Спросить
Войти

Будущее поволжского села и современное историческое знание

Автор: указан в статье

4. Культурология. Социология.

29-30 октября 2009 года в УГСХА при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда на высоком научном и организационном уровне состоялась Региональная студенческая научная конференция «История и культура поволжского села: традиции и современность» (Грант РГНФ № 09-01-21180 г/В). Организаторами конференции были кафедра отечественной истории и культурологии, сектор по научно-исследовательской работе со студентами УГСХА. Центральная научная проблема, которая обсуждалась на конференции - трансформация культурных ценностей поволжского села под влиянием модернизационных процессов и масштабных аграрных реформ в конце XIX - начале XXI вв. в условиях поликонфессионального, полиэтничного региона. Вашему вниманию предлагаются научные доклады, представленные на пленарном заедании конференции, которые задали тон её работе в целом.

УДК 130.2

БУДУЩЕЕ ПОВОЛЖСКОГО СЕЛА И СОВРЕМЕННОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ1

А.И. Стеценко, кандидат исторических наук, доцент ФГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

Почти вся полуторатысячелетняя история нашей страны - это история аграрного общества, общества, в котором не только основная масса производимого продукта производилась в аграрном секторе экономики, но и подавляющая часть населения проживала в сельской местности. Следовательно, без познания того, что представляла собой жизнь российского села, мы не сможем правильно понять и историю государства, общества, понять причины, вызывавшие реформы, понять истоки крестьянских волнений и войн, истоки российских революций, суть модерниза-ционных процессов в прошлом, настоящем и будущем. Эта проблема особо актуальна для нашего поволжского региона.

Хорошо известно, что только с середины XVI в. территория среднего Поволжья вошла в состав Московского царства, которое с этого момента становится государством многонациональным. С древних времен здесь жили представители самых разных народностей, создававшие свою самобытную неповторимую национальную культуру, которая в последующем стала развиваться в постоянном соприкосновении со славянской культурой. Процессы соприкосновения этих, отличных друг от друга культур были сложны, иногда драматичны. Последствия этого взаимодействия также неоднозначны: с одной стороны, устойчивые контакты различных народов без сомнения вызывали взаимообогащение их национальных культур, с другой, - это приводило к забвению национальных традиций, обрядов и т.п. Поэтому столь важно многостороннее изучение жизни поволжского села, так как знание прошлого позволяет сохранять для потомков эти элементы народной, сельской традиционной культуры.

К сожалению, большая часть источников, при помощи которых историки познают прошлое, в том числе и прошлое поволжского села, представляют собой документы, вышедшие из-под руки долго господствовавшего класса, т.е. российского дворянства. В силу неграмотности, необразованности большей части российского крестьянства, первые письменные источники, вышедшие из-под руки

&Доклад, прочитанный 29 октября 2009 г. на пленарном заседании региональной студенческой научной конференции «История и культура поволжского села: традиции и современность», которая состоялась в Ульяновской ГСХА при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 09-01-21180г/В).

этой, основной части населения, появились только ко второй половине XIX в. Это серьезно затрудняет изучение истории российского села. Но это не означает, что эта история непознаваема. Если принять за источник исторической информации все то, что создано человеком, его руками и интеллектом, то мы будем иметь огромный массив крайне важной и интересной информации. Необходимо только научиться понимать язык этих источников.

Здесь на помощь историкам приходит целый ряд вспомогательных исторических дисциплин: археология, изучающая материальные остатки прошлого, извлеченные из земли; нумизматика - дисциплина, изучающая старинные монеты; фалеристика, дисциплина, изучающая награды и т.д., а также близкие к истории науки: этнография - наука, изучающая материальную и духовную культуру народов; лингвистика - наука о языке и даже география. В результате появляются смежные научные направления, например, историческая география, изучающая географию исторического прошлого, историческая топонимика1, изучающая происхождение имен собственных географических названий. Одним из направлений исторической топонимики является изучение названий населенных пунктов - ойкоменов. К последнему научному направлению я обращу ваше внимание, остановившись на анализе названий сельских населенных пунктов нашей области.

Конечно, сегодня многие из населенных пунктов носят названия, которые получили в годы советской власти из идеологических побуждений. В некоторых случаях переименования происходили с целью увековечивания памяти деятелей коммунистического движения. Например, причина появления на карте Барышского района рабочего поселка имени Ленина всем понятна. Город Мелекесс был переименован в Димитровград в память о болгарском коммунисте, государственном и по1 Топонимика (от греч. голод (topos) - место и Ovo^a (önoma) - имя, название) - наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

литическом деятеле. Некоторые населенные пункты получали новые названия вследствие имевшей место в 20-е -30-е годы в нашей стране борьбы с религией, когда религиозные названия заменялись на более нейтральные. Именно в этом случае вместо села Покровское Майнского района на карте области появилось село Апалиха.

