Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 22 (351). История. Вып. 61. С. 167-171.
РЕЦЕНЗИЯ
УДК 303.6(303.623/.628+303.686):[93+908(470)+316.334.55] ББК 63.3(2 Рос)-282.2в682 + 62.211
Е. В. Волков, П. Ф. Назыров
УСТНАЯ ИСТОРИЯ В КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИИ: ОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ - К УЧЕБНИКУ
Рассматривается учебное пособие по устной истории, подготовленное известным сибирским исследователем Т. К. Щегловой. Книга опирается на многолетний личный опыт автора в изучении истории алтайской деревни. Охарактеризованы структура и содержание учебного пособия, в котором рассматриваются все основные этапы работы, от подготовки интервью и создания устного источника до его интерпретации и использования в исследовательском нарративе. Отмечается актуальность появления одного из первых в России учебников по устной истории.
В 2011 г. в издательстве Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул) вышло учебное пособие по устной истории профессора, доктора исторических наук, заведующей кафедрой отечественной истории и руководителя центра устной истории и этнографии АлтГПА Татьяны Кирилловны Щегловой. Вероятно, это одно из первых полновесных учебных изданий по устной истории в нашей стране1. Необходимость в нем назрела уже давно, и можно только приветствовать выход в свет этой книги. Это тем более важно, что методы устной истории получили широкое распространение в разных областях исторической науки, сложились научные центры и даже своеобразные «школы», однако значительный, уже российский, опыт исследова1 Щеглова, Т. К. Устная история : учеб. пособие. Барнаул : АлтГПА, 2011. В числе других пособий для устных историков можно назвать: Биографический метод в социологии : история, методология, практика / под ред. Е. Ю. Мещеркиной, В. В. Семеновой. М. : ИС РАН, 1994; Архивы звука и образа. Статьи и методические материалы / под ред. Б. С. Илизарова ; сост. Т. М. Горяева. М. : АИРО-ХХ, 1996; Хубова, Д. Н. Устная история. «Verba Volant ?» : метод. пособие. М. : РГГУ, 1997; Тош, Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М. : Весь мир, 2000; Белановский, С. А. Индивидуальное глубокое интервью. М. : Никколо, 2001; Астафьева, Е. Н. Биографическое интервью : учеб.-метод. пособие / Е. Н. Астафьева, О. Е. Кошелева, Е. Ю. Мещеркина, В. В. Нуркова. М. : Изд-во УРАО, 2001; Лоскутова, М. В. Устная история : методические рекомендации по проведению исследования. СПб., 2002; Хрестоматия по устной истории / пер., сост., введ., общ. ред. М. В. Лоскутовой. СПб. : Изд-во Европ. ун-та в С.-Петерб., 2003; Квале, С. Исследовательское интервью. М. : Смысл, 2003; Томпсон, П. Голос прошлого. Устная история. М. : Весь мир, 2003.
ний так и не получил пока научно-практического обобщения.
Пособие Т. К. Щегловой также опирается на многолетний исследовательский опыт автора -одного из ведущих устных историков Сибири. Благодаря осуществлённым под её руководством полевым исследованиям 1990-2006 гг. удалось сформировать значительный архив устных источников по истории алтайской деревни в XX в. Результатом, обобщающим эту работу, стала вышедшая в 2008 г. монография, составившая заметное явление в российском крестьяноведении2. По существу, уже эта книга носит во многом научно-практический характер, когда в контексте исследования сибирского крестьянства ставятся и рассматриваются важные с точки зрения устной истории и краеведения вопросы. Среди них -природа устных источников, возможности их использования в рамках «семейной» и «сельской» истории, гендерные особенности исторической памяти и устного нарратива. Как пишет сам автор, работа преследовала две цели - показать ретроспективу истории алтайской деревни в XX в. и «раскрыть содержательные и формальные особенности и возможности устных исторических источников и способы работы с ними» (С. 28).
Каждая глава монографии начинается небольшим теоретическим вступлением, связанным с определённым аспектом работы устного историка. Так, глава 3, посвящённая коллективизации алтайской деревни, даёт автору возможность охарактеризовать советский опыт устной
истории, с характерной для него идеологической заданностью событий3, и сформулировать своеобразный этический кодекс исследователя. Сбор и интерпретация устных источников, по мнению Т. К. Щегловой, являются научным выбором и гражданским долгом историка, а главной проблемой становится борьба с самим собой, своими пристрастиями, стереотипами, косностью. Независимый историк стремится «к расширению спектра голосов прошлого, отражающих видение событий всеми слоями и группами общества» (С. 167-168).
Обращение к памяти об истории революции и гражданской войны (глава 1) позволяет обратиться к феномену воспоминаний «из вторых рук», основанных на рассказах крестьян старшего поколения и занимающих «среднее место» между собственно устной историей и устной традицией («устные сообщения», как называет их Я. Ванси-на, представляющие собой «семейные истории»). Историк в этом случае решает непростую задачу вычленения из устного нарратива той его части, которая передаёт восприятие и оценку событий его непосредственными участниками и очевидцами. Важная роль здесь отводится лингвистическим методам, контент-анализу и выявлению дискурсивных слов, передающих интерпретации другого человека. Разумеется, не все выводы, получаемые таким образом, бесспорны. Так, в рассуждениях автора о том, что для крестьянства Алтая историческим рубежом стали не 19171919 гг., а 1930-е, отражена позиция информаторов 1890-1920-х гг., молодость и зрелость которых оказались связаны с коллективизацией и историей советского села. Что касается крестьян более старших возрастов, можем предположить, опираясь на художественно-бытовую литературу 1920-1930-х гг., что это было не так. Косвенно это подтверждают и сами материалы монографии, в которой в качестве значимых событий, изменивших жизнь сельского социума, выделяются также переселение на Алтай и первая мировая война (С. 58-60).
Подобные оговорки могут быть сделаны и к другому наблюдению автора - о том, что белые остались в устной памяти «чужеземцами», а красные - «нашими». Наряду с тем, что такое разделение отражает реальные особенности гражданской войны в регионе, крестьянство которого, в отличие от казачества, приняло активное участие в красном партизанском движении, необходимо учитывать и влияние советского дискурса, разделяемого и усвоенного информаторами разных поколений. Не случайно один из информаторов, формулирующих эту позицию, делает оговорку, что «народу поначалу красные не нравились» (С. 63-64, 68).
В целом же постоянная опора на конкретный устный материал, «встроенность» теоретических и методических рассуждений в общую канву исторического исследования делает выводы и наблюдения автора особенно убедительными и наглядными, позволяют читателю сформулировать, если надо, и собственную оценку предлагаемых ему фактов. Книга убеждает в больших практических возможностях устной истории, когда «даже указываемые академической наукой недостатки устных исторических источников - субъективизм, искажение фактов и т. п. - дают информацию по исторической или социальной психологии, социальной истории» и т. д., а «намеренное умолчание, игнорирование, заблуждение, ложь и другие проявления субъективности рассказчика могут отражать психологический климат, общественную атмосферу изучаемой эпохи» (С. 21-22).
Изданное в 2011 г. учебное пособие также в значительной степени носит практический характер. Книга состоит из предисловия, введения, восьми глав и пяти приложений, занимающих по объему около трети пособия. В предисловии говорится о функциях устной истории, её роли в исследовательской и учебной работе, значимости для современного российского общества. Автор книги отмечает социальную миссию устной истории, которую видит в восстановлении связей между поколениями, укреплении диалога и интеграции различных картин прошлого. Цели, задачи и структура учебного пособия охарактеризованы во введении. Правда, заявляя целью книги не знакомство читателей с подходами и методами создания и использования устных исторических документов, а разработку подобной методики (С. 29), автор ориентирует нас в большей степени на формат научного исследования, а не учебного пособия.
Первая глава посвящена ответу на вопрос, что такое устная история. Т. К. Щеглова дает довольно убедительные определения данного понятия. Действительно, устная история - это самостоятельная историческая дисциплина со своим концептуальным подходом, и в то же время она представляет собой одно из направлений исторических исследований, которое предполагает опору на междисциплинарные связи (С. 36-37). Даётся характеристика особенностей устных исторических источников и специфичности методов устной истории. Как отмечает автор, «принципиальной особенностью деятельности устного историка является "создание устного источника", или, как это определяется в зарубежной устной истории, "фабрикация источника"» (С. 45), а предметом исследования устной истории - «субъективная реальность» участника истории. Однако не совсем понятно, почему это понятие Т. К. Щеглова приписывает современному российскому историку Е. С. Сенявской, а не зарубежным социологам П. Бергеру и Т. Лукма-ну, которые еще в 1960-е гг. ввели и обосновали данную категорию4.
На наш взгляд, очень скудным с точки зрения информативности получился раздел первой главы о теоретических подходах в устной истории. Кроме того, что одни историки ориентируются на реконструкцию с помощью устной истории деяний «великих», а другие пишут историю «маленьких людей», автор учебного пособия также говорит о «человеческом содержании» истории (С. 48-52). Характеристику влиятельных концепций, разработанными разными философами, теоретиками истории, социологами и культурологами (например, М. Фуко, Ю. Лотман, Я. Ассман, Б. Андерсон и др.), которые вполне могут быть применимы в исследованиях, связанных с устной историей, здесь читатель, к сожалению, не обнаружит. Тут был бы вполне уместен обзор и анализ классических трудов и по устной истории теоретического, прикладного и исследовательского характера, прежде всего зарубежных авторов. Но историографического раздела в данном учебном пособии, можно сказать, нет, и это, видимо, самый главный его недостаток.
Очень убедительными и информативными являются последующие вторая, третья, четвертая и пятая главы учебного пособия, где речь идет о таких этапах в деятельности исследователя, как подготовка, проведение, транскрибирование интервью, архивирование устных источников.
Здесь явно чувствуется, что алтайский историк не один десяток лет лично занималась и руководила исследованиями в области устной истории в своем регионе. Много ценных рекомендаций, подкрепленных многолетним опытом, можно взять на вооружение, читая эти главы, как начинающим, так и уже бывалым исследователям. Не лишённым прагматизма представляется утверждение о возможном проведении в определенных случаях коллективных интервью (С. 120), хотя, по мнению ряда исследователей, они не соответствуют методике эффективной работы в области устной истории. В этой связи можно указать на коллективные вечера воспоминаний, организовывавшиеся истпартами 1920-х гг., а также опыт фольклорно-этнографических экспедиций.
Интересна и шестая глава учебного пособия, посвященная интерпретации и использованию устных источников в исследовательской работе. Т. К. Щеглова приводит те методы, которые способны «выжать» полезные и значимые сведения из проведенных интервью: лингвистический анализ, выявление латентной информации, сравнение и обобщение данных. Обозначена и проблема интерпретации устных источников как субъективных свидетельств о прошлом. Всегда возникает вопрос, насколько они типичны? Здесь, по справедливому мнению автора, существует «проблема соотнесения в устных исторических источниках индивидуального человеческого опыта с более широкими историческими процессами» (С. 178). Кроме того, часто возникает определенная предвзятость исследователя, работающего с данными интервью. В таком случае от него требуется отличное знание контекста тех ситуаций прошлого, в которых оказывался респондент. Как считает автор пособия, необходимо «видеть рассказ информанта в комплексе, а не выхватывать какие-либо цитаты, отрывки для подтверждения своей сформировавшейся гипотезы» (С. 179). Здесь же читатели могут найти информацию о распространенных ошибках, которые встречаются в работе с устными источниками. И это, конечно, полезно для выстраивания правильной методики исследования.
Седьмая глава учебного пособия, повествующая о междисциплинарности и прикладном значении устной истории, во многом, по своему содержанию, сливается с материалом восьмой главы. В последней говорится о месте устной истории в системе социогуманитарных дисциплин, и поэтому информацию из небольшой седьмой главы, согласно логике материала, можно было бы включить в восьмую главу. Этот последний раздел книги характеризует перспективы, возможности создания и использования устных источников в социальной истории, этнографии, музеелогии, военной антропологии, истории ментальностей, истории повседневности и архивоведении. Рассуждения и доводы автора в данном ключе вполне убедительны и обоснованы. Они могут стать ориентирами для исследователей, планирующих использовать устные источники в своих работах.
Если говорить о приложениях, то наиболее информативными, на наш взгляд, являются методические указания для руководителя группы по подготовке устных историков и различные варианты вопросников по тем или иным тематическим направлениям. Данные материалы очень полезны для начинающих исследователей в области устной истории.
Несмотря на некоторые вышеуказанные замечания, пожелания и вопросы, учебное пособие профессора Татьяны Кирилловны Щегловой и в теоретической, и в практической части заслуживает высокой оценки. Эта та книга, с которой, по нашему мнению, стоит познакомиться не только начинающим, но и опытным исследователям, занимающимся созданием и интерпретацией устных источников, и вообще исследованием советской истории.
Библиографический список
Сведения об авторах
Назыров Павел Флорович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия.
pfnazyrov@mail.ru
Волков Евгений Владимирович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Южно-Уральского государственного университета, директор научно-образовательного центра «Устная история» ЮУрГУ, Челябинск, Россия.
evgeny-volkov@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 22 (351). History. Issue 61. P. 167-171.
ORAL HISTORY IN PEASANT STUDIES: FROM RESEARCH PRACTICES TO A WORKBOOK
P. F. Nazyrov
candidate of Historical Sciences; Associate Professor of the Russian History Chair, Chelyabinsk State University,
Chelyabinsk, Russia. pfnazyrov@mail.ru
E. V. Volkov
doctor of Historical Sciences; Associate Professor of the Department of Russian History, South Ural State University; Director of the Scientific-Educational Center «Oral history» of SUSU, Chelyabinsk, Russia. evgeny-volkov@mail.ru
The article discusses the oral history workbook prepared by Tatiana Shcheglova, a well-known Siberian researcher. The book is based on the author&s years-long personal experience in the study of the history of the Altai village. The article&s authors characterize the structure and contents of the workbook, which encompasses all phases of the work, from the preparation of an interview and creation of an oral source to its interpretation and use in the research narrative. The reviewers underline the relevance of the issue of the workbook as one of the first workbooks on oral history in Russia.
References
BGPU, 2008. 528 s.