашу страну. которая была организована по инициативе Министерства иностранных дел Кыргызстана и нашего посольства в Германии. В состав кыргызской делегации вошли руководители министерств и ведомств, бизнесмены. Немецкая сторона была представлена более чем сотней разных фирм и компаний. На конференции с докладом об экономической ситуации в Кыргызстане и ее приоритетах развития выступил первый вице-премьер-министр Кыргызстана К. Нанаев.

В рамках конференции было проведено второе заседание немецко-кыргызской рабочей группы по торговле и инвестициям, которая была создана в 1996 г. с целью установления прямых торгово-экономических связей, работы по привлечению и защите инвестиций.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

Список литературы:

1. Modern international relations. Moscow, 2001. 344 p.
2. Trinity M. European Union in world politics. International process. Moscow. 2004. 276 p.
3. Abdrazakova Z. M. Germany is the largest partner of Kyrgyzstan from the West // Известия Ошского технологического университета. 2016. №2. С. 38-42.
4. Абдыразакова З. М. Кыргыз-Герман мамилелеринин калыптанышынын кээ бир аспектилери // Известия вузов Кыргызстана. 2012. №1. С. 196-198.
5. Абдыразакова З. М., Нурумбетов Б. А. Развития взаимоотношений Кыргызстана со странами Европейского Союза // Наука, новые технологии и инновации. 2011. №3. С. 186190.
6. Суюнбаев М. Геополитические особенности Кыргызстана // Центральная Азия и Кавказ. 2005. №1 (37).
7. Иманалиева Л. Основные итоги демократических реформ и внешней политики Кыргызстана за годы независимости // Центральная Азия и Кавказ. 2001. №6. С. 92.
8. Имангалиев Р. Н., Имангалиева Л. Р. Становление Германской политики в Центральной Азии в 1990-е начале 2000-х годов // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2005. Т. 147. №2.
9. Рыскулов И. А. Эффективность привлечения и использования иностранных кредитов в Кыргызской Республике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. №1 (109).
10. Kaana Aidarkul international relations between Kyrgyz and Kyrgyz: history and modernity. Bishkek, 2002. 306 p.
11. Toktomushev K. Foreign policy of Kyrgyzstan. Bishkek, 2001. 109 p.
12. Kulmatova, R. Relations between Kyrgyzstan and the States of the West. Moscow, 2002.
65 p.

References:

1. Modern international relations. (2001). Moscow, 344.
2. Trinity, M. (2004). European Union in world politics. International process. Moscow, 276.
3. Abdyrazakova, Z. M. (2016). Germany is the largest partner of Kyrgyzstan from the west. News of Osh Technological University, 2, 38-42.
4. Abdyrazakova, Z. M. (2012). Kyrgyz-German mamilelerinin kalyptanyshynyn kee bir aspektileri. News of Kyrgyz universities, (1), 196-198.
5. Abdyrazakova, Z. M., Nurumbetov, B. A. (2011). Development of relations between Kyrgyzstan and the countries of the European Union. Science, new technologies and innovations, (3), 186-190.
6. Suyunbaev, M. (2005). Geopolitical features of Kyrgyzstan. Central Asia and the Caucasus, (1).
7. Imanalieva, L. (2001). The main results of democratic reforms and foreign policy of Kyrgyzstan over the years of independence. Central Asia and the Caucasus, (6), 92.
8. Imangaliev, R.N., Imangalieva, L. R. (2005). The formation of German politics in Central Asia in the 1990s and early 2000s. Scientific notes of the Kazan University. Humanities series, 147(2).
9. Ryskulov, I.A. (2018). Efficiency of attracting and using foreign loans in the Kyrgyz Republic. Proceedings of St. Petersburg State University of Economics, (1).
10. Kaana Aidarkul international relations between Kyrgyz and Kyrgyz: history and modernity. (2002). Bishkek. 306.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

11. Toktomushev, K. (2001). Foreign policy of Kyrgyzstan. Bishkek, 109.
12. Kulmatova, R. (2002). Relations between Kyrgyzstan and the States of the West. Moscow, 65.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 20.04.2019 г. 25.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Абдыразакова З. М. Начало торгово-экономического сотрудничества Кыргызстан-Германия // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 553-557. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/83.

Cite as (APA):

Abdyrazakova, Z. (2019). Start of Trade and Economic Kyrgyzstan-Germany Cooperation. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 553-557. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/83. (in Russian).

ГЕРМАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ТОРГОВЛЯ ДИПЛОМАТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА germany relations trade diplomacy cooperation
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты