Спросить
Войти

Проблемы и перспективы формирования миграционной политики в условиях перехода к инновационной экономике

Автор: указан в статье

Позиция

Владимир ВОЛОХ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

ВА. Волох продолжает дискуссию по отдельным последствиям этнических миграций, начатую профессорами ВА. Динесом и А.Н. Николаевым в статье «Социально-экономические последствия этнических миграций в контексте модернизации», опубликованной в № 12журнала «Власть» за 2010 г.

VA Volokh continues discussion on certain consequences of ethnic migrations, which was initiated by professors V.A. Dines and A.N. Nikolayev in the article «Socio-Economical Consequences of Ethnic Migration in the Context of Modernization», published in the magazine «Power», 2010, № 12.

глобализация, миграционная ситуация, мировой финансовый кризис, миграционная политика, миграционные процессы, концепция; globalization, migration situation, world financial crisis, migration policy, migratory processes, concept.

С большим интересом прочитав статью профессоров В.А. Динеса и А.Н. Николаева «Социально-экономические последствия этнических миграций в контексте модернизации» и в целом разделяя их мнение, автор хотел бы продолжить на страницах авторитетного журнала дискуссию на тему об отдельных последствиях этнических миграций.

Следует отметить, что проблема уменьшения численности населения, тенденция сокращения его трудоспособной части, увеличения дефицита квалифицированных кадров является не менее значимой, чем «влияние этнических миграций на российскую экономику».

Согласно среднему варианту прогноза Росстата, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, начавшееся в 2007 г, к 2025 г достигнет примерно 14 млн чел. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2011—2017 гг., когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн чел.1

В тот же период численность населения планеты будет продолжать расти и к 2050 г превысит 9 млрд чел., иными словами, увеличится за 50 лет в 1,5 раза. И если по количеству жителей Советский Союз занимал третье место (после Китая и Индии), а Россия в 2001 г. стояла на седьмом месте, то уже в 2025 г. наша страна предположительно может опуститься на девятое, а к 2050 г. — на 14 место2.

В этом заключается одна из главных угроз нашей национальной безопасности. Сложно быть великой державой с такой численностью населения, а без этого статуса России, с ее обширной территорией и огромными запасами природных ресурсов, к которым уже сейчас тянутся «чужие руки», чрезвычайно трудно устоять в глобализирующемся мире.

В связи с неизбежным дальнейшим сокращением численности населения встает и другая глобальная проблема. В настоящее время плотность населения составляет в целом по планете 47 чел. на кв. км

1 Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. — М. : Деловая литература, 2007, с. 155.
2 См. подробнее: Рощин Ю.В. Миграция населения в судьбе России. — М. : Авангард, 2008.

ВОЛОХ Владимир Александрович — к.полит.н., заместитель заведующего кафедрой управления миграционными процессами Государственного университета управления v.volokh@rol.ru

Таблица 1

Структура преступлений в Российской Федерации в 2003— 2009 гг.*

Год Всего зарегистрировано преступлений, тыс. чел. Раскрыто преступлений, тыс. чел. В т.ч. совершено преступлений иностранными гражданами и лбг, тыс. чел. В % к зарегистрированным преступлениям В % к раскрытым преступлениям

2009 2 994,8 1 651,0 58,0 1,9 3,5
2008 3 209,9 1 713,0 53,9 1,7 3,1
2007 3 582,5 1 775,2 50,1 1,4 2,8
2006 3 855,4 1 794,5 53,0 1,4 3,0
2005 3 554,7 1 698,7 51,2 1,4 3,0
2004 2 893,8 1 569,3 48,9 1,7 3.1
2003 2 756,4 1 518,7 40,6 1,5 2,7

‘Таблица составлена автором на основании данных МВД России // http://www.mvd.rustats/10000033/ 10000147/5194/5194/

и продолжает увеличиваться. В России же данный показатель составляет менее 9 чел. на кв. км. Ниже плотность населения только в Австралии, Канаде и Монголии. В 2050 г. плотность населения в нашей стране станет еще меньше — в пределах 6 чел. на кв. км1. Замечу, на мировом уровне уже озвучено мнение, что земли с такой низкой плотностью заселения следует объявить ничьими, понимай, подлежащими беспрепятственному заселению гражданами других стран.

Негативные процессы в демографической сфере повлияли на сокращение в ближайшем будущем населения трудоспособного возраста, т.е. трудовых ресурсов. Изменить этот показатель нельзя, поскольку поколение молодых людей, которое должно дать приток «рабочих рук» в экономику, уже родилось, и его численность значительно уступает численности той части старшего населения, которая в ближайшие годы будет выходить на пенсию по возрасту. Труд превращается в один из самых дефицитных ресурсов2.

В то же время России для того, чтобы догнать наиболее развитые страны по экономическим показателям, необходимо обеспечить прирост внутреннего национального продукта не менее чем

1 Там же.
2 Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. — М. : Деловая литература, 2007, с. 155.

на 7% в год. Только за счет роста производительности труда эту задачу решить невозможно. Необходимо также увеличить численность работающих. Однако, как показывают расчеты, внутренних резервов трудовых ресурсов для компенсации ожидаемого дефицита рабочей силы недостаточно. Поэтому наша страна будет вынуждена принимать трудовых иммигрантов, хотим мы этого или не хотим. Это — объективная реальность, и не считаться с ней, решая задачу ускорения экономического развития страны, недопустимо. Однако привлекать иностранных рабочих следует столько, сколько требуется российской экономике — не больше и не меньше. Одновременно необходимо переходить на селективную миграционную политику — принимать в основном квалифицированную рабочую силу. Одним из способов восполнения недостатка трудовых ресурсов может стать более рациональное использование внешней трудовой миграции. Такова объективная ситуация, которая, по мнению ряда экспертов, в ближайшие несколько лет кардинально не улучшится.

Развивая тезис уважаемых коллег, что «этнические миграции вносят свой вклад и в криминализацию социально-экономических отношений», полагаю необходимым отметить, что отдельные СМИ нередко излишне обостряют ситуацию. Анализ показывает, что в России иностранцами совершается от 1,4% до 1,9%

общего количества зарегистрированных и 2,7—3,5% раскрытых преступлений.

При этом автор ни в коей мере не умаляет значение борьбы с преступностью и иными правонарушениями мигрантов, однако драматизировать проблему не следует.

При рассмотрении социально-экономических последствий миграций видно, что для становления инновационной экономики следует обращать внимание не только на обеспечение темпов заданного роста экономики общими трудовыми ресурсами, но в большей степени на восполнение нехватки квалифицированных кадров. Миграционная политика длительное время не предусматривала в должной мере качественную дифференциацию миграционных потоков, ограничиваясь только количественными параметрами иностранной рабочей силы. Автор согласен с мнением авторов статьи «Социально-экономические последствия этнических миграций в контексте модернизации», что «широкое применение труда мигрантов в том виде, в котором оно осуществляется сейчас, препятствует внедрению высоких технологий». Данная недоработка государственной политики должна быть решена с помощью комплексного анализа миграционных процессов и путем выделения в качестве приоритета не количественной, а качественной стороны миграционных потоков во взаимосвязи с социально-экономическими потребностями экономики и заданным путем стратегического развития страны в целом и регионов в частности.

Именно на это нацелен принятый 19 мая 2010 г. Федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который установил новые, более благоприятные условия для привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в России.

Так, разрешение на работу является основанием для продления срока их временного пребывания в России. Работодатель получил право привлекать и использовать их труд без разрешения на привлечение и использование иностранных работников. На них не распространяются обязтель-ность фотографирования и дактилоскопической регистрации. Для данной категории иностранных работников предусматривается выдача вида на жительство (как им самим, так и членам их семей). Кроме того, для них предоставляется налоговый режим резидента Российской Федерации.

Очевидно, что вышеуказанные преференции представляют собой дифференциацию правового регулирования труда высококвалифицированной рабочей силы и в этом смысле отвечают национальным интересам Российской Федерации, предохраняя рынок труда от привлечения избыточного числа неквалифицированных работников.

Этим федеральным законом также предусмотрен новый механизм допуска к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц. По данным ФМС России, данная категория трудящихся-мигрантов составляет более трети всей иностранной рабочей силы в Российской Федерации, однако в силу ранее действующего механизма их трудовая деятельность, как правило, оставалась «в тени», что объективно отмечается В.А. Динесом и А.Н. Николаевым как «важный аспект негативного влияния этнических миграций». Для указанной категории иностранных граждан устанавливается возможность получения специального документа — патента, удостоверяющего наличие у них соответствующих прав.

Для успешной реализации нововведений федеральный закон уточняет порядок выдачи разрешений на работу и патентов, порядок их продления и аннулирования, основания для постановки на миграционный учет и снятия с него, особенности визового въезда в Россию определенных категорий иностранных граждан.

Эти изменения носят, по сути, революционный характер. В значительной степени сняты чрезмерные административные барьеры, создававшие почву для взяточничества и недобросовестного посредничества, что, собственно, по единодушному мнению экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации. Таким образом, предложена модель управления трудовой миграцией, которая несет в себе потенциал расширения возможностей легального трудоустройства иностранных работников как альтернативу незаконной миграции.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КОНЦЕПЦИЯ globalization migration situation world financial crisis migration policy
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты