Спросить
Войти

К 90-летию образования республики

Автор: указан в статье

90-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УДК 94(571.54)

© Е.Е. Тармаханов, Г.Л. Санжиев, К.Б.-М. Митупов, Е.Н. Палхаева К 90-летию образования республики

В статье рассмотрен процесс создания Бурят-Монгольской автономной республики, показаны принципы федеративных отношений между центром и республикой и разграничение полномочий между ними.

E.E. Tarmakhanov, G.L .Sanzhiev, K.B.-M. Mitupov, E.N. Palkhaeva To the 90-th anniversary of formation of the republic

In the article the process of establishing the Buryat-Mongolian autonomous republic has been considered, the principles of federal relations between the center and the republic and separation of powers between them have been shown.

В 2013 г. Республика Бурятия отмечает 90-летний юбилей.

Советское правительство, предоставив народам право решать свою судьбу и избирать форму национального самоопределения, проводило политику объединения народов и создания федерации советских республик. На III Всероссийском съезде Советов (январь 1918 г.) была утверждена «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа». По итогам национально-государственного строительства декларация провозгласила: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик» [1,с. 64].

Новое советское государство строилось по этническому принципу. Большевики твердо и неуклонно проводили линию на создание национальной государственности народов, хотя отдельные ученые и публицисты оценивали эту политику как ошибочную и опасную для интересов России.

Несмотря на сложности гражданской войны, бурятское национальное движение продолжало выдвигать требование о создании автономии бурят. 14 октября 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) по проекту В.И. Ленина приняло решение о предоставлении автономии бурятам и калмыкам. Политбюро ЦК РКП(б) поручило Народному комиссариату иностранных дел вести переговоры с правительством ДВР о предоставлении бурятам автономии. Днем раньше В.И. Лениным была принята делегация Бакинского съезда народов, в составе которой

находились представители бурят Э.-Д. Ринчино и Агван Доржиев, которые, безусловно, оказали влияние на принятие этого постановления. Доклад Э.Д. Ринчино произвел неизгладимое впечатление на В.И. Ленина, что и было фактически отражено в его статье.

В апреле 1921 г. в составе Дальневосточной республики была образована Бурят-Монгольская автономная область. 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание ДВР приняло основной закон - Конституцию, в которой эта автономия была законодательно оформлена. Вся территория, населенная бурят-монгольским народом, выделялась в особую автономную область, в которую вошли четыре аймака: Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский с бурятским населением в 108,8 тыс. чел. Аймаки делились на хошуны, а те в свою очередь на сомоны. При организации области насчитывалось 23 хошуна и 230 сомонов.

7 июня 1921 г. на коллегии Наркомнаца РСФСР был принято решение «Об автономии бурят-монгольского народа», которое гласило: «а) принципиально признать необходимым выделение бурят-монгольского народа, входящего в состав РСФСР, в автономную область.

б) составить проект декрета об автономной области и внести его на утверждение в СНК и Президиум ВЦИК» [1, с. 78].

1 сентября 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление, в котором признал необходимым выделить территорию с бурятским населением в пределах РСФСР в автономную область.

Учредительный съезд бурят Восточной Сибири, состоявшийся с 28 октября по 5 ноября

1921 г., с большим энтузиазмом и одобрением встретил постановление об образовании автономной области.

После проведения подготовительной работы и согласования проекта автообласти с Сибирским и Иркутским ревкомами вопрос был вынесен на рассмотрение ВЦИК и СНК РСФСР. 9 января 1922 г. ВЦИК принял постановление: «Образовать автономную Монголо-Бурятскую область в границах, определенных соглашением между Сибревкомом и представителями бурят-монгольской народности» [1, с. 84]. В нее вошли 5 аймаков: Аларский, Бохане кий, Эхирит-

Булагатский, Селенгинский и Тункинский. Область была образована на принципах советской автономии путем обеспечения территориальной и экономической целостности. Она включала села и деревни с русским населением, исторически связанные с бурятскими улусами. Все население области составляло 185,2 тыс. чел. (30%), в том числе бурятское - 129 тыс. (70%). Вне пределов области остались бурятские улусы с 18-тысячным населением, вошедшие в состав русских уездов Иркутской губернии [1, с. 96].

Образование национальной республики необходимо рассматривать как длительный и противоречивый исторический процесс, включающий ряд последовательных и взаимообусловленных политических событий начала XX в.

20 ноября 1922 г. президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б), рассмотрев вопрос объединения автономных областей в единую автономную республику, принял решение:

«1) принципиально высказаться за объединение двух автономных областей;

2) предложить коммунистической фракции Бурят-Монгольского ревкома начать

подготовительную работу к объединению ...» [2, л. 9-12].

4 декабря 1922 г. президиум сформулировал главные тезисы докладной записки в ЦК РКП(б), в которой всесторонне обосновывалась необходимость объединения Бурят-

Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР в единую Бурят-Монгольскую АССР [3, л.

4].

Почти одновременно этот вопрос был поставлен Бурят-Монгольским ревкомом автономной области ДВР. 23 декабря 1922 г. участники расширенного совещания Бурят-Монгольского ревкома высказались за объединение областей в единую автономную

республику с центром в Верхнеудинске. На заседании ревкома были сформулированы конкретные предложения, касающиеся

формирования территории будущей автономной республики и определения ее границ. Участники заседания приняли постановление, в одном из пунктов которого говорилось: «а) возбудить перед надлежащими властями ходатайство о соединении обеих Буравтообластей с образованием Бурят-Монгольской республики с центром в г. Верхнеудинске...» [4, л. 4].

Идея объединения автономных областей вызвала категорические возражения

Дальневосточного и Сибирского бюро ЦК РКП(б), выступавших против объединения автономных областей в Бурят-Монгольскую республику. Несмотря на позицию региональных партийных органов, лидеры бурятских коммунистов М.Н. Ербанов, М.И. Амагаев, В.И. Трубачеев, И.С. Архинчеев, А.А. Маркизов и др. убедили высшее руководство РСФСР в необходимости создания единой республики [5, л. 59].

Важную роль в положительном решении вопроса об объединении автономных областей сыграла позиция Наркомнаца РСФСР, который поддержал инициативу бурятских коммунистов. 20 декабря 1922 г. Малая коллегия Наркомнаца на основании ходатайств партийных органов Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и Дальнего Востока постановила: «Признать целесообразным объединение двух автономных областей при наличии согласия с мест. Вопросы территориальные и о формах объединения разработать комиссии в составе тт. Клингера, Павловича, Архинчеева и Ербанова при участии представителей Сибревкома и Дальревкома» [6, с. 417].

В январе 1923 г. комиссия Наркомнаца, созданная для изучения соответствующих документов и состояния дел на местах, пришла к заключению: «Признать целесообразным и

необходимым объединение Бурят-Монгольских областей РСФСР и бывшей ДВР в одну административную единицу с одним центром... ».

Инициаторами объединения до мая 1923 г. была проведена большая работа по согласованию этого вопроса в различных инстанциях и государственных органах. За объединение Бу-рят-Монгольских автономных областей РСФСР и Дальнего Востока последовательно высказались Оргбюро ЦК РКП(б), Наркомнац, Нарко-миндел, а затем и президиум ВЦИК. В условиях централизованной системы управления решение вышестоящих органов оказалось определяющим.

30 мая 1923 г. президиум ВЦИК РСФСР, рассмотрев вопрос объединения Бурят-Монгольских автономных областей, принял постановление: «1) объединить в одну Бурят-Монгольскую Социалистическую Советскую Республику автономные области бурят-монгол Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске...» [7, с. 103-104].
13 июня 1923 г. решение о создании Бурят-Монгольской АССР было детализировано в постановлении президиума ВЦИК:

«1. Считать административным центром Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол город Верхнеудинск.

2. Поручить специальной комиссии... определить точные границы образуемой республики бурят-монгол и представить проект этих границ на утверждение ВЦИК не позже 1 августа 1923 г.
3. Положить в основу работы, означенной в предыдущей статье, комиссии, проект границ, выработанный облисполкомом и областным ревкомом Бурят-Монгольских автономных областей.
4. Впредь до созыва I съезда Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол всю полноту власти в объединенных автономных областях бурят-монгол представить революционному комитету Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол, образуемому ВЦИК и непосредственно с ним связанному.
5. Возложить на ревком Автономной

Социалистической Советской Республики бурят-монгол обязанность приступить к

организации центральных органов управления республики и созвать I съезд Советов Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол.

6. Поручить комиссии в составе тт.

Сапронова, Белобородова, Клингера, Серафимова выработать проект положения по

Автономной Социалистической Советской Республике бурят-монгол как составной части

РСФСР в соответствии с постановлением ВЦИК

30 мая сего года и с настоящим постановлением и представить этот проект на утверждение Президиума ВЦИК» [8, с. 52].

Таким образом, постановление ВЦИК об объединении Бурят-Монгольских автономных областей явилось правовым актом, юридически закрепившим образование Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической республики и позволило начать практическое

осуществление объединения двух автономных областей в единую республику.

Основную практическую работу по организации республики взял на себя революционный комитет БМАССР, одобренный ЦК ВКП(б) и утвержденный 1 августа 1923 г. президиумом ВЦИК.

Революционный комитет БМАССР был создан на правах ЦИК БМАССР, а его президиум - на правах президиума ЦИК. в состав ревкома Бурят-Монгольской АССР вошли М.Н. Ербанов - председатель, М.И. Амагаев - зам. председателя, В.И. Трубачеев, М.Д. Берман, Б.Б. Барадин - члены, И.А. Ильин и С.З. Зобдоев - кандидаты в члены ревкома [8, с. 52].

31 июля 1923 г. Ревком принял первое постановление, в котором было заявлено: «На основании постановлений ВЦИК от 30 мая и 13 июня 1923 г. Революционный комитет Бурят-Монгольской Автономной Социалистической Советской Республики впредь до созыва I съезда Советов автономной социалистической республики с 1 августа сего года принимает на себя всю полноту власти в объединенных автономных областях бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока» [9, л. 69].

Бурревком постановлением от 31 июля 1923 г. распустил Бурисполком автономной области Сибири и Бурревком автономной области Дальнего Востока. Аймачные исполкомы и аймачные ревкомы бывших областей переходили в подчинение Бурревкому и наркоматам республики. Все прежде принятые постановления Сибирского и Дальневосточного

революционных комитетов, а также органов автономных областей оставались в силе на территории Бурят-Монгольской АССР до пересмотра их Бурревкомом и отмены центральными органами по ходатайству последних.

1 августа 1923 г. Бурревком опубликовал свое обращение к населению, в котором изложил свою оценку факту образования республики и роли высших партийных и советских органов страны в этом деле, а также цели и задачи БМАССР в решении вопросов внутренней и внешней политики. В нем говорилось также о том, что территория автономных областей пересматривается, уничтожается чересполосица, создается экономически мощная административная единица. Революционный комитет республики выражал уверенность в том, что дружеское и братское сотрудничество скотовода-бурята и земледельца-великоросса

должно явиться важнейшим моментом в жизни республики.

В обращении подчеркивалось, что создание Бурят-Монгольской республики не является отделением ее от РСФСР и СССР, и, в частности, указывалось на то, что «трудящиеся массы молодой республики твердо знают, что дальнейшее процветание и даже существование самой Бурят-Монгольской Автономной Социалистической Республики находится в тесной зависимости от судьбы трудящихся масс Советской Федерации. Поэтому трудящиеся массы Бурреспублики должны самым тесным образом связаться с рабоче-крестьянской массой и правительством РСФСР в деле восстановления и укрепления своего хозяйства и защиты своих классовых интересов» [10, с. 171].

Как указывают официальные источники того времени, «...бурятское население отнеслось к образованию Бурреспублики вполне

сочувственно. Русское население встретило объявление Бурреспублики сознательно, выразив полное сочувствие претворению в жизнь великого лозунга Советской власти: «Самоопределение национальных меньшинств». На всех сельских собраниях выносились резолюции, приветствовавшие Бурревком» [11, с. 36].

Благоприятная политическая ситуация во многом была связана с экономическими мерами Советского государства, отвечавшими интересам широких масс населения. Введение новой системы единого сельскохозяйственного налога, а также оказанные крестьянству семенная и продовольственная ссуды способствовали укреплению их симпатий к Советской власти.

Сложность создания единой

унифицированной системы управления республикой заключалась в том, что органы управления и аппараты бывших автономных областей различались своей структурой и уровнем квалификации кадров. В бывшей автономной области РСФСР органы управления строились на советских принципах и за годы существования приобрели соответствующий опыт работы, развитую организационную структуру. Их повседневная деятельность строго регламентировалась нормами и директивами вышестоящих инстанций. В бывшей Прибайкальской губернии Советская власть просуществовала всего несколько месяцев, поэтому органы государственного управления бывшей автономной области ДВР имели иную основу, и это сказалось на особенностях

своеобразного государственного устройства Дальневосточной республики.

12 сентября 1923 г. специальным декретом ВЦИК было утверждено положение о государственном устройстве Бурят-

Монгольской АССР, которое явилось первым законодательным актом, определившим и закрепившим правовой статус новой республики в качестве автономной единицы. В соответствии с этим декретом БМАССР становилась федеративной частью РСФСР с административным центром в городе Верхнеудинске (ныне -Улан-Удэ) [12, л. 70]. Это положение на переходный период временно заменило конституцию республики, регулирующее наряду с Конституциями СССР и РСФСР деятельность органов власти и управления на территории республики [13, с. 188].

В связи с завершением работы Комиссии ВЦИК по установлению границ республики возникла необходимость скорейшего решения вопроса о Прибайкальской губернии. 1 октября 1923 г. постановлением ВЦИК Прибайкальская губерния была упразднена. На основании этого постановления Прибайкальский губернский исполком объявил 21 октября 1923 г. о включении ее территории в состав Бурят-Монгольской АССР. Вся полнота власти на территории губернии была передана революционному комитету БМАССР.

Предварительные итоги своей работы административно-организационная комиссия подвела на своем заседании 5 сентября 1923 г., на котором было решено образовать на территории республики девять аймаков из 95 хошунов с населением 435 454 чел., в т. ч. 24 3391 бурят, 192 063 русских. План

административного деления республики после его обсуждения был утвержден Бурятским ревкомом и одобрен центром.

В результате введения нового административно-территориального деления были упразднены Селенгинский и Чикойский аймаки, а также Баргузинский уезд, вошедший в состав Баргузинского аймака. В процессе нового административно-территориального деления в республике было создано 9 (вместо 12) аймаков (уездов) и 62 хошуна (волости) вместо 88.

К 1923 г. территория Бурят-Монгольской республики составляла 338 140 квадратных

верст, численность населения - 450 675 чел. Численность бурятского населения составила 220 422 чел., или 49% общего числа жителей республики. На территории БМАССР насчитывалось 2 349 населенных пунктов, в т.ч.

3 города: Верхнеудинск, Троицкосавск и

Баргузин.

С созданием республики начался процесс формирования системы государственных институтов.

Правовой основой для формирования системы органов государственной власти республики являлась Конституция РСФСР 1918 г. и положение о государственном устройстве БМАССР 1923 г.

Конституция РСФСР, принятая на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., законодательно закрепила основные принципы построения Советского федеративного государства. Ст. 10 Основного закона гласила: «Российская Республика есть свободное

социалистическое общество всех трудящихся России, вся власть в котором принадлежит трудящимся, объединенным в городские и сельские Советы».

На основании ст. 11 раздела 2 Конституции РСФСР Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы. Эти автономные областные союзы, основываясь на принципах федерации, входят в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. Именно на таких условиях БМАССР входила в состав РСФСР.

Так было завершено становление национальной государственности бурятского народа.

Литература

1. Палхаева Е.Н. Трансформация государственности бурят в XX - начале XXI в. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. -296 с.
2. Государственный архив Российской Федерации (далее-ГАРФ). Ф. 1318. Оп. 1. Д. 63.
3. Государственный архив Республики Бурятия (далее - ГАРБ) Ф. 2. Оп. 1. Д. 99.
4. ГАРФ. Ф. 5677. Оп. 4. Д. 309.
5. ГАРБ. Ф. l.On. 2. Д. 378.
6. Шулунов Н.Д. Становление советской национальной государственности в Бурятии (1919-1923 годы). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. -492 с.
7. Санжиев Г.Л. В.И. Ленин и национально-государственное развитие в Сибири (1917-1937 гг.). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980. - 176 с.
8. БМАССР. Очерки и отчеты. 1923-1924. - Верхнеудинск: Издание Госплана БМАССР, 1925. - С. 52.
9. ГАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 43.

Ю.Елаев A.A. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. - М.: Изд-во Рос. акад. госслужбы, 2000. -349 с.

11. Конституционные акты РСФСР (1918-1937): сб. документов / ред. А.Я. Вышинского; Академия наук СССР, Институт права. -М.: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1940. - 300 с.
12. ГАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 43. Л. 70.
13. Второй съезд Советов Бурят-Монгольской АССР. - Верхнеудинск, 1925. - С. 188.

Тармаханов Ефрем Егорович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Санжиев Гармажап Лудупович, доктор исторических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Митупое Константин Бато-Мункич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Палхаева Елизавета Николаевна, доктор исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Tarmakhanov Efrem Egorovich, doctor of historical sciences, professor, department of homeland history, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

Sanzhiev Garmazhap Ludupovich, doctor of historical sciences, professor, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

Mitupov Konstantin Bato-Munkich, doctor of historical sciences, professor, department of homeland history, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

Palkhaeva Elizaveta Nikolaevna, doctor of historical sciences, associate professor, department of homeland history, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты