Спросить
Войти

Предпосылки становления законодательства в области труда несовершеннолетних в России в XIX в

Автор: указан в статье

ни. В XVII—XVIII вв. торговля в городах разрешалась только в гостиных дворах и торговых рядах. На гостиных дворах должны были торговать и иностранцы, продавая товар оптом российским купцам. Обилием торговых помещений отличалась Москва. Розничная торговля осуществлялась в многочисленных торговых рядах, размещавшихся в Китай-городе, оптовая торговля сосредоточилась в четырех гостиных дворах. Торговля как в гостиных дворах, так и в рядах производилась ежедневно, кроме воскресных, праздничных и торжественных дней. Указом 1782 г. определилось право «иметь по домам лавки и в них торговать», а в Указе 1797 г. предписывалось: «Отныне нигде вновь гостиных дворов не строить, и чтоб лавки, нужные для торгов, были в домах».

Развитие российской экономики в сторону роста товарных отношений подрывало сословную монополию купечества на торговлю, способствовало более успешному развитию периодических и непериодических форм торговли, которые наилучшим образом соответствовали экономическим условиям того времени и преимущественному характеру российской экономики. На внутреннем рынке исследуемого периода не существовало объективных противоречий между разными формами торговли, поскольку они взаимно дополняли друг друга, и только их взаимодействие позволяло рынку нормально действовать, успешно выполнять свою главную задачу по обеспечению товарного обмена между различными губерниями и районами огромной страны.

Боренштейн А.Л.,

соискатель Курского государственного технического университета

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В XIX в.

Труд лиц, не достигших совершеннолетия, требует детальной регламентации, так как это особая категория трудящихся. Первые правовые акты, устанавливавшие правовой статус трудящихся несовершеннолетних, появились в 1882 и 1884 гг., однако предпосылки возникновения этих актов имеют свои правовые особенности и нюансы.

В XIX веке российская фабрично-заводская промышленность прошла ряд этапов, которые заметно отразились на экономическом и социальном положении рабочих. В начале XIX века промышленники получили право прикупать к фабрикам и заводам населенные деревни, в связи с чем усилилась эксплуатация детского труда. Дворянство пыталось лишить фабрикантов этой привилегии, и в 1816 году был опубликован указ, по которому запрещалось покупать крестьян для работы на фабриках и заводах. Поэтому пред-

приниматели вынуждены были обращаться к вольнонаемному труду и к кустарной промышленности. Так образовалась особая категория работников — «кабальные рабочие»1. Использование их труда основывалось на том, что предприниматель заключал договор найма не с самими рабочими, а с их хозяевами, в связи с чем детский труд стал эксплуатироваться еще больше.

Используя детей на фабричной работе с раннего возраста, как частные предприниматели, так и правительство преследовали цель не только повысить производительность предприятия путем увеличения числа рабочих, но также и подготовить старым рабочим новую смену обученных мастеров. Зачастую дети, родившиеся на фабрике и с 10-летнего возраста поступившие на работу, так с этой фабрикой и не расставались до самой смерти.

Время от времени появлялись либеральные проекты, предлагавшие отменить принудительный труд детей рабочих, но все эти проекты правительство не утверждало, и эксплуатация труда малолетних продолжалась.

Борьба наемных рабочих и первые стихийные стачки на промышленных предприятиях в 30—40 гг. против эксплуатации рабочих заставили правящие круги обратить внимание на эту проблему.

В 1835 году был издан первый закон, регулировавший отношения предпринимателей с их наемными рабочими, но в нем о несовершеннолетних рабочих говорилось лишь в самой общей форме. Поэтому беспощадная эксплуатация малолетних рабочих продолжалась. Проблемы обучения детей также оставались на бумаге.

Через несколько лет вопрос о детях-рабочих обратил на себя внимание правительства. В 1837 году Канкрин представил царю записку — «О детях, занимающихся работою на фабриках»2. В этой записке были выработаны предложения по надзору за фабрикантами и способами обучения детей в школах. По поводу облегчения условий труда детей на фабриках и заводах в записке ничего не говорилось.

В 1845 году Московское отделение мануфактурного совета поставило вопрос о регулировании продолжительности детского труда. Причиной, заставившей правительство взяться за разработку закона о детях-рабочих, стали выступления рабочих различных фабрик и заводов. На этом Совете рассматривался вопрос о запрещении ночных работ для детей.

Министр финансов предлагал обязать фабрикантов, чтобы «...они малолетних рабочих 12 лет и моложе не назначали в смену с полуночи до 6 часов утра»3. Закон 1845 г. «О неупотреблении малолетних в ночные работы на

1 Гессен В.Ю. Труд детей и подростков в России с XVII века до Октябрьской революции. Т. I. М-Л., 1927. С. зГ.
2 Казанцев Б.Н. Рабочий вопрос и фабричное законодательство в крепостной России (30-50 гг. XIXв.). Дисс. ...канд. ист. наук. 07.00.02. М., 1955. С. 370.
3 ПСЗ РИ. Т. XI, отд. 1-ое, СПб., 1837, № 8821. С. 89.

фабриках» — первый закон, регулировавший труд несовершеннолетних детей. Данный Закон не предусматривал привлечения к ответственности предпринимателей за его нарушение, поэтому на практике он никогда не выполнялся.

В связи с этим в 1859 г. в канцеляриях различных ведомств снова стал вопрос о недопущении к фабричной работе детей и ограничении рабочего дня несовершеннолетних. Особая комиссия при санкт-петербургском генерал-губернаторе собрала в 1859 г. сведения о малолетних рабочих на петербургских фабриках и выработала «Проект правил для фабрик и заводов в Санкт-Петербурге и уезде»1. В проекте указываются меры предосторожности, которые должны применяться фабрикантами для предупреждения несчастных случаев с рабочими. Также в проекте имелась статья, не позволяющая принимать на фабричную работу детей моложе 12 лет и ограничивающая рабочее время несовершеннолетних от 12 до 14 лет десятью часами в сутки. Ночная работа несовершеннолетних по данному проекту запрещалась. Многие фабриканты были против этих правил.

Проект комиссии при санкт-петербургском генерал-губернаторе был положен в основу работы другой комиссии, учрежденной также в 1859 г. при Министерстве финансов. Этой последней комиссией под председательством А.Ф. Штакельберга была поставлена цель по реформированию всего фабричного законодательства. Ознакомившись с бытом рабочих, комиссия пришла к выводу, что российские рабочие находятся в тяжелом положении, и единственный выход для устранения злоупотреблений хозяев — это введение расчетных книжек. Взяв за основу этот вывод, комиссия составила проект нового «Устава промышленности», который предлагал: 1) допускать к работам несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет не более чем на 10 часов в сутки; 2) запретить ночную работу; 3) для надзора за промышленными предприятиями назначить особый правительственный инспекторат.

По мнению М.И. Туган-Барановского, проект был благополучно положен под сукно2. Фабриканты победили, но нельзя сказать, чтобы работа комиссии осталась безрезультатной. Например, предположение о недопущении к фабричным работам детей до 12 лет и ограничении времени работы несовершеннолетних не пропало.

В 1869 году Московское отделение мануфактурного совета занялось детальным рассмотрением вопроса о работе малолетних. По мнению отделения, «единственное изменение в существующем порядке, которое не стеснило бы фабрикации, могло бы быть допущено исключительно при по-

1 Тугаи-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1938. С. 311.
2 Там же. С. 319.

становлении следующего правила: «Не дозволяется допускать к работам малолетних, не достигших 11-летнего возраста. Малолетние от 11 до 15 лет не должны находиться на дневной работе более 10 часов в сутки.... Когда же работа производится днем и ночью, малолетние от 11 до 15 лет не должны заниматься ею в течение суток более 8 часов»1.

В 70-х годах были сделаны некоторые попытки административных сфер осуществить эту идею, но фабриканты сопротивлялись. Одна комиссия за другой при разных учреждениях вырабатывали правила законодательной охраны малолетних рабочих, но по каким-то причинам они оставались без движения. Так, комиссия под председательством генерал-адьюта-ната Игнатьева, учрежденная в 1870 году, выработала проект устава о найме рабочих, согласно которому наем детей до 12 лет запрещался, несовершеннолетним в возрасте от 12 до 14 лет можно было работать более 8 часов днем, а 14— 17-летним рабочим — 10 часов днем и 4 часа ночью. Также предполагалось при фабриках и заводах открыть больницы и школы. Данный проект законодательной санкции не получил.

В 1871 году тот же вопрос рассматривался комиссией московского биржевого общества. Комиссия подвергла проект устава о найме рабочих критике. «Столь крупный переворот, как проектированный, — заявило совещание, — может бесспорно причинить в промышленном деле большие затруднения... Неизбежное при этом во многих случаях уничтожение ночных работ, при значительности затрат на устройство фабрики, равно, как и возвышение заработной платы, вследствие уменьшения числа малолетних и замены их взрослыми, повлечет за собой неминуемо чувствительное увеличение стоимости обработки и тем повлияет даже на цену самих произведений в интересах иностранной конкуренции»2.

В 1874 году для рассмотрения того же вопроса была образована новая комиссия под председательством П.А. Валуева, в состав которой, кроме представителей администрации, дворянства и земства, входили также представители фабрикантов и заводчиков, они были против законодательного определения часов работы несовершеннолетних рабочих. Этот проект также не был утвержден из-за сопротивления фабрикантов во главе с московским отделением мануфактурного совета.

Главную роль в законодательной охране труда рабочих сыграло Петербургское императорское русское техническое общество. В 1874 году председатель постоянной комиссии по техническому образованию Технического общества, Е. Андреев обратил внимание комиссии «на два существенно

1 Андреев В. Работа малолетних в России и Западной Европе. Вып. 1. СПб., 1884. С. 28.
2 Там же.

важных препятствия к развитию у нас образования в среде рабочего класса: первое, состоящее в чрезвычайной продолжительности рабочего дня взрослых рабочих, второе — в слишком раннем возрасте поступления детей на фабрики и мастерские»1. Комиссия, по предложению Андреева, разослала промышленникам анкеты с вопросами, касающимися условий детской работы. Были получены ответы от многих фабрикантов. Оказалось, что на большинстве фабрик работали дети, иногда даже моложе 10-летнего возраста. Число рабочего времени у детей было такое же, как и у взрослых — по 15,17 часов в сутки. При такой тяжелой работе фабричные дети страдали разного рода профессиональными заболеваниями.

Собранный материал был передан на рассмотрение особой комиссии, состоящей из представителей общественности, некоторых административных лиц и фабрикантов. Эта комиссия выработала проект Закона о малолетних рабочих. В нем говорилось, чтобы детей до 12 лет на фабриках и заводах к работам не допускать вообще, а к вредным производствам — лиц, не достигших 17 лет.

Кризис перепроизводства, начавшийся зимой 1880—1881 гг., ухудшил и без того плохие материальные условия рабочих. Многие заводы и фабрики, особенно механические, сокращали производство, поставив большое количество рабочих в самое бедственное положение. Тысячи рабочих, как взрослых, так и детей остались на улице, и в поисках заработка они снижали заработную плату до самых минимальных размеров.

Владельцы фабрик и заводов центральных губерний, в течение долгих лет отстаивавшие свободную эксплуатацию труда детей и подростков, вынуждены были теперь уступить.

В 18 81 году была создана специальная комиссия для разработки проекта закона, регламентировавшего труд детей. Необходимо отметить, что Англия первая из европейских стран «издала законы, касающиеся работы малолетних на фабриках»2.

Наконец, 1 июня 1882 года в министерство Н.Х. Бунге, через 23 года после первого возбуждения в правительственных кругах вопроса о регулировании фабричного труда малолетних, был издан закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». В разработке проекта принимали также участие: министр внутренних дел Н.П. Игнатьев, министр юстиции Д.Н. Набоков и министр народного просвещения А.П. Николаи.

Издание закона приняло форму высочайше утвержденного мнения Государственного Совета и было приурочено к манифесту от 1 июня 1882 года о рождении дочери Александра III, когда, в виде особой милости «всем

1 Андреев В. Работа малолетних в России и Западной Европе. Вып. 1. СПб., 1884. С. 43.
2 По записке Министерства финансов о мерах к ограждению работ и об образовании малолетков и подростков на фабриках, заводах и др. промышленных заведениях. ГАРФ, ф. 102, оп. 38, д. 589, л. 4.

верным нашим подданным» было принято решение о сокращении рабочего времени и ограничении возраста несовершеннолетних при поступлении на работу . Этим нормативным актом было положено начало законодательству о труде детей в пореформенный период.

На основании первого пункта данного Закона дети, не достигшие 12 лет, к фабричным работам не допускались. Но это правило не имело обязательной силы, так как министру финансов, по соглашению с министром внутренних дел, предоставлено право в течение двух недель после введения в действие нового закона допускать к работам малолетних не моложе 10 лет.

Статистические исследования, проведенные московским губернским земством, сослужили хорошую службу. В описании одного из заводов Клине-кого уезда, составленном доктором Эрисманом, обнаружено, что «малолетние “держалыцики и хлопцы" работают в темноте, то при слишком ярком свете, на сквозном ветру, испытывая то жар, то холод, рискуя оступиться и упасть в подпольные полы, устроенные для кочегаров»2. Закон 1882 года запрещает работу в таких условиях малолетним, не достигшим 10 лет. Дети в возрасте от 12 до 15 лет допускаются новым законом к фабричной работе «за исключением работ вредных или изнурительных»3, но с тем, чтобы она продолжалась не более 8 часов в сутки и не более четырех часов подряд, только днем, а не ночью (ночью считается время от 21 до 5 часов утра). Но по соглашению двух министров дано разрешение в течение первых двух лет на ночную работу малолетних на срок, не более чем четыре часа в сутки.

Данный Закон регулировал наем малолетних на работу по собственному желанию или по разрешению родителей. Если несовершеннолетний имел паспорт, то разрешение родителей не требовалось, так как предполагалось, что выдачей ему паспорта родители дали согласие на заключение договора найма. Как и взрослому рабочему, малолетнему не позднее семи дней выдавалась расчетная книжка, в которой указывались все условия найма и время работы несовершеннолетнего, отражались изменения условия найма. Расчетная книжка хранилась у несовершеннолетнего рабочего, что давало возможность родителям и другим лицам ознакомиться с условиями работы.

В отношении норм, регулировавших обучение малолетних, Закон устанавливал, что те работающие малолетние, которые не имели «свидетельства об окончании курса по меньшей мере в одноклассном народном или равном ему училище»4, должны были иметь возможность посещать указан-

1 Хохлов А.В. Российское законодательство о труде в конце XIX начале XX века. Учебнометодический комментарий. М., 1993. С. 11—12.
2 Татаров. Правила о работе малолетних на фабриках // Вестник Европы. 1882 . № 8. С. 722.
3 Там же. С. 723.
4 Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» // ПСЗ РИ. 1886. Т. 2. № 931. п. 5. Ст. 1.

ные учебные заведения не менее трех часов ежедневно или не менее восемнадцати часов в неделю.

Закон от 1 июня 1882 года не обязывал владельцев предприятий открывать школы для малолетних рабочих. Однако совершенствование техники требовало определенных знаний. Поэтому предприниматели были вынуждены при фабриках и заводах открывать школы, соответствующие «одноклассным народным училищам».

Также Законом впервые введена норма, регулирующая исполнение фабричного законодательства о работе несовершеннолетних.

К данному законодательному акту фабриканты отнеслись по-разному. Петербургские фабриканты требовали ограничения работы малолетних и даже нормирования труда взрослых мужчин. А фабриканты центральных губерний были против недопущения к работам детей до 12 лет.

Таким образом, в период подъема промышленности эксплуатация дешевого детского труда достигла особенно больших размеров. Фабрично-заводская промышленность России того времени была слабой и отсталой в техническом отношении. Чтобы выдерживать конкуренцию, приходилось удешевлять производство, подбирая наиболее дешевую рабочую силу, а не внедрять новые технические усовершенствования.

Появление законов, регулировавших отношения между предпринимателями и рабочими, было обусловлено тем, что в правительственных кругах осознали необходимость создания правовой основы для развития промышленности. Большое внимание при создании законопроектов уделялось ограничению труда несовершеннолетних

Несмотря на противодействие московских фабрикантов, правительство сделало первый шаг в области правового регулирования интересов рабочих, приняв Закон 1 июня 1882 года «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Этот Закон, являясь результатом стачечной борьбы, вселял в молодой рабочий класс страны веру в свои силы.

Ларина О.Г.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права Курского

государственного технического университета

СОЛЯНАЯ И ГОРНАЯ РЕГАЛИИ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА В РОССИИ XIX в.: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ

Государство в различные периоды определяло многообразные источники доходов, начиная с податей, пошлин, налогов и заканчивая монополизированием товаров и сфер экономики. Одной из самых постоянных до-

ходных статей для российского бюджета в дореволюционный период являлись горная промышленность и соляной промысел.

И.Т. Тарасов указывает, что «регальность горного промысла основана была на том, что недра земли принадлежат не владельцу поверхности, а государству»1. В некоторые периоды в законодательстве было даже прямо определено, на какую глубину от поверхности земли распространяется право собственности частного владельца. И.И. Янжул называет горную регалию «исключительным правом государства на производство горного дела...». К ней автор также относит право государства на доход от обложения частных лиц, занимающихся добыванием металлов и минералов2.

Немного другое правило действует в отношении соляной регалии, которая в отличие от частно-правовой горной регалии относилась к фискальным, поскольку «помимо стремления казны к извлечению дохода, не имеет никакого специального юридического основания для своего учреждения»3. Ее продукт являлся жизненно важным и необходимым для населения, поэтому приносил огромные прибыли казне. В связи с этим противники соляной регалии говорят о ее «вредности»: «...соль составляет предмет, необходимый для земледелия, скотоводства и промышленности, а соляная монополия подрывает промышленность вообще и, таким образом, наносит ущерб не только народному, но и государственному хозяйству, истощая источник, из которого фиск черпает необходимые ему средства»4.

В России в различные периоды в отношении указанных доходов велась достаточно устойчивая административная политика. Были сформированы органы управления, контроля, разработана схема поступлений горного и соляного доходов в бюджет.

Первая попытка развития горного промысла со стороны правительства относится ко времени Ивана III: были проведены разведки благородных металлов, но безуспешно. При Михаиле Федоровиче были открыты золотые россыпи на Урале, но были брошены за недостатком опытных «рудоведцов» и «ру-дознатцов»5. Со времен Анны Ивановны вводится отдача в потомственную аренду казенных заводов, причем арендаторам предоставляли разного рода льготы и привилегии, возникли посессионные заводы. Горный промысел в России начинает активно развиваться в период правления Петра I. Особенное

1 Тарасов И. Т. Очерк науки финансового права / У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»). Т. 2. 1998. С. 245.
2 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. СПб., 1890. С. 171.
3 См.: Тамже. С. 217.
4 Тарасов И. Т. Очерк науки финансового права / У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»). Т. 2. 1998. С. 248.
5 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. СПб., 1890. С. 121.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты