Спросить
Войти

2001. 02. 014. Мелвин Н. Русские за пределами России: политика национальной идентичности. Melvin N. Russians beyond Russia: the politics of National identity. L. : RIIA: L. ; N. Y. : Pinter, 1995. VI, 170 p

Автор: указан в статье

2001.02.014. МЕЛВИН Н. РУССКИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИИ: ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. MELVIN N. Russians beyond Russia: The politics of national identity. — L.: RIIA: L.; N.Y.: Pinter, 1995. — VI, 170 p.

Н.Мелвин (Лондонская школа экономики), анализируя положение русских после распада СССР, посвящает отдельную главу Казахстану. Он утверждает, что мирное превращение союзной Республики Казахстан в независимое государство породило "обманчивое впечатление" гармоничности межэтнических отношений. На самом деле с начала 1993 г. они все более ухудшались.

Публично президент Н.Назарбаев высказывался за национальную идентичность (НИ), основанную скорее на гражданстве, чем на этничности. Практически же ничего не делалось, чтобы противостоять этнической поляризации общества, более того, поддерживалась политика "казахизации". В результате возникает не "объединяющая (inclusive) казахстанская идентичность, а разъединяющие (exclusive) этническая казахская и политическая ("rossiiskii"), хотя не обязательно этническая ("Russkii"), русская идентичности" (с. 101). Новая НИ русских поселенцев рождается из серии мифов, имеющих целью разделить поселенцев (settlers) как представителей России и казахов, как подлинных представителей Казахстана.

Казахи пользуются преимуществами, власти не допускают автономии регионов, что помогло бы сохранить русское "культурно-языковое пространство". Казахов - репатриантов из Китая и Монголии расселяют на севере и востоке, где преобладают славяне, чтобы изменить демографический баланс этих областей. Казахам отдается предпочтение во всех сферах управления, они "доминируют в министерствах, судебной системе, в финансах" (с. 109)1-1 . Это же повторяется на областном уровне.

Русские поселенцы не имели своих политических организаций, тем более что в их среде мало представителей гуманитарной интеллигенции, которая могла бы выступить организатором людей вне их рабочих мест. Роспуск компартии в сентябре 1991 г. обнажил "политический вакуум", создание новых организаций ("Единство", "Лад") встречало множество препятствий со стороны властей.

1)1 Автор ссылается на подсчеты В.Галенко: ранее в высших органах управления соотношение казахов — неказахов составляло 52—48%, к середине 1993 г. — 60—40, а на высших постах — 65—35% (с. 164).

Наиболее радикальная из вновь созданных организаций — "Русская община" (РО), зарегистрированная в сентябре 1992 г. Ее особенно поддерживали в Усть-Каменогорске и Петропавловске, один из ее лидеров Б.Супрунюк был тесно связан с радикальными русскими националистами в России, после своего ареста в апреле 1994 г. (освобожден в мае) стал героем в глазах националистов. Регистрация РО отозвана в конце 1993 г., серьезной политической силой она не может стать.

"Лад" объединяет всех славян и русскоязычных, но его опора — северные и восточные области. В кампании начала 1994 г. за право двойного гражданства активисты собрали 500 тыс. подписей, на выборах 1994 г. в парламент прошли 4 кандидата от "Лада", который поддерживал также несколько татар и казахов (интервью автора с А.Докучаевой в мае 1994 г.) (с. 114, 165). "Несмотря на намерения руководства, "Лад" способствовал дальнейшей этнической поляризации" (с. 114). В отличие от плохо организованных движений русских, казаки (сибирские, уральские и междуреченские) создали сплоченную организацию с четкой идентичностью (поэтому власти применяют к ним наиболее строгие санкции).

Русское население симпатизирует также Социалистической партии (бывшая компартия), независимому профсоюзу "Бирлесу". Но все эти организации никак не могут создать общий блок. Их слабость объясняется тем, что неказахская экономическая элита поддерживает власти.

Автор различает три региона: 1) северные города, где сложилась российская НИ, убеждение, что здесь российская земля; 2) в Петропавловске, Кокчетаве, Астане, Караганде менее радикальная позиция, здесь тоже живут русские, но у них нет убеждения, что здесь — российская земля, тем более что сердце региона — угольные шахты, а шахтеры ведут экономическую, а не политическую борьбу; 3) в Алма-Ате процесс казахизации начался еще в 60-е годы, но идет постепенно. Во втором и третьем регионах стремление русских уехать заметнее, чем в первом.

Начавшаяся эмиграция русских усугубила территориальное размеживание казахов и русских, ибо последние в первую очередь уезжали из южных областей не только в Россию, но и в Северный Казахстан.

Вопрос о судьбе русских в Казахстане играл заметную роль в российско-казахстанских отношениях, которые оставались в числе приоритетов для Алма-Аты, хотя введение двойного гражданства она решительно отвергла.

Автор приходит к выводу, что в условиях, когда политические институты страны разъединяют казахов и поселенцев, север и юг, "у казахов начала формироваться идентичность, которая позволяет поселенцам считать себя отдельными от казахов и, особенно важно, — частью России. Понятия "русская нация", "русская этничность" и "русскость" ("гшз1аппе55") слились, объединяя различные группы поселенцев благодаря русскому языку, советско-российской городской культуре и неказахской этничности, чтобы создать политическую российскую идентич-ность" (с. 123).

Правительство Казахстана отдает предпочтение интересам казахов, что означает уменьшение влияния поселенцев и перераспределение богатства с севера на юг. В этих условиях его внешняя политика направлена на предупреждение национальной дезинтеграции путем передачи части суверенитета надгосударственным организациям — СНГ, Евразийскому союзу. Это могло бы ослабить тенденцию к дезинтреграции Казахстана. "Поскольку поселенцы требуют объединения с Россией, русифицированные казахи — конфедерации с ней, казахские националисты — еще большей независимости, задача президента Назарбаева сложна. Он должен найти баланс между поощрением связей северо-востока с Россией и сохранением основных элементов национального суверенитета, чтобы сохранить поддержку юга" (с. 123).

С.И.Кузнецова

ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ КАЗАХИ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ РУССКИЕ В КАЗАХСТАНЕ РУССКИЕ В КАЗАХСТАН ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ РУССКИХ В КАЗАХСТАНЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАН
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты