№ 358
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 94
ИСТОРИЯ
Е. С. Анохина
ДЕЛОВАЯ КИТАЙСКАЯ МИГРАЦИЯ И МЕСТО РОССИИ В ЕЕ СТРУКТУРЕ
Исследуются основные каналы и структура деловой китайской миграции, а также влияние на нее проводимой государством политики. Рассматривается деловая китайская миграция в Россию на протяжении 1990-2000-х гг., выделяются ее специфические черты в отдельные отрезки времени в рамках изучаемого периода. Анализируется специфика китайской предпринимательской деятельности в России по сравнению с другими странами мира. Определяется зависимость существующей структуры деловой миграции в Россию от текущих приоритетов внешнеэкономической политики Китая.
В настоящее время деловая миграция за рубеж является одним из стратегических направлений развития миграционной политики КНР и проходит по двум основным каналам:
Важным элементом стратегии стала необходимость усиления транснационального хозяйствования китайских предприятий. За границей китайским предпринимателям было рекомендовано создавать крупные компании, работающие с передовыми технологиями, а также высокотехнологичные средние и малые предприятия, открывать заводы и научно-исследовательские центры, участвовать в акционерном капитале, трансферте технологий, создании сбытовых объединений. Правительство стремится стимулировать китайские фирмы к созданию транснациональных компаний, используя мировой опыт, а также акцентировать внимание предприятий на создании известных китайских марок и брендов, способных конкурировать на мировых рынках.
Принятие стратегии оказало значительное влияние на все виды внешнеэкономического сотрудничества китайских предприятий. Соответственно, выросла численность и изменилась структура деловой миграции. Прежде всего, более активно в данном процессе начали
принимать участие крупные бизнесмены. По сути дела, принятие данной стратегии закрыло эпоху «авантюрного» бизнеса за рубежом, сконцентрировав внешнеэкономическую деятельность на уровне крупных и средних предприятий.
После принятия стратегии начали значительно модифицироваться формы и методы продвижения экспортных товаров на внешние рынки, за рубежом создаются сбытовые сети и торговые центры китайских товаров. Поощряется учреждение китайскими компаниями дочерних предприятий в других странах. К началу 2008 г. за рубежом было создано 12 тыс. предприятий с китайскими инвестициями, где работало около 400 тыс. граждан Китая [1]. Необходимо отметить, что до сих пор значительная масса китайских граждан за рубежом занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью, причем часто не имея на это соответствующих документов. Примерами такой деятельности служат многочисленные китайские рынки на всем постсоветском пространстве. Подобные предприниматели, как правило, въезжают в страну по туристической или трудовой визе, что не позволяет отследить их реальное количество.
Оценить объективные размеры деловой миграции китайских граждан очень трудно. Какие-либо данные на этот счет отсутствуют. Если объемы миграции в рамках создания за рубежом предприятий еще можно примерно оценить по количеству предприятий и работников, то размеры деловой миграции по каналам индивидуальной предпринимательской деятельности оценить невозможно. Однако, учитывая усилившиеся тенденции активизации внешнеэкономической деятельности китайских компаний, развития инвестирования за рубеж, надо полагать, что количество граждан, выезжающих с этой целью из страны, весьма значительно. Конечно, основная масса из них выезжает на короткий срок, однако некоторые обосновываются за рубежом или превращаются в «тайкунжень», проживающих одновременно в нескольких странах.
Деловая китайская миграция в Россию берет свое начало в конце 1980-х гг. 1989-1993 гг. характеризуются режимом безвизовой приграничной торговли, фактически сформировавшим канал массового въезда китайцев в Россию. В этот период происходило развитие стихийной народной (челночной) торговли, а также
активными темпами набирала обороты совместная предпринимательская деятельность, регистрировались китайские предприятия с иностранными инвестициями и совместные предприятия. В 1992-1993 гг. только на Дальнем Востоке России было зарегистрировано более 800 таких предприятий [2. С. 153].
В 1994-1999 гг. наблюдалось снижение размеров китайской миграции в Россию в целом и деловой миграции в частности, чему способствовали насыщение российского рынка китайскими товарами и общая неблагоприятная экономическая ситуация в стране, особенно после дефолта 1998 г.
Период «открытой границы» создал возможность для массового перемещения граждан двух стран через границу. Введение визового режима только отчасти повлияло на данную ситуацию. Действовавшее вплоть до 2000 г. соглашение о безвизовом обмене туристическими группами являлось основным каналом проникновения китайцев в Россию. В 2000 г. между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой было подписано новое соглашение о безвизовом въезде туристических групп. Оно увеличило численность туристических групп до 5 человек, а срок их пребывания на территории России был ограничен до
С начала 2000-х гг. крупные китайские предприятия начинают осваивать российский рынок. Часть из них (например, компания «Хуавэй» и Банк Китая) пришли в Россию еще в конце 1990-х гг., но активную деятельность начали в 2000-х гг. Большинство китайских компаний и предпринимателей в России действуют в сфере торговли продукцией легкой промышленности, строительных материалов и мелкого оборудования, а также закупки различного рода сырья.
На протяжении 2000-х гг. происходили рост и своего рода стабилизация китайских рынков в России. Но с 2007 г. было введено ограничение на участие иностранных граждан в розничной торговле, являвшейся основной сферой занятости китайских граждан в России. 22 декабря 2006 г. Г осударственная Дума России приняла Закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». На период с 15 января по 1 апреля 2007 г. была введена квота, согласно которой иностранные граждане должны составлять не более 40% всех торговцев, а с 1 апреля до
Влияние на изменение структуры китайской миграции оказало и повышение пошлин на вывоз необработанной древесины. С июля 2007 г. Правительство РФ повысило ставки пошлин на вывоз необработанной древесины в 2,5 раза, а с января 2009 г. ставка увеличилась до 80% таможенной стоимости [7]. В результате территорию России покинули многочисленные скупщики необработанной древесины. С другой стороны, китайская сторона начала рассматривать проекты по созданию деревообрабатывающих производств на территории России, что также оказало влияние на изменение структуры миграционных потоков в данной сфере. Китайские предприниматели, ранее самостоятельно осуществлявшие закупку и экспорт древесины, для организации переработки на территории России были вынуждены завозить рабочих из Китая. На протяжении 2000-х гг. происходило постепенное расширение сферы деятельности китайских граждан на территории России, она начала включать не только торговлю, строительство и сельское хозяйство. Появилась достаточно обширная сфера услуг, предлагаемых китайцами, включающая гостиницы, места общественного питания, ремонтные мастерские, медицинские услуги. Формировавшиеся изначально в иммигрантской среде,
со временем данные услуги стали предоставляться и гражданам России.
Однако, несмотря на факт расширения спектра деятельности, в настоящее время основная масса китайских граждан, имеющих собственный бизнес в России, занимается торговлей и услугами. По данным китайских исследователей, 80% китайских компаний и предпринимателей в России занимаются торговлей на рынках [8. С. 135]. Это связано с тем, что данные виды деятельности дают быструю прибыль и незамедлительно могут быть свернуты в случае появления каких-либо проблем. Более того, со всей ясностью прослеживается тенденция ухода китайцев в сферу торговли и услуг из других сфер. Если в 1997 г. в этих сферах было сосредоточено 10% китайских мигрантов [9], то в 2007 г. -уже 59% [10. С. 154]. Несмотря на то что после финансового кризиса 1998 г. китайские торговцы оказались в тяжелом положении, а 30-40% из них разорились и были вынуждены вернуться на родину [11. С. 127], возможность заработать и неблагоприятная для них обстановка в Китае привлекали в эту сферу новых мигрантов. В 2007 г. было введено ограничение на участие иностранных граждан в розничной торговле. Однако, найдя способ формально обходить данные ограничения, китайские граждане продолжают массово торговать на российских рынках, числясь при этом не продавцами, а менеджерами, грузчиками и т. д.
Вместе с тем в настоящее время в большинстве крупных экономически развитых стран со значительной численностью китайского населения (США, Австралия и т.д.) наблюдается обратный процесс - перемещение китайского капитала в производственную сферу. Данная тенденция является показательной в том смысле, что пока Китай не рассматривает Россию как равного партнера по совместному производству.
Крупные китайские инвестиции в российскую экономику не поступают, китайцы недостаточно доверяют ситуации в России. Немногочисленные крупномасштабные проекты, которые были заявлены, в большинстве своем так и остались на уровне меморандумов о намерениях. Реализованные проекты в основном ограничиваются строительством торговых и деловых цен-
тров (например, торговый центр «Са Ян» в Чите, международный бизнес-центр «Гринвуд» в Подмосковье). Многие из открытых китайцами в 1990-е гг. предприятий были свернуты к началу 2000-х гг., а тенденция появления новых предприятий шла по ниспадающей линии. Например, в Читинской области в период с 1990 по 2001 г. - 111 совместных российско-китайских предприятий, причем 76 из них было создано в 19921993 гг., а после этого наблюдалось снижение активности китайских инвесторов с 10 предприятий в 1994 г. до 1 в 2001 г. [4. С. 73].
Еще одной отличительной чертой деловой китайской миграции в Россию являются значительные нарушения российского законодательства, связанные с незаконной хозяйственной деятельностью; отсутствие легальной регистрации предприятий; неуплата налогов; использование подставных лиц для ведения бизнеса. До сих пор значительная доля китайских предпринимателей въезжает в Россию по туристическим визам, незаконно осуществляет предпринимательскую деятельность и остается в России с просроченными документами. Все это не позволяет с точностью определить размеры китайской деловой миграции в Россию. С незаконной предпринимательской деятельностью тесно связана проблема контрабанды: незаконный ввоз на территорию России товаров, вывоз валюты.
В целом можно отметить, что в 1990-е гг. миграция в основном носила стихийный характер и была представлена беднейшим населением северо-востока Китая, «джентльменами удачи», приехавшими в Россию с целью «подзаработать». В 2000-х гг. ситуация изменилась. В настоящее время миграцию регулируют по сути крупные и средние китайские компании и организации, осуществляющие бизнес в России и поставляющие рабочую силу. Необходимо учитывать тот факт, что современная китайская деловая миграция во многом объясняется внешнеэкономической политикой Китая. Китайское правительство обозначило несколько приоритетных направлений, которые стали основными миграционными каналами. И в этой специализации России достается место поставщика ресурсов и рынка сбыта китайских товаров и рабочей силы.
Zhongguo guoji maoyi cujin weiyuanhui wang. URL: aaa.ccpit.org/Category7/Asset/2008/Dec/12/onlineeditimages/file71229046483535.doc (дата обращения: 17.08.2009).
Карнеги. URL: http://www.carnegie.ru/ pubs/books/volume/36284.htm (дата обращения: 20.03.2005).
Zhongshan daxue chubanshe, 2007. P. 135.
сурсам». URL: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37607/document100087587.pdf (дата обращения: 12.06.2008).
Статья представлена научной редакцией «История» 20 февраля 2012 г.