Иногда переименования отражали стремления новой власти закрепить в сознании людей признаки нового строя. Так появились: поселок Колхозный Чердаклинского района, хорошо известный вам всем поселок Октябрьский того же района, где расположена Ульяновская ГСХА, село Первомайское Инзенского района и т.д. В ряде случаев названия населенных пунктов отражали доминирующие в них производства, предприятия, например, поселок Торфоболото Ульяновского района, или поселок «Сенгилеевский цементный завод». Следует признать, что в ряде случаев, новое название звучало если и не более изысканно, то, во всяком случае, более благозвучно. Так, название села Красный бор Вешкаймского района, пришедшее на смену старому, возможно и дорогому для кого-то названия Соплёвка, выглядит, бесспорно, солиднее. С другой стороны, одно дело быть жителем села Красноборск Тереньгульского района, или, добившись возвращения исконного названия, говорить: «Я житель села Со-бакино».

Количество старинных, исторических названий сельских населенных пунктов становится все меньше. Но прежние, исконные названия сохранились не только в документах прошлого времени, но и в памяти населения, что дает историкам дополнительные возможности по первоначальным наименованиям попытаться восстановить отдельные черты прошлого.

Приведу несколько примеров. Тем из вас, кто живет в Чердаклинском районе, должно быть хорошо известно название села Крестовое городище. Сегодня это село стоит на том месте, куда было перенесено в 1955 г. в связи с затоплением зоны Куйбышевского водохранилища. При этом старое название было сохранено. И оно может много рассказать об истории села. В средневековых источниках термин «городище» мог обозначать поселения, возникшие на заброшенных местах

(чаще всего в тех случаях, когда прежнее название забылось). При этом надо учитывать, что в прошлом слово «город» («град»), произошедшее от слова «ограда», использовался для обозначения укрепленных, огражденных населенных пунктов независимо от их экономического значения, и только начиная с XVI в. городом стали называть ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты. Таким образом, название Крестовое городище указывает нам на то, что до появления этого населенного пункта на этом месте уже существовало древнее, довольно крупное (на что указывало наличие ограды) поселение. Кроме того, прилагательное «крестово» по отношению к «городищу» указывает не на религиозный символ, а является производным от слова «крестец», что означало перекрестие дорог. Это значит, что данный населенный пункт находился на пересечении торговых путей, поскольку наезженные дороги в средневековье были редкостью, и прокладывались только при наличии устойчивых сообщений. Кстати сказать, в Инзенском и Ульяновском районах также имеются села с названием Городище.

Часто название населенного пункта содержало в себе указание на его основателей или владельцев. Таковы, например, названия: село Загоскино Сенгилеевского района, получившее свое название по фамилии дворян Загоскиных, село Екатериновка того же района, содержащее указание на имя основательницы - помещицы Екатерины Кондрашиной, деревня Подкуровка Тереньгульского района, сохранившая в нашей памяти с XVII в фамилию её основателя - Григория Подкурова и т. д.

Название населенного пункта может указывать на относительное время его основания. В нашей области есть много населенных пунктов, расположенных неподалеку друг от друга, имеющих одинаковые названия, но отличающихся наличием в них прилагательных с противоположным значением, что указывает на то, что они были основаны выходцами из одного и того же села или деревни, но в разное время. Таковы: «Новая» и «Старая» Малыкла, «Верхняя» и «Малая» Якушки в придачу к просто Якушке Новомалыклинско-го района, «Верхняя» и «Нижняя» Маза Радищевского района, «Верхние» и «Нижние» Тимерсяны Цильнинского района, «Старое» и «Новое» Томышево Новоспасского района, «Большое» и «Малое» Станичное, «Большая» и Малая Кандарать» - села Карсунского района. В противоположность уже существовавшим поселениям с названиями «старые», «верхние» или «большие», новые получали соответственно противоположные определения «новые», «нижние», «малые».

В названиях целой группы сел нашего региона сохранились указания на названия бывших когда-то в них церквей - например, село Николаевка Сенгилеевского района (Церковь во имя Николая Чудотворца), село По-кровское Цильнинского района (храм в честь Покрова Богородицы). Часто такие названия претерпевали изменения в народном языке и дошли до нас в виде, например, Богородской Репьевки (село Цильнинского района) или Лесное Никольское - село Старомайнского района, Никольское-на-Черемшане (Мелекес-ский район).

Хорошо известно, что деятельность человека может даже в короткое время до неузнаваемости изменить облик окружающей природной среды. Однако названия могут хранить информацию о том, каковы были природные особенности данного населенного пункта в прошлом. Довольно часто в нашей области встречаются такие названия, как «Озерки», «Дубки», «Ключи», «Ключища». Исследователи давно обратили внимание на то, что подобные названия подчеркивали обратную зависимость названия и окружающей природы. Так, названия «Дубки», «Березовка», «Сосновка» чаще всего возникали в степных малолесистых местах. Такие названия помогали ориентироваться на местности. В самом деле, как найти, допустим, «Березовку» или «Сосновку» если вокруг на сотни верст сплошные березовые или сосновые леса, а вот если березовая роща является исключением, то деревню, содержащую в своем название ее наличие, найти гораздо проще.

В некоторых случаях название населенного пункта отражает особенности его возникновения. Таково, например, название села Новой слободы - села Сенгилеевского района, Барышской слободы - села Сурского района, или Панской слободы - населенного пункта Ульяновского района. Само слово «слобода» или «свобода» означало то, что при основании поселения его жители получали некоторые льготы («свободы»), чаще всего

освобождение от уплаты налогов, так как на новом месте еще только предстояло обжиться. По прошествии времени льготы или свободы отменялись, а название сохранялось. Кстати, слово «Панская» в названии неслучайно. Оно отражало своеобразный состав население. В конце 60-х гг. XVII в. здесь были поселены поляки, т. е. «паны», взятые в плен в годы русско-польской войны 1656 - 67 гг.

Источником информации о прошлом может служить не только собственное имя населенного пункта, но и характер поселения. Всем вам хорошо известно, что сельские населенные пункты называются по разному -село, деревня, т.е. словами, которые сегодня мы считаем синонимами. Но вплоть до конца XIX века сельские поселения также наимено-вались «погостами», «сельцами», «весями», «выселками».

Впервые с погостами мы встречаемся в самой древней русской летописи «Повести временных лет». Рассказывая о мести княгини Ольги в 946 году за смерть своего мужа -князя Игоря, летописец сообщил, что ею был установлен и порядок сбора дани. Дань свозили в главный населенный пункт племени, куда за ней приезжали княжеские люди - «гости», что и дало название места «погост». Позже, после принятия христианства именно там, в главных поселениях славянских племен, на погостах стали строить церкви, рядом с которыми хоронили умерших христиан. Со временем погосты частично или полностью теряли прежнее значение, сохраняя вместе с тем название. В одних местностях они стали обозначать место, где находится церковь, в других — кладбище, а в некоторых — превращаются в села. Кстати, для нашей губернии использование термина «погост» было не характерно. Другое дело «села» и» деревни».

Селами именовались административно-хозяйственные и церковно-приходские центры феодального владения. Первоначально в их состав входили только двор владельца земли и жилища его слуг. Позднее в селах стали располагаться и хозяйства зависимых крестьян. Таким образом, наименование «село» указывает на то, что когда-то здесь находилась помещичья усадьба, следы которой, возможно, и не сохранились до наших дней. Здесь же, как правило, возводилась и церковь, становившаяся центром религиозно-территориального объединения - прихода. Село же, не ставшее церковно-приходским центром, называлось сельцом. Таковым было, например, сельцо Ру-мянцево в Барышском районе.

Если владения помещика были обширны, то часть крестьян расселялась на отдаленных от села территориях. Такие крестьянские поселения, принадлежавшие помещику, назывались деревнями, а если они были небольшие - в один или несколько дворов, их называли весями. В случаях, если такие поселения формировались из крестьян переселенных, или выселенных из села, то такое место поначалу называли выселки. Так, например, появилась деревня Андреевка Теренгульского района, названная по имени хозяина земли, на которой она находилась в начале XIX в. Ефима Андреева. Андреев переселил сюда часть крестьян из принадлежавшего ему села Зеленец.

Мне бы хотелось, что бы этот небольшой доклад показал Вам, что, несмотря на то, что окружающий нас мир постоянно меняется, прошлое незримо окружает и сопровождает нас. Надо только научиться понимать язык истории, истории не только своей страны, но и своей области, района или села. И тогда прошлое станет вам ближе, понятнее, да и ваше отношение к нему станет бережнее.

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов