90-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УДК 94(571.54)
© Е.Е. Тармаханов, Г.Л. Санжиев, К.Б.-М. Митупов, Е.Н. Палхаева К 90-летию образования республики
В статье рассмотрен процесс создания Бурят-Монгольской автономной республики, показаны принципы федеративных отношений между центром и республикой и разграничение полномочий между ними.
E.E. Tarmakhanov, G.L .Sanzhiev, K.B.-M. Mitupov, E.N. Palkhaeva To the 90-th anniversary of formation of the republic
In the article the process of establishing the Buryat-Mongolian autonomous republic has been considered, the principles of federal relations between the center and the republic and separation of powers between them have been shown.
В 2013 г. Республика Бурятия отмечает 90-летний юбилей.
Советское правительство, предоставив народам право решать свою судьбу и избирать форму национального самоопределения, проводило политику объединения народов и создания федерации советских республик. На III Всероссийском съезде Советов (январь 1918 г.) была утверждена «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа». По итогам национально-государственного строительства декларация провозгласила: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик» [1,с. 64].
Новое советское государство строилось по этническому принципу. Большевики твердо и неуклонно проводили линию на создание национальной государственности народов, хотя отдельные ученые и публицисты оценивали эту политику как ошибочную и опасную для интересов России.
Несмотря на сложности гражданской войны, бурятское национальное движение продолжало выдвигать требование о создании автономии бурят. 14 октября 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) по проекту В.И. Ленина приняло решение о предоставлении автономии бурятам и калмыкам. Политбюро ЦК РКП(б) поручило Народному комиссариату иностранных дел вести переговоры с правительством ДВР о предоставлении бурятам автономии. Днем раньше В.И. Лениным была принята делегация Бакинского съезда народов, в составе которой
находились представители бурят Э.-Д. Ринчино и Агван Доржиев, которые, безусловно, оказали влияние на принятие этого постановления. Доклад Э.Д. Ринчино произвел неизгладимое впечатление на В.И. Ленина, что и было фактически отражено в его статье.
В апреле 1921 г. в составе Дальневосточной республики была образована Бурят-Монгольская автономная область. 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание ДВР приняло основной закон - Конституцию, в которой эта автономия была законодательно оформлена. Вся территория, населенная бурят-монгольским народом, выделялась в особую автономную область, в которую вошли четыре аймака: Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский с бурятским населением в 108,8 тыс. чел. Аймаки делились на хошуны, а те в свою очередь на сомоны. При организации области насчитывалось 23 хошуна и 230 сомонов.
б) составить проект декрета об автономной области и внести его на утверждение в СНК и Президиум ВЦИК» [1, с. 78].
Учредительный съезд бурят Восточной Сибири, состоявшийся с 28 октября по 5 ноября
После проведения подготовительной работы и согласования проекта автообласти с Сибирским и Иркутским ревкомами вопрос был вынесен на рассмотрение ВЦИК и СНК РСФСР. 9 января 1922 г. ВЦИК принял постановление: «Образовать автономную Монголо-Бурятскую область в границах, определенных соглашением между Сибревкомом и представителями бурят-монгольской народности» [1, с. 84]. В нее вошли 5 аймаков: Аларский, Бохане кий, Эхирит-
Булагатский, Селенгинский и Тункинский. Область была образована на принципах советской автономии путем обеспечения территориальной и экономической целостности. Она включала села и деревни с русским населением, исторически связанные с бурятскими улусами. Все население области составляло 185,2 тыс. чел. (30%), в том числе бурятское - 129 тыс. (70%). Вне пределов области остались бурятские улусы с 18-тысячным населением, вошедшие в состав русских уездов Иркутской губернии [1, с. 96].
Образование национальной республики необходимо рассматривать как длительный и противоречивый исторический процесс, включающий ряд последовательных и взаимообусловленных политических событий начала XX в.
«1) принципиально высказаться за объединение двух автономных областей;
подготовительную работу к объединению ...» [2, л. 9-12].
Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР в единую Бурят-Монгольскую АССР [3, л.
Почти одновременно этот вопрос был поставлен Бурят-Монгольским ревкомом автономной области ДВР. 23 декабря 1922 г. участники расширенного совещания Бурят-Монгольского ревкома высказались за объединение областей в единую автономную
республику с центром в Верхнеудинске. На заседании ревкома были сформулированы конкретные предложения, касающиеся
формирования территории будущей автономной республики и определения ее границ. Участники заседания приняли постановление, в одном из пунктов которого говорилось: «а) возбудить перед надлежащими властями ходатайство о соединении обеих Буравтообластей с образованием Бурят-Монгольской республики с центром в г. Верхнеудинске...» [4, л. 4].
Идея объединения автономных областей вызвала категорические возражения
Дальневосточного и Сибирского бюро ЦК РКП(б), выступавших против объединения автономных областей в Бурят-Монгольскую республику. Несмотря на позицию региональных партийных органов, лидеры бурятских коммунистов М.Н. Ербанов, М.И. Амагаев, В.И. Трубачеев, И.С. Архинчеев, А.А. Маркизов и др. убедили высшее руководство РСФСР в необходимости создания единой республики [5, л. 59].
Важную роль в положительном решении вопроса об объединении автономных областей сыграла позиция Наркомнаца РСФСР, который поддержал инициативу бурятских коммунистов. 20 декабря 1922 г. Малая коллегия Наркомнаца на основании ходатайств партийных органов Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и Дальнего Востока постановила: «Признать целесообразным объединение двух автономных областей при наличии согласия с мест. Вопросы территориальные и о формах объединения разработать комиссии в составе тт. Клингера, Павловича, Архинчеева и Ербанова при участии представителей Сибревкома и Дальревкома» [6, с. 417].
В январе 1923 г. комиссия Наркомнаца, созданная для изучения соответствующих документов и состояния дел на местах, пришла к заключению: «Признать целесообразным и
необходимым объединение Бурят-Монгольских областей РСФСР и бывшей ДВР в одну административную единицу с одним центром... ».
Инициаторами объединения до мая 1923 г. была проведена большая работа по согласованию этого вопроса в различных инстанциях и государственных органах. За объединение Бу-рят-Монгольских автономных областей РСФСР и Дальнего Востока последовательно высказались Оргбюро ЦК РКП(б), Наркомнац, Нарко-миндел, а затем и президиум ВЦИК. В условиях централизованной системы управления решение вышестоящих органов оказалось определяющим.
«1. Считать административным центром Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол город Верхнеудинск.
Социалистической Советской Республики бурят-монгол обязанность приступить к
организации центральных органов управления республики и созвать I съезд Советов Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол.
Сапронова, Белобородова, Клингера, Серафимова выработать проект положения по
Автономной Социалистической Советской Республике бурят-монгол как составной части
РСФСР в соответствии с постановлением ВЦИК
Таким образом, постановление ВЦИК об объединении Бурят-Монгольских автономных областей явилось правовым актом, юридически закрепившим образование Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической республики и позволило начать практическое
осуществление объединения двух автономных областей в единую республику.
Основную практическую работу по организации республики взял на себя революционный комитет БМАССР, одобренный ЦК ВКП(б) и утвержденный 1 августа 1923 г. президиумом ВЦИК.
Революционный комитет БМАССР был создан на правах ЦИК БМАССР, а его президиум - на правах президиума ЦИК. в состав ревкома Бурят-Монгольской АССР вошли М.Н. Ербанов - председатель, М.И. Амагаев - зам. председателя, В.И. Трубачеев, М.Д. Берман, Б.Б. Барадин - члены, И.А. Ильин и С.З. Зобдоев - кандидаты в члены ревкома [8, с. 52].
Бурревком постановлением от 31 июля 1923 г. распустил Бурисполком автономной области Сибири и Бурревком автономной области Дальнего Востока. Аймачные исполкомы и аймачные ревкомы бывших областей переходили в подчинение Бурревкому и наркоматам республики. Все прежде принятые постановления Сибирского и Дальневосточного
революционных комитетов, а также органов автономных областей оставались в силе на территории Бурят-Монгольской АССР до пересмотра их Бурревкомом и отмены центральными органами по ходатайству последних.
должно явиться важнейшим моментом в жизни республики.
В обращении подчеркивалось, что создание Бурят-Монгольской республики не является отделением ее от РСФСР и СССР, и, в частности, указывалось на то, что «трудящиеся массы молодой республики твердо знают, что дальнейшее процветание и даже существование самой Бурят-Монгольской Автономной Социалистической Республики находится в тесной зависимости от судьбы трудящихся масс Советской Федерации. Поэтому трудящиеся массы Бурреспублики должны самым тесным образом связаться с рабоче-крестьянской массой и правительством РСФСР в деле восстановления и укрепления своего хозяйства и защиты своих классовых интересов» [10, с. 171].
Как указывают официальные источники того времени, «...бурятское население отнеслось к образованию Бурреспублики вполне
сочувственно. Русское население встретило объявление Бурреспублики сознательно, выразив полное сочувствие претворению в жизнь великого лозунга Советской власти: «Самоопределение национальных меньшинств». На всех сельских собраниях выносились резолюции, приветствовавшие Бурревком» [11, с. 36].
Благоприятная политическая ситуация во многом была связана с экономическими мерами Советского государства, отвечавшими интересам широких масс населения. Введение новой системы единого сельскохозяйственного налога, а также оказанные крестьянству семенная и продовольственная ссуды способствовали укреплению их симпатий к Советской власти.
Сложность создания единой
унифицированной системы управления республикой заключалась в том, что органы управления и аппараты бывших автономных областей различались своей структурой и уровнем квалификации кадров. В бывшей автономной области РСФСР органы управления строились на советских принципах и за годы существования приобрели соответствующий опыт работы, развитую организационную структуру. Их повседневная деятельность строго регламентировалась нормами и директивами вышестоящих инстанций. В бывшей Прибайкальской губернии Советская власть просуществовала всего несколько месяцев, поэтому органы государственного управления бывшей автономной области ДВР имели иную основу, и это сказалось на особенностях
своеобразного государственного устройства Дальневосточной республики.
Монгольской АССР, которое явилось первым законодательным актом, определившим и закрепившим правовой статус новой республики в качестве автономной единицы. В соответствии с этим декретом БМАССР становилась федеративной частью РСФСР с административным центром в городе Верхнеудинске (ныне -Улан-Удэ) [12, л. 70]. Это положение на переходный период временно заменило конституцию республики, регулирующее наряду с Конституциями СССР и РСФСР деятельность органов власти и управления на территории республики [13, с. 188].
В связи с завершением работы Комиссии ВЦИК по установлению границ республики возникла необходимость скорейшего решения вопроса о Прибайкальской губернии. 1 октября 1923 г. постановлением ВЦИК Прибайкальская губерния была упразднена. На основании этого постановления Прибайкальский губернский исполком объявил 21 октября 1923 г. о включении ее территории в состав Бурят-Монгольской АССР. Вся полнота власти на территории губернии была передана революционному комитету БМАССР.
Предварительные итоги своей работы административно-организационная комиссия подвела на своем заседании 5 сентября 1923 г., на котором было решено образовать на территории республики девять аймаков из 95 хошунов с населением 435 454 чел., в т. ч. 24 3391 бурят, 192 063 русских. План
административного деления республики после его обсуждения был утвержден Бурятским ревкомом и одобрен центром.
В результате введения нового административно-территориального деления были упразднены Селенгинский и Чикойский аймаки, а также Баргузинский уезд, вошедший в состав Баргузинского аймака. В процессе нового административно-территориального деления в республике было создано 9 (вместо 12) аймаков (уездов) и 62 хошуна (волости) вместо 88.
К 1923 г. территория Бурят-Монгольской республики составляла 338 140 квадратных
верст, численность населения - 450 675 чел. Численность бурятского населения составила 220 422 чел., или 49% общего числа жителей республики. На территории БМАССР насчитывалось 2 349 населенных пунктов, в т.ч.
Баргузин.
С созданием республики начался процесс формирования системы государственных институтов.
Правовой основой для формирования системы органов государственной власти республики являлась Конституция РСФСР 1918 г. и положение о государственном устройстве БМАССР 1923 г.
Конституция РСФСР, принятая на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., законодательно закрепила основные принципы построения Советского федеративного государства. Ст. 10 Основного закона гласила: «Российская Республика есть свободное
социалистическое общество всех трудящихся России, вся власть в котором принадлежит трудящимся, объединенным в городские и сельские Советы».
На основании ст. 11 раздела 2 Конституции РСФСР Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы. Эти автономные областные союзы, основываясь на принципах федерации, входят в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. Именно на таких условиях БМАССР входила в состав РСФСР.
Так было завершено становление национальной государственности бурятского народа.
Ю.Елаев A.A. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. - М.: Изд-во Рос. акад. госслужбы, 2000. -349 с.
Тармаханов Ефрем Егорович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Санжиев Гармажап Лудупович, доктор исторических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Митупое Константин Бато-Мункич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Палхаева Елизавета Николаевна, доктор исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Tarmakhanov Efrem Egorovich, doctor of historical sciences, professor, department of homeland history, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Sanzhiev Garmazhap Ludupovich, doctor of historical sciences, professor, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Mitupov Konstantin Bato-Munkich, doctor of historical sciences, professor, department of homeland history, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Palkhaeva Elizaveta Nikolaevna, doctor of historical sciences, associate professor, department of homeland history, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.