Спросить
Войти

Уральский сатирический журнал в годы первой русской революции 1905-1907 годов (к вопросу об источниковедческих возможностях)

Автор: указан в статье

25 См.: Российская эмиграция в Маньчжурии: военно-политическая деятельность (1920-1945): Сб. документов / Сост. Е. Н. Чернолуцкая. Южно-Сахалинск, 1994. С. 5.

26 Цит. по: Рудницкий А. Ю. Другая жизнь и берег дальний... Русские в австралийской истории. М., 1991. С.142.
27 См.: Кубанец. 1992. № 3. С. 52.
28 См.: Суворов И. Иерей Адриан Турчинский. Один из первых священников в Австралии: Крат. биогр. очерк // Австралиада. Рус. летопись (Сидней). 1996. № 6. С. 5-7.
29 См.: Латинская Америка. 1993. № 5. С. 118.
30 См.: Трагедия казачества: Сб. / Шкуро А., Врангель П., Филимонов. М., 1994. С. 459.
31 Луч Азии (Харбин). 1939. № 64 (12). С. 42.

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ РАКУРС

Н. В. Аверенкова

УРАЛЬСКИЙ САТИРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 ГОДОВ

(к вопросу об источниковедческих возможностях)

Первая русская революция стимулировала развитие всех сфер общественнополитической жизни, в том числе содействовала росту периодических изданий. Характерной особенностью периодики стало развитие сатирической журналистики. Публицистическая сатира достигла в эти годы невиданного рассвета: почти в 40 городах России вышло около полутысячи наименований журналов, представленных 2,5 тысячами номеров, общий тираж которых составлял около 40 млн экземпляров1.

Урал в этом смысле не стал исключением: сатирические издания явились новым явлением в региональной периодике. Первым сатирическим журналом стал оренбургский еженедельник «Кобылка» (февраль — ноябрь 1906 г.). Вслед за ним в Екатеринбурге и в Оренбурге возникли еще несколько журналов: «Гном», «Магний», «Рубин», «Саранча», «Скворец». Кроме того, в Оренбурге на татарском языке выходил сатирический ежемесячник «Карча» («Ястреб»). На Урале сатирические издания выходили в виде журналов объемом 6-12 страниц. Печатались они на плотной разноцветной бумаге и по форме напоминали издававшиеся в недавнем прошлом журналы «Крокодил», «Чаян» или «Перец». Периодичность выхода изданий варьировалась от двух до четырех раз в месяц (по мере накопления материала).

Материалы уральских сатирических журналов представлены многообразными жанрами. Наряду с характерными для сатиры — фельетоном, сказкой, басней, притчей, сатирическими стихами и диалогами — в журналах имелись рассказы, очерки, передовые статьи и другие, характерные для периодических изданий публикации. На страницах сатирических изданий можно встретить и рекламу других журналов, объявления о подписке, материалы бытового характера, помещались также сведения из соседних губерний, из-за границы; кроме того, освещались особенности самих сатирических журналов. Можно заметить при этом, что между провинциальными и столичными журналами существовало своеобразное творческое взаимодействие: местные издания зачастую помещали на своих страницах материалы из столичной периодики, а столичные — печатали «передовицу с мест».

В период революции сатирическая печать проявляла особое внимание к различным выступлениям и изречениям политических деятелей. Характерным приемом, которым пользовались многие авторы при обращении к широкой аудитории, было подража-

ние известным стихотворениям русских поэтов XIX в.: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. Широко использовалось перефразирование известных песен, романсов, басен. Особым средством сатиры в рассматриваемой периодике являлись иконографические произведения, представленные, в частности, лубком, аллегорией, карикатурой, шаржем и др. Нередко изобразительные материалы сопровождались подписями в прозе или стихах. Их своеобразный подтекст, символика, образы, метафорический смысл позволял в лаконичной, простой и одновременно занимательной манере предложить общественности обсудить актуальные проблемы жизни уральской провинции данного времени.

Известное своеобразие сатирического журнала как источника, заключающееся в том, что информация в нем содержится в латентной, завуалированной форме, определяет особый характер восприятия и использования ее историком-исследователем. Нельзя не учитывать, что, с одной стороны, иносказательная подача материала, намеренное искажение его смысла, подмена понятий и перестановка акцентов требует своеобразной «расшифровки» произведений сатирических изданий. С другой стороны, в условиях цензурного режима именно «эзопов язык» через метафоры, аллегории, намеки и пр. позволял донести до читателя острые политические проблемы, о которых «открытым текстом» говорить было опасно. Однако эти приемы, наличие подтекста и метафор могут затруднить понимание сатирического произведения и извлечение из него информации. Вероятно, особую сложность в этом отношении представляет жанр диалога и анекдота. Непросто сегодня идентифицировать и многих «героев» карикатур. То, что было узнаваемо тогдашними обывателями, нелегко понять современному читателю.

Необходимо отметить, что уральские сатирические журналы весьма сложно дифференцировать по политическим направлениям. Большинство из них базировалось на общедемократической платформе и было ориентировано на широкий круг читателей. Все авторы изданий, так или иначе, обращаются к одним и тем же, злободневным, вызывающим всеобщий интерес темам и явлениям общественной жизни. Так, литературно-юмористический журнал «Кобылка» сообщал, что «причисляет себя к разряду “диких”, а потому не хочет связывать свою судьбу ни с какой партией»2. Однако имелись исключения. Журнал «Скворец» прямо указывал на то, что «останется органом монархистов», центром которых являлся Оренбургский Союз 17 октября, а потому «врагом красного флага и изданий левого направления»3.

В поле зрения журналистов в этот период находились события общественнополитической жизни страны и края. Появление Манифеста 17 октября, образование политических партий, предвыборная кампания, созыв Государственной Думы, действия правящей верхушки, финансовые аферы, беззаконие, некомпетентность представителей власти, не способных управлять государством,— все это являлось объектом критики и насмешек в сатирических журналах. Безусловно, что перечисленными сюжетами не исчерпывается содержание статей. Однако при всей пестроте содержания сатирических журналов все же можно утверждать, что лейтмотивом журнальных сообщений оставалось сатирическое обличение существующего строя и происходящих политических событий в стране и в регионе. Можно выделить ряд основных тем, которые не выходили из поля зрения сатирических журналов.

Наибольшее внимание привлекала критика правительственного лагеря начиная от мелкого чиновничества, казаков, полиции и заканчивая правительственной верхушкой. Вторая тематическая линия затрагивала новые политические институты и явления общественной жизни, такие как Конституция, Государственная Дума и ее деятельность, политические партии и их лидеры.

Уральские сатирические журналы, в частности, очень живо отзывались на политические реалии, связанные с предвыборными думскими кампаниями. Например, к предстоящим выборам в первую Государственную Думу редакция журнала «Гном» выпустила «Дополнение к 3-му номеру». В нем помещено стихотворение «К выборам», из которого читатель мог узнать кандидатов в Думу от Пермской губернии: Д. М. Веселова, Л. А. Кроля, А. М. Спасского и др., а также познакомиться с их предвыборной платформой, преподнесенной читателю в язвительно-саркастической форме4. Аналогичное «Дополнение» появилось и к событиям 13 апреля 1906 г. В «Гноме» была опубликована статья «Екатеринбург, 13 апреля», где редакция анализирует причины победы кадетской партии и задается вопросом: «Сделает ли чего наша Дума?» Увы, прогноз, по мнению автора, был не утешительным и самое главное, исторически подтвержденным: «В Петербурге знают, что за народ кадеты и уже, кажется, решили, как с ними обойтись. Первое время парламентского периода будет посвящено на представления, затем на организационные работы, выборы председателя, секретаря, учреждение комиссией и подкомиссией; потом Думу распустят на летние каникулы. Хорошего понемножку»5.

Скептическое отношение к Думе и ее реальной работе было характерно и для других сатирических изданий. Так, оренбургский журнал «Саранча» поместил на своих страницах стихотворение «В защиту Думы», где подводится итог работы Думы. В нем были такие строчки: «Собралися депутаты., но лишь время погубили и остались не причем.»; «Право — нечего ждать толку для несчастных мужиков»6.

Можно заметить, что в общем объеме материалов сатирических изданий, заметки, статьи, фельетоны, посвященные характеристикам конкретных политических партий и их предвыборных программ, занимают все же сравнительно небольшую долю. Этот факт, вероятно, являлся следствием подчеркиваемой редакциями политической индифферентности сатирической журналистики. Тем не менее, под объектив критики уральской сатиры так или иначе попали все партии, хотя в то же время заметно стремление редакций занять некую позицию «золотой середины». Чаще всего характеристика политического Олимпа была окрашена критикой партий и их лидеров с позиций «усредненного» взгляда народа. В журнале «Скворец» в 1907 г. помещена басня «Экспроприа-

7 ~

тор» , в которой читатель мог узнать представителя крайне левого политического крыла. Смысл басни сводится к тому, что леворадикальные элементы не брезговали никакими средствами, в том числе и наглым грабежом и разбоем. Весьма показательны в этом отношении и «девизы партий». С помощью емких выражений авторы этих своеобразных сатирических произведений раскрывали и подчеркивали суть той или иной партии. В частности, максималисты-революционеры характеризовались через своеобразную поговорку — «Что ваше, то наше, а что наше, то не ваше»; социал-демократам приписывался лозунг — «Сей крамолу»; кадеты презентировались через изречение и поговорки — «Цель оправдывает средства», «Ловись рыбка маленькая и большая»; облик октябристов передавался через текст колыбельной — «Спи младенец, мой прекрасный, баюшки-баю»; представители Союза русского народа характеризовались умозаключением — «Когда тебя бьют по правой щеке, тогда бей по левой». Пословицами «Моя хата с краю — ничего не знаю», «Ни рыба, ни мясо, ни фрак, ни ряса, ни Богу свеча, ни черту кочерга» представлялись люди, стоящие вне партий.

Характерно стихотворение «Весенние мечты» , в котором в юмористическом виде изложены программы будущего России с позицией разных политических течений.

Хотя критике и высмеиванию подвергались все партии, но к партиям крайне правого толка, чаще всего, было однозначно негативное отношение. В стихотворении «Современные романсы», перефразированном на мотив известного романса «Очи черные», ярко показана суть черносотенного движения:

Сотни черные Нет в душе у вас убежденья

Подзаборные! И ждать совести пробуждения

Сотни грязные, Нет надежд у нас —

Безобразные! Ее нет у вас:

Сотни пьяные Продана она

И поганые... За стакан вина9.

Одно из центральных мест на страницах уральских сатирических журналов занимает критика либералов и представителей конституционно-демократической партии. Это во многом объясняется победой последних на выборах в ГосударственнуюДуму и их активной деятельностью в ней. Встречается два типа материалов, касающихся либералов. Одни из них рисуют некоего отвлеченного либерального деятеля, а другие, напротив, имеют в виду конкретных личностей. Так, в фельетонах «Лягушки», «Эй, кадет», «Мудрец»10 авторы пытаются раскрыть типичные черты образа либерала. В их интерпретации данный политический тип хитро маскирует свое истинное лицо, много обещает, умно и витиевато говорит, однако далек от народа. Особенно ярко это показано в сценке «Демократ»11. Еще более определенное отношение к либералу читается в стихотворении «К кадету»:

За свободу ты борешься свято, Обещать ты ведь каждому будешь

Разумеется, лишь на словах. И торжественно в Думу войдешь,

Любишь, словно игрою алмаза, Но ты бедного скоро забудешь,

Из Плеханова словом блеснуть. К черту меньшего пошлешь12.

Среди сатирических материалов, адресованных конкретным представителям либерального лагеря, укажем статьи «Кадетский предвыборный зверинец»13, «Портретная галерея “Гнома” (екатеринбуржцы)»14. В них перед читателем предстают кандидаты в Думу от Оренбургской и Пермской губерний. Все заметки отличаются ироничным отношением к кадетам, сарказмом, желанием высмеять, «уколоть» их, что объясняется стремлением раскрыть «истинное» лицо депутатов.

Так, о В. Н. Мамине, кандидате в Думу от кадетов Пермской губернии сказано:

Величья тогой не одет И новых мыслей не родит.

Пред обществом — «кадет»,

Пред высшими — кадит.

А. М. Спасскому, одному из лидеров кадетов Екатеринбурга, посвящено другое четверостишье:

К «направленью» подходит с опаскою,

Популярности жаждет добыть И, прикрывшись партийною маскою,

Хочет взвесить, кем выгодней быть.

Помимо рассмотренных сюжетов, на страницах сатирических журналов нашли отражение и другие, посвященные культурной, экономической и прочим сторонам общественной жизни края того времени.

Итак, сатирическая журналистика на Урале стала одним из новых явлений, вызванных к жизни Первой русской революцией. Возникнув в ее процессе, сатирические журналы отзывались на самые насущные и злободневные проблемы, шагали в ногу с происходящими событиями, тем самым всегда пользовались вниманием и спросом со стороны читательской аудитории. Кроме того, журналы были популярны и по причине своей доступности рядовому обывателю в плане подачи материала: понятный, «не за-

умный» язык, прямота и острота высказываний, стремление дистанцироваться от явно выраженных политических приоритетов.

Сатирическая журналистика 1905-1907 гг. стала не только важным фактором общественно-политической жизни Урала. Отвечая на злобу дня, журналы вобрали в себя богатейший фактический материал, отразили важнейшие события Русской революции, став своеобразным сатирическим слепком эпохи. Это позволяет, с одной стороны, объяснить одну из причин широкой популярности сатирических журналов, а с другой — рассматривать их как богатейший источник исторической информации об общественнополитической жизни Уральского региона в 1905-1907 гг.

Несомненно, уральская сатирическая журналистика требует в перспективе пристального изучения как фактора социокультурной истории и специфического исторического источника.

Примечания

1 См.: Жуков М. Ю. Сатирические журналы периода первой российской революции как исторический источник // Новое о революции 1905-1907 гг. в России: Межвуз. сб. ЛГУ; Под ред. Ю. Д. Морголиса. Л., 1989. С. 52
2 Кобылка. 1906. 11 февр. С. 2.
3 Скворец. 1907. № 17. С. 138.
4 Дополнение к 3-му номеру «Гнома». 22 марта. 1906. С. 4-5.
5 Дополнение к 6-му номеру «Гнома». 13 апр. 1906. С. 2.
6 Саранча. 1906. № 4. С. 17.
7 См.: Скворец. 1907. № 17. С. 13.
8 См.: Кобылка. 1906. № 23. С. 4
9 См.: Сыпучий (издание являлось формой экстренного дополнения к журналу «Кобылка»).
10 См.: Саранча. 1906. № 2; Скворец. 1907. № 17; Кобылка. 1906. № 31 и др.
11 См.: Гном. 1906. № 15. С. 7.
12 Гном. 1906. № 6. С. 8.
13 См.: Скворец. 1906. № 8.
14 См.: Гном. 1906. № 1.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

А. В. Ромашов

БИЛЛ КЛИНТОН—КАНДИДАТ ОТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ США НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 1992 ГОДА.

УНИКАЛЬНЫЙ ПОЛИТИК ИЛИ ОДИН ИЗ МНОГИХ?1

Президентские выборы в США 1992 г. до сих пор не смогли, да и едва ли смогут получить однозначную оценку политологов. Как и большинство событий мира политики, эти выборы уже по своему завершению были наделены совершенно противоположными характеристиками. Так, известный политолог, бывший редактор Washington Monthly, Майкл Нельсон в сборнике «Выборы 1992», опубликованном в 1993 г., ставит вопрос: как и за что американцы запомнят выборы 1992 года?2 В качестве ответа он приводит слова своих коллег, часть которых считает, что в этом году прошли «...одни из наиболее неожиданных и важных выборов в XX веке»3. С этим мнением полностью соглашается другой американский политолог Уильям Кротти, назвавший их «...необычными, вдохновляющими выборами, и имеющими очень большое значение»4.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